Специфика формирования показаний потерпевших какие тактические особенности присущи их допросу

Обновлено: 02.07.2024

§ 2. Психология допроса свидетеля и потерпевшего

Из отдельных разновидностей допроса самым распространен­ным является допрос свидетелей и потерпевших. Любое лицо, ко­торое способно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, может быть свидетелем, за исклю­чением защитника обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с вы­полнением обязанностей защитника.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспри­нимавший событие преступления или другие обстоятельства, име­ющие значение для дела, так и тот, кому стало известно об этом со слов других лиц или из документов, а также из других источников.

Потерпевшим является лицо, которому преступлением причи­нен моральный, физический или имущественный вред. Он, так же, как свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.

Допрос свидетелей и потерпевшего разделяется на четыре ста­дии: установление психологического контакта с допрашиваемым; свободный рассказ допрашиваемого; постановка уточняющих воп­росов; ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний.

Установление следователем психологического контакта с допра­шиваемым, как ранее отмечалось, является необходимой предпо­сылкой достижения цели допроса. "Под психологическим контактом с допрашиваемым, — отмечает Р. С. Белкин, — понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проника­ется уважением к следователю, пониманием его задач и обязанно­стей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины" 1 .

На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид (подтянутость, опрятность).

После установления контакта с допрашиваемым следователь предлагает ему рассказать все известное по делу. Данный этап доп­роса называется свободным рассказом допрашиваемого, в процессе которого он излагает известные ему факты в той последовательно­сти, которую он избирает сам или которую ему рекомендует следо­ватель.

Следователю не рекомендуется прерывать вопросами или реп­ликами свободный рассказ допрашиваемого, чтобы не сбить его с последовательного изложения обстоятельств, имеющих отношение к делу.

Как показывает следственная практика, во многих случаях допрашиваемые забывают какие-то отдельные детали интересую­щего следствие события. Забывание — естественный процесс, по­этому следователя должно настораживать не столько то, что доп­рашиваемый забыл какие-то факты, сколько то, что он слишком легко приводит подробности давно происшедшего события: это мо­жет свидетельствовать о заученных показаниях.

Более прочно запоминает обстоятельства события потерпев­ший, поскольку пострадавшим лицом они воспринимаются и пере­живаются эмоционально, но и у этого лица запоминание может иметь определенные пробелы.

В целях "оживления" памяти свидетеля или потерпевшего (эти приемы можно использовать также и при допросе подозреваемого и обвиняемого, которые искренне стараются вспомнить то или иное обстоятельство) применяются следующие тактические приемы.

1. Допрос с

использованием

ассоциативных

связей

А) по смежности. В процессе формирования показаний в памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого образуются ассо­циации по принципу смежности между обра­зами предметов и явлений в том одновремен ном или последовательном порядке, в каком они воспринимались.

Чтобы помочь допрашиваемому припомнить интересующий факт, следователь напоминает ему о предмете или явлении, которые на ходились с предметами допроса в пространственной или времен­ной связи. С этой целью допрашиваемого могут вывозить на место происшествия, где в его памяти "оживают" детали происшедшего;

б) по сходству. Аналогичную функцию, что и в предыдущем приеме, выполняет предъявление допрашиваемому не относящих­ся непосредственно к делу предметов, слов, выражений и т. д. Предложенный следователем раздражитель (например, фотография че­ловека) может вызвать в памяти допрашиваемого образ какого-то человека, похожего на изображенного на фотографии;

в) по контрасту. Этот прием основан на использовании временных связей в памяти допрашиваемого, включающих представления о противоположных, контрастирующих объектах. Например, событие, интересующее следствие, произошло летом. Если допрашиваемый затрудняется сказать, когда это событие было, то, напомнив ему о зиме, можно помочь восстановить в его памяти забытое время;

г) с помощью наглядности. Этот прием применяется в том случае, когда допрашиваемый затрудняется сформулировать словами те или иные признаки предмета, явления. Тогда ему предъявляют те или иные предметы, связанные с интересующими следствие обстоятельствами. Такие предметы могут оказаться своеобразным стимулом для припоминания: их вид вызовет связанные с ним в памяти допрашиваемого ассоциации, которые и приведут к припоминанию интересующего объекта.

2. Повторный

допрос

по

ограниченному

кругу

обстоятельств

При повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые им при первом доп росе факты, обстоятельства. Объясняется это психологическим механизмом реминисценции, п од которым понимается явление усиления в памяти новых смысловых связей при отсрочен­ном воспроизведении.

Приемы по "оживлению" ассоциативных связей могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду.

Читайте также: