Что называется информационной услугой это предоставление в распоряжение

Обновлено: 02.07.2024

овлены федеральными законами.

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

21. Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 276-ФЗ)

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети "Интернет" обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 157 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети "Интернет". (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 364-ФЗ)

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 101. Обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет"

2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории Российской Федерации:

(Часть в редакции Федерального закона от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

31. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан предоставлять указанную в части 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. (Часть введена - Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 241-ФЗ)

4. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети "Интернет" с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 241-ФЗ)

5. Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

6. Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации.

7. Организатор распространения информации в сети "Интернет", имеющий уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети "Интернет" (далее - номер автономной системы), обязан выполнять требования и обязанности, предусмотренные пунктом 3 статьи 561, пунктом 8 статьи 562 и пунктом 4 статьи 651 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи" и предъявляемые к лицам, имеющим номер автономной системы. (Часть введена - Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 29.07.2017 № 276-ФЗ)

Статья 103. Обязанности оператора поисковой системы

1. Оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) (далее в настоящей статье - заявитель) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети "Интернет" (далее также - ссылка), позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

2. Требование заявителя должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);

2) информацию о заявителе, указанную в части 1 настоящей статьи, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;

3) указатель страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи;

4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;

5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.

4. В течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет оператору поисковой системы уточненные сведения, а также документ, удостоверяющий личность (в случае необходимости).

6. Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении указанного в части 1 настоящей статьи требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении в той же форме, в которой было получено указанное требование.

7. Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.

8. Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

(Статья введена - Федеральный закон от 13.07.2015 № 264-ФЗ)

Статья 104. Особенности распространения информации новостным агрегатором

1. Владелец программы для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети "Интернет" на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети "Интернет" (далее - владелец новостного агрегатора), обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

1) не допускать использование программы для электронных вычислительных машин, сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети "Интернет" на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и д

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2013 г. № 33

МОСКВА

Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968, от 09.12.2013 № 1135, от 05.12.2014 № 1327, от 13.08.2016 № 789, от 25.10.2017 № 1296, от 20.11.2018 № 1391, от 23.12.2020 № 2249)

В соответствии с частью 1 статьи 212 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг;

изменения, которые вносятся в требования к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7284; 2012, № 39, ст. 5269).

2. Установить, что:

до утверждения требований к формам заявлений, предусмотренных пунктом 17 Правил, утвержденных настоящим постановлением, заявление может быть подано в свободной форме при условии выполнения положений абзацев первого или второго указанного пункта;

лица, прошедшие регистрацию в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" до вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением, вправе использовать для обращения за получением государственных и муниципальных услуг в качестве ключа простой электронной подписи страховой номер индивидуального лицевого счета и пароль, сформированный при указанной регистрации.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 25 января 2013 г. № 33

ПРАВИЛАиспользования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968, от 09.12.2013 № 1135, от 05.12.2014 № 1327, от 13.08.2016 № 789, от 25.10.2017 № 1296, от 20.11.2018 № 1391, от 23.12.2020 № 2249)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок использования простой электронной подписи любыми лицами (далее - заявители) при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за получением услуг, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг (далее соответственно - услуги, исполнители услуг). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.12.2014 № 1327; от 25.10.2017 № 1296)

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования ключа простой электронной подписи (далее - ключ) подтверждает факт формирования электронной подписи конкретным заявителем.

3. Ключом является сочетание 2 элементов - идентификатора и пароля ключа. Идентификатором является страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя - физического лица либо руководителя или уполномоченного им иного должностного лица заявителя - юридического лица (далее - уполномоченное лицо), а паролем ключа - последовательность символов, созданная в соответствии с настоящими Правилами.

4. Использование заявителем простой электронной подписи, в том числе посредством абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, для получения государственной или муниципальной услуги и распоряжения результатом предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе для передачи результата услуги третьим лицам, допускается, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не установлено использование в этих целях иного вида электронной подписи.

Использование простой электронной подписи для получения государственной или муниципальной услуги и распоряжения результатом такой услуги осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

В случае применения абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи для использования простой электронной подписи абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи должен быть подтвержден пользователем в соответствующем регистре федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 789)

5. Обращение заявителей - юридических лиц за получением государственных и муниципальных услуг осуществляется путем подписания обращения уполномоченным лицом с использованием простой электронной подписи.

II. Правила создания и выдачи ключей

7. Правом создания (замены) и выдачи ключа в целях оказания государственных и муниципальных услуг обладают органы и организации, подключенные к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - операторы выдачи ключа), в том числе:

а) органы, указанные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставляющие государственные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

б) органы, предоставляющие муниципальные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

в) организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

г) организации, организующие предоставление государственных и муниципальных услуг, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

д) банки; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 789)

е) иные органы и организации в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 789)

8. Создание (замена) ключа осуществляется с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации. Сервис генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации создает пароль ключа с использованием шифровального (криптографического) средства, прошедшего процедуру оценки соответствия в Федеральной службе безопасности Российской Федерации по классу не ниже чем КС2. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 № 1135)

Заявитель вправе самостоятельно произвести замену своего ключа с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также с использованием региональных порталов государственных или муниципальных услуг при наличии технической возможности выполнения таких операций в указанных информационных системах. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968)

9. Создаваемый пароль ключа должен соответствовать следующим требованиям:

а) содержать не менее 8 символов;

б) содержать буквенные и (или) цифровые символы;

10. Создание (замена) и выдача ключа для использования в целях получения государственных и муниципальных услуг осуществляется безвозмездно.

11. Операторы выдачи ключа обязаны обеспечивать конфиденциальность ключа.

12. При использовании простой электронной подписи заявитель должен быть ознакомлен оператором выдачи ключа с правилами использования простой электронной подписи.

13. Заявитель - владелец ключа обязан:

а) хранить в тайне ключ, принимать все возможные меры, предотвращающие нарушение его конфиденциальности;

б) формировать простую электронную подпись с использованием ключа, полученного в порядке, установленном настоящими Правилами;

в) в случае нарушения конфиденциальности ключа или его утери незамедлительно уведомить об этом оператора выдачи ключа или оператора единой системы идентификации и аутентификации.

14. Гражданско-правовую ответственность за негативные последствия, наступившие в результате несоблюдения заявителем обязанностей, установленных пунктом 13 настоящих Правил, несет заявитель.

15. Заявитель самостоятельно осуществляет выбор оператора выдачи ключа, к которому он обращается для создания (замены) и выдачи ключа.

Операторы выдачи ключа, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 7 настоящих Правил, а также многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны обеспечить заявителю подачу заявления при личном приеме.

При обращении заявителя к иным операторам выдачи ключа указанный абзацем вторым настоящего пункта способ обращения может быть использован только в случае, если организационно-технические особенности деятельности оператора выдачи ключа могут обеспечить его реализацию. Сведения о таких возможностях или их отсутствии оператор выдачи ключа размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на едином портале.

Заявитель вправе подать заявление в электронной форме при обращении к любому оператору выдачи ключа, указанному в настоящих Правилах.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968)

16. При явке заявителя на личный прием создание (замена) и выдача ключа осуществляются оператором выдачи ключа в день обращения на основании письменного заявления при предъявлении основного документа, удостоверяющего личность, а для уполномоченного лица - кроме того, документа, подтверждающего его право действовать от имени юридического лица.

161. При явке заявителя на личный прием создание (замена) и выдача ключа простой электронной подписи на основании письменного заявления осуществляются оператором выдачи ключа после получения от заявителя - физического лица ответа, направляемого с использованием абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, на запрос, направляемый оператором единой системы идентификации и аутентификации в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи, указанный в заявлении на выдачу простой электронной подписи, поданном оператору выдачи ключа. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 789; от 20.11.2018 № 1391)

17. В заявлении, подаваемом заявителем - физическим лицом, должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), пол, дата рождения, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения), сведения о гражданстве, адрес места жительства (регистрации), номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, адрес электронной почты, согласие на обработку персональных данных. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 № 2249)

В заявлении, подаваемом заявителем - юридическим лицом, должны быть указаны наименование и место нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер юридического лица, фамилия, имя и отчество (если имеется) уполномоченного лица, страховой номер индивидуального лицевого счета такого уполномоченного лица, а также его согласие на обработку персональных данных, указываемых в заявлении, в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".

Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968)

18. Оператор выдачи ключа не вправе уполномочить иное юридическое лицо на создание (замену) и выдачу ключа.

В случае если в процессе выдачи ключа оператор выдачи ключа допустил ошибку при установлении личности заявителя, то гражданско-правовую ответственность, а в случаях, установленных федеральными законами, иную ответственность за неблагоприятные последствия, наступившие для участников отношений в результате допущенной ошибки, несет оператор выдачи ключа, допустивший такую ошибку.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 789)

19. При получении ключа путем подачи заявления в электронной форме оператор выдачи ключа обеспечивает заявителю возможность осуществления самостоятельной регистрации в единой системе идентификации и аутентификации с использованием соответствующего сервиса единой системы идентификации и аутентификации.

20. Самостоятельная регистрация заявителя в единой системе идентификации и аутентификации осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 № 2249)

Ключ простой электронной подписи выдается заявителю способами и с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 21 и 22 настоящих Правил, после регистрации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Заявление может быть подано с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968)

21. При подаче заявления в электронной форме заявитель вправе указать в нем один из следующих доступных у операторов выдачи ключа способов получения ключа:

а) непосредственно у оператора выдачи ключа;

б) путем направления оператором выдачи ключа регистрируемого почтового отправления с уведомлением о вручении;

В случае если организационно-технические особенности деятельности оператора выдачи ключа не позволяют ему осуществить выдачу ключа заявителю непосредственно у оператора выдачи ключа и (или) путем направления оператором выдачи ключа регистрируемого почтового отправления с уведомлением о вручении, оператор выдачи ключа размещает информацию об этом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на едином портале, и в местах выдачи ключа (при их наличии).

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968)

211. Формы заявлений, предусмотренных настоящими Правилами, утверждаются операторами выдачи ключа в соответствии с требованиями, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968; от 20.11.2018 № 1391)

22. Оператор выдачи ключа в случае получения ключа непосредственно у него обязан установить личность заявителя - физического лица или уполномоченного лица, обратившегося за получением ключа.

Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 789)

Установление личности заявителя может быть осуществлено одним их следующих способов:

предъявление заявителем основного документа, удостоверяющего личность, а уполномоченным лицом - также документа, подтверждающего его право действовать от имени юридического лица (в случае подачи заявления при личном приеме);

подтверждение сведений, представленных заявителем путем использования индивидуальных средств коммуникации заявителя (электронной почты или устройства подвижной радиотелефонной связи заявителя). В этом случае установление личности заявителя производится оператором выдачи ключа путем сопоставления информации, представленной заявителем, с информацией, содержащейся в государственных и (или) муниципальных информационных системах, и получения положительного результата такого сопоставления.

Оператор выдачи ключа вносит в единую систему идентификации и аутентификации сведения о способе установления личности заявителя в соответствии с положением

Как организациям приобретать сим-карты с 1 июня 2021 года

С 1 июня 2021 года вступили в силу новые правила предоставления организациям и ИП услуг корпоративной мобильной связи (Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

В числе прочих изменений – новый порядок приобретения бизнесом через интернет корпоративных сим-карт, которые предполагается использовать в разного рода оборудовании (например, в онлайн-кассах) или в мобильных устройствах сотрудников компаний.

  • с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Раскрытие информации о корпоративных сим-картах с 1 июня 2021 года

С 1 июня 2021 года обязательным условием предоставления и получения услуг корпоративной мобильной связи является раскрытие компаниями информации о себе и своих сотрудниках, которые пользуются такой связью.

Данная информация подлежит раскрытию в единой системе идентификации и аутентификации абонентов (ЕСИА), через которую будут контролировать и мониторить все организации и ИП, заключившие договоры с операторами мобильной связи и интернета.

  • данные о конкретном пользователе услугами связи – физическом лице, которому предоставлена корпоративная сим-карта;
  • сведения об используемом физлицом абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи;
  • сведения о наименовании самого абонента – организации либо ИП.

shutterstock_154603154.jpg

Сведения подаются по каждому оператору связи, с которым заключен договор. Все эти сведения абоненты вносят в ЕСИА сразу же после заключения договора с оператором связи, но до начала получения соответствующих услуг. В свою очередь оператор связи обязан проверять наличие таких сведений в системе мониторинга посредством направления запроса в ЕСИА до начала оказания услуг связи.

Если при проверке оператор связи обнаружит, что вышеуказанные сведения в ЕСИА отсутствуют или являются недостоверными, оператор обязан уведомить об этом абонента, предоставив ему срок для внесения/исправления в ЕСИА соответствующих сведений.

Если абонент в оговоренный с оператором срок не раскроет достоверную информацию о пользователях корпоративных сим-карт, оператор должен будет расторгнуть договор с абонентом и перестать обслуживать ранее выделенный компании абонентский номер (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

Раскрытие сведений о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании

Если корпоративная сим-карта используется организацией/ИП в применяемом оборудовании (онлайн-кассах, модемах, платежных терминалах и т.д.), то в единую систему идентификации и аутентификации должны вноситься следующие сведения (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844):

  • об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования);
  • вид и наименование пользовательского оборудования абонента, в котором используется сим-карта;
  • идентификатор пользовательского оборудования;
  • идентификационный номер налогоплательщика-абонента;
  • наименование организации или ФИО предпринимателя – владельца пользовательского оборудования;
  • наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи;
  • адрес абонента (в случае нестационарного размещения оборудования) или фактический адрес установки этого оборудования.

Порядок раскрытия сведений о корпоративных сим-картах

  • сведения об одном или нескольких абонентских номерах/их конкретных владельцах, выделенных оператором связи;
  • сведения о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании.

Раскрыть данные о корпоративной сим-карте необходимо еще до момента ее использования в целях получения услуг связи. А именно – не позднее 3 рабочих дней до планируемой даты начала оказания услуг связи, если иной срок не определен договором с оператором мобильной связи/интернета (п. 3 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844).

Если раскрытые сведения претерпели какие-либо изменения (например, сменился адрес использования онлайн-кассы или поменялось Ф.И.О. предпринимателя), такие изменения компания должна отразить в единой системе идентификации в течение 3 рабочих дней со дня изменения сведений.

Если корпоративные сим-карты приобретались до 1 июня 2021 года и к указанному моменту уже использовались, то раскрыть информацию о таких сим-картах компании должны не позднее 30 ноября текущего года.

В противном случае операторы связи должны будут уже 1 декабря 2021 года заблокировать корпоративные сим-карты, по которым не была раскрыта информация в ЕСИА (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

Читайте также: