Компетентное суждение ученых юристов по какой либо проблеме это правовой

Обновлено: 17.05.2024

Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.

В классическом виде норма права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это часть нормы права, содержащая указания на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма вступает в действие (подлежит применению). Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция – это часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, предусмотренных в гипотезе.

Санкция –это часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Вопрос 30

Источники (формы) права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай. Не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей или всего общества в целом, т.е. отличительной чертой правового обычая является его санкционированность государством. Следовательно, не каждый обычай является правовым и выступает в качестве источника права.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

1. путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

2. путем указания обычая в качестве нормативной основы судебного решения. В данном случае обычай не становится правовым – норма обычная превращается в норму права уже в форме судебного прецедента.

Следующий источник права – это юридический прецедент. Государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь, также становятся нормой права.

Следующий источник – нормативно-правовой акт – это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, имеющих однократное действие. (На практике можно встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.)

Нормативный договор представляет собой соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры), нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры). (Примером внутригосударственного договора в РФ является Федеративный договор от 31 марта 1992 г.).

Следующий источник права – правовая доктрина – это компетентное суждение ученых-юристов по какой-либо проблеме.

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

По общему правилу в тексте нормативно-правового акта должен указываться срок введения его в действие. Президент должен подписать и обнародовать федеральный закон в течение 14 дней, а конституционный – в течение 7 дней.

Нормативно-правовые акты считаются утратившими силу:

- по истечении срока действия;

- при приостановлении его действия;

- при изменении обстоятельств.

Действие нормативно-правового акта в пространствесвязано с распространение его на территорию всего государства или только на его определенную часть.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц предопределено территориальным аспектом, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории.

Правотворчество – это вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил стоящих у власти (народа, класса, социальной группы), возводится в закон, выражается в виде нормы права, в определенном источнике права.

Принципы правотворческой деятельности:

Строгая дифференциация правотворческих полномочий

Техническое совершенство принимаемых актов.

В РФ различаются следующие основные виды правотворчества:

а) принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;

б) непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

в) санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями;

г) заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Вопрос 33

Систематизация представляет собой приведение в систему, устранение противоречий путем внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты принятые государственными органами.

Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются :

Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет;

Инкорпорация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в определенном порядке, без изменения его внутреннего содержания.

Кодификация –это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания.

Существует несколько видов кодифицированных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства –это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующих ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения РФ, республик в ее составе и других субъектов РФ.

Кодексаминазывают нормативные акты, которые содержат правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других.

Уставыпредставляют собой нормативные акты, которые регулируют определенную сферу государственной деятельности (работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и т.д.).

Положения– это нормативные акты специального действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений (например, положения о службе в органах внутренних дел).

консолидация, т.е. объединение множества законодательных актов в единый укрупненный акт. Данный вид систематизации законодательства не имеет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпорации к кодификации. Консолидация – это чисто формальная работа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Нормативно-правовой акт , источник (форма) права , судебный прецедент , естественное право , правовой обычай .

1) установлена государством

2) имеет письменную форму

3) представление о добре

4) содержит в нормативно-правовых актах

5) внутреннее побуждение

6) охраняется и защищается государством

7) регулятор общественных отношений

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) правовой статус

2) конституция страны

3) правовой обычай

4) постановления правительства

6) политическое участие

4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формулируется и поддерживается государством

2) существует как в устной, так и в письменной форме

3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)

4) относится к нормативной системе общества

5) определяет границы должного поведения людей

5. Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имеет общеобязательный характер

2) обеспечивается силой государственного принуждения

3) за нарушение предусмотрены общественные санкции

4) вступает в силу с конкретного срока

5) закрепляется в актах в письменной форме

6) вводится в действие постепенно

6. Выберите верные суждения о праве в системе социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Сфера действия права шире, чем норм морали.

2) Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.

3) Нормы права не являются формально определёнными.

4) Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.

5) Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.

7. Установите соответствие между видами источников права и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) принимается парламентом страны

Б) является судебным решением по конкретному делу, которому придается общеобязательное значение

B) регулирует наиболее значимые общественные отношения

Г) создается фактически самим судом

Д) является частью иерархической системы

1) юридический прецедент

2) закон как вид нормативно-правового акта

8. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) формальная определённость

Б) общеобязательность для всего населения, проживающего на территории государства

B) мера общественно значимого поведения

Г) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека

Д) регулирование общественных отношений

1) только правовые нормы

2) только моральные нормы

3) и правовые, и моральные нормы

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

10. Прочитайте текст и выполните задания

Право и закон

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права. их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм.

10.1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

10.2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

12. Источником (формой) права называют способ официального закрепления норм права. Укажите любые три источника (формы) права и проиллюстрируйте примером каждый из них.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.

В классическом виде норма права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это часть нормы права, содержащая указания на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма вступает в действие (подлежит применению). Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция – это часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, предусмотренных в гипотезе.

Санкция –это часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Вопрос 30

Источники (формы) права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай. Не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей или всего общества в целом, т.е. отличительной чертой правового обычая является его санкционированность государством. Следовательно, не каждый обычай является правовым и выступает в качестве источника права.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

1. путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

2. путем указания обычая в качестве нормативной основы судебного решения. В данном случае обычай не становится правовым – норма обычная превращается в норму права уже в форме судебного прецедента.

Следующий источник права – это юридический прецедент. Государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь, также становятся нормой права.

Следующий источник – нормативно-правовой акт – это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, имеющих однократное действие. (На практике можно встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.)

Нормативный договор представляет собой соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры), нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры). (Примером внутригосударственного договора в РФ является Федеративный договор от 31 марта 1992 г.).

Следующий источник права – правовая доктрина – это компетентное суждение ученых-юристов по какой-либо проблеме.

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

По общему правилу в тексте нормативно-правового акта должен указываться срок введения его в действие. Президент должен подписать и обнародовать федеральный закон в течение 14 дней, а конституционный – в течение 7 дней.

Нормативно-правовые акты считаются утратившими силу:

- по истечении срока действия;

- при приостановлении его действия;

- при изменении обстоятельств.

Действие нормативно-правового акта в пространствесвязано с распространение его на территорию всего государства или только на его определенную часть.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц предопределено территориальным аспектом, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории.

Правотворчество – это вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил стоящих у власти (народа, класса, социальной группы), возводится в закон, выражается в виде нормы права, в определенном источнике права.

Принципы правотворческой деятельности:

Строгая дифференциация правотворческих полномочий

Техническое совершенство принимаемых актов.

В РФ различаются следующие основные виды правотворчества:

а) принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;

б) непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

в) санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями;

г) заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Вопрос 33

Систематизация представляет собой приведение в систему, устранение противоречий путем внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты принятые государственными органами.

Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются :

Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет;

Инкорпорация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в определенном порядке, без изменения его внутреннего содержания.

Кодификация –это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания.

Существует несколько видов кодифицированных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства –это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующих ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения РФ, республик в ее составе и других субъектов РФ.

Кодексаминазывают нормативные акты, которые содержат правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других.

Уставыпредставляют собой нормативные акты, которые регулируют определенную сферу государственной деятельности (работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и т.д.).

Положения– это нормативные акты специального действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений (например, положения о службе в органах внутренних дел).

консолидация, т.е. объединение множества законодательных актов в единый укрупненный акт. Данный вид систематизации законодательства не имеет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпорации к кодификации. Консолидация – это чисто формальная работа.

Одной из характерных черт права ученые иногда называют его иррационализм, утверждая, что юридическое решение на уровне интуиции связано с фактами и вытекает из их партикуляризма. В расчет независимо от правовой системы следует принимать только реалии действительности, и юридические правила могут выливаться в хаотичные распоряжения власти.

Подобный юридический "экзистенциализм" вступает в противоречие со всякой идеей юридической безопасности, поскольку последняя предполагает надежность и точность юридических правил, организованных в цельную систему, и исключает беспорядочное усвоение рыхлой и неустойчивой массы фактов. В идеале следует, наоборот, стараться выводить решение любой юридической ситуации, используя арсенал ясно сформулированных юридических правил; в таком случае решение возникало бы совершенно естественно, как результат чисто логического рассуждения. Однако такой формальный способ обнаружения юридических решений ведет к постепенной самоизоляции от реальных фактов, вплоть до их полного неприятия. Ho как только право начинает удаляться от конкретных реалий действительности, которыми должно управлять, оно перестает быть правом.

Влияние позитивизма приучило умы отождествлять юридическую логику с неким вариантом формальной логики; недостатки последней — злоупотребления и ограниченность — показал в своих работах, опубликованных в

начале XX в., Жени (I). Современные концепции права, сформировавшиеся после Второй мировой войны, наоборот, отмечены негативным отношением к аналитической и дедуктивной концепции права и возрождением тенденций, близких теории естественного права.

Строгий математический расчет и разнузданный экзистенциализм — это крайние позиции, между которыми существует большое количество промежуточных установок. Жени не настаивал на необходимости избавить юридическую технику от рационального начала. Он признавал, что "в любой юридической разработке.

на первое место выходят интеллектуальные операции и методология, базирующиеся на принципах общей логики; относительно большая гибкость последней обусловлена природой самого рассматриваемого предмета: юридические правила (разнообразие моральных норм)" (2). Юрист для того, чтобы применить объективные данные права, должен изыскивать средства достижения предложенной ему общей цели. А согласно Жени, "если имеет место удовлетворительное соотношение средств и цели, именно соотношение, то средства как таковые, собственно логический принцип, могут меняться; некоторые могут приводить к цели; между такими и следует выбирать. Воля, и только, может сделать этот выбор" (3) Нельзя отрицать, что право — это наука, то есть "совокупность знаний, упорядоченных в соответствии с определенными принципами" (4), и что эта наука имеет свои особые виды рассуждения и целый ряд технических приемов. Чтобы понять методы права и использовать его, необходимо попытаться дать характе- F. Geny, Methodes d'interpretation et sources en Droit prive positif, 2° ed. 1919 et "nouveau tirage" L.G.D. J. 1954; Science et technique en droit prive positif(\914-24). CM. M. Miaille, Une introduction critique au droit (Ed. F. Maspero 1976), pp. 201 ets. (logique et alogique juridique). F. Geny, Science et Technique en droit prive positif, Т. IV, n° 302. Op.precite. Т. Ill, n° 183. Lalande, Vocabulaire technique et critique de la philosophie. Cm. Science, censC.

ристику юридических суждений, выявить их структуру и определить особенности. "Суждение" определяется как "последовательность пропозиций, образующих друг с другом связи, согласно определенным принципам, и в результате дающих какое-то заключение" (I).

Юридическое суждение выражается последовательностью интеллектуальных операций, способных привести к решению юридических проблем благодаря определенному набору логических приемов.

Охарактеризовать юридические суждения значит определить методы, позволяющие найти нужное решение.

Хотя для того, чтобы подтвердить правоту таких определений, следовало бы изучить все юридические системы, а за невозможностью сделать это приходится довольствоваться общими схемами и на их основании выдвигать хоть какую-то правдоподобную гипотезу, мы имеем основания полагать, что в праве существуют постоянные способы суждения.

Необходимо раскрыть "структуру юридической мысли, которая лежит в основе всех правовых систем, но никогда не выступает наружу", потому что зарыта в самую глубину, "под толщу институтов, которые придают каждой системе особый профиль" (2). Поэтому речь может идти о том, чтобы выявить самое нить юридических суждений, которые, будучи используемыми для урегулирования различных социальных отношений, принимают разный вид в разные исторические эпохи и в разных странах; необходимо выявить также конечные цели (направленность) права, которые будут своими особыми у каждой конкретной правовой системы, и используемые средства, характер которых зависит от конкретного юридического порядка. Dictionnaire P. Robert. М. Virally, La pensee juridique (Ed. L.G.D. J. 1960), La science du droit, XXXV.

246 Суждение как процесс состоит в том, чтобы вывести новую пропозицию из ее связей с другими, уже установленными пропозициями или, наоборот, привести доказательство истинности данной пропозиции путем поиска пропозиций, которые могут ее обосновать логически. Суждение в зависимости от конкретного случая состоит, таким образом, в умозаключении или доказательстве. Это рассудочная операция, отличающаяся от интуиции, то есть от непосредственного и полного постижения объекта мысли. Поэтому из числа суждений следует исключить индивидуальные и субъективные мнения, например, ставшие знаменитыми выводы "доброго судьи" Магно, который в конце XIX в. хотел мотивировать "применение закона договоренностями на человеческом и социальном уровне, избегая всякого профессионального духа. ". Жени констатировал, что "независимая" разработка права "неизбежно и фатально приводит в конечном итоге к ненадежности и неустойчивости позитивных решений, имея в качестве точки отсчета своего рода юридическую анархию, сметая все ограничения на уровне суждений, уничтожая всякую безопасность на уровне конкретных дел" (I). Конечно, чтобы раскрыть взаимосвязь и единство элементов комплексного суждения, необходимо, как полагал Декарт, частично привлекать интуицию, хотя мы могли бы, следуя за Лейбницем, указать на логическую необеспеченность интуиции и чувства очевидного и гарантировать строгость суждения, сведя его к расчетам с использованием логических символов.

рр Methode d'interpretation et sources еп droit prive positif, T. II,

дение, без всякого сомнения, располагается на полпути между интуицией и математическими расчетами, ибо не оперирует ни хаотическими рефлексами, ни простыми и абстрактными формулами. Оно одинаково убедительно доказывает существующие пропозиции и выводит новые. Оно вторгается как в сферу чисто интеллектуальной спекуляции в теоретических целях, так и в целях разрешения жизненных проблем в практическую плоскость.

Современные юристы задаются вопросом, что есть юридическая логика. Некоторые отождествляют с ней аргументацию для умозаключений, своего рода дедукцию, построенную на предустановленных логических правилах (I). Другие считают, что "юридическая логика — это логика материальная, которая должна наводить нас на размышления о том, что следует делать, когда мы хотим получить истинные, или по крайней мере корректные, в юридическом смысле решения" (2). Есть, наконец, специалисты, которые думают, что существует одна-единственная логика и что "среди различных случаев применения законов или универсальных логических правил встречаются такие, субъектами которых выступают юристы, действующие в определенных областях юридического знания", и что "анализ различных случаев применения — в различных сферах юридических знаний — универсальных законов и логических правил" представляет определенный научный интерес и может принести пользу. Эти ученые утверждают, что "не имеет смысла изучать юридическую логику в собственном смысле этого слова, поскольку ее просто не существует" (3).

Примерно так же К. Перельман считает, что если мы отождествляем любую логику с формальной логикой, тог- U. Klug, Jurisiische Logik (1966), р. 7. К. Engisch, Einfiihrungin das JuristischeDenken (1956), р. 5.

1959(3) ^ Kalinowski, "Y a-t-il une logiquejuridique?", Logique et analyse

да "просто смешно говорить о какой-то особой юридической логике, как было бы смешно говорить о биохимической логике. используя при этом операции формальной логики в трактате на биохимическую тему. " (I). Следовательно, мы будем исходить из того, что юридические суждения, которые, как и любое другое суждение, могут быть более или менее строгими, подчиняются, с учетом необходимых транспозиций, законам традиционной логики, но имеют при этом определенные особенности, исследование которых составляет в настоящее время предмет "деонтической логики", свойственной нормативным пропозициям. Данная логика, применимая к правилам поведения, наиболее полно разработана у финского ученого Фон Райта, а во Франции — у М. Калиновски (2). Юридические суждения являются, таким образом, всего лишь частными случаями конъюнкций и транспозиций общих форм суждения. Впрочем, исследование типологии суждений (§1) делает очевидным партикуляризм юридического суждения (§2).

Читайте также: