Социальный эксперимент как метод сбора информации и особенности его применения в правовой сфере

Обновлено: 19.05.2024

Социологическое исследование: общее понятие, функции, виды. Методы сбора социологической информации, их характеристика. Основные правила работы с документами, которые должен знать социолог. Сущность, содержание, цели и задачи социального эксперимента.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.01.2015
Размер файла 25,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство связи

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

Контрольная работа

Выполнил: Яковенко О.А.

Новосибирск, 2014 г.

1. Социологическое исследование: понятие, функции, виды

2. Методы сбора социологической информации

Человек на протяжении всей своей жизни постоянно что-то изучает и осваивает. Уже с первых занятий в школе дети делают для себя вывод, что каждый урок несет в себе информацию из какой-то одной конкретной области. И чем дальше продвигается процесс учебы, тем шире становится спектр направлений изучения. Продолжая получать знания после окончания школы, студенты могут заметить, что в программу обучения кроме специальных дисциплин включены такие, как философия, культурология, социология, политология и другие. Именно эти науки изучают наше общество и взаимоотношения в нем, это если дать им определения утрированно. А на самом деле это дисциплины абсолютно разных направлений, но имеющие точки соприкосновения.

1. Социологическое исследование: понятие, функции, виды

Как уже было сказано, социология изучает взаимоотношения, окружающие нас повседневно и совершающиеся под воздействием определенных факторов. Для того чтобы сделать какие бы то ни было выводы и заключения, необходима определенная база информации, которую собирают различными методами, называемые социологическим исследованием. Социологическое исследование является достаточно сложным процессом, требует серьезной и длительной подготовки. Надежность и ценность полученной информации напрямую зависит от овладения правилами, технологией его подготовки и проведения.

Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур для получения научных знаний о социальном явлении, процессе.

Основные функции социологического исследования:

- познавательная - открывает новые знания о функционировании и развитии общества и его отдельных сфер, о сущности социальных явлений и процессов, роль человека в них, позволяет построить целостную картину реальной жизни социума, спрогнозировать его развитие;

- методологическая - обеспечивает реализацию междисциплинарной связи социологии с другими науками о человеке и обществе, что приводит новые подходы в изучении социальной действительности, важные открытия на стыке разных научных направлений;

- практическая - состоит в выработке практических мер по совершенствованию социальной реальности, эффективного контроля над процессами;

- информационная - способствует получению информации о состоянии и тенденциях развития явлений и процессов общественной жизни, функционирования общностей, групп, отдельных индивидов, их потребностей, мотивов, реального и вербального поведения, общественного мнения, что формирует информационную базу познания реальности;

- управленческая - обеспечивает социальное управление на всех уровнях функционирования социума, обратную связь между субъектами (властными, административными структурами, руководителями предприятий, организаций) и объектами управления (населением, отдельными социальными группами, работниками), выработка научно обоснованных управленческих решений.

В проведении исследований выделяют четыре последовательных, логических и содержательно взаимосвязанных этапа:

1. Подготовительный. Заключается в выработке программы и инструментария - анкеты, бланка интервью, бланка фиксирования результатов наблюдения, анализа документов и тому подобное.

2. Сбор первичной социологической информации. Происходит посредством опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.

3. Составление и обработка собранной информации.

4. Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулирование выводов, разработка рекомендаций.

Специфика каждого из этапов определяется конкретным видом исследования. Их выделяют в зависимости от взятых за основу критериев. Важнейшими из них есть цель исследования, глубина нужного анализа, метод сбора первичной информации, объект исследования, сроки проведения, отношения между заказчиком и исполнителем, сфера действительности, которую изучают.

2. Методы сбора социологической информации

К методам сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации, относятся:

- опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

- некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

информацию о фактах, событиях, результатах деятельности; авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:

- следует отделить факты от оценок в документе;

- необходимо проверить достоверность источника и информации из него;

- следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Метод социологического наблюдения -- метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода:

- наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;

- наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;

- включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито.

- возможен еще один вариант -- так называемое стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;

- самонаблюдение, это когда наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого. Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей. Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид. Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.

В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса: анкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит метод экспертного опроса. Основание выделения этого вида -- качество респондентов.

Анкетирование. В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории, различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;

почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте; прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета -- это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера -- не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервью по степени формализации его процедур, что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, нарративным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая нарративный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

Еще один вид опроса - экспертный опрос. Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты -- специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называется экспертизой. Она может включать самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса.

Основным назначением метода экспертного опроса следует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов. Социальный эксперимент -- метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:

- внесение изменений в сложившиеся отношения;

- контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;

- анализ и оценку результатов этого влияния.

К социальным экспериментам также относят попытки создания коллективов (идейных общин), живущих по принципам, отличающимся от общепринятых в окружающем их социуме (как правило, на идеологической или религиозной основе).

Социально-психологические методы в социологии. Наряду с социальной общностью социальная группа -- наиболее распространенный объект изучения в социологии. Часто получается так, что сведения об объекте приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах (их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее) -- это существенные характеристики социального целого. Поэтому социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Их можно разделить на две группы: методики, с помощью которых измеряют личностные свойства, и методики, измеряющие групповые свойства. И те и другие называют тестами.

Тест- это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.

В социологии применяются социометрические тесты, которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста -- диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующие функции:

- позволяет измерить степень сплоченности-разобщенности группы;

- выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый;

- проявляет внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования со своими неформальными лидерами).

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения является выбор - установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации

социологический исследование эксперимент

Итак, как уже было изложено выше, сбор социологической информации несет в себе не единственную функцию и применяется во всех направлениях деятельности человека. Его основной и самой главной целью является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Классификация методов сбора социологической информации

Дифференциация социологических методов позволяет рассмотреть каждый из них отдельно, подчеркивая его специфику. В такой дифференциации есть разные подходы, среди которых самым масштабным является выделение следующих основных методов сбора социологической информации:

  • анализ документов;
  • опрос;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

Каждый из этих методов разделяется по определенным признакам, а также характеризуется своей внутренней структурой.

Метод наблюдения и его виды

В широком смысле любое научное знание начинается с непосредственного наблюдения, восприятия реальной действительности. Правда, в одном случае люди сами осуществляют наблюдение, во втором – пользуются данными наблюдения других.

Наблюдение в социологии – регистрация социальных процессов, явлений или их отдельных элементов.

Наблюдение как источник информации имеет свои специфические особенности. Наблюдать возможно только то, что происходит в присутствии социолога. Это существенно усложняет исследование динамики, генезиса социальных явлений и процессов. Процедура наблюдения трудоемка. Исследователь в наблюдении непосредственно контактирует и взаимодействует с реальными социальными явлениями.

Преимущества метода наблюдения делают его важным источником информации при анализе социальных процессов, явлений. Наблюдение позволяет непосредственно сталкиваться с конкретными проявлениями важных социальных явлений и процессов во всей сложности связей и зависимостей, влияющих на них. Оно помогает конкретизировать и углубить представления процессов и явлений, воспроизводимых на основе других источников информации.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды наблюдения можно классифицировать, опираясь на разные основания. Прежде всего наблюдения классифицируют, учитывая условия их организации (полевое, лабораторное), а также местонахождение исследователя (включенное и невключенное).

Полевое наблюдение – наблюдение, которое применяют в реальной жизненной ситуации.

Социологический опрос и анализ документов

Метод опроса как способ получения социологической информации предполагает непосредственное (интервью) или опосредованное (анкетирование) общение исследователя и респондента. Полученные ответы на заданные вопросы регистрируются.

Информацию фиксируют с помощью букв, цифр, стенографических и других знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и др.

Другой важный способ сбора информации – анализ документов.

Документы содержат информацию, которая характеризует социальные процессы на разных уровнях исследования: институциональном, групповом, личностном, индивидуальном.

При использовании документальных источников следует учитывать опыт и традиции в этой области смежных гуманитарных наук. Например, основные принципы организации документооборота в практике современного управления можно усвоить, обратившись к учебникам по делопроизводству, где речь идет о номенклатуре документов, сроки их хранения и др

Ретроспективный анализ документов требует знаний архивов и источниковедения, которые дают знания о системе хранения документации, правил пользования архивными фондами, анализа исторических документов и тому подобное. При использовании документов следует придерживаться критического подхода, поможет правильно оценить их объективность.

Эксперимент в социологическом исследовании

Эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях.

Данный метод опирается на точный учет независимых переменных, влияющих на зависимые переменные. Характерная черта эксперимента – запланировано вмешательства человека в изучаемое явление, возможность его воспроизведения в различных условиях. С помощью эксперимента получают информацию, недоступную для других методов.

Научно обоснованный экспериментальный метод развивался преимущественно в естественных науках. Там он получил и классическое толкование своих существенных признаков, методологических основ. Такие общественные науки, как педагогика, социальная психология, социология, экспериментальный метод исследования, стали использовать значительно позже.

3. Особенности эксперимента

4. Различные задачи эксперимента

В зависимости от уровня разработанности той или иной научной
проблемы и недостатка информации о связи зависимой и
независимой переменных выделяют два основных типа
экспериментов:
исследовательский, который проводится в том случае, когда
неясна причинная связь между зависимой и независимой
переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о
наличии причинной связи между двумя явлениями;
подтверждающий, который проводится, если связь выяснена
заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. Тогда в
эксперименте эта связь раскрывается и уточняется.

5. Природа социологического эксперимента

К эксперименту в социологии прибегают в крайнем случае,
когда никакие другие способы сбора информации не могут
дать результата.
Например, мы не можем увидеть влияние сцен насилия на
агрессивное поведение отдельных социальных групп. Потому что
- в опросах люди отрицают такое влияние в собственном
поведении и преувеличивают это влияние у других людей
- при наблюдении очень сложно обнаружить момент воздействия
сцен насилия (очистить от других влияний) и очень долго ожидать
фактов агрессивного поведения
Иначе говоря, исследователь должен управлять условиями, в
которых проходит наблюдение за поведением обычных и
контрольных групп или вовсе создает в изучаемой группе
искусственные условия и планомерно контролирует их.

6. Природа социологического эксперимента

Эксперимент организуется с целью проверки конкретной
гипотезе о влиянии одного или более факторов на формы
социального поведения.
С этой целью эксперимент организуется таким образом, чтобы
среди воздействующих на изучаемое поведение факторов
были сохранены только те, относительно которых гипотеза и
проверяется. Остальные должны быть удалены.
Тем самым происходит выравнивание групп по максимальному
числу признаков для того, чтобы они различались лишь по тому,
влияние которого исследуется.
Например, эксперимент по влиянию предвыборной печатной
рекламы на электоральный выбор обычная и контрольная группы
должны быть выровнены по демографическим характеристикам,
типу жилья, статусу занятости.

7. Классификация эксперимента

В зависимости от того, удалось ли выровнять группы
различают
контролируемый
или
неконтролируемый
эксперимент.
Неконтролируемый – эксперимент, в котором не удалось удалить
влияние побочных факторов. Например, при исследовании
сравнительного
влияния
системы
оплаты
труда
и
предоставления социальных пособий (медицинская страховка,
оплата больничных и пр.) в двух подразделениях невозможно
выровнять их демографический состав.
Контролируемое – эксперимент, в котором исследователю
удалось удалить все или почти все побочные признаки.

8. Этапы эксперимента

Первый этап - теоретический. На этом этапе экспериментатор
формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и
предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования.
Второй этап — методический - представляет собой разработку
программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами
этой программы являются: построение методик исследования,
определение его процедур, формулирования плана создания
экспериментальной ситуации.
Третий этап — реализация программы эксперимента. В процессе его
осуществления создается намеченная программой экспериментальная
ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые
в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные
факторы).
Четвертый этап - осуществление анализа и оценки результатов,
полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка
полученных результатов показывают, достигнута ли намечаемая цель
исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза.

9. Достоинства эксперимента

-
-
позволяет получать новые знания об изучаемых социальных
объектах;
дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые
исследователями гипотезы;
позволяет получать практически значимые результаты, которые
можно реализовать в целях повышения эффективности
функционирования изучаемого объекта;
дает исследователям возможность изучить не только ранее
известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции
латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания
специалистов
открывает для исследователей своими результатами новое
социальное пространство для формулирования и обоснования
новых теоретических концепций развития тех или иных сфер,
явлений и процессов социального развития.

10. Недостатки эксперимента

11. Хоторнский эксперимент

12. Хоторнский эффект

13. Основные методы исследования

Глава 6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СБОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В структуре различных способов несплошного статистическо­го наблюдения значатся социологические методы, которые обыч­но используются в специально организованных обследованиях и имеют целью собрать юридически значимую информацию, от­сутствующую в официальной отчетности правоохранительных органов и других юридических учреждений.

Социологические методы, соединенные с выборочными изу­чениями, широко применяются в изучении тенденций и законо­мерностей общественной жизни. Развитие и накопление знаний в области социальных наук, в том числе и в сфере борьбы с пре­ступностью, в последние годы в нашей стране в значительной мере было связано с широким распространением конкретно-со­циологических методов исследования. К этим методам, применя­емым в праве и криминологии, можно отнести: опрос в различ­ных его формах, социологическое наблюдение, социальный экс­перимент и другие.

§ 1. Методы опроса и их использование в юридических обследованиях

Опрос — распространенный конкретно-социологический ме­тод получения эмпирических данных. Он относительно широко применяется в криминологических и социально-правовых иссле­дованиях в целях изучения различных аспектов общественного мнения граждан, избирателей, работников юридических учреж­дений, правонарушителей, потерпевших, осужденных, заклю­ченных и т. д. Он позволяет: 1) собрать сведения, которых нет в официальной отчетности и других материалах, 2) за короткий срок и при небольших затратах сил и средств опросить репрезен­тативные (представительные) группы изучаемых лиц, 3) форма­лизовать его проведение, чтобы облегчить обобщение и анализ получаемых сведений.

Посредством опроса выявляются: общественное мнение о при­чинах преступлений и правонарушений, латентных преступлени­ях, эффективности профилактических мероприятий и мер уголовного наказания; отношение опрашиваемых к нравственно-правовым ценностям, праву, установленному правопорядку, слу­жебным обязанностям; настроения, правосознание, социальные ориентации и мотивация правонарушителей, истцов, ответчи­ков, пострадавших и т. д. Опрашиваться могут любые лица, кото­рые способны пролить какой-то свет на изучаемую проблему. Опросы имеют форму бесед, интервью и анкетирования. К мето­дам опроса, по существу, можно отнести методы социометрии, позволяющие изучать систему связей и отношений в формальных и неформальных группах, методы тестовых испытаний и другие проективные методики.

1. Беседа с лицами, мнение которых изучается, проводится по хорошо продуманному плану в форме свободного общения. Она требует от исследователя предварительной подготовки и умения устанавливать с опрашиваемыми психологический контакт. Он может быть достигнут не сразу, поскольку исследователь соци­ально-правовых и криминологических явлений часто вынужден вторгаться в такие сферы жизни, раскрытие которых не всегда желательно для опрашиваемых. В целях установления доверия оп­рашиваемого, что гарантирует получение его действительного мнения, исследователь должен строго соблюдать правила психо­логического такта. Поэтому не всегда рекомендуется записывать беседу с опрашиваемым. Это целесообразно сделать после, по памяти.

Преимущество данного метода — возможность уточнить и уг­лубить изучаемые вопросы в процессе проведения беседы, его недостатки — трудоемкость и малая возможность формализации, что затрудняет дальнейшую обработку и обобщение полученных сведений. В практике правоохранительных органов, судов, адво­катур и других юридических учреждений беседа как неформаль­ный способ получить соответствующие сведения имеет широкое распространение. В данном случае речь идет о целенаправленной беседе с многими респондентами для изучения их мнения по интересующим нас вопросам.

2. Интервью — представляет собой ту же целенаправленную бе­седу, ведущуюся по строго разработанным вопросам. Грань между интервью и беседой, как формами изучения общественного мне­ния, условна. Интервью в отличие от беседы скоротечно, более жестко запрограммировано и содержит ограниченное число воп­росов. Этот вид опроса позволяет в короткий срок охватить боль­шие контингенты опрашиваемых и получить относительно сопос­тавимые результаты для последующего обобщения и анализа. При проведении интервью меньше возможностей установить надежный психологический контакт, что может отразиться на качестве полу­ченных данных. Интервью делят на несколько видов: а) свобод­ное, б) стандартизированное, в) панельное и г) групповое.

Свободное интервью — упрощенный вариант направленной бе­седы, где опрашиваемому предлагается круг вопросов, в плане которых он ведет свободный рассказ, уточняемый исследователем. Данный вид интервью чаще всего используется при углубленном изучении сложных вопросов, например при изучении личности правонарушителей, а также в целях уточнения формулировок воп­росов для других, более формализованных видов опроса.

Панельное интервью представляет собой неоднократное об­щение с одними и теми же лицами (или одним и тем же контин­гентом лиц) через определенные промежутки времени в целях установления динамики их взглядов и мнений. Данный вид ин­тервью может быть использован, например, при изучении пра­восознания осужденных к лишению свободы и другим видам уго­ловного наказания до отбытия наказания и после освобождения от него, или отношения к воинскому порядку призывников, во­еннослужащих и уволенных в запас.

При групповом интервью исследователь получает мнение груп­пы, которое не всегда выражает мнение большинства. Групповое мнение нередко формируется под влиянием внушений, подражания, конформизма и иных социально-психологических явле­ний, где определяющую роль играют взгляды, оценки и ориента­ции лидеров. Этот вид интервью может использоваться для кри­минологического изучения мнений формальных и неформальных групп, но он мало пригоден для выявления индивидуальных взгля­дов и ориентации.

3. Анкетирование — один из наиболее распространенных и эф­фективных методов сбора первичной социологической и статис­тической информации. Анкетирование по сравнению с беседой и интервьюированием представляет собой как бы следующую сту­пень еще более жестко запрограммированного опроса. Примени­тельно к изучению деятельности судов, милиции, прокуратуры, при изучении виктимизаиии (жертв преступлений) или причин преступлений анкета содержит в себе комплекс взаимосвязанных вопросов, имеющих юридическое значение, на которые нужно получить ответы опрашиваемых лиц.

Анкета не имеет жесткой формы. Однако при ее разработке желательно соблюдать некоторые требования. Содержание вопро­сов, их последовательность и количество зависят от целей иссле­дования и применяемой процедуры при данном виде опроса. В структуре анкеты могут быть условно выделены вводная, статус­ная, основная и заключительная части.

Статусная и заключительные части не являются обязательны­ми. Вопросы о социально-демографических данных, например, при анонимном опросе, могут насторожить респондента, и он не выскажет своего действительного мнения, а наличие свободных высказываний в заключительной части затрудняет обобщение. Поэтому, исходя из задач и целей исследования, эти части иног­да опускаются. Вводная часть также может быть опущена, если исследователь имеет возможность устно разъяснить опрашивае­мым порядок заполнения анкеты. При личном проведении опро­сов в школах, институтах, учреждениях и т. д. такая возможность всегда имеется.

Вопросы анкеты по своей форме и функциям бывают прямые и косвенные, личные и безличные, основные, контрольные и дополнительные. Все они требуют четкой формулировки, одно­значности, простоты понимания. Несоблюдение данных требова­ний может привести к ошибочным и неточным ответам, а в ко­нечном итоге — к необъективным результатам изучения. В целях уточнения вопросов и проверки планируемой процедуры опроса анкету можно опробовать (произвести пилотаж анкеты) на ка­ком-то количестве исследуемых.

Рассматриваемый вид опроса по процедуре проведения делит­ся на очный и заочный, сплошной и выборочный, открытый и анонимный. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. Очный опрос, например, может быть более качествен­ным, но требует больших затрат сил и средств. Разновидность оч­ного опроса — опрос по телефону. В этом случае затраты снижают­ся и повышается оперативность опроса. Неслучайно центры изуче­ния общественного мнения широко используют именно эту раз­новидность опроса. При заочном анкетировании, позволяющем охватить большие массы респондентов, живущих в разных местах, бывает небольшой процент возврата распространенных анкет. В ответах на них чаще встречаются ошибки и неточности.

В целях контроля результаты очного опроса важно соотнести с некоторыми объективными показателями, что является поло­жительной стороной, но при таком интервьюировании не каж­дый респондент способен прямо высказать свое действительное мнение. Анонимный опрос (опрашиваемый не ставит своей фа­милии в анкете) позволяет выявить действительные мнения и взгляды анкетируемых. Выбор процедуры зависит от целей изуче­ния и возможностей исследователей. Для изучения непосредствен­ных причин преступлений, например, наиболее приемлемы оч­ные и заочные выборочные анонимные анкетные опросы.

Выборочный опрос (анкетирование) — самый распространен­ный. По сравнению со сплошным, экономя силы и средства ис­следователей, он требует научного определения качественной и количественной выборок. Порядок определения объема выборки или репрезентативности выборочного анкетного опроса в основе своей такой же, как и при любом выборочном изучении. Он име­ет лишь частные особенности, которые можно рассмотреть на конкретном примере.

Предположим, что поставлена задача изучить уровень право­сознания несовершеннолетних в городе, численность (генераль­ная совокупность — N) которых составляет 10 тыс. человек. Пред­варительное изучение показало, что доля лиц (Р), которая пре­небрегает нормами права, равна 10%, или 0,1. Определим объем бесповторной выборки при условии, что ошибка репрезентатив­ности задана двукратной, /=2 (это соответствует вероятности 0,954), а запредельная ошибка репрезентативности (А) не долж­на превышать + 3%, или ± 0,03. Исходя из приведенных данных, можно рассчитать необходимый объем выборки («):

+ tP(l -Р)~ О.ОЗ 10000 + 2 • 0,1(1 - 0,1) ~ 0,0009 • 10000 + 4 • 0,09

= 385 человек, или около 4% от генеральной совокупности.

В России такие опросы на официальном федеральном или ре­гиональном уровнях пока не проводятся. Однако жизнь потребует этого. Руководство страны и ее народ должны знать реальное по­ложение дел в сфере борьбы с преступностью, которое не отра­жается в официальной отчетности. Такие исследования ООН дваж­ды проводились даже в международном масштабе. Один раз (в 1991—1992 гг.) в орбите такого изучения оказалась и Россия. Опрос граждан, специалистов, и осужденных в шести областях Европейской части России проводился при участии ВНИИ МВД РФ по отдельным видам преступлений. Он, в частности, показал, что пострадавшие от преступлений лица в 40% случаев в силу различных причин, в том числе и из-за недоверия к правоохра­нительным органам, не заявляли об этом в милицию.

Социологическое изучение латентной преступности и виктимизации населения дает огромный статистический материал, по­зволяющий на количественном уровне изучать криминологичес­кие реалии, причины недоверия граждан к органам правоохраны и их низкий престиж в общественном мнении народа. Подобные изучения можно проводить на любом уровне — в стране, в субъекте Федерации, городе, районе, на предприятии. Опрос о скрываемой преступности может проводиться среди сотрудников мили­ции, прокуратуры и других органов системы уголовной юсти­ции, а также среди лиц, отбывающих уголовное наказание в ме­стах лишения свободы.

§ 2. Социологическое наблюдение и социальный эксперимент в юриспруденции

Наблюдение в социологии права и криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Форма его проведения остается той же. Если в социологии под наблюдением понимается специально организованное, планомерное, целенаправленное восприятие социальной действительности в определенных конк­ретно-исторических условиях, то наблюдение в юриспруденции отличается от него лишь целями и предметом изучения. Наблюде­ние за непосредственным исполнением норм права, отношением населения к правоохранительным органам, суду, за отношением государственных юридических учреждений к гражданам; непос­редственное изучение условий, в которых воспитывались конк­ретные правонарушители, или условий их содержания в след­ственных изоляторах и иных местах лишения свободы, существен­но дополняют абстрактную статистическую картину конкретны­ми сведениями об изучаемом явлении и используются при каче­ственном анализе статистических данных.

Применение социологического наблюдения в органическом единстве с другими аналитическими методами помогает работ­никам правоохранительных органов при изучении и предупреж­дении преступлений, анализе результатов своей работы, при вы­работке реальных стратегий борьбы с преступностью и т. д. Дан­ные наблюдения отражают не столько факты сознания, как при опросе граждан, сколько объективную картину изучаемого явле­ния. Она может быть искажена лишь в сознании самого исследо­вателя под влиянием его ошибочных взглядов, предубеждений, оценок, интерпретаций. Правильный методологический подход, основанный на объективном понимании действительности, по­могает минимизировать и этот недостаток.

Техника фиксации результатов наблюдения несложна. Они могут отражаться в специально разработанных карточках, днев­нике наблюдения или с помощью технических средств: магнито­фона, фото-, кино- или телекамеры. Наблюдение не требует спе­циального математического аппарата. Оно обычно дополняет важ­ными и конкретными сведениями результаты изучения, полу­ченные с помощью количественных методов.

2. Социальный эксперимент качественно отличается от экспери­мента в естественных науках. Его применение в праве и кримино­логии строго ограничено. Эксперименты в праве, в законодатель­стве возможны только на основе законодательного решения. Кри­минологические эксперименты не требуют нормативного разре­шения, но возможны лишь в позитивном плане (например, при разработке организационных мер предупреждения преступлений, совершенствовании форм и методов правового воспитания и т. д.), т. е. когда они, позволяя получить необходимую информацию, ко­торую нельзя добыть другими способами, не создают эксперимен­тальных криминогенных условий и ситуаций.

Социальный экперимент в правотворческой деятельности имеет очень важное значение. Он помогает выявить позитивные и негативные последствия той или иной новеллы, уточнить ее со­держание, отработать механизм действия. Такие эксперименты воз­можны при разработке гражданско-правовых и уголовно-право­вых норм, новых видов уголовных и административных наказа­ний, форм организационной деятельности. В настоящее время, например, в ряде регионов России проводится эксперимент вве­дения суда присяжных, в экспериментальном порядке отрабаты­ваются некоторые нормативные элементы налоговой системы и др. Аналогичные экперименты могут проводиться по решению законодательных собраний в субъектах Федерации.

Проведение правового или криминологического эксперимен­та всегда требует глубокого предварительного исследования изу­чаемой проблемы, тщательной организационной подготовки, а в определенных случаях — и необходимой правовой регламента­ции со стороны полномочных государственных органов.

В социологической и криминологической литературе иногда упот­ребляется понятие квазиэксперимента. Он не организуется специ­ально, а протекает стихийно в реальных жизненных условиях, в которых осуществляются интересующие юриста социальные воздей­ствия и проявляются их правозначимые результаты. Однако смысл эксперимента сохраняется, если исследователю удается зафиксиро­вать начальное и конечное состояние явления или процесса и точно выявить действие криминогенного или антикриминогенного фак­тора. Такие эксперименты жизнь ставит постоянно, и они вполне могут быть использованы в изучении и предупреждении преступле­ний или в решении иных социально-правовых проблем.

Например, в декабре 1988 г., т. е. сразу после Спитакского землетрясения, в Армении в районах стихийного бедствия пре­ступность возросла в 1,4 раза, а в январе 1989 г. рост преступнос­ти по сравнению с январем 1988 г. составил 3,6 раза. Наряду с увеличением преступности произошли существенные изменения в ее качественных характеристиках. Криминологическое изуче­ние района до землетрясения и после него представляет собой не что иное, как квазиэксперимент.

Чтобы получить надежные социально-правовые и криминоло­гические данные, социологические методы должны применяться комплексно и в сочетании со статистическими. В большинстве слу­чаев указанная взаимосвязь является объективно необходимой. Если для сбора социально-правовых сведений, которых нет в докумен­тах первичного учета и официальной отчетности, мы не можем обойтись без анкетирования или других конкретно-социологичес­ких методик, то дальнейшее использование полученных данных невозможно вне статистических методов сводки, группировки и анализа. Более того, поскольку криминологические и социально-правовые данные, собранные с помощью социологических мето­дов, в большинстве своем не отражают генеральную совокупность, то последние правомерно рассматриваются как разновидность вы­борочных статистических наблюдений. Поэтому к ним применимы теоретические положения закона больших чисел, выборки и реп­резентативности, глубоко разработанные статистической наукой.

Читайте также: