При логопедическом обследовании у ребенка выявлена моторная алалия какое заключение напишет логопед

Обновлено: 07.07.2024

В статье представлены начальные этапы логопедической работы по формированию механизмов речевой деятельности детей, страдающих моторной алалией. В качестве эффективного метода по коррекции нарушений речи детей данной группы выбран метод моделирования речевых ситуаций. Основой коррекционной работы выступает диалог между логопедом и ребенком, в ходе которого ребенок усваивает грамматические нормы, происходит развитие как лексической, так и фонетической стороны речи. На первом этапе формируется связь двигательной и словесной реакции, на втором – структура предложения усложняется до двух членов: глагола и существительного в косвенном падеже, на третьем – в предложении используются два главных члена: подлежащее и сказуемое, дети учатся распространять предложения до трех-пяти слов, склонять существительные по всем падежам. Приведены примеры игр по дифференциации в речи падежных конструкций. Главная цель логопедических занятий – сформировать у ребенка систему грамматических моделей. Овладение грамматикой стимулирует пополнение словарного запаса ребенка, развивает звуковую сторону речи и создает перспективу для развития речи в целом. Построение педагогического процесса опирается на специальные принципы и приемы.


1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

4. Горчакова А.М., Чаладзе Е.А. Формирование языкового механизма у детей с экспрессивной (моторной) алалией через коммуникативные ситуации // Специальное образование. – 2017. – № 3 (47). – С. 59–65.

5. Горчакова А.М., Чаладзе Е.А. Преодоление экспрессивной алалии у детей на начальном этапе логопедической работы // Поволжский педагогический вестник. – 2013. – №1. – С. 26–32.

6. Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учеб.-метод, пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Образование и воспитание, 2010. – 152 с.

7. Белокурова А.С., Чигинцева Е.Г. Сравнительный анализ методик по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: Сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году экологии в России / под ред. С.В. Петрова, 2017. – С. 174–180.

Одним из наиболее тяжелых дефектов речи является алалия, когда ребенок практически лишен языковых средств общения. При этом страдают все компоненты языковой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи.

Статистические данные указывают, что алалия в дошкольном возрасте встречается примерно у 1 % детей, а в школьном – у 0,6–0,2 %. При этом среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития.

Под моторной алалией мы понимаем системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [1, с. 179]. Таким образом, дети с моторной алалией понимают обращенную к ним речь, в то время как их собственная речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Импрессивная сторона речи остается более сохранной, чем её моторный компонент.

Изучением детей с моторной алалией, а также разработкой методик по формированию у них механизмов речевой деятельности занимались такие исследователи как В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская, Н.Н. Трауготт, О В. Правдина, Т.В. Башинская, Т.В. Пятница и др.

Коррекционная работа по созданию механизмов речевой деятельности предполагает: формирование мотива; формирование коммуникативного намерения; осуществление внутреннего программирования высказывания; лексическое развертывание высказывания; отбор лексико-грамматических средств; реализацию грамматического структурирования [2].

В основу нашего исследования была положена методика моделирования речевых ситуаций с целью создания у детей с моторной алалией пусковых механизмов речевой деятельности, которые бы обеспечили дальнейшее развитие их речи и овладение нормами родного языка. Под моделированием речевого общения мы понимаем целенаправленно проектируемую педагогом форму общения с ребенком в виде диалога, в результате которого ребенок упражняется в использовании речевых категорий, осваивает грамматические модели родного языка. Моделирование речевого общения способствует активизации у детей потребности в коммуникации, т.е. происходит формирование первоначального звена механизма порождения речи – мотива, а также развивает умение вести диалог, снижает психические стрессовые переживания и формирует систему взаимоотношений в общении с окружающими, что в итоге способствует накоплению социального опыта и успешной интеграции в общество. К ключевым звеньям в развитии речевой системы мы относим развитие предикативной функции и овладение детьми элементами грамматического строя. Вся работа опирается на следующие принципы: учета возможностей ребенка, развития его речи в онтогенезе, доступности речевого материала, поэтапности, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения, деятельностного подхода.

В соответствии с онтогенетическим принципом основное внимание на начальных этапах работы обращается не на звуковую сторону речи, а на ее семантическую сторону, т. е. осмысление ребенком того, что он говорит. Речевой материал подбирается на основе правильно произносимых ребенком звуков, что удовлетворяет принципу доступности. При этом неправильно произносимые звуки не исправляются, логопед лишь может повторить правильное произношение слова, но не добиваться четкого звучания от ребенка. Развитие фонетической стороны осуществляется в ходе овладения речью, а не предшествуя речевому развитию. Особый акцент делается на развитие грамматической стороны речи. Чем раньше начнется работа над грамматикой, тем быстрее ребенок овладеет речью в целом: растет его словарь и улучшается звукопроизношение. Специфика логопедической работы над формированием грамматического строя речи у детей с моторной алалией состоит в создании грамматических моделей: ребенок не просто коллекционирует формы и конструкции, а овладевает самим механизмом грамматики, принципом его действия, т.е. в основе лежит не количественный охват, а качественное развитие [3]. Активизации словаря и фразовой речи способствует включение знакомых и новых слов в уже сформированные у ребенка грамматические модели.

Основные приемы, которые использует логопед в процессе работы: речевой образец, повторное проговаривание, вопрос, совместное выполнение действий, оценка детской речи. Одобрение и похвала способствуют созданию комфортной обстановки, установлению тесного контакта между логопедом и ребенком, повышают эмоциональную отзывчивость и вызывают доверие и симпатию со стороны ребенка [6].

Таким образом, у детей происходит постепенное формирование фразовой речи, обогащение словарного запаса, закрепляются модели грамматических конструкций, формируется мотивация к речевому общению [7].

Читайте также: