Статус объекта актуально в росреестре что значит

Обновлено: 02.07.2024

Земельные участки подразделяются по статусу, видам и целевому назначению, и по закону вся информация о них обязательно собрана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Ранее учтенный земельный участок — что значит этот статус, как происходит его оформление в собственность граждан? Ответы на вопросы ищите в статье.

Что это означает?

А начиная с 2017 года, все сведения о недвижимом имуществе граждан собираются в едином реестре (ЕГРН) Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН.

До этого единого порядка кадастрового учета не было. Объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земли – органами власти.

Все участки, которые прошли регистрацию с 2007 по 2015 год в двух реестрах — кадастровом и прав на недвижимое имущество – получили статус учтенных. Эти объекты подверглись кадастровому учету, то есть прошли процедуры межевания, установления границ, присвоения кадастрового номера, а также — регистрации права собственности или аренды.

Ранее учтенные участки в основном регистрируются по упрощенной схеме, то есть:

  1. Обладатель недвижимости сам подает заявление.
  2. Предоставляет документы, подтверждающие право на участок, которые были получены до 20.10.2001 года.
  3. Не считается обязательной процедура межевания.
  4. Не требуется получать акты органов местной власти о том, что земельный участок предоставлен в собственность. Отделение Росреестра, куда подается заявление о регистрации, должно самостоятельно запрашивать эти документы у органов местной власти.

Доказать свое законное право на землю и свести к минимуму риск мошеннических действий можно только при наличии официальной регистрации в Едином государственном реестре.

Отсутствие точных границ и записей о местоположении земли рано или поздно вызывает проблемы с соседями, а иногда и приводит к судебным разбирательствам.

  • при дарении,
  • продаже,
  • наследовании.

Ни один официальный документ без регистрации объекта оформить невозможно.

На участках, которые не проходили процедуру межевания, потребуются кадастровые работы, так как такой объект учтен без границ, соответственно его площадь указана неточно (декларированная площадь). Межевой план передается в регистрирующий орган для того, чтобы зафиксировать точные сведения о границах.

Как узнать статус ЗУ?

Владельцу важно точно знать, включен ли ранее учтенный земельный участок в ЕГРН. Ведь органы регистрации могут внести его даже без уведомления владельца.

Для выяснения статуса земельного участка необходимо на официальном портале Росреестра воспользоваться:

  1. Публичной кадастровой картой по ссылке. На этом сайте собрана информация обо всех участках, включенных в ГКН. Если известен кадастровый номер участка, то узнать местоположение, территорию, где он располагается. Здесь же можно найти ближайшее отделение Росреестра. Услуга бесплатная.
  2. Онлайн-сервисом со справочной информацией по объектам недвижимости по ссылке. Ответ будет получен в виде файла.

На практике единственными сведениями о ранее учтенной земле являются только ФИО владельца. Поэтому лучше явиться в МФЦ или местное отделение Росреестра с паспортом и с оригиналами документов на участок.

Специалист проверит кадастровый номер и, при его наличии, примет письменную заявку на получение выписки из Кадастра недвижимости. Это занимает 15 дней.

Когда нужно оформлять?

Любые ранее учтенные объекты, в том числе земельный участок, требуют включения в реестр только при отсутствии информации об этих объектах. Обычно они не имеют паспортов и выписок, так как не занесены в Госреестр, хотя ст. 45 Закона о кадастре прописывает обязательность этой процедуры.

Кадастровый паспорт содержит полную информацию об участке. Для получения этого документа необходимо зарегистрировать участок, то есть внести его в Госреестр.

  • проводить любые операции с этим участком;
  • исключить возможность проведения любых незаконных действий с этой землей;
  • обеспечить взаимодействие всех органов власти и организаций, предоставляющих услуги, так как вся информация собрана в одном месте;
  • облегчить жизнь владельцев недвижимости, потому что им не нужно долго собирать документы и ходить по учреждениям.

Ранее учтенные земли могут быть сняты с кадастрового учета без ведома его владельца. Обычно это делается по следующим причинам:

Перед началом процедуры снятия с учета Кадастровая палата направляет обладателю уведомление об этом на его электронную почту или на домашний адрес, где указываются возможные последствия, если владелец не предпримет необходимых шагов. Обычно ему дается срок до 6 месяцев на оформление права собственности.

Если участок уже снят с учета на момент подачи заявления, то дело рассматривается судом. Снятый с регистрации участок получает статус неразграниченного (свободного).

Процедура оформления в собственность граждан

Внесение сведений возможно двумя способами:

  1. Подается заявление с просьбой внести объект в ЕГРН, написанное по форме, утвержденной для кадастрового учета или госрегистрации.
  2. Подается запрос на получение сведений о ранее учтенном объекте.
  • документы, устанавливающие или подтверждающие право собственности;
  • документы о ранее учтенном участке, которые уже имеются в регистрирующем органе;
  • заявление гражданина, владеющего участком.

Основанием для включения данных в единый реестр может стать один из следующих документов:

  • свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования;
  • акт органа местной власти о праве собственности на землю;
  • решение госоргана о предоставлении участка конкретному лицу;
  • выписка из похозяйственной книги;
  • договор аренды, действующий на момент обращения;
  • документы с подтверждением ранее осуществленного государственного учета или регистрации прав собственности, предоставленные в Кадастровую палату из соответствующих органов по ее запросу.

Информация об объектах недвижимости вносятся в Госреестр бесплатно. После обращения гражданина Кадастровая палата не позднее 5 дней обязана включить все сведения и документы в кадастр. При оформлении через МФЦ этот срок продлевается до 9 дней.

Выписка из ЕГРН будет выдана через 5 дней после внесения. Это прописано ч. 5, 7 ст. 69 Закона о регистрации. Следовательно, вся процедура занимает 10-15 дней с момента подачи заявления или запроса.

Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?

При изменении каких-либо параметров участка необходимо обновить кадастровый паспорт. Подача дополнительных сведений осуществляется в зависимости от того, какое изменение имеет место. Каждый случай индивидуален, поэтому вначале нужно получить консультацию юриста, специалиста БТИ или Росреестра.

  • площади участка;
  • его адреса или местоположения;
  • стоимости;
  • категории или вида разрешенного использования;
  • изменении права собственности или ограничении прав собственника;
  • ландшафта участка: появления, исчезновения природных или иных объектов.

Что предоставить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документы на право собственности;
  • документ, содержащий сведения об изменении.

Госпошлина не уплачивается. Срок внесения изменений составляет не более 18 календарных дней, при обращении в МФЦ – 21 день.

Документы заявитель получает лично. Обычно это выписка из Кадастрового паспорта с внесенными изменениями.

На что еще обратить внимание?

При проведении любых операций с ранее учтенными землями необходимо обратить внимание на некоторые моменты, которые затрудняют или делают невозможным обращение с ними. Особенно это важно для тех, кто решил приобрести такой участок.

Ранее учтенные земельные участки можно разделить на два вида:

При подаче документов необходимо учитывать некоторые нюансы, несоблюдение которых могут привести к отказу. Важно удостовериться, что собранные документы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ и действовали в месте выдачи на момент их выдачи.

Заявителю будет отказано, если по запросу кадастровой службы не поступит ответ от органа государственной или местной власти, БТИ. Это рассматривается как отсутствие необходимого документа или сведений.

Кроме того, в поданных документах могут отсутствовать сведения, позволяющие считать участок ранее учтенным, а также информация о площади или основной характеристике участка.

Видео по теме статьи

Как оформить ранее учтенный земельный участок, подскажет видео:

Заключение

Все приведенные данные о ранее учтенных участках отражают существующую ситуацию с массовым переоформлением и приватизацией, сложности формирования государственного кадастра недвижимости.

Это своего рода переходный период, который завершится постановкой на учет последнего ранее учтенного участка. Однако каждый случай имеет свои особенности, поэтому владельцу участка рекомендуется внимательно изучить все нюансы и тонкости законодательства для этой сферы.

Начиная с этого момента, сведения обо всех объектах недвижимости должны быть включены в единый Госреестр. До этого сведения были разрознены, значились в базах разных ведомств, что становилось причиной множества проблем. В разных источниках одна и та же территория могла иметь разные статусы, предназначение, владельцев.

Абсолютно всем земельным наделам в стране присвоен какой-либо статус вне зависимости от разрешенной категории использования. Он может значиться, как:

  • учтенный;
  • ранее учтенный;
  • архивный;
  • временный.

Многие не знают, нужно ли межевать ранее учтенный земельный участок и переводить его в другой статус. Часть собственников полагает, что раз за прошедшие годы потребность в этом не возникла, то и далее это делать не придется. Но не стоит исключать возможность продажи, дарения, передачи по наследству. Провести любую сделку без уточнения данных не получится.

Единый Госреестр включает сведения абсолютно обо всех объектах недвижимости в стране. Применительно к земельным участкам в Реестре должна содержаться следующая информация:

  1. Адрес размещения.
  2. ФИО собственника.
  3. Документ — основание для получения права собственности.
  4. Дата постановки на учет.
  5. Категория земель, разрешенный вид использования.
  6. Кадастровая стоимость: всего надела и квадратного метра.

Необходимо отметить, что в разряд ранее учтенных земельных участков по 218 ФЗ могут попасть наделы:

  • приобретенные у других граждан;
  • взятые в долгосрочную аренду, в том числе с правом выкупа;
  • переданные в пожизненное владение или пользование с правом наследования и т. д.

Основные проблемы у владельцев или арендаторов возникают из-за отсутствия сведений о границах и межевании. В предшествующие годы эту процедуру проводили с большими погрешностями. Отсутствовали поворотные точки и GPS-маячки. Теперь же собственникам для решения проблемы необходимо заново проводить межевание и передавать информацию в Росреестр.

Как узнать статус земельного участка

Для получения нужных данных необязательно занимать очередь в МФЦ или непосредственно Кадастровую палату. Проверить информацию можно на Публичной кадастровой карте. Достаточно указать кадастровый номер объекта недвижимости или его адрес, чтобы получить информацию из перечня ранее учтенных земельных участков. Здесь же можно:

  • запросить выписку из ЕГРН;
  • проверить данные о владельце;
  • заказать отчет о характеристиках участка и т. д.

Необходимые данные будут высланы на указанный в заявке электронный адрес в течение 2-3 дней. Документ, заверенный электронной подписью, принимают к рассмотрению все государственные структуры.

Чтобы узаконить ранее учтенный земельный участок, необходимо обратиться в регистрационную палату с соответствующим заявлением. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие право собственности:

  • свидетельство;
  • договоры купли-продажи, дарения;
  • постановление о приватизации;
  • акты о передаче надела в безвозмездное пользование и т. д.

На что нужно обратить внимание

Ситуация с корректировкой статуса может существенно осложниться, если в отношении участка границы не установлены вообще, либо носят очень приблизительный характер. Если это так, владельцу необходимо обратиться в организацию, оказывающую услуги по межеванию. Обязательное условие — наличие допуска СРО. Без него готовый межевой план не примут к рассмотрению.

Процедура уточнения границ ранее учтенного земельного участка предполагает обязательный выезд кадастровых инженеров на объект. Они проверяют и выносят в натуру границы надела с учетом примыкающих территорий. По окончании полевых работ кадастровые инженеры проводят камеральную обработку полученных данных.

Результат их работы — межевой план и акт совместимости и согласованности координат с соседними земельными участками. Только после этого информацию можно вносить в Росреестр.

  1. Границы соседних участков пересекаются.
  2. В реестре не значатся данные не только об этом конкретном наделе, но и о соседних. Отсутствует возможность точно установить границы.
  3. Замеры показали, что часть участка по документам принадлежит государству.

Любая из перечисленных ситуаций может быть следствием неверно проведенных замеров или иных неточностей в базах данных разных ведомств. Для исправления кадастровой ошибки ранее учтенного земельного участка владельцу придется обращаться в комитет по управлению имуществом муниципалитета или иную структуру с аналогичными функциями. Если и после этого границы не будут установлены, нужно подавать заявление в суд.

Можно ли продать надел с подобным статусом? Формально да. Но для регистрации права собственности на ранее учтенный земельный участок в Росреестр необходимо предоставить:

  1. Паспорта продавца и покупателя.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Согласие супруга/супруги, подписанное в присутствии нотариуса.
  4. Выписку из ЕГРН, межевой и технические планы участка.

С получением последних документов и возникнут проблемы. Соответственно, проводить межевание и устанавливать границы все равно придется. Не обойтись без него и при снятии с учета ранее учтенного земельного участка, например, при разделении на несколько или объединении с другим.

Заключение

С июля 2016 года право собственности на недвижимость можно подтвердить только выпиской из Единого государственного реестра (ЕГРН). Свидетельства о регистрации владельцам недвижимой собственности больше не выдаются.


Как проверить информацию о вашей недвижимости

Чтобы получить выписку из Федеральной кадастровой палаты, необходимо войти на сайт с помощью учетной записи Госуслуг. Введите в форму кадастровый номер или адрес объекта. Выберите вид необходимой выписки и положите ее в корзину. Оплатите услугу с помощью онлайн-сервиса на сайте и укажите ваш адрес электронной почты. В ближайшее время вам отправят выписку в личный кабинет или на ваш e-mail.

Кроме того, вы можете получить сведения о вашей недвижимости в ближайшем отделении МФЦ. Там также пригодятся ваш паспорт и СНИЛС.

О чем может говорить другой кадастровый номер объекта

Явная примета того, что с вашей собственностью произошло такое недоразумение то, что кадастровый номер в новой выписке ЕГРН не совпадает с кадастровым номером, который указан в ваших документах.

Отметим, что кадастровый номер – не одно и то же, что и условный номер. Последний всегда отличается от кадастрового, потому что присваивался до 2017 года, если у вашей недвижимости не было кадастрового номера.


Одинаковыми должны быть именно кадастровые номера одного и того же объекта. Двойные номера могут спровоцировать дальнейшие проблемы при оформлении прав на недвижимость. К примеру, регистрацию сделки купли-продажи приостановят или нотариус откажет в выдаче свидетельства о праве на наследство.

СмартВклад с повышенной ставкой

Почему может насторожить статус записи об объекте недвижимости

Отсутствие межевания сейчас не предполагает запрет на владение или распоряжение земельным участком, однако на практике могут возникнуть проблемы с определением точной площади объекта недвижимости на местности. Это может привести к спорным вопросам и конфликтам с соседями из-за границ, к отказу покупателя от сделки купли-продажи и тому подобное. Поэтому межевание хоть и является необязательной частью, но существенно облегчит вам жизнь.


Такой статус присваивали объектам недвижимости в период с 2008 по 2016 годы включительно в том случае, когда недвижимость была поставлена на кадастровый учет, однако в реестре не было записи о регистрации права на нее.

Поэтому в ближайшее время лучше обратиться в МФЦ с документами на подобные объекты недвижимости, чтобы зарегистрировать права на них, сказано в Письме Росреестра от 22 июня 2021 года.


К чему могут привести ограничение прав и обременение объекта недвижимости

В этом разделе указывают свежую информацию о наложении ареста, залогового обременения и других ограничений на вашу недвижимую собственность.

В некоторых случаях граждане узнают о своих непогашенных задолженностях только после того, как увидели запись об аресте своего жилья. В подобных ситуациях недвижимость нельзя продать, подарить или вселить в нее кого-то, оформив регистрацию.


Если недвижимость является совместной собственностью вас с супругом и вы случайно обнаружите, что в выписке появилась отметка о залоге, это может говорить о том, что супруг оформил ипотечный договор, не имея вашего согласия на это.

В этом случае вы можете оспорить сделку. Согласно определению Верховного суда РФ № 19-КГ20-3 от 17 марта 2020 года, передача недвижимости под залог является формой распоряжения ею, поэтому без нотариального согласия супруга такая сделка является незаконной.

Земельные участки со статусом

Итак, земельный участок, имеющий временный статус представляет собой территорию, уже поставленную на учет в государственном кадастре, но еще не прошедшую процедуру регистрации на нее какого-либо права – аренды или собственности. Иными словами, угодья находятся в пользовании конкретного лица, но по-прежнему не считаются его полноправными владениями.

Еще одной вероятной причиной присвоения временного статуса, может быть отсутствие межевания. Отчасти подобное происходит по причине дороговизны процедуры, а в некоторых случаях граждане опасаются возникновения споров с соседями относительно границ. Но, в любом случае, перед регистрацией прав процедуру межевания потребуется осуществить в обязательном порядке.

Здесь необходимо уточнить, что до 2017 года пользователи земельных площадей, поставленных на учет в кадастре, автоматически получали возможность зарегистрировать право собственности либо аренды на таковые в течение 5 лет с момента присвоения кадастрового номера.

Снятие земли с учета

Земельный надел может быть снят с кадастрового учета по следующим причинам:

  1. Если в течение 5 лет, а на данный момент до 1 марта 2022 года, в отношении участка не произведено никаких действий, направленных на регистрацию прав собственности либо аренды на него. При этом в течение года после аннулирования временного статуса, гражданину требуется посетить уполномоченный орган и получить соответствующие документы. В случае неявки гражданина, бумаги подлежат уничтожению.
  2. Сведения, внесенные в кадастр, могут утратить временный статус по решению судебных органов.

Кроме того, закон, вступивший в силу с начала 2017 года предусматривает возможность снятия земельной площади с учета по желанию гражданина, ее эксплуатирующего. В этом случае сведения об участке будут полностью удалены из Единого государственного реестра объектов недвижимости.

Для этого потребуется заполнить заявление соответствующего образца от лица собственника территории либо нескольких владельцев участков, в результате трансформации которых был создан временный надел.

Если же участок земли был образован из территорий, находящихся в муниципальной либо государственной собственности, то бланк заявления потребуется заполнить лицу, представляющему муниципалитет либо государственный орган власти соответственно.

Необходимо помнить, что любой участок, сформированный на территории РФ и поставленный на учет, обладает уникальным и нигде не повторяющимся кадастровым номером. В случае исключения данных и аннулирования временного статуса, сведения восстановлению не подлежат.

Для того чтобы вновь поставить на учет земельный надел, данные о котором были уничтожены, потребуется подать соответствующее заявление в ЕГРН. После сбора и предоставления необходимых бумаг, участок будет вновь поставлен на учет и получит ранее не использованный кадастровый номер.

На что стоит обратить внимание

Временный статус земельной площади

Временный статус земельной площади, по сути, говорит о том, что территория, находясь в пользовании гражданина, по-прежнему может быть отозвана у него государственными либо местными органами власти. Подобные ситуации могут быть оспорены в судебном порядке, но, несомненно, проще вовремя зарегистрировать права, чем вступать в длительные и энергозатратные судебные прения.

Кроме того, важно помнить, что после окончания периода, отведенного для фиксирования прав на участок, происходит его снятие с учета и замена временного статуса аннулированным. После чего земельная площадь возвращается в распоряжение муниципалитета. И вот в этом случае оспорить процедуру и вернуть возможность регистрации права будет весьма затруднительно.

За полгода до снятия надела с учета в кадастре, Росреестр обязан уведомить заинтересованное лицо о том, что если гражданин не представит документы для регистрации права аренды, либо собственности, земельная территория будет передана в распоряжение местной администрации или иного органа власти.

Специалисты рекомендуют уточнять, какой именно статус присвоен сведениям о конкретном объекте недвижимости. В случае если таковой является временным, следует выяснить дату постановки на учет в кадастре и срок действия статуса, после чего как можно скорее приступить к регистрации прав на землю.

Участки земли, обладающие временным статусом, являются таковыми до момента регистрации прав собственности либо аренды на них. Процедуру можно осуществить до весны 2022 года. После этого территория обретет статус и поступит в полноценное распоряжение заинтересованного лица.

Читайте также: