Ставится ли печать на решении учредителя

Обновлено: 07.07.2024

Итак, разбираемся, что делать, если документы подписаны в отсутствие полномочий.

1. Юридически полномочия генерального директора есть, а по факту – прекратились

Довольно распространенная уловка со стороны контрагента, когда преследуется цель не платить по своим долговым обязательствам.

В данном случае можно сообщить контрагенту о том, что:

• положения статьи 53 ГК РФ предусматривают, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, сведения о которых включаются в ЕГРЮЛ;

• генеральный директор (ввиду особого статуса) считается действующим до того момента, пока общее собрание не изберет иное лицо или директор самостоятельно не сообщит в налоговый орган, что он больше не является единоличным исполняющим органом (Постановления АС Московского округа от 07.02.2017 по делу № А40-249803/2015, АС Северо-Западного округа от 23.08.2018 по делу № А56-50010/2017, АС Уральского округа от 27.12.2018 по делу № А60-53780/2017).

Рекомендация: перед подписанием договора проверить данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении единоличного исполнительного органа; распечатать выписку из ЕГРЮЛ и подшить к подписанному договору; распечатать и подшить справку об отсутствии в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица недостоверных сведений.

2. Отозванная доверенность на совершение юридических действий

Еще одно основание со стороны недобросовестного контрагента с целью не исполнять свои договорные обязательства. В данном случае сразу стоит напомнить вашему контрагенту положения статьи 189 ГК РФ, в соответствии с которой для отзыва доверенности необходимо совершить следующие действия:

• известить об отзыве доверенности поверенного;

• оповестить об отзыве доверенности заинтересованный круг лиц;

• получить оригинал доверенности от поверенного.

Безусловно, для каждого пункта должно быть доказательство, и при несоблюдении хотя бы одного из них контрагент уже не может ссылаться на факт отзыва доверенности.

Таким образом, права и обязанности, которые контрагент приобрел в результате действий представителя с отозванной доверенностью, сохраняют силу для представляемого.

3. У представителя не было никакой доверенности

• наличие на подписанном документе оттиска печати организации. Судебная практика также склоняется к тому, что раз имеется оттиск печати компании на документах, то компания делегировала сотруднику полномочия (постановления АС Западно-Сибирского округа от 01.11.2016 по делу № А67-8683/2015, от 12.10.2017 по делу № А70-15411/2015, АС Московского округа от 24.01.2017 по делу № А40-118928/2016, АС Дальневосточного округа от 27.09.2017 по делу № А59-2271/2016, от 23.08.2016 по делу № А73-6171/2015);

• в отсутствие оттиска печати на документе можно ссылаться на трудовые функции работника (определения ВС РФ от 20.04.2016 по делу № А60-13967/2015, от 03.02.2016 по делу № А56-85927/2014, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 18.11.2015 по делу № А10-6408/2014, АС Московского округа от 25.12.2017 по делу № А40-205369/2016, АС Центрального округа от 11.09.2017 по делу № А14-3444/2016). Согласно положениям статьи 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника.

Но! Стоит обратить внимание, что на документе должны стоять и оттиск печати компании, и подпись лица. Наличие на документе только оттиска печати без подписи или при наличии поддельной подписи – явный признак того, что суд не признает полномочия подписавшего лица легитимными. Оттиск печати компании контрагента также должен быть подлинным.

Полномочия сотрудника не подлежат проверке, в случае если один и тот же сотрудник неоднократно подписывал ряд документов, которые в последующем служили основанием для перечисления денежных средств вашей компании.

4. У подписавшего лица ограничены полномочия на заключение сделок и отсутствует соответствующее одобрение компетентного органа ЮЛ

В моей практике был случай, когда столкнулись интересы двух компаний: одна компания – подрядчик, другая – заказчик. Как часто бывает, заказчик не хотел платить по своим обязательствам. Дело дошло до суда. В суде сторона заказчика говорила о том, что у ее директора отсутствовали полномочия по заключению контракта на такую большую сумму (устав компании заказчика содержал ограничения – директор вправе самостоятельно заключать сделки стоимостью до 5 млн руб., во всех остальных случаях необходимо одобрение совета директоров). Конечно, суд не принял такой довод в качестве надлежащего. Исковое заявление компании-подрядчика было удовлетворено в полном объеме.

Судебная практика по данному вопросу по-разному оценивает обстоятельства. Например, одни суды оценивают ссылку в договоре на устав организации как презумпцию знания контрагентом компетенции лица, подписавшего договор (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2010 по делу № А33-2075/2009), в других случаях суды полагают, что подобная ссылка на устав недостаточна как доказательство осведомленности об ограничении полномочий (Постановление ФАС Московского округа от 21.05.2010 № А40-108901/09-25-433).

В случае если имеются ограничения в полномочиях единоличного исполнительного органа, необходимо получить одобрение заключения договора. Одобрение может быть предварительным и последующим. Сложность последующего одобрения заключается в том, что можно так и не получить в виде отдельного документа, в котором будут отражены все существенные условия сделки. Но и здесь не стоит отчаиваться. Последующее одобрение сделки может выражаться и в конклюдентных действиях оппонента, а не только предоставлении решения (протокола).

Последующим одобрением сделки со стороны оппонента могут служить:

• письменное (устное) одобрение (Постановление АС Дальневосточного округа от 08.08.2016 по делу № А73-2050/2015);

• полная (частичная) уплата задолженности, включая пени, штрафы, проценты (постановления АС Волго-Вятского округа от 04.04.2017 по делу № А39-5603/2015, 10 ААС от 24.05.2017 по делу № А41-72503/2016);

• подписание акта сверки задолженности (Постановление АС Северо-Западного округа от 15.07.2016 по делу № А56-67157/2015).


Странно, но законом не предусмотрены требования к форме и содержанию решений единственного акционера, которому принадлежат все голосующие акции АО, а также единственного участника в ООО. Между тем бизнес, начиная от малых и заканчивая крупными предприятиями, уже долгое время не ограничивает свою деятельность рамками одного юридического лица и в большинстве случаев представляет собой группы компаний, имеющих в своем составе как минимум несколько юридических лиц – дочерних обществ с единственным акционером/участником. В этой связи вопрос о порядке оформления решений единственного акционера/участника сейчас особенно актуален, ведь пришла пора собраний по итогам года и фиксации решений, принятых на них. Вы узнаете ответы на многие вопросы и получите готовые образцы документов! Чем подтверждается статус единственного акционера/участника? Какие вопросы относятся к его компетенции? Каким образом оформить его решение (если он является физлицом, или юридическим лицом, или иностранной компанией)? А вот о заверении копии, изготовлении выписки и хранении решений мы расскажем в следующем номере журнала.

И звестно, что в акционерных обществах (АО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО) нормативными правовыми актами и уставом определены сроки и порядок созыва, проведения общих собраний акционеров/участников. В законодательстве об АО также определены порядок составления и требования к содержанию протокола, изготавливаемого по итогам общего собрания акционеров. Вместе с тем в законодательстве об ООО имеется лишь указание на то, что протокол общего собрания участников ведется исполнительным органом общества. Несмотря на это упущение, на практике протокол общего собрания участников ООО по своей форме и содержанию, по большому счету, идентичен протоколу общего собрания акционеров в АО.

Чем подтвердить полномочия единственного акционера/участника?

Полномочия единственного акционера/участника общества закрепляются в его учредительном документе – уставе. Партнерам и в госорганы обычно представляется нотариально заверенная копия этого документа или обычная копия, заверенная гендиректором (иным исполнительным органом) общества, а в редких случаях – копия, заверенная регистрирующим органом.

Закон обязывает АО указывать в уставе информацию о том, что акции общества принадлежат одному лицу 1 , в отличие от ООО. Но, несмотря на то что для ООО закон не устанавливает подобных требований, все же это не будет лишним, прежде всего во избежание недопонимания и возникновения ненужных вопросов со стороны органов и лиц, которым устав в определенных случаях может быть предоставлен в подтверждение полномочий единственного участника.

Кстати, в качестве единственного акционера или участника общества может выступать как юридическое, так и физическое лицо. При этом по общему правилу АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица 2 . Аналогичное требование имеется и в отношении ООО 3 .

Нужно учесть, что если документы, подтверждающие полномочия единственного акционера/участника, необходимо будет представить, к примеру, в государственные органы или в суд, то, как это часто бывает, одного устава будет недостаточно. В этом случае нужно будет дополнительно представить выписку из реестра акционеров в отношении АО или список участников в отношении ООО. Для наглядности приведем образцы таких документов в Примерах 1 и 2 в том виде, как их составляют на практике.

Пример 1. Выписка из реестра акционеров (о единственном акционере в АО)


Пример 2. Список участников ООО


Что он решает?

Единственный акционер в АО (и участник в ООО) уполномочен решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров (участников ООО), несмотря на то, что он оказывается в единственном лице (согласно п. 3 ст. 47 Федерального закона об АО и ст. 39 Федерального закона об ООО).

В АО компетенция общего собрания акционеров определена п. 1 ст. 48 Федерального закона об АО (мы не приводим здесь эту длинную цитату из Закона, чтобы иметь возможность опубликовать побольше образцов документов для различных случаев; ведь ознакомиться с текстом Закона можно в справочно-правовой системе, в Интернете или у вашего юриста). Надо сказать, что не все вопросы, перечисленные в этом пункте, рассматриваются в обществах, все акции которых принадлежат одному лицу (например, определение порядка ведения общего собрания и избрание членов счетной комиссии теряет свою актуальность для единственного акционера). Кроме того, следует учесть, что положения Федерального закона об АО относительно одобрения совершения обществом сделок с заинтересованностью и крупных сделок не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа (п. 7 ст. 79 и п. 2 ст. 81 Федерального закона об АО). И какой смысл отдельным документом акционеру или участнику одобрять сделку, заключенную им же в качестве гендиректора?

Когда решение обязательно?

В установленных законом случаях единственный акционер/участник должен принимать решение в обязательном порядке. И для АО, и для ООО такой случай един – принятие решения по итогам года.

В АО единственный акционер обязан ежегодно, в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года 5 (т.е. с марта по июнь включительно) принимать решение по вопросам:

  • утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также
  • распределения прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;
  • об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества 6 , ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора общества;
  • иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.
  • утверждать годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс;
  • распределять чистую прибыль.

Данное решение должно быть принято в срок, определенный уставом общества, но в любом случае не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 4 месяца после окончания финансового года (т.е. с марта по апрель).

Все остальные решения единственного акционера/участника, помимо решения по итогам года, являются внеочередными.

На практике встречаются случаи, когда к моменту принятия годового решения назревают вопросы, по сути не относящиеся к годовым результатам деятельности общества (например, об одобрении крупной сделки или о внесении изменений в устав и пр.). Если в решении единственного акционера/участника по итогам года наряду с обязательными вопросами будут решены еще и иные вопросы, то это, без всякого сомнения, закону противоречить не будет. Тем не менее это может вызвать некоторые неудобства при представлении копии такого решения третьим лицам.

Представьте такую ситуацию. Общество с одним участником, желая получить кредит в банке для покупки недвижимого имущества, представляет в банк по его запросу отнюдь не малое количество документов, подтверждающих его реальную платежеспособность. Если для общества заключение кредитного договора будет являться крупной сделкой, то банк непременно потребует представить протокол/решение уполномоченных органов управления об одобрении совершения такой сделки. И это вполне объяснимо, поскольку банку необходимо исключить все возможные риски признания заключаемой сделки недействительной (ведь если сделка, требующая одобрения высшим органом управления общества, не будет им одобрена, причем как до ее заключения, так и после, то при определенных обстоятельствах она может быть признана недействительной, вследствие чего все полученное по сделке должно быть возвращено сторонам). А если единственный участник такого общества отразил все важные для него вопросы, включая одобрение заключения обществом кредитного договора, в одном документе – решении по итогам года, то банк будет осведомлен в том числе и о том, что вовсе не относится к вопросу получения кредита. Это не всегда бывает выгодно обществу. Более того, у банка могут возникнуть дополнительные вопросы в связи со случайно полученной информацией.

Поэтому не рекомендуется в одном документе, будь то годовое или внеочередное решение, отражать вопросы, не связанные между собой.

Документальное оформление решения

  • это сделать, используя реквизиты, обычно применяемые для организационно-распорядительной документации (это повод вспомнить наш любимый ГОСТ Р 6.30-2003), и учитывая практику работы с такого рода документами в АО и ООО;
  • утвердить форму решения в локальном нормативном акте общества, таком, как положение о единственном акционере/участнике, тогда ошибок в его оформлении будет меньше.

Встречаются организации, в которых вообще не принято регистрировать такого рода документы. Они объясняют это тем, что решения единственного акционера/участника являются исключительно внутренними документами, подлинники которых редко покидают родные стены. А если возникает необходимость в представлении решения третьему лицу, то обычно предоставляется заверенная копия решения или выписка из него. Во избежание путаницы рекомендуем регистрировать и присваивать не только дату, но и номер таким решениям.



Текст решения условно подразделяется на вводную и основную части:

  • вводная часть включает в себя сведения о единственном акционере/участнике:
    • для физических лиц – Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства; для юридических лиц – наименование, регистрационные данные, адрес места нахождения;
    • указание на то, что он является единственным акционером (участником);
    • количество принадлежащих акционеру акций (размер доли участника, составляющих 100% уставного капитала общества);

    Напомним правила оформления отметки о наличии приложений:

    Пример 6. Отметка о наличии приложений (при этом ко второму приложению прилагается еще один документ)


    Пример 7. Отметка о наличии приложения, названного в тексте решения


    См. ответ на вопрос про оформление отметки о наличии приложений на стр. 87 журнала № 3’ 2012

    Если в качестве акционера/участника организации А выступает другая организация Б, то подпись на решении ставит руководитель организации Б (см. Пример 11).

    Решение обычно скрепляется печатью общества, которая располагается рядом с подписью единственного акционера/участника. Обратите внимание: даже если единственным акционером/участником общества А является юридическое лицо Б, в решении ставится печать общества А, но не юридического лица Б, руководитель которого его подписал. То есть это своего рода исключение из правила, что печатью заверяется подпись уполномоченного лица, подписывающего документ от имени организации.

    Решение акционера составляется в 2 экземплярах, как это установлено в отношении протокола общего собрания акционеров в п. 1 ст. 63 Федерального об АО. Решение участника ООО рекомендуется аналогично составлять в 2 экземплярах, несмотря на то, что в отношении протокола общего собрания участников это в Федеральном законе об ООО специально не прописано.

    Пример 8. Оформление сшива многостраничного решения


    • если он – физическое лицо (Пример 9) и одновременно гендиректор (т.е. единоличный исполнительный орган, см. Пример 10);
    • если он – юридическое лицо (Пример 11) и при этом иностранное (Пример 12).

    Пример 9. Решение единственного участника – физического лица


    Пример 10. Решение единственного акционера (физического лица), который одновременно является гендиректором (т.е. единоличным исполнительным органом)


    Пример 11. Решение единственного участника (юридического лица)


    Пример 12. Решение единственного акционера – иностранного юридического лица


    Особенность данного примера – это наличие англоязычной версии решения владельца – оффшорной компании, что очень часто встречается в ООО и АО.

    Пример 13. Письмо о согласии единственного участника ООО на совершение сделки


    Как видите, данное письмо оформлено не на бланке ООО, а написано от имени физического лица – единственного участника ООО и не имеет оттиска печати (сравните с документом из Примера 9).

    Если бы 100% долей в уставном капитале ООО принадлежали некоему юридическому лицу, например, ЗАО, то это ЗАО на своем бланке письма могло бы составить данный документ и поставить на нем оттиск своей печати.

    В следующем номере читайте окончание статьи. Мы расскажем о заверении копии подлинника решения и об оформлении выписки из него, а также о хранении решений акционеров / участников.

    Всевозможные пережитки эпохи советского делопроизводства — печати,подписи,бланки с водяными знаками и прочая архаичная атрибутика — постепенно уходят в прошлое,уступая место более технологичным способам установления аутентичности хозяйствующего субъекта,например,электронно-цифровой подписи. Тем не менее,печать пока ещё для нас актуальна.

    Попробуем разобраться: для каких документов печать не является обязательным атрибутом, а также должно ли решение собрания скрепляться печатью? Для начала следует выяснить,что представляет собой решение собрания и можно ли его отнести к сделкам или нет?

    С одной стороны, к решению собрания невозможно применить те же правила, которые применяются к сделке, как в части оформления решения собрания, так и в части последствий несоблюдения формы характерной для сделок (ст. ст. 158 — 165 ГК РФ). Действительно, решение собрания всегда оформляется письменным протоколом, который в обязательном порядке подписывается председательствующим и секретарём собрания, а вот сделка может быть и устной. Исходя из требований п. 3 ст. 181.2 ГК РФ, на протоколе собрания не могут воспроизводиться подписи ни при помощи факсимиле, ни посредством копирования, ни путём использования электронной подписи. Напротив, все вышеперечисленные способы выражения воли лица могут применяться для заключения некоторых сделок. Если же нарушено требование к форме протокола, например, отсутствуют собственноручные подписи, то и решение собрания может быть оспорено (пп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

    С другой стороны, согласно ст. 153 ГК РФ под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, связанные с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей. В качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей в случаях, предусмотренных законом, указаны решения собраний (пп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Поскольку пп. 1.1 является частью п. 1 ст. 8 ГК РФ можно было бы предположить,что решения собраний рассматриваются законодателем как определённые разновидности договоров и иных сделок,предусмотренных законом.

    В то же время само общество выступает в хозяйственном обороте как некое лицо,неделимое на различные органы. От имени общества действует единоличный исполнительный орган общества(директор или генеральный директор). Директор общества представляет интересы общества, в рамках своих полномочий совершает от имени общества сделки, утверждает штатное расписание. За подписью директора выходят приказы и указания,которые обязательны для исполнения всеми работниками общества.

    Согласно п. 7 ст. 2 ФЗ об АО общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Эта же норма, как правило, дублируется в уставах хозяйственных обществ. Когда общество заключает сделки, действует как хозяйствующий субъект, отличный от других хозяйствующих субъектов, используются те атрибуты, которые призваны отличить общество от других обществ, а именно: печать, фирменное наименование, место нахождения общества. В указанных случаях печатью общества распоряжается его единоличный исполнительный орган, т. е. лицо, без доверенности действующее от имени общества (абз. 3 п. 2 ст. 69 ФЗ об АО).

    А могут ли члены коллегиального исполнительного органа (правления) или члены совета директоров выступать (действовать) от имени общества? Председатель совета директоров? Выступать они,конечно,могут,но правоотношения для других лиц такие выступления(действия) будут порождать только в случае наличия у перечисленных должностных лиц соответствующих полномочий,установленных,например,в решениях органов управления или во внутренних документах общества. В общем случае для передачи им подобных полномочий потребуется доверенность.

    Вернёмся к протоколу собрания. Согласно п. 1 ст. 63 ФЗ об АО оба экземпляра протокола подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарём общего собрания акционеров. Весьма вероятна ситуация,когда председательствующий на общем собрании и единоличный исполнительный орган общества совпадают в одном лице. Но и в этом случае полномочия председательствующего на собрании не выходят за рамки его компетенции: провести собрание и подписать протокол собрания.

    Вышеуказанные положения свидетельствуют тому,что подпись председательствующего на протоколе собрания не сопровождается печатью,поскольку председатель собрания к печати отношения не имеет,а протокол собрания не отнесён к тем документам,которые подписывает единоличный исполнительный орган от имени общества. Распорядителем печати является лицо,наделённое полномочиями действовать от имени общества без доверенности,то есть его единоличный исполнительный орган.

    Совсем другое дело заверение экземпляров протокола собрания(его копии) должностным лицом общества. Представляется целесообразным,чтобы протокол собрания,состоящий из 2-х листов и более,был бы прошит,его листы были бы пронумерованы,а на обратной стороне было бы указано количество прошитых и пронумерованных листов. В случае если протокол или его копия заверяются единоличным исполнительным органом,проставление печати общества на месте прошивки листов уместно. Если же заверка документов общества осуществляется специально уполномоченным лицом,не являющимся единоличным исполнительным органом общества,полномочия такого лица должны быть определены в доверенности или во внутреннем документе общества. Такой подход связан с тем,что документы общества заверяются единоличным исполнительным органом не для внутреннего,внутрикорпоративного пользования,а для предоставления третьим лицам.

    Вышеуказанные соображения характерны и для протокола учредительного собрания. В том случае,когда от имени юридического лица,участника учреждаемого общества,действует его единоличный исполнительный орган,он скрепляет свою подпись на протоколе печатью. Если же протокол от имени юридического лица,участника учреждаемого общества,подписывается по доверенности,подпись такого уполномоченного лица печатью скрепляться не должна.

    Все вышесказанное справедливо также и для обществ с ограниченной ответственностью,и для некоммерческих организаций,независимо от числа акционеров,участников,партнёров организации. Важным является основной принцип: печать — для лица,действующего от имени общества без доверенности вовне общества; протокол собрания — документ,фиксирующий волю органа управления общества,непосредственно не участвующего во внешних взаимоотношениях общества.

    Регистрируйте компанию, сообщите менеджеру ваш ИНН и получите бесплатно 3 месяца работы в сервисе со сдачей отчетов!

    Если у ООО изменилось название, юридический адрес, уставный капитал, виды деятельности или все сразу, внесите изменения в устав и в ЕГРЮЛ. Для этого с 25 ноября 2020 года предусмотрена форма Р13014. Она же применяется, если надо изменить сведения в ЕГРЮЛ, которые не зафиксированы в уставе.

    1. Отразите изменения в учредительных документах

    • Если вы — единственный учредитель, оформите единоличное письменное решение об изменениях.
    • Если учредителей несколько, проведите общее собрание и примите единогласное решение по каждому вопросу. В протоколе собрания зафиксируйте решение учредителей и напишите о внесении изменений в устав.

    Оформите устав в новой редакции или вынесите изменения в отдельное приложение.

    2. Заполните заявление на регистрацию изменений

    Общие требования к оформлению формы Р13001


    Если дробной части нет, нули не нужны.



    • Серию и номер паспорта заполните так: 11 11 123456.
    • Не включайте в заявление пустые листы. Заполненные пронумеруйте подряд.
    • Используйте одностороннюю печать.

    Как заполнить форму Р13014?

    Далее на титульном листе надо указать изменения в уставе, если вы хотите их внести:

    Далее идет справочная информация о наличии корпоративного договора, адресе электронной почты, доступах к различным сведениям. Тут тоже можно вносить корректировки.

    В новом адресе заполните только поля, для которых есть значения. Чтобы избежать ошибок, пользуйтесь классификатором КЛАДР. Укажите индекс и код субъекта РФ. Адрес должен соответствовать сведениям из госреестра ФИАС. В форме Р13014 появились поля для планировочной структуры, улично-дорожной сети и пр.

    Подписать заявление нужно в присутствии нотариуса, который удостоверит подпись. Если заявление подано в электронной форме и подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), нотариус не нужен.

    3. Подайте документы в регистрирующий орган

    В налоговой или МФЦ предъявите:

    • решение учредителя / протокол общего собрания учредителей о внесении изменений в устав,
    • новый устав или изменения к старому (в двух экземплярах),
    • если меняется адрес, то договор аренды или покупки офиса. При перерегистрации на домашний адрес — паспорт (и его копию) с пропиской

    Иногда регистрирующие органы запрашивают свидетельство о праве собственности на квартиру и нотариально заверенное согласие других жильцов. Это исключение из правил, но уточните в вашей ФНС.

    Госпошлину в размере 800 рублей вносит руководитель ООО.

    4. Получите документы

    Изменения регистрируют в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления, а еще через один рабочий день вам выдадут:

    • лист записи ЕГРЮЛ,
    • второй экземпляр устава с отметкой инспекции.

    Документы по итогам регистрации выдают только в электронной форме с усиленной электронной подписью, в том числе листы записи ЕГРЮЛ и устав. Их присылают на почту, указанную в заявлении о регистрации. Получить бумажные документы можно только по отдельному запросу. Для этого в заявлении проставляется соответствующая отметка.

    Статья расскажет, как сменить адрес ООО, название, размер уставного капитала, добавить или исключить виды деятельности.

    • Легко ведите учёт и заводите первичку
    • Отправляйте отчётность через интернет
    • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
    • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

    При регистрации новой ООО налоговая в первую очередь попросит написать заявление Р11001. Как это сделать и какие листы заполнить, разберем в статье, а также покажем образец заполнения.

    Заявление Р14001 подают для внесения изменений об организации в ЕГРЮЛ. Разберемся, в каких случаях нужно сдавать форму Р14001 и как ее заполнить.

    “Как вы лодку назовете — так она и поплывет”. Эта поговорка справедлива не только для морского и речного транспорта, но и для названия предприятия. Запоминающееся и говорящее название “работает” на имидж компании, создает нужные ассоциации и впечатления у поставщиков, контрагентов и клиентов фирмы.

    • Центр поддержки
    • Заказать звонок
    • Написать в чат
    • Помощь

    Попробовать бесплатно 14 дней

    Читайте также: