Становление и развитие казахстана как правового и социального государства

Обновлено: 25.06.2024

План.
Введение 3 стр.
1) Конституция РК как база для формирования правового государства. 4.6 стр.
2) Особенности процесса формирования гражданского общества в Казахстане 7.8 стр.
3) Тенденции и проблемы в процессе продвижения к правовому государству 9.11 стр.
Заключение. 12 стр.
Список использованной литературы. 13 стр.

Введение.
Цель семестровой работы заключается в анализе проблемы развития демократии и формирование правового государства в Казахстане.
Задачи семестровой работы определены следующим образом:
- характеристика истории и процесса принятия Конституции РК;
- анализ концепции построения гражданского общества в процессе утверждения Республики Казахстан.
- определение проблем построения правового государства;
Данная семестровая работа взята мною для рассмотрения этой актуальной темы, которая будет раскрываться здесь же. Актуальность этой темы очень велика, хотя бы по тому, что каждый человек, проживающий на территории Республики Казахстан, должен знать и осознавать суть этого вопроса для того, чтобы в действительности построить правовое государство. Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является

Дисциплина: Политология
Тип работы: Реферат
Бесплатно: Антиплагиат
Объем: 15 страниц
В избранное:
Цена этой работы: 500 теңге
Какие гарантий?

Алматинский Институт Энергетики и Связи

Кафедра Cоциальных наук

Семестровая работа №2
На тему Казахстан : развитие по пути демократии и формирование правового государства

Выполнил: ст. гр. БBТ-06-4
Досхожаев И.К.
Проверила: профессор кафедры соц. дисциплин
Абдуллина З.А

План.
Введение 3 стр.
1) Конституция РК как база для формирования правового государства. 4-6 стр.
2) Особенности процесса формирования гражданского общества в Казахстане 7-8 стр.
3) Тенденции и проблемы в процессе продвижения к правовому государству 9-11 стр.
Заключение. 12 стр.
Список использованной литературы. 13 стр.

Введение.
Цель семестровой работы заключается в анализе проблемы развития демократии и формирование правового государства в Казахстане.
Задачи семестровой работы определены следующим образом:
- характеристика истории и процесса принятия Конституции РК;
- анализ концепции построения гражданского общества в процессе утверждения Республики Казахстан.
- определение проблем построения правового государства;
Данная семестровая работа взята мною для рассмотрения этой актуальной темы, которая будет раскрываться здесь же. Актуальность этой темы очень велика, хотя бы по тому, что каждый человек, проживающий на территории Республики Казахстан, должен знать и осознавать суть этого вопроса для того, чтобы в действительности построить правовое государство. Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.
В данной семестровой работе, в отличие от других, нельзя
однозначно ответить на тот вопрос, который поставлен в суть темы. Это
объясняется тем, что процесс становления еще не завершен, и когда он будет
завершен, зависит от людей, составляющих основу Казахстанского общества.
Еще один интересный момент, касающийся этой проблемы, будет меняться,
соответственно в хорошую или в плохую сторону.
Развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости граждан, дальнейшего становления гражданского общества
Развитие гражданского общества является важным условием для создания демократического, светского, правового и социального государства. Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества.
Формирование гражданского общества и правового государства в Республике Казахстан непосредственно связано с укреплением законности, и реализация задач государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.
Воплощение в государственно-правовой практике принципа разделения властей является необходимой предпосылкой формирования демократического, правового, социального и светского государства.

Конституция РК как база для формирования правового государства.

Сложнейший процесс становления государственности независимого Казахстана на развалинах Советского Союза нашел свое теоретическое, юридическое и правовое воплощение в документах, устанавливающих новые принципы взаимоотношений и с постсоветскими республиками и со всеми другими государствами мира. Среди основных документов, сыгравших главную роль в формировании правового государства Республики Казахстан, является Конституции 1993 и 1995 годов. Выделение этих документов не является случайным. Ведь в целом, парламентом страны было принято множество других законов, содержательный анализ которых позволяет утверждать, что в стране не только формально провозглашены принципы демократического режима, но и предпринимаются попытки создания государственно-правового механизма их реализации.
Рассмотрим подробнее развитие и логику процесса формирования полноценной политико-правовой базы по проблеме прав человека.
Можно сказать, что в определенном смысле (Конституция РК 1993 г.) позволила найти необходимый баланс между усиливающейся тенденцией укрепления президентской власти и еще сохранившейся во всех звеньях власти и сферах общественной жизни
системой прежних отношений. Конституция 1993 г. стала определенным компромиссом в разрешении данного противоречия. Кроме того, нельзя забывать, что данная Конституция стала тем документом, который свидетельствовал об окончательном (де-юре) завершении процесса становления государственности молодого государства - Республики Казахстан. Конституция легитимировала такое чрезвычайно важное понятие и явление как народ Казахстана. События и тенденции 10 лет независимости достаточно четко продемонстрировали справедливость и актуальность введения в научный и политический оборот этого понятия.
Следующим важным моментом, позитивной стороной Конституции РК 1993 г. была реализация (недостаточно логичная, конструктивно незавершенная) концепции прав человека и разделения властей.
Уже первый раздел Конституции был посвящен гражданину, его правам, свободам и обязанностям, а также гарантиям прав и свобод. Этот раздел состоит из 44 полновесных статей, разбитых на ряд глав: общие положения; гражданство; гражданские права и свободы; политические права и свободы; экономические и социальные права; основные обязанности; гарантии прав и свобод. В первых трех статьях излагаются основные принципы, на которых зиждется система прав и свобод граждан Казахстана. Гарантируется равенство независимо от расы, национальности, пола, языка и т.д. Конституционно запрещаются любые формы дискриминации. Строго оговариваются рамки возможных ограничений в осуществлении прав и свобод. Особо следует отметить два момента. Так, в статье 3 закрепляется положение о приоритете международно-правовых актов о правах и свободах человека и гражданина над законами республики, а в статье 44, уже в соответствии с этими документами международного уровня, сформулировано положение, что целый ряд прав человека и гражданина не может быть ограничен ни при каких обстоятельствах. Это касается права на жизнь, неприкосновенности чести и достоинства человека, свободы совести, права на жилище, запрета на пытки, права на необходимую оборону, защиту по суду и т.д. Поскольку подробное рассмотрение и анализ каждой статьи в рамках заявленной темы нереально, ограничимся общим выводом. Впервые в истории конституционного строительства в Казахстане была юридически
закреплена достаточно широкая система прав человека и гражданина, а не только гражданина. Во-вторых, достаточно явно выделены негативные права человека как его неотъемлемые и неотчуждаемые права. В-третьих, продемонстрировано желание развиваться дальше в этом направлении, опираясь на международный опыт.
Тем не менее, в Конституции 1993 г. были существенные политико-правовые недоработки, обрекавшие ее на короткую жизнь. В частности, права граждан были сформулированы в просоциалистической форме, что серьезно затрудняло дальнейшее продвижение на пути рыночных преобразований. Так, например, в соответствии со статьей 19 гражданам республики было гарантировано право на труд, что соответствовало нормам и принципам советского строя, где каждый не только имел право, но и был обязан работать, заниматься общественно-полезным трудом. В реальности же это право ничем не было обеспечено и, соответственно,. не могло быть реализовано, так как впереди уже явно просматривалась безработица.
Аналогичная ситуация сложилась и с практикой реализации статьи 22, гарантировавшей гражданам страны право на жилье. В статье также подчеркивалось, что государство содействует осуществлению права на жилище поощрением жилищного строительства, предоставлением в пользование и продажей жилья из государственного жилищного фонда. В действительности же к этому моменту государственная поддержка жилищного строительства фактически прекратилась, эта сфера практически полностью перешла в руки частников. К сожалению, примерно такая же картина наблюдалась и с характером реализации практически всех остальных, прежде всего, социальных прав и свобод.
Иначе говоря, советская концепция прав, свобод и обязанностей граждан, воспроизведенная в Конституции 1993 года, в силу своего несоответствия объективным условиям фактически стала тормозом на пути дальнейшего продвижения страны к рыночной экономике и, как ни странно, к демократии. Парадоксально, но факт, чтобы быстрее освоить демократические нормы и принципы, было необходимо отказаться от некоторых завоеваний социалистического строя.
Исходя из этого, можно смело утверждать, что принятие новой Конституции Республики Казахстан 30 августа 1995 года было продиктовано, прежде всего, объективными обстоятельствами, исторической необходимостью. Новая Конституция открыла и новые горизонты для дальнейшего развития и укрепления независимого государства, как государства, стремящегося к воплощению на практике либерально-демократических ценностей, к достижению цивилизованного уровня конституционного государства. Основной стержень, центральная идея, на которой базируется фактически вся Конституция, сформулирована в статье первой раздела I Общие положения: Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Новая Конституция не частично, а принципиально отличается от предшествующей, всей системой политических, экономических и юридических исходных принципов, совершенно новым заложенным в ней политэкономическим строем, устройством государства и, наконец, структурой и стилем - от преамбулы до заключительных положений.
В политико-философский обиход была введена новая терминология: Парламент, Сенат, Мажилис: В соответствии с новой Конституцией парламент стал двухпалатным, что дало возможность изнутри выставить систему противовесов, обеспечить механизмы преемственности в его работе. Заметно самостоятельнее стало правительство, проведена реформа судебной системы, в значительно большей степени адаптированной к требованиям рыночной экономики, правового государства и демократической идеологии. Даже текст самой Конституции гораздо лаконичнее, она по объему примерно на одну треть меньше прежней Конституции, хотя по содержанию, безусловно шире и глубже.
Если обратиться собственно к разделу о правах человека, то здесь можно увидеть следование тому же принципу: краткость и лаконизм в сочетании с углублением и расширении содержательной стороны. Права человека излагаются весьма рельефно, как самостоятельное понятие, являющееся основой прав граждан. В такой формулировке права человека, закрепленные в Конституции, достаточно близко перекликаются с международной концепцией прав человека. В Конституции 1995 г. дан подробный перечень прав и свобод, без которых жизнь человека как субъекта цивилизованных отношений в современном обществе просто немыслима. Они неотъемлемы и неотчуждаемы, то есть не только человек не может от них отказаться сам, но и никто не может, не имеет права, не в состоянии отнять. Например, такие права как право на свободу, жизнь, на демонстрации не зависят от уровня экономического развития общества.
А вот права и свободы граждан записаны в соответствии с новыми общественными условиями. Например, гражданин имеет право сам определять свою национальность, имеет право ее не указывать. Фиксация этого права свидетельствует о том, что для государства, признающего это право, равны представители любых национальностей, религий. Такого четко сформулированного положения в прежней Конституции не было.
Можно смело утверждать, что в действующей Конституции наблюдается смещение акцента на права человека - усиление внимания к интересам, потребностям, желаниям и надеждам каждого отдельного члена общества не как к абстрактной общественной фигуре, а полнокровной личности, обладающей всем богатством социальных характеристик.
Движением в этом же направлении оказались и Конституционные поправки 1998 г. Не рассматривая изменения, касающиеся функционирования института президента и законодательной ветви власти (срока полномочий парламента), обратимся, прежде всего, к существенному расширению политических прав граждан Республики Казахстан. В соответствии с принятыми поправками количество мест в нижней палате парламента было увеличено на 10 мест. Эти дополнительные места были выделены представителям тех политических партий, которые получат требуемое количество голосов на предстоящих
выборах. Это дополнение свидетельствовало о новом шаге на пути построения правового государства в Казахстане, возможности для политических партий реально участвовать не только в борьбе за власть, но и в управлении государством от имени тех граждан, которые делегировали им (партиям) свои полномочия.
Расширение области политических свобод, безусловно, сыграло положительную роль в укреплении всей системы прав и свобод граждан Казахстана.
Особенности процесса формирования гражданского общества в Казахстане.
Идеи и ценности правовой государственности, гражданского общества стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в Казахстане тоталитарного социализма осуществления радикальных политических и экономических преобразований. И вполне закономерно, что они получили свое признание в Конституции, закрепившей oсновы нового постсоветского периода в развитии казахстанского общества и государства. Ориентация на формирование и развитие правового государства и полноценного гражданского общества обусловлена объективными потребностями общественного и политического развития в постсоциалистическом Казахстане, целями и задачами утверждения принципов свобод во всех сферах жизни общества и государства.
Опыт истории также подтверждает, что ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Только оно может обеспечить действительное соблюдение законов обществом и государством и исключить противоправную практику. Но социум в состоянии сделать это только на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским обществом.
Трудный путь к правовому государству и гражданскому обществу в Казахстане усугублен и усложнен рядом негативных факторов, унаследованных от прошлого. В числе таковых многовековые традиции бесправия населения, всесилия власти, деспотизма; правовой нигилизм, отсутствие сколько-нибудь значимого опыта свободы, права, самоуправления, демократии, конституционализма политической и правовой культуры. Все это существенно тормозит процесс либерализации демократизации общественного мнения, усвоения им новых правовых и политических ценностей.
Успех современных реформ во многом зависит от исторической самоидентификации населения, от умелого сочетания опыта и уроков собственной истории с общезначимыми ценностями, результатами и ориентирами всемирной истории народов и государств.
Введение в лексикон политической мысли понятия гражданского общества отразило, прежде всего процесс укоренения в социуме норм индивидуальной и групповой свободы личности в противовес государственному началу. Сквозь призму гражданского общества личность и создаваемые личностями добровольные объединения рассматриваются как самостоятельный источник влияния, в социуме противоположенный государству и конкурирующий с ним. Иначе говоря, происходящий в настоящее время возврат к идее гражданского общества имеет антиэтатистский характер, ибо важную роль в этом процессе играет противопоставление безличным структурам государственной администрации по возможности прямых контактов между гражданами, имеющее целью возрождение уничтоженной государством общности.
Исходя из вышесказанного, попытаемся определить данное понятие следующим образом Гражданское общество - общество (общность) с развитыми экономическими, культурными, правовыми политическими отношениями между самими индивидами, не опосредованными государством.
Причем независимость гражданского общества заключается не в том, что оно будто бы может обойтись без государства, а, скорее, в том, что оно выполняет в общественной жизни иные, чем государство, функции и . продолжение

І Іредста вдается. иго идеи, содержащие в себе суждения о формирова­нии и развитии демократического государства, имеются в творческом на­следии казахских мыслителей Одним из них является Абай Кунанбаев.

кото­рый высказал ряд оригинальных суждений по вопросу формирования не­которых принципов правового государства. не потерявших своей значимо­сти и в настоящее время Абай стоял на позициях государственного сувере­нитета, высшей формой организации и защиты людей он при знавал закон О роли закона Абай писал: "необходимо знать своды законов, доставшихся нам or предков. - "Светлый путь" Касым хана. “Ветхий путь” Есим хана, ‘ Семь канонов” Таукс хана. Важным критерием демократии, по мнению Абая. является верховенство закона Иден Абая о независимости судебной пласти перекликаются с современными положениями Конституции Республики Казахстан и развитых стран о судах. Он выступает за бессроч­ное и збрание судей и предлагает сделать их несменяемыми: "выбрать обра- юваниых и толковых нс определяя срока их пребывания на посту.. смещать только тех. кто обнаружит себя в неблаговидном деле” Гуманистические идеи Абаяосправехтивом. правовом государстве актуальны и сейчас, со­единяя прошлое е настоящим.

Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путьебщецивнлизационного развития Впервые Конститу­ция 1993 года высшей ценностью Республики Казахстан провозгласила че-

ловека, его дань, права и свободы. Это положение закрепила и ныне дей­ствующая Конститу ция 1995 года в ст 1

Одним из признаков правового государства является реализация прин­ципа разделения властей в организации государственной власти. Впервые он был выделен в качестве системообразу ющего принципа в ст 7 Декларации ‘ О государственном суверенитете Казахской ССР” от 25 остября 1990 года.

В соответствии с которым происходило реформирование всей системы государственной власти^ Конституция Республики Казахстан в ст.З п.4 отмечает, что государственная власть в Республике осуществляется в соот­ветствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви Законодательная власть осуществляется Парламентом Республики Казахстан, исполнительная - Правительством, судебная - Вер­ховным судом и нижестоящими судами Республики Казахстан. Наличие реальной системы сдсржск и противовесов - отличительное СВОЙСТВО НО­ВОЙ Конституции. К элементам системы сдержек и противовесов относится парламентский импичмент, выражение вотума недоверия Правительству: право роспуска Парламента Президентом, отставка Правительства и его членов.

В настоящее время формируется механизм конституционного контро­ля. Становление конституционного контроля в Республике связано с кон­ституционным установлением о формировании правового государства. Безусловное верховенство Конституции перед другими нормативными ак­тами является одним из признаков правового государств:). 'Дру гим же осно­вополагающим принципом правового государства является верховенство права, выражающееся в обязательном подчинении самого государства и его органов Конститх ции Республики Казахстан.

Конституционный Совет вправе признать неправовыми, т.с. несоответ­ствующими Конституции, законы и иные нормативные акты, если они про­тиворечат Конституции.

Конституция Республики Казахстан, признавая что человек, его права и свободы - высшая ценность, - исходит из того, тго соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека являются главной обязаннос­тью государственной власти. Причем Конституция заложила основу для создания реальной системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы равенство всех перед законом и судом, взаим­ную ответственность государства и личности.^

Конститу ция способствует формированию гражданского общества в Республике Казахстан Эго выражается в признании Конститх цией идеоло­гического и политического многообразия (ст.

на основе политического плюрализма. Конституция гарантирует полити­ческим партиям, общественным объединениям, движениям равные воз­можности для участия в политической и государственной жизни. Исключа­ется возможность установления какой-либо идєолоіии в качестве господ­ствующей. Гражданское общество характеризуется в конституционном допущении многообразия форм собственности, рыночного хозяйства, со­циального партнерства потребителя и производителя, гражданина и госу­дарства.

Ст. 1 Конституции Республики Казахстан провозглашает Казахстан пра­вовым государством. Представляется, что Казахстан стоит на пути форми­рования правового государства и конституционного закрепления основных его признаков.

Истинное равенство граждан
состоит в том, чтобы все они
одинаково были подчинены
законам.
Д'Аламбер Жан Лерон

  Республика Казахстан является независимым (от 16 декабря 1991 г.), суверенным
(от 25 октября 1990 г.) государством. Согласно 1 статье I раздела Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ
(I раздел, статья №3, пункт 1 Конституции РК).

  Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие Конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

  Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Доказательством этих слов служит основной Закон нашей страны, 3 статья (пункт 2) I раздела говорит: ‘Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.’ Таким образом именно народ является единственным источником государственной власти, и выражает свои предложения через выбранный парламент. В 3 статье (пункт 4) также упоминается, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Т.е. государственные органы: Правительство, парламент и верховный суд тесно связаны друг с другом. Если мы говорим о Конституции, т.е. об основном законе каждой страны, то она также является доказательством правового государства. Она имеет высшую юридическую силу и имеет прямое действие на всей территории Республики (Статья 4, пункт 2, Раздел I ). Каждый человек имеет определенные права и несет соответствующие обязанности. Правами человека являются право на свободу труда, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т.п., политические права и свободы. Граждане имеют права защищать через суд и другие свои права и свободы. Наше государство также равным образом защищает как государственную, так и частную собственность. Хотелось бы также остановиться на 30 статье, т.к. на данный момент она актуальна для меня и моих ровесников. Согласно 30 статье II раздела – Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право продолжить обучение в ВУЗе как на конкурсной основе (бесплатно), так и на платной основе. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Т.о. каждый молодой человек может получить бесплатное высшее образование, если будет хорошо учиться и пройдет определенный конкурс. Почти все основные права человека указаны во II разделе Конституции РК.

  Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. В данном смысле Казахстан является правовым государством. Оно желает, чтобы каждый гражданин знал свои права, обязанности и подчинялся законам. В связи с чем 21 июня 1995 г. и вышел Указ Президента РК ‘О мерах по осуществлению правового всеобщего обучения.’

  В своём послании к народу Н.А. Назарбаев сказал - “Сейчас завершается важный этап преобразования Казахстана в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти”. Получил общее признание принцип “правового государства”, были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный Совет Республики Казахстан, Высший Арбитражный суд Республики Казахстан). В 1991г. Парламентом Республики Казахстан была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Парламентом Республики Казахстан в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

  В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Республики Казахстан, Договор об общественном согласии.

  Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от правовой неграмотности, которая особенно отчетливо проявилась в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта правового государства.
Конечно, не всегда на деле соблюдаются все права гражданина, издаются не совсем актуальные законы. Но наше государство молодое. Оно прочно становится на ноги. Развивается наша правовая система. Но уверен, что Казахстан в дальнейшем будет великой державой и богатой страной. Наша задача - быть патриотами, защищать нашу Родину, работать, учиться на благо государству, соблюдать Законы. Ведь Казахстан - наш общий дом, наша Родина!

Автор сочинения: Александр Чэнь
31 января 2011 год
Оставляйте свои комментарии в нашей Гостевой Книге

Содержание

Введение
Глава 1. Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан
Глава 2. Социальная защита граждан
I. Пенсионное обеспечение
II. Обеспечение занятости населения
III. Прожиточный минимум и борьба с бедностью
Глава 3. Здравоохранение, образование и культура
I. Здравоохранение
II. Образование
III. Культура
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

казахстан.docx

Глава 1. Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан

Глава 2. Социальная защита граждан

  1. Пенсионное обеспечение
  2. Обеспечение занятости населения
  3. Прожиточный минимум и борьба с бедностью

Глава 3. Здравоохранение, образование и культура

  1. Здравоохранение
  2. Образование
  3. Культура

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Эта тема актуальна, потому что неработоспособные, малоимущие граждане должны быть объектом особой заботы государства. Социальный характер государства проявляется в принятии особых законов о молодежи, о малоимущих гражданах, о пенсионерах, а также в практической деятельности Президента, Правительства, специальных органов.

Объект: Республика Казахстан.

Предмет: государство в Республике Казахстан.

Цель данной работы: выяснить, построено ли социальное государство в Казахстане.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

  1. Выяснить, как определяет государство Конституция Республики Казахстан;
  2. Рассмотреть социальную защиту граждан в Казахстане;
  3. Выявить, какое в Казахстане здравоохранение, образование и культура.

Глава 1. Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан

Конституция и действующие законы дают всем гражданам независимо от национальности равные права на социальную защиту, здравоохранение, условия труда, на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества и запрещают дискриминацию по национальным и языковым мотивам. Конституция устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому гражданину Казахстана необходимый жизненный уровень. В ранг общегосударственной политики возводится создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих свободное развитие человека. Конституция РК 1993 г. закрепляет основные направления социальной политики государства, которыми стали:

- установление гарантированного минимального размера заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;

- обеспечение гарантированного бесплатного среднего обязательного образования;

- обеспечение права на охрану здоровья и бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи;

- охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, рациональное природопользование.

С принятием в августе 1995 года новой Конституции РК в стране начался очередной этап преобразований общественного мировоззрения, создания макромодели нового казахстанского социума. Новый Основной Закон страны поставил перед РК цель – построение демократического, светского, правового, социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека. Тот факт, что одной из целей конституционного реформирования является построение сильного социального государства, поставило перед обществом ответственность за эффективное претворение принципов Конституции в реальной жизни. Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства. Они были направлены, прежде всего, на защиту и поддержку государством брака и семьи, материнства, отцовства и детства, на установление гарантированного минимального размера заработной платы и назначение пенсии, социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Таким образом, задачами государства по новой Конституции становятся не только гарантия в прожиточного минимума каждого члена общества и мероприятия в сфере здравоохранения, жилищного строительства и семейной политики, но и выравнивание различий в стартовых возможностях через государственную систему образования, перераспределение национального дохода в рамках налоговой политики и регулирование рынка рабочей силы.

Глава 2. Социальная защита граждан

Началу реформирования пенсионной системы предусматривалось принятие мер, стабилизирующих ситуацию с пенсионным обеспечением из Государственного центра по выплатам пенсий и создающих предпосылки для возникновения новой системы пенсионного обеспечения в части:

- пересмотра политики предоставления пенсионных льгот, имея в виду их частичное сохранение только для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета;

- упрощения порядка исчисления трудового стажа и расчета пенсионных выплат из Государственного центра по выплатам пенсий;

- обязательств по выплатам социальных пенсий, пенсий по инвалидности и пенсий в случае потери кормильца, которые переносились на государственный бюджет, а в дальнейшем и на систему обязательного страхования работников работодателями;

- введение персонифицированного учета пенсионных взносов и накоплений граждан на основе автоматизированных систем накопительных пенсионных фондов;

- изменение предельного возраста выхода на пенсию мужчин и женщин с учетом их постепенного, в период до 2016 года, повышения и выравнивания;

- обеспечения регулирования и контроля со стороны государства за деятельностью накопительных пенсионных фондов и компаний по управлению пенсионными активами, созданию условий для функционированию страховых компаний для обеспечения страхования риска превышения пенсионных выплат над суммой пенсионных накоплений.

Ежегодно индексируются и повышаются размеры пенсионных пособий. Было осуществлено дифференцированное увеличение пенсионных выплат в зависимости от прежнего трудового стажа, которое коснулось более миллиона человек. Выросли также пенсии у ветеранов силовых структур. Все пенсионные и социальные в стране выплачиваются своевременно – месяц в месяц.

2) обеспечение занятости населения

3) прожиточный минимум и борьба с бедностью

Черта бедности служит критерием для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам. Исходя из этого минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии, ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума и из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.

Другой формой социальной защиты малообеспеченного населения являлись жилищные пособия, которые стали выплачиваться с 1996 года в связи с тем, что государство прекратило финансовые дотации предприятиям, предоставляющим жильцам многоквартирных домов воду, отопление, электричество. Жилищные пособия предоставлялись в том случае, если фактические расходы на оплату содержания жилища и потребление коммунальных услуг превышали 30 процентов от дохода семьи.

Кроме того, существовало пособие по безработице, которое выплачивалось за счет средств Государственного фонда содействия занятости в размере не менее 59 процентов заработной платы по последнему месту работы, что не способствовало развитию активности безработных в поиске работы.

В целях решения проблемы бедности Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные правила оказания адресной социальной помощи на 1999 г. Основной целью данного решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи. В среднем по республике в 2000 году по оценке Министерства труда и социальной защиты населения РК черта бедности составила около 2600 тенге на душу населения. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах. Размер социальной помощи зависит от глубины бедности – чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

Читайте также: