Статут 1529 года как отличный кодекс феодального права

Обновлено: 19.05.2024

Цель исследования - феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений, которое развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин.
Задачи:
1. Определить основные черты феодального права Беларуси
2. Рассмотреть систему судопроизводства ВКЛ XVI-XVII веков
3. Показать важность Статутов ВКЛ в истории права, как переломного момента эпохи феодализма.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

История права Беларуси начинается с древних времен, когда главным источником было обычное право. В условиях ограниченной экономики отдельных местностей - земель, городов, волостей обычное право было разрозненным, на каждой территории действовало свое местное право. Обычным правом в древности регулировались все правовые отношения в общественной жизни: структура и компетенция государственных органов; социальное положение, права и обязанности классов, сословий и социальных групп населения; гражданские, семейно-брачные, земельные, уголовные, судебно-процессуальные и другие отношения. В дальнейшем развитие права определялось постепенным переходом от обычного права к писаному. Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.

До конца XV-начала XVI веков в Великом княжестве Литовском органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. В течение XVI века в государстве постепенно сложилась система судебных органов. Образовались две системы судов: общие (общесословные) суды для всего населения, основанные на обычном праве и законе (Главный суд, замковый суд) и сословные суды только для шляхты (земский суд, подкоморский суд). Кроме того, имелись суды для отдельных групп населения: духовенства, мещан, крестьян, евреев, татар, которые действовали на основе церковного права, специальных нормативных актов, обычного копного права.

Предметом данного исследования являются статуты ВКЛ - 1529 1566 и 1588 гг., как кодексы феодального права Великого княжества Литовского, включавшие право государственное, земельное, уголовное, процессуальное, наследственное.

Цель исследования - феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений, которое развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин.

1. Определить основные черты феодального права Беларуси

2. Рассмотреть систему судопроизводства ВКЛ XVI-XVII веков

3. Показать важность Статутов ВКЛ в истории права, как переломного момента эпохи феодализма.

1. Основные черты феодального права Беларуси.

Источник права, обычай, правовой обычай, санкционирование, правовой акт, система права, систематизация, кодификация, писаное право, естественное право, бежественное право, земское или посполитой право, Судебник Казимира 1468 года, привилеи – общеземские, городские, волостные и др. В 14-15 веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. В первую очередь издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины 15 века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему, Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя,

С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали, необходимость создать определенную систему его классификации. Согласно этим идеям в Западной и Центральной Европе все право подразделялось в зависимости от источников на три основные части:

1. Божественное, то есть данное богом в священном писании.

2. Естественное, данное богом всем людям и заложенное в их природе. Считалось, что оно соответствует идеям разума, истины и справедливости, не зависело от нормативных государственных актов.

3. Человеческое или положительное право, то есть право, созданное людьми. Положительное право подразделяли на публичное и частное, а частное в свою очередь – на отдельные институты: о вещах, о лицах, об обязательствах.

В ВКЛ при систематизации права кодификаторы не придерживались такого деления и выработали свою системы, отличную от римского права.

Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.

В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. четко проявляются 5 основных тенденций, которые как вместе взятые, так и каждая в отдельности являются прогрессивными. Происходит изменение в источниках права: основным источником становится нормативный акт, хотя и правовой обычай во многих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят различные названия (привилеи, грамоты, постановления, уставы, статуты и др.), различны по действию в пространстве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и принимаются коллегиально высшими органами государства. Постановления сейма (общего, вального) принимались на совместном заседании шляхты Великого княжества Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 г. общий вальный Люблинский сейм принял постановление об унии Великого княжества Литовского с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств (ст.1), порядок избрания господара (ст.2), его обязанности (ст.5), порядок рассмотрения вопросов совместной внутренней и внешней политики (ст.6,10), сохранение прежней системы должностей в каждом государстве (ст.8) и другие положения. Всего 28 статей. Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле привилеи был выдан в 1503 г., Полоцкой земле в1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилее Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот), освобождались от подводной повинности и пограничной службы, не платили торговые пошлины, свободно могли выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах, состоящих из полочан, и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие. Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилеи жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Могилевской волости в связи с жалобой на державца. В волостных привилеях определялись повинности (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой администрации - старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков податей, которые в течение времени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян. Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта. Выдача городских привилеев в XVI в. резко возросла. Они выдавались по разным причинам: 1) по просьбе жителей предоставить им магдебургское право; 2) в связи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийными бедствиями (наводнением, пожаром) и военными действиями, происходившими на территории города; 3) в связи с произволом администрации; 4) по просьбе администрации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей. Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным. Самыми значительными по содержанию были городские привилеи на магдебургское право. В них предусматривалось создание городских органов самоуправления, повинности и подати мещан, всевозможные льготы в области торговли, формирование местного бюджета и др. вопросы. Во всех других видах городских привилеев либо четко определялись подати и повинности, либо мещане частично или полностью освобождались от них на определенный срок. Например, 28 января 1566 г. Сигизмунд II Август выдал жителям г. Диены привилеи, по которому вновь поселявшиеся лица освобождались от поборов и повинностей на срок до 8 лет. Витебску подобный привилеи был выдан в 1563 г.

В дальнейшем развитие права определялось постепенным переходом от обычного права к писаному. В XIV - XV вв. начинает развиваться законодательство, которое ограничивает обычное права. Примерно в XV ст. писаное право становится основным источником права на территории Беларуси. В нем многие нормы обычного права закреплялись в форме закона в виде многочисленных грамот, листов, сеймовых постановлений, привилеев, статутов и других правовых актов. В первую очередь издаются законы в форме привилеев, в которых юридически оформлялось правовое положение сословия шляхты, закреплялись права и льготы феодалов, определялись автономные права некоторых земель (княжеств).

К значимым нормативным актам первого этапа относятся:

  • Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г.;
  • Грамота полоцкого и витебского князя Герденя о заключении мирного договора и установлении торговых отношений с Ригой и Готландом 1264 г.;
  • Договорная грамота великого князя Казимира с Великим Новгородом об установлении мира и условиях ведения торговли с Полоцком и Витебском 1440 г.;
  • Грамоты великих князей городам на магдебургское право 1390, 1391, 1441, 1494, 1498, 1499 гг.;
  • Общеземские грамоты 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 (1457) гг.;
  • Судебник Казимира 1447 г.;
  • Постановление Городельского сейма об унии Великого княжества Литовского с Польшей о привилегиях феодалов-католиков 1413 г.
  • Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г., заключенный с целью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непосредственно в сфере торговли или тесно связанные с ней (например, кража, совершенная местным жителем у купца-иностранца; нарушение норм нравственности купцом-иностранцем и др.).

Договор носит ярко выраженный классовый характер, так как его статьи устанавливают значительно повышенную защиту жизни свободного человека по сравнению с рабом: по статье 1, за убийство свободного человека штраф составлял 10 гривен серебра, а за раба — 1 гривну серебра.

В зависимости от списка и редакции Договор имеет 35 или 37 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского, процессуального и административного права. Большинство статей посвящено гражданскому праву, в частности, договору купли-продажи (ст.ст. 19, 21, 24-28, 30), займа (ст.ст. 15-18, 35, 36).

Статут 1529 г. — развернутый кодекс феодального права, действовавшего в Великом княжестве Литовском, — представляет большой научный интерес. Он дает богатый материал для изучения экономических, общественных и правовых отношений в XV — начале XVI вв. как на территории собственно Литвы, так и на территории Белоруссии. Статут 1529 г. был написан на белорусском языке того времени. Это обстоятельство определяет его большое значение и как лингвистического памятника периода образования белорусской народности.

В XVI в. Статут напечатан не был. Списки его в течение первой половины XVI в. дополнялись новыми статьями. Переводы текста Статута с белорусского языка на латинский (1530 г.) и польский (1532 г.) также остались в рукописях.

Подготовка текста к изданию Отделом правовых наук велась по фотокопиям трех списков Статута 1529 г. на белорусском языке, подлинники которых хранятся: один в Государственной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина (Ленинград), второй в Варшавской народной библиотеке и третий в Курнике (Польская Народная Республика).

Текст Статута написан белорусской скорописью конца XVI— начала XVII в. с характерными для нее длинными, загнутыми влево хвостами букв д, р, у, щ, с характерным з в виде идущей под строку линии с наклоном влево и другими признаками. На то, что временем появления этой рукописи является конец XVI— начало XVII в., указывает и водяной знак на бумаге: овальная с красивыми узорами рама, внутри которой перекрещиваются три копья. Почти тождественный водяной знак есть на бумаге украинского документа, датированного 1585 г. 1 . Подобные, но далеко не тождественные водяные знаки встречаются и на других документах с 1582 до 1609 г. 2 .

Кроме описанной выше Слуцкой рукописи, И. Даниловичу были известны еще два списка Статута на белорусском языке. Первый из них — приобретенный в 1820 г. в Варшаве графом Титом Дзялынским экземпляр размером in folio написан на хорошей бумаге с водяным знаком подковы и двумя крестами, похожим на герб города Гданьска. Второй список — рукопись в четверть листа, написанная на бумаге с водяным знаком в виде креста. Основываясь на содержащейся в рукописи дарственной записи с упоминанием фамилии Фирлей, И. Данилович назвал этот список Фирлеевским. Вслед за И. Даниловичем и мы будем называть эти рукописи: одну — списком Дзялынского, а другую — Фирлеевским списком.

Сравнение почерка Слуцкого списка с почерком списка Дзялынского также дает основание говорить о большей древности последнего. Так, например, в описке Дзялынского буква омега употребляется b своем древнем греко-славянском начертании, в Слуцком же списке эта буква сильно видоизменена и имеет такое же начертание, какое встречается в других белорусских рукописях конца XVI—первой трети XVII в.

По своему содержанию список Замойского соответствует списку Дзялынского.

Правописание списка Замойского дает основание предполагать, что он древнее списка Дзялынского. В последнем буква ь употреблена лишь 4 раза, в списке Замойского эта буква употребляется постоянно, хотя и неправильно: вместо нее часто пишется е. Вероятнее всего, список Замойского появился вскоре после 1529 г. В нем буква е на месте ь употребляется не только в безударных слогах, но и под ударением, следовательно, писец в произношении не различал ь и е. Вот некоторые примеры написания буквы е вместо ь: в суде, заповедных, две, на вечность, светки, вечно, сена и многие другие.

Хотя список Замойского и старше списка Дзялынского, нет оснований полагать, что последний сделан с первого. В списке Замойского имеется ряд пропусков и ошибок, которые отсутствуют в списке Дзялынского. Вполне естественно, что если бы для последнего оригиналом служил список Замойского, то писец перенес бы оттуда пропуски и ошибки. Вот некоторые пропуски и ошибки в списке Замойского, отсутствующие в списке Дзялынского:

Раздел и артикул Список Замойского Список Дзялынского
II, 6 на тот не приехал на тот рок не приехал
III, 10 не маеть господар не маеть
IV, 7 четвертая шацунку четвертая часть шацунку
V, 9 справу справу поручити
VI, 16 и до права и до права позывал
VII, 7 пожога двору пожога двору сталася
VIII, 1 ловы, селы, озера ловы, лесы, озера
IX, 7 шкоду и млын збудовати шкоду справити и млын збудовати

Список Замойского отличается также от списка Дзялынского тем, что в нем (как и в Слуцком списке) почти всегда употребляется польское слово вшакже вместо слова ведже, веджо, характерного для списка Дзялынского. Слово веджо в списке Замойского встречается всего два раза: в разделе VII, артикул 16 и в разделе VIII, артикул 4. Вшакже — не [7] единственный полонизм в списке Замойского. Здесь встречаются и другие полонизмы: навенцей вместо наболшей (III, 17), вшенде вместо везде (I, 25), юж вместо вжо (XI, 11), едно вместо одно (VIII, 5), несколько раз употреблено ма вместо мает и мамы вместо маем.

По всей вероятности, оба эти списка восходят к экземпляру, имевшему недочеты в нумерации артикулов. Об этом свидетельствует путаная нумерация в обоих списках артикулов раздела X. В списке Дзялынского вместо номера восьмого артикула повторен номер 7, поэтому остальные два артикула этого раздела пронумерованы на один номер меньше. В списке Замойского второй артикул имеет двойной номер: 2 и 1, третий артикул помещен под номером 2, четвертый артикул сначала был помечен номером 3, а затем писец исправил его на 4. Артикул 5 имеет номер 4, а далее нумерация идет по порядку, заканчиваясь номером 9, хотя раздел X состоит из десяти артикулов.

Изучение списков Дзялынского, Замойского и Слуцкого, первых двух по фотокопии, третьего по оригиналу, показывает, что все они содержат ошибки писцов, пропуски слов. Иногда эти ошибки затрудняют понимание текста Статута 1529 г., поэтому при исследовании и переводе его на русский язык мы пользовались всеми списками.

Упомянутое выше оглавление, вероятно, представляет собой фиксацию более ранней редакции Статута 1529 г., а лишние [8] по сравнению с оглавлением артикулы представляют собой, по-видимому, вставки из юридических источников, появившихся после 1529 г. В Слуцком списке лишние артикулы включены в общую нумерацию.

В Слуцком списке содержится на 29 артикулов больше, чем в списках Дзялынского и Замойского. Такое несоответствие объясняется тем, что, как было сказано выше, в Статут 1529 г. постоянно вносились дополнения и изменения. Как правило, эти добавочные артикулы помещены в конце разделов после артикулов, которыми заканчиваются разделы в списках Дзялынского и Замойского.

Из добавочных 29 артикулов 15 в несколько иной редакции находятся в тексте Статута 1566 г. Их нумерация не соответствует нумерации артикулов Слуцкого списка Статута 1529 г., часто они включены в другие разделы. В этом можно убедиться из приведенной таблички, в которой римские цифры обозначают номера разделов, арабские — номера артикулов.

Слуцкий список Статута 1529 г. Статут 1566 г. Слуцкий список Статута 1529 г. Статут 1566г
I, 27 IV, 66 VIII, 21 IX, 18
IV, 16 V. 15 IX, 18 X, 15
V, 14 VII, 8 IX, 19 X, 16
V, 15 VII, 9 XI, 14иХ1, 15 XII, 14
VI, 9 VI, 14 XIII, 25 XIV, 14
VI, 28 IV, 56 XIII, 27 XIV, 21
VIII, 20 IX, 19 XIII, 28 XIV, 22

14 артикулов Слуцкого списка Статута 1529 г., которых нет в списках Дзялынского и Замойского, отсутствуют и в Статуте 1566 г. Это—IV, 17; V, 20; VI, 30; VI, 31; VI, 35; VI, 36; VIII, 22; IX, 20; X, 11; X, 12; XII, 8; XII, 10; XIII, 26.

Наличие в Слуцком списке этих 14 артикулов дает основание полагать, что источником всех 29 артикулов, отсутствующих в списках Дзялынского и Замойского и включенных в Слуцкий список, был не Статут 1566 г., хотя Слуцкий список и появился позднее его, а какие-то другие юридические источники.

Сравнение этого издания Статута 1529 г. с фотокопией списка Дзялынского показывает, что издатели не были достаточно внимательны и допустили в тексте ряд ошибок и искажений. Сравнение Слуцкого списка с теми ссылками на него, какие сделаны к списку Дзялынского, свидетельствуют, что издатели невнимательно читали Слуцкий список и приписывали ему то, чего в действительности в нем нет. Ошибок в ссылках на Слуцкий список в познанском издании 1841 г. содержится значительное количество. Приведем несколько примеров только из раздела VII.

Артикул Слуцкий список Ссылка на Слуцкий список в познанском издании 1841 г.
1 противня 54 противная
8 "было" есть 7 "было" нет
12 не всхотят 30 не всхочет
13 выпосажоных 38 было выпосажоных
16 слуги его были, одна-б были 47 слуги однаго бы были
19 и пограбил 60 и покгвалтил

Артикул Слуцкий список Временник Московского общества истории и древностей российских"
5 довести своего довести своею
7 в той пофалце а в той пофалце
7 або забитем або забитье
9 охромил а охромил
10 ездил по пиром ездил по пивом
11 посполу ходили посполу доходили
12 и тую годовщину о тую годовщину
12 поприсягнути самотрет поприсягнути самотрету
13 а один брат и один брат
14 Титул: “Хто бы отца и матку забил" титула нет
15 близкостью прирожоною к тому маючих близкость прирожоную к тому маючих
16 иному другому засел иному дорогу засел
16 А ведже так А ведже пак
21 к присязе и присязе
23 межи собою межи бою
23 тогды ним ся жеребеи тогды чiй ся жеребеи
25 невинна бити невинна быти
29 Устава годовщине шляхетской о вины противня господара Устава годовщине шляхетской и вины против нас господаря
30 без чсти быти без чети быти
31 а на кого быть переведено а на кого бы то переведено

Учитывая все эти обстоятельства, Отдел правовых наук АН БССР в основу настоящего издания положил список Дзялынского, оговорив в подстрочных примечаниях разночтения со Слуцким (по оригиналу), Замойского (по фотокопии), Фирлеевским и Пулавским (по познанскому изданию 1841 г.) спискам.

В разделах II, V, VI и XI Статута дана двойная нумерация артикулов (в квадратных скобках и без скобок). Это объясняется тем, что список Дзялынского содержит больше артикулов, чем более древний, теперь неизвестный список. Не получившие номеров дополнительные артикулы были вписаны позже и вошли в список Дзялынского без нумерации, не нарушая нумерации более древнего списка Статута. В настоящем издании Статута без скобок дана более древняя нумерация артикулов, в квадратных скобках—нумерация всех артикулов по порядку.

В связи с тем, что без специальной лингвистической подготовки чтение текста Статута в значительной степени затруднено, настоящее издание сопровождается переводом его на русский язык. Переводчики стремились не отступать от подлинника, насколько это представлялось возможным, однако перевод не является подстрочным. Некоторые специфические термины, не имеющие синонимов в русском языке, но употребляющиеся в исторической литературе (врадник, паны рада, державца, маршалок, вдовий столец и др.) оставлены без перевода. В ряде мест переводчики вынуждены были ограничиться смысловым переводом, отступая от текста оригинала.

Вынесенные в словарь-комментарий слова и термины для удобства пользования расположены в алфавитном порядке и их объяснение дано только применительно к Статуту 1529 г., а поэтому пособием для перевода и объяснения других историко-юридических памятников, особенно документов позднейшего времени (XVII—XVIII вв.), служить не может. В качестве иллюстрации тех или иных слов и терминов приводятся выражения из текста Статута, причем номер раздела обозначен римскими цифрами, а артикул — арабскими.

1. I. Каманiн i А. Вiтвiцка. Водяни знаки на пaпepi украiнських документiв XVI i XVII вв. (1566-1651), Киев, 1923, филигрань № 140.

2. Там же.

Текст воспроизведен по изданию: Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Минск. АН БССР. 1960

© текст - Яблонскис К. И. 1960
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Петров С. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН БССР. 1960

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и внешних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост городов и дифференциацию городского населения, обусловило более интенсивную выдачу городам грамот на магдебурское право (Волковыску – в 1503 г., Новогрудку – в 1511 г., Слониму – в 1531 г., Речице – в 1561г.).
В свою очередь указанные процессы наряду с другими (более благоприятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутрисословных противоречий, формирование более совершенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе ВКЛ, унификации их правового статуса во второй половине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которого невозможно без наличия единого права. Именно под воздействием многообразных и разносторонних процессов и причин идет интенсивная правотворческая деятельность государства, целью которого является приспособить феодальное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

Оглавление

Статут ВКЛ 1529 г. – первый свод законов ВКЛ…………………. ……6

Статут ВКЛ 1566 г. и дальнейшее развитие права…………………..…12

Статут ВКЛ 1588 г. – основной источник феодального права………. 16
3.1. Систематизация права в Статуте ВКЛ 1588 г…………………….16
3.2. Уголовное право……………………………………………………17
3.3. Обязательственное право …………………………….…..……….20
Наследственное право………………………………..……..….….27
Вещное право ………………………………………………..….…30

Список использованных источников.………………………………………35

Файлы: 1 файл

статуты ВКЛ курсовая.doc

  1. Статут ВКЛ 1529 г. – первый свод законов ВКЛ…………………. ……6
  1. Статут ВКЛ 1566 г. и дальнейшее развитие права…………………..…12
  1. Статут ВКЛ 1588 г. – основной источник феодального права………. 16

3.1. Систематизация права в Статуте ВКЛ 1588 г…………………….16

3.3. Обязательственное право …………………………….…..……….20

    1. Наследственное право………………………………..……..….….27
    2. Вещное право ………………………………………………..….…30

    Список использованных источников.………………………………………35

    Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и внешних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост городов и дифференциацию городского населения, обусловило более интенсивную выдачу городам грамот на магдебурское право (Волковыску – в 1503 г., Новогрудку – в 1511 г., Слониму – в 1531 г., Речице – в 1561г.)

    В свою очередь указанные процессы наряду с другими (более благоприятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутрисословных противоречий, формирование более совершенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе ВКЛ, унификации их правового статуса во второй половине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которого невозможно без наличия единого права. Именно под воздействием многообразных и разносторонних процессов и причин идет интенсивная правотворческая деятельность государства, целью которого является приспособить феодальное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

    В развитии феодального права ВКЛ в XVI в. четко проявляются 5 основных тенденций, которые как вместе взятые, так и каждая в отдельности являются прогрессивными. Происходит изменение в источниках права: основным источником становится нормативный акт, хотя и правовой обычай во многих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят различные названия (привилеи, грамоты, постановления, уставы, статуты и др.), различны по действию в пространстве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, что вводятся в действие от имени великого князя и принимаются коллегиально высшими органами государства.

    Постановления сейма (общего, вольного) принимались на совместном заседании шляхты ВКЛ и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 г. общий вольный Люблинский сейм принял постановление об унии ВКЛ с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств (ст.1), порядок избрания господаря (ст.2), его обязанности (ст.5), порядок рассмотрения вопросов совместной внутренней и внешней политики (ст.6,10), сохранение прежней системы должностей в каждом государстве (ст.8) и другие положения. Всего 28 статей.

    Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле был выдан в 1503 г., Полоцкой земле – в 1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной.

    Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волости, расположенных на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконно увеличивали размер податей, вводили новые подати и повинности). Главное назначение волостных грамот – ограничить произвол местной администрации (воевод, державцем и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.

    Выдача городских привилеев в XVI в. резко возросла. Они выдавались по разным причинам: во-первых, по просьбе жителей предоставить им магдебурское право; во-вторых, в связи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийным бедствием (наводнением, пожаром) и военными действиями, происходившими на территории города; в-третьих, в связи с произволом администрации; в-четвёртых, по просьбе администрации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей.

    Но самым значимым событием в развитии феодального права ВКЛ в XVI в. является разработка и принятие Статутов 1529, 1566, 1588 годов. Именно на XVI в. приходится второй период в развитии права – статутный период. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования.

    Статуты ВКЛ резко отличались от крупных нормативных актов XIV-XV вв., как широтой охвата урегулированных правом общественных отношений, так и юридической техникой (главы, статьи, которые имеют названия).

    Для Статутов, и особенно для Статута 1588г., характерна ярко выраженная гуманистическая направленность. Так, уже в Статуте 1529 г. вводятся принципы ответственности всех только по закону и только по суду; по Статуту 1566 г. установлен возраст уголовной ответственности с 14 лет, и право простых людей участвовать в избрании великого князя; по Статуту 1588 г. возраст уголовной ответственности был повышен с 16 лет и указан только один источник невольного состояния – плен. Более того, Статут предписывает называть челядь невольную впредь “дворовой челядью”, а ранее бывшую челядь невольную и их детей наделить землей и перевести в разряд крестьян “отчичев” (непохожих).

    Содержание Статутов свидетельствует о расцвете феодальной демократии, зарождении новой формы правосознания. Закрепленные в них многие прогрессивные положения и принципы дают основания, как отмечает профессор, доктор юридических наук Юхо И.А., утверждать, что в Статутах последовательно проводится идея установления правового государства.

    Каждый Статут разрабатывался специально созданной комиссией, куда входили высокообразованные, сведущие люди своего времени (ученые, врадники). Например, в разработке проекта Статута 1588 г. принимали участие Волович А.Б., Сапега Л.И., занимавшие должности канцлера и подканцлера и, по сведениям современников, высокообразованные лица. Как правило, комиссия работала в течение длительного срока (несколько лет). Подготовленный ею проект Статута неоднократно обсуждался на сеймах, затем дорабатывался и принимался.

    В Статутах находят отражение различные отрасли права: государственное (конституционное), гражданское, брачно-семейное, уголовное, процессуальное и другие. Но следует отметить, что зачастую нормы одной отрасли права содержатся не в одном, а в разных разделах. Так, в Статуте 1588 г. нормы уголовного права содержатся в разделах X-XIV и частично в разделах I,II и др.

    Нормы в Статутах наряду с абстрактным характером частично носят казуальный характер, что затрудняет их восприятие.

    Статуты ВКЛ – это свод действующих законов государства в XVI в. Хотя и не единственный. Наряду со Статутом действовали привилеи и постановления.

    Статут 1588 г. как более содержательный и более совершенный пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX в., т.е. даже тогда когда Беларусь находилась в составе Российской империи.

    Шляхта, до того не имевшая большого веса в общественно-политической жизни Великого княжества, отказывается теперь быть только объектом власти со стороны феодальной знати. Шляхта начинает присутствовать на сеймах сначала в качестве молчаливого наблюдателя, а затем в качестве самостоятельно действующей политической силы, стремящейся ослабить политическое влияние земельной аристократии и придать политике правительства желательное для нее направление. Естественно, что шляхта в первую очередь стремится ослабить преобладание магнатов в суде, освободиться от произвола выносимых ими судебных решений и подчинить их действию общешляхетского права. Поэтому требование кодификации законодательства было одним из основных требований в политической программе шляхты.

    В первой четверти XVI в. изменилась и политическая структура Великого княжества Литовского. С ростом экономических связей между отдельными областями Великого княжества постепенно исчезала феодальная раздробленность и укреплялся авторитет центрального правительства на местах. Укрепление политического единства Великого княжества Литовского тоже настоятельно требовало кодификации феодального права, действию которого был бы подчинен весь класс землевладельцев [2, с. 94].

    Развитие производительных сил и общее усложнение экономической жизни требовали законодательного регулирования отдельных сторон частноправовой деятельности шляхетского сословия. Общий экономический подъем в Великом княжестве сопровождался значительной мобилизацией земельной собственности. Покупка и продажа имений и отдача их в заставу, право наследования недвижимого имущества и право завещаний, организация суда и судебного процесса, юридическое оформление классовых привилегий шляхетства требовали точного юридического определения. В кодификации феодального права в особенности были заинтересованы среднепоместные и мелкопоместные прослойки шляхетства, стремившиеся обеспечить себя от произвола феодальной аристократии.

    Таковы те новые экономические и социально-политические явления в жизни Великого княжества, которые настоятельно требовали кодификации права.

    В истории феодального права Беларуси, Литвы и Украины первоочередное значение имеет Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Он был первым в Европе сводом законов в котором содержались нормы конституционного, административного, брачно-семейного, гражданского, земельного, уголовного, судебно-процессуального и др. отраслей права.
    Создатели Статута 1529 года, а в их числе наверняка был и Франциск Скорина, решили целый ряд сложных теоретических и практических проблем: разработали новую систему и структуру размещения правовых норм, включили в него наиболее типовые и обобщенные нормы, ввели ряд новых правовых норм, в которых отражены экономические и социально-политические отношения того времени.

    При разработке Статута впервые были разрешены такие сложные теоретические и практические вопросы, как разделение норм права по отраслям, расположение их в определенной системе. Если учитывать, что подобного систематизированного сборника законов в то время не было ни в одной из европейских держав, то еще более понятными становятся трудности, которые возникали в период подготовки данного документа и более очевидными заслуги его создателей [3, с.26].

    По своему содержанию Статут 1529 года не был кодексом (как ошибочно считают многие историки), так как кодекс — это законодательный акт в котором в определенной системе изложены нормы права, относящиеся к одной отрасли права. В Статуте же собраны и размещены, как уже говорилось выше, нормы различных отраслей права, что характерно для свода законов. Создать же его даже в наше время куда сложнее, чем специальный кодекс по какой-нибудь одной отрасли права.
    Статут Великого княжества Литовского 1529 года состоял из I3 разделов, которые в свою очередь подразделялись на статьи. Первоначально в Статуте было 244 статьи, позже в связи с дополнениями их количество увеличилось до 293.

    Статут 1529 г. был феодальным кодексом класса землевладельцев в целом. Вместе с тем он закреплял за магнатами их правовое положение, их руководящую политическую роль. За магнатами и панами оставалась по-прежнему особая юрисдикция. Они не были подсудны провинциальным судьям. Магнаты оставались такими же недосягаемыми для шляхты, как и раньше. В этом и заключалась основная причина того, что отдельные артикулы Статута долгое время не были утверждены сеймом. Статут 1529 г. отражал реальное соотношение сил в лагере литовских феодалов. Экономическое господство и политическое руководство принадлежали крупным землевладельцам. Шляхта политически и экономически еще недостаточно окрепла. Естественно поэтому, что именно магнаты вышли победителями из внутренней борьбы между двумя прослойками феодального класса [5, с.218].




    Покупай/Продавай на Capital-Market.by

    SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

    Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


    Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

    Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

    Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


    Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



    Военные мемориалы Беларуси

    Статут Великого княжества Литовского 1529 года

    485 лет назад, 29 сентября 1529 года, был утвержден и введен в действие первый Статут Великого княжества Литовского – свод законов феодального права, памятник белорусской письменности, языка и юридической мысли.

    Понятие статут происходит от латинского statutum – сбор законов. На территорию ВКЛ понятие о статуте проникает из Польши, где в 1347 г. была сделана первая попытка кодификации (законов в форме Вислицкого статута.

    Работа по подготовке первого Статута Великого княжества Литовского велась в течение нескольких лет первой четверти XVI в. К 1522 г. был подготовлен проект Статута, но не был утвержден. Статут был введен в действие 29 сентября 1529 г.

    Статут был, по сути, сводом законов на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права земель, которые составляли центр ВКЛ, постановлений государственных и судебных учреждений, привилеев. Фамилии составителей неизвестны.

    Один из списков носит название Слуцкого.

    Текст Статута написан белорусской скорописью конца XVI – начала XVII в. с характерными для нее длинными, загнутыми влево хвостами букв д, р, у, щ, с характерным з в виде идущей под строку линии с наклоном влево и другими признаками. На то, что временем появления этой рукописи является конец XVI – начало XVII в., указывает и водяной знак на бумаге: овальная с красивыми узорами рама, внутри которой перекрещиваются три копья. Почти тождественный водяной знак есть на бумаге украинского документа, датированного 1585 г. Подобные, но далеко не тождественные водяные знаки встречаются и на других документах с 1582 до 1609 г.

    В Статут 1529 г. были впервые внесены нормы, которые в определенной степени ограничивали права магнатов, объявлялось правило, согласно которому люди (и убогие, и богатые) должны были судиться согласно этому Статуту. Великий князь обязывался хранить территориальную целостность государства, не допускать иностранцев на государственные должности, не давать им имений, земель, чинов, охранять существующие законы.

    Таким образом, увеличивалась степень декларативности, в целом характерная для большинства законодательных актов. Статут подтверждал принцип индивидуальной ответственности, регламентировал участие защитников в процессе. Вообще защищаться перед судом и доказывать свою невиновность обвиняемый должен был сам. Но если он не мог осуществлять защиту самостоятельно, то поручал это своему вернику или прокуратору. Если первый – просто доверенное лицо обвиняемого, то второй профессиональный юрист – поверенный шляхтич, который занимался адвокатской практикой.

    К наиболее важным нормам относятся те, что определили состав территории государства, порядок создания и деятельность государственных органов, права и привилегии господствующего класса.

    Утверждалось создание подкаморских (межевых) и земских (шляхетских) судов. Объявлялась презумпция невиновности (раздел 14, арт. 2); неполнолетние могли быть наказаны только после 14 лет.

    В статуте было 14 разделов и 367 статей.

    Статут Великого Княжества Литовского, 1588

    Статут 1588 года был подготовлен во время правления великого князя и короля Стефана Батория, работой над ним руководили О.Б. Волович, Лев Иванович Сапега (канцлер и подканцлер ВКЛ).

    Источниками для разработки Статута стали: Статуты Великого княжества Литовского 1529 и 1566 г., сеймовые постановления 1573, 1578, 1580, 1584 гг., королевские привилеи, постановления поветовых сеймиков.

    Статут имел 14 разделов и 488 артикулов. В разделах 1–4 помещались нормы государственного права и судебного строя, 5–10 и частично 13 – брачно-семейного, земельного и гражданского права, 11–12, 14 и частично 13 – криминального права.

    Статут 1588 г. законодательно оформил сохранение Великого княжества Литовского как государства; в противовес акту Люблинской унии, объявлял идею веротерпимости, запрещал передачу вольного (свободного) человека за долги или преступление в неволю, предусматривал криминальную ответственность шляхтича за убийство простого человека.

    В Статуте намечены новые принципы: ограничение власти государя, раздел власти – законодательная за соймом, исполнительная – за великим князем и Радой, судебная – за великокняжеским и главным судами, а также за местными судами, подтверждались уже устоявшиеся – суверенитет и единое право для всех полноправных людей.

    Статут был напечатан на древнебелорусском языке в 1588 г. в Виленской типографии Мамоничей под присмотром Л. Сапеги, в 1614 г. выдан на польском языке (перепечатывался в 1619, 1648, 1694, 1744, 1786, 1819 гг.), в 1811 г. на русском языке в Петербурге. Имел большое влияние на процесс кодификации русского права, подготовки Соборного уложения 1649 г. Наиболее полное современное издание осуществлено в 1989 г.

    Третий Статут Великого княжества Литовского действовал с 1589 г., и до 1832 г. – в Витебской и Могилёвской губерниях – после включения Беларуси в состав Российской империи, а в Виленской, Гродненской и Минской губерниях – до 1840 г.

    На заставке - т ретий Статут Великого княжества Литовского (оригинал) и Слуцкий пояс. Музей поэта Максима Богдановича, Минск

    Цель исследования - феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений, которое развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин.
    Задачи:
    1. Определить основные черты феодального права Беларуси
    2. Рассмотреть систему судопроизводства ВКЛ XVI-XVII веков
    3. Показать важность Статутов ВКЛ в истории права, как переломного момента эпохи феодализма.

    Вложенные файлы: 1 файл

    курсовая работа.doc

    История права Беларуси начинается с древних времен, когда главным источником было обычное право. В условиях ограниченной экономики отдельных местностей - земель, городов, волостей обычное право было разрозненным, на каждой территории действовало свое местное право. Обычным правом в древности регулировались все правовые отношения в общественной жизни: структура и компетенция государственных органов; социальное положение, права и обязанности классов, сословий и социальных групп населения; гражданские, семейно-брачные, земельные, уголовные, судебно-процессуальные и другие отношения. В дальнейшем развитие права определялось постепенным переходом от обычного права к писаному. Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.

    До конца XV-начала XVI веков в Великом княжестве Литовском органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. В течение XVI века в государстве постепенно сложилась система судебных органов. Образовались две системы судов: общие (общесословные) суды для всего населения, основанные на обычном праве и законе (Главный суд, замковый суд) и сословные суды только для шляхты (земский суд, подкоморский суд). Кроме того, имелись суды для отдельных групп населения: духовенства, мещан, крестьян, евреев, татар, которые действовали на основе церковного права, специальных нормативных актов, обычного копного права.

    Предметом данного исследования являются статуты ВКЛ - 1529 1566 и 1588 гг., как кодексы феодального права Великого княжества Литовского, включавшие право государственное, земельное, уголовное, процессуальное, наследственное.

    Цель исследования - феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений, которое развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин.

    1. Определить основные черты феодального права Беларуси

    2. Рассмотреть систему судопроизводства ВКЛ XVI-XVII веков

    3. Показать важность Статутов ВКЛ в истории права, как переломного момента эпохи феодализма.

    1. Основные черты феодального права Беларуси.

    Источник права, обычай, правовой обычай, санкционирование, правовой акт, система права, систематизация, кодификация, писаное право, естественное право, бежественное право, земское или посполитой право, Судебник Казимира 1468 года, привилеи – общеземские, городские, волостные и др. В 14-15 веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. В первую очередь издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

    Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины 15 века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему, Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя,

    С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали, необходимость создать определенную систему его классификации. Согласно этим идеям в Западной и Центральной Европе все право подразделялось в зависимости от источников на три основные части:

    1. Божественное, то есть данное богом в священном писании.

    2. Естественное, данное богом всем людям и заложенное в их природе. Считалось, что оно соответствует идеям разума, истины и справедливости, не зависело от нормативных государственных актов.

    3. Человеческое или положительное право, то есть право, созданное людьми. Положительное право подразделяли на публичное и частное, а частное в свою очередь – на отдельные институты: о вещах, о лицах, об обязательствах.

    В ВКЛ при систематизации права кодификаторы не придерживались такого деления и выработали свою системы, отличную от римского права.

    Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.

    В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. четко проявляются 5 основных тенденций, которые как вместе взятые, так и каждая в отдельности являются прогрессивными. Происходит изменение в источниках права: основным источником становится нормативный акт, хотя и правовой обычай во многих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят различные названия (привилеи, грамоты, постановления, уставы, статуты и др.), различны по действию в пространстве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и принимаются коллегиально высшими органами государства. Постановления сейма (общего, вального) принимались на совместном заседании шляхты Великого княжества Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 г. общий вальный Люблинский сейм принял постановление об унии Великого княжества Литовского с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств (ст.1), порядок избрания господара (ст.2), его обязанности (ст.5), порядок рассмотрения вопросов совместной внутренней и внешней политики (ст.6,10), сохранение прежней системы должностей в каждом государстве (ст.8) и другие положения. Всего 28 статей. Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле привилеи был выдан в 1503 г., Полоцкой земле в1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилее Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот), освобождались от подводной повинности и пограничной службы, не платили торговые пошлины, свободно могли выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах, состоящих из полочан, и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие. Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилеи жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Могилевской волости в связи с жалобой на державца. В волостных привилеях определялись повинности (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой администрации - старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков податей, которые в течение времени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян. Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта. Выдача городских привилеев в XVI в. резко возросла. Они выдавались по разным причинам: 1) по просьбе жителей предоставить им магдебургское право; 2) в связи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийными бедствиями (наводнением, пожаром) и военными действиями, происходившими на территории города; 3) в связи с произволом администрации; 4) по просьбе администрации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей. Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным. Самыми значительными по содержанию были городские привилеи на магдебургское право. В них предусматривалось создание городских органов самоуправления, повинности и подати мещан, всевозможные льготы в области торговли, формирование местного бюджета и др. вопросы. Во всех других видах городских привилеев либо четко определялись подати и повинности, либо мещане частично или полностью освобождались от них на определенный срок. Например, 28 января 1566 г. Сигизмунд II Август выдал жителям г. Диены привилеи, по которому вновь поселявшиеся лица освобождались от поборов и повинностей на срок до 8 лет. Витебску подобный привилеи был выдан в 1563 г.

    В дальнейшем развитие права определялось постепенным переходом от обычного права к писаному. В XIV - XV вв. начинает развиваться законодательство, которое ограничивает обычное права. Примерно в XV ст. писаное право становится основным источником права на территории Беларуси. В нем многие нормы обычного права закреплялись в форме закона в виде многочисленных грамот, листов, сеймовых постановлений, привилеев, статутов и других правовых актов. В первую очередь издаются законы в форме привилеев, в которых юридически оформлялось правовое положение сословия шляхты, закреплялись права и льготы феодалов, определялись автономные права некоторых земель (княжеств).

    К значимым нормативным актам первого этапа относятся:

    • Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г.;
    • Грамота полоцкого и витебского князя Герденя о заключении мирного договора и установлении торговых отношений с Ригой и Готландом 1264 г.;
    • Договорная грамота великого князя Казимира с Великим Новгородом об установлении мира и условиях ведения торговли с Полоцком и Витебском 1440 г.;
    • Грамоты великих князей городам на магдебургское право 1390, 1391, 1441, 1494, 1498, 1499 гг.;
    • Общеземские грамоты 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 (1457) гг.;
    • Судебник Казимира 1447 г.;
    • Постановление Городельского сейма об унии Великого княжества Литовского с Польшей о привилегиях феодалов-католиков 1413 г.
    • Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г., заключенный с целью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непосредственно в сфере торговли или тесно связанные с ней (например, кража, совершенная местным жителем у купца-иностранца; нарушение норм нравственности купцом-иностранцем и др.).

    Договор носит ярко выраженный классовый характер, так как его статьи устанавливают значительно повышенную защиту жизни свободного человека по сравнению с рабом: по статье 1, за убийство свободного человека штраф составлял 10 гривен серебра, а за раба — 1 гривну серебра.

    В зависимости от списка и редакции Договор имеет 35 или 37 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского, процессуального и административного права. Большинство статей посвящено гражданскому праву, в частности, договору купли-продажи (ст.ст. 19, 21, 24-28, 30), займа (ст.ст. 15-18, 35, 36).

    Читайте также: