Когда был принят уголовный кодекс республики узбекистана

Обновлено: 02.07.2024

Статья 1. Внести в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2012-ХП (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 1, ст. 3; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 144; 1997 г., N 2, ст. 56, N 9, ст. 241; 1998 г., N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст. 165; 2002 г., N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 314, N 12, ст.ст. 417, 418; 2006 г., N 6, ст. 261, N 12, ст. 656; 2007 г., N 4, ст.ст. 158, 166, N 6, ст. 248, N 9, ст.ст. 416, 422, N 12, ст. 607; 2008 г., N 4, ст.ст. 187, 188, 189, N 7, ст. 352, N 9, ст.ст. 485, 487, 488, N 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 4, ст. 128, N 9, ст.ст. 329, 334, 335, 337, N 12, ст. 470; 2010 г., N 5, ст.ст. 176, 179, N 9, ст. 341, N 12, ст.ст. 471, 477; 2011 г., N 1, ст. 1), следующие изменение и дополнения:

1) статью 130 изложить в следующей редакции:

"Статья 130. Изготовление, ввоз, распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции

Изготовление или ввоз на территорию Республики Узбекистан с целью распространения, рекламирования, демонстрации, а равно распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия, -

наказывается штрафом от четырехсот до шестисот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо арестом до шести месяцев.

Те же действия, совершенные:

а) повторно или опасным рецидивистом;

б) по предварительному сговору группой лиц, -

наказываются лишением свободы до трех лет.

Изготовление или ввоз на территорию Республики Узбекистан с целью распространения, рекламирования, демонстрации, а равно распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции с описанием или изображением несовершеннолетнего либо вовлечение несовершеннолетнего в качестве исполнителя в действиях порнографического характера -

наказывается лишением свободы от трех до пяти лет";

2) дополнить статьей 130-1 следующего содержания:

"Статья 130-1. Изготовление, ввоз, распространение, рекламирование, демонстрация продукции, пропагандирующей культ насилия или жестокости

Изготовление или ввоз на территорию Республики Узбекистан с целью распространения, рекламирования, демонстрации, а равно распространение, рекламирование, демонстрация продукции, пропагандирующей культ насилия или жестокости, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия, -

наказывается штрафом от четырехсот до шестисот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо арестом до шести месяцев.

Те же действия, совершенные:

а) повторно или опасным рецидивистом;

б) по предварительному сговору группой лиц, -

наказываются лишением свободы до трех лет";

3) раздел восьмой дополнить терминами следующего содержания:

"Порнографическая продукция - материалы и предметы, не представляющие художественной ценности и не имеющие научного, медицинского или учебного назначения, содержащие описание либо фото-, видео- или иное изображение половых органов человека либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового акта";

"Продукция, пропагандирующая культ насилия или жестокости, - материалы и предметы, не представляющие художественной, научной или культурной ценности, побуждающие к совершению насилия или жестокости".

Статья 2. Внести в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2015-ХП (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 193, N 12, ст. 269; 1996 г., N 5-6, ст. 69, N 9, ст. 144; 1997 г., N 2, ст. 56, N 4-5, ст. 126, N 9, ст. 241; 1998 г., N 3, ст. 38, N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153, N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67, N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 312, N 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., N 6, ст. 261, N 9, ст. 498, N 10, ст. 536, N 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., N 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, N 9, ст.ст. 416, 421, N 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., N 4, ст.ст. 181, 189, 192, N 9, ст.ст. 486, 488, N 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 9, ст.ст. 334, 335, 337, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474; 2010 г., N 5, ст.ст. 175, 179, N 6, ст. 231, N 9, ст.ст. 335, 339, 341, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 468, 473, 474; 2011 г., N 1, ст. 1, N 4, ст.ст. 104, 105, N 9, ст.ст. 247, 252, N 12/2, ст. 365), следующие изменение и дополнения:

1) статью 189 изложить в следующей редакции:

"Статья 189. Изготовление, ввоз, распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции

Изготовление или ввоз на территорию Республики Узбекистан с целью распространения, рекламирования, демонстрации, а равно распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции -

влечет наложение штрафа на граждан от пятидесяти до ста, а на должностных лиц от ста до ста пятидесяти минимальных размеров заработной платы с конфискацией порнографической продукции, а также средств ее изготовления, распространения, рекламирования и демонстрации";

2) дополнить статьей 189-1 следующего содержания:

"Статья 189-1. Изготовление, ввоз, распространение, рекламирование, демонстрация продукции, пропагандирующей культ насилия или жестокости

Изготовление или ввоз на территорию Республики Узбекистан с целью распространения, рекламирования, демонстрации, а равно распространение, рекламирование, демонстрация продукции, пропагандирующей культ насилия или жестокости, -

влечет наложение штрафа на граждан от пятидесяти до ста, а на должностных лиц от ста до ста пятидесяти минимальных размеров заработной платы с конфискацией продукции, пропагандирующей культ насилия или жестокости, а также средств ее изготовления, распространения, рекламирования и демонстрации";

3) часть первую статьи 245 после цифры "189" дополнить цифрой "189-1";

4) пункт первый статьи 287 после цифры "189" дополнить цифрой "189-1".

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Осуществляемая в республике судебно-правовая реформа предусматривает развитие системы упрощенных процедур в области уголовного судопроизводства.

Осуществляемая в республике судебно-правовая реформа предусматривает развитие системы упрощенных процедур в области уголовного судопроизводства.

На сегодняшний день действуют новые правовые институты, направленные на дальнейшее упрощение и гуманизацию уголовного процесса, такие как производство по делам о примирении, применение акта амнистии на стадии досудебного производства.

Так, с 2001 года в правоприменительную, судебную практику введен и эффективно действует институт примирения, в соответствии с которым к уголовной ответственности не привлекается лицо, совершившее преступные действия, не представляющие большой общественной опасности, полностью возместившее материальный и моральный ущерб потерпевшим.

Эффективность этого института, его соответствие многовековым традициям, таким, как милосердие и умение прощать, стали основанием его последовательного расширения. Сегодня возможность применения данного института предусматривается по 52 составам преступлений.

Также в 2008 году в Уголовно-процессуальное законодательство введена Глава 63, регламентирующая порядок применения акта амнистии на стадии досудебного производства, который устанавливает судебный порядок решения вопроса об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела на основании акта амнистии. Основным условием применения данного порядка является заявление о применении акта амнистии, которое может быть подано лицом, в отношении которого проводится доследственная проверка, подозреваемым или обвиняемым на любой стадии соответственно доследственной проверки, дознания и предварительного следствия.

1) признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде деяние потеряло характер общественно опасного либо вследствие изменения обстановки лицо перестало быть общественно опасным;

2) лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление, явилось с повинной, чистосердечно раскаялось, активно способствовало раскрытию преступления и загладило причиненный вред;

3) целесообразно передать материалы на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, с учетом характера совершенного деяния, личности лица, впервые совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности.

Институт особого упрощенного порядка уголовного судопроизводства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением представляет собой известную в мире так называемую практику договоренности о признании вины.

Основные положения практики признания вины, несмотря на отдельные отличия ее применения во всех пятидесяти штатах, в целом сходны с практикой федеральной системы.

Во-первых, в результате переговоров через соглашение о признании вины обвинение и защита приходят к согласию о разрешении дела, включая пункты обвинения, по которым обвиняемый признает себя виновным.

В-третьих, в некоторых случаях прокурор и обвиняемый приходят к соглашению не только о пунктах обвинения, но и о мере наказания, штрафе, других вопросах.

В-четвертых, соглашаясь на участие в сделке о признании вины, обвиняемый отказывается от некоторых конституционных и процессуальных (процедурных) прав, но самое главное – он отказывается от права на суд присяжных.

В-пятых, найденное компромиссное решение устраняет любые споры между обвинением и защитой относительно вины обвиняемого. Соглашение попросту заменяет вердикт присяжных о виновности лица. Так, в США более 90% уголовных дел рассматриваются судами в упрощенном порядке.

В соответствии с правилами, действующими в федеральной системе США, до начала обсуждения соглашения прокурор объясняет потерпевшему сильные и слабые стороны уголовного дела, прогнозирует ход судебного процесса, его сроки, судебные издержки. Потерпевший не принимает окончательного решения, но по общему правилу, прокурор учитывает желание потерпевшего. Соглашение о признании вины оформляется документом, рассматриваемым как контракт, но может быть и устным.

В Англии действует упрощенный порядок рассмотрения уголовного дела в суде, который именуется суммарным производством.

Разбирательство дела в судах Англии начинается с предъявления обвинения. Если обвиняемый признает себя виновным, то судья сразу же выносит приговор. Если обвиняемый не признает себя виновным, то исследуются доказательства, собранные по делу.

В Англии суммарному производству подлежат дела трех категорий:

1) малозначительные (не представляющие большой общественной опасности);

2) смешанные преступления, в отношении которых установлен альтернативный порядок разбирательства в зависимости от волеизъявления сторон, сложности дела и размера причиненного ущерба;

3) ряд тяжких преступлений, по которым установлены смягчающие обстоятельства или которые не представляют особой опасности для общества.

Суммарное производство имеет упрощенную процессуальную форму. Так, отсутствует предварительное слушание, дело разрешает единолично магистрат, участие защитника не является обязательным (если санкция статьи не предусматривает лишение свободы). В некоторых случаях также разбирательство производится заочно (без участия обвиняемого).

По ряду категорий дел (смешанные преступления) производство в суммарном порядке может иметь место только с согласия обвиняемого, которое дается в письменной форме. Многие дают такое согласие по мотивам ограниченности компетенции магистрата наказанием в шесть месяцев лишения свободы, в то время как в суде присяжных за такое же преступление можно получить гораздо больший срок.

Одной из характерных черт уголовного процесса Германии выступает развитое производство в упрощенном порядке, распространяющееся на 70% дел от их общего количества.

о наказании вступает в законную силу и приобретает значение приговора, если обвиняемый в течение семи дней после ознакомления с ним не принесет своих возражений. В противном случае назначается судебное разбирательство по общим правилам.

Уголовно-процессуальные кодексы некоторых стран СНГ также предусматривают упрощенный порядок судопроизводства.

Если во время рассмотрения жалобы по явным преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, либо в ходе дознания, осуществляемого в форме упрощенного досудебного производства по таким же преступлениям возникнет необходимость в следственных действиях, которые невозможно провести в рамках упрощенной досудебной процедуры, то прокурор, осуществляющий процессуальное руководство предварительным расследованием, вправе по ходатайству дознавателя или следователя либо по собственной инициативе принять постановление о возбуждении уголовного дела и поручить производство предварительного следствия соответствующему следственному органу.

Дознание в форме упрощенного досудебного производства по явному преступлению, не представляющему большой общественной опасности осуществляется в течение 10 суток с момента поступления жалобы по явным преступлениям, не представляющим большой общественной опасности.

Соглашение о признании вины составляется в письменной форме с обязательным участием защитника, обвиняемого или подсудимого в случае незначительных преступлений, преступлений средней тяжести и тяжких преступлений.

Судебной инстанции запрещается участвовать в переговорах о признании вины. Судебная инстанция обязана установить, заключено ли соглашение о признании вины в соответствии с законом, в добровольном порядке, в присутствии защитника и имеются ли достаточные доказательства, подтверждающие обвинение. В зависимости от этих обстоятельств судебная инстанция может принять или отклонить соглашение о признании вины.

Соглашение о признании вины по УПК Республики Молдова может быть инициировано как прокурором, так и обвиняемым, подсудимым, его защитником. Соглашение о признании вины может быть заключено в любой момент после предъявления обвинения до начала судебного расследования.

Глава 40 раздела X УПК Российской Федерации урегулирует особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Так, в соответствии со ст. 314 УПК Российской Федерации,обвиняемый вправе при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы.

В данном случае, суд вправе постановить приговор без проведения судебного разбирательства в общем порядке, если удостоверится, что:

2) ходатайство было заявлено добровольно и после проведения консультаций с защитником.

Если суд установит, что предусмотренные выше условия, при которых обвиняемым было заявлено ходатайство, не соблюдены, то он принимает решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке.

Если государственный либо частный обвинитель и (или) потерпевший возражают против заявленного обвиняемым ходатайства, то уголовное дело рассматривается в общем порядке.

Ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением обвиняемый вправе заявить:

1) в момент ознакомления с материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая запись в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела;

2) на предварительном слушании, когда оно является обязательным.

Судебное заседание по ходатайству подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением проводится с обязательным участием подсудимого и его защитника.

Рассмотрение ходатайства подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения - с изложения обвинения частным обвинителем.

Судья опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, согласен ли он с обвинением и поддерживает ли свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, заявлено ли это ходатайство добровольно и после консультации с защитником, осознает ли он последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства. При участии в судебном заседании потерпевшего судья выясняет у него отношение к ходатайству подсудимого.

Судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу. При этом могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

При возражении подсудимого, государственного или частного обвинителя, потерпевшего против постановления приговора без проведения судебного разбирательства либо по собственной инициативе судья выносит постановление о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении рассмотрения уголовного дела в общем порядке.

Если судья придет к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, то он постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

В заключение, следует отметить, что зарубежный опыт действия процедур упрощенного производства, в частности, практика применения новых уголовно-процессуальных норм России, Эстонии, Азербайджана, Молдовы и Беларуси, направленных на упрощение процедур уголовного судопроизводства, позволяет совершенствовать национальное уголовно-процессуальное законодательство в части упрощения судопроизводства.

Данный институт позволит сократить сроки предварительного расследования и ускорить правосудие в целом, что обеспечит рассмотрение более 50% уголовных дел без проведения судебного разбирательства в общем порядке, что в свою очередь разгрузит суды и временно снимет вопрос об увеличении штатов судей по уголовным делам.

Внедрение института упрощенного порядка судебного разбирательства в уголовном процессе Республики Узбекистан позволит обеспечить оперативность осуществления правосудия, при этом будет гарантировано соблюдение прав и законных интересов, как подсудимого, так и потерпевшего.

Читайте также: