Совокупность граждан одного государства как политического сообщества это
Обновлено: 02.07.2024
2. К основам конституционного строя РФ относится положение:
а) о политическом и идеологическом многообразии +
б) о государственном контроле средств массовой информации
в) о приоритете частной формы собственности
3. Что есть у любого государства:
а) верховенство права
б) соблюдение прав человека
в) наличие аппарата управления +
4. Понятие “одномандатный округ” характерно для такой избирательной системы:
а) многопартийной
б) мажоритарной +
в) прямого делегирования
5. Что характерно для демократического режима:
а) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
б) наличие органов судопроизводства
в) гарантированность прав и свобод человека законами государства +
6. Форма правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства:
а) президентская республика +
б) федеративное государство
в) парламентская республика
7. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
8. Нацеленность на завоевание политической власти можно охарактеризовать как:
а) особенность политической культуры
б) ведущая задача профсоюза
в) цель деятельности политической партии +
9. Что из представленного относится к институтам политической системы:
а) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
б) политические организации, главной из которых является государство +
в) совокупность различных по своему содержанию политических идей
10. Что входит в коммуникативную подсистему политической системы:
а) политические организации и учреждения
б) политические идеи, взгляды, представления
в) отношения между государством и гражданином +
11. Государство в отличии от любой политической партии:
а) создает правовые нормы +
б) является объединением людей
в) является институтом подсистемы
12. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что:
а) оно стоит на защите частных интересов граждан
б) оно обладает исключительным правом следить за исполнением законов +
в) оно разрабатывает и реализует определенную политику
13. Укажите внешнюю функция современного государства:
а) отстаивание государственных интересов на международной арене +
б) обеспечение участия граждан в управлении делами общества
в) обеспечение законности и правопорядка
14. При каком режиме осуществляется полный контроль государства над жизнью каждого гражданина:
а) демократическом
б) авторитарном
в) тоталитарном +
15. К признакам такого понятия как “политический режим” относится:
а) форма государственного правления
б) степень реализации прав и свобод личности +
в) территориальное устройство государства
16. С понятием “власть” связан(о):
а) авторитет +
б) самопознание
в) социализация
17. К организационной подсистеме относится:
а) нацию
б) государство +
в) идеологию
18. Что является функцией исполнительной власти:
а) разработка государственного бюджета +
б) разработка предвыборных программ
в) создание законов
19. Для консервативной идеологии характерно признание:
а) имущественного равенства
б) ценностей традиций, преемственности
в) государственной собственности как основы экономики +
20. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима:
а) наличие единой идеологии, насаждаемой государством +
б) концентрация власти в руках выборных органов
в) свободные от цензуры средства массовой информации
21. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
22. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется:
а) форма административного устройства
б) государственный суверенитет +
в) политический режим
23. Какому режиму присущи такие принципы, как народовластие, плюрализм, гласность:
а) авторитарному
б) тоталитарному
в) демократическому +
24. К отличительным признакам правового государства относится:
а) разделение и независимость ветвей власти +
б) суверенитет государства
в) наличие армии и полиции
25. Характеристика любого государства:
а) соблюдение прав человека
б) наличие аппарата управления +
в) верховенство права
26. Термины “монархия” и “республика” обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
27. Конституция РФ была принята:
а) думским комитетом
б) Федеральным Собранием
в) всенародным референдумом +
28. К функции государства можно отнести:
а) разделение властей
б) поддержание общественного порядка +
в) наличие государственного аппарата
29. Любая из политических партий характеризуется:
а) критика правительственного курса
б) широкий круг сторонников
в) близость политических позиций +
30. К отличительному признаку тоталитарного режима можно отнести:
а) обязанность граждан подчиняться законам
б) монополию на власть одной политической партии +
в) невмешательство государства в дела гражданского общества
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство"
Политический режим – это совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.
Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и так далее.
Главный признак, по которому различаются политические режимы – это характер отношений между властью и народом, личностью и обществом.
По этому признаку выделяют следующие основные типы политических режимов: недемократические и демократические.
К недемократическим режимам принято относить: авторитаризм и тоталитаризм.
Авторитаризм – это политический режим, при котором носитель власти (например: диктатор, монарх, тиран) провозглашает сам себя имеющим право на власть.
Основными чертами авторитаризма являются:
· жёсткий контроль политической сферы общественной жизни;
· правящая партия огосударствлена;
· деятельность оппозиции возможна, но она ограничена очень жёсткими рамками;
· права и свободы граждан декларируются, но не защищены законом от произвола властей, поскольку политические права фактически отсутствуют;
· закон защищает государство, а не личность;
· в сферах, не связанных с политикой, может быть относительная свобода (например, могут проявляться рыночные отношения в экономике).
Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Ярким примером страны с авторитарным режимом может быть Республика Куба. Руководитель страны – Рауль Кастро – одновременно является главой государства, правительства, главнокомандующим её вооружённых сил, а также лидером правящей Коммунистической партии Кубы.
Тоталитари́зм – это политический режим, подразумевающий полнейший (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Основными чертами тоталитаризма являются:
· государство осуществляет контроль всех сторон общественной и частной жизни;
· запрещено всё, что не разрешено законом;
· существует однопартийная система, деятельность оппозиции не допускается;
· существует единая обязательная идеология;
· права граждан не защищены от произвола властей, осуществляются массовые репрессии;
· в экономике господствует государственная, командно-административная система;
· происходит милитаризация общества.
Противоположностью авторитаризму и тоталитаризму является демократия.
Демократия – это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.
Демократический способ правления известен со времён античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.
Основные принципы демократии это:
· Признание народа источником власти и носителем суверенитета.
· При демократии граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.
Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
· Развитая система органов местного самоуправления.
· Равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни.
· Формальное равенство – равенство всех перед законом.
· Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.
· Свободные, всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании.
· Соблюдение принципа большинства, согласно которому большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.
· Право меньшинства на оппозицию (при условии подчинения решениям большинства).
· Наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции в политической сфере.
· Плюрализм – многообразие мнений, взглядов, политических направлений и тому подобное как один из принципов демократического устройства общества.
· Наличие независимых средств массовой информации.
· Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.
· Правовое государство, то есть форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
· Развитое гражданское общество.
Среди условий, необходимых для существования демократии можно выделить следующие:
· Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам.
· Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности как основы независимости (пусть даже и относительной) человека от государства.
· Высокая степень развития общей и политической культуры общества, социальная и политическая активность граждан и их добровольных объединений, развитость гражданского общества.
Основной классификацией разновидностей демократии выступает её подразделение на типы в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую, представительную и плебисцитную демократию.
При прямой (непосредственной) демократии граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений. Данный вид демократии используется главным образом на уровне местного самоуправления.
При представительной демократии граждане участвуют в принятии решений через своих представителей, например: депутатов, избранного ими главу города, области, государства и так далее.
При плебисцитной демократии граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах. Это могут быть референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и другое.
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества.
Сегодня мы можем говорить о том, что гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Так же гражданское общество – это и совокупность негосударственных добровольных объединений граждан, которые преследуют личные и групповые интересы.
И ещё мы можем сказать, что гражданское общество – это особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.
Можно выделить следующие предпосылки возникновения гражданского общества.
Экономические:
· свободный рынок и конкуренция.
· большой удельный вес в обществе среднего класса.
Политико-правовые:
· юридическое равенство граждан;
· обеспечение прав и их защита;
· обеспечение прав человека на информацию;
· высокий образовательный уровень населения;
· свобода слова и совести.
Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы, такие как:
Во-первых, общности людей:
· Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.
· Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).
· Группы интересов – добровольные или вынужденные объединения людей для удовлетворения и отстаивания жизненно значимых интересов её членов в отношениях с государством, остальной частью общества, политическими институтами и другими субъектами. Например:
o профсоюзы рабочих и служащих;
o фермерские (крестьянские) организации и союзы;
o профессиональные ассоциации предпринимателей;
o феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и тому подобные движения;
o союзы ветеранов и другие.
Во-вторых, муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы.
В-третьих, добровольные хозяйственные объединения людей (союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества).
Также в структуру гражданского общества входят:
· Научные и культурные организации, спортивные общества, клубы по интересам.
· Независимые средства массовой информации.
Есть множество определений функций гражданского общества, но в основном их можно свести к следующему:
· Гражданское общество воздействует на человека (с помощью негосударственных способов и санкций), вынуждая его соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание индивидов.
· Гражданское общество защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности.
· Гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
· Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.
И действительно, государство и гражданское общество постоянно находятся во взаимосвязи. Они взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства.
Правовое государство – это форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Можно выделить следующие признаки правового государства:
· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
· равенство всех перед законом;
· разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они не вмешиваются в сферу деятельности друг друга, но могут контролировать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
· реальность естественных прав и свобод человека, их правовая и социальная защищённость, поскольку эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
· признание прав и свобод человека высшей ценностью;
· политический и идеологический плюрализм;
· стабильность законности и правопорядка в обществе;
· контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Что такое политический режим?
2. В чём состоят различия между авторитаризмом, тоталитаризмом и демократией?
Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:
- участие в делах государства;
- историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
- политика — наука государственного управления (В. И. Даль). П Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;
- политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
- политика — искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.
В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.
Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.
Политическая деятельность — это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения, в свою очередь, — это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.
Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности — это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:
- выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
- определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
- подбор и расстановка кадров.
Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.
Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы — женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.
Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства — найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.
Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации — залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика. Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость — это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.
Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику — деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это — задачи государства.
Есть и многие другие направления государственной деятельности.
Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она — одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.
Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.
Функции политической системы:
- определение целей, задач и путей развития общества;
- организация деятельности общества;
- распределение духовных и материальных ресурсов;
- согласование разных политических интересов;
- пропаганда различных норм поведения;
- приобщение людей к политической жизни;
- контроль за выполнением решений и соблюдением норм.
Основные элементы политической системы:
- Институциональная подсистема — политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
- Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
- Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
- Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня — теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
- Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
Классификация политических систем:
- в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
- открытые (конкурентность) — закрытые (назначение);
- военные — гражданские — теократические;
- диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества);
Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические — коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.
Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.
Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.
Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:
- институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
- системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
- сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов;
- исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
- социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
- нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.
Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.
Компоненты (подсистемы) политической системы общества
Название | Характеристика |
Институциональный (организационный) | совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации |
Нормативный | политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений) |
Культурный | политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура – способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов |
Коммуникативный | система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации |
Функциональный | Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти |
Вслед за Всеобщей декларацией прав человека в законодательстве большинства стран были закреплены гражданские и политические права. Они определили широкий круг форм политического участия граждан в жизни государства. Так, в Конституции Российской Федерации мы можем найти следующие политические права и свободы.
Политическое участие — это совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства.
• участие в массовых манифестациях ( митинг , пикетирование , шествие );
• участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений;
• выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.
К политическому участию НЕ стоит относить:
• политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
• политическую агитацию, осуществляемую за плату;
• профессиональную деятельность должностных лиц, наделённых властно-публичными полномочиями.
Митинг — это массовое собрание граждан в определённом месте для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для общества и государства.
Пикетирование — публичное выражение одним участником или группой лиц мнения о политических событиях с использованием плакатов, транспарантов у зданий органов государственной власти.
Шествие — массовое прохождение граждан по определённому маршруту с использованием плакатов, транспарантов и звукоусилительной техники с целью привлечения внимания к существующим общественно-политическим проблемам.
Для проведения митинга, шествия или пикетирования, организуемого группой лиц, требуется разрешение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ. Только одиночное пикетирование не требует подобного разрешения.
Участие в голосовании — это способ политического участия, предполагающий выражение мнения населения при принятии решения через участие в выборах или референдуме.
Участие в голосовании является самой распространенной формой политического участия. В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане.
Не разрешается дискриминация по поводу:
• расы;
• национальности;
• пола;
• возраста;
• положения в обществе;
• образования.
Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.
Кроме того, граждане РФ имеют право как индивидуально, так и коллективно обращаться в органы государственной власти , равно как и в о рганы местного самоуправления . На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение \(30\) дней.
Немаловажным способом участия в политической жизни является и участие в деятельности политических партий, участниками которых могут стать граждане РФ, достигшие \(18\)-летнего возраста. Граждане РФ могут одновременно состоять только в одной политической партии. В деятельности общественно-политических движений могут принимать участие как граждане РФ, так и иностранные граждане, равно как и лица без гражданства.
Значимым является и тот факт, что граждане РФ имеют полное право выражать своё мнение о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, публично, равно как и через СМИ . Политическая цензура запрещена! Но под свободой слова не стоит понимать вседозволенность. Так, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни недопустимо и запрещено нормами уголовного права.
Читайте также:
- Деятельность общественной палаты рф как способ обеспечения законности
- Имеет ли право учредитель осуществлять контроль за эффективностью
- 1 семья как объект государственной семейной политики льготы пособия охрана здоровья семьи
- Имеет ли право банк звонить в выходные дни должнику
- Что называется информационной услугой это предоставление в распоряжение