Совокупность граждан одного государства как политического сообщества это

Обновлено: 02.07.2024

2. К основам конституционного строя РФ относится положение:
а) о политическом и идеологическом многообразии +
б) о государственном контроле средств массовой информации
в) о приоритете частной формы собственности

3. Что есть у любого государства:
а) верховенство права
б) соблюдение прав человека
в) наличие аппарата управления +

4. Понятие “одномандатный округ” характерно для такой избирательной системы:
а) многопартийной
б) мажоритарной +
в) прямого делегирования

5. Что характерно для демократического режима:
а) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
б) наличие органов судопроизводства
в) гарантированность прав и свобод человека законами государства +

6. Форма правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства:
а) президентская республика +
б) федеративное государство
в) парламентская республика

7. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

8. Нацеленность на завоевание политической власти можно охарактеризовать как:
а) особенность политической культуры
б) ведущая задача профсоюза
в) цель деятельности политической партии +

9. Что из представленного относится к институтам политической системы:
а) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
б) политические организации, главной из которых является государство +
в) совокупность различных по своему содержанию политических идей

10. Что входит в коммуникативную подсистему политической системы:
а) политические организации и учреждения
б) политические идеи, взгляды, представления
в) отношения между государством и гражданином +

11. Государство в отличии от любой политической партии:
а) создает правовые нормы +
б) является объединением людей
в) является институтом подсистемы

12. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что:
а) оно стоит на защите частных интересов граждан
б) оно обладает исключительным правом следить за исполнением законов +
в) оно разрабатывает и реализует определенную политику

13. Укажите внешнюю функция современного государства:
а) отстаивание государственных интересов на международной арене +
б) обеспечение участия граждан в управлении делами общества
в) обеспечение законности и правопорядка

14. При каком режиме осуществляется полный контроль государства над жизнью каждого гражданина:
а) демократическом
б) авторитарном
в) тоталитарном +

15. К признакам такого понятия как “политический режим” относится:
а) форма государственного правления
б) степень реализации прав и свобод личности +
в) территориальное устройство государства

16. С понятием “власть” связан(о):
а) авторитет +
б) самопознание
в) социализация

17. К организационной подсистеме относится:
а) нацию
б) государство +
в) идеологию

18. Что является функцией исполнительной власти:
а) разработка государственного бюджета +
б) разработка предвыборных программ
в) создание законов

19. Для консервативной идеологии характерно признание:
а) имущественного равенства
б) ценностей традиций, преемственности
в) государственной собственности как основы экономики +

20. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима:
а) наличие единой идеологии, насаждаемой государством +
б) концентрация власти в руках выборных органов
в) свободные от цензуры средства массовой информации

21. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

22. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется:
а) форма административного устройства
б) государственный суверенитет +
в) политический режим

23. Какому режиму присущи такие принципы, как народовластие, плюрализм, гласность:
а) авторитарному
б) тоталитарному
в) демократическому +

24. К отличительным признакам правового государства относится:
а) разделение и независимость ветвей власти +
б) суверенитет государства
в) наличие армии и полиции

25. Характеристика любого государства:
а) соблюдение прав человека
б) наличие аппарата управления +
в) верховенство права

26. Термины “монархия” и “республика” обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

27. Конституция РФ была принята:
а) думским комитетом
б) Федеральным Собранием
в) всенародным референдумом +

28. К функции государства можно отнести:
а) разделение властей
б) поддержание общественного порядка +
в) наличие государственного аппарата

29. Любая из политических партий характеризуется:
а) критика правительственного курса
б) широкий круг сторонников
в) близость политических позиций +

30. К отличительному признаку тоталитарного режима можно отнести:
а) обязанность граждан подчиняться законам
б) монополию на власть одной политической партии +
в) невмешательство государства в дела гражданского общества



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство"

Политический режим – это совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.


Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и так далее.

Главный признак, по которому различаются политические режимы – это характер отношений между властью и народом, личностью и обществом.

По этому признаку выделяют следующие основные типы политических режимов: недемократические и демократические.


К недемократическим режимам принято относить: авторитаризм и тоталитаризм.

Авторитаризм – это политический режим, при котором носитель власти (например: диктатор, монарх, тиран) провозглашает сам себя имеющим право на власть.

Основными чертами авторитаризма являются:

· жёсткий контроль политической сферы общественной жизни;

· правящая партия огосударствлена;

· деятельность оппозиции возможна, но она ограничена очень жёсткими рамками;

· права и свободы граждан декларируются, но не защищены законом от произвола властей, поскольку политические права фактически отсутствуют;

· закон защищает государство, а не личность;

· в сферах, не связанных с политикой, может быть относительная свобода (например, могут проявляться рыночные отношения в экономике).

Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Ярким примером страны с авторитарным режимом может быть Республика Куба. Руководитель страны – Рауль Кастро – одновременно является главой государства, правительства, главнокомандующим её вооружённых сил, а также лидером правящей Коммунистической партии Кубы.

Тоталитари́зм – это политический режим, подразумевающий полнейший (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

Основными чертами тоталитаризма являются:

· государство осуществляет контроль всех сторон общественной и частной жизни;

· запрещено всё, что не разрешено законом;

· существует однопартийная система, деятельность оппозиции не допускается;

· существует единая обязательная идеология;

· права граждан не защищены от произвола властей, осуществляются массовые репрессии;

· в экономике господствует государственная, командно-административная система;

· происходит милитаризация общества.

Противоположностью авторитаризму и тоталитаризму является демократия.

Демократия – это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Демократический способ правления известен со времён античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Основные принципы демократии это:

· Признание народа источником власти и носителем суверенитета.

· При демократии граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

· Развитая система органов местного самоуправления.

· Равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни.

· Формальное равенство – равенство всех перед законом.

· Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.

· Свободные, всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании.

· Соблюдение принципа большинства, согласно которому большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.

· Право меньшинства на оппозицию (при условии подчинения решениям большинства).

· Наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции в политической сфере.

· Плюрализм – многообразие мнений, взглядов, политических направлений и тому подобное как один из принципов демократического устройства общества.

· Наличие независимых средств массовой информации.

· Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.

· Правовое государство, то есть форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

· Развитое гражданское общество.

Среди условий, необходимых для существования демократии можно выделить следующие:

· Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам.

· Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности как основы независимости (пусть даже и относительной) человека от государства.

· Высокая степень развития общей и политической культуры общества, социальная и политическая активность граждан и их добровольных объединений, развитость гражданского общества.

Основной классификацией разновидностей демократии выступает её подразделение на типы в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую, представительную и плебисцитную демократию.

При прямой (непосредственной) демократии граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений. Данный вид демократии используется главным образом на уровне местного самоуправления.

При представительной демократии граждане участвуют в принятии решений через своих представителей, например: депутатов, избранного ими главу города, области, государства и так далее.

При плебисцитной демократии граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах. Это могут быть референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и другое.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества.

Сегодня мы можем говорить о том, что гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Так же гражданское общество – это и совокупность негосударственных добровольных объединений граждан, которые преследуют личные и групповые интересы.

И ещё мы можем сказать, что гражданское общество – это особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения гражданского общества.

Экономические:

· свободный рынок и конкуренция.

· большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые:

· юридическое равенство граждан;

· обеспечение прав и их защита;

· обеспечение прав человека на информацию;

· высокий образовательный уровень населения;

· свобода слова и совести.


Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы, такие как:

Во-первых, общности людей:

· Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.

· Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).

· Группы интересов добровольные или вынужденные объединения людей для удовлетворения и отстаивания жизненно значимых интересов её членов в отношениях с государством, остальной частью общества, политическими институтами и другими субъектами. Например:

o профсоюзы рабочих и служащих;

o фермерские (крестьянские) организации и союзы;

o профессиональные ассоциации предпринимателей;

o феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и тому подобные движения;

o союзы ветеранов и другие.

Во-вторых, муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы.

В-третьих, добровольные хозяйственные объединения людей (союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества).

Также в структуру гражданского общества входят:

· Научные и культурные организации, спортивные общества, клубы по интересам.

· Независимые средства массовой информации.

Есть множество определений функций гражданского общества, но в основном их можно свести к следующему:

· Гражданское общество воздействует на человека (с помощью негосударственных способов и санкций), вынуждая его соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание индивидов.

· Гражданское общество защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности.

· Гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

· Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

И действительно, государство и гражданское общество постоянно находятся во взаимосвязи. Они взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства.

Правовое государство – это форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Можно выделить следующие признаки правового государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они не вмешиваются в сферу деятельности друг друга, но могут контролировать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

· реальность естественных прав и свобод человека, их правовая и социальная защищённость, поскольку эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе;

· контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что такое политический режим?

2. В чём состоят различия между авторитаризмом, тоталитаризмом и демократией?

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

  1. участие в делах государства;
  2. историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
  3. политика — наука государственного управления (В. И. Даль). П Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;
  4. политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
  5. политика — искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.

Политическая деятельность — это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения, в свою очередь, — это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности — это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:

  • выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
  • определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
  • подбор и расстановка кадров.

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы — женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства — найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации — залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика. Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость — это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику — деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это — задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она — одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества;
  • распределение духовных и материальных ресурсов;
  • согласование разных политических интересов;
  • пропаганда различных норм поведения;
  • приобщение людей к политической жизни;
  • контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

  1. Институциональная подсистема — политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
  2. Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
  3. Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
  4. Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня — теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
  5. Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Классификация политических систем:

  • в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
  • открытые (конкурентность) — закрытые (назначение);
  • военные — гражданские — теократические;
  • диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества);

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические — коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:

  • институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
  • системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
  • сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов;
  • исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
  • социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
  • нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.

Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.

Компоненты (подсистемы) политической системы общества

Название Характеристика
Институциональный (организационный) совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации
Нормативный политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений)
Культурный политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура
– способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов
Коммуникативный система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации
Функциональный Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти

Вслед за Всеобщей декларацией прав человека в законодательстве большинства стран были закреплены гражданские и политические права. Они определили широкий круг форм политического участия граждан в жизни государства. Так, в Конституции Российской Федерации мы можем найти следующие политические права и свободы.

Полит_права.jpg

Политическое участие — это совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства.

• участие в массовых манифестациях ( митинг , пикетирование , шествие );
• участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений;
• выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.

К политическому участию НЕ стоит относить:
• политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
• политическую агитацию, осуществляемую за плату;
• профессиональную деятельность должностных лиц, наделённых властно-публичными полномочиями.

Митинг — это массовое собрание граждан в определённом месте для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для общества и государства.

митинг.jpg

Пикетирование — публичное выражение одним участником или группой лиц мнения о политических событиях с использованием плакатов, транспарантов у зданий органов государственной власти.

Шествие — массовое прохождение граждан по определённому маршруту с использованием плакатов, транспарантов и звукоусилительной техники с целью привлечения внимания к существующим общественно-политическим проблемам.

шествие.jpg

Для проведения митинга, шествия или пикетирования, организуемого группой лиц, требуется разрешение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ. Только одиночное пикетирование не требует подобного разрешения.

Участие в голосовании — это способ политического участия, предполагающий выражение мнения населения при принятии решения через участие в выборах или референдуме.

Участие в голосовании является самой распространенной формой политического участия. В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане.


Не разрешается дискриминация по поводу:
• расы;
• национальности;
• пола;
• возраста;
• положения в обществе;
• образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Кроме того, граждане РФ имеют право как индивидуально, так и коллективно обращаться в органы государственной власти , равно как и в о рганы местного самоуправления . На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение \(30\) дней.

Немаловажным способом участия в политической жизни является и участие в деятельности политических партий, участниками которых могут стать граждане РФ, достигшие \(18\)-летнего возраста. Граждане РФ могут одновременно состоять только в одной политической партии. В деятельности общественно-политических движений могут принимать участие как граждане РФ, так и иностранные граждане, равно как и лица без гражданства.

Значимым является и тот факт, что граждане РФ имеют полное право выражать своё мнение о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, публично, равно как и через СМИ . Политическая цензура запрещена! Но под свободой слова не стоит понимать вседозволенность. Так, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни недопустимо и запрещено нормами уголовного права.

Читайте также: