Может ли бездействие стать правонарушением

Обновлено: 16.05.2024

В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.

Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:

— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;

— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;

— наличие вины в форме умысла или неосторожности;

— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.

Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.

Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.

Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:

— небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);

— средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);

— тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);

— особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).

Совокупность образующих преступление признаков является его составом.

Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:

— объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;

— объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;

— субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);

— субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.

Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.

Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.

В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).

Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.

Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).

Также составы преступлений подразделяются по диспозиции на простые, то есть кратко описывающие признаки преступления (например ст. 105 УК РФ убийство – умышленное причинение смерти), сложные, то есть описывающие единое посягательство более чем на один объект (например ч. 4 ст. 111 УК РФ причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека, то есть причинен умышленно вред здоровью и вторая форма вины в виде неосторожности по причинению смерти) и альтернативные, то есть предусматривающие совершение хотя бы одного из указанных в диспозиции действий (например ч. 1 ст. 132 УК РФ мужеложество, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия, то есть ответственность наступает за применения любого из указанных действий).

Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.

Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания

объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные

объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный

субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)

вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность

общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)

по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные

по диспозиции: простые – сложные – альтернативные

по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07. 2009 № 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, оценки подлежат конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характер и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, причинение вреда либо угроза причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, но не обязанностью судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении.

Разъяснение подготовлено прокуратурой Грачевского района

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

28 декабря 2020, 09:33

Малозначительность административных правонарушений

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07. 2009 № 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, оценки подлежат конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характер и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, причинение вреда либо угроза причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, но не обязанностью судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении.

Сычев Антон

Банкротство является неотъемлемой частью и юридической, и экономической реальности. Применение данного института возможно в отношении как граждан, не способных выплатить потребительский кредит в несколько сотен тысяч рублей, так и предприятий с задолженностью в миллиарды рублей.

Банкротство связано с невозможностью погашения всех требований кредиторов, поэтому при введении конкурсного производства арбитражный управляющий, становящийся единоличным исполнительным органом несостоятельного юридического лица, изначально исходит из дефицита доходов и средств при большом объеме издержек. Он обязан принимать меры по защите имущества (абз. 2 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве), разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (абз. 8), а также действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (п. 4).

Зачастую организация-должник представляет собой имущественный комплекс, осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеющий необходимое оборудование и квалифицированный персонал, что в рамках дела о банкротстве позволяет позиционировать его как готовый бизнес и значительно повышает стоимость.

Стоит отметить, что продолжение деятельности несостоятельного предприятия порой является вынужденной мерой для сохранения имущества в целом. Примечательно в этом плане банкротство животноводческих комплексов, способное в отсутствие финансирования в считанные дни привести к падежу скота и кардинальному снижению стоимости имущества. Подобное положение характерно и для промышленных объектов, так как после остановки некоторых печей, станков и иного оборудования расходы по их восстановлению и новому запуску соизмеримы со стоимостью оборудования.

Одной из первостепенных задач арбитражного управляющего является обеспечение финансирования эксплуатационной деятельности предприятия, для чего существуют несколько источников.

Первый – собственные средства управляющего, что само по себе является маловероятным развитием событий, учитывая объем и срок вложений, которые нельзя назвать инвестициями в связи с их беспроцентным характером 1 .

В связи с этим для арбитражного управляющего существуют множество факторов риска, в том числе риск наличия формальных жалоб и последующего признания его действий экономически нецелесообразными, на что зачастую влияют не объективные причины, а условия экономической или государственной конъюнктуры.

Второй источник финансирования – кредиторы. Здесь стоит подробнее рассмотреть категорию залоговых кредиторов, которые чаще всего представлены кредитными организациями. Они как никто заинтересованы в поддержании цены имущества должника для наиболее полного последующего удовлетворения их требований, но в силу бюрократических причин не спешат осуществлять финансирование в любом объеме, несмотря на косвенную мотивацию, предусмотренную законодательством 2 .

Третьим вариантом является передача имущества должника в аренду, предоставляющая выгоды как для сохранения имущества должника, так и для процедуры банкротства в целом.

В настоящее время не существует способа сокращения срока согласования финансирования расходов должника с целью предотвращения причинения имущественного ущерба. Усложняется данная система тем, что на передачу в аренду имущества, обремененного залогом в пользу конкурсного кредитора, требуется письменное согласие 3 . Сдача имущества в аренду без такого согласия является формальным нарушением Закона о банкротстве.

Стоит отметить положительную тенденцию в судебной практике, согласно которой объективная необходимость передачи имущества в аренду ставится выше наличия формального согласия залогового кредитора 4 .

Интересен в данном случае механизм применения обеспечительных мер, позволяющий принимать оперативные решения в сжатые процессуальные сроки. Но здесь пока нет сформировавшейся правоприменительной практики, в связи с чем существенное воздействие на мнение судей оказывают специфика региона и значимость объекта для субъекта Федерации.

Механизм передачи имущества должника во временное владение и пользование законодательством детально не регламентирован, однако судебная практика исходит из необходимости соблюдения определенного алгоритма, дополнив который, получим следующий порядок действий:

  • анализ целесообразности сдачи имущества в аренду;
  • размещение оферты на заключение договора аренды на площадках с целевой аудиторией;
  • сбор коммерческих предложений для выбора наиболее оптимального;
  • проверка контрагента;
  • заключение договора;
  • инициирование утверждения договора в суде.

Конструкция 5 распределения прибыли от передачи залогового имущества в аренду приводит к заключению, что данный инструмент с точки зрения логики Закона о банкротстве предпочтителен.

Сдача имущества в аренду – это всегда риск (в частности, риск гибели имущества, недобросовестности арендатора и т.д.). Проявляя разумность и добросовестность, арбитражный управляющий должен предусмотреть возможные последствия сдачи имущества должника в аренду и потенциальные пути решения проблем.

Передача в аренду подразумевает возврат имущества в том же состоянии с учетом нормального износа. Однако бывают ситуации, приводящие к гибели или порче имущества, из-за чего арендатор должен возместить причиненный убыток. При выборе контрагентом фирмы-однодневки арбитражный управляющий не сможет восполнить убыток с помощью такой компании, в связи с чем у кредиторов возникнет обоснованный вопрос о том, почему управляющий не проявил должную осмотрительность.

Неопределенность в данную ситуацию может внести и тот факт, что подобные фирмы, не способные нести ответственность за причинение вреда арендованному имуществу, могут заявлять коммерческие предложения, в текущий момент представляющиеся по сравнению с иными более выгодными. В таком случае управляющий может задаться вопросом: кому отдать предпочтение: контрагенту, предложение которого экономически выгоднее, но ничем не обеспечено, либо профильному игроку, способному как поддерживать инфраструктуру действующего предприятия, так и в полной мере отвечать по возможным обязательствам из причинения вреда?

Одним из важнейших моментов при заключении договора аренды является согласование существенных для управляющего и кредиторов условий. В связи со спецификой процедур банкротства в договор подлежат включению положения, регулирующие его досрочное расторжение в связи с реализацией имущества на торгах либо вынесением судебного акта; право управляющего на беспрепятственный доступ к предмету аренды для проверки исполнения условий договора и демонстрации имущества в ходе реализации; регулирование субаренды; регламентация порядка несения текущих и капитальных расходов; право собственности на неотделимые улучшения, а также вопрос о субъекте, дающем согласие на производство необходимых работ.

Сфера процедуры банкротства, связанная со сдачей имущества должника в аренду, пребывает в противостоящей арбитражному управляющему позиции. Существует множество примеров привлечения арбитражного управляющего к ответственности за нарушения, связанные с заключением договора аренды с конкретным контрагентом 6 , заключением договора аренды на новый срок без согласия собрания кредиторов 7 , передачей имущества в аренду по заниженной стоимости 8 .

Основной причиной привлечения управляющих к ответственности является отсутствие достаточного законодательного регулирования и расчет в большей части на внутреннее усмотрение арбитражного управляющего, которое может расходиться с мнением кредиторов и суда, что, к сожалению, в проекте поправок в Закон о банкротстве не учтено.

Разработка и закрепление критериев разумного поведения арбитражного управляющего при сдаче имущества должника в аренду – как в законодательстве, так и в судебной практике – позволят, на мой взгляд, снизить напряженность в данной сфере.

3 Пункт 4 ст. 18.1 Закона о банкротстве: должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им или обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора…

5 Определение ВС РФ от 20 ноября 2017 г. № 306-ЭС17-9235 по делу № А49-2992/2014, № 301-ЭС17-9716 по делу № А79-8466/2015: залогодержатель вправе потребовать 80% поступающих в конкурсную массу арендных платежей.

8 Определение ВС от 19 мая 2020 г. № 305-ЭС19-16314(3) по делу № А40-211646/2014.

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Комментарии к ст. 2.1 КОАП РФ

1. Комментируемая статья дает определение административного правонарушения как основания административной ответственности. Законодатель, раскрывая понятие "административное правонарушение", указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

2. Гражданский кодекс РФ (см. ст. ст. 48 - 50 ГК РФ) подробно определяет понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, их правоспособность, устанавливает обязанность юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию.

3. К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане начиная с 16-летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели, собственники (владельцы) транспортных средств). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством.

4. Второй признак административного правонарушения - его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности. В Особенной части Кодекса предусматривается административная ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность; за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, за нарушения правил безопасности в различных отраслях экономики, за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, на общественный порядок и общественную безопасность.

5. С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц. С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними). Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности (см. комментарий к ст. 2.2).

Гораздо сложнее оказалось сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В ч. 2 комментируемой статьи намечены контуры понятия "вина юридического лица". В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной.

6. В комментируемой статье установлено правило, согласно которому разделяется административная ответственность юридического лица и физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицам. Равным образом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Речь идет о таких конкретных составах административных правонарушений, как нарушение правил пожарной безопасности, санитарных правил и некоторых других правил, предусматривающих ответственность как юридического лица, так и его должностного лица, на которое специальным распоряжением возложена обязанность обеспечивать соблюдение этих правил.

7. Административное правонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и, по сути дела, различаются по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (см. ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УК РФ). В связи с этим представляется, что сам критерий "общественная опасность" может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтому в комментируемой статье при определении понятия "административное правонарушение" (как и в КоАП РСФСР) не указывается на общественную опасность действия (бездействия), признаваемого административным правонарушением.

Читайте также: