Что изучает история политических и правовых учений

Обновлено: 26.04.2024

Эта наука появляется во второй половине 18 века на Западе, в Европе. У нас – со второй половины 19 века эта наука появилась.

В советское время этот курс назывался История политических учений. С 1980-ых курс стал называться история политических и правовых учений.

Курс называется история политических и правовых учений, т.к. есть и те, и другие учения. Курс политической социологии будет дублировать то, что есть у нас. Будет здорово.

Платона, Аристотеля мы уже слушали на курсе философии. Послушаем еще раз.

На западе расслоения – отдельно изучают политические и отдельно правовые учения. История учения о государстве и праве называют на западе иногда – чтобы развести с политологией.

В нашем курсе будут и политические и правовые учения. Политических – 80%. Правовых – 20%. Если их развести – тогда Жукову будет просто нечего читать. Это как идея развести теорию государства и теорию права – возможно будет, возможно и не будет.

Если брать курсы Лейста, Нерсесянца, то там процентов 80% - материал по Западной Европе и 20% по России. Посмотрите историю политических учений Чичерина – 5-ти томник. Так там вообще по Россию нет. С его точки зрения политической мысли в России в то время вообще не было.

С 80-ых годов XX века стали добавлять арабский восток, по России определенные куски.

Но курс в целом европоцентристский. Учебник под ред. Мартышевой – Европа – 60%, Россия и Восток – 40%.

Почему так? Источники и идей этой науки – пришли к нам с Запада, они наши учителя.

Имеет значение и то, как написан курс. Разные учебники. Для студента надо писать очень понятно. Вот Гегель – великий мыслитель, но его нужно излагать понятным языком. Специфика курса в том, что надо адаптировать материал к тому, чтобы понимал все это студент.

Терминология в ТГП более-менее стабильная, в ИППУ же – разная терминология. 50 авторов – и у каждого что-то свое.

Предмет ИППУ

Что она изучает? Она много чего изучает. 3 основных момента:

1. Политико-правовую мысль прошлого и современности;

Прошлого-то понятно, а что там с современностью? Потому что политическая правовая идеология, теория формируется не сегодня-завтра (нужно ждать лет 20-30). Теории нужно время. Нужны авторы, которые будут писать резонансные сочинения. Должны быть последователи. Когда есть серьезный объем литературы, тогда можно говорить, что теория состоялась.

Нерсесянц считает, что ИППУ изучает уже сложившиеся, состоявшиеся теории. А если какие-то отдельные мысли, то это не достойно внимания ИППУ. Тут есть определенный резон, т.к. распыляться на какую-то мелочь нет времени. Куда лучше – есть возникшая теория, надо ее изучать. Но это несколько зауженный подход к ИППУ.

Нынче обозначился более широкий подход. Не только развернутые теории, но и определенные идея, содержавшиеся в иных произведений.

Во многих учебниках возникли главы о политических взглядах в произведениях Толстого, Солженицина.

Литература должна быть предметом ИППУ. Но специалистов нет. Т.к. нужно быть специалистом и в литературе и в ИППУ, нужно любить это дело. Нужно из определенного жанра вытаскивать идеи. Толстой, Достоевский – они же художники, вроде бы что там делать юристу, политологу? А вот что – в своих произведениях они описывают правосознание народа, творчество носить порой бессознательный характер. Иногда это даже полезнее, чем научный текст.

Еще пример – советская патриотическая песня. Там чувствуется дух империи, подчинении каждого члена общества этой империи.

Это предмет беспредельный. У ГП есть свой предел. У ТГП есть свой предел. А у ИППУ предела нет, это безбрежное море. В ГП многое уже исписано. А в ИППУ можешь писать работу в любом направлении, никому не помешаешь.

2. Она ведет поиск основных тенденций и закономерностей происхождения и развития политических и правовых учений;

Что такое наука? Наука это сфера человеческой деятельности, сфера человеческого знания, которая отражает некий объективный мир. А этот мир имеет определенные закономерности в своем развитии. Есть ли у ИППУ есть такие закономерности? Есть ли закономерности в развитии государства и права? Жуков считает, что нет.

История развивается таким образом, что сегодняшний день не повторяет полностью вчерашний. Все факты истории неповторимы, уникальны. Мы дважды не войдем в одну и ту же реку! В глобальном плане нет закономерностей в развитии человечества. Есть зависимости локальные, но нет магистрального вектора развития человечества. Определенный исторический кусок развития человечества не повторяется.

Не было двух одинаковых государств, не было двух правовых систем. Даже Россия на каждом этапе своего развития разная. Исходя из этого становится не понятно, куда придет человечество.

Закономерности появления войн? Можно найти некоторые, но каждая война имеет свои специфические условия.

· Это определенные авторы, которые ИППУ создают – Платон, Аристотель, Маркс, Ницше, Ленин и т.п.

Предположим, что их не было. Например, Ленин не родился. Или Маркс родился, а Энгельс – нет. История пошла бы по другому пути.

Огромное количество случайностей.

· ИППУ изучает и политическую идеологию тоже. Пример – политическая идеология времен средневековой реформации.

Но все же мы можем говорить об определенных закономерностях. Но еще раз скажем – они локальны, они на определенном участке времени работают.

Берем крупное направление – социалистическая идеология. И там было много всяких авторов (200-300 авторов точно). Но там была логика развития. Она предопределялась развитием экономики на Западе. Социализм появляется как антипод капитализму на западе. Еще закономерность – проходит социализм определенные этапы развития (логика, закономерность развития социализма). Или еще – политическая идеология фашизма. 3 рейх уникален, такого никогда не было и никогда не будет больше. Но фашистская идеология имеет логику своего развития – мы знаем фашимз 20 века, 19 века, знаем неофашизм – все они имеют определенную логику развития, но формируются в неповторимых условиях.

3. ИППУ изучает обусловленность политико-правовой мысли социальными факторами.

ППУ не падает нам из космоса, не появляется на очищенной сцене. Формируется в конкретной среде. Нужно четко понимать где и когда эта теория была сформирована, нужно понимать что повлияло на эту теорию.

Взаимодействие ППУ с социальными условиями – этот анализ полезен, может дать нам ответ на то, почему возникло то или иное направление.

Либерализм – что повлияло на него? Капитализм, экономика в первую очередь. Буржуазии нужна была эта идеология, чтобы прийти к власти.

Или почему национал-социализм возник в Германии в 20-30 годах? Т.к. немцам нужно было развиваться, нужны были колонии. И, естественно, многие иные факторы.

Характер политико-правового знания.

У ИППУ много граней. Основных – 4.

1. Политико-правовое знание имеет политических характер.

Что это значит? Значит, что ИППУ изучает те учения, которые что-то говорят о власти, о государстве, о социальных конфликтах, связанных с властью. Что такое политика? Политика – это сфера общественных отношений, которая формируется вокруг государственной власти.

2. ИППУ – это наука не только политическая, но и юридическая.

Это значит, что ИППУ изучает учения, которые что-то говорят о праве, правовой системе, правосознании, законодательстве, праве и законе (пусть даже в теоретическом аспекте).

3. ИППУ – это наука историческая.

История – это специфическая наука. Была такая Баденская школа (Рихард) – есть два вида наук – науки о природе (технические науки) и науки о культуре.

Науки о природе основаны на причинности. Наука там ищет закономерности.

Науки о культуре (гуманитарные) – описывают явления. Нужно объективно, четко описать определенное историческое явление. Закономерности искать в истории – это гоняться за виражом. Жуков – нет глобальных закономерностей в истории, человечество не знает куда идет, человечеством движут инстинкту.

Дело историка – описать явление. Описал вторую мировую войну? Хорошо, кто-то другой почитает и ознакомится с этим явлением.

ИППУ – историк политического учения должен оценить источники где содержится та или иная теория – проследить, что есть социализм у Сон-Симона и у Маркса и как можно более точно воспроизвести, что каждый из них думал о социализме, например. Если мы наши зависимость – хорошо, но глобальных, скорее всего, нет.

4. ИППУ – это наука еще и философская.

ИППУ изучает те теории и идеи, которые касаются сущности права, государства, законодательства. ИППУ не изучает историю УП, ГП и т.п. ИППУ рассматривает разные идеи, разные теории, которые как-то рассматривают государство и право в своем ядре, в свое сущности.

Возьмите Канта. Он много говорит о праве. Он отчасти и о ГП говорит и о семейном праве. Но это не наш предмет в частности.

Нужно выявить мировоззренческий, философский компонент.

Жуков выделил 4 грани. Но другие авторы свои выделяют. Марксизм – какие там грани? Экономика и классовая борьба. Классовая борьба подпадает под одну из наших граней, но нужно рассматривать и экономику. Без его 5 формаций не понять его учение, нужно заниматься и экономикой.

Петражицкий – у него все замешано на психологии. МЫ должны иметь представления и о психологии, иначе мы ничего не поймем. Хотят курс для студентов не предполагает такое глубоке погружение в материал. Вот тут ИППУ имеет психологическую грань.

Много теорий, замешанные на религии. Если ты читаешь по исламу что такое государство и право, то ты должен и про ислам рассказать. Тут ИППУ получает религиозную грань!

Берешь Достоевского – нужно разбираться и в эстетике, нужно понимать как романы строятся!

В этом смысле наука очень многообразная.

Методология ИППУ

Совокупность приёмов и способов, при помощи которых наука изучает свой предмет. Наша методология во всех наших учебниках стандартная – гегельянско-марксистская. У Гегеля – логика, ее понятийный аппарат берет Маркс, а потом Ленин и т.п. Это солидный фундамент.

Право, государство, законодательство, политика являются объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т. д.). Причем каждая наука, в том числе и юридическая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), находящаяся в системе междисциплинарных связей и взаимовлияний, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамках юридической науки в целом.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

Поэтому вне предмета истории политических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т. д. о политических и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобные положения могут быть весьма глубокими и интересными.

В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности — таких, как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д.

Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий. Большой интерес они представляют при исследовании идеологических позиций различных борющихся между собой классов, социальных групп и партий, мировоззренческих платформ, программ, требований, задач, целей и установок соответствующих социально-политических (массовых и групповых) движений и направлений в жизни государственно-организованного общества.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете правовой (юридической) трактовкой политики, той внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки в целом как единой науки о праве и государстве. Именно под этим углом зрения и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в предмете нашей науки.

Этот взгляд на политику с точки зрения юридической науки, юридический подход к истории политической мысли весьма существен для понимания смысла затронутого вопроса о предмете. Так, ясно, что, например, с позиций политологии (или политической науки), если таковая понимается и трактуется как самостоятельная, неюридическая (внеюридическая по своему дисципилинарному статусу) наука, история предшествующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться) иначе, чем в нашей науке, а именно главным образом и по существу в предметных очертаниях самой этой политологии, в плане присущих ей представлений о своем предмете и методе, своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и аспектах своей связи с политической мыслью прошлого. История такой политологически ориентированной мысли будет определенной политологической ретроспекцией (историей политологии, историей политологических учений), за рамками предмета которой останется не только история правовых учений, но и вообще правовое понимание (и понятие) государства и политики в целом.

Это обусловлено уже тем, что юридическая наука и политология изучают различные аспекты политических явлений. Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказывается на предмете истории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явления в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом и государством, в правовой форме их выражения, их существования в рамках определенного государственно установленного правопорядка.

Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политикоправового явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы отраслевого профиля (например, о процессуально-правовых формах и процедурах, преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, формах и направлениях административной деятельности и т. д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений — дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

Влияние философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а политико-правового или социально-политического профиля (например, древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, римские юристы, Марсилий Падуанский, средневековые юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Ж. Боден, Г. Гроций, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Т. Пейн, С. Е. Десницкий, Б. Констан, И. Бентам, Л. Штейн, Р. Иеринг, Б. Н. Чичерин, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев и др.).

В должной мере учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного познания. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений как юридической дисциплины освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийно-правового аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно юридический смысл рассматриваемых концепций.

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права, философия права, социология права и т. д.) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т. д.) профилей.

В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов — с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политикоправовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри самой этой дисциплины, отчетливо отражает то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисциплины — это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и ее методологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина

1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин; в ее задачи входит изучение на конкретном историческом материале закономерностей развития политико-правовой

1 ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

1 ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и

2 МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

2 МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. В рамках этой дисциплины исследуются

22 КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

22 КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В конце XVIII – начале XIX вв. многие мыслители выступили с критикой Французской революции. Это Жозеф де Местр, де Бональд, Карл Людвиг Галлер, Эдмунд Берк и др. Некоторые из них имели свои политико-правовые идеи. Жозеф де

1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений

1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.Под

2. Соотношение истории политических и правовых учений и политологии

2. Соотношение истории политических и правовых учений и политологии Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук (правоведения, философии, социологии, политологии, этики и т. д.).Сообразно своему предмету

3. Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук

3. Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе

4. Методология истории политических и правовых учений

4. Методология истории политических и правовых учений Метод истории политических и правовых учений – включает в себя способы, приемы, средства изучения. Метод есть теория, обращенная к практике исследования.Функции метода истории политических и правовых учений,

2. Методология истории политических и правовых учений

2. Методология истории политических и правовых учений История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина вместе с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных

История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. В ее рамках исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве

Сами по себе политические и правовые учения представляют по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено, в конечном счете, той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве.

К сказанному необходимо добавить, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов

Это же относится и к правовой мысли прошлого, которая освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции, а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни

Хотя история политических и правовых учений - дисциплина юридическая, тем не менее значительный вклад в ее развитие внесли философы и представители политической мысли (Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Томас Гоббс, Гегель, Ницше, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и др.).

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического и исторического профилей. В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов - с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Периодизация истории политических и правовых учений

Проблема периодизация истории политических и правовых учений тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существует несколько подходов. Первый подход - исторический - был предложен французскими историками XVII-XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: древний мир - с момента возникновения цивилизации до падения Рима под ударами варваров в 476 г. н. э., средневековье - с V до XV вв., Возрождение - XV-XVI вв., новое время - XVII-XIX вв. Возрождение нередко трактовалось и трактуется сейчас не как самостоятельная эпоха, а либо как поздний этап средневековья, либо как ранний подготовительный этап нового времени. XX в. получил название новейшего времени, или современности.




Условность такой периодизации особенно очевидна, когда она переносится на страны Востока - Египет, Индию, Китай, Персию, арабский мир и т. д. Простое знакомство с их историей показывает, что у каждой из них была своя древность, свое средневековье, свое Возрождение и новое время. Причем все эти эпохи на Западе и на Востоке не совпадают ни по времени, ни по содержанию с основными идейными процессами. Так, исламо-иранский Ренессанс, связанный с творчеством таких ученых-энциклопедистов, как Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Фараби, поэтов Рудаки и Фирдоуси, начался на полтысячелетия раньше европейского Ренессанса и сопровождался развитием оригинальных политико-правовых теорий. На эту асинхронность развития политических учений и идей справедливо обращает внимание в своих исследованиях известный российский специалист по философии арабского Востока, профессор Н. С. Кирабаев.

О. Шпенглер (1880-1936), автор известной книги "Закат Европы", полагал, что "у западного историка перед глазами совсем другая всемирная история, чем у великих арабских и китайских историков", что надменный западноевропеец "желает постигать лишь то, что сближается с ним, восходя через средневековье от древнего мира, а то, что движется своим путем, видит вполглаза".

Второй подход - формационный - был предложен марксизмом в середине XIX в. Положив в основу классовый критерий, определяемый характером экономических отношений и формой собственности, К. Маркс рассматривал историю как процесс перехода от одной, низшей общественно-экономической формации к другой, более высокой: от первобытнообщинной (доклассовой) формации - к рабовладельческой, от нее - к феодальной, далее - к капиталистической, или буржуазной, формации, и от буржуазной - к бесклассовой коммунистической формации, первой фазой которой является социализм. Маркс считал, что коренной перелом в истории человечества произойдет при переходе от последней антагонистической формации, буржуазной, к коммунистической формации. Образно он эту мысль выражал как переход от предыстории человечества к его подлинной истории.

В этой связи заметим, что Маркс явно недооценил переворот, происшедший в XVII-XVIII вв. во всех областях жизни Европы и европейцев - от экономики до политики и идеологии, имевший всемирно-историческое значение. Понимая специфику Востока, он ввел понятие "азиатского способа производства" как основы особой азиатской формации.

Что касается идей и учений - философских, политических, экономических, правовых и прочих, то в СССР, а затем в других социалистических странах во всех учебниках и учебных пособиях по обществоведению было принято различать два основных этапа в их развитии - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма и пролетарских революций. Получилось так, что подобно тому, как коммунизм представлял собой высший этап в развитии человеческого общества, так и марксизм (марксизм-ленинизм) представлял собой высший этап развития общественной мысли. А вся история развития домарксистской мысли была ценна лишь постольку, поскольку вела и привела к возникновению марксизма в 40-е гг. XIX в.

Третий подход - технологический - предлагает более укрупненную периодизацию истории, где основным критерием выступает технологический способ производства. В соответствии с этим подходом в истории можно различить три эпохи и, следовательно, три общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (технотронное, информационное и пр.), первый этап которого начался в развитых странах в последней четверти XX в.

Четвертый подход - цивилизационный. Он исходит из того, что история человечества есть главным образом история разных цивилизаций, разных культур и религий, а также акцентирует внимание на том, что идеи и ценности, которые вырабатываются и принимаются представителями одной цивилизации, совсем не обязательно подходят и принимаются представителями другой цивилизации.

Какой из этих подходов более применим к истории политических и правовых учений? Мы полагаем, что в каждом подходе есть свои плюсы и минусы. С другой стороны, выработать на их основе новый подход, собрав в нем плюсы всех подходов, избавившись от минусов, вряд ли возможно. Поэтому, как правило, исследователи политических и правовых учений пользуются первым подходом.

Содержание истории политических и правовых учений

Государственность и политико-правовые учения впервые зародились в эпоху древнего мира - в обществах Востока и античности (Древней Греции и Рима).

На Востоке наиболее заметный вклад в политико-правовую мысль внесли мыслители Индии и Китая. Здесь типичной государственной формой была "восточная деспотия". Широкое распространение получили патерналистские представления о власти; в соответствии с ними считалось, что монарх в своих действиях связан исключительно обычаем и традициями. Цель государства - общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве: установленный порядок незыблем и может быть нарушен лишь в случае несоблюдения божественных предначертаний.

Особое место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция. Здесь формой политической организации служил полис, или город-государство. Формы правления были разнообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску "идеальной государственной системы", наилучшей формы правления, что было невозможно в рамках древневосточных цивилизаций.

Творческое наследие Древнего Рима оказало, вслед за греками, большое влияние на всю последующую политико-правовую мысль. Внимание римских мыслителей привлекали вопросы, связанные с формами государства, смешанным правлением; в этот период были сформулированы положения о государстве как "деле народа" и правовом сообществе, фундаментальные положения юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины.

Эпоха средних веков в европейских странах характеризовалась особой ролью христианской религии и церкви. Первоначально христианское вероучение находилось в оппозиции к Римской империи. Но со временем, по мере институционализации христианской веры, оно приспосабливалось к государству, утвердившись в качестве официальной идеологии и основы мировоззрения феодализма. Важнейшей проблемой политико-правовой мысли в средние века стало соотношение духовной и светской властей.

В странах Востока особое место в этот период занимает политико-правовая идеология ислама. В отличие от христианства ислам исходит из неделимости духовной и светской власти. При этом в мусульманских университетах развивалась и светская наука, нередко опережая европейскую. Среди мусульманских ученых относительно рано возникло стремление к рационалистической интерпретации политических проблем.

Эпоха Возрождения - время формирования мировоззрения гуманизма, ставящего во главу угла человека, зарождения индивидуализма как самостоятельной ценности человеческой личности. Гуманизм придавал первостепенное значение земной жизни, политической организации, подходил к решению этих проблем рационалистически, опираясь на факты и умозаключения, чем подрывал основы теологии. Осмысление политических процессов и явлений перестало быть делом церкви, взгляды богословов стали предметами критики.

Эпоха нового времени была эпохой буржуазных революций, подготовленных философией Просвещения, характеризовавшейся убеждением во всесилии человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных отношений. Мыслители Просвещения сделали главным объектом своей критики церковь и сословное неравенство феодального строя. Просветители полагали, что поскольку "мнение правит миром", то распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества. Поэтому особые надежды возлагались ими на "просвещенных монархов", якобы способных подкрепить веления разума авторитетом государства. Наряду с идеей "просвещенного абсолютизма" в этот период возникают концепции ограниченной монархии и народного суверенитета, совершенствуются теории естественного права, общественного договора.

Лейтмотивом XIX в. стал либерализм, имевший две стороны: экономическую (свобода предпринимательской деятельности) и политическую (обеспечение прав и свобод граждан). В качестве основного направления правовой теории оформился юридический позитивизм, рассматривающий право как замкнутую, самодовлеющую систему. Большое влияние на политико-правовую мысль девятнадцатого столетия оказали философия позитивизма и социология.

Критика господствующих буржуазных порядков привела к развитию двух тенденций в общественной жизни: консервативной и социалистической. Если консерваторы выступали против экономического либерализма, то мыслители социалистического направления в свою очередь разрабатывали проекты социальных преобразований, основанные на принципах социальной справедливости и призванные преодолеть противоречия буржуазного строя, классовые антагонизмы.

В середине века создается теория научного социализма, основанная на материалистическом понимании истории. Согласно этой теории, развитие производительных сил общества детерминирует трансформацию политической надстройки, а история человечества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций.

Несмотря на критику с различных позиций, либерализм до конца XIX в. оставался господствующим направлением политико-правовой мысли.

Минувшее XX столетие принято рассматривать в науке в качестве новейшего времени, вошедшего в историю как эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы. Растущие противоречия в обществе наряду с требованиями рабочего класса и необходимостью смягчения социальной напряженности способствовали признанию правомерности государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Либералы смирились с неизбежностью государственного регулирования экономики, а консерваторы перешли на позицию защиты частной собственности во всех ее проявлениях.

В начале века социалистическое движение раскололось на революционное и реформистское течения. Появляется мировая система социализма.

На волне экономического кризиса 30-х гг. и как следствие реваншистских настроений, возникших после первой мировой войны, усиливается фашистское движение, идеологи которого проповедовали крайние формы национализма и расизма. В области правовых теорий на смену юридическому позитивизму приходит социологический позитивизм. Право перестает ассоциироваться только с государством, в центре внимания исследователей оказываются правотворческая деятельность суда, нормы, творимые и признаваемые коллективами и объединениями.

В результате краха фашистских государств и последовавшего через несколько десятилетий распада социалистического лагеря, господствующими направлениями политической мысли конца столетия стали неолиберализм и консерватизм, представители которых придерживаются довольно умеренных политических взглядов. Последние можно рассматривать как выражение центристских позиций в современной общественной идеологии. Одновременно с ними развиваются и левые направления и течения в политической идеологии (концепции "новых левых", левацкий экстремизм), а также теории, получившие обобщенное наименование правого радикализма (фашизм и неофашизм, "новые правые", расизм).

Правовые и политические учения современности характеризуются вниманием к методологической базе исследования и специализацией исследовательских объектов. Так, после второй мировой войны политическая наука отделилась от правовой и обрела статус самостоятельной отрасли знаний. Соответственно, изменилась структура как политической, так и правовой науки: в рамках политической теории, в частности, оформился ряд частных концепций, посвященных одной или нескольким проблемам: концепции тоталитаризма, плюралистической демократии, правящих элит.

Эта наука появляется во второй половине 18 века на Западе, в Европе. У нас – со второй половины 19 века эта наука появилась.

В советское время этот курс назывался История политических учений. С 1980-ых курс стал называться история политических и правовых учений.

Курс называется история политических и правовых учений, т.к. есть и те, и другие учения. Курс политической социологии будет дублировать то, что есть у нас. Будет здорово.

Платона, Аристотеля мы уже слушали на курсе философии. Послушаем еще раз.

На западе расслоения – отдельно изучают политические и отдельно правовые учения. История учения о государстве и праве называют на западе иногда – чтобы развести с политологией.

В нашем курсе будут и политические и правовые учения. Политических – 80%. Правовых – 20%. Если их развести – тогда Жукову будет просто нечего читать. Это как идея развести теорию государства и теорию права – возможно будет, возможно и не будет.

Если брать курсы Лейста, Нерсесянца, то там процентов 80% - материал по Западной Европе и 20% по России. Посмотрите историю политических учений Чичерина – 5-ти томник. Так там вообще по Россию нет. С его точки зрения политической мысли в России в то время вообще не было.

С 80-ых годов XX века стали добавлять арабский восток, по России определенные куски.

Но курс в целом европоцентристский. Учебник под ред. Мартышевой – Европа – 60%, Россия и Восток – 40%.

Почему так? Источники и идей этой науки – пришли к нам с Запада, они наши учителя.

Имеет значение и то, как написан курс. Разные учебники. Для студента надо писать очень понятно. Вот Гегель – великий мыслитель, но его нужно излагать понятным языком. Специфика курса в том, что надо адаптировать материал к тому, чтобы понимал все это студент.

Терминология в ТГП более-менее стабильная, в ИППУ же – разная терминология. 50 авторов – и у каждого что-то свое.

Предмет ИППУ

Что она изучает? Она много чего изучает. 3 основных момента:

1. Политико-правовую мысль прошлого и современности;

Прошлого-то понятно, а что там с современностью? Потому что политическая правовая идеология, теория формируется не сегодня-завтра (нужно ждать лет 20-30). Теории нужно время. Нужны авторы, которые будут писать резонансные сочинения. Должны быть последователи. Когда есть серьезный объем литературы, тогда можно говорить, что теория состоялась.

Нерсесянц считает, что ИППУ изучает уже сложившиеся, состоявшиеся теории. А если какие-то отдельные мысли, то это не достойно внимания ИППУ. Тут есть определенный резон, т.к. распыляться на какую-то мелочь нет времени. Куда лучше – есть возникшая теория, надо ее изучать. Но это несколько зауженный подход к ИППУ.

Нынче обозначился более широкий подход. Не только развернутые теории, но и определенные идея, содержавшиеся в иных произведений.

Во многих учебниках возникли главы о политических взглядах в произведениях Толстого, Солженицина.

Литература должна быть предметом ИППУ. Но специалистов нет. Т.к. нужно быть специалистом и в литературе и в ИППУ, нужно любить это дело. Нужно из определенного жанра вытаскивать идеи. Толстой, Достоевский – они же художники, вроде бы что там делать юристу, политологу? А вот что – в своих произведениях они описывают правосознание народа, творчество носить порой бессознательный характер. Иногда это даже полезнее, чем научный текст.

Еще пример – советская патриотическая песня. Там чувствуется дух империи, подчинении каждого члена общества этой империи.

Это предмет беспредельный. У ГП есть свой предел. У ТГП есть свой предел. А у ИППУ предела нет, это безбрежное море. В ГП многое уже исписано. А в ИППУ можешь писать работу в любом направлении, никому не помешаешь.

2. Она ведет поиск основных тенденций и закономерностей происхождения и развития политических и правовых учений;

Что такое наука? Наука это сфера человеческой деятельности, сфера человеческого знания, которая отражает некий объективный мир. А этот мир имеет определенные закономерности в своем развитии. Есть ли у ИППУ есть такие закономерности? Есть ли закономерности в развитии государства и права? Жуков считает, что нет.

История развивается таким образом, что сегодняшний день не повторяет полностью вчерашний. Все факты истории неповторимы, уникальны. Мы дважды не войдем в одну и ту же реку! В глобальном плане нет закономерностей в развитии человечества. Есть зависимости локальные, но нет магистрального вектора развития человечества. Определенный исторический кусок развития человечества не повторяется.

Не было двух одинаковых государств, не было двух правовых систем. Даже Россия на каждом этапе своего развития разная. Исходя из этого становится не понятно, куда придет человечество.

Закономерности появления войн? Можно найти некоторые, но каждая война имеет свои специфические условия.

· Это определенные авторы, которые ИППУ создают – Платон, Аристотель, Маркс, Ницше, Ленин и т.п.

Предположим, что их не было. Например, Ленин не родился. Или Маркс родился, а Энгельс – нет. История пошла бы по другому пути.

Огромное количество случайностей.

· ИППУ изучает и политическую идеологию тоже. Пример – политическая идеология времен средневековой реформации.

Но все же мы можем говорить об определенных закономерностях. Но еще раз скажем – они локальны, они на определенном участке времени работают.

Берем крупное направление – социалистическая идеология. И там было много всяких авторов (200-300 авторов точно). Но там была логика развития. Она предопределялась развитием экономики на Западе. Социализм появляется как антипод капитализму на западе. Еще закономерность – проходит социализм определенные этапы развития (логика, закономерность развития социализма). Или еще – политическая идеология фашизма. 3 рейх уникален, такого никогда не было и никогда не будет больше. Но фашистская идеология имеет логику своего развития – мы знаем фашимз 20 века, 19 века, знаем неофашизм – все они имеют определенную логику развития, но формируются в неповторимых условиях.

3. ИППУ изучает обусловленность политико-правовой мысли социальными факторами.

ППУ не падает нам из космоса, не появляется на очищенной сцене. Формируется в конкретной среде. Нужно четко понимать где и когда эта теория была сформирована, нужно понимать что повлияло на эту теорию.

Взаимодействие ППУ с социальными условиями – этот анализ полезен, может дать нам ответ на то, почему возникло то или иное направление.

Либерализм – что повлияло на него? Капитализм, экономика в первую очередь. Буржуазии нужна была эта идеология, чтобы прийти к власти.

Или почему национал-социализм возник в Германии в 20-30 годах? Т.к. немцам нужно было развиваться, нужны были колонии. И, естественно, многие иные факторы.

Характер политико-правового знания.

У ИППУ много граней. Основных – 4.

1. Политико-правовое знание имеет политических характер.

Что это значит? Значит, что ИППУ изучает те учения, которые что-то говорят о власти, о государстве, о социальных конфликтах, связанных с властью. Что такое политика? Политика – это сфера общественных отношений, которая формируется вокруг государственной власти.

2. ИППУ – это наука не только политическая, но и юридическая.

Это значит, что ИППУ изучает учения, которые что-то говорят о праве, правовой системе, правосознании, законодательстве, праве и законе (пусть даже в теоретическом аспекте).

3. ИППУ – это наука историческая.

История – это специфическая наука. Была такая Баденская школа (Рихард) – есть два вида наук – науки о природе (технические науки) и науки о культуре.

Науки о природе основаны на причинности. Наука там ищет закономерности.

Науки о культуре (гуманитарные) – описывают явления. Нужно объективно, четко описать определенное историческое явление. Закономерности искать в истории – это гоняться за виражом. Жуков – нет глобальных закономерностей в истории, человечество не знает куда идет, человечеством движут инстинкту.

Дело историка – описать явление. Описал вторую мировую войну? Хорошо, кто-то другой почитает и ознакомится с этим явлением.

ИППУ – историк политического учения должен оценить источники где содержится та или иная теория – проследить, что есть социализм у Сон-Симона и у Маркса и как можно более точно воспроизвести, что каждый из них думал о социализме, например. Если мы наши зависимость – хорошо, но глобальных, скорее всего, нет.

4. ИППУ – это наука еще и философская.

ИППУ изучает те теории и идеи, которые касаются сущности права, государства, законодательства. ИППУ не изучает историю УП, ГП и т.п. ИППУ рассматривает разные идеи, разные теории, которые как-то рассматривают государство и право в своем ядре, в свое сущности.

Возьмите Канта. Он много говорит о праве. Он отчасти и о ГП говорит и о семейном праве. Но это не наш предмет в частности.

Нужно выявить мировоззренческий, философский компонент.

Жуков выделил 4 грани. Но другие авторы свои выделяют. Марксизм – какие там грани? Экономика и классовая борьба. Классовая борьба подпадает под одну из наших граней, но нужно рассматривать и экономику. Без его 5 формаций не понять его учение, нужно заниматься и экономикой.

Петражицкий – у него все замешано на психологии. МЫ должны иметь представления и о психологии, иначе мы ничего не поймем. Хотят курс для студентов не предполагает такое глубоке погружение в материал. Вот тут ИППУ имеет психологическую грань.

Много теорий, замешанные на религии. Если ты читаешь по исламу что такое государство и право, то ты должен и про ислам рассказать. Тут ИППУ получает религиозную грань!

Берешь Достоевского – нужно разбираться и в эстетике, нужно понимать как романы строятся!

В этом смысле наука очень многообразная.

Методология ИППУ

Совокупность приёмов и способов, при помощи которых наука изучает свой предмет. Наша методология во всех наших учебниках стандартная – гегельянско-марксистская. У Гегеля – логика, ее понятийный аппарат берет Маркс, а потом Ленин и т.п. Это солидный фундамент.


Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Под соответствующими учениями имеются в виду теоретический аспект исторически возникающего и развивающегося знания, те концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное отражение процесса углубления познания политических и правовых явлений.

Вне предмета истории политических и правовых учений остаются фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей о политических и правовых явлениях.

История политических учений – история борьбы передовых прогрессивных идей и взглядов с реакционными антигуманными воззрениями, борьба сторонников демократической и автократической тенденций в развитии гражданского общества.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта особенность обусловлена тем, что в рамках данной дисциплины исследуются, и освещается специфический предмет.

Основные проблемы истории политических и правовых учений:

1) определение понятия и сущности государства;

2) процесс создания государства и границы его деятельности;

4) изучение форм государства и их преимуществ и недостатков;

Этапы становления истории политических и правовых учений:

1) Древний мир – эпоха зарождения первых политических правовых учений (до V в. н. э);

2) Средние века (V– сер. XII вв. н. э) – феодализм;

3) Возрождение (XIV–XVII вв.) – возврат к античной философии, поиск новых основ развития человека и государства;

4) Буржуазная революция (XVII–XVIII вв.) – господство разума, появление естественного права человека и общественного договора;

6) Эпоха монополистического капитала (XX в.) – подъем в национал- социалистическом движении, появление революционеров.

Политические учения прошлого представлены в предмете истории политических и правовых учений в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними.

В своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и входят в предметную область истории политических и правовых учений.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно четко видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки в целом, представляющей собой единый комплекс государствоведения и правоведения.

2. Соотношение истории политических и правовых учений и политологии

Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук (правоведения, философии, социологии, политологии, этики и т. д.).

Сообразно своему предмету история политических и правовых учений взаимодействует с политологией, изучающей политику и политические системы современности. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, история политических и правовых учений рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

Предмет политологии:

1) научить людей жить в демократическом обществе;

2) знать основные тенденции политической жизни;

3) познать внутренний мир человека, который вступает в политику и этому способствует;

4) процесс социализации-приобщения к политике;

5) человек должен знать основные политические и политологические течения, которые сложились в мире.

История политических и правовых учений и политология применяют одинаковые методы изучения:

5) семиотический (наука о знаках);

6) контент-анализ (изучение речи).

В отличие от предметов юридических наук, изучающих политологию, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политических и правовых учений и идей с одной стороны, и политологических форм, учреждений, институтов – с другой.

Без знания политологии невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико- правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

Основные функции метода, присущие как истории политических учений, так и политологии:

1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории (принципы и внутренняя логика построения определенной системы теоретического знания, структура, компоненты данной системы, взаимосвязь этих компонентов);

2) метод как способ интерпретации и оценки предшествующих политико – правовых учений (содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически-развивающейся правовой мысли);

3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью (общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного).

Специфика приемов и средств исследования отчетливо проявляется там, где дело касается таких проблем, как своеобразие теоретического познания и трактовки политико-правовых явлений, особенности взаимосвязей различных политико-правовых теорий прошлого, отличительные черты механизмов

Читайте также: