Существуют ли правовые системы непризнанных государств

Обновлено: 30.06.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир на сегодня многонационален, многолик и противоречив.

Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.

Актуальность: На политической карте мира в последнее десятилетие все больше происходит количественных и качественных изменений, которые привели к появлению на политической карте мира значительного количества (около 120) непризнанных международным сообществом государств, возникших на территориях почти 60 стран. Данная тема практически не освещена в учебниках по географии, но очень актуальна в современном мире. Большинство непризнанных государств отсутствуют на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции. Поэтому я решила углубить свои знания по этой теме и рассмотреть ряд вопросов касающихся особенностей и проблем непризнанных или частично признанных государств.

Цель: Выяснить причины появления на политической карте непризнанных государств и существующие в них проблемы.

Задачи: 1) Выяснить причины появления непризнанных государств в мире.

2) Систематизировать основополагающие понятия, касающиеся проблемы непризнанных государств.

3) Показать географию размещения непризнанных государств.

Гипотеза: Я предполагаю, что в мире немало непризнанных или частично признанных государств.

Практическая значимость: Результаты работы могут быть использованы на уроках географии, а также в внеурочной деятельности.

Методы: Сравнительно-географический. Картографический. Информационный.

Проектный продукт: Буклет с названиями непризнанных стран.

Основная часть.

1. Причины появления непризнанных и частично признанных государств.

Непризнанные, самопровозглашённые государства - общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют дипломатического признания со стороны стран - членов ООН и таким образом могут выступать в качестве субъекта международных отношений только в правовом поле других государственных образований, не признаваемых странами - членами ООН, но признающих друг друга.

Условно по способу возникновения их можно разделить на: Государства, образовавшиеся в результате революций. Государства, образовавшиеся в результате национально-освободительной борьбы (сепаратизма). 1

Проблема существования непризнанных государств возникает в виду отсутствия правовой преемственности с предшествующим государственным образованием.

Важную роль в возникновении условий для образования таких государств играют серьезные внутригосударственные и внешние потрясения, как войны и революции.

Немаловажное значение в процессе образования непризнанных государств имеют стратегические тенденции, возникающие внутри конкретного государства

К возникновению частично непризнанных государств приводит послевоенное разделение единой страны ранее.

После распада колониальной системы, начавшегося по результатам Второй мировой войны.

Исследование и анализ истории образования непризнанных государств привели к выводу, что главными причинами появления такого рода территорий являются:

- Смена политического строя и революции

Некоторые непризнанные государства существуют в течение длительного времени. Например, Тайвань (официальное название – Китайская Республика), Палестина, Восточный Тимор, Курдистан, Азад Кашмир, Тибет Другие государства гибнут под ударами правительственных войск.

Вывод: Как мы видим, причины появления новых государств во многом схожи.

2. Проблемы непризнанных и частично признанных государств.

1. Республики, в которые они ранее входили, отказываются признавать их национальную государственность и считают по-прежнему эти самопровозглашённые государства своими территориями.

2. Как правило, это небольшие по территории и численности населения государства, с разнообразным этническим составом и небольшой долей титульной нации .

3. Паспорта непризнанных государств, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. Проблема возвращения беженцев. Изменяет этнический состав.

2 непризнанные государства в современном мире

Я взяла именно эти страны, так как они более близки нашему слуху. Все они немного известны и встречались в каких-либо источниках.

Список непризнанных государств, ставших объектом исследования

Частично признанные государства, контролирующие заявленную территорию

Частично признанные государства, контролирующие часть заявленной территории.

Приднестровская Молдавская Республика

Турецкая Республика Северного Кипра

Сахарская Арабская Демократическая Республика

Республика Южная Осетия

Донецкая Народная Республика

Луганская Народная Республика

3. Географическое положение непризнанных государств и частично признанных государств.

3.1. Приднестровская Молдавская Республика.

3.2. Нагорно-Карабахская республика

Расположена на севере географического региона Передняя Азия и северо-востоке Армянского нагорья. Граничит с Арменией на западе, с Азербайджаном на севере и востоке и Ираном на юге. Непризнанное государство в Закавказье, провозглашённое 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. 4

3.3 Сомалиленд.

Государство в северной части Африканского Рога на территории бывшей колонии Британское Сомали. Самопровозглашённое государство в северной части Африканского Рога на территории бывшей колонии Британское Сомали. Признаётся международным сообществом как часть Сомали. Ранее территория Сомалиленда называлась Британское Сомали (с 1887 года), в 1960 году Сомали получила независимость, когда объединились две бывшие колонии — Итальянское Сомали и Британское Сомали.

3.4. Донецкая и Луганская Народные Республики.

Донецкая область, в пределах которой была провозглашена Донецкая народная республика, на юго-западе и западе граничит с Днепропетровской и Запорожской областями, на северо-западе - с Харьковской областью , на северо-востоке - с Луганской областью Украины, на юго-востоке - с Ростовской областью России , а с юга омывается Азовским морем . Донецкая Народная Республика была провозглашена в пределах территории Донецкой области Украины в апреле 2014 года, в ходе массовых протестов против нового руководства страны, пришедшего к власти в результате Евромайдана. Согласно ст. 2 Конституции Украины, на всю территорию, на которую претендует ДНР, распространяется государственный суверенитет Украины.

На востоке и юге ЛНР граничит в Россией, на западе - с ДНР, на севере - с Украиной. 12 мая 2014 года после состоявшегося 11 мая референдума о самоопределении Луганской Народной Республики, по объявленным организаторами итогам которого 96,2 % проголосовавших высказались за независимость региона и создание Луганской Народной Республики власти ЛНР объявили независимость и выразили желание вступить в состав России, а также подписали договор с Донецкой Народной Республикой о создании Новороссии. 11 июня 2014 года ЛНР обратилась к Российской Федерации, а также к 14 другим государствам, с просьбой о признании её независимости.

3.5.Турецкая Республика Северного Кипра.

Занимает северную треть острова Кипр. Новое государство стало называться Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК). Декларация независимости Турецкой Республики Северного Кипра, однако, была отклонена ООН. На референдуме 5 мая 1985 года большинством в 70,2 % была принята Конституция Турецкой Республики Северного Кипра

3.6. Республика Южная Осетия.

Государство граничит с Грузией и Россией в пределах Кавказского горного хребта. Верховный Совет Республики Южная Осетия (РЮО) провозгласил независимость республики 29 мая 1992 года, в ходе вооружённого конфликта с Грузией.

3.7 . Республика Абхазия.

3.8. Китайская республика.

Контролирует только Тайвань и прилегающие острова. Частично признанное государство в Восточной Азии, ранее имевшее однопартийную систему, широкое дипломатическое признание и контроль над всем Китаем, ныне превратившееся в демократическое государство с ограниченным дипломатическим признанием и контролирующее только Тайвань и прилегающие острова. Является одним из основателей ООН и ранее входила в Совет безопасности ООН (в 1971 году место Китайской Республики в ООН было передано Китайской Народной Республике). Китайская Республика признана 20 государствами — членами ООН, но фактически поддерживает отношения с большинством стран мира через свои представительства.

3.9. Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Западная Сахара на севере граничит с Марокко, на северо-востоке — с Алжиром, на востоке и юге — с Мавританией, с запада омывается Атлантическим океаном. 27 февраля 1976 года Фронт Полисарио, ведущий партизанскую войну против марокканских войск при поддержке Алжира, провозгласил Западную Сахару независимым государством под названием Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР).

В настоящее время независимость САДР признали 59 государств — членов ООН. Республика является членом Африканского союза (бывшая Организация африканского единства) с 1984 года.

3.10. Государство Палестина.

3.11. Республика Косово.

Государство в Юго-Восточной Европе, на Балканском полуострове, в географическом регионе Косово. Согласно конституции Сербии, входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением. В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 106 государствами-членами ООН, а также Тайванем и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть, населённую сербами.

Вывод: Образование исследуемых объектов в большинстве случаев характерно для развивающихся регионов, в которых чаще всего возникают проблемы классового неравенства, религиозные и этнические противоречия, а уровень образования, медицины, заработной платы находится на очень низком уровне.

4. Религии, народы, государственный строй непризнанных государств.

Форма гос. правления

Приднестров-ская Молдавская республика

Основная часть населения исповедует православие. Также есть одиночные религиозные общины иудеев, старообрядцев, армяно-григориан, вайшнавов

Проживает 35 национальностей. В основном молдаване, русские, украинцы, а также проживают болгары, гагаузы, белорусы

Христианство (Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики являются прихожанами Армянской Апостольской церкви)

армяне — 137 380 человек (99,74 %), русские — 171 человек (0,1 %), греки — 22 человека (0,02 %), украинцы — 21 человек (0,02 %), грузины — 12 человек (0,01 %), азербайджанцы — 6 человек (0,005 %)

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальная окружная открытая научная конференция школьников

Название работы: Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы.

Автор работы: Шакирова Александра Сергеевна

Место выполнения работы: с. Кочубеевское

МКОУ СОШ №4, 10 класс

Научный руководитель: Минникова Наталия

Васильевна, учитель высшей квалификационной

категории МКОУ СОШ №4

Причины возникновения, особенности и проблемы непризнанных государств

В теме " Политическая карта мира" школьного курса географии информация, представленная в учебнике, о непризнанных или частично признанных государствах, ограничивается лишь несколькими предложениями и единичными примерами, которые не дают ответа на вопросы:

- Почему в мире появляются новые независимые страны?

- Как и кем определяется их признание?

- Каково их внутреннее устройство?

- Как они взаимодействуют с внешним миром?

- Какова их роль в современном мире?

Все эти вопросы требуют ответа. Так процесс и история образования таких стран напрямую или косвенно связаны с различными мировыми процессами, активной участницей которых является Российская Федерация. Это значит, что каждый гражданин нашей страны должен сформировать определенное

отношение к образованию таких территорий и осознавать, какие последствия могут нести за собой такие явления.

Объектом исследования стали 28 территорий, которые в наибольшей степени обладают признаками государственности.

Цель работы:

Выяснить общие особенности непризнанных государств и существующих в них проблем.

- выявить непризнанные государства ;

- узнать историю их появления :

-проанализировав полученные сведения, определить общие особенности и проблемы

Актуальность темы определяется необходимостью исследования социально-экономических, культурных, этнографических, политических, исторических процессов, которые напрямую влияют на образование непризнанных государств в различных уголках Земли и формирование политической карты мира.

Данная тема очень скудно описывается в школьных учебных пособиях, несмотря на то, что новые относительно независимые страны продолжают появляться в наше время, оказывая огромное влияние на мировую политическую ситуацию.

Причины возникновения, особенности и проблемы непризнанных государств

Проблема существования непризнанных государств возникает в виду отсутствия правовой преемственности с предшествующим государственным образованием.

Во-первых, важную роль в возникновении условий для образования таких государств играют серьезные внутригосударственные и внешние потрясения, как войны и революции.

Во-вторых, немаловажное значение в процессе образования непризнанных государств имеют стратегические тенденции, возникающие внутри конкретного государства

В-третьих, приводит к возникновению частично непризнанных государств послевоенное разделение ранее единой страны

В-четвертых, после распада колониальной системы, начавшегося по результатам Второй мировой войны.

Исследование и анализ истории образования непризнанных государств привели к выводу, что главными причинами появления такого рода территорий являются:

- Смена политического строя и революции

Особенности некоторых непризнанных государств

Согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства. С 1992 г. – фактически самостоятельна. Государственная самостоятельность Абхазии с 2008 г. признана 6 государствами-членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату, Тувалу.

Южная Осетия

Согласно конституции, Грузии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 г. получила фактическую независимость, которая с 2008 г. признана 5 государствами-членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Тувалу.

Приднестровская Молдавская Республика

Не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание. Ее признали Абхазия, Южная Осетия, Нагорно-Карабахская республика, чье признание ограничено несколькими государствами, входящими в ООН.

Нагорно-Карабахская Республика Непризнанное государство

провозглашенное в 1991 г. в границах Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана. Большинством государств признается частью Азербайджана

Турецкая Республика Северного Кипра

Провозглашена после вторжения турецких вооруженных сил на Кипр в 1974 г. Объявила о своей независимости в 1983 г. Признается Турцией и Абхазией

Республика Косово

Согласно конституции, Сербия входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. В 2008 г. косовские власти провозгласили независимость, которая в настоящее время признана 98 государствами-членами ООН.

Тайвань (Китайская республика)

После гражданской войны в Китае в 1949 г. потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике. В настоящее время признается 23 государствами.

Была образована в 1976 году. Сейчас признается 60 странами, входящими в состав Организации Объединенных Наций, а также частично признается Южной Осетией. САДР входит в состав Африканского Союза.

Государство Палестина.

Обладает одной из ярких историй, которая отличается большим количеством спорных ситуаций, военных конфликтов. Государство было самопровозглашено в 1988 году. На сегодняшний день признается 137 странами мира: 136 из которых являются международно-признанными, а 1 – частично. Палестина является наблюдателем Организации Объединенных Наций. Государство делится на две части, не соединенные друг с другом. Первая часть – Сектор Газа. Территория управляется организацией ХАМАС, которая является исламским движением сопротивления и политической партией одновременно. ХАМАС многими странами признана как террористическая организация. Вторая часть Палестины – Западный берег реки Иордан. Территория частично контролируется Палестинской национальной организацией. Главой ПНА является президент страны Махмуд Аббас. Переломным моментов в истории Палестины стала война с Израилем 1948 года. Деньги Палестины Именно тогда государство претерпело серьезные изменения: обе части были оккупированы. А в 1980 году территория Иерусалима была присоединена к Израилю. В 1993 году страны подписали соглашение, согласно которому была сформирована ПНА, призванная найти компромиссное решение конфликта между Израилем и Организацией Освобождения Палестины. ПНА должна была осуществлять контроль обеих частей государства. Но в 2006 году Израиль покинул Сектор Газа, после чего власть на этой территории захватила группировка ХАМАС.

Проблемы непризнанных государств

Судьба непризнанных государств и их народов всегда различна и предполагает различные варианты развития непризнанных государств.

Непризнанные государства мира

в современном мире реально существуют самопровозглашённые государства, обладающие всей полнотой реального суверенитета. Цель данной работы: установить, существует ли возможность признания этих государств мировым сообществом. Задачи исследования: рассмотреть частично признанные государства мира и существующие самопровозглашенные государства на территории СНГ; установить проблемы, связанные с существованием этих государств; выявить факторы урегулирования данных конфликтов и возможность признания этих государств мировым сообществом.

Номинация: проблемы, поставленные нам современной жизнью (политика)

Непризнанные государства мира: есть ли шансы на признание?

Автор работы: Литвишко Даниил Владимирович

Тел: 8 – 951- 160 -43 -53.

Научный руководитель:

Екимов Андрей Владимирович,

ТЕЗИСЫ__________________________________________________________________ 3

Введение_________________________________________________________________ 4

ГЛАВА I . Непризнанные государства мира сегодня ___________________________ 5

ГЛАВА II Основные проблемы непризнанных государств ____________________ 10

ГЛАВА III . Есть ли шанс на признание? ____________________________________ 15

Заключение ______________________________________________________________ 20

Список использованной литературы_________________________________________21

ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________________отдельно

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ____________________________________________________ 22

Непризнанные государства мира: есть ли шансы на признание?

Автор: Литвишко Даниил Владимирович

Научный руководитель: Екимов А. В.

Выдвигаем гипотезу: в современном мире реально существуют самопровозглашённые государства, обладающие всей полнотой реального суверенитета. Цель данной работы: установить, существует ли возможность признания этих государств мировым сообществом. Задачи исследования: рассмотреть частично признанные государства мира и существующие самопровозглашенные государства на территории СНГ; установить проблемы, связанные с существованием этих государств; выявить факторы урегулирования данных конфликтов и возможность признания этих государств мировым сообществом. Временные рамки охватывают период с 1949 г. по 2009 г. Методы исследования: работа с источниками данных, опрос (анкетирование), аналитический. Таким образом, объекты нашего исследования – самопровозглашенные государства мира и способы мирного урегулирования конфликтов.

Цель данной работы: установить, существует ли возможность признания этих государств мировым сообществом.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть частично признанные государства мира и существующие самопровозглашенные государства на территории СНГ.
  • Установить проблемы, связанные с существованием этих государств.
  • Выявить факторы урегулирования данных конфликтов и возможность признания этих государств мировым сообществом.

Временные рамки охватывают период с 1949 г. по 2009 г.

Методы исследования:

  • Работа с источниками данных,
  • Опрос (анкетирование),
  • Аналитический

Таким образом, объекты нашего исследования – самопровозглашенные государства мира и способы мирного урегулирования конфликтов.

Данное исследование может быть использовано на уроках географии, истории и обществознания, будет интересно всем, кто интересуется современными политическими процессами, происходящими в быстро меняющемся мире начала XXI века.

Глава 1. Непризнанные государства мира сегодня.

Непризнанные государства – общее название государственных образований, которые обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в тоже время не имеют признания со стороны мирового сообщества, или частично признаны отдельными странами мира.

Основные частично признанные государства мира по состоянию на август 2010 года:

Сахарская Арабская Демократическая республика (Западная Сахара). Территория- 266 700 кв.км, население – 274 тыс. человек., основная часть – арабы (мавры) и берберские племена Столица – Эль – Аюн. Расположена на северо-западе Африки, на побережье Атлантического океана. Граничит с Марокко, Алжиром и Мавританией. Официально находится под контролем Королевства Марокко. Независимое государство с 27 ноября 1976 года. Бывшая испанская зависимая территория Западная Сахара. В ноябре 1976 года Испания передала административные функции Марокко и Мавритании. В 1979 году Мавритания отказалась от притязания на Западную Сахару и страну полностью оккупировала Марокко. В 1991 году достигнуто соглашение о прекращении огня между фронтом освобождения ПОЛИСАРИО и марокканскими войсками. ООН требует проведения референдума о судьбе территории. Подлежит урегулированию между ООН и Африканским Союзом. Признана 49 государствами мира. (9, с.485- 488)

Республика Китай (Тайвань). Территория – 36000 кв. км., население – свыше 23 миллионов чел., основная часть китайцы – 97%, а также потомки коренных жителей острова - гаошань- 2 %. Столица - Тайбэй. Страна расположена на острове Тайвань. С 1 октября 1949 года, после установления коммунистического строя на материковом Китае, гоминдановское правительство бежало на остров Тайвань. До начала 1970-х. годов представляли Китай в ООН. Официально – одна из 23 провинций Китайской Народной Республики. Государство сохраняет фактически полновесные межгосударственные отношения с большинством стран мира через систему своих экономических и культурных представительств, которые играют роль фактических посольств Республики Китай в этих странах. Население – этнические китайцы. Признана 30 государствами мира.(3, с. 102)

Республика Сомалиленд. Территория –138000 кв.км, население – около 1,9 миллионов чел., полностью заселен кланом иссак. Территория бывшего британского Сомали. Рассоложена в северо-западе Африке. Граничит с Джибути и Эфиопией. Омывается водами Аденского залива. Столица – Харгейса. 6 января 1991 года, после свержения режима Барре, в результате гражданской войны и борьбы между кланами, Сомалиленд объявил л своей независимости. В отличие от Сомали, которое в 2006-2008 г.г. окончательно распалось и опустилось в анархию и смуту, став пристанищем пиратов XXI века у морского побережья Африканского рога; Сомалиленду удается поддерживать мир и стабильность на своей территории. Признан 6 государствами мира. (9, с.572)

Пространство СНГ:

Республика Абхазия. Территория- 8700 кв. км, население – 214 тысяч чел., основная часть населения - абхазы, армяне, русские. Столица – город Сухум. Расположена между Кавказскими горами и Черным морем. Граничит с Россией и Грузией. Согласно конституции Грузии, является автономной республикой. Независимое государство с 30 сентября 1993 года, провозглашенное в ходе войны, начатой вооруженными силами тогдашнего центрального правительства Грузии против автономной республики, находившейся юридически в составе Грузии. С 1994 года действовало соглашение о прекращении огня, в соответствии с которым в зоне разъединения сторон в конфликте были размещены Коллективные силы по поддержанию мира (под эгидой СНГ). Абхазия и Грузия до 7 августа 2008 года были вовлечены в переговорный процесс с международным посредничеством. Но после грузинской агрессии против Южной Осетии, 26 августа 2008 года Россия официально признала независимость Абхазии, заключив множество военно-политических и экономических договоров с этим молодым государством:

20 марта 2009 года Европейский Союз заявил, что не признает Абхазию, но готовы к сотрудничеству с властями этого региона. Абхазия имеет развитые экономические и культурные связи с Россией, в том числе на уровне отдельных субъектов Южного федерального округа. РФ. По состоянию на 15 сентября 2009 года, признана 4 государствами – членами ООН – Россией, Никарагуа (4 сентября 2008 г.), Венесуэлой (10 сентября 2009 г.) и Науру (15 декабря 2009 г.) (1, с. 3-6)

Республика Южная Осетия. Территория – 3900 кв. км, население- 136 тысяч чел., основная часть - осетины, русские, незначительное число грузин. Столица - Цхинвал. Расположена на южных склонах Кавказских гор. Граничит с Россией и Грузией. Согласно конституции Грузии входит в состав нескольких районов Грузии. Провозглашена как независимое государство в 1992 году в ходе вооруженного конфликта с центральным правительством Грузии. С лета 1992 года действовало Сочинское российско-грузинское соглашение, по которому в зоне конфликта размещены Смешанные силы по поддержанию мира. Юрисдикция властей Грузии сохранялась в восточной части Южной Осетии. Южная Осетия и Грузия до 7 августа 2008 года были вовлечены в переговорный процесс с международным посредничеством. Но после грузинской агрессии, 26 августа 2008 года Россия официально признала независимость Южной Осетии, заключив позднее множество военно-политических и экономических договоров с молодым государством. Имеет развитые социально-экономические связи с Северной Осетией и другими субъектами Южного федерального округа РФ. По состоянию на 15 сентября 2009 года, признана 3 государствами – членами ООН – Россией, Никарагуа (4 сентября 2008 г.) и Венесуэлой (10 сентября 2009 г.). (8, с. 210)

Самопровозглашенные государства мира:

Пространство СНГ:

Нагорно-Карабахская республика. Территория – 4400 кв.км, население - 120 тысяч чел., основная часть – армяне, евреи и русские. Столица – Степанакерт (Ханкенды). Непризнанное государство в международных границах Нагорно-Карабахской автономной области, а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджана. На западе граничит с Арменией, на севере и востоке – с Азербайджаном, на юге – с Ираном. Провозглашено в 1991 году в ходе параллельно развивающихся процессов внешнего самоопределения Азербайджанской ССР (в отношении СССР) и Нагорно-Карабахской автономной области (в отношении самой Азербайджанской ССР). Фактический статус НКР как независимого от Азербайджана государства обеспечен победой карабахских армян в кровопролитной войне 1991-1994 гг. В 2009 году Россия приняла активное участие в урегулировании конфликта. (7, с.672)

Приднестровская Молдавская Республика. Территория – 2900 кв.км, население- 600 тысяч чел. Столица - Тирасполь. Непризнанное государство в международных границах Молдовы со смешанным русско-украинско-молдавским населением. Находится в левобережной по Днестру части бывшей Молдавской ССР и частично город Бендеры. На востоке граничит с Украиной, на западе – с Молдовой. Провозглашено как независимое образование в ответ на угрозу включения Молдовы в состав Румынии и в ходе вооруженного конфликта, инициированного центральными властями Молдовы. ПМР и Молдова с 1993 года вовлечены в переговорный процесс с международным посредничеством. Немалую роль в этом процессе играет Россия. (7, с.674).

Таким образом, сегодня реально на политической карте существуют частично признанные государства мира, а также самопровозглашённые государства, в том числе и на пространстве Содружества Независимых государств.

Частично признанные государства, таким образом, вышли из международной изоляции, и постепенно будут вовлекаться в мировое сообщество, заключая полноценные международные, торгово-экономические и военные договора. Так МИД России уже заключил ряд договоров, в том числе об охране государственных границ молодых кавказских республик. А также заключены соглашения о представительстве интересов Абхазии и Южной Осетии в третьих странах. Европейский Союз и США упрочняют свои интересы в Косово. Но, заявляют о своем категорическом непризнании независимых кавказских республик. На мой взгляд, эта политика в интересах поддержки грузинского лидера не поддается здравому демократическому смыслу. Признание должно быть справедливым, тем более, что положение Абхазии, Южной Осетии и Косово было не равнозначным. В случае с Косово – это отрыв сербской территории ради интересов НАТО.

Характеристика типологии непризнанных государств. Анализ проблем стран, которые не могут выступать в качестве субъектов международных отношений. Понятие квазигосударства как территориально-подобного образования. Основы концепций "де-факто" и "де-юре".

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.06.2014
Размер файла 57,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕДЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

Феномен непризнанных государств в мировой политике

Проверил: Пьяных Е.П.

Выполнил: студент гр. В-410

1. Непризнанные государства

2. Типология непризнанных государств

3. Научное понимание проблемы непризнанных государств

3.1 Понятие квазигосударства как государствоподобного образования

4. Непризнанные государства в международных отношениях

Введение

Проблема непризнанных государственных образований и их влияния на развитие мирового политического процесса стала одним из важнейших направлений современной политической и правовой мысли. С момента распада СССР и других восточно-европейских государств на фоне изменения политической карты Европы наблюдается повышение степени актуальности обозначенной проблемы: непризнанные государства, возникшие в последнее десятилетие XX в., входят в зону политических и иных интересов наиболее влиятельных актёров современного этапа развития мировой истории.

1. Непризнанные государства

Непризнанные государства - это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений.

В международно-политической практике проблема непризнанных государств была поставлена давно. Некоторые современные государства переживали периоды непризнания, иногда длившиеся годами. Международно-правовое противоречие между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств делает возможным постоянное появление все новых непризнанных образований.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. Можно говорить о давно сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах ее формирования (прежде всего выборы), целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом независимом государстве: армия, силы правопорядка, собственная система права, гражданство. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые и налоговые системы.

Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена. Рассматривая этнический вооруженный конфликт, порождением которого становится то или иное независимое государство, можно выявить особенности каждой ситуации, прогнозировать перспективы изменения статуса непризнанного государства.

На основе анализа ряда посвященных этой проблеме материалов и эмпирических данных разумно выделить несколько основных параметров комплексного рассмотрения феномена непризнанного государства.

Среди них можно назвать:

· историю возникновения непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;

· эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;

· формирование государственного устройства и хозяйственного комплекса непризнанных государственных образований;

· особенности политического устройства, степень его демократичности;

· наличие или отсутствие реальных возможностей для возвращения непризнанного государственного образования в состав государства, от которого оно отделилось;

· шансы на существования в качестве независимого государства;

· заинтересованность и возможность внешних сил изменить или законсервировать статус непризнанного государственного образования.

При учете перечисленных параметров можно рассчитывать на более или менее точное понимание проблем каждого непризнанного государства.

2. Типология непризнанных государств

Непризнанные государства могут быть разделены на типы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств - контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа:

· Непризнанные государства с полным контролем своей территории. Например, Приднестровье, Северный Кипр.

· Непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил Илам, Южная Осетия).

· Образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН).

· Квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии).

Подобные типологии несовершенны, но их отсутствие еще больше затруднило бы изучение феномена непризнанных государств. Идеальные типы часто не совпадают с динамикой реальных процессов и иногда носят весьма условный характер. Например, по признаку контроля над территорией Южная Осетия может быть отнесена к четвертому типу, если рассматривать данную ситуацию в контексте стремления к объединению этноса в рамках одного государства.

3. Научное понимание проблемы непризнанных государств

Мировое сообщество в лице авторитетных международных организаций, прежде всего - ОНН, в условиях современного политического поля не в состоянии дать объективную оценку факту существования непризнанных государственных образований, их роли в современной политической истории, а значит, и сформулировать критерии признания какого-либо политического образования как самостоятельного государства, так как не вполне понятны контуры самого нового миропорядка.

Можно согласиться с мнением И.М. Бусыгиной, что непризнанные государства воплощают пребывание территории на переходной стадии формирования государственности. Такая стадия может возникнуть в результате сецессии или ирредентизма различных территорий, распада государств или резкой ломки политического режима. Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами - например Эритрея, отколовшаяся в 1993 г. от Эфиопии. Они могут быть поглощены страной, от которой пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто независимости (например, Аджария Грузией). Но они могут весьма долго сохранять свой переходный статус, как это имеет место в случае с Турецкой Республикой Северного Кипра, образованной в 1983 г. В Западной Европе классическим (и практически единственным) примером успешной сецессии, а затем ирреденты считается регион Саарланд, сначала отделившийся от этнически близкой Германии, а затем воссоединившийся с ней.

3.1 Понятие квазигосударства как государствоподобного образования

Концептуализация суверенного государства естественно и закономерно предполагает его отождествление с личностью, возникновение юридической государственной личности и международного права как нормативной системы отношений между такими личностями. Возникает концепт государственного расчета, впоследствии развитый в учения о государственных, национальных и частных (общественных) интересах. Такое различие связано с четким противопоставлением государства и гражданского общества, что предполагает трактовку национальных интересов как соединения целостного личностно-государственного интереса с множественностью частных интересов гражданского общества.

Квазигосударство, по мнению А.П. Скорика и П.Н. Лукичева, является одним из этапов движения к многомерному, сложному образованию, определенному выше как государство является. Через этот этап проходят, прежде всего, степные и горские народы, но также и другие народы. Квазигосударственность политических режимов характерна ныне для большинства национально-государственных образований бывшего СССР (на Кавказе, в Поволжье, в Центральной Азии).

Территориальное квазигосударственное объединение поддерживается политическим, экономическим и/или военным авторитетом лидера. Здесь нет провинции, периферии, поскольку каждая территориальная корпорация считает себя субъектом союза, независимым и самостоятельным в пределах своих границ. Общее политическое пространство сохраняется за счет военного или иного давления субъекта, претендующего на роль центра этого социального образования. В нем не существует регулярного цивилизованного налогообложения, а взимание средств для содержания аппарата власти строится на даннических (или кормленческих) отношениях. В то же время вождь-лидер берет на себя ответственность за защиту общей территории и населяющих ее людей от внешнего врага и внутренней крамолы. Он же сосредоточивает (в пределах преданной ему властной группировки) основные функции власти: учредительную, законодательную, военную, судебную и исполнительную. Однако сохраняются вероятность смены кланов у кормила (кормушки) власти и клановая борьба за нее.

Квазигосударственность, по-видимому, представляет собой в каких-то условиях этап, предшествующий становлению государственных форм. Одновременно она может быть моментом развития уже сложившейся государственности в ситуациях, когда оказывается необходимым учредить на территории новые ее формы. Различные национально-государственные образования России в своей истории не раз попадали в типологически сходные ситуации. Названный этап может являться и моментом возвратного движения к начальной, не пройденной самостоятельно стадии государственного устроения. Ярким примером, подтверждающим выдвинутый тезис, выступает нынешнее общественно-политическое развитие Калмыкии.

Нельзя не видеть и того, что в случае развала уже имевшей место государственности общество возвращается к ее ранней стадии. И в эти относительно непродолжительные периоды его политическая жизнь приобретает черты, характерные для квазигосударства.

Одной из причин перехода к квазигосударственной организации, по мнению А.П. Скорика и П.Н. Лукичева, является преимущественно сельский характер хозяйственной жизни, который консервирует общество на стадии квазигосударственности. И даже при последующем внедрении более современных государственных форм извне и иных культурных влияниях этническая культура сохраняет в исторической памяти образ самостоятельного социального организма с квазигосударственными признаками. По всей видимости, только аграрное, а затем индустриальное общество в силу оседлого и городского стиля жизни придают завершенность процессу перехода к современной цивилизации, для которой характерна территориальная полиэтническая государственность.

Однако не все исследователи рассматривают квазигосударство как этап государственного формирования. Например, В.А. Колосов и Н.С.Мироненко относят квазигосударства к разряду неконтролируемых территорий, признавая, тем не менее, что квазигосударства обладают всеми необходимыми атрибутами нормального государства, а их власти полностью контролируют свою территорию. В качестве примера таких образований авторы приводят Приднестровскую Молдавскую Республику, Республику Абхазия, Нагорный Карабах.

Нельзя не отметить, что в рамках регионально-экономических исследований регион зачастую рассматривается как квазигосударство, в качестве относительно обособленной системы национальной экономики. Такой подход может осуществляться лишь вне политологического контекста, так как не учитывает значимых для определения государства понятий суверенитета и правовой политической преемственности.

Все же, исходя из предложенного П.Н. Лукичевым и А.П. Скориком методологического подхода, квазигосударственность необходимо рассматривать как этап, предшествующий становлению государственных форм. Одновременно она может быть моментом развития уже сложившейся государственности в ситуациях, когда оказывается необходимым учредить на территории новые ее формы. Различные национально-государственные образования России в своей истории не раз попадали в типологически сходные ситуации. Названный этап может являться и моментом возвратного движения к начальной, не пройденной самостоятельно стадии государственного устроения. Ярким примером, подтверждающим выдвинутый тезис, выступает нынешнее общественно-политическое развитие Калмыкии.

По мнению авторов, возврат к этапу квазигосударственности продиктован тем, что элементы былого положения вещей консервируются в общественном сознании и постоянно сохраняются, с одной стороны, как своего рода рудимент, а с другой - как необходимая основа государственного строительства.

4. Непризнанные государства в международных отношениях

Факт непризнания того или иного государственного образования не исключает его автоматически из системы международных отношений: существует относительно успешное развитие фактических отношений мирового сообщества и отдельных стран с непризнанными государствами в различных сферах международного сотрудничества все равно требует наличие правовой базы. В качестве примеров можно привести межпарламентское сотрудничество, международное сотрудничество в сфере образования, в сфере экономической интеграции, производственной кооперации и т.д. Все эти виды сотрудничества основываются на определенных нормативно-правовых актах, договорах, соглашениях, указах, распоряжениях. Таким образом, правовая основа взаимодействия непризнанных государств с мировым сообществом и между собой формируется стихийно.

Де-факто же государства не просто были провозглашены. Они существуют в течение длительного времени, демонстрируя позитивную внутри- и внешнеполитическую динамику, обладают реальным суверенитетом и являются активными субъектами экономических, культурных и иных международных отношений. Единственный признак, отличающий их от партнеров по международному сотрудничеству, заключается в том, что их суверенитет не признан мировым сообществом и отдельными его представителями.

Признание в 2008 г. частью мирового сообщества во главе с США независимости Косово, а Российской Федерацией - Абхазии и Южной Осетии, с одной стороны - обострили ситуацию вокруг непризнанных государств, с другой - показали возможные пути ее разрешения. При всех оговорках можно констатировать, что непризнанные государства на современном этапе общественного развития выступают самостоятельными игроками региональной и международной политики, оказывая заметное влияние на политические процессы.

Заключение

При всех оговорках можно констатировать, что непризнанные государства выступают самостоятельными игроками региональной и международной политики. Их влияние на политические процессы довольно заметно. Глобализация создала дополнительные возможности для длительного существования непризнанных государств, без их формального признания другими странами. Это постепенно становится нормой.

Читайте также: