Содержание в дисциплинарной воинской части как вид уголовного наказания презентация

Обновлено: 04.05.2024

1. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора
не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается
на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями
Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также
в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности
замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной
воинской части на тот же срок.

2. При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок
содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы
за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Комментарий к Ст. 55 Уголовного кодекса

Содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части состоит в отбывании наказания в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Наказание применяется в двух случаях: а) при совершении преступлений против военной службы; б) при совершении преступлений, не относящихся к разряду преступлений против военной службы, когда данный вид наказания заменяет лишение свободы на срок не свыше двух лет.

Второй комментарий к Ст. 55 УК РФ

1. Особенность этого наказания заключается в том, что осужденный продолжает нести военную службу, однако режим ее несения резко ужесточается, становясь зачастую похожим на режим отбывания лишения свободы.

2. Содержание в дисциплинарной воинской части может применяться только в качестве основного наказания к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

3. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены назначенного наказания в виде лишения свободы на срок от двух месяцев до двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

4. Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Режим дисциплинарной воинской части по своим основным характеристикам сходен с режимом исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается.

Третий комментарий к статье 55 УК РФ

1. Содержание в дисциплинарной воинской части согласно ст. 55 УК назначается военнослужащим, проходящим срочную (обязательную) военную службу по призыву и контракту на должностях рядового и сержантского состава и приравненным к ним лицам (курсантам военных училищ и иных военно-учебных заведений).

2. Данный вид наказания является основным его видом (ст. 45 УК), в том числе при условном осуждении (ст. 73 УК).
Содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено только тем лицам, которые к моменту совершения преступления приняли присягу.

3. Дисциплинарная воинская часть (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) - это место отбытия наказания осужденных военнослужащих за преступления против военной службы. Основные положения, касающиеся дисциплинарной воинской части, регулируются в Постановлении Правительства РФ от 4 июня 1997 г. N 669 "Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 23. Ст. 2697).
В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия. После отбытия наказания в дисциплинарной воинской части военнослужащие возвращаются в обычные воинские части для дальнейшего прохождения службы.

4. Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Однако осужденным военнослужащим, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы.
Порядок исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части, помимо УИК РФ, подробно регламентируется Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302 (в ред. от 04.09.2006).

Порядок и условия исполнения наказаний в отношении осужденных военнослужащих
1 слайд. Актуальность.
Для поддержания порядка в стране, поддержания стабильной обстановки государства и отдельных его граждан, задевая вопрос военнослужащих, государственная власть должно осуществлять меры безопасности, а именно по предотвращению различных противоправных действий с их стороны.
2 слайд. Цель.
Целью данной работы является изучение порядка и условий исполнения наказаний в отношении осужденных военнослужащих.
Объект исследования – уголовные наказания в отношении осужденных военнослужащих.
Предмет исследования – условия исполнения содержания в дисциплинарной части ограничения по военной службе.
3 слайд. Ограничение по военной службе как вид уголовных наказаний
В соответствии со статьей 51 Уголовного кодекса ограничение по военной службе представляет собой вид уголовного наказания, которое назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Применяется в отношении специальной категории осужденных, а именно старшин, мичманов, прапорщиков, офицеров.
Данное наказание назначается военнослужащим осужденным, которые проходят военную службу по контракту:
- за совершение преступлений против военной службы (глава 33 Уголовного Кодекса);
- за общеуголовные преступления вместо исправительных работ, которые предусмотрены Особенной частью Уголовного кодекса РФ (например, за побои, кражу, незаконную охоту).
4 слайд. Правоограничения по уголовному наказанию ограничения по военной службе

5 слайд. Применение наказания в виде ограничения по военной службе
за 2016 – 2018 гг.
В практике назначения уголовных наказаний за 2016 – 2018 годы применение наказания в виде ограничения по военной службе составило: в 2016 году - 1,18%, в 2017 году - 1,31%, в 2018 году - 1,33% от общего числа назначенных военнослужащим наказаний за воинские и общеуголовные преступления.
6 слайд. Содержание в дисциплинарной части: понятия и содержания
В соответствии со статьей 55 Уголовного кодекса РФ содержание в дисциплинарной воинской части выступает специальным видом основного наказания, которое назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также тем, кто проходит военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили оговоренного законодательством срока службы по призыву.Содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено за совершение преступлений против военной службы - на срок от трех месяцев до двух лет; в иных случаях - вместо лишения свободы, если суд, при учете характера самого преступления и личности виновного, сочтет возможным заменить лишение свободы на срок не свыше двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на такой же срок. 7 слайд. Порядок и условия исполнения ограничения по военной службе
Регламентируется статьями 143 - 148 Уголовного-исполнительного кодекса РФ и разделом II.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) [1] возлагает на граждан обязанность и долг по защите отечества. Институт защиты отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер и военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым в обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

Опасность противоправного поведения военнослужащих объективно связана с ослаблением воинской дисциплины, с дискредитацией воинских отношений, снижением боеготовности и, как следствие, невозможностью надлежащего выполнения войсками своих конституционных обязанностей и реализации мирной оборонной доктрины государства. Боеготовность и обороноспособность важны не только как факторы защиты от внешней угрозы, они оказываются значимым показателем национального здоровья и внутренней устойчивости страны.

Учитывая исторические традиции и современные реалии в организации деятельности ряда органов государственной власти, используются элементы военной службы, что приводит к похожести работы их сотрудников на военную службу. Однако, специфика исполнения и отбывания воинских наказаний, определяемая уголовно-исполнительным законодательством, распространяется именно на категории лиц, относящиеся к военнослужащим, и деятельность, которая считается военной службой. Данный факт необходимо учитывать при решении вопроса привлечения к уголовной ответственности и определения особенностей отбывания наказаний.

Объектом исследования в курсовой работе являются правоотношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Предметом исследования в курсовой работе являются нормы права, регулирующие исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Цель курсовой работы: анализ особенностей исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:

- раскрыть понятие и правовое регулирование организации военной службы;

- изучить уголовную ответственность военнослужащих;

- рассмотреть уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих;

- выявить проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

В ходе изучения исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих используются следующие методы: системно-структурный нормативный.

Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, УИК РФ [2] , федеральные законы РФ.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при дальнейшем изучении исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава.1 Теоретико-правовые основы статуса и уголовной ответственности военнослужащих

1.1.Понятие и правовое регулирование организации военной службы.

Военная служба выступает одним из важнейших видов деятельности граждан, непосредственно связанным с обеспечением безопасности государства. Посредством неё выполняется множество разнообразных задач и функций, от успешного осуществления которых зависят стабильность в обществе, его способность функционировать и защищаться извне.

Вышесказанное обуславливает сложность и многообразность построения военной службы на территории РФ. Так, основной военной организацией государства являются Вооружённые Силы РФ, состоящие из центральных органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций. В соответствии с установленной организационной структурой Вооружённых Сил РФ и системой должностей можно выделить следующие формы военной службы: военная служба офицеров; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин.

Согласно Закону о воинской обязанности и военной службе, военная служба также может осуществляться в зависимости от способа поступления на неё. В этом ключе выделяются военная служба по призыву и военная служба по контракту. В основе разграничения этих категорий находятся основания зачисления на военную службу, условия и порядок её прохождения. Так, граждане призываются на военную службу в соответствии с указами Президента Российской Федерации. Так, в Указе Президента РФ от 30.03.2020 № 232 регламентируется, что с 1 апреля по 15 июля 2020 г. должен быть обеспечен призыв граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, в количестве 135 тыс. человек [4] .

Началом военной службы нужно считать день, когда гражданин покинул военкомат субъекта Российской Федерации к месту своей службы. Также с этого момента военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной или к иным видам юридической ответственности по военному законодательству. Из этого следует, что гражданин приобретает статус военнослужащего и обретает новые права, обязанности и несет ответственность с того момента, когда начал проходить военную службу.

Основной срок прохождения военной службы по призыву составляет 12 месяцев. Последним днем военной службы считается тот день, когда военнослужащий исключается из состава воинской части.

Отметим, что за уклонение от военной службы по призыву в РФ гражданин подвергается административной или уголовной ответственности. Так, например, в КоАП РФ предусмотрена ст. 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту. Неявка гражданина, который состоит или обязан состоять на воинском учёте, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в назначенное время и место без уважительной причины влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трёх тысяч руб [5] .

Условиями прохождения военной службы по контракту является ее прохождение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях или органах в определенный контрактом срок. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Военнослужащий обязуется добросовестно выполнять все обязанности, установленные законодательством, а также получает право на соблюдение своих прав и прав членов семьи, на получение установленных льгот, гарантий и компенсаций. Последнее, в свою очередь, не предусматривается для лиц, проходящих военную службу по призыву.

Стоит отметить, что к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту предъявляются повышенные требования. Так, они должны владеть государственным языком РФ, соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к определённым военно-учётным специальностям. Также в п. 4 ст. 33 Закона о воинской обязанности и военной службе к поступающим на службу по контракту закрепляются требования по уровню образования, квалификации и физической подготовки.

К правам военнослужащих относятся законодательно установленные правовые возможности, необходимые для осуществления их должностных обязанностей по тем или иным должностям военной службы. Стоит отметить, что некоторые права военнослужащих, имеющие прежде всего конституционную природу, могут быть ограничены, поскольку это необходимо для поддержания безопасности и обороны государства. К примеру, гражданин, призванный на военную службу, не может в полной мере реализовать свое право на свободу распоряжения способностями к труду, на свободу передвижения. Военная служба по призыву осуществляется вне зависимости от воли призываемых граждан, тем самым происходит ограничение определённых прав военнослужащих.

В правовом статусе военнослужащего важным является и то, что его особенности определяются также возложенными на него обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни и здоровья. К числу них относятся общие обязанности, выражающиеся в хранении верности Военной присяге, служении народу РФ, соблюдении законодательства РФ, выполнении требований командиров и др.; должностные и специальные обязанности [8] .

Юридическую ответственность военнослужащего стоит рассматривать как предусмотренную правовыми нормами обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. В Законе о статусе военнослужащих регламентируется возможность привлечения военнослужащего, совершившего правонарушение, к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения.

Институт юридической ответственности военнослужащих является сложным и многоплановым по своему содержанию, соприкасается прежде всего с исключительностью выполняемых ими задач по защите Отечества, военно-правовых норм.

В заключение отметим, что на современном этапе правовому элементу в реформировании военной службы РФ отводится приоритетная роль. Это выражается в широком массиве сложившихся правовых основ, регулирующих её организацию и прохождение, а также во взаимодействии и функционировании государственных органов, организаций, воинских формирований, частей и других субъектов, выполняющих задачи по военному управлению, обеспечению защиты и безопасности государства. Вместе с этим вопросы, связанные с совершенствованием института военной службы в РФ, не перестают быть предметом для дальнейших научных исследований и разработок.

1.2.Уголовная ответственность военнослужащих.

Как было отмечено выше, в статус военнослужащего помимо прав и обязанностей входит и ответственность. Особое место среди видов ответственности занимает - уголовная.

Правовым основанием для уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина РФ. Эта норма права запрещает гражданам уклоняться от исполнения воинской службы, а военнослужащим - нарушать установленный уставами, порядок прохождения военной службы.

Исходя из выше указанной норм, можно сделать определенные выводы.

Во-первых, связь уголовного законодательства и устройства военной службы, а именно обеспечение боевой готовности через уголовно правовые средства.

Во-вторых, возможность применения в мирное время, так как уголовная ответственность в военное время будет определяться законами военного времени, а также особый статус субъектов преступлений против военной службы.

Военно-служебные отношения делятся на общие и специальные. Общие - это те отношения субъекты которых являются все военнослужащие. Специальные соответственно устанавливаются в особых сферах военной службы,

К общим относятся преступления против порядка подчиненности и нарушения воинских уставных взаимоотношений - ст.ст. 332-336 УК РФ. Против порядка пребывания на военной службе - ст.ст. 337-339 УК РФ. Также против порядка сбережения военного имущества - ст.ст. 345-348 УК РФ. К особенным будет относиться - ст.ст. 340-344, 349-352 УК РФ [9] .

При всем при этом в уголовном законодательстве и исходя из правового положения военнослужащего, присутствуют некие

обстоятельства, исключающие ответственность военнослужащих.

Глава 8 УК РФ содержит все обстоятельства, исключающие ответственность, к ним относятся:

Статья 37 - Необходимая оборона;

Статья 38 - Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

Статья 39 - Крайняя необходимость;

Статья 40 - Физическое или психическое принуждение;

Статья 41 - Обоснованный риск;

Статья 42 - Исполнение приказа или распоряжения.

Таким образом, уголовная ответственность военнослужащих представляет собой совокупность предусмотренных военно-уголовным законодательством мер государственного принуждения, которые в соответствии с приговором военного суда применяются к лицу, совершившему преступления в период прохождения военный службы. Существование института уголовной ответственности военнослужащих - объективная социально-правовая необходимость, обусловленная важностью объекта уголовно-правовой охраны, посягательство на который создает реальную угрозу причинение вреда военной безопасности государства, а также вызванная спецификой военной службы, воинских правоотношений и особым правовым статусом военнослужащих. Содержание уголовной ответственности военнослужащих определяется теми неблагоприятными последствиями физического, имущественного и морального характера, которые претерпевают военнослужащие, признанные приговором суда виновными в совершении преступлений. Реализуются эти правовые последствия в форме осуждения преступника, применения к нему наказания и судимости.

Глава.2 Анализ исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих

2.1.Уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

В соответствии с уголовным законодательством, военнослужащим могут быть назначены большая часть наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ. Вместе с тем, применение некоторых санкций допускает возможность сохранения за осужденным правового статуса военнослужащего. По данному основанию, наказания, предусмотренные уголовным законом можно разделить на две большие группы. К первой относятся наказания, назначение которых влечет к увольнению военнослужащего с военной службы, и, как следствие, к потере им его воинского статуса. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" такими наказаниями являются: ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, лишение воинского звания, лишение права занимать определенные (воинские) должности. Исходя из общих принципов права и судебной практики, к рассматриваемой группе наказаний следует отнести так же пожизненное лишение свободы и смертную казнь.

Ко второй группе мы должны отнести наказания, назначение которых может совмещаться с дальнейшим прохождением военной службы, следовательно, военнослужащий, в данном случае, сохраняет свой воинский статус, хотя некоторые его элементы могут претерпеть изменения, вызванные необходимостью отбывания наказания. Примерами здесь могут служить следующие наказания: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград.

Особенностью перечисленных наказаний, составляющих как первую, так и вторую группу, является тот факт, что они могут быть назначены как военнослужащим, так и иным лицам (за исключением наказания в виде лишения воинского звания), в этом смысле данные виды наказаний применяются к военнослужащим на общих основаниях.

Вместе с тем, ко второй группе также необходимо отнести наказания, которые могут быть применены исключительно к военнослужащим (в литературе зачастую данные санкции называются воинскими наказаниями). К наказаниям данного рода относятся: ограничение по военной службе, арест с отбыванием на гауптвахте, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение воинского звания. Данные наказания принято выделять в отдельную подгруппу [11] .

В свою очередь, воинские наказания в силу их индивидуальных особенностей, могут быть разделены на несколько категорий. Во-первых, наказание в виде лишения воинского звания может быть назначено только как дополнительное наказание, остальные воинские наказания применяются только в качестве основных видов наказаний (ст. 45 УК РФ). Во-вторых, наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе) (ст. 51 УК РФ). В-третьих, наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части) (ст. 55 УК РФ); В-четвёртых, наказания, которые могут применяться ко всем категориям военнослужащих (арест с отбыванием на гауптвахте) (ч. 3 ст. 54 УК РФ).

В соответствии с нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, целями применения уголовных наказаний являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Вместе с тем в научной литературе можно встретить расширенное толкование данного правового института. В качестве одной из целей применения специаль­ных видов наказаний к военнослужащим относит воинское воспитание. Кара является основной составляющей наказания. Существуют и другие позиции, однако, говоря о целях применения именно воинских наказаний, хотелось бы акцентировать внимание на сохранении за военнослужащими их воинского статуса, на использование данных взысканий с целью сохранения и укрепления кадрового потенциала вооруженных сил, следовательно, повышения степени безопасности общества и государства. В данном случае военнослужащие остаются в сфере воинских правоотношений, продолжают в той или иной степени военную подготовку, на них распространяют свое действие уставы Вооруженных Сил [12] .

В настоящее время, по данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, отмечается снижение как общего числа военнослужащих, осужденных за совершение преступления (в 2016 г. - 5512 человек; в 2017 г. - 4928 человек; 2018 г. - 4591 человек; в 2019 г. - 3925 человек), так и числа назначаемых воинских наказаний (в 2016 г. - 394; в 2017 г. - 393; 2018 г. - 378; в 2019 г. - 302) [13] .

Особенности структуры и динамики судимости по наиболее распространённым преступлениям и категориям осуждённых предлагаем рассмотреть на примере войск Центрального военного округа (ЦВО).

В связи с уменьшением судимости с 49 до 41 осужденных, то есть на 8 человек, судимость по воинским частям, подчиненным ЦВО, уменьшилась на 18 человек, с 27 до 9 осужденных, то есть на 66,7%.

Удельный вес осужденных за воинские преступления (осуждено 3 военнослужащих), что составляет 33,3% (было 65,38%) от числа осужденных по округу. В отчетном периоде всего за уклонение от военной службы осуждено 3 военнослужащих. В 2018 году за уклонение от военной службы осуждено 13 человек, что составило 86,7% от осужденных за воинские преступления.

Структура и динамика судимости по наиболее распространённым преступлениям и категориям осуждённых на примере войск Центрального военного округа (ЦВО)

Согласно ст. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Данный вид наказания назначается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений против воен­ной службы, а также в случаях, когда характер преступления и лич­ность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо ли­шения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Рассматриваемое наказание характеризуется специфическими признаками. Прежде всего, осужденные военнослужащие отбывают его в специальных воинских формированиях — отдельных дисцип­линарных батальонах или ротах.

Режим дисциплинарной воинской части по своим основным ха­рактеристикам сходен с режимом исполнения и отбывания наказа­ния в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении сол­дат (матросов) и носят единые, установленные для данной дисцип­линарной воинской части форму одежды и знаки различия.

В период отбывания наказания осужденные военнослужащие привлекаются к труду на объектах дисциплинарной воинской части либо на других объектах, определяемых Министерством обороны РФ, а также для выполнения работ по обустройству дисциплинарной воинской части. При невозможности обеспечения осужденных работой на указанных объектах они могут привлекаться к труду в других организациях при соблюдении требований режима дисциплинарной воинской части.

Помимо привлечения к труду, осужденные военнослужащие в период отбывания наказания проходят военную подготовку, которая проводится по специальным программам, разработанным Мини­стерством обороны РФ. В процессе военной подготовки осужденные изучают уставы, наставления и приказы Вооруженных Сил РФ, за­нимаются строевой и технической подготовкой, изучают материаль­ную часть вооружения и проходят иную подготовку, за исключени­ем учебных стрельб.

Время пребывания осужденного военнослужащего в дисципли­нарной воинской части, по общему правилу, в общий срок военной службы не засчитывается. Поэтому после отбытия наказания это лицо должно продолжать службу, определенную сроком призыва.

54. Уголовно-правовая характеристика лишения свободы на определенный срок как вида наказания. Правила назначения осуж­денным к лишению свободы вида исправительного учреждения.

Лишение свободы — одно из самых строгих уголовных наказа­ний по действующему законодательству. Оно может быть назначено только в качестве основного наказания и лишь тогда, когда этот вид наказания прямо предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой осуждается виновное лицо.

В соответствии со ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в коло­нию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что правильно поступают те суды, которые наказание в виде лишения свободы применяют в следующих случаях.

Во-первых, при совершении лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, и особенно направленного против жизни, здоровья и свободы граждан, насильственного изъятия их собственности и т.п.

Во-вторых, как правило, лишение свободы обоснованно назна­чается лицам, ранее судимым.

В-третьих, справедливым следует признать назначение судами лишения свободы активным участникам преступных группировок.

В-четвертых, назначение лишения свободы вполне оправданно лицам, исключительно отрицательно характеризующимся по месту работы и в быту; страдающим алкоголизмом либо наркоманией; совершившим несколько преступлений и т.п.

Срок лишения свободы составляет от двух месяцев до двадцати лет.

Главным, что определяет сущность этого наказания, является то, что лишение свободы состоит в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, ис­правительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Помещение осужденных в указанные исправительные учрежде­ния означает, прежде всего, их физическую изоляцию. Такая мера, на наш взгляд, необходима, ибо в отношении опасных преступников нет и не может быть более эффективных средств воздействия, чем строгая изоляция их от общества. Именно поэтому лишение свободы должно применяться только в тех случаях, когда посредством друго­го наказания нельзя добиться исправления осужденного и решить задачи специального и общего предупреждения.

Статья 58 УК РФ устанавливает правила определения вида исправительного учреждения, в котором осужденный будет отбывать лишение свободы:

а) осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению

свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения;

б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, - в исправительных колониях общего режима;

в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы - в исправительных колониях строгого режима;

г) мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях особого режима;

д) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше

пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме;

е) лицам, осужденным к лишению свободы, не достигших к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях.

Таким образом, законодатель исключил отбытия для женщин наказания в виде лишения свободы в

колониях строго режима.

Суд, при назначении наказания на определенный срок обязан руководствоваться положениями ст. 58 УК РФ выбирая режим исправительного учреждения. Но при этом имеет право выбора назначать либо нет отбывание части наказания в тюрьме.

Читайте также: