Какой приговор вынес глагол в стране невыученных уроков

Обновлено: 17.05.2024

Сценарий для детского театра, где будут играть сами дети.

ВИТЯ ПЕРЕСТУКИН
КОТ КУЗЯ
РАДИОПРИЕМНИК
УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА
УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ
УЧЕБНИК ГЕОГРАФИИ
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
КОРОВА
ДВА ЗЕМЛЕКОПА
ПЛЮС
МИНУС
ТОЧКА
ЗАПЯТАЯ
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
ДВА ПОМОЩНИКА ГЛАГОЛА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

( Музыка. Занавес открывается. На сцене комната Вити Перестукина. В комнате находятся Витя, Кот Кузя и Радиоприемник ( на ребенка, который играет Радиоприемник можно повесить как плакат нарисованный радиоприемник, можно также сделать надпись ). Витя играет в мячик с Котом Кузей.)

ВИТЯ : Кузя, поймай ! А, не поймал, не поймал !

РАДИОПРИЕМНИК : Ай-ай-ай ! Вместо того, чтобы делать уроки…

ВИТЯ : Отстань ! А то выключу !

РАДИОПРИЕМНИК : Ну ладно, ладно !

( Витя садится за стол, берет в руки дневник.)

РАДИОПРИЕМНИК : Ребята, у которых в дневнике одни двойки…

ВИТЯ : Выключу !
Подумаешь, двойки…
Ладно, посмотрим, что там задали по арифметике…

( Кот Кузя заглядывает в дневник.)

ВИТЯ : А ну брысь ! Лучше принеси мне мячик !

РАДИОПРИЕМНИК : Ребята, которым на дом задают задачи…

ВИТЯ : Выключу !
Ну ладно, ладно ! Буду решать задачу ! ( Открывает учебник, читает задачу )
Три землекопа вырыли траншею в 36 погонных метров за 2 дня…
Так-так-так ! Понятно… Сколько требуется землекопов .
Простая задача ! Помножим землекопов… или нет, разделим лучше их на дни !
Три землекопа разделить на два, получилось полтора землекопа. Ерунда какая-то !
Но зато теперь можно отдыхать ! Задача решена ! Ура !

Землекопа полтора,
Отдыхать теперь пора !

ВИТЯ : Что ай-ай-ай ?

РАДИОПРИЕМНИК : У мальчика нет никакого характера !

ВИТЯ : Ой ! А где ж его взять, если нет ?

РАДИОПРИЕМНИК : Характер надо воспитывать !
Настоящий мальчик должен иметь волю, настойчивость, презирать опасности,
бороться с трудностями !

ВИТЯ : Я бы презирал ! Я бы боролся ! Да только где их взять трудности-то ?

РАДИОПРИЕМНИК : Где их взять ?
А вот для начала сделай уроки, приведи в порядок учебники !

ВИТЯ : Учебники ! Да я ненавижу все эти учебники, пропади они пропадом !

( Витя бросает учебники на пол. Раздается грохот, мигает свет. Появляются живые учебники – Математика, География и Русский язык ( на детей, которые играют учебники, можно повесить как плакат нарисованные учебники).)

ВИТЯ : Ой ! Мамочка ! Кто это ?

УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ : ( возмущенно ) Он даже не узнает нас !

УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА : ( возмущенно ) Рисует на нас чертиков !

УЧЕБНИК ГЕОГРАФИИ : ( возмущенно ) Плохо учится !

ВИТЯ : Понятно ! Вы мои учебники ! Привет !
Что вам от меня надо ?
Как раз сегодня я приготовил уроки !

УЧЕБНИКИ : ( возмущенно ) Приготовил ?

УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА : Не повторил безударные гласные !

УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ : Неправильно решил задачу !

ВИТЯ : Подумаешь !
Проживу без безударных гласных и задачи мне решать не к чему !
Я буду путешественником ! Поеду в жаркие страны !

УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА : Мальчика надо спасать !

УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ : Да, надо срочно что-то делать !

ВИТЯ : А что это за страна ? Там есть трудности ?

УЧЕБНИК ГЕОГРАФИИ : Еще какие !

ВИТЯ : А опасности ?

УЧЕБНИК ГЕОГРАФИИ : Сколько угодно !

ВИТЯ : Тогда я согласен !

УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ : Ну, что ж ! Тогда слушай условие задачи : от Голубого озера до
Дворца Грамматики 12км. Идти будешь со скоростью 3 км в час. Там
ты встретишь трудности и опасности !
Высчитай, сколько часов тебе потребуется на дорогу. Не справишься с
трудностями, опаздаешь, навсегда останешься в Стране невыученных
уроков !

ВИТЯ : Ничего, справлюсь !

КОТ : И я с тобой, Витя !

ВИТЯ : Кузя, да ты человеческим языком заговорил !

ВИТЯ : Ха-ха ! Вот здорово !

УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ : Раз, два…

УЧЕБНИК ГЕОГРАФИИ : Стойте !
Вот тебе карта Страны невыученных уроков ! Пригодится !

( Музыка. Занавес закрывается.)

( Музыка. Занавес открывается. На сцене два дерева – в одной стороне арбузное (на ветках которого висят арбузы ), в другой стороне – хлебное ( на ветках которого висят булки ) и озеро. ( Деревья и озеро можно нарисовать ). Появляются Витя и Кот Кузя.)

ВИТЯ : Интересно, куда это мы попали ?

( Витя и Кот Кузя оглядываются.)

ВИТЯ : Ха-ха ! Арбузы ? Ну, я же говорил, что арбузы растут на деревьях ! А все смеялись !
( открывает карту ) Так, первым делом сориентируемся на местности !
Вот озеро, а вот дворец Грамматики. Понятно…
Теперь решим задачу : так… всего 12 км, скорость 3 км…

КОТ : Сложи 12 и 3 !

ВИТЯ : Что значит сложи ?! Тут надо подумать !!

КОТ : А разве ты думаешь, когда решаешь задачи ?

ВИТЯ : А ну, брысь ! Ты слышал, что сказала География ?
Не успеем вовремя прийти во Дворец Грамматики, навсегда останемся в Стране невыучен-
ных уроков !
( думает ) Решил !
Мы должны дойти до Дворца Грамматики за 4 часа !
( посмотрел на часы ) Сейчас час дня !

КОТ : Тогда пошли ?

ВИТЯ : Подожди ! Мне надо искупаться ! Ты чувствуешь, какая здесь жара ?

КОТ : А не опаздаем ?

ВИТЯ : Успеем еще !

( Появляется Белый медведь.)

КОТ : ( Вите ) Смотри !

ВИТЯ : Ой, прячемся !

( Витя и Кот Кузя пытаются спрятаться за арбузное дерево.)

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ : Ой, какое пекло !
Этот бездельник Витя Перестукин брякнул, что белые медведи живут на юге !
Эй, мальчик, скажи-ка мне, где водятся белые медведи !

ВИТЯ : ( испуганно ) Там, наверное . ( машет рукой ) Где восходит солнце !

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ : Ну, смотри, если ты меня обманул !

ВИТЯ : ( испуганно ) Ой, подожди, сейчас подумаю !
Белые медведи водятся там, где холодно . Значит, на севере !

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ : Вот это больше похоже на правду !
Мне нужно туда, где холодно, а то я совсем в этой шубе спекся !

( Белый медведь уходит, Витя и Кот Кузя выходят из-за дерева.)

КОТ : Фу, напугал !
Мышей здесь не видно, зато водятся медведи ! Это очень опасно !

ВИТЯ : А ты заметил, как мы преодолели первую опасность ?

КОТ : По-моему, с большим трудом !

ВИТЯ : Ерунда ! ( махнул рукой ) Главное, что преодолели !
Ну, пойду искупаюсь !

КОТ : А не опаздаем ?

ВИТЯ : Ну что ты заладил : опаздаем, опаздаем !
Ну ладно, пойдем !

( Витя и Кот Кузя идут и поют (или говорят).)

ВИТЯ : Мы весело шагаем,
КОТ : Не страшно нам вдвоем !
ВИТЯ : Опасность презираем,
КОТ : На трудности плюем !

ВИТЯ : Эх, скучно за партой уроки зубрить !
КОТ : Весело с картой по свету ходить !

( Витя и Кот Кузя подходят к хлебному дереву.)

ВИТЯ : Кузя, смотри ! Хлебное дерево !
А когда я сказал на уроке, что на хлебном дереве растут булочки, все засмеялись !
Даже двойку влепили !

КОТ : За правду всегда страдают !

( Появляется Корова. Она агрессивно настроена.)

КОРОВА : Кто такие ?

ВИТЯ : ( испуганно ) А-а… мы путешественники… А что Вы собираетесь делать ?

КОРОВА : Ничего особенного ! Я просто съем вас ! Вначале тебя, потом кота !

( Витя и Кот Кузя пытаются спрятаться за дерево.)

ВИТЯ : Ой, что Вы, что Вы ? Коровы не едят детей !

ВИТЯ : Да, да ! Это все знают !

КОРОВА : Нет, не все ! Например, Витя Перестукин сказал, что корова – это плотоядное животное !
А всем известно, что плотоядные – это хищники !
Вот поэтому я тут всех мелких зверюшек съела ! Понятно ?
У-ух ! Поймать бы этого Перестукина !

( Корова бодает дерево.)

ВИТЯ : Корова ! Ты же должна есть траву !

КОРОВА : А вот и нет ! Я плотоядное ! Хищник !

ВИТЯ : Нет, нет ! ( отползает вместе с Котом.)
Ты это… фруктоядное, нет… сеноядное !
Нет, нет ! Ты тра-во-яд-ное ! ( говорит по слогам )

КОРОВА : ( радостно ) Конечно, травоядное !
( поет ) Травушка, муравушка зелененькая…

ВИТЯ : ( выглядывает из-за дерева ) Значит ты не будешь нас есть ?

КОРОВА : Теперь не буду !
Ты ведь исправил ошибку Вити Перестукина !

ВИТЯ и КОТ : Ура !!

ВИТЯ : ( облегченно вздыхает ) Фу-у, еле спаслись !

КОТ : Да, натерпелись мы страху от этой коровы !

( Слышен бой часов.)

ВИТЯ : Ого, два часа ! Пойдем скорее !

( Музыка. Занавес закрывается.)

КОТ : Я устал ! Я пить хочу !

ВИТЯ : Терпи ! Мы должны воспитывать силу воли !

( Подходят к Плюсу и Минусу ).

КОТ : Ура ! Газировка ! ( хочет взять стакан с водой )

ВИТЯ : Кузя ! У меня нет денег !

ПЛЮС И МИНУС : Мы продаем воду не за деньги, а за правильные ответы !
Четырежды девять ?

ВИТЯ : ( неуверенно ) Кажется 46 .

МИНУС : Ответ отрицательный !

КОТ : Ой, спросите что-нибудь полегче !
То, что даже двоечникам известно !

ВИТЯ : ( Коту Кузе ) Ну, ты ! Не обзывайся !

ПЛЮС : Дважды два ?

КОТ : ( радостно ) Четыре ! Это даже котам известно !

ПЛЮС : Ответ положительный !

( Плюс или Минус дают Коту Кузе стакан с водой. Кот пьет половину и отдает половину Вите.
На сцене появляются два землекопа. На одного из них можно одеть мешок до пояса ( как будто его только половина).)

КОТ : ( испуганно ) А-а-а ! Ноги !

ВИТЯ : ( тоже испуганно ) А где все остальное ?
Трамвай его что ли переехал ?

ЗЕМЛЕКОП : ( сердито ) Его переехал двоечник ! Перестукин !
Решил задачу так, что у него получилось полтора землекопа !
Вот ! Полюбуйся !

( Землекоп протягивает Вите тетрадь.)

КОТ : ( Вите ) Да это же твоя тетрадь !

ВИТЯ : ( Коту Кузе ) Молчи !
( обращается к Землекопу ) Давайте я попробую решить правильно !
( берет тетрадь ) Так ! Первый вопрос : сколько…

ВИТЯ : А ну брысь !
Так… Три землекопа вырыли траншею… ( дальше читает про себя и начинает думать )

( К Плюс и Минусу подходит Землекоп попить воды.)

ПЛЮС : Семью семь ?

ЗЕМЛЕКОП : Сорок девять ! ( получает стакан воды )

ВИТЯ : ( решает задачу ) Так-так-так . Потребуется два землекопа !

( Половина Землекопа превращается в нормального человека – можно быстро снять мешок.)

ЗЕМЛЕКОП : Слава великому математику !

2-Й ЗЕМЛЕКОП : Позор Виктору Перестукину !

( Землекопы уходят, бьют часы.)

КОТ : Четыре часа ! Идем скорее !

ВИТЯ : Да, нам надо успеть к пяти часам во Дворец Грамматики !

( Витя и Кот Кузя идут по сцене.)

ВИТЯ : А ты заметил, что я сам решил задачу ?
Подумал и решил !

( Музыка. Занавес закрывается.)

( Музыка. Занавес открывается. На сцене мы видим нарисованный Замок, на котором написано : Замок Грамматики. У закрытых ворот Замка стоят Вопросительный Знак и Восклицательный Знак (на них можно повесить как плакаты, нарисованные вопросительные и восклицательные знаки). Витя и Кот Кузя подходят к воротам Замка Грамматики.)

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК : Стойте !

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК : Куда ?

ВИТЯ : Мы очень спешим !

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК : ( протягивает Вите ключ ) Возьми ключ !
Открой, если сможешь !

( Витя пытается открыть ключом ворота.)

ВИТЯ : Не поворачивается !

( Помощники по сцене приносят доску, на которой написано : ЗАМОЧ…К
КЛЮЧ…К )

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК : Вставь правильно буквы, и ключ повернется сам !

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК : Чудесно ! Прелестно ! Ура !
Теперь открывай ворота !

( Музыка. Витя вставляет ключ и отодвигает ворота. Занавес закрывается.)

КОТ : Кто это ? Дед Мороз что ли ?

ЗАПЯТАЯ : Ты что ? Да это же его величество Глагол Повелительного Наклонения !

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ : Виктор Перестукин ?

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ : Какие у тебя отметки ?

ВИТЯ : ( машет рукой ) Да разные…

( Глагол Повелительного Наклонения звонит по телефону.)

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ : Внести документы Виктора Перестукина !

( Два помощника Глагола Повелительного Наклонения (они же могут быть помощниками по сцене ) вносят большую тетрадь по русскому языку. Там рожицы, кляксы и много ошибок, зачернутые красным карандашом, и сплошные двойки.)

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО
НАКЛОНЕНИЯ : ( смотрит ) Перевернуть ! ( страницу переворачивают )
Перевернуть ! ( так переворачивают все страницы )
Так ! Ясно .

( Помощники Глагола Повелительного Наклонения закрывают тетрадь и уносят ее. )

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО
НАКЛОНЕНИЯ : Итак, Виктор Перестукин обнаружил страшное невежество !
Объявите приговор !

ВИТЯ : ( читает вслух ) Приговор…
Казнить ? Меня ? А за что ?

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ : За невежество и лень, и за незнание родного языка!

ВИТЯ : Ой, мамочка !

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО
НАКЛОНЕНИЯ : Но если ты правильно поставишь запятую, то будешь спасен !

ЗАПЯТАЯ : Не поставит !
Он еще не разу в жизни не поставил меня на свое место !

ВИТЯ : Запятую ?
Сейчас, сейчас…
( Коту, тихо ) Эй, куда ставить ?

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ : Не подсказывать !

ВИТЯ : Что же мне делать ?

ЗАПЯТАЯ : Думай ! Рассуждай !

ЗАПЯТАЯ : Думай, думай !

КОТ : Ура ! Помиловать !

( Витя ставит запятую.)

ЗАПЯТАЯ : Теперь понял, какую роль может сыграть запятая ?

ВИТЯ : Теперь понял !

( Часы бьют пять раз.)

ВИТЯ : Ой, пять часов !

( Раздается звонок по телефону.)

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ : Слушаю Вас !

ГОЛОС В ТЕЛЕФОНЕ : Ваше Величество !
Как там Перестукин, все трудности преодолел ?

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО
НАКЛОНЕНИЯ : Да, да ! Все преодолел !
(поворачивается к Вите) Это Учебники! Переживают за тебя !
А ты их бросаешь, рисуешь на них чертиков !

ВИТЯ : Не буду больше !

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО
НАКЛОНЕНИЯ : Вот то-то же! ( помолчал немного )
Ну что ж, Виктор Перестукин, теперь можешь отправляться домой !

ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ : Раз, два, три !

( Музыка. Мигает свет. Занавес закрывается.)

( Музыка. Занавес открывается. Витя и Кот Кузя дома. В комнате также находится Радиоприемник.)

ВИТЯ : Ох, а дома все-таки лучше ! ( подбирает с пола учебники )
Правда, Кузя ?

Лия Борисовна Гераскина родилась в 1910 году в Новороссийске. Это было тяжёлое время из-за военных действий, её семья вынуждена была переезжать с места на место. Лия с детства писала стихи, хотя, работая библиотекарем на фабрике игрушек, то на электростанции постоянно училась и только с 1936 года стала сотрудником газеты.

Дети читают и перечитывают повесть-сказку с большим удовольствием. Потому что эта книга написана так, будто с её страниц к ребятам обращается не взрослый человек, а их ровесник – Виктор Перестукин. Не секрет что школьники почти всегда не любят учить уроки. Посещать школу – другое дело – там друзья, события, общение. А дома учиться совсем не хочется тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.

Чтение с комментариями глав 10 - 12.

Слова для справок: ленивый, радивый, трудолюбивый, любознательный.
Как Витя относился к Запятой ? (— По мне, она вовсе не нужна, — ответил я откровенно. — Читать можно и без нее. Ведь когда читаешь, то не обращаешь на запятые никакого внимания. А вот когда пишешь и забудешь ее поставить, тебе непременно попадет.)
Как знаки попытались доказать Вите, что Запятая очень нужна ? (— А ты знаешь, что запятая может решить судьбу человека? — спросил Вопросительный. — Хватит рассказывать сказки, я не маленький!
— Мы с хозяином уже давно не котята, — поддержал меня Кузя. В зал вошли Запятая и несколько Точек, которые несли большой свернутый лист бумаги. — Это приговор, — объявила Запятая.
Точки развернули лист. Я прочел: ПРИГОВОР по делу невежды Виктора Перестукина:КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.)

Что чувствовал Витя ? ( Мне стало страшно. Хорошо же расправились со мной мои учебники! Вот как начались обещанные опасности. Просто не дали человеку оглядеться как следует — и пожалуйста, сразу вынесли смертный приговор. Тут уж хочешь или не хочешь, а справляйся сам. Пожаловаться некому. Здесь никто не защитит. Ни родители, ни учителя. Милиции и суда здесь тоже, конечно, нет. Прямо как в старое время. Что царь захотел, то и делал. Вообще этого царя, его величество Глагол Повелительного Наклонения, следовало бы тоже ликвидировать, как класс. Распоряжается тут всей грамматикой.
Восклицательный ломал ручки и все время выкрикивал какие-то междометия. Из его глазок катились мелкие слезки. Вопросительный приставал к Запятой:
— Неужели вы ничем не можете помочь несчастному мальчику?
Они все-таки были славные ребята, эти знаки!)

настенные часы

Какой урок стремилась преподнести Вите Запятая ? ( Вот пусть Перестукин и постарается спасти себя, если он этого хочет.)
Что для этого надо сделать? ( Правильно поставить Запятую.

- Какое она имела для него значение? (решалась его жизнь)

- Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)

- Что вы почувствовали, когда читали 11 часть? (Мы тоже переживали за Витю, хотели ему помочь.)

- Давайте перечитаем тот напряжённый момент, когда часы начали отсчитывать время. (Часы тут же принялись громко отстукивать и отсчитывать время: "Тик-так, тик-так, тик-так". Вот протикают несколько раз — и минута долой. А их всего пять. — Вопросы будут? — дрожащим голосом спросил Вопросительный. — Будут, — обрадовался я. — Куда мне поставить запятую? — Увы! Решай сам! — заплакал Восклицательный. Кузя подбежал к нему и стал ласкаться. — Подскажи, подскажи моему хозяину, где надо поставить эту проклятую запятую, — умолял Кузя. — Подскажи, просят же тебя как человека!
— Подсказать? — завизжала Запятая. — Ни в коем случае! У нас подсказка строго запрещена! А часы тикали. Я взглянул на них и обомлел: они уже успели отстучать три минуты.
— Зови Географию! — завопил Кузя. — Разве ты не боишься смерти?)

- Кто находился рядом с Витей Перестукиным? (Кузя)

Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживание и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения.

Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.

- А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. Кто является действующими лицами. (Знаки препинания, Кузя, Виктор Перестукин.)

Итак, в каких глаголах выражение чувств запятой ( завизжала).

Объясните поведение запятой, почему она завизжала? (не любила когда подсказывают)

Вкаких глаголах выражение чувств вопросительного знака? (выкрикивал, зарыдал, заплакал, закричал – восклицательный знак.

Тревожно спросил, сквозь слезы спрашивал – вопросительный знак).

А почему заплакал восклицательный знак, тот который всегда восклицал и радовался? (он боялся, что Витя не справится с заданием)

А что чувствовал в этот момент, кот? (умолял, завопил, заурчал, вцепился)

Почему? (предан Виктору, переживал за мальчика)

В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался, обомлел)

Почему обрадовался? (надеялся на подсказку)

А почему потом обомлел? (прошло 3 минуты, а ответа не было)

- А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состояние оцепенения? (нет)

- Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки)

-Боялся ли Витя смерти? ( Я боялся смерти. Но… а как же тогда быть с закаливанием воли? Я же должен презирать опасность, а не бояться ее? А если я сейчас струшу, где я потом опять достану себе опасность? Нет, это мне никак не подходит. Звать никого нельзя. Что я, в самом деле, скажу Географии? "Здравствуйте, уважаемая География! Извините за беспокойство, но я, понимаете, немножко сдрейфил…" А часы тикали.)

- Как понимаете слово сдрейфил? (испугался)

- Какой урок он получил для себя? (должен презирать опасность, и не боятся её)

- Как мы назовём такой урок? (урок жизни)

-Какой важный совет услышал Витя в последние минуты до вынесения приговора? (рассуждать)

-Умел ли Витя рассуждать? ( Одна последняя минута… А что будет потом? Я зажмурил глаза и стал быстро-быстро рассуждать:
— А если поставить запятую после слов "казнить нельзя"? Тогда получится: "Казнить нельзя, помиловать". Вот это нам и надо! Решено. Ставлю.)

-В какой момент у вас появилось чувство уважения к Виктору? (когда он, после длительных рассуждений, правильно поставил запятую)

-Очень напряженной была 11 часть. Решалась судьба мальчика. В литературе такой самый напряженный момент в развитии действия художественного произведения принято называть кульминацией.

- Что такое кульминация? ( Кульминация-это напряженный момент произведения ,требующий особенного внимания от зрителя, читателя )

Первичное закрепление.

- Что случилось дальше? Прочитайте самое первое предложение. ( — Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно! — радостно прыгал Восклицательный, а вместе с ним и Кузя.
Запятая сразу подобрела.)

- Посмотрите, как изменилось настроение у восклицательного знака. А запятая изменилась?

Чтение с комментированием.

— Помни, что, когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на мое место, я не причиню тебе никаких неприятностей.

- Какой ещё урок скрыт в словах Запятой? ( Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели.)

Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? ( Я твердо обещал ей, что научусь. Наш мяч зашевелился, и мы с Кузей заторопились. ) Выполнит он его, по вашему? Почему?

— До свидания, Витя! — кричали вслед знаки препинания. — Мы еще с тобой встретимся на страницах книг, на листах твоих тетрадей!
— Не путай меня с братом! — кричал Восклицательный. — Я всегда восклицаю!
— Ты не забудешь, что я всегда спрашиваю? — спрашивал Вопросительный.

- На что надеялись братья-знаки? ( Витя их больше не перепутает.)

Простили ли Витю жители замка? Что служит тому доказательством? (Мяч выкатился за ворота. Мы побежали за ним. Я оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Даже важный Глагол выглянул из окна замка. Я помахал им всем сразу обеими руками и бросился догонять Кузю. Долго еще слышались выкрики Восклицательного. Потом все смолкло, и замок скрылся за холмом.
Мы с Кузей шли за мячом и обсуждали все, что с нами произошло. )

- Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему? ( Я был очень рад, что не вызвал Географию, а спас себя сам.)

Пожалуйста, дочитайте главу до конца и подчеркните, какие жизненные уроки вынес Витя. ( Меня так рассердили Кузины рассуждения, что я надолго замолчал. Продолжай я с ним разговаривать, так он, чего доброго, дошел бы до того, что объявил бы царем природы не человека, а кошку. Нет, Кузиным воспитанием надо было заняться серьезно. Почему я раньше не задумывался об этом? Почему я раньше вообще ни о чем не задумывался? Запятая сказала, что если я дам своей голове работу, то всегда выйдет толк И правда. Я подумал тогда у ворот, вспомнил правило, которое почти забыл, и оно мне здорово пригодилось. Помогло мне это и тогда, когда я с карандашом в руках решал, куда ставить запятую. Я бы, наверно, никогда не отставал в классе, если бы думал о том, что делаю. Конечно, для этого надо слушать на уроке, что говорит учительница, а не играть в "крестики — нолики". Что я, глупее Женьчика, что ли? Если я закалю волю и возьму себя в руки, еще неизвестно, у кого будут лучшие отметки к концу года.)

Обобщение

- Так наказали Витю учебники или спасли?

- Почему Вите удалось пройти трудности и пройти испытания?

- Каким же мы увидели главного героя повести?

сначала потом
ленивый самокритичный
невежда упорный
благодарный
волевой

Что у вас получилось? (Завтра погуляю, а сегодня поучусь. Завтра поучусь, а сегодня погуляю.)Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. Какие предложения можно составить из слов: завтра поучусь, сегодня, а, погуляю ?

  • Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?
  • Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (А каким?)
  • Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (А к ребятам нашего класса?)

Посмотрите, мы составили ещё один урок жизни (Завтра погуляем, а сегодня поучусь)

Сегодня мы с вами переживали вместе с героями сказочной повести, посмотрите на галерею их портретов. Давайте составим характеристику героев

На мое счастье, в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака и не собиралась на него кидаться. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.

— Кот такой же невежда, как его хозяин, — хихикнула Запятая, но Кузя ей возразил, что собак он знает лучше, чем она. От них, по его мнению, можно всегда ожидать любой подлости.

Пока шел этот разговор, в высокое окно заглянул солнечный луч. В зале сразу посветлело.

— Ах! Солнце! Чудесно! Прелестно! — радостно выкрикивал восклицательный.

— Ваше величество, солнце, — шепнула Запятая Глаголу. — Спросите невежду…

— Какая буква пропущена? — спросил Вопросительный.

— Ах! Увы! Ох! Солнце! Умираю! — вопил Восклицательный.

— Где солнце? Где тепло? Где свет? — беспрерывно, как заведенный, спрашивал Вопросительный.

— Мальчишка рассердил солнце! — гневно гремел Глагол.

— Я замерзаю, — плакал Кузя и прижимался ко мне.

— Ура! Солнце! Свет! Радость! Жизнь! — кричал Восклицательный.

Я завертелся на одной ножке и тоже стал выкрикивать:

— Замолчать! — рявкнул Глагол.

Я так и замер на одной ножке. Веселье сразу пропало. Даже стало как-то неприятно и страшновато.

— Прибывший к нам ученик четвертого класса Виктор Перестукин, — сурово говорил старик, — обнаружил редкое, безобразное невежество. Проявил презрение и нелюбовь к родному языку. За это он будет сурово наказан. Я удаляюсь для вынесения приговора. Заключить Перестукина в квадратные скобки!

Глагол ушел. Запятая побежала за ним и все время приговаривала на ходу:

— Никакой пощады! Только никакой пощады, ваше величество!

Человечки принесли большие железные скобки и поставили их слева и справа от меня.

— Все это очень плохо, хозяин, — серьезно сказал Кузя и стал махать хвостом. Он всегда так делал, когда бывал чем нибудь недоволен. — Нельзя ли улизнуть отсюда?

— Это было бы очень здорово, — ответил я, — но ты же видишь, что я арестован, заключен в скобки и нас сторожат. Кроме того, и мяч лежит неподвижно. — Бедный! Несчастный! — застонал Восклицательный. — Ох! Ой! Увы! Увы! Увы!

— Тебе страшно, мальчик? — спросил Вопросительный.

Вот чудаки! Почему мне должно быть страшно? Почему меня нужно жалеть? — Не надо злить сильных, — сказал Кузя. — Одна моя знакомая кошка по имени Киса имела привычку злить цепного пса. Каких только гадостей она ему не говорила! И вот однажды пес сорвался с цепи и навсегда отучил ее от этой привычки.

Добрые знаки волновались все больше и больше. Восклицательный твердил, что я не понимаю опасности, которая надо мной нависла. Вопросительный задал мне кучу вопросов и под конец поинтересовался, нет ли у меня какой-нибудь просьбы.

— Где же ваш хлеб?

— Написано неправильно! — хором ответили знаки.

— Не знать, как пишется такое важное слово! — проворчал кот.

Придется есть колбасу без хлеба. Делать нечего.

— Неправильно! — закричали знаки.

— Неправильно! — завопили знаки.

— Неправильно! — заорали знаки. Я разозлился и швырнул мел. Они просто издевались надо мной.

— Поели и хлеба, и колбасы, — вздохнул Кузя. — Непонятно, зачем мальчики ходят в школу. Неужели тебя там не научили правильно написать хоть одно съедобное слово?

Вдруг раздался гонг.

— Не плачь! — крикнул Восклицательный. — Еще есть надежда!

— Как ты относишься к Запятой, мальчик? — спросил Вопросительный.

— По мне, она вовсе не нужна, — ответил я откровенно. — Читать можно и без нее. Ведь когда читаешь, то не обращаешь на запятые никакого внимания. А вот когда пишешь и забудешь ее поставить, тебе непременно попадет.

Восклицательный еще больше расстроился и стал охать на все лады.

— А ты знаешь, что запятая может решить судьбу человека? — спросил Вопросительный.

— Хватит рассказывать сказки, я не маленький!

— Мы с хозяином уже давно не котята, — поддержал меня Кузя.

В зал вошли Запятая и несколько Точек, которые несли большой свернутый лист бумаги.

— Это приговор, — объявила Запятая.

Точки развернули лист. Я прочел:


ПРИГОВОР по делу невежды Виктора Перестукина: КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.

— Казнить нельзя! Помиловать! Ура! Помиловать! — радовался Восклицательный. — Казнить нельзя! Ура! Прекрасно! Великодушно! Ура! Чудесно!

— Вы думаете, казнить нельзя? — серьезно спросил Вопросительный. Видно, он сильно сомневался.

О чем они говорят? Кого казнить? Меня? Да какое они имеют право? Нет, нет, это какая-то ошибка!

Но Запятая ехидно посмотрела на меня и сказала:

— Знаки неверно понимают приговор. Казнить тебя надо, помиловать нельзя. Вот так надо и понимать.

— За что казнить? — закричал я. — За что?

— За невежество, лень и незнание родного языка.

— Но ведь тут ясно написано: казнить нельзя.

— Это нечестно! Мы будем жаловаться, — вопил Кузя, хватая запятую за хвостик.

— Ах! Ох! Ужасно! Не переживу! — стонал Восклицательный.

Мне стало страшно. Хорошо же расправились со мной мои учебники! Вот как начались обещанные опасности. Просто не дали человеку оглядеться как следует — и пожалуйста, сразу вынесли смертный приговор. Тут уж хочешь или не хочешь, а справляйся сам. Пожаловаться некому. Здесь никто не защитит. Ни родители, ни учителя. Милиции и суда здесь тоже, конечно, нет. Прямо как в старое время. Что царь захотел, то и делал. Вообще этого царя, его величество Глагол Повелительного Наклонения, следовало бы тоже ликвидировать, как класс. Распоряжается тут всей грамматикой.

Лия Борисовна Гераскина

В Стране невыученных уроков

© Гераскина Л.Б., насл., 2019

© Чижиков В.А., ил., 2019

В Стране невыученных уроков (сборник) - i_001.jpg

В Стране невыученных уроков (сборник) - i_002.jpg

В Стране невыученных уроков

В Стране невыученных уроков (сборник) - i_003.jpg

В тот день, когда всё это началось, мне не везло с самого утра. У нас было пять уроков. И на каждом меня вызывали. И по каждому предмету я получил двойку. Всего пять двоек за день! Четыре двойки, наверное, я получил за то, что отвечал не так, как хотелось бы учителям. А вот пятую двойку поставили совсем несправедливо. Даже смешно сказать, из-за чего мне влепили эту несчастную двойку. За какой-то круговорот воды в природе.

Интересно, что бы вы ответили на такой вопрос учительницы:

– Куда девается вода, которая испаряется с поверхности озёр и рек, морей, океанов и луж?

– Куда исчезает вода? А может быть, она всё-таки не исчезает? Может, ты хорошенько подумаешь и ответишь, как следует?

По-моему, я и так ответил, как следует. Зоя Филипповна, конечно, со мной не согласилась. Я давно заметил, что учителя редко со мной соглашаются. Есть у них такой отрицательный минус.

Кому охота спешить домой, если несёшь в портфеле целую кучу двоек? Мне, например, неохота. Потому я и шёл домой через час по столовой ложке. Но как медленно ни иди, а всё равно придёшь домой. Хорошо ещё, что папа в командировке. А то сразу бы начался разговор о том, что у меня нет характера. Об этом папа вспоминал всегда, как только я приносил двойку.

– И в кого ты такой? – удивлялся папа. – Совсем нет характера. Не можешь взять себя в руки и хорошо учиться.

– Воли у него нет, – добавляла мама и тоже удивлялась: – В кого бы это?

Все мои родные, оказывается, имели твёрдый характер и сильную волю, а вот я почему-то не имею. Поэтому-то я и не решался сразу притащиться домой, имея в портфеле пять двоек.

Чтобы подольше тянуть время, я заходил по дороге во все магазины подряд. В книжном я встретил Люсю Карандашкину. Она моя соседка два раза: живёт в одном доме со мной, а в классе сидит позади меня. Нигде от неё нет покоя – ни в школе, ни дома. Люся уже успела пообедать и прибежала в магазин за тетрадями. Был здесь и Серёжа Петькин. Он пришёл узнать, не получены ли новые марки. Серёжа покупает марки и воображает себя филателистом. А по-моему, так собирать марки может каждый дурак, если у него есть деньги.

Я не хотел встречаться с ребятами, но они меня заметили и сразу же стали обсуждать мои двойки. Конечно, они доказывали, что Зоя Филипповна поступила справедливо. А вот когда я их припёр к стенке, то вышло, что они тоже не знали, куда девается испарившаяся вода. Небось влепила бы им Зоя за это по двойке, они бы сразу запели другое.

Мы спорили, кажется, немного шумно. Продавщица предложила нам выйти из магазина. Я сейчас же ушёл, а ребята остались. Продавщица сразу догадалась, кто из нас лучше воспитан. А ведь завтра они будут рассказывать, что шум в магазине поднял я. Пожалуй, ещё разболтают, что я на прощание показал им язык. А что тут, спрашивается, плохого? Анна Сергеевна, наш школьный врач, нисколько на это не обижается, она даже сама просит, чтобы ребята показывали ей язык. А она-то уж знает, что хорошо, а что плохо.

Когда меня выставили из книжного магазина, я понял, что очень проголодался. Есть хотелось всё больше, а идти домой – всё меньше. На пути остался только один магазин. Неинтересный – хозяйственный. В нём противно пахло красками, мылом и керосином. Из него тоже пришлось уйти. Продавец три раза меня спросил:

– А что тебе здесь надо, мальчик?

Мама открыла дверь молча. Но это меня не порадовало. Я знал, что она сначала накормит меня, а потом…

В Стране невыученных уроков (сборник) - i_004.jpg

Скрыть двойки было невозможно. Мама давно сказала, что читает в моих глазах всё, что написано в дневнике. Какой же смысл врать?

Я ел и старался не смотреть на маму. Думал, неужели она сможет прочесть в моих глазах сразу про все пять двоек?

Кот Кузя спрыгнул с подоконника и завертелся у моих ног. Он очень меня любит и ласкается совсем не потому, что ждёт от меня что-нибудь вкусное. Кузя знает, что я пришёл из школы, а не из магазина, значит, ничего, кроме плохих отметок, принести не мог.

Я старался есть как можно медленней, но это не получалось, оттого что я сильно проголодался. Мама сидела напротив и ужасно молчала. Вот сейчас, когда я съем последнюю ложку компота, и начнётся…

Но раздался телефонный звонок. Ура! Звонила тётя Поля. Раньше чем через час она не отпустит маму от телефона.

– Немедленно садись за уроки, – сказала мама и взяла трубку.

За уроки, когда я так устал! Я хотел хоть часок отдохнуть и поиграть во дворе с ребятами. Но мама зажала трубку рукой и сказала, что я могу прогулку по магазинам засчитать себе за отдых. Вот как она умеет читать в глазах! А вдруг она прочтёт про двойки?

Пришлось уйти в свою комнату и засесть за уроки.

– Убери на своём столе! – крикнула вдогонку мама.

Легко сказать! Я иногда просто сам удивляюсь, глядя на свой стол. Как много предметов на нём умещается! Тут рваные учебники и тетрадки в четыре листика, ручки, линейки и карандаши. Их теснят гвозди, камеры для мяча, обрывки проволоки и другие нужные вещи. Вообще я очень люблю гвозди. Они у меня есть всех размеров и разной толщины. А мама их совсем не любит. Не раз она выбрасывала их, но они снова возвращаются на мой стол, как бумеранги. Мама сердится на меня за то, что я больше люблю гвозди, чем учебники. А кто виноват? Не я, а учебники. Не надо быть такими скучными.

В Стране невыученных уроков (сборник) - i_005.jpg

На этот раз я управился с уборкой быстро. Выдвинул ящик стола и сгрёб туда все свои вещи. Скоро и удобно. И пыль сразу стирается. Теперь можно было приняться за уроки. Я раскрыл дневник, и перед глазами замелькали двойки. Они были такие заметные потому, что их написали красными чернилами. По-моему, это неправильно – писать двойку красными чернилами. Ведь всё хорошее тоже отмечают красным. Например, праздники и воскресенья в календаре. Посмотришь на красную цифру – и радуешься. В школу ходить не надо. Пятёрка тоже красненькая. Значит, тройку, двойку и кол надо писать чёрными чернилами. Удивительно, как наши учителя сами не могут до этого додуматься!

Уроков, как нарочно, задали очень много. А день был солнечный, тёплый, и мальчишки за окнами гоняли мяч. Интересно, кто стоял вместо меня на воротах? Наверно, опять Сашка. Он давно метит на моё место у ворот. Это просто смешно. Все знают, какой он сапожник.

Кот Кузя устроился на подоконнике и оттуда, как с трибуны, следил за игрой. Кузька не пропускает ни одной игры, а папа и мама не верят, что он настоящий болельщик. И зря. Он даже слушать любит, когда я рассказываю о футболе. Не перебивает. Не уходит, даже мурлычет. А кошки мурлычут только тогда, когда им приятно.

В Стране невыученных уроков (сборник) - i_006.jpg

Мне задали правила по безударным гласным. Надо было их повторить. Я этого делать, конечно, не стал. Бесполезно повторять то, чего всё равно не знаешь. Потом надо было прочитать про этот самый круговорот воды в природе. Я вспомнил Зою Филипповну, двойку и решил лучше заняться арифметикой. Тут тоже ничего приятного не было. Начал решать задачу о каких-то землекопах. Не успел выписать условия, как заговорил репродуктор. Можно было немножко отвлечься и послушать… Но чей голос я услышал? Голос Зои Филипповны! Она по радио давала советы ребятам, как надо готовиться к экзаменам. Я готовиться не собирался. Пришлось радио выключить.

Читайте также: