Стимулы и ограничения как средства правового регулирования

Обновлено: 04.07.2024

наиболее полно в поощрениях и наказаниях. Далеко не случайно слово "стимул" в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие "поощрение" употребляется в паре со словом "наказание".

Чертами поощрения и наказания, характеризующими их как правовые явления, являются:

1) правовые средства воздействия, субъекты права;

2) наличие определенных процедур их применения, и они заранее определены в законах;

3) обеспечение мерами принуждения;

4) наличие фактора обеспечения претворения в жизнь других поощрений;

5) наступление поощрения и наказания как необходимое определение субъективной стороны.

Классификация правовых стимулов и ограничений осуществляется в зависимости от:

1) принадлежности к конкретной отрасли права;

2) объема (полные и частичные);

3) времени действия (постоянные и временные);

4) содержания (материально-правовые и морально-правовые).

Правовые стимулы рассматриваются вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаимообеспечивают друг друга в процессе правового регулирования.

Подводя итог, необходимо сказать, что правовые стимулы и правовые ограничения, воздействуя на сознание субъектов определенным образом, сочетаются друг с другом.

90. Понятие, признаки и функции правовых льгот

Льготы представляют собой идеи справедливости и равенства в условиях правового государства, выступающие специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ, предоставляя определенные преимущества субъектам права.

Льготы – это предоставление определенному лицу преимуществ по сравнению с другими лицами, участвующими в правоотношениях аналогичного характера, частично или полностью освобождающие от выполнения установленных законом обязанностей либо облегчающие выполнение возложенных обязанностей.

Льготы – это социальная мера, в которой проявляется общественная ценность, под которой подразумевается определенное законодателем облегчение положения субъекта, позволяющее ему преимущественно полно и эффективно с наибольшей скоростью удовлетворить интересы, определенные возникшим правоотношением, и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Льготы – это правовая категория, присущая специально правовому статусу лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера, особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу.

Отличительными признаками правовых льгот является то, что они :

1) сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы;

2) представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни;

3) выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства – исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение субъектов.

Льготы – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав и свобод граждан при осуществлении ими предоставленными законом прав.

Цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

Правовые льготы выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин.

Стимулирующая функция заключается в способности побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения. Стимулирующая сила у льгот больше, чем у дозволений, ибо льгота – дополнительная возможность, преимущество.

91. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ПООЩРЕНИЙ. ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Проблема поощрительных санкций в литературе оценивается неоднозначно. В науке имеются сторонники и противники использования данного термина, однако, по мнению многих теоретиков правовой науки, понятие поощрительной санкции в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование, что все больше поддерживается и представителями других наук.

Правовое поощрение является формой и мерой юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением (заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности); сопряжено с сугубо добровольным поступком. Кроме того, оно стимулирует позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства, а также сочетает различные интересы, удовлетворяя стороны благоприятными последствиями.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) социального контроля, поощрения (координируют ту или иную деятельность лиц);

2) мотивационную (поощрение побуждает к совершению социально ценных действий);

3) коммуникативную , которая заключается в содержании определенной юридической информации, конкретных сведениях, поступающих от субъекта управления к объекту и служащих способом связи между ними;

4) оценивающую , которая сводится к тому, что управляющий орган дает официальную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его;

5) гарантирующую , создающую благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка,

обеспечивающую реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);

6) распределительную , которая состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную (поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству).

Поощрительная санкция – это мера воздействия, важнейшее средство социального контроля позитивного характера, стимулирующая поведение субъекта правоотношения.

Поощрительная санкция выражает реакцию общества на определенные факты, направленную на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения.

Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции состоит в гарантировании тех социальных целей, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

Поощрительные санкции способствуют дальнейшему развитию правоотношений и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения стимулов в праве, средств, и более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Учитывая, что правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне, важно рассмотреть прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием. Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это - субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

Стимулы в праве

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки правовых стимулов:

1. связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности (выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей, например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2. сообщают о расширении объема возможностей, свободы (формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения);

3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4. предполагают повышение позитивной активности;

5. направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.

Виды правовых стимулов (в зависимости от):

1) элемента структуры нормы права:

· юридический факт-стимул (гипотеза),

2) предмета правового регулирования:

· экологические и т.п.;

3) объема:

· основные (субъективное право),

· частичные (законный интерес);

4) времени действия:

· постоянные (право на собственность);

· временные (разовая премия);

5) содержания:

Ограничения в праве

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Общие признаки правовых ограничений:

1. связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта (направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите);

2. сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3. обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4. предполагают снижение негативной активности;

5. направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений (в зависимости от):

1) элемента структуры нормы права:

· юридический факт-ограничение (гипотеза),

· приостановление и пр. (диспозиция),

2) предмета правового регулирования:

· экологические и т.п.;

3) объема:

· полные (ограничение дееспособности детей);

· частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

4) времени действия:

· постоянные (установленные законом избирательные ограничения);

· временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

5) содержания:

· материально-правовые (лишение премии);

Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения - сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом.

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования.

Формы права - это способ выражения вовне юридических правил поведения.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

1. названные понятия тождественны;

2. понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

· источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

· источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

· источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

Виды формы права:

1. правовой обычай;

2. нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;

3. нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);

4. правовой (нормативный) договор;

Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда.

наиболее полно в поощрениях и наказаниях. Далеко не случайно слово "стимул" в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие "поощрение" употребляется в паре со словом "наказание".

Чертами поощрения и наказания, характеризующими их как правовые явления, являются:

1) правовые средства воздействия, субъекты права;

2) наличие определенных процедур их применения, и они заранее определены в законах;

3) обеспечение мерами принуждения;

4) наличие фактора обеспечения претворения в жизнь других поощрений;

5) наступление поощрения и наказания как необходимое определение субъективной стороны.

Классификация правовых стимулов и ограничений осуществляется в зависимости от:

1) принадлежности к конкретной отрасли права;

2) объема (полные и частичные);

3) времени действия (постоянные и временные);

4) содержания (материально-правовые и морально-правовые).

Правовые стимулы рассматриваются вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаимообеспечивают друг друга в процессе правового регулирования.

Подводя итог, необходимо сказать, что правовые стимулы и правовые ограничения, воздействуя на сознание субъектов определенным образом, сочетаются друг с другом.

90. Понятие, признаки и функции правовых льгот

Льготы представляют собой идеи справедливости и равенства в условиях правового государства, выступающие специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ, предоставляя определенные преимущества субъектам права.

Льготы – это предоставление определенному лицу преимуществ по сравнению с другими лицами, участвующими в правоотношениях аналогичного характера, частично или полностью освобождающие от выполнения установленных законом обязанностей либо облегчающие выполнение возложенных обязанностей.

Льготы – это социальная мера, в которой проявляется общественная ценность, под которой подразумевается определенное законодателем облегчение положения субъекта, позволяющее ему преимущественно полно и эффективно с наибольшей скоростью удовлетворить интересы, определенные возникшим правоотношением, и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Льготы – это правовая категория, присущая специально правовому статусу лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера, особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу.

Отличительными признаками правовых льгот является то, что они :

1) сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы;

2) представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни;

3) выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства – исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение субъектов.

Льготы – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав и свобод граждан при осуществлении ими предоставленными законом прав.

Цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

Правовые льготы выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин.

Стимулирующая функция заключается в способности побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения. Стимулирующая сила у льгот больше, чем у дозволений, ибо льгота – дополнительная возможность, преимущество.

91. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ПООЩРЕНИЙ. ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Проблема поощрительных санкций в литературе оценивается неоднозначно. В науке имеются сторонники и противники использования данного термина, однако, по мнению многих теоретиков правовой науки, понятие поощрительной санкции в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование, что все больше поддерживается и представителями других наук.

Правовое поощрение является формой и мерой юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением (заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности); сопряжено с сугубо добровольным поступком. Кроме того, оно стимулирует позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства, а также сочетает различные интересы, удовлетворяя стороны благоприятными последствиями.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) социального контроля, поощрения (координируют ту или иную деятельность лиц);

2) мотивационную (поощрение побуждает к совершению социально ценных действий);

3) коммуникативную , которая заключается в содержании определенной юридической информации, конкретных сведениях, поступающих от субъекта управления к объекту и служащих способом связи между ними;

4) оценивающую , которая сводится к тому, что управляющий орган дает официальную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его;

5) гарантирующую , создающую благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка,

обеспечивающую реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);

6) распределительную , которая состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную (поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству).

Поощрительная санкция – это мера воздействия, важнейшее средство социального контроля позитивного характера, стимулирующая поведение субъекта правоотношения.

Поощрительная санкция выражает реакцию общества на определенные факты, направленную на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения.

Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции состоит в гарантировании тех социальных целей, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

Поощрительные санкции способствуют дальнейшему развитию правоотношений и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения стимулов в праве, средств, и более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Общество как совокупность взаимодействующих через различные типы общественных отношений индивидов и их объединений не может существовать без управления. Социальное управление реализуется многочисленными методами, в том числе правовыми. Правовое регулирование, представляющее один из видов процесса управления, реализуется посредством двух главных средств (методов) воздействия на общественные отношения – правовых стимулов и правовых ограничений. Для достижения целей правовой регламентации указанные правовые методы в качестве внешних факторов воздействия влияют на поведение личности, поскольку они непосредственным образом связаны с той ценностью, на которую ориентирован интерес субъекта.

Характеристика правовых стимулов

Стимул выступает фактором побудительного характера. Под правовым стимулом следует понимать установленное и обеспеченное государственной силой правовое средство воздействия на общественные отношения путем побуждения субъекта к определенному полезному с точки зрения общества поведению (правомерное поведение), обеспечивающее благоприятные условия для осуществления интересов лица и увеличивающее диапазон его возможностей.

Понятие

Исходя из данного определения, можно выделить ключевые признаки правового стимула:

  • целенаправленный способ внешнего воздействия, установленный для регулирования поведения субъектов;
  • стимулирующее влияние на поведение связано с добровольностью и личной заинтересованностью, обеспечивает собственные интересы лица;
  • обеспечивает выгодные условия для реализации интересов лица, поскольку предоставляет ему дополнительные возможности;
  • представляет правовую мотивацию позитивного характера;
  • направленность на побуждение индивида к желаемой позитивной активности;
  • установление и обеспечение государством.

Существуют различные разновидности правовых стимулов, которые могут быть классифицированы по определенным основаниям. Так, например, по соответствию определенному элементу состава нормы права выделяют стимул в виде юридического факта (соответствие гипотезе нормы), субъективного права, льготы, охраняемого законом интереса (соответствие диспозиции нормы), поощрения (соответствие санкции нормы). Исходя из периода действия, различают постоянные и временные правовые стимулы. На основании разновидности регулируемых общественных отношений существуют конституционные, административные, трудовые стимулы и др.

Правовые стимулы, побуждая субъектов к социально одобряемому поведению путем предоставления им дополнительных возможностей, не только обеспечивают общественную стабильность, но и способствуют постепенному развитию отношений в обществе.

Характеристика правовых ограничений

В отличие от стимула, ограничение обозначает сдерживающий фактор. Правовое ограничение можно определить как закрепленное и обеспеченное государственной властью в целях защиты общественных интересов правовое средство, ориентированное на сдерживание социально неодобряемого поведения лица и обеспечивающее надлежащие условия для удовлетворения интересов другого субъекта. Анализируя данное определение, можно заметить, что рассматриваемая категория представляет применение методов властного воздействия, сдерживающих противозаконное поведение, для реализации предписанного в правовой норме варианта поведения.

Ключевыми признаками правового ограничения считаются:

  • установление и обеспечение государством;
  • негативный характер, поскольку ограничения связаны с невыгодными условиями для реализации собственных интересов субъекта;
  • направленность на ограничение поведения, нарушающего правовые нормы;
  • цель – защита интересов общества и обеспечение надлежащих условий для удовлетворения интересов иных субъектов;
  • уменьшение количества возможностей субъекта;
  • представляет правовую мотивацию отрицательного характера.

Понятие ограничений

Классификация правовых ограничений производится по тем же критериям, которые используются для правовых стимулов. Критерий соответствия определенному составному элементу нормы позволяет выделять правовое ограничение в форме юридического факта (гипотеза нормы), юридической обязанности, приостановления, запрета (диспозиция нормы), наказания (санкция нормы). Объем ограничения позволяет говорить о полных (например, лишение дееспособности) и частичных (например, ограничение дееспособности) ограничениях. На основании содержания можно выделить ограничения материальные (например, штраф) и моральные (например, порицание, выговор). Приведенные критерии классификации не являются исчерпывающими.

Ограничения в праве направлены на установление определенных границ поведения в обществе. Определяя пределы свободы субъекта, данное правовое средство имеет особое значение для согласования различных интересов всех членов общества. Установление рамок для поведения индивидов посредством правовых ограничений способствует обеспечению стабильности, совершенствованию общественных отношений и уменьшению объемов противоправной деятельности.

Виды ограничений

Правовые стимулы и правовые ограничения имеют как схожие черты, так и существенные различия. Рассматриваемые средства составляют правовые методы влияния на поведение субъекта, устанавливаются и обеспечиваются государством, связаны с ценностями и благами, их применение требует определенного образа поведения лица и т.д. В то же время стимулы призваны поощрить социально одобряемое поведение, а ограничения ориентированы на защиту интересов общества от противоправного поведения. Если средства стимулирования обеспечивают собственные интересы субъекта, то ограничивающие средства – интересы противостоящего субъекта. Различен также характер воздействия этих средств: правовые стимулы соответствуют добровольности, свободе выбора и личной заинтересованности, правовые ограничения, напротив, негативно отражаются на собственном интересе лица, сокращая объем его возможностей путем применения принудительных рычагов воздействия.

Заключение

Правовые стимулы и правовые ограничения, представляя важные правовые средства воздействия на общественные отношения, составляют взаимосвязанные категории и совместно используются при правовом регулировании. Указанные средства, сдерживая проявления негативной активности и поощряя акты правомерного поведения, обеспечивают нормальное поступательное развитие общественных отношений.

Читайте также: