Специфические права ребенка это что обществознание

Обновлено: 09.05.2024


На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: "Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.


В этом уроке рассматриваются те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребёнок вне зависимости от каких-либо различий. Происходит знакомство с деятельностью уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Права ребёнка и их защита"


Сегодня мы продолжим знакомство с правами человека. Как вы уже узнали на прошлых уроках, права человека, имеют прямое отношения к вам как детям. Об этом было даже заявлено на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций.


Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций определила специальный день, когда права ребёнка становятся центром внимания общественности.

Ежегодно 1 июня в мире отмечается Международный день защиты детей. Но это не праздник в современном понимании, когда накрыт стол и приходят гости.

Этот день нужен для того, чтобы постоянно напоминать людям планеты, что с правами детей далеко не всё обстоит благополучно.


Эти права нарушаются как в мире в целом, так и в нашей стране. Сегодня много детей, которые страдают, тяжело болеют, страдают от голода, последствий войн и природных катастроф.


Человечество признало ребёнка полноценной личностью, к сожалению, только в новейшее время.


В 1924 году международная организация Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка, которая состояла всего лишь из пяти статей, так как в то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении предотвращении детского рабства, детского труда и торговли детьми.


После второй мировой войны, вслед за Всеобщей декларацией прав человека, в 1959 году Организация Объединённых наций принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены основные социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Декларация была призвана гарантировать детям такие права как:

· на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

· на посещение школы и на учёбу;

· на равенство в правах;

· свободно выражать свои мысли; на собственное мнение;

· на имя и гражданство;

· на получение информации;

· на защиту от насилия и жестокого обращения;

· на медицинское обслуживание;

· на отдых и досуг;

· на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например у детей с ограниченными возможностями).


В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка.

По сравнению с Декларацией 1959 г., где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие её государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Главная мысль Конвенции о правах ребёнка: ребёнок – это полноценная личность, а не собственность родителей.


На сегодняшний день к Конвенции присоединились 193 страны мира кроме Соединённых Штатов Америки и Сомали.

В 1990 году наша страна подписала для исполнения этот международный документ, защищающий жизнь и права детей на нашей планете, и закрепила права ребёнка в национальном законодательстве.

Например, в нашей стране ваши права гарантированы:

· Конституцией Российской Федерации;

· Гражданским кодексом Российской Федерации;

· Трудовым Кодексом Российской Федерации;

· Семейным кодексом Российской Федерации;

Например, положения Трудового кодекса Российской Федерации:

· регулируют интересы несовершеннолетних работников, ограничивая рабочий день,

· гарантируют продолжительный оплачиваемый отпуск,

· запрещают работу в условиях, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию.


В Российской Федерации в соответствии с законодательством ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством. В частности, Конституция Российской Федерации определяет защиту материнства и детства как обязанность государства.

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Кроме этого, в России появилась должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Он осуществляет независимый контроль за соблюдением прав детей.

К основным направлениям деятельности в области защиты прав ребёнка в нашей стране относят:

· утверждение здорового образа жизни,

· поддержку различных форм трудовой занятости подростков и молодёжи,

· организацию досуга детей,

· реабилитацию детей инвалидов и тому подобное.


Жизнь человека начинается в семье. В Конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Они имеют право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, помочь им в духовном и нравственном развитии и получении образования, представлять права и интересы детей в государственных учреждениях, в том числе и в судах.

Хорошо, если вы не представляете себе, что может быть иначе. Но права детей нарушаются взрослыми довольно часто.

Если родители не заботятся о воспитании детей – пьянствуют, принимают наркотики, жестоко обращаются с детьми, они могут быть лишены родительских прав. Тогда заботу о ребёнке через органы опеки и попечительства берёт на себя государство.


Органы опеки и попечительства – это специальные отделы, которые работают в органах местного самоуправления и призваны заботиться о соблюдении прав детей. Кроме того, такие отделы занимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей.

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органы опеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботы о чужом ребёнке.


Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни ребёнка, нарушении его прав и законных интересов, должен сообщить об этом в органы опеки и попечительства.

Если были нарушены ваши права и законные интересы, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд. Кроме этого, вы можете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощи детям, в службу экстренной психологической помощи по телефону и иные организации.

Также вы имеете право обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.


Но как это сделать?



На открывшейся странице вы можете увидеть всю необходимую вам информацию: телефон, адрес электронной почты и часы приёма уполномоченного, ответственного за ваш регион.

Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии для несовершеннолетних нарушителей закона.

Вы должны не только знать о своих правах, но и уметь ими пользоваться. Это поможет вам в решении конкретных жизненных ситуаций.

Давайте вспомним, что такое дееспособность?

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объёме дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Что такое права ребёнка?

2. Какими законодательными актами защищены права ребёнка в Российской Федерации?

Законодатели и органы социальной защиты и опеки проводят большую работу, чтобы усовершенствовать законодательство, касающееся защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Права ребёнка в Российской Федерации

Права детей регулируются следующими нормативными актами:

опека и попечительство

Действующее законодательство обозначает следующие права детей:

  • иметь имя, отчество, фамилию, гражданство;
  • жить и воспитываться в семье;
  • иметь защиту своих прав и интересов;
  • свободно выражать свои взгляды, мнение;
  • иметь свободу мысли, совести, религии;
  • получать информацию;
  • иметь личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, хранить тайну переписок, телефонных разговоров, личных данных;
  • лишённые родителей могут рассчитывать на защиту и помощь государственных органов, ограниченные физически или умственно - на особую заботу и особые условия жизни;
  • полноценно жить;
  • получать медицинское обслуживание;
  • получать образование;
  • отдыхать и развлекаться;
  • быть уверенными в защите от эксплуатации его труда, выполнения вредной работы, препятствующей получению образования; .

Группы прав

В законодательстве Российской Федерации записаны пять групп детских прав:

    (гражданские) имущественные и неимущественные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические;
  • культурные.

Среди всех этих групп преобладают права социальной группы, являющиеся комплексом социальных благ, которые предоставляются государством.

Социальные и культурные права

Социальные права касаются взаимоотношения ребёнка с обществом, помогают ему реализовать свои интересы, связанные с жизнью среди других людей. Охватывают самую широкую сферу жизни, так как включают в себя возможность получения образования, доступность информационных материалов, касающихся образования и профессиональной подготовки, охраны здоровья, социального обеспечения, достойного уровня жизни, направлены на создание условий для здорового роста и всестороннего развития.

Взрослые обязаны не препятствовать интересам несовершеннолетних, касающимся образования, отдавая их в подходящие детские сады, школы или организовывая домашнее обучение, а также при желании обеспечивать занятия в кружках, секциях, в спортивных, художественных, музыкальных школах.

Культурные права - на отдых, досуг, игры, развлечения, соответствующие возрасту, также позволяют несовершеннолетним участвовать в культурной и творческой жизни.

Примеры

В определённом возрасте ребёнок начинает полноценно участвовать в общественной жизни: ходит в детский сад, далее в школу и становится школьником. Не так давно под любыми действиями, совершаемыми воспитателями или учителями, понимался воспитательный метод, теперь появилась тенденция защищать права ребенка для обеспечения психологического комфорта в обществе.

Например, в детском саду правами ребёнка являются:

в детском саду

  • безопасность, неприкосновенность и уважение - воспитатели не должны повышать на детей голос, силой заставлять сделать что-либо или оскорблять, высмеивать возможные недостатки;
  • развитие талантов - воспитателями и работниками дополнительного образования должны проводиться занятия, направленные на развитие речи, творческие и физические занятия;
  • медицинское обслуживание - воспитанникам детских садов должна быть оказана необходимая медицинская помощь.

В школьных учреждениях ребёнок имеет право:

  • обучаться по общей или индивидуальной программе;
  • пользоваться библиотекой, столовой;
  • обучаться в комфортных и безопасных условиях - в помещениях, соответствующим санитарным нормам, не несущим опасности здоровью;
  • посещать дополнительные занятия (платные или бесплатные);
  • иметь возможность обратиться за помощью к психологам или учителям;
  • получить медицинскую помощь в случае необходимости.

На улице права детей предусматривают:

  • свободное перемещение;
  • безопасность;
  • использование детских площадок, парков, аттракционов и т. п.

В семье дети имеют право:

  • выражать своё мнение, мысли, даже противоречащие мнению взрослых;
  • на личную жизнь;
  • на ведение личных переписок, телефонных звонков, возможность сохранять их в тайне ото всех;
  • получать медицинскую помощь при возникновении ситуаций, требующих врачебного вмешательства.

У любого ребёнка, наравне со всеми гражданами РФ, есть свои законные права. Под защитой понимается восстановление прав, которые были нарушены, создание условий для полноценной жизни, устранение обстоятельств, мешающих полноценной жизни в социуме.

Социальные права несовершеннолетнего являются совокупностью определённых правил, записанных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.

Законодатели и органы социальной защиты и опеки проводят большую работу, чтобы усовершенствовать законодательство, касающееся защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Права ребёнка в Российской Федерации

Права детей регулируются следующими нормативными актами:

опека и попечительство

Действующее законодательство обозначает следующие права детей:

  • иметь имя, отчество, фамилию, гражданство;
  • жить и воспитываться в семье;
  • иметь защиту своих прав и интересов;
  • свободно выражать свои взгляды, мнение;
  • иметь свободу мысли, совести, религии;
  • получать информацию;
  • иметь личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, хранить тайну переписок, телефонных разговоров, личных данных;
  • лишённые родителей могут рассчитывать на защиту и помощь государственных органов, ограниченные физически или умственно - на особую заботу и особые условия жизни;
  • полноценно жить;
  • получать медицинское обслуживание;
  • получать образование;
  • отдыхать и развлекаться;
  • быть уверенными в защите от эксплуатации его труда, выполнения вредной работы, препятствующей получению образования; .

Группы прав

В законодательстве Российской Федерации записаны пять групп детских прав:

    (гражданские) имущественные и неимущественные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические;
  • культурные.

Среди всех этих групп преобладают права социальной группы, являющиеся комплексом социальных благ, которые предоставляются государством.

Социальные и культурные права

Социальные права касаются взаимоотношения ребёнка с обществом, помогают ему реализовать свои интересы, связанные с жизнью среди других людей. Охватывают самую широкую сферу жизни, так как включают в себя возможность получения образования, доступность информационных материалов, касающихся образования и профессиональной подготовки, охраны здоровья, социального обеспечения, достойного уровня жизни, направлены на создание условий для здорового роста и всестороннего развития.

Взрослые обязаны не препятствовать интересам несовершеннолетних, касающимся образования, отдавая их в подходящие детские сады, школы или организовывая домашнее обучение, а также при желании обеспечивать занятия в кружках, секциях, в спортивных, художественных, музыкальных школах.

Культурные права - на отдых, досуг, игры, развлечения, соответствующие возрасту, также позволяют несовершеннолетним участвовать в культурной и творческой жизни.

Примеры

В определённом возрасте ребёнок начинает полноценно участвовать в общественной жизни: ходит в детский сад, далее в школу и становится школьником. Не так давно под любыми действиями, совершаемыми воспитателями или учителями, понимался воспитательный метод, теперь появилась тенденция защищать права ребенка для обеспечения психологического комфорта в обществе.

Например, в детском саду правами ребёнка являются:

в детском саду

  • безопасность, неприкосновенность и уважение - воспитатели не должны повышать на детей голос, силой заставлять сделать что-либо или оскорблять, высмеивать возможные недостатки;
  • развитие талантов - воспитателями и работниками дополнительного образования должны проводиться занятия, направленные на развитие речи, творческие и физические занятия;
  • медицинское обслуживание - воспитанникам детских садов должна быть оказана необходимая медицинская помощь.

В школьных учреждениях ребёнок имеет право:

  • обучаться по общей или индивидуальной программе;
  • пользоваться библиотекой, столовой;
  • обучаться в комфортных и безопасных условиях - в помещениях, соответствующим санитарным нормам, не несущим опасности здоровью;
  • посещать дополнительные занятия (платные или бесплатные);
  • иметь возможность обратиться за помощью к психологам или учителям;
  • получить медицинскую помощь в случае необходимости.

На улице права детей предусматривают:

  • свободное перемещение;
  • безопасность;
  • использование детских площадок, парков, аттракционов и т. п.

В семье дети имеют право:

  • выражать своё мнение, мысли, даже противоречащие мнению взрослых;
  • на личную жизнь;
  • на ведение личных переписок, телефонных звонков, возможность сохранять их в тайне ото всех;
  • получать медицинскую помощь при возникновении ситуаций, требующих врачебного вмешательства.

У любого ребёнка, наравне со всеми гражданами РФ, есть свои законные права. Под защитой понимается восстановление прав, которые были нарушены, создание условий для полноценной жизни, устранение обстоятельств, мешающих полноценной жизни в социуме.

Социальные права несовершеннолетнего являются совокупностью определённых правил, записанных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.

Читайте также: