Субъектами политического процесса являются только граждане как совокупность избирателей электорат

Обновлено: 02.07.2024

Округ, включающий всю территорию, на которой проводятся выборы.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово.

Назначение выборов, образование избирательных округов и участков,

избирательная кампания, выдвижение и регистрация кандидатов,

предвыборная борьба.

1) влияние на государственную или общественную политику 2) управление государственными делами 3) добровольная дея­тельность 4) интер-национализация экономической и социаль­ной жизни 5) переплетение и взаимосвязь революционных и ре­форматорских начал 6 ) выбор политического руководства .

4. Выберите верные суждения о выборах и запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) Избирательная система - совокупность правил, приемов, про­цессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное форми­рование органов политической власти. 2) Выборы - особый вид юридической деятельности, в которой участвуют граждане, а также лица без гражданства. 3) Мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства: победителем на выборах признается тот, кто на­брал наибольшее число голосов. 4) Принципами избирательного процесса являются: свобода вы­боров, наличие альтернативных кандидатов, состязательность, периодичность и регулярность выборов, равенство возможно­стей политических партий и кандидатов. 5) Совокупность правовых норм, регулирующих указанные от­ношения, составляет самостоятельный правовой институт - избирательное право.

5. Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы избирательных систем

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.

Б) Голосование проводится за списки кандидатов, от политических партий.

1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Деление страны на избирательные округа

Страна делится на избирательные округа

За кого происходит голосование

Избиратели голосуют за личность

Как определяется победивший

Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово. Выборы депутатов, избирательное право, списки политических партий, тайное голосование, избирательная кампания.

1) открытость голосования. 2) прямое из­би­ра­тель­ное право. 3) наличие об­ра­зо­ва­тель­но­го ценза. 4) добровольность уча­стия в выборах. 5) равное из­би­ра­тель­ное право . Найдите лишние принципы.

4. Выберите верные суждения об избирательной кампании в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Первой стадией избирательного процесса в РФ является составление списков избирателей на основе данных их регистрации. 2) К принципам избирательного права в РФ относят принцип свободы выборов, принцип участия граждан РФ в выборах и др. 3) Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях. 4) Центральная избирательная комиссия РФ прекращает свою деятельность через 10 дней после дня официального опубликования результатов выборов. 5) В РФ существует прямое избирательное право, согласно которому гражданин Российской Федерации голосует за кандидата непосредственно.

5. Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы избирательных систем

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.

Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий.

В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.

Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.

Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.

Е) Избиратели голосуют, прежде всего, за кандидатов.

6. Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Участие граждан в политике дает людям возможность быть субъектами политики, влиять на решение важнейших общественных проблем и определять условия своего существования. 2) Политическая активность населения не определяется существующим в стране режимом власти: и диктатура, и демократия создают условия для политического участия. 3) Абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни из-за отсутствия интереса к политике - является альтернативой политическому участию. 4) Наиболее популярными формами политического участия являются массовые манифестации, голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и т.д. 5) Прямое политическое участие предполагает выбор гражданами своих представителей для осуществления политической власти.

7. В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) введение всеобщего, равного и прямого избирательного права 2) отражение хода избирательной кампании в СМИ 3) введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты 4) распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах 5) проведение голосования по спискам политических партий 6) введение 7%-ного избирательного барьера для политических партий

8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих … (А), выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Среди практических действий людей политическим участием могут быть признаны только их целенаправленные поступки, т.е. те действия, которые специально и … (Б) проектируются и осуществляются ими в политическом пространстве. Иначе говоря, к политическому участию относятся лишь собственно политические… (В), а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью. Например, индивид может участвовать в решении местных или общефедеральных вопросов, заниматься постоянной активной деятельностью по организации избирательных … (Г), а может изредка принимать участие в выборах - и все это будут разные по значимости и интенсивности формы его политического… (Д). Непосредственно характеризуя поступки индивида, политическое участие дает косвенную аттестацию и самой политической … (Е), т.е. той внешней среде, которая сопутствует или препятствует политическим действиям граждан.

Список терминов: 1) права 2) кампании 3) обязанности 4) сознательно 5) система


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляются
по избирательной системе

  • смешанной
  • унитарной
  • мажоритарной
  • пропорциональной
Вопрос 2

Всенародные выборы в Российской Федерации определяют состав

  • Правительства РФ
  • депутатов Государственной Думы
  • Совета Федерации
  • судей Конституционного Суда
Вопрос 3

На референдум в Российской Федерации выносится(-ятся)

  • Конституция
  • федеральные законы
  • поправки в Конституцию
  • государственный бюджет
Вопрос 4

Референдум является элементом

  • представительной демократии
  • либеральной демократии
  • развитой демократии
  • прямой демократии
Вопрос 5

Какой ценз существует в РФ для кандидата на пост Президента РФ?

  • национальный
  • возрастной
  • идеологический
  • конфессиональный
Вопрос 6

Выборы кандидатов в депутаты Государственной Думы в РФ осуществляются
по

  • мажоритарной избирательной системе
  • смешанной избирательной системе
  • пропорциональной избирательной системе
  • избирательной системе абсолютного большинства
Вопрос 7

При пропорциональной избирательной системе создается

  • многомандатный избирательный округ
  • одномандатный избирательный округ
  • единый избирательный округ
  • государственный избирательный округ
Вопрос 8

Смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы

  • создать видимость конкурентной политической борьбы
  • дать избирателям возможность познакомиться с программами различных политических партий
  • дать возможность лидерам оппозиционных партий выступить перед избирателями
  • оказать материальную поддержку оппозиционным партиям
Вопрос 9

Гражданин участвует в политике, когда

  • высказывает свое мнение на референдуме
  • получает высшее образование
  • платит государственные налоги
  • читает газеты
Вопрос 10

Одним из видов политического участия является

  • предпринимательская деятельность
  • абсентеизм
  • активистская деятельность
  • конформизм
Вопрос 11

Каким из перечисленных качеств должен в обязательном порядке обладать неформальный политический лидер?

  • веселым нравом
  • внешней привлекательностью
  • твердой волей
  • милосердием
Вопрос 12

По масштабу личности выделяют лидеров

  • харизматических
  • общенациональных
  • авторитарных
  • традиционных
Вопрос 13

Одной из функций политического лидера является

  • установление культа личности
  • единоличное воздействие на нижестоящих
  • навязывания своей воли другим людям
  • нахождение и принятие оптимальных политических решений
Вопрос 14

Одной из групп граждан, участвующих в политическом процессе, являются

  • студенты
  • работники культуры
  • работники полиции
  • искатели политической карьеры
Вопрос 15

Политический лидер — это всегда

  • человек, осуществляющий политическое управление людьми
  • профессионал, знающий, как управлять страной
  • человек демократических убеждений
  • человек, обладающий властью, закрепленной законом
Вопрос 16

Пассивной формой политического участия граждан является.

  • участие только в выборах представительных органов
  • руководство государственными и партийными учреждениями
  • политический бойкот
  • агитация с целью вовлечения других граждан в процесс голосования
Вопрос 17

Среди кандидатов в депутаты по данному избирательному округу только один в случае победы сможет занять место в парламенте. Какая избирательная система существует в данном государстве?

  • мажоритарная
  • смешанная
  • пропорциональная
  • открытая
Вопрос 18
  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 19

Верны ли следующие суждения о политическом участии?
А. Одним из видов политического участия является абсентеизм.
Б. Политический протест не является видом политического участия

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба суждения верны
  • оба суждения неверны
Вопрос 20

Верны ли следующие суждения о политическом участии?
А. Сознательно спланированный приход на митинг может быть квалифицирован как политическое участие индивида.
Б. Практические и целенаправленные формы политического участия
характеризуются масштабностью и интенсивностью.

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба суждения верны
  • оба суждения неверны
Вопрос 21

Верны ли следующие суждения об избирательной кампании?
А. Избирательная кампания — это совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц.
Б. Избирательная кампания — это система агитационных мероприятий,
проводимых политическими партиями и независимыми
кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку
избирателей на предстоящих выборах

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба суждения верны
  • оба суждения неверны
Вопрос 22


Вопрос 23


Вопрос 24
Вопрос 25

Установите соответствие между типом лидерства и его признаками:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.

  • исключительная святость
  • подчинение лидеру основывается на личном доверии
  • основа власти — укоренившаяся вера в незыблемость древних традиций
  • подчинение определяется рамками привычных обязанностей
  • власть яркого человека
Вопрос 26

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

  • Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих_________________, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей.
  • Среди практических действий людей политическим участием могут быть признаны только их целенаправленные поступки, т.е. те действия, которые специально и __________________проектируются и осуществляются ими в политическом пространстве.
  • Иначе говоря, к политическому участию относятся лишь собственно политические_____________________, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия.
  • Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью. Например, индивид может участвовать в решении местных или общефедеральных вопросов, заниматься постоянной активной деятельностью по организации избирательных_________________
  • А может изредка принимать участие в выборах — и все это будут разные по значимости и интенсивности формы его политического_______________.
  • Непосредственно характеризуя поступки индивида, политическое участие дает косвенную аттестацию и самой политической_____________, т.е. той внешней среде, которая сопутствует или препятствует политическим действиям граждан.
Вопрос 27

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
представленных понятий. Запишите это слово.
1) назначение выборов, 2) образование избирательных округов и участков, 3) избирательная кампания, 4) выдвижение и регистрация
кандидатов, 5) предвыборная борьба.

Вопрос 28

Выберите верные суждения о выборах и запишите цифры, под которыми
они указаны.

  • Избирательная система — совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.
  • Выборы — особый вид юридической деятельности, в которой участвуют граждане, а также лица без гражданства.
  • Мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства: победителем на выборах признается тот, кто набралнаибольшее число голосов.
  • Принципами избирательного процесса являются: свобода выборов, наличие альтернативных кандидатов, состязательность, периодичность и регулярность выборов, равенство возможностей политических партий и кандидатов.
  • Совокупность правовых норм, регулирующих указанные отношения, составляет самостоятельный правовой институт — избирательное право.
Вопрос 29

Выберите верные суждения об избирательной кампании в Российской
Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Первой стадией избирательного процесса в РФ является составление
списков избирателей на основе данных их регистрации.
2) К принципам избирательного права в РФ относят принцип свободы
выборов, принцип участия граждан РФ в выборах и др.
3) Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными
методами иных избирательных действиях.
4) Центральная избирательная комиссия РФ прекращает свою деятельность через 10 дней после дня официального опубликования
результатов выборов.
5) В РФ существует прямое избирательное право, согласно которому
гражданин Российской Федерации голосует за кандидата непосредственно.

Вопрос 30

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Участие граждан в политике дает людям возможность быть субъектами политики, влиять на решение важнейших общественных
проблем и определять условия своего существования.
2) Политическая активность населения не определяется существующим
в стране режимом власти: и диктатура, и демократия создают условия для политического участия.
3) Абсентеизм — уклонение от участия в политической жизни из- за отсутствия интереса к политике — является альтернативой политическому участию.
4) Наиболее популярными формами политического участия являются
массовые манифестации, голосование на выборах и референдумах,
участие в деятельности политических партий и т.д.
5) Прямое политическое участие предполагает выбор гражданами своих представителей для осуществления политической власти.

Вопрос 31

Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политологи выделяют такие типы лидерства, как традиционное, харизматическое и демократическое.
2) Политическими лидерами всегда являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество (или его значительную часть) для достижения значимых целей.
3) Для авторитарного стиля лидерства характерны активность и инициативность, его усилия направлены на координацию ролевого поведения, а также межгруппового взаимодействия.
4) Политическое лидерство — это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.
5) Политическое лидерство — это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую
организацию или большую социальную группу.

Вопрос 32

В государстве Z во время выборов граждане получают бюллетени для голосования, в которых они должны поставить отметку о своем
волеизъявлении. Какие данные позволят судить о том, что в государстве
Z действует пропорциональная избирательная система? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кандидаты в депутаты проводят встречи с избирателями
2) избиратели голосуют за партийные списки
3) в ходе избирательной кампании проводятся дебаты на телевидении 4) устанавливается определенный процентный барьер
5) победитель должен получить большинство голосов избирателей
6) отсутствует второй тур выборов

Вопрос 33

Гражданин К. присутствовал на митинге, который проходил на главной площади города в ходе избирательной кампании. Какие поведенческие характеристики позволят судить о том, что у гражданина
К. активистский тип политической культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гражданин К. является членом политической партии
2) гражданин К. ходит на выборы, потому что его папа считает, что это обязанность гражданина
3) гражданин К. всегда смотрит политические ток-шоу и политические дебаты на телевидении
4) гражданин К. оказался на митинге случайно — проходил мимо
5) гражданин К. имеет свою точку зрения на происходящие в стране политические события и активно отстаивает ее
6) гражданин К. старается не участвовать во всевозможных общественных
мероприятиях, проводимых на работе, а спешит домой

Вопрос 34

Гражданин М. — один из руководителей политической партии, пользующийся популярностью как у членов партии, так и у граждан страны, его выступления на митингах и всевозможных ток-щоу всегда привлекают внимание и вызывают многочисленные отклики.
Какие черты свидетельствуют о том, что гражданин М. является политическим лидером демократического типа? Запишите цифры. под которыми они указаны.
1) своим последователям М. постоянно указывает, что им нужно делать
2) М. имеет на все свою точку зрения, и его трудно переубедить
3) все решения М. принимает единолично, не прислушиваясь к мнению однопартийцев
4) М. учитывает мнение своих сторонников, советуется с ними, но решение может принять самостоятельно
5) М. уважает чужую точку зрения, может спорить со своим оппонентом
и признать его правоту
6) распоряжения и запреты М. излагает в уважительной форме, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопонимания

Эволюционный процесс — политическая трансформация, характеризующаяся постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений. Граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.

Признаки революционного процесса: радикальные коренные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов; используются преимущественно насильственные средства и методы.

Признаки открытого политического процесса: 1) политический курс государства, его проблемы и приоритеты заинтересованно и свободно обсуждаются общностью; 2) властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности; 3) используются открытые формы — референдумы и выборы.

Признаки скрытого процесса: субъекты политики скрывают от общества объективную информацию и о своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также о своих негативных действиях в политической, социальной, экономической деятельности.

Признаки стабильного процесса: преобразования в обществе осуществляются последовательно, комплексно и эффективно; политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью, граждане доверяют институтам власти; преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии; обеспечиваются права и свободы граждан.

Признаки нестабильного политического процесса: неустойчивость политической ситуации в обществе, массовое недовольствие граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ и политического режима.

Для Республики Беларусь характерен стабильный эволюционный открытый политический процесс.

Политическое участие

Политическое участие — вовлечение личности, социальной группы в процесс принятия политических решений и управления. Степень вовлеченности граждан зависит от конкретной политической ситуации, особенности политической системы, системы ценностей человека.

Для различных политических режимов характерны различные модели и мотивы политического участия:

1.В демократических обществах, целью политического участия является выявление и согласование интересов граждан, совместное решение социально-значимых проблем.

2.Авторитарное общество полностью или частично отстраняет часть населения от участия в политике.

3.Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки правящего режима.

Американские политологи С. Верба, Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:

- пассивное политическое поведение;

- участие в выборах представительных органов;

- участие в решении местных проблем;

- активное участие в предвыборных компаниях;

- действие политических активистов, распространяют свою активность на все сферы политики;

- участие как форма профессиональной политической деятельности.

Политическая элита

Политическая элита — 1) немногочисленная внутренне сплоченная привилегированная социальная группа, осуществляющая функцию руководства властными отношениями в обществе; 2) лица, которые непосредственно участвуют в принятии или оказывают существенное влияние на принятие решений, связанных с использованием государственной власти или воздействия на неё.

Формирование политической элиты обусловлено следующими факторами:

1.Весьма сложно осуществить руководство политической жизнью, принимать и реализовывать политические решения, если в решении всех вопросов требуется повседневное участие миллионов людей.

2.Осуществление управленческой деятельности, принятие важнейших политических решений, руководства политической жизнью страны предполагает наличие профессиональных специальных знаний и соответствующего опыта, которыми обладают немногие.

3.Эффективное управление политическими процессами в обществе обязательно предполагает принятие и реализацию решений в короткие сроки, что резко ограничивает механизм консультирования с народом.

4.Стремление руководящего звена управления сохранить и упрочнить свою власть.

Таким образом, элитарность политики — это естественное состояние общества.

В современных концепциях элитаризма правящая элита имеет сложную структуру и включает в себя:

- политическую элиту — вершину властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства правящих политических партий, члены парламента. Ведущая роль политической элиты обусловлена тем, что её решение распространяется на всех граждан, может принимать форму законов обязательных для исполнения на территории государства;

- деловую (экономическую) элиту, которая обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя политические партии, избирательные компании, лоббируя соответствующие законы. В её состав входят крупные собственники, предприниматели, банкиры;

- административную (бюрократическую) элиту. Высокопоставленные чиновники государственного аппарата, которые по долгу службы должны подготавливать и следить за реализацией управленческих решений, не вмешиваться в политическую борьбу. Реально имеют возможность влиять на политические процессы, контролируя работу административных органов, комиссий, советов, в которых принимаются решения;

- военную элиту, состоящую из высших армейских чинов, командующих крупными воинскими формированиями. Влияние военной элиты зависит от уровня милитаризации страны и характера политического режима. В ряде случаев военная элита может стать самостоятельной политической элитой, способной подчинить себе все другие;

- идеологическую элиту — ведущих деятелей науки, культуры, руководителей средств массовой информации, деятельность которых влияет на формирование общественного мнения в стране.

В зависимости от влияния на принятие решений в структуре политической элиты индийский политолог Шаран выделил три группы:

Высшая элита насчитывает около 100—200 человек, которые непосредственно участвуют в принятии политических решений и занимают стратегические посты в парламенте, правительстве, ведущих политических партиях; они составляют ядро политической элиты.

К средней элите относятся около 5% взрослого населения, одновременно обладающего тремя признаками: высоким уровнем образования, профессионального статуса и дохода.

К административной элите относят верхний слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления.

Функции политической элиты:

- определение стратегических целей развития общества принципиального содержания политики;

- выработка и реализация государственной политики, защита общественных интересов;

- координация действий всех ветвей власти;

- поддержание политической стабильности общества, защита ценностей и идеалов, характерных для данного общества;

- согласование политических интересов различных социальных групп;

- назначение аппарата органов государственного управления; защита корпоративного интереса всех социальных групп, на базе которых формируется политическая элита.

Политическое лидерство

Политическое лидерство — приоритетное постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности; важнейший механизм объединения правовой деятельности людей. Тот, кто выполняет роль лидера, сплачивает, организует, руководит работой группы, которая принимает, поддерживает его действия и следует его руководству.

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное.

Формальное лидерство — приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность представляет лидеру ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение подчиненных.

Неформальное лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его умении исполнять роль лидера, на добровольном признании за ним прав на руководство со стороны членов группы или общества.

Лидерство — это реализация решений и воздействия на умы и энергию тех людей, которым предстоит сыграть главную роль в реализации действий.

Основные подходы к определению лидерства:

1.Лидерство — разновидность власти, носителем которой является один человек или группа лиц, обладающие возможностью изменять нужным для себя образом поведение других людей.

2.Лидерство — управляющий статус, социальная позиция, которая связана с принятием решений, руководящая должность.

3.Лидерство — влияние на других людей, которое должно быть постоянным приоритетным, опираться на реальный авторитет и распространяться на всю группу, организацию или общество.

4.Лидерство — особого рода предпринимательство, при котором политические предприниматели в условиях конкуренции обменивают свои программы на руководящие должности.

Американский политолог Р. Такер выделил три основные функции, которые выполняет лидер:

- диагностическую — определение ситуации, её оценка, выделение главных проблем, выработка решений;

- директивную — определение направлений действий для решения проблем;

- мобилизационную — сплочение вокруг лидера группы социальных слоев, общества в целом.

Политический лидер — авторитетный субъект политического процесса, личное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.

Лидер (от англ. leader — ведущий, руководящий) — наиболее авторитетный член группы, за которым группа признает право на осуществление функций управления и принятия ответственных решений в значимых ситуациях.

Руководитель — лицо, как правило, назначается или избирается, т. е. получает властные функции в результате целенаправленных действий, которые происходят под контролем соответствующих организационных структур. Он обладает правами и обязанностями, а также располагает системой различных административных санкций.

Лидером становятся благодаря заслуженному авторитету, личностному влиянию, позволяющему играть определенную роль в принятии политических решений. Лидер не имеет прав и обязанностей, санкциями не располагает.

Таким образом, занятие поста руководителя является следствием сознательного отбора, лидером — естественного.

22. Представительство и выборыВажнейшим элементом демократического политического являются выборы депутатов парламента и др.

Выборы — способ формирования высших и местных органов государственной власти.

Выборы могут быть:

- общегосударственные и местные;

- очередные и внеочередные;

- альтернативные и безальтернативные.

Выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных законодательных органов власти.

Функции выборов:

- легитимация и совершенствование политической системы общества;

- способ смены политических элит волеизъявлением граждан;

- форма коммуникации граждан с властью, общественный контроль за деятельностью политических институтов;

- формирование представительных законодательных органов;

- средство политической социализации личности и рекрутирования (новое представительство) элиты.

Порядок формирования органов государственной власти посредством выборов регламентируется избирательной системой страны, Конституцией, законами государства.

Для решения важнейших вопросов общественной государственной жизни могут проводится республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики большинством голосов от установленного Конституцией состава либо по инициативе 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой области и города Минска.

Существуют общепринятые демократические принципы выборов:

- свободное волеизъявление избирателей;

- всеобщее избирательное право;

- равенство голосов избирателей;

- прямое избирательное право;

- открытость и гласность.

Избирательное система — совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Типы избирательных систем:

Пропорциональная избирательная система регулированный правовыми нормами порядок выбора органов государства, предусматривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

Особенности пропорциональной системы:

1.Выборы проводятся в многомандатных избирательных округах.

2.Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.

3.Каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов пропорциональных числу поданных голосов.

Пропорциональная система характерна для стран Западной Европы, где присутствует многопартийность.

Достоинства пропорциональной системы:

- более адекватно, чем мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.

Недостатки данной системы:

1.Система выгодна партийной верхушке, а не рядовым членам партии.

2.Депутаты зависимы от своих политических партий, а не от избирателей.

3.Практически невозможно установить для каждого округа количество мандатов, которые определили бы действительную пропорциональность.

4.В парламент избираются представители многих политических партий, что затрудняет формирование правительства и обеспечение стабильности его работы, так как часто приходится создавать коалицию правительства из различных политических партий.

Мажоритарная избирательная система такой правовой порядок, при котором победителем на выборах считается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) число голосов в избирательном округе.

Особенности мажоритарной системы:

1.Выборы проводятся по одномандатным округам. В Республике Беларусь создано 110 избирательных округов.

2.Избиратели голосуют за конкретного кандидата, а не за партийный список.

3.Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос избирателей) в первом туре или относительное большинство голосов во втором туре.

Достоинства данной системы:

- Универсальность — можно применять как для выборов парламента, так и президента.

- Позволяет избирателю лично оценить личные качества кандидата в депутаты.

- Гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями.

- Обеспечивает большую стабильность деятельности парламента и правительства.

Недостатки:

1.Значительная часть избирателей (до 50% и более) остаются непредставленными в органы власти.

2.Сужается возможность небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы.

3.Не исключается опасность манипулирования волей избирателей.

Мажоритарная система абсолютного большинства используются при выборах Президента Республики Беларусь и депутатов Палаты представителей Республики Беларусь. Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и США.

Смешанная избирательная система сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной системы с целью уменьшения их недостатков.

Каждый избиратель имеет два голоса. Подсчет ведется раздельно по партийным спискам и мажоритарным округам.


Что такое политический процесс?

Политический процесс – совокупность действий по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами на основе правовых и иных социальных норм. Структуру политического процесса составляет совокупность элементов:

  • Субъекты – те, кто непосредственно или опосредованно занимается политической деятельностью.
  • Объекты – то, на что направлены усилия субъектов политики: институты власти, общественно-политическое устройство, политический курс.
  • Мотивы деятельности – интересы, ценности, взгляды, убеждения субъектов политики.
  • Цели – получение власти и использование ее для сохранения или изменения существующей политической реальности.
  • Ресурсы – материальные, социальные, правовые, идеологические и иные средства достижения политических целей.
  • Результат – состояние политической реальности, являющееся следствием предпринятых политическими акторами действий.

Политический процесс является формой функционирования постоянно эволюционирующей политической системы общества. Политические процессы различаются по масштабам, характеру преобразований, составу участников, продолжительности, значимости для общества, характеру участия народных масс.

Политические акторы

Политический процесс – это цепь событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействий политических акторов. В современном обществе в него включены все дееспособные граждане. Политические акторы (от лат. actor – деятель) – те, кто осуществляет в политике конкретные действия и создает определенные ситуации. По степени вовлеченности в политический процесс их разделяют на субъектов и участников.

Кого относят к субъектам политики?

Субъекты политики – те, кто принимает в ней активное и осознанное участие, имеет свои интересы, цели, а также свои способы и методы реализации интересов и достижения поставленных целей. К ним относятся:

  • индивиды;
  • социальные группы и организации
  • политические организации, движения, институты;
  • государство, группы государств;
  • политические элиты.

По месту в политической системе выделяют субъектов:

  • социального уровня – индивиды, классы, нации, этносы, гражданское общество, электорат;
  • институционального уровня – государство, его лидер, правительство, парламент, партии, профсоюзы;
  • функционального уровня – оппозиция, лобби, группы давления, армия, полиция, церковь, СМИ, ТНК.

Политические субъекты играют в политической жизни определяющую роль. Они обладают способностями, возможностями и ресурсами для оказания влияния на политические процессы. По степени воздействия на принятие и выполнение политических решений субъекты политики делятся на:

  • первичные (базовые) – большие общественные группы, формирующие общественно-политические структуры и отстаивающие свои интересы политическими методами;
  • вторичные – политические и общественно-политические организации, группы поддержки и давления, принимающие участие в борьбе за власть, создающие ценности, цели, программы;
  • непосредственные – индивиды и группы, самостоятельно принимающие политические решения и внедряющие их в жизнь.


Сущность политического процесса определяется характером взаимодействия политических субъектов. Они могут состоять в конфронтации, поддерживать нейтралитет, достигать компромисса, приходить к консенсусу, объединяться.

Кто такие участники политического процесса?

Участники политического процесса – индивиды и общности, не имеющие в политике своих интересов, не проявляющие высокой политической активности и инициативы. Эта категория граждан участвует в политической жизни эпизодически. Формы политического участия:

  • голосование на выборах, референдумах;
  • участие в деятельности политических партий, общественных организаций, движений;
  • привлечение внимания общественности к работе политических институтов;
  • участие в митингах, демонстрациях, пикетах, забастовках;
  • посещение политических собраний, участие в политических дискуссиях;
  • обращение во властные структуры с целью удовлетворения личных потребностей и распределения ресурсов в пользу гражданина или группы;
  • оказание услуг политическим лидерам в качестве экспертов, консультантов, советников, политтехнологов, временных помощников;
  • предвыборная активность в рамках избирательных кампаний;
  • участие в решении вопросов местного самоуправления.

Политическое участие бывает двух типов:

  • автономное – осуществляемое осознанно и по собственной воле;
  • вынужденное – основанное на страхе или подкупе.

Определенная часть общества сознательно отказывается от участия в политике: не проявляет к ней интереса, не разделяет политических ценностей большинства, отстраняется от политических процессов, не верит в возможность оказания влияния на власть. Политическое бездействие называется абсентеизмом. Высокий уровень политического неучастия в обществе свидетельствует о глубоком кризисе легитимности политической системы.

Заключение

Политическая активность – главный признак, отличающий субъектов от участников. Она может быть конструктивной, созидательной или деструктивной, разрушительной. Политическая активность проявляется в деятельности политических лидеров, партий, элит, массовых политических акциях и действиях. Субъекты и участники политики могут меняться местами. Например, во время революций, стихийных бунтов коллективный участник – народ – становится субъектом политики, способным изменить ход политической жизни страны. Или, напротив, прежде активный субъект в силу тех или иных причин утрачивает свой статус и становится рядовым участником.

Файл "Политический процесс" внутри архива находится в папке "доклад - Политический процесс". Документ из архива "доклад - Политический процесс", который расположен в категории "разное". Всё это находится в предмете "политология" из восьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "политология" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "Политический процесс"

Текст из документа "Политический процесс"

В широком смысле политические процессы есть формы политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что каждый её случай имеет свою причину и цель, разную степень предсказуемости результата и другие различия, затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Эта тема является одной из самых дискуссионных в политологии. И, тем не менее, степень научной разработанности политических процессов позволяет достаточно четко их классифицировать.

Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.

В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения в сфере политики. Он раскрывает две формы политического волеизъявления граждан: 1) способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов (участие в выборах, членство в партиях и т.д.); 2) формы принятия и реализации властных решений, осуществляемых лидерами и элитами.

Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами внутри общества и международными политическими процессами.

В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т.д.

Подробнее рассмотрим структуру политического процесса в целом, отметив, что она включает:

- субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);

- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

Существенным показателем любого политического процесса является преобладающий характер отношений между его участниками. От него зависит характер самого процесса. Преобладающим является тот, который включает взаимоотношения между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей в качестве его главного объекта.

В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. В последние десятилетия распространяется точка зрения, согласно которой к субъектам общего политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.

Субъект частного политического процесса – это, другими словами, инициатор этого процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже индивид. Для понимания сущности и развития процесса необходимо определить статус этих субъектов, цели, которые они ставят, ресурсы, которыми они располагают, и стратегию их действий.

Следует различать субъект и участников политического процесса. К обеим категориям могут относиться и различные общественно-политические институты, и организации, и государство (государства), и политические партии, и индивиды, и т.д. Но они будут субъектами, а не только лишь участниками в том случае, если способны осознанно инициировать, направлять и прекращать политический процесс. В то же время нередко непросто провести четкую грань между ними.

В сущности, все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов оказать влияние на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача субъектов различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.

Читайте также: