Может ли педагог компенсировать недостаток воспитания в семье

Обновлено: 02.07.2024

Характеристика ошибок воспитания, вызванных мотивацией родителей. Распространенные стили семейного воспитания. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном воспитании.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.05.2010
Размер файла 17,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

Содержание

1. Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей

2. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания

3. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном воспитании

Список использованной литературы

1. Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей

а) воспитание и потребность в эмоциональном контакте;

Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.

б) воспитание и потребность смысла жизни;

Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.

в) воспитание и потребность достижения;

Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.

г) воспитание как реализация определенной системы;

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

д) воспитание как формирование определенных качеств.

Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.

Вывод: регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

2. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Остановлюсь на распространенных стилях семейного воспитания, определяющего возникновение конфликтных отношений ребёнка с родителями.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребёнку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребёнок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот - поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

3. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания

Нерешённые психологические проблемы родителей, проецируясь на ребёнка, могут повториться у него в усугублённом виде. Скрытым формам программирования развития детей в семье уделяется большое внимание в работах представителей трансактного анализа - Э. Берна, Р. и М. Гулдинг.

Я нахожу, что этот вопрос, относящийся к компетенции психотерапии, должен быть рассмотрен именно в контексте реферата по семейной педагогике. Ведь решая свои нерешённые проблемы, родители смогут эффективно помочь своему ребёнку!

Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: “Когда же ты наконец поумнеешь?”, “Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, давай лучше я. ” или “Эх ты, моё горе”. Всё это и многие другие родительское внушение, программирование принято называть “родительскими директивами”. Термин введён Р. и М. Гулдингами в книге “Психотерапия нового решения” и означает скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполенние которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Истинные причины своей вины ребёнок (и даже взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Именно директивы ответственны за живущую уже во взрослых людях зависимость от кого-то из родителей, неявно научивших ребёнка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом. Гулдинги вывели целый перечень родительских директив [4]:

“Не живи” (“Мне не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла. ” etc.) Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

“Не будь ребёнком” (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький, чтобы. ”). Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

“Не расти” (“Ты ещё мала, чтобы краситься”, “Мама тебя никогда не бросит”, “Не торопись взрослеть”). Чаще всего достаётся младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

“Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: “Не думай об этом, забудь”, тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.

“Не чувствуй” (i.e. “Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери”, “Не сахарный - не растаешь”). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

“Не достигай успеха” (“Я сам не смог закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование”). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.

“Не будь лидером” (eg. “Будь как всё”, “Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя”). Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей.

“Не принадлежи” - её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке “единственного друга”. В общении с ребёнком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).

“Не будь близким”. Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта - в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, “что любая близость опасна”.

“Не делай” - то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: “Не делай сам, подожди меня”. Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.

“Не будь самим собой”. Выражается в выражениях типа “Почему Вася это может, а ты нет?”, “Стремись к идеалу”; бывает также , что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы - вызвать неудовлетворённость своим нынешним состояние и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

“Не чувствуй себя хорошо” (“Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5”). Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой - к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно - для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум - семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.

А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы: а) дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив; б) оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

Уважать право ребёнка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Список использованной литературы

Подобные документы

Теоретические подходы к стилю семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка. Выявление основной проблемы семейного воспитания. Разработка путей решения выявленных проблем и направления реализации их решения в семейном воспитании.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 12.07.2011

Характеристика задач и целей родительского влияния на ребенка. Методы для поддержания постоянного психологического контакта – диалог, принятие и независимость ребенка. Изучение типичных ошибок семейного воспитания. Обобщение различных стилей воспитания.

реферат [28,3 K], добавлен 29.01.2010

Роль семьи в обществе. Авторитарный, демократический и попустительский стили семейного воспитания. Сущность и содержание психологической функции семьи. Подготовка беседы с родителями о половом воспитании. Специфика воспитания ребенка в многодетной семье.

реферат [27,5 K], добавлен 01.02.2016

Основные типы семейного воспитания, их эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики. Особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. Влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 23.04.2015

Семья как малая социальная группа. Стили семейного воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения, повышенная моральная активность. Методы воспитания. Особенности физиологического и психологического развития подростков.

курсовая работа [88,8 K], добавлен 09.02.2011

Обзор литературы с целью выявления особенностей личности младшего школьного возраста, влияния семейного воспитания на ее развитие. Семейное воспитание как условие формирования застенчивости у детей школьного возраста. Анализ стилей семейного воспитания.

курсовая работа [73,5 K], добавлен 26.08.2012

Обзор психолого-педагогических исследований семейного воспитания. Особенности формирования личности ребенка. Анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие и формирование познавательной активности и самостоятельности в дошкольном возрасте.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни - основная и главная обязанность родителей. Именно семья влияет на ребенка, приобщает его к реалиям социальной действительности. Семья - первый и значимый воспитательный институт в жизни каждого малыша.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции - большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Каковы же реальные проблемы современной семьи?В основном они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи. Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту. Как показывает практика, многие дети предоставлены бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, старшим братьям и сестрам. Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей. Поэтому чаще всего, вырастая, дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие - как само собой разумеющееся, третьи - с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень культуры которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, - одна из самых актуальных проблем современной педагогики.Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой, современными гаджетами или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому - через воспитание в родителях умения любить. Оказывается,это совсем не просто: научиться любить своих деток. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного совершенствования личности самого родителя.

Растут дети,и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Родители - это первые и главные учителя в жизни каждого ребенка и то, какую школу жизни получат наши дети, зависит только от нас. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые коммуникативные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому - все это способствует выполнению семьей главной задачи - воспитания детей. Но эти условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах,если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные, интересные занятия

Известно,как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению,дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения, речь и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.

Поэтому важно обращать внимание на увлечение детьми компьютерными играми, ограничивать детям дошкольного и младшего школьного возраста просмотр телевизора, корректировать время проведения у монитора. А взрослым необходимо помнить о влиянии компьютера на зрение и вред излучений, а также о возможности получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир и уводящий его от реальной жизни.

Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы,которые возникают при этом:

“Ребенок напоказ”.Все сказано этими строками:

“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии,то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды”. В. Я. Стоюнин

“Ребенок - помеха”. Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки, так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока. “Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. ” П. Ф. Лесгафт ” Ребенок - центр вселенной” Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения. Мне как-то было неудобно за маму девочки (6-7 лет, с которой я ехала в транспорте - дети громко разговаривали, веселились, прыгали, в транспорте ехали пожилые люди. И когда я сказал, что надо вести себя потише,что это общественный транспорт от мамы я услышала такие слова: “Да ладно, это же дети, им надо покричать, попрыгать!” Вот этим и сказано все о воспитании этой семьи! Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения? “Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ”. Д. Дидро Имеется много и других сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания.

Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Пока не уменьшается количество детей, от которых при их рождении отказались матери, возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Становится острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях стремление к накопительству нечестным путем, пренебрежение к производительному труду, безмерные заботы о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей. В условиях реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только улучшить законодательную базу, регулирующую все стороны общественных отношений, но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры родителей, которую сегодня педагоги и социологи оценивают как недостаточную.

Многие современные родители ставят перед детьми завышенные требования. В два года он должен говорить по английски, в три - научится читать и т. д При этом у ребенка остается все меньше времени на игру. Это большое заблуждение. Учитывая особенности дошкольного возраста, многие педагоги считают средством воспитания игру. Она развивает ловкость, сообразительность, возбуждает и укрепляет физические силы ребенка. Игры должны быть коллективными и индивидуальными. Взрослым следует поощрять игры, а по возможности руководить им но очень осторожно, чтобы не стеснять фантазию детей. У ребенка нужно вырабатывать бережное отношение к игрушкам. Игрушки должны быть развивающими, играя с ними дети должны учиться. Взрослым надо играть с детьми в игры с элементами полезного труда в кругу семьи. Эти игры - труд не требуют от ребенка большого напряжения, но обычно имеют результаты. В таких играх ребенок получает первые необходимые трудовые навыки. Труд ребенка в семье должен быть по возможности разнообразен. Надо отмечать успехи ребенка, оценивать результаты труда. Необходимо давать детям посильные поручения с самого раннего возраста, в противном случае родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок не хочет убирать игрушки после игры и т. д. Из таких детей часто вырастают неряхи.

Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.

Климат в семье - индикатор того, как живется ребенку, что он чувствует, находясь рядом с родителями. Ребенок ждет от родителей нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, постоянного контроля, диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений. Родители должны создавать оптимальные условия для роста и развития своего ребенка, удовлетворять его естественные потребности, обеспечивать безопасность малыша, воспитывать в любви и заботе. Часто приходится сталкиваться с двумя противоположными проблемами: есть семьи, где дети находятся под гиперопекой со стороны родителей, а есть семьи, где дети страдают дефицитом внимания. Две крайности, которых хотелось бы избежать в воспитании нового поколения. Современная молодежь должна быть мобильной, активной и самостоятельной. Это диктует время.

Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.

Окружайте своих детей любовью и лаской, пусть они чувствуют, что любимы и желанны в семье. Пусть дети для нас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами. Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно и помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста. Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического,.

Ценностные приоритеты воспитания учащихся в современной школе За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются.

История и современное состояние проблемы нравственного воспитания дошкольников Проблемы воспитания, в том числе нравственного воспитания, нравственной культуры уходят корнями в далекое прошлое. Во все времена в этих.

Из опыта воспитателя: проблемы воспитания детей, перешедших из второй младшей группы в среднюю 1. Непослушание. Взяв детей из младшей группы мы столкнулись с коллективным непослушанием детей, неким своеволием. Но, прежде, чем делать.

Проблемы трудового воспитания в современной российской школе В последнее время ученые и прогрессивные педагоги отечественного образования пытаются ответить на вопрос о нарастающих проблемах современного.

Проблемы воспитания мальчиков и девочек В работе по взаимодействию педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитанию дошкольников мы решаем следующие задачи:- формирование.

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие.

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации Глобальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в современной семье. Игры по экологии Экологическое воспитание в семье имеет особое важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе. Основной целью.

Семейные ценности

Воспитание

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.

Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.

Семейные ценности

Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.

На чем базируется семейное воспитание

Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.

Задачи семейного воспитания

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.

Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.

Потакание капризам

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.

Разные поколения в семье

Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.

Семьи группы риска и их особенности

Стили семейного воспитания

Чем грозит рост действия неблагоприятных факторов?

Прежде всего отметим пугающие тенденции: неблагополучие грозит росту числа безнадзорных и беспризорных детей, семей, не имеющих постоянного места жительства, а также малоимущих семей и т.д.

Пугающая статистика, показывающая постоянный рост количества случаев лишения и ограничения родительских прав, постановки семей на учет свидетельствует о том, что проблема семейного неблагополучия требует незамедлительного решения.

Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время

Неполные семьи

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

Социально-экономические проблемы. К ним относятся ограниченные доходы, низкая материальная обеспеченность. Чаще всего присущи таким детям, поскольку они имеют в большинстве случаев ограниченный источник доходов. Кроме того, вынужденная совмещать работу с уходом за детьми, женщина, оставшаяся единственным опекуном, чаще всего не может устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы. А детские пособия, алименты, а также другие социальные выплаты чаще всего не могут покрыть и части расходов на детей.

Причины возникновения неполных семей

Закономерным итогом сформировавшихся негативных стилей семейного воспитания, становится разрыв дето-родительских отношений, тенденции к взаимному недоверию, нарушение коммуникативных связей и множество проблем, с которыми ребенок столкнется в будущем.

Психологические проблемы. К ним относятся, в первую очередь, переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.

Проблемы неполных семей

Отдельной проблемой семейного воспитания в неполных семьях является усвоение ребенком моделей полоролевого поведения. Как известно, гендерные модели, то есть модели поведения, характерные представителям того или иного пола, ребенок усваивает, прежде всего, глядя на родителей. Воспитываясь в семье, ребенок начинает постепенно отмечать сначала очевидные внешние, затем поведенческие различия между мужчинами и женщинами, а также соотносить себя с одной из этих моделей. Неполная семья существенно ограничивает ребенка в этой возможности. И если, например, мальчик растет без отца, в будущем ему будет сложнее демонстрировать формы мужского поведения во многих ситуациях.

Многие родители стремятся решить эту проблему, заключая повторные браки. Тем не менее, налаживание отношений с новым членом семьи также требует немалых усилий со стороны близких ребенка.

Решение проблем

Расширенная неполная семья представляет собой отдельную категорию неполных семей. Если в обычной неполной семье ребенок воспитывается мамой или, реже, папой, то в расширенной в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально-экономических, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки из-за большой разницы в возрасте с детьми, часто испытывают трудности в построении конструктивных отношений с ними, им тяжело заслужить их авторитет. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения.

Виды девиантного поведения

Многодетные семьи. Несмотря на то, что еще в начале двадцатого века наличие в семье восьми и более детей считалось практически нормой, сегодня ситуация в корне изменилась. И несмотря на то, что воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, они все же относятся к семьям группы риска.

Проблемы многодетных семей

Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:

  1. Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами (например, в случаях когда религия, которую исповедуют родители категорически запрещает аборты, или традиции, а также личные убеждения членов семьи поощряют многодетность.) Такие родители могут испытывать немало трудностей, связанных с воспитанием и обеспечением детей, тем не менее, дети в них всегда желанны, запланированы и у родителей есть стремление рожать их и воспитывать в дальнейшем.
  2. Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Зачастую мужчина и женщина, заключающие соглашение жить вместе, уже имеют собственных детей, рожденных в предыдущих браках. В большинстве случаях такое решение принимается ответственно с пониманием того, на что идут потенциальные супруги. Но чаще всего они вполне благополучны за исключением тех случаях, когда родителям не удалось наладить отношения между родственниками.
  3. Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это – самая сложная категория многодетных семей, поскольку родители в силу сниженного культурного развития, вредных привычек, асоциального образа жизни не осознают ту меру ответственности, которая возлагается на них в связи с родительством. И ребенок, рожденный в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи:

  • Из-за недостатка родительского внимания у детей чаще всего формируется неадекватно низкая самооценка.
  • Из-за того, что в многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже.
  • Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы.
  • Тенденции к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи).

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день существенно затруднена. Инвалид нуждается в постоянном уходе, его доходы значительно ограничены, а адаптационные возможности снижены. Все это сказывается не только на материальном положении семьи, где есть человек с ограниченными возможностями здоровья, но и на ее психологическом климате.

Семьи с детьми-инвалидами

Семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего вынуждена решать следующие проблемы:

  1. Социально-экономические проблемы. Для ухода за ребенком-инвалидом, один из родителей часто вынужден оставить место работы, либо нанять человека, берущего на себя часть этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично.
  2. Психологические проблемы. Несмотря на то, что внутрисемейный климат таких семей может быть вполне благоприятен и благополучен, риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи.
  3. При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.

Семьи, в которых присутствует жестокое обращение. Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:

  1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
  2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
  3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
  4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.

Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.

Жестокое обращение в семье также может распространяться и на других ее членов (например, жестокость отца в отношении матери, жестокость родителей в отношении бабушек и дедушек).

Несмотря на то, что такая форма жестокости не затрагивает ребенка напрямую, она не может не отразиться на его морально-психологическом благополучии.

Кроме того, ребенок, в присутствии которого происходят семейные конфликты, рискует в будущем включится в одну из моделей поведения:

  1. Самому стать объектом насилия. В семьях, где практикуется жестокое обращение, жестокость со временем начинает восприниматься как норма. И создавая семью в будущем, ребенок будет сам того не понимая воплощать в жизнь модели поведения, практикуемые в его родительской семье.
  2. Стать субъектом насилия, копируя действия агрессивной стороны, осуществляющей насилия.

В любом из вышеперечисленных случаев коррекция жестокого обращения невозможна без учета не только наиболее очевидных и явных, но и скрытых форм риска.

Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи.

Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием:

  • Семьи с высоким уровнем дохода.
  • Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами.
  • Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами.
  • Семьи с созависимыми членами.
  • Недоверчивые семьи.
  • Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка.

Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.

Это в существенной степени затрудняет признание семьей наличие факта неблагополучия и, как следствие – работу с ней.

Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.

Типы работы с неблагополучными семьми

Среди возможных путей коррекции:

  1. Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
  2. Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
  3. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
  4. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
  5. Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности

Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.

Воспитание в семье является чрезвычайно важным процессом, за счет которого обеспечивается преемственность поколений. Оно является исторически обусловленным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение интегрируется в общественную жизнь.

Семья – первая и основная социальная ступень в человеческой жизни, которая играет главную роль в формировании сознания, воли и чувств ребенка.

Родители помогают детям приобрести первый жизненный опыт, обзавестись умениями и навыками социальной жизни. Семья, может быть, как положительным фактором воспитания, так и отрицательным, и основная проблема состоит именно в необходимости совмещать функции среды обитания и воспитательной среды.

Благодаря семье осуществляется содержание общества, следовательно, патриотическое и гражданское воспитание, а также обучение основам семейных взаимоотношений являются ее главными функциями.

Семейное воспитание, которое формирующая личность получает от родителей, не может быть в полной мере заменено образовательным процессом в воспитательном учреждении.

Влияние социальных перемен на семейное воспитание

Сегодня мы видим значительные перемены в семейной области. Формирование нового типа личности, ориентированной на материальную независимость, обеспеченность, предприимчивость, приводит к популяризации развития и самосовершенствования за пределами семейного круга. Это характерно и для мужчин, и для женщин. В итоге такие процессы способствуют дестабилизации, росту количества неблагополучных семей. Смена системы ценностей осложняет функционирование семьи как социального института, в том числе реализацию воспитательной функции.

Вне зависимости от возраста человек хочет получать от родителей помощь и эмоциональную поддержку. Любые проблемы в области семейного воспитания, вызывающие чувство фрустрации, негативно сказываются на эмоциональном состоянии, психическом и личностном развитии ребенка.

Приводить к отклонениям от гармоничного развития ребенка могут и определенные аспекты в воспитании, например, стремление к излишней опеке или пренебрежение, игнорирование потребностей ребенка, недостаток последовательности в поведении и воспитательной тактике родителей, постановка завышенных требований или их явный недостаток, стремление к всестороннему ограничению, избыточные запреты или вседозволенность.

Основной целью воспитания в семье является достижение душевного равновесия и глубокой связи между ребенком и родителями.

Как правило, система воспитания и стиль общения в каждой семье индивидуальны. Если родители слишком строги и требовательны, то ребенок часто не хочет учиться, тревожно относится к неудачам, чрезмерно восприимчив к похвалам и осуждению. Если ребенок живет в страхе оскорблений и наказаний, то он делается замкнутым, неряшливым и неспособным к самозащите. Еще одно частое последствие – стремление ребенка самоутвердиться агрессивным, конфликтным путем. Воспитание в атмосфере холодности и эмоционального отвержения заставляет ребенка чувствовать недостаток любви. Это тягостное состояние, негативно сказывающееся на становлении характера.

Часто болезненную реакцию вызывает тот факт, что родители явно выделяют или предпочитают кого-то одного из детей. Такая нездоровая система взаимоотношений ведет к озлобленности и неврозам.

Если ребенка в семье наказывают за малейшую провинность, то говорят о чрезмерно жестоком воспитании. Дети в таких семьях живут в постоянном страхе.

Значительные проблемы в семье может создавать воспитание единственного ребенка. Такие дети зачастую ставятся родителями в привилегированное положение, что ведет к вседозволенности и немедленному исполнению желаний, в результате чего ребенок растет эгоистом и тираном. Эти отклонения замечаются далеко не сразу, и ребенок, привыкший быть в центре внимания, потом испытывает трудности с правильной оценкой своих возможностей. Детский коллектив отвергает их, сверстники не понимают или не желают общаться.

Родители могут уклоняться от бесед и занятий со своими детьми из-за чрезмерной занятости или наоборот, из-за обыкновенной лени. Такой ребенок имеет гораздо больший объем свободы, чем тот, которым он может правильно распорядиться. Предоставленные самим себе, такие дети начинают искать развлечений и занятий на стороне и часто попадают в дурные компании.

Весьма опасна и чрезмерная опека. Родители постоянно испытывают страх за ребенка и пытаются все время его контролировать. Он лишается возможности сам выбирать занятия, поскольку ждет распоряжения или приказания. Это приводит к нервозам и неуверенности в себе, а порой и к психическому расстройству. В детях долгие годы копятся злость и обида за пренебрежение их интересами, и в итоге они начинают демонстративно нарушать запреты, убегают из дома.

Также проблемы семейного воспитания порождаются изменением статуса женщины в обществе. Конфликт между множеством социальных ролей, которые она призвана исполнять, создает сложную и напряженную обстановку, что плохо сказывается на воспитании детей. Занятость женщины ведет к ослаблению контроля над поведением, успеваемостью и самочувствием ребенка. Расхождение между семейной и профессиональной ролью женщины отрицательно влияет на рождаемость, что создает новые трудности, связанные с воспитанием только одного ребенка. Если родители не следят за ситуацией и не корректируют ее своим правильным поведением, то отсутствие братьев и сестер приводит к недоразвитости эмоциональной сферы.

Когда семья имеет высокий доход, то это тоже может стать проблемой воспитания. Основная трудность заключается в неспособности взрослых правильно распоряжаться своим доходом в отношении ребенка. Избыток материальных благ в таком случае сочетается с недостатком усилий по воспитанию духовных потребностей, в результате чего личности ребенка наносится серьезный вред. Если родители хорошо зарабатывают, несомненно, их дети имеют больше возможностей для обучения и досуга, однако тут велик соблазн дать им максимально возможный объем впечатлений, знаний и навыков во всех сферах жизни. Это ведет к нервным и физическим перегрузкам, высокой утомляемости, соматическим проблемам.

Говоря о проблемах современной семьи, нельзя обойти вниманием такой серьезный вопрос, как разводы. Воспитание ребенка в неполной семье – непростая задача: такие дети труднее адаптируются к реальной жизни.

Часто воспитание детей осуществляется в условиях чрезмерной моральной ответственности. Когда родители внушают ребенку, что он обязан оправдать все их надежды, груз забот для него становится непосильным. Такие дети растут в страхе и постоянном беспокойстве.

Последствия неправильного семейного воспитания

Если воспитательный процесс организован неправильно, то он уродует личность ребенка, становится причиной нервных срывов и трудных взаимоотношений с окружающими. Любые родители хотели бы видеть своего ребенка примерным и послушным, однако стремление к безукоризненности часто является причиной недостатка сотрудничества в семье, когда ее члены избегают эмоционального взаимодействия, не делятся проблемами, замалчивают конфликты. Они ожидают, что ребенок будет соблюдать внешние приличия и подтверждать это образцовым поведением, однако его внутренняя жизнь никого не интересует. Со временем ребенок начинает считать подобное лицемерное отношение нормой.

Родители зачастую пытаются решить с помощью детей собственные личностные проблемы. В таком случае причиной плохого поведения ребенка становятся неосознанные потребности взрослого. Таких родителей крайне трудно переубедить и заставить осознать причины происходящего.

Правильное воспитание отдает ребенку в семье роль помощника, равноправного участника, интересного человека, друга и советчика. Это помогает ему сформировать положительные качества, вырастить в себе чувство единства с близкими, осознать личную ответственность и гордость за свою семью.

Таким образом, основная причина проблемного семейного воспитания – это непонимание между старшим и младшим поколением. Дети желают большего, чем им позволяют родители, что ведет к конфликтам.

Основа воспитания – это любовь к ребенку, на которой базируется все остальное: она помогает воздействовать на него не просто силой авторитета и назидательности, а создавать опору, которая поможет раскрыть способности и обеспечить чувство защищенности, безопасности.

Читайте также: