Согласно международному законодательству ребенок обладает правами с какого возраста

Обновлено: 02.07.2024

В Конвенции о правах ребёнка объясняется, кто такие дети, а также перечисляются все их права и обязательства правительств. Все права взаимо связаны, все они одинаково важны и не могут быть отняты у детей.

Ребёнком является каждый человек, не достигший 18 лет.

Статья 2: Отсутствие дискриминации

Все дети в равной степени обладают предоставленными им правами вне зависимости от того, кем они являются, где проживают, на каком языке говорят, какую религию исповедуют, каковы их взгляды, как они выглядят, мальчик это или девочка, есть ли у них инвалидность, богаты они или бедны, от того, кем являются, во что верят и что делают их родители или члены их семей. Ни один ребёнок не должен подвергаться несправедливому обращению. Для этого не существует ни одного основания.

Статья 3: В наилучших интересах ребёнка

В процессе принятия решений взрослые должны думать о том, как их решения скажутся на детях. Все, что делают взрослые, должно быть направлено на наилучшее обеспечение интересов детей. Правительства обязаны обеспечить детям защиту и заботу со стороны их родителей или, в случае необходимости, других лиц. Правительства также должны обеспечить, чтобы лица и учреждения, ответственные за заботу о детях, хорошо выполняли свою работу.

Статья 4: Реализация прав

Правительства должны сделать всё возможное, для того чтобы каждый ребёнок в их стране мог пользоваться всеми правами, закреплёнными в настоящей Конвенции.

Статья 5: Руководящая роль семьи по мере взросления детей

Правительства должны позволить семьям и общинам руководить своими детьми, с тем чтобы дети по мере взросления обучались тому, как наилучшим образом осуществлять и пользоваться своими правами. Чем старше будут становиться дети, тем меньше они будут нуждаться в руководстве других.

Статья 6: Жизнь, выживание и развитие

Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Правительства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и развитие детей.

Статья 7: Имя и гражданство

Необходимо регистрировать детей сразу после рождения и давать им имя, которое будет официально признаваться правительством. Дети должны иметь гражданство (принадлежность к определенному государству). Дети, насколько это возможно, имеют право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8: Идентичность

Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности: официальную запись о том, кем они являются, включая имя, гражданство и семейные связи. Никто не имеет права лишать детей их индивидуальности, однако если это произойдёт, правительства должны предоставить детям помощь для скорейшего восстановления их индивидуальности.

Статья 9: Сохранение единства семьи

Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключением случаев, когда они не получают надлежащего родительского ухода, например, когда родитель жестоко обращается с ребёнком или не заботится о нём. Дети, родители которых проживают раздельно, должны иметь прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это может нанести вред ребёнку.

Статья 10: Общение с родителями, живущими в другой стране

Если родители ребёнка проживают в другой стране, правительства должны предоставить ребёнку и его родителям право перемещаться между странами в целях продолжения общения и воссоединения.

Статья 11: Защита от похищения

Правительства должны запретить незаконный вывоз детей из страны, например похищение кем-либо или перемещение ребенка за границу одним из родителей или его удержание одним из родителей за границей, если другой родитель не давал на это своего согласия.

Статья 12: Уважение взглядов ребёнка

Дети имеют право свободно выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим их. Взрослые должны прислушиваться и воспринимать детей всерьёз.

Статья 13: Свободное выражение мнения

Дети имеют право свободно передавать информацию о том, что думают и чувствуют, будь то в устной, письменной или иной форме, а также посредством рисунков, если это не наносит вреда другим людям.

Статья 14: Свобода мысли и религии

Дети имеют право на свободу мысли, мнений и вероисповедания, однако это не должно препятствовать осуществлению прав других людей. Родители могут руководить детьми, для того чтобы по мере взросления они учились правильно пользоваться данным правом.

Статья 15. Вступление или создание групп

Дети могут вступать или создавать группы или организации и взаимодействовать с другими людьми, при условии, что это не наносит вреда другим лицам.

Статья 16: Защита частной жизни

Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Закон должен защищать личную и семейную жизнь, дом, общение и репутацию (или доброе имя) детей от любого посягательства.

Статья 17: Доступ к информации

Дети имеют право получать информацию из Интернета, радио, телевидения, газет, книг и других источников. Взрослые должны убедиться, что информация, которую получают дети, не нанесёт им вреда. Правительствам следует поощрять средства массовой информации к распространению информации из различных источников на языках, понятных всем детям.

Статья 18: Ответственность родителей

Статья 19: Защита от насилия

Правительства должны защищать детей от насилия, злоупотребления и небрежного отношения со стороны любого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 20: Дети, лишённые семейного окружения

Каждый ребёнок, о котором не может заботиться его собственная семья, имеет право на получение должного ухода со стороны людей, уважающих религию ребенка, культуру, язык и другие аспекты его жизни.

Статья 21: Усыновлённые дети

При усыновлении детей важнейшее значение имеет обеспечение наилучших интересов детей. Если ребёнок не может получить надлежащую заботу в своей стране, например проживая в другой семье, он может быть усыновлен в другой стране.

Статья 22: Дети беженцы

Дети, покидающие родную страну, по причине того, что в ней небезопасно оставаться, и переезжающие в другую страну в качестве беженцев, должны получать помощь и защиту и иметь те же права, что и дети, рождённые в этой стране.

Статья 23: Дети с ограниченными возможностями

Каждый ребёнок с инвалидностью имеет право на максимально достойную жизнь в обществе. Правительства должны устранить все препятствия, способные помешать детям с различными формами инвалидности стать независимыми и активно участвовать в жизни сообщества.

Статья 24: Здоровье, вода, питание, окружающая среда

Дети имеют право пользоваться наилучшими услугами системы здравоохранения, чистой питьевой водой, получать здоровое питание и жить в чистой и безопасной среде. Все взрослые и дети должны обладать информацией о том, как оставаться в безопасности и быть здоровыми.

Статья 25. Условия проживания ребёнка

Необходимо на регулярной основе проводить проверку состояния и условий проживания каждого ребёнка, помещённого на попечение с целью ухода, защиты или лечения, для того чтобы убедиться, что у ребенка всё хорошо и что место его проживания по прежнему отвечает наилучшим интересам ребенка.

Статья 26: Социальная и материальная помощь

Правительства должны оказывать материальную помощь или иную поддержку детям из малоимущих семей.

Статья 27: Питание, одежда, безопасное жильё

Дети имеют право на питание, одежду и безопасное жильё для своего полноценного развития.Правительства должны помогать семьям и детям, которые не могут себе позволить осуществление этого права.

Статья 28: Доступ к образованию

Каждый ребёнок имеет право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Среднее и высшее образование должны быть доступны каждому ребёнку. Следует поощрять детей получать тот уровень школьного образования, который в максимальной степени соответствует их способностям. Школьная дисциплина должна поддерживаться с учётом прав детей и без применения насилия.

Статья 29: Цели образования

Образование должно помочь детям в полной мере развить их личность, таланты и способности. Образование должно способствовать пониманию детьми своих прав и воспитанию у детей уважения к своим родителям, а также к правам, культуре и самобытности других людей. Образование должно помочь им мирно жить и защищать окружающую среду.

Статья 30: Культура, язык и религия меньшинств

Дети имеют право на свой язык, культуру и религию, даже если ими не пользуется большинство проживающего в стране населения.

Статья 31: Досуг, игры, культура, искусство

Каждый ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в играх, культурных и творческих мероприятиях.

Статья 32: Защита от вредных условий труда

Дети имеют право на защиту от выполнения работы, которая может представлять опасность для здоровья, препятствовать их образованию или развитию. Если дети работают, они имеют право на безопасные условия и справедливую оплату труда.

Статья 33: Защита от вредных веществ

Правительства должны защищать детей от употребления опасных наркотических веществ, их производства, транспортировки или торговли такими веществами.

Статья 34: Защита от сексуальной эксплуатации

Правительства обязаны защищать детей от сексуальной эксплуатации, использования в сексуальной деятельности и сексуального совращения, в том числе людьми, принуждающими детей заниматься сексом за деньги или участвовать в производстве фото и видео материалов сексуального содержания.

Статья 35: Предотвращение случаев продажи и торговли

Правительства должны принять меры для предотвращения случаев похищения или продажи детей, контрабанды в другие страны или в места, где дети будут подвергаться эксплуатации.

Статья 36: Защита от эксплуатации

Дети имеют право на защиту от всех других форм эксплуатации (использования), даже если последние не перечислены в настоящей Конвенции.

Статья 37: Лишённые свободы дети

В отношении детей, обвиняемых в нарушении закона, не должна применяться смертная казнь, пытки, жестокое обращение, пожизненное тюремное заключение и тюремное содержание вместе с взрослыми. Тюремное заключение используется лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени. Дети, лишённые свободы, должны иметь доступ к правовой помощи и возможность поддерживать связь со своей семьей.

Статья 38: Защита в ходе вооружённых конфликтов

Дети имеют право на защиту в случае военного конфликта.Ни один ребёнок, не достигший 15 летнего возраста, не может призываться на службу в армию или принимать участие в военных действиях.

Статья 39: Восстановление и реинтеграция

Дети имеют право получить помощь, если они стали жертвой пренебрежительного или жестокого обращения или пострадали входе военных действий, для того чтобы они могли восстановить своё здоровье и достоинство.

Статья 40: Дети, нарушившие закон

Дети, обвиняемые в нарушении закона, имеют право на правовую помощь и справедливое обращение. Необходимо принять различные меры для того, чтобы помочь этим детям стать полезными членами своих сообществ. Тюремное заключение должно использоваться лишь в качестве крайней меры.

Статья 41: Законы, максимально дружественные детям

Если законодательство страны защищает права детей лучше, чем настоящая Конвенция, то следует применять такое законодательство.

Статья 42: Каждый должен знать о правах ребёнка

Правительства должны широко информировать детей и взрослых о настоящей Конвенции в целях повышения осведомленности о правах детей.

Статьи 43-54: Как осуществляются положения Конвенции

В этих статьях содержится разъяснение того, что правительства, Организация Объединённых Наций (включая Комитет по правам ребёнка и ЮНИСЕФ), а также другие организации делают для обеспечения всем детям возможности пользоваться всеми имеющимися у них правами.

Этот документ составлен при поддержке Комитета ООН по Правам Ребенка.

До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции.

Статья 2. Запрещение дискриминации

Ты не должен подвергаться дискриминации по какой-либо причине, включая по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, социального или имущественного положения, состояния здоровья и рождения, твоих родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка

Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению твоих интересов и интересов любого ребенка.

Статья 4. Осуществление прав Конвенции

Государство должно позаботиться, чтобы права этой Конвенции были доступны тебе и всем детям.

Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

Твоя семья несет основную ответственность за твое воспитание так, чтобы по мере того, как ты рос, ты учился правильно пользоваться своими правами. Государство должны уважать это право.

Статья 6. Право на жизнь и развитие

Ты имеешь право жить и развиваться. Государство обязано обеспечить твое выживание и здоровое развитие.

Ты имеешь право на официальную регистрацию твоего рождения, имя и гражданство. Ты имеешь право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8. Сохранение индивидуальности

Государство должно соблюдать твое право на имя, гражданство и семейные связи.

Статья 9. Разлучение с родителями

Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда этов твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.

Статья 10. Воссоединение семьи

Если ты и твои родители живете в разных странах, ты должен иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения с твоими родителями или воссоединиться семьей.

Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну

Государство должно предпринять меры, чтобы предотвратить незаконный вывоз тебя из твоей страны.

Статья 12. Уважение взглядов ребенка

Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение и твое мнение должно быть учтено при принятии таких решений.

Статья 13. Свобода выражения и информации

Ты имеешь право иметь, искать, получать и передавать информацию любого рода (например, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета), если только эта информация не вредит тебе и другим людям

Статья 14. Свобода мысли, совести и религии

Ты имеешь право на убеждения и религию и можешь практиковать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Твои родители должны разъяснить тебе эти права.

Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний

Ты имеешь право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не вредит другим людям.

Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.

Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации

Ты имеешь право на достоверную информацию из разных источников, включая книги, газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет. Информация должна быть полезной и доступной твоему пониманию.

Статья 18. Ответственность родителей

Родители несут равную ответственность за твое воспитание и развитие и должны всегда учитывать твои наилучшие интересы. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.

Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения

Государство должно обеспечить, чтобы о тебе хорошо заботились, и защищало тебя от насилия, небрежного отношения и жестокого обращения со стороны родителей или тех, кто о тебе заботится.

Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи

Если родители и семья не могут о тебе заботиться в достаточной мере, тогда за тобой должны смотреть люди, которые уважают твою религию, традицию и язык.

Статья 21. Усыновление

Если тебе усыновляют, прежде всего должны неукоснительно соблюдаться твои наилучшие интересы, в независимости от того, усыновлен ли ты в стране, где родился, или тебя перевезли жить в другую страну.

Статья 22. Дети-беженцы

Если ты приехал в новую страну, потому что на твоей родине опасно жить, ты имеешь право на защиту и поддержку. Ты имеешь право на такие же права, как и дети, рожденные в этой стране.

Статья 23. Дети-инвалиды

Если у тебя особенности развития в умственном или физическом отношении, ты имеешь право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ты мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям.

Статья 24. Здоровье и здравоохранение

Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Статья 25. Периодическая оценка при попечении

Если ты находишься на попечении, и о тебе заботятся местные власти или учреждения, а не твои родители, государство должно регулярно проверять твои условия жизни, чтобы удостовериться, что за тобой обеспечен хороший уход.

Статья 26, Социальное обеспечение

Общество, в котором ты живешь, должно предоставить тебе возможность пользоваться его благами, которые помогают тебе развивать и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей.

Статья 27. Уровень жизни

Ты имеешь право на право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28. Право на образование

Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Статья 29. Цели образования

Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.

Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

Ты имеешь право говорить на родном языке, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию в независимости от того, разделяют ли их большинство людей в твоей стране.

Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь

Ты имеешь право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32. Детский труд

Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать.

Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств

Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь тебя от незаконного употребления наркотиков, не допустить твоего участия в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации

Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия.

Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения

Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей в другие страны с целью эксплуатации.

Статья 36. Защита от других форм эксплуатации

Ты должен быть защищен от любых действий, которые могут нанести вред твоему развитию и благополучию.

Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы

Если ты нарушил закон, с тобой не должны обращаться жестоко. Тебя не могут поместить в тюрьму вместе со взрослыми, у тебя должна быть возможность поддерживать контакт со своей семьей.

Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами

Если тебе не исполнилось 15 лет (18 в большинстве европейских стран), государство не должно позволить тебе вступать в армию или напрямую участвовать в вооруженных конфликтах. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39. Восстановительный уход

Если ты оказался оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить твое физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества.

Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Если тебя обвинили в нарушении законов, с тобой должны обращаться так, чтобы твое человеческое достоинство было сохранено. Ты имеешь право на правовую помощь и можешь быть приговоренным к тюремному заключению только за очень серьезные преступления.

Статья 41. Применение наивысших норм

Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны. Статья 42. Распространение информации о Конвенции

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.

Статьи 43-54. Обязательства государств

Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей.

Примечание: Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции.

a girl smiling

Конвенция о Правах Ребенка является международным договором, в котором признаются права детей, которые определены как лица в возрасте до 18 лет. Конвенция постановляет что, государства-участники должны обеспечивать специальными меры защиты и помощь, доступ к таким услугам, как образование и здравоохранение, условия для развития личности, способностей и талантов в полной мере, среду счастья, любви и понимания, информирмацию и участие в достижении своих прав доступным и активным способом для каждого ребенка, без дискриминации и исключений.

Как было решено, что следует включить в Конвенцию о Правах Ребенка?

Стандарты Конвенции о Правах Ребенка обсуждались правительствами, неправительственными организациями, правозащитниками, юристами, специалистами здравоохранения, социальными работниками, работниками образования, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10 лет. Результатом является согласованный документ, который учитывает важность традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает конкретные потребности развивающихся стран.

Как Конвенция о Правах Ребенка защищает права детей?
Как Конвенция о Правах Ребенка определяет ребенка?
Каковы руководящие принципы Конвенции?

Руководящими принципами Конвенции являются: недискриминация; наилучшие интересы ребенка как первостепенное значение во всех действиях, касающихся детей; неотъемлемое право ребенка на жизнь и обязанность государств-участников обеспечивать в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка; и право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся ребенка, при этом этим взглядам уделяется должное внимание.

Каково видение ребенка в Конвенции о Правах Ребенка?

Конвенция предоставляет универсальный набор стандартов, которых должны придерживаться все страны. Это отражает новое видение детства. Дети не являются собственностью их родителей и не являются беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются объектом своих собственных прав. Конвенция предлагает видение ребенка как отдельного человека, члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Признание прав ребенка таким образом твердо ставит акцент на целом ребенке.

Чем отличается Конвенция о Правах Ребенка?

Конвенция:

  • Является наиболее широко ратифицированным договором в области прав человека в истории - она действует практически во всех странах мира, обеспечивая тем самым общую этическую и правовую основу для реализации прав детей.
  • Впервые была принята как официальное обязательство обеспечить реализацию прав ребенка и следить за прогрессом в положении детей.
  • Указывает на то, что права детей больше не могут восприниматься как вариант, как вопрос об одолжении или доброте по отношению к детям или как выражение благотворительности. Права детей порождают обязанности и ответственность, которые мы все должны соблюдать и уважать.
  • Была признана негосударственными организациями.
  • Является справочным материалом для многих организаций, работающих с детьми и для детей, включая НПО и организации системы ООН.
  • Подтверждает, что все права одинаково важны и необходимы для полного развития ребенка и что каждый ребенок важен.
  • Вновь подтверждает понятие ответственности государства за реализацию прав человека и связанные с этим ценности прозрачности и общественного контроля.
  • Продвигает международную систему солидарности, направленную на реализацию прав детей. Странам-донорам предлагается оказывать помощь в тех областях, где были выявлены конкретные потребности; страны-получатели также должны направлять зарубежную помощь в целях развития.
  • Подчеркивает роль общества, общин и семей в поощрении и защите прав детей.
Сколько стран ратифицировали Конвенцию о Правах Ребенка?

Конвенция о Правах Ребенка является наиболее быстро ратифицированным договором о правах человека в истории. Конвенцию ратифицировали больше, чем любой другой договор в области прав человека за всю историю - 196 стран стали государствами-участниками Конвенции по состоянию на октябрь 2015 года. Только Соединенные Штаты Америки не ратифицировали Конвенцию. Подписав Конвенцию, Соединенные Штаты заявили о своем намерении ратифицировать, но еще не сделали этого.

Как международное сообщество контролирует и поддерживает прогресс в осуществлении Конвенции?

Комитет по правам ребенка, выборный орган независимых экспертов, который следит за осуществлением Конвенции, требует того, чтобы правительства, ратифицировавшие Конвенцию, представляли регулярные доклады о состоянии прав детей в своих странах. Комитет рассматривает эти доклады и дает рекомендации государствам. При необходимости Комитет призывает международную помощь от других правительств и техническую помощь от таких организаций, как ЮНИСЕФ.

Какие шаги побуждают правительства предпринять Конвенцию о Правах Ребенка и Комитет по правам ребенка?

В своих обзорах страновых докладов Комитет настоятельно призывает правительства всех уровней использовать Конвенцию в качестве руководства при разработке и осуществлении политики, в том числе: имея национальный план для детей, следя за тем, какая часть бюджета расходуется на детей, проводя регулярные оценки воздействия во всех государственных ведомствах с использованием надежных данных о жизни детей и наличия независимого омбудсмена по делам детей.

В каких областях Конвенция о правах ребенка была наиболее эффективной?

За 30 лет, прошедших после принятия Конвенции, жизнь миллионов детей улучшилась за счет постепенного осуществления прав и выполнения обязательств, закрепленных в Конвенции и трех ее Факультативных протоколах. Конвенция вдохновила изменения во всех частях света, включая:

  • Включение принципов прав ребенка в законодательство
  • Создание межведомственных и междисциплинарных органов по вопросам прав ребенка.
  • Разработку национальных программ для детей
  • Содействие уполномоченным по правам детей или уполномоченным по правам детей
  • Реструктуризацию бюджетных ассигнований на реализацию прав детей
  • Вмешательства, направленные на выживание и развитие ребенка
  • Устранение дискриминации и других препятствий на пути реализации прав ребенка, включая социально-экономическое неравенство среди детей
  • Создание возможностей для детей выражать свои взгляды и быть услышанными
  • Расширение партнерских отношений для детей
  • Оценку воздействия мер на детей.
Как ЮНИСЕФ использует Конвенцию о Правах Ребенка?

ЮНИСЕФ является единственной организацией, специально названной в Конвенции о Правах Ребенка в качестве источника экспертной помощи и совета. Конвенция предоставляет ЮНИСЕФ указания относительно областей, которые должны быть оценены и рассмотрены, и является инструментом для измерения прогресса, достигнутого в этих областях. Помимо сохранения акцента на выживании и развитии детей, ЮНИСЕФ должен учитывать положение всех детей, анализировать экономическую и социальную среду, развивать партнерские отношения для усиления ответных мер (включая участие самих детей), поддерживать вмешательства на основе -дискриминация и действия в наилучших интересах ребенка.

С рождения ребенок имеет права:

  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются права

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

С 8 лет добавляются права:

• на участие в детском общественном объединении;

обязанности:

  • соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

  • перед детским общественным объединением и его участниками.

с 10 лет добавляются права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

  • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

  • выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

С 15 лет добавляются права:

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

ответственность:

  • за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
  • за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

К разработке конвенции Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979 г.). К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже. Конвенция — это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложность и длительность (десять лет) его разработки. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.

Конвенция о правах ребенка является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Государства-участники этой конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм конвенции, мы представили их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

Конвенция о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.):

  • на жизнь
  • на имя
  • на равенство в осуществлении своих прав
  • другие права


Права, обеспечивающие семейное благополучие ребенка

  • забота родителей о детях
  • обязанности государства помогать детям, оставшимся без родителей
  • другие права


Права, обеспечивающие свободное развитие личности ребенка

  • право свободно выражать свое мнение
  • право объединяться в ассоциации
  • право иметь свободу мысли
  • право свободы совести и религии
  • другие права


Права, обеспечивающие здоровье детей

  • право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения
  • другие права


Права, защищающие ребенка

  • от экономической и другой эксплуатации
  • от привлечения к производству и распространению наркотиков
  • от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы
  • другие права


Права, способствующие образованию детей и их культурному развитию

  • право на бесплатное образование
  • право на пользование культурой
  • другие права


Согласно конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

Интересное положение конвенции — признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка. При этом государства-участники обязались уделять этим взглядам "должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Для нас, взрослый вы или еще ребенок, очень важно, чтобы ваши взгляды были встречены окружающими с уважением.

В кинофильме "Доживем до понедельника " старшеклассники писали сочинение на тему "Что такое счастье?" У одного ученика оказалось самое короткое сочинение. Он просто написал: "Счастье — это когда тебя понимают".

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция о правах ребенка охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка.

Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции о правах ребенка обращена к правительственным органам, учреждениям, организациям - наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна также подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: