Кто такой независимый прокурор

Обновлено: 30.06.2024

Как обеспечить конституционный принцип равенства граждан перед законом, независимо от занимаемого положения в обществе и государственных постов? Как активизировать динамичное развитие демократических институтов и формирование гражданского общества? Как развенчать лозунг о "неприкасаемости элиты государственной власти"?

По мнению автора, сегодня у государства нет таких процедур и механизмов. Он предлагает создать в России правовой институт независимого прокурора или коллегию уполномоченных прокуроров. Такой орган сможет обеспечить объективное расследование в отношении высших должностных лиц государственной власти, для чего, помимо специальных знаний, требуются коллективный профессиональный опыт и навыки, чтобы разобраться, где поступки, содержащие признаки преступлений, а где действия, влекущие политическую ответственность. Он позволит главе государства устранять причины межведомственных противоречий, призывать к ответу любого, кто противопоставляет интересам государства личные или ведомственные амбиции.

Текст: Анатолий Лысков (председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, заслуженный юрист РФ)

Выступление Генерального прокурора Юрия Чайки в Совете Федерации по очередному ежегодному докладу о состоянии преступности и правопорядка в стране, который он в соответствии с Конституцией представляет в Федеральное Собрание, побудило меня выступить с этой статьей.

В частности, высказывание Юрия Чайки, что возникающие "шероховатости" между прокуратурой и новым Следственным комитетом России в значительной степени возникают потому, что между ними "отсутствует баланс полномочий". И, в свою очередь, это отсутствие, судя по его словам, имеет место по нашей, законодателей, вине. Такое утверждение кажется мне не вполне корректным.

Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам последовательно поддерживает принцип соблюдения баланса полномочий прокурора с одной стороны и следователя с его руководителем - с другой. Хотя, может быть, это кому-то не нравится, но мы свою позицию не скрываем. Когда, например, в течение пяти лет существовала ничем не оправданная монополия прокурора давать согласие на возбуждение уголовного дела следователю и дознавателю, комитет делал все, чтобы этот процессуальный институт был отменен. Он нанес непоправимый вред организации следственной работы, стал препятствием в обучении следователей тому, как расследовать преступления "по горячим следам". Рабочее время следователя непроизводительно расходовалось на получение такого согласия, и этот процесс растягивался, случалось, на месяцы и даже годы. Законодатели пытались изменить такой порядок, но все попытки наталкивались на жесточайшее сопротивление. В конце концов политический разум все же возобладал - вредный институт приказал долго жить.

Однако возникла другая крайность: прокурор теперь вообще лишен права возбуждать уголовные дела, даже если он выявил состав преступлений. Как будто бы в знак отмщения за былую монополию - мол, покрутись прокурор, как это делали следователи. При этом парадоксальной выглядит ситуация, когда прокурор, являющийся государственным обвинителем в уголовном судопроизводстве, возбудить уголовное дело не вправе, но наделен правом отменить постановление о возбуждении дела. И это российское "ноу-хау" происходит на фоне общеевропейского стандарта, где прокуроры возбуждают уголовное преследование лиц, совершивших преступления.

Таким образом, налицо две равновеликие крайности, подтверждающие отсутствие баланса полномочий по отрицательным последствиям для человека и гражданина, его конституционных прав и свобод. Жаль, если понимание этого факта опять произойдет через годы, поломанные судьбы сограждан, отрицательное восприятие государственных правовых институтов избирателями, через неверие населения в справедливость и эффективную защиту государством человека.

Попробуем разобраться, вызывается ли объективной необходимостью перевод отношений между двумя важнейшими государственными институтами в публичную плоскость или за этим стоит нечто другое. И какой государственной процедуры не хватает главе государства для эффективной реализации стратегии модернизации?

И Генеральная прокуратура как государственный институт, предусмотренный Конституцией , и Следственный комитет, созданный на основе конституционной обязанности государства защищать каждого человека от преступных посягательств, призваны быть инструментами государственной власти. Оба института одинаково важны, но их статус различен в силу выполняемых задач. Полномочия прокуратуры значительно шире полномочий следственных органов. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за законностью во всех сферах применения законов. К тому же Генпрокуратура ответственна по закону и согласно поручениям президента за координацию борьбы с преступностью. В этом смысле деятельность следственных органов лишь небольшой сектор поднадзорных прокурору сфер. Однако в результате принятых в последние три года изменений законодательства привычный российскому человеку статус прокурора, к которому он вынужден был обращаться со всеми бедами в случае нарушения его прав, существенно скорректирован. В итоге баланса полномочий прокурора и следователя в сфере предварительного следствия нет.

С 15 января нынешнего года с заявлениями о возбуждении уголовного дела потерпевший от преступного посягательства должен обращаться не к прокурору, а в органы нового Следственного комитета и в следственные органы других ведомств - МВД, ФСБ, наркоконтроля. На мой взгляд, это - несуразица, которая с учетом приобретенного практического опыта со временем будет изменена.

Равные по важности государственные институты предстают перед обществом не абстрактно, а в действиях конкретных исполнителей. Отсюда возникает великий соблазн выяснить, кто главнее - прокурор или следователь со своим начальником.

Как юрист, я твердо убежден в том, что монополии в весьма чувствительной сфере правоотношений в области защиты прав и свобод человека и гражданина не должно быть.

Что еще помимо изменения законодательным путем объема полномочий могло бы уравновесить практику взаимодействия Генпрокуратуры и Следственного комитета? Рискну реанимировать идею, предложенную мною более пяти лет назад в соавторстве с другими коллегами-законодателями. Речь - о создании в России института независимого прокурора (коллегии уполномоченных прокуроров), кто по заданию президента страны или Федерального Собрания мог бы осуществить проверку и дать правовую оценку действиям высших должностных лиц, включая Генпрокурора и главу Следственного комитета. Такой институт стал бы хорошим средством повышения ответственности высших должностных лиц, действенного парламентского контроля за их деятельностью.

В иерархии государственных институтов сейчас нет правовых процедур и механизмов, способных обеспечить объективное расследование в отношении высших должностных лиц, когда помимо специальных знаний требуются коллективный профессиональный опыт и навыки, позволяющие квалифицированно отграничить деяния, содержащие признаки преступлений, от действий, влекущих политическую ответственность.

Особенно важным представляется расширение возможностей главы государства по устранению причин и условий межведомственных противоречий, террористических актов с массовой гибелью людей и бездействия должностных лиц, не обеспечивших безопасность граждан. Президент не должен заниматься примирением лидеров важнейших правоохранительных структур, что называется, в ручном режиме. Под его управлением должен быть своеобразный "дамоклов меч", висящий над головой любого, кто вопреки интересам государства руководствуется личными или ведомственными амбициями.

Как показывает опыт, расследования, которые проводились в отношении бывших Генпрокурора и человека, исполнявшего эти обязанности, заведомо не могли обеспечить объективность расследования, потому что их проводили ранее назначенные подчиненные прокуроры и следователи. Достаточно напомнить, что согласно уголовно-процессуальному закону, являясь потенциальными свидетелями, эти подчиненные должны были выносить постановления о самоотводе. Более того, обстоятельства, изложенные в средствах массовой информации, как, например, результаты журналистских расследований относительно деятельности одного из бывших руководителей правительства, не получили публичной правовой оценки в силу отсутствия независимого уполномоченного государственного органа.

Предлагаемый проект федерального закона о независимом прокуроре позволит обеспечить конституционный принцип равенства граждан перед законом независимо от занимаемого положения в обществе и государстве, создать институт по предупреждению предпосылок развития политического экстремизма, основанного на эксплуатации так называемого лозунга о неприкасаемости элиты государственной власти.

Институт независимого прокурора (коллегия уполномоченных прокуроров) мог бы состоять из 17 членов, назначаемых на 8 лет и имеющих статус заместителей Генерального прокурора. Независимые прокуроры должны назначаться на должность и освобождаться Советом Федерации, как органом, ответственным за формирование института Генерального прокурора. При этом по 5 кандидатур могли бы представлять соответственно президент страны, Совет Федерации и Государственная Дума. Еще две кандидатуры мог бы иметь право выдвинуть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Убежден, что только конструктивный диалог законодателя и правоприменителя будет способствовать созданию сбалансированных по статусу и полномочиям важнейших органов государства, к каковым относятся и Генеральная прокуратура, и Следственный комитет России. В этом, в свою очередь, залог надежности и эффективности защиты наших граждан от преступности.

прокурор это

Кто такой прокурор

Прокурор - это представитель обвиняемой стороны во время судебного разбирательства. Он занимается сбором сведений, которые бы указывали на виновность подсудимого, собирает непосредственные улики, опрашивает свидетелей, разрабатывает логические цепочки случившихся правонарушений.

Граждане нашей страны и всего мира обязаны жить, соблюдая законы, так как социализированное общество должно каким-то образом контролироваться, чтобы не нанести вреда окружающим. Но законодательство, к сожалению, знают далеко не все. Именно поэтому появилась необходимость в такой должности, которая поможет соблюдать законопослушание и добропорядочность населения. В противном случае в ход идет прокурорская работа.

Его легко узнать среди участников судебного процесса - форма прокурора синего цвета.

прокурор в гражданском процессе

Зачем нужен прокурор

Судебный процесс устроен таким образом, что судья должен вынести объективный приговор обвиняемому, которого защищает адвокат, приводящий доводы в пользу невиновности своего клиента. Соответственно, должен быть и противовес, иначе решение судьи будет субъективным и основанным только на аргументах адвоката. Таким человеком и является прокурор. Он представляет в суде всю накопленную базу информации по рассматриваемому делу. А судья уже, взвесив все "за" и "против", выносит беспристрастный вердикт.

Какие навыки и образование необходимы прокурору

Для того чтобы работать на этой должности, необходимо высшее юридическое образование. Обязателен опыт работы в данной сфере.

Прокурор - это человек с грамотно выстроенной речью, умением мыслить логически, смелостью брать на себя ответственность, знанием орфографии, способностью убеждать людей своими аргументами и четко отстаивать свою точку зрения. Эрудиция - прекрасное качество, которое очень поможет в такой работе.

Прокурор - это показатель неподкупности и справедливости, так как все его действия несут за собой определенные последствия как для протекания всего судебного процесса, так и для самого подсудимого.

форма прокурора

Человеку с излишней самокритичностью и сильно развитым чувством вины будет очень сложно справляться с подобного рода работой. Данная профессия подразумевает под собой определенное "бессердечие" и отсутствие жалости и сострадания.

Функции прокурора

Действия прокурора в момент судебного разбирательства - это выполнение функции обвинителя. Ему необходимо:

  1. Принимать участие в судебных делах как уголовных, так и гражданских.
  2. Опровергать и добиваться пересмотра дел, по которым приговоры и решения преступают законодательство.
  3. Проявлять инициативу в правотворческой деятельности.
  4. Заниматься административными нарушениями.
  5. Контролировать соблюдение законов и Конституции РФ.
  6. Изучать ходатайства граждан России.

Каждое действие прокурора ведет к определенным последствиям, поэтому все его шаги должны быть тщательно выверены и обдуманы, дабы собрать всю достоверную информацию и не упустить ключевые моменты.

надзор прокурора

Полномочия прокурора, первая категория

Надзор прокурора заключается в соблюдении законов Российской Федерации и ее Конституции. Для результативного выполнения поставленных задач прокурор наделен определенными полномочиями, которые условно делятся на две категории.

Первая - это оперативное реагирование на нарушения ФЗ РФ и уточнение обстоятельств, при которых произошли данные действия, а также определение самих нарушителей.

В таком случае прокурору предоставлены следующие полномочия:

  1. Беспрепятственно присутствовать на подконтрольных территориях, кроме особо секретных, для входа на которые необходим особый допуск.
  2. Обладать доступом ко всей документации, которая каким-либо образом может помочь в его работе. При этом прокурору запрещено разглашать секретную информацию. В противном случае он понесет наказание, согласно законам Российской Федерации
  3. Запрашивать у руководства тех структур, деятельность которых контролируется органами прокуратуры, любые сведения: проекты, материалы, документацию, отчеты и прочие данные, соблюдая при этом субординацию.
  4. Через руководство подконтрольных структур требовать необходимых сотрудников-экспертов (инженеров, врачей, финансистов, бухгалтеров, техников и специалистов других областей) для помощи в выяснении обстоятельств, которые с профессиональной точки зрения смогут провести оценку и дать исчерпывающий ответ прокурору по интересующим его вопросам.
  5. Назначать проверки подведомственных органов с полным отчетом их проведения.
  6. Допрос государственных служащих и населения о сделанных преступлениях, требование письменных объяснений причин и обстоятельств при нарушении закона.
  7. Осуществлять прокурорскую проверку и устанавливать законность правовых актов.

Вторая категория полномочий

Вторая категория полномочий позволяет прокурору ликвидировать установленные правонарушения и привлекать замешанных в этом людей к ответственности перед судом, а именно:

  1. Оспаривать те нормативно-правовые акты, которые противоречат законодательству Российской Федерации, подавать обращение в суд, чтобы аннулировать их.
  2. Выявлять нарушения в подведомственных учреждениях.
  3. Выявлять административные правонарушения.
  4. При необходимости возбуждать или возобновлять уголовное дело.
  5. Привлекать нарушителей к дисциплинарной или уголовной ответственности согласно решению суда.
  6. Высвобождать лиц, находящихся в задержании незаконно.
  7. Предупреждать госслужащих о последствиях несоблюдения законов, тем самым государственный прокурор предостерегает чиновников от возможных последствий. В современных реалиях это крайне важно.

Прокурор в гражданском процессе

Этот вопрос требует внимательного рассмотрения. В основном, прокурор в гражданском процессе участвует тогда, когда это несет общественную значимость или же касается интересов государства и его граждан.

прокурор в суде

Одной из самых значимых функций, которые исполняет прокурор, является участие в судебных разбирательствах, касающихся жалоб чиновников, которые, в свою очередь, каким-либо образом ущемили права населения.

Помимо этого, он должен защищать интересы несовершеннолетних в суде.

С одной стороны, прокурор обязан пресекать и ликвидировать последствия правонарушений, с другой - осуществлять контроль с целью их установления и предостережения.

Прокурор в арбитражном процессе

Первостепенная задача прокурора в арбитражном процессе - отстаивание государственных и социальных интересов в экономической сфере.

В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации представлен перечень дел, по которым он может обращаться с исками в арбитражный суд.

действие прокурора

Прокурор обращается в арбитражный суд только при нарушении законодательства таким образом, что ущемлены права и интересы государства и его граждан (как физ., так и юр.лиц) и когда эти нарушения ликвидировать неисковым путем нельзя.

Прокурор в уголовном процессе

Прокурор - это человек, который производит от лица государства контроль за уголовной деятельностью, работой органов дознания и досудебного следствия.

В судебном процессе могут участвовать:

  • Генеральный прокурор Российской Федерации.
  • Прокуроры, находящиеся в его подчинении.
  • Заместители прокуроров.
  • Должностные лица учреждений прокуратуры, которые наделены предусмотренными для этого (закон о прокуратуре пункт 31 статьи 5 УПК России) полномочиями.

Прокурор в суде участвует на всех ступенях уголовного процесса, однако полномочия в зависимости от стадии процесса разнятся.

государственный прокурор

Самым большим влиянием прокурор наделен в момент возбуждения уголовного дела и начального разбирательства. Он контролирует предписания законов теми структурами, которые занимаются оперативной розыскной деятельностью, дознанием и преследованием.

В самом судебном уголовном процессе прокурор играет роль государственного обвинителя, который поддерживает предъявляемое обвинение от лица Российской Федерации, либо должностного лица, принимающего меры для ликвидации преступлений.

Однако функции должностного лица выходят далеко за пределы судебных процессов.


Прокуратура – это основной орган, который следит за соблюдением законодательства в государстве. Требования её сотрудников распространяются на граждан, организации и субъектов власти.

В этой статье вы узнаете, кто такой прокурор, и какими полномочиями он обладает.

Прокурор — это .

В России должность была введена при Петре I. Российские служители права выполняли обязанности по проверке соблюдения законов и указов царя.

Сегодня объём полномочий прокурорских сотрудников сильно различается в разных странах.

Россия

В РФ прокурор – это должностное лицо, которое осуществляет надзор за соблюдением законодательства физлицами и организациями, а также выступает в роли государственного обвинителя.

Он возглавляет прокуратуру: субъекта РФ, города, района или другой территориальный орган.

Прокурору подчиняются помощники. Именно они чаще всего участвуют в судебных процессах на стороне истцов и устраивают выездные проверки. А сам прокурор обычно выполняет руководящие и координирующие функции.

В РФ система прокуратуры отделена от следственных органов. То есть, её сотрудники не участвуют в предварительном расследовании. Они лишь анализируют доводы и доказательства, собранные следователями, и принимают решение о направлении дела в суд.

Наручники

Франция и Германия

В этих европейских странах полномочия прокурора включают участие в предварительном расследовании. Но главная цель – не доказать вину обвиняемого, а установить объективную истину.

То есть, фактически прокурорская работа приближена к профессии судьи.

Что делает прокурор

В России прокуратура отделена от других ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

При осуществлении полномочий прокурор должен подчиняться только закону и следовать своим внутренним убеждениям – честности, справедливости, объективности.

Надзорные полномочия

Надзор – это основная функция прокурора в РФ. При её осуществлении он обладает следующими полномочиями:

  1. устраивать выездные проверки;
  2. беспрепятственно входить на чужие территории, предъявив удостоверение;
  3. проверять необходимые документы и материалы;
  4. задавать вопросы гражданам, руководству и работникам организации на месте или вызывать таких лиц к себе на приём.

В случае обнаружения нарушений сотрудник прокуратуры должен пресечь незаконные действия.

И у него есть 4 меры реагирования в зависимости от ситуации.

Крик

МераКогда применяетсяПоследствия для нарушителей
ПротестВ официальном акте (например, в решении местной администрации) есть моменты, которые противоречат законуПротест нужно рассмотреть в 10-дневный срок и устранить проблему
Представление прокурораНарушения обнаружены в деяниях лица (например, компания задерживает работникам выплату зарплаты)Нарушение необходимо устранить в течение месяца и сообщить прокурору и принятых мерах
Постановление о возбуждении делаСовершено административное правонарушение (это что?)Уполномоченный сотрудник госоргана или суд рассматривают спор
ПредостережениеПолучение сведений о приготовлении к правонарушениюНеобходимость выполнить требование, иначе последует привлечение к ответственности

Участие в суде

Прокурор вправе вступить в процесс (гражданский, арбитражный, административный или уголовный) на любой стадии по собственной инициативе.

А есть категории дел, которые без него вообще не рассматриваются.

Папки

Так, участие прокурора в гражданском процессе обязательно, в частности, в следующих спорах:

  1. восстановление уволенного на работе;
  2. усыновление ребёнка;
  3. признание гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, умершим.

В судебных заседаниях должностное лицо выступает в роли процессуального истца (это кто?).

То есть, формулирует исковые требования, выступает с речью, отвечает на вопросы и задаёт свои, заявляет ходатайства (это что?).

Если в уголовном процессе он придёт к выводу о необоснованности доводов потерпевшего, то может отказаться от поддержания обвинения.

Кроме того, прокурор вправе опротестовывать судебные решения, которые считает незаконными и/или необоснованными. Тогда дело в суде рассматривается повторно.

Другие полномочия прокурора

Работа прокурорского работника не исчерпывается надзорными и процессуальными функциями.

Он рассматривает жалобы граждан, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступниками, проводит антикоррупционную экспертизу официальных документов.

Работа

Прокурор даже обладает правом законодательной инициативы. То есть, он может вносить в Парламент (это что такое?) предложения о принятии новых нормативных правовых актов или изменении/отмене уже действующих.

Генеральный прокурор Российской Федерации

Систему органов прокуратуры в стране возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Ему присваивается высший классный чин – действительного государственного советника юстиции. С января 2020 года эту должность занимает Игорь Краснов.

Генеральный

Генеральный прокурор России выполняет, в частности, следующие руководящие функции:

    , распоряжения и другие документы, обязательные для всех подчинённых;
  1. формирует штат Генеральной прокуратуры, а также руководящий состав подчинённых системе научных и учебных организаций;
  2. назначает на должности прокуроров субъектов РФ, городов, районов, специализированных прокуратур.

Сам генеральный прокурор назначается на работу верхней палатой Парламента по представлению Президента. Срок полномочий – 5 лет.

Заключение

Итак, прокурор – это юрист, который выполняет роль основного надзорщика за соблюдением законодательства в государстве.

В ряде стран на такого работника дополнительно возлагаются функции следствия.

Чтобы стать прокурором в России, нужно получить высшее юридическое образование, много лет отработать на должности простого помощника и зарекомендовать себя как умного, ответственного и честного профессионала.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

У прокурора 7 мер прокурорского реагирования

Хочу дополнить перечень требований для тех граждан, которые хотят стать прокурорами районов (городов) и субъектов РФ. Это обязательное прохождение военной службы в ВС РФ, своевременность постановки на воинский учет по месту проживания. Без соблюдения этого условия стать прокурором не получится.

Автор не знает о чем пишет. Прокурор не надзирает за физлицами.

Раньше Следственный комитет был при прокуратуре, сейчас отдельно, потому мы видим время от времени конфликтные ситуации между этими силовыми ведомствами, СКР возбуждает странное уголовное дело, а прокуратура его закрывает. Насчёт того, что прокурор имеет право законодательной инициативы, тут автор ошибается, такое право есть у президента, правительства, депутатов, у прокуроров такого права точно нет.

Вот сколько знала людей, которые связаны с прокуратурой, то все гнилые какие-то, подставят-глазом не моргнут. Профессиональная деформация? Или изначально в профессию идет всякое гнилье, которому лишь бы хапнуть побольше, а на справедливость (ха-ха) плевать с очень высокой колокольни? Не знаю, не знаю. Знаю только, что лучше от прокуроров держаться дальше.


Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
17 октября 2005, 00:00

Группа сенаторов направила в Думу проект закона, создающего в России аналог американского института независимых прокуроров. Это прекрасная идея. Вполне вероятно, что она будет реализована. Нет сомнений в том, что реализована она будет плохо - возможно, до того плохо, что лучше бы и не надо. Но идея, повторяю, прекрасная.

Состоит она в том, чтобы лицам, не подчиненным общим прокурорским структурам, вменить в обязанность расследование преступлений высших должностных лиц государства. Авторы проекта полагают, что в нашем случае потенциальными объектами расследования должны быть двенадцать человек: президент, спикеры палат, премьер, главы ветвей судебной власти, прокуратуры, Счетной палаты, ЦИКа, Банка России и омбудсмен. Дело это, во-первых, нужное. Так, сегодня в России просто нет способа законным образом возбудить и расследовать дело против генпрокурора - поэтому-то появление на телеэкранах "человека, похожего на Скуратова" повело не к расследованию, а к снятию реального Скуратова с должности (что, может, было и очень морально, но совсем не логично). С появлением независимых прокуроров станет хотя бы понятно, какая процедура должна разворачиваться при появлении в действиях кого-либо из высших руководителей страны признаков уголовного преступления.

Во-вторых, это дело важное. "Друга Гельмута", блестящего объединителя Германии, именно подобный институт привел к бесславной отставке за небольшое нарушение законов о финансировании политической деятельности. Из "друга Билла" именно подобный институт выпил предпоследнюю кровь по делу Левински. Независимые прокуроры, таким образом, и вправду способны удерживать первых лиц от изрядной доли соблазнов нарушить закон. (А что в 1999 году Конгресс США, нахлебавшись Моники, отказался продлевать действие закона о независимых прокурорах, так этим доказывается только одно: не так они сильно любят демократию, как им самим кажется.)

Реализовать идею сенаторы предлагают так. Независимых прокуроров должно быть семнадцать: по пять человек назначает президент и обе палаты парламента, двоих - омбудсмен. Это должны быть опытные люди, профессиональные юристы со стажем и с безупречной репутацией. Назначенные лица образуют коллегию, возглавляет которую один из тех, кого назначил омбудсмен. До этого места мне все, в общем, нравится.

По поручению либо президента, либо любой из палат коллегия будет заниматься расследованием дел, связанных с кем-то из перечисленных больших начальников. Президент может еще поручить разобраться с любым из силовых министров. Тут мне тоже нечего возразить - но очень хочется дополнить. Эти профессионалы должны иметь право заниматься своими подопечными не только по поручениям, но и по собственной инициативе - скажем, отталкиваясь от статьи в газете.

Мне скажут: язык у прессы без костей, мало ли она всякого понапишет - что же, все и расследовать? Зачем же все. Независимые прокуроры будут людьми опытными; не станут они, как ненатасканный щенок, с лаем гоняться за навозной мухой. Вот были публикации, более или менее прямо винящие власть в шкодах бесланского лжехриста; но едва ли серьезный человек возбудил бы дело против президента или директора ФСБ, обвиняя их в злонамеренном внедрении Грабового. Но даже если бы среди семнадцати такой человек нашелся - что в этом особенно страшного? Как возбудит, так и закроет, сам и поплатится репутацией.

Я понимаю опасения авторов проекта. Даже и одно дело, в нужный момент раздутое по фальшивому поводу, может такого наворотить, что не расчерпаешь. Ну так примите в самом законе меры, снижающие подобный риск. Пусть человек, столько-то раз инициативничавший попусту, из коллегии изгоняется. Пусть квота той ветви власти, которая назначает таких людей, после стольких-то случаев уменьшается. Пусть в случае провала уголовного дела, возбужденного по данным некоего СМИ, против этого СМИ автоматически возбуждается дело о клевете. Пусть независимым прокурорам еще более жестко, чем обыкновенным, запрещается разглашать тайну следствия. Да много тут правильного можно придумать. Стопроцентной страховки это, разумеется, не даст, но - что делать? Зато будет эффективный инструмент, а не видимость: ножом, которым нельзя порезаться, и хлеб порезать нельзя.

Впрочем, даже если закон о независимых прокурорах и не будет предусматривать их права на инициативу (а скорее всего так и случится), я все равно считал бы его полезным. Законы пишутся для долгой жизни. Это теперь, пока ветви власти пребывают в нерушимом единении, от независимых прокуроров польза будет скорее формальная, а завтра она может оказаться и более ощутимой. Но - только в том случае, если из законопроекта будет удалена принципиальная ошибка, которая и воображаемую будущую пользу сводит к нулю.

Речь вот о чем. По законопроекту, ходатайство о возбуждении дела против кого-то из высших чиновников рассматривается коллегиально - и дело возбуждается только в том случае, если двенадцать из семнадцати независимых прокуроров на это согласятся. На мой вкус, это безобразно. Для президента подобная процедура уже прописана и называется она импичмент, а для всех остальных она просто неуместна: первому лицу страны можно дать особые правовые гарантии, но дать их двенадцати, не давая тринадцатому, - это заговор чиновной верхушки против народа. В таком виде идея коллегии независимых прокуроров выхолащивается и дискредитируется до начала реализации. Коллегия, работающая по такому принципу, и сегодня, и завтра, и всегда будет играть только две роли. Во-первых, похоронная контора для консенсусно приговоренных верхушкой лиц. Во-вторых, превентивное крышевание лиц, верхушкой не отторгаемых. Скажем, Вася (или Петя) готовится покинуть свой высокий пост. Петя (или Вася) инициирует про Васю (Петю) ходатайства к независимым по возможно более длинному списку поводов. Ходатайства коллегиально отвергаются - и Вася (Петя) спокойно удаляется в частную жизнь с практически гарантированным иммунитетом.

Читайте также: