Содержание права на образование как философской категории

Обновлено: 04.07.2024

§1. Право на образование в системе прав и свобод человека. Образование и право: грани соотношения социальных институтов. Понятие и общая характеристика права на образование. §2. Образовательная политика государства и образовательное право. Государственная политика в области образования (образовательная политика). Образовательное право: понятия, основные черты. Образовательно-правовая подготовка будущего педагога.

Право на образование в системе прав

И свобод человека

Образование и право: грани соотношения социальных институтов. Выступая в роли социальных институтов, роль которых в обществе исключительно высока, образование и право органически взаимосвязаны между собой. Ранее уже было показано, какое место занимает образование в правовом пространстве. Но едва ли менее значимое место занимает и право в образовательном пространстве, о чем в общем виде уже говорилось в главе 1. Здесь мы акцентируем внимание на тех содержательно-смысловых и понятийных гранях, которые предстают в результате взаимосвязи и взаимодействия этих двух институтов социума, более подробная характеристика которых будет приведена ниже.

Уже в самом первом приближении и возможно, и целесообразно выделить три такие основных грани: право на образование, образовательное право, правовое образование.

Право на образование есть элемент системы прав человека, отражающее, в самом общем плане, гарантируемое обществом и его институтов, прежде всего и главным образом, государства, притязание всякого человека на его результативную социализацию. Более развернутая характеристика права на образование будет дана ниже.

Образовательное право – термин, обозначающий несколько одноименных понятия.

Во-первых, под образовательным правом понимается комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются образовательные отношения. Следует сказать, что проблема выделения образовательного права в качестве правовой отрасли, пусть и комплексной, в настоящее время относится к числу весьма дискуссионных в среде юридической научной общественности.

Наконец, в-пятых, образовательное право в последнее время обоснованно рассматривается как одно из актуальных и перспективных научных направлений, находящееся на стыке целого ряда научных дисциплин – педагогики, правоведения, философии и теории образования и права,

Правовое образование – понятие весьма широкое и охватывает собой, по меньшей мере, следующие моменты социально-правовой действительности: а) системы педагогических и организационных мер по правовому обучению и воспитанию различных категорий населения: б) целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на формирование у обучающихся системы правовых знаний, их умений и навыков правомерного поведения в правовой сфере, а также на формирование и развитие общей и специальной правовой культуры (правовое воспитание).

Из названных выше понятий, характеризующих особенности соотношения образования и права как социальных институтов, предметный интерес в данном случае представляют два первых – право на образование и образовательное право. Обратимся к ним более подробно.

Понятие и общая характеристика права на образование. В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод(1950), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах(2000). Небезынтересно, что право на образование – единственное из социальных прав, присутствующее в европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что является свидетельством того, какое место отводится этому праву в целом в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 упомянутого Протокола № 1 (1952) говорится, в частности, о: а) всеобщности права на образование (никому не может быть отказано в этом праве), б) важной роли и функции государства в области государства и в) обязанности государства уважать при этом религиозные и философские убеждения родителей [ ]. В приложении к данной главе при водятся тексты соответствующих статей приведенных международных и европейских документов.

В Конституции Российской Федерации общие вопросы права на образования закреплены в ст. 43, текст которой приведем полностью:

Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Прежде, чем дать характеристику права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, раскроем его сущность как элемента системы прав человека.

Данное понятие, во-первых, отражает факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных потребностей и интересов (экономических, политических, социальных, культурных, гражданских, т.е. личных), которые не могут и не должны зависеть от государственной власти и/или других субъектов общественной жизни.

Во-вторых, эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своих социальных места и роли, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. В этом смысле права и свободы есть одновременно социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и, так сказать, согласие общества (государства) в политико-правовой форме (т.е. посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства) с этими притязаниями и согласия на их удовлетворение и гарантирование (защиту и охрану) (б). Уместно в этой связи заметить, что в подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать рассчитывать (сам или через своих родителей (законных представителей) на то, что общество в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, на то, чтобы ему была оказана помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, в том числе конституционных актов различных государств и, конечно, прежде всего, ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, различных научных комментариев и научных исследований, дают основания выделить, помимо сказанного о его сущности и главном содержании, следующие характерные черты этого важного права.

Первое. Право на образование есть интегральное право, которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным). Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование есть одна из ведущих социальных подсистем (сфер) общества. Право на образование есть одновременно и культурное право, поскольку именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность. Право на образование есть, наконец, и гражданское, личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после, как уже было показано, выполнения им при помощи родителей или законных представителей своей обязанности получить общее образование. Ведь, как известно, человека, получившее общее образование, никто не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования. Если такое принуждение и существует, то оно связано с критериями и требованиями, определяемыми конкретным родом и видом профессиональной деятельности, к которой рано или поздно приобщается закончивший школу. Другими словами, Конституция может безусловно гарантировать лишь то, что получение образования не является привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения и даже способностей, вправе получать любое образование; но это не означает, что человек получит не только надлежащее образование, но и минимально необходимое для занятия определенной деятельностью по причине отсутствия у конкретного человека способностей или материальных средств для получения такого образования. Все остальное в сфере права на образование - это, в лучшем случае, условные права, которые реализуются в зависимости не от способностей и желания человека, а от материальных условий жизни [1, 248]. Однако, это уже несколько иной аспект, о котором в дальнейшем будет сказано подробнее.

Третье. Право на образование есть право относительное. В теории прав человека выделяются абсолютные (основные) права человека и права относительные. Критерием такого различения выступает возможность ограничения того или иного права федеральным законодательством в условиях чрезвычайного положения. Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (и только федеральным законом!) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например, право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др. Относительные права – права, которые могут ограничиваться только федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция включает и право на образование. Это означает, что данное право может быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование – право всеобщее. Эта особенность выше уже была рассмотрена. Здесь мы лишь обратим внимание еще на то, что это право распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и на лиц различного возраста. Данное обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен есть, прежде всего, предмет социологической науки, хотя эдукологические и педагогические исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагает доступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность органически связана с его всеобщностью, о которой выше уже шла речь. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.

Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию. что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, получающим платное образование. В этом плане было бы и конституционно обоснованным, и социально справедливым, если бы законодатель освободил от налогов деятельность образовательных учреждений, предоставляющих образование за плату (в той части их деятельности, которая не выходит за пределы предоставления образовательных услуг). Дело в том, что такие налоги фактически оплачиваются лицами, которые вынуждены оплачивать свое образование, так как государство и общество не в состоянии обеспечить такое образование бесплатно для этих лиц [1, 248]

Как можно видеть, доступность образования определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой будет дана ниже, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным ограничителем права на образования.

Всеобщая декларация прав человека гласит, что право на образование входит в число основных прав каждого человека. Что конкретно это значит?

Почему право на образование считается основным правом человека?

Право на образование является основополагающим правом человека, от которого во многом зависит реализация других прав.

  • Качественное образование ставит целью всестороннее развитие человеческой личности.
  • Образование представляет собой одно из наиболее эффективных средств, позволяющих избавить социально изолированных детей и взрослых от нищеты и помогающих им стать полноправными членами общества. Имеющиеся у ЮНЕСКО данные позволяют предположить, что если бы все взрослые получили законченное среднее образование, число бедных людей в мире сократилось бы более чем наполовину.
  • Образование способствует уменьшению гендерного неравенства в отношении девочек и женщин. Результаты исследования ООН показали, что каждый дополнительный год обучения в школе снижает вероятность детской смертности на 5-10 %.
  • Для должной реализации этого права необходимы равенство возможностей, всеобщий доступ к получению образования, а также обязательные и подлежащие контролю стандарты качества.

Что предполагает право на образование?

  • Обеспечение бесплатного, обязательного и всеобщего начального образования
  • Доступность среднего, в том числе технического и профессионального, образования для всех, а также постепенный переход к бесплатному среднему образованию
  • Доступность высшего образования для всех на основании способностей каждого, а также постепенный переход к бесплатному высшему образованию
  • Предоставление элементарного образования лицам, не окончившим школу
  • Предоставление возможностей для прохождения профессиональной подготовки
  • Обеспечение одинакового качества образования посредством внедрения минимальных стандартов
  • Высокое качество преподавания с использованием качественных учебных материалов
  • Создание удовлетворительной системы стипендий и обеспечение преподавателям достойных материальных условий
  • Предоставление свободы выбора в отношении образования

Какова нынешняя ситуация?

  • 262 миллиона детей младшего и среднего школьного возраста не ходят в школу
  • Лишь менее чем в одной стране из пяти бесплатное и обязательное образование продолжительностью 12 лет гарантируется законом
  • Один ребенок из 11 не посещает начальную школу
  • Один подросток из пяти не получает среднего образования
  • Более половины детей младшего школьного возраста не смогли приобрести минимальных навыков чтения, требуемых в соответствии со стандартами качества

Каким образом обеспечивается право на образование?

Право на образование обеспечивается в соответствии с международными нормативными актами, с одной стороны, и политическими обязательствами национальных правительств, с другой стороны. Защита права на образование опирается на прочную основу международных конвенций и договоров, ратификация которых налагает на государства обязанность по соблюдению, защите и осуществлению этого права.

Как ЮНЕСКО содействует обеспечению права на образование?

  • мониторинг осуществления права на образование на уровне стран;
  • оказание государствам поддержки в формировании прочной правовой базы на национальном уровне и создании благоприятных условий для обеспечения качественного образования для всех;
  • повышение уровня информированности о принципах, лежащих в основе права на образование, и о соответствующих правовых обязательствах посредством проведения исследований по ключевой тематике;
  • поддержка глобальной Обсерватории по вопросу о праве на образование;
  • укрепление потенциала, совершенствование механизмов предоставления информации и повышение осведомленности о главных проблемах в сфере образования;
  • расширение сотрудничества и создание сетей в целях решения ключевых вопросов в области права на образование.

Каким образом ЮНЕСКО осуществляет мониторинг права на образование и содействует его соблюдению?

  • В соответствии с Уставом ЮНЕСКО государства-члены должны посредством регулярных консультаций систематически сообщать о принимаемых мерах по осуществлению нормативных актов на уровне страны.
  • Благодаря сотрудничеству с органами ООН по правам человека ЮНЕСКО направляет странам рекомендации по улучшению положения в области права на образование на национальном уровне.
  • Посредством специализированной онлайн-обсерватории ЮНЕСКО анализирует ситуацию с обеспечением права на образование в 195 своих государствах-членах.
  • На основании результатов мониторинга ЮНЕСКО предоставляет техническую помощь и консультации по вопросам политики тем государствам-членам, которые желают пересмотреть, разработать, усовершенствовать или реформировать свою нормативно-правовую базу.

Что происходит, если государства не выполняют свои обязательства?

  • Международные соглашения в области прав человека составляют прочную нормативную базу для обеспечения права на образование. Они представляют собой не просто декларации о намерениях, а юридически обязывающие документы, положения которых обязательны к исполнению. Все страны мира ратифицировали хотя бы одно такое соглашение, касающееся тех или иных аспектов права на образование. Это значит, что все государства могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение этого права посредством соответствующих правовых механизмов.
  • Обеспечение соблюдения права на образование: на международном уровне в области прав человека действуют правозащитные механизмы, которые предусматривают рассмотрение индивидуальных жалоб и уже были успешно использованы для урегулирования споров, касающихся нарушения права на образование.
  • Возможность судебной защиты права на образование: в случае нарушения права на образование граждане должны иметь возможность обратиться в суд общей или административной юрисдикции.

Каковы главные препятствия на пути обеспечения права на образование?

  • Предоставление каждому человеку бесплатного и обязательного образования

Лишь менее чем в одной стране из пяти бесплатное и обязательное образование продолжительностью 12 лет гарантируется законом.

  • Ликвидация неравенства и разрывов в образовании

В странах Африки к югу от Сахары в школу ходят только 65 детей из беднейших слоев населения на каждые 100 детей из наиболее обеспеченных семей.

В 2016 году 3,5 миллиона детей-беженцев школьного возраста ни разу не посетили школу.

  • Приватизация и ее последствия для осуществления права на образование

Государствам следует найти золотую середину между соблюдением свободы на образование и предоставлением каждому человеку образования надлежащего качества.

  • Требования качества и признание важной роли педагогов

200 миллионов молодых людей оканчивают школу, так и не приобретя навыков, необходимых для достижения успеха в жизни.


Читайте также: