Закладка книжная как рекомендательное пособие

Обновлено: 08.06.2024

Презентация на тему: " Библиография малых форм Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д. В библиотеках в последнее время." — Транскрипт:

1 Библиография малых форм Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д. В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.

2 Библиография малых форм БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.

3 Библиография малых форм Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме. Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.

4 Библиография малых форм ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.

5 Библиография малых форм БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

6 Библиография малых форм Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству. Наряду с моно изданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.

7 Библиография малых форм Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке: предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений); обзор основных произведений; список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом); краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).

8 Библиография малых форм Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

10 Библиография малых форм БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу.

В данном исследовательском проекте рассматривается роль закладки для человека.

ВложениеРазмер
issledovatelskiy_proekt_velikie_dela_malenkoy_zakladki.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Митницкая Мария,

ученица 3 -а класса

Руководители: Аверьянова Людмила Васильевна,

Потешкина Светлана Юрьевна,

учителя начальных классов

г. Новый Уренгой

Каждый день на уроке мы пользуемся учебниками, словарями, художественной литературой. И чем больше страниц пройдено, тем труднее найти нужную информацию. А поэтому, мы теряем много времени. Как же ребятам, не листая книгу быстро открыть нужную страницу?

Цель моего исследования:

-Найти быстрый способ нахождения нужной страницы.

  • Познакомиться с историей появления закладки.
  • Исследовать, какое значение имеет закладка в информационной жизни человека.
  • Экспериментальным путем доказать необходимость систематического использования закладки.
  • Проанализировать затраты времени на поиск нужной страницы.
  • Провести анкетирование учащихся среди 1-4 классов.
  • Воспитывать бережное отношение к книге.

Гипотеза : Скорее всего, в современном мире существует альтернатива такому предмету как закладка. Если это так, то мы её найдём.

Я использовала следующие методы исследования:

2.Поиск информации в Интернете.

Книги – как люди: рождаются , живут, стареют. Как и люди могут болеть, а заболев, нуждаются в лечении. И все знают, что любую болезнь лучше предупредить, чем вылечить. А мы с вами так много времени проводим с книгой или учебником, что просто обязаны позаботиться об их здоровье. И помогает нам в этом такой простой на первый взгляд предмет, как закладка.

А знаете, что первая закладка была изготовлена более 1000 лет назад. Она была создана первыми пользователями книг. Книги были очень дорогие и требовали особого отношения к каждой страничке. Культура чтения книг в прежние времена предполагала обязательное использование книжной закладки. Читателю нужно было сохранить место при остановке чтения, сделать пометки и быстро их найти при повторном обращении к книге без причинения ей вреда. А если книга очень объёмная, то закладка экономила время при нахождении нужной страницы.

1-2 классы используют от 1 до 65 секунд.

3-4 классы используют от 1 до 40 секунд.

Среднее время затраченное на нахождение нужной страницы составляет – 34 секунды.

За день – 3 минуты 24 секунды

За неделю – 19 минут

За месяц – 1час 10 минут

За год – 1744 минуты – это около 12 часов!

А так же мы провели исследование, чтобы узнать, что происходит со школьными учебниками, если в течение нескольких лет работы с ними не пользоваться закладками. И вот какие книги мы обнаружили в школьных библиотеках.

Поэтому мы были вынуждены обратиться за помощью к старой знакомой помощнице – закладке. Сделав анализ наших исследований, я поняла важнейшую роль закладки в жизни книги и каждого ученика.

В современном мире, к сожалению, роль книги заменяет Интернет, но и там закладка не теряет свою актуальность. Она также как и в книге используется для быстрого нахождения нужного сайта, страницы.

Книжная закладка выступает, как элемент искусства оформление книги. Как и любое искусство, оно имеет национальный колорит. Даёт представление о стране, её истории, культуре народа, её традициях и эстетических идеалах.

Именно поэтому в научной библиотеке Уральского государственного университета создаётся коллекция книжных закладок.

И вот какие результаты исследования мы получили:

  1. В результате анкетирования учащихся 1-4 классов выяснилось, что:

а). Все учащиеся понимают, что для экономии времени и бережного отношения к книге – требуется закладка, но только всего 80% в 1-ых классах ею пользуются, а в 3 и 4 лишь 60%-70%

б). У 10% уч-ся закладки сделаны своими руками, а у 70% уч-ся куплены в магазине.

в). Только 40% родителей пользуются закладками.

г). 90% уч-ся пожелали получить в подарок закладку.

1. Прошли столетия, а альтернативы книжной закладки нет. Тысячи людей – взрослых и детей, используют её для того, чтобы сохранить книгу и сэкономить время.

Читайте также: