Содержание детей в детском саду облагается ли страховыми взносами

Обновлено: 30.06.2024

Взимание платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрено ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). В настоящей публикации рассмотрены учетные особенности отражения компенсации (возврата) родителям части платы за детский сад.

В каком размере начисляется компенсация?

Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За оказание таких услуг учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер.

Обратите внимание! За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65 Федерального закона N 273-ФЗ).

Причем ограничение максимального размера взимаемой родительской платы за присмотр и уход за детьми федеральным законодательством не предусмотрено (Письмо Минобрнауки России от 24.04.2013 N ДЛ-101/08).

В рамках социальной поддержки нормы действующего законодательства устанавливают компенсацию из бюджета части внесенной родителями (законными представителями) платы.

В п. 5 ст. 65 Федерального закона N 273-ФЗ определены основные правила по расчету компенсации. Они заключаются в следующем:

  • родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • минимальные размеры компенсации составляют 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на территории региона на первого ребенка, 50% - на второго ребенка, 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Источник финансирования расходов, связанных с осуществлением выплат компенсации части родительской платы, определяется в соответствии с п. 7 ст. 65 Федерального закона N 273-ФЗ. Финансовое обеспечение таких расходов является расходным обязательством субъектов РФ.

Напомним, что согласно нормам ст. 6 БК РФ расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета. Общие размеры выделяемых бюджетом средств на указанные цели в соответствующем году устанавливаются законами о бюджете субъектов РФ на соответствующий год.

Каков порядок получения компенсации?

Порядок получения родителями (законными представителями) компенсации части платы устанавливается на региональном уровне. Так, например, в Московской области компенсация выплачивается на основании Постановления Правительства Московской области от 26.05.2014 N 378/17. К заявлению о выплате компенсации родитель (законный представитель) должен приложить:

  • копию документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копию свидетельства о рождении ребенка (детей), входящего(их) в состав семьи;
  • выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства), о передаче ребенка на воспитание в приемную семью - на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье.

В большинстве регионов действует следующий порядок компенсации родительской платы. Вначале родители (законные представители) вносят плату в полном размере, затем им рассчитывается и выплачивается компенсация. Однако в нескольких субъектах РФ действуют иные правила: родители (законные представители) сразу уплачивают разницу между суммой платы и компенсацией.

В настоящей публикации рассмотрим порядок выплаты компенсации органом местного самоуправления.

Как отразить компенсацию в учете?

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Согласно нормам данного документа расходы органа местного самоуправления на выплату компенсации части родительской платы относятся на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению".

Рассмотрим на примере отражение в учете органа местного самоуправления операций по выплате компенсации части родительской платы за содержание детей в детских садах.

Пример 1. Орган местного самоуправления осуществляет функции по выплате родителям (законным представителям) компенсации части платы за содержание детей в детских садах.

Из бюджета субъекта РФ в местный бюджет поступила субвенция на данные цели в сумме 500 000 руб. Расходы органа местного самоуправления на выплату компенсации составили 490 000 руб. Сумма расходов по доставке компенсации до получателей через финансово-кредитную организацию равна 10 000 руб.

В учете органа местного самоуправления данные операции отразятся следующим образом:

Поступила сумма субвенции

КДБ 1 210 02 151

КДБ 1 205 51 660

Начислена компенсация части родительской платы

КРБ 1 401 20 262

КРБ 1 302 62 730

Перечислена компенсация родителям (законным представителям)

КРБ 1 302 62 830

КРБ 1 304 05 262

Отражены расходы на оплату услуг банка

КРБ 1 401 20 226

КРБ 1 302 26 730

Оплачены услуги банка

КРБ 1 302 26 830

КРБ 1 304 05 226

Отражено использование суммы субвенции

КДБ 1 205 51 560

КДБ 1 401 10 151

В данном примере финансовое обеспечение указанных расходных обязательств осуществляется за счет предоставляемой местному бюджету субвенции из бюджета субъекта РФ. Однако этот вариант регулирования не является единственным.

Облагается ли компенсация НДФЛ и страховыми взносами?

Актуальным является вопрос налогообложения компенсации части платы за детский сад.

НДФЛ с суммы компенсации, начисленной за счет средств бюджета, не удерживается, и вот почему. В п. 42 ст. 217 НК РФ прямо сказано, что средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не облагаются данным налогом. Финансовым ведомством неоднократно выпускались разъяснения, подтверждающие, что названное положение относится к случаям выплаты компенсации за счет средств бюджета (см., например, Письма Минфина России от 15.10.2013 N 03-04-06/42927, от 17.04.2013 N 03-04-05/6-379).

Также сумма компенсации не облагается страховыми взносами во внебюджетные фонды, поскольку она осуществлена не в рамках трудовых отношений либо отношений по гражданско-правовому или авторскому договору (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Как отражать сумму компенсации в журнале по прочим операциям?

Аналитический учет расчетов по компенсации части родительской платы учреждения должны вести в журнале по прочим операциям (ф. 0504071) либо карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). Такой вывод следует из абз. 3 п. 257 Инструкции N 157н . При этом в законодательстве четко сказано, что порядок организации аналитического учета учреждение устанавливает самостоятельно в своей учетной политике.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос, можно ли в журнал по прочим операциям (ф. 0504071) записывать общие суммы компенсации в пользу родителей (законных представителей) без детализации платежей. Если отражать начисление по каждому получателю, журнал становится неудобным для использования - 90% записей будут составлять строки по компенсации.

В п. 257 Инструкции N 157н по данному поводу ничего не сказано. Поэтому, на наш взгляд, учреждение может закрепить соответствующий порядок в своей учетной политике. Однако в таком случае более осторожный подход предполагает ведение аналитического учета компенсации по каждому получателю в другом документе. Данный вывод можно сделать на основании анализа материалов проверок.

Еще один актуальный вопрос связан с тем, что почти повсеместно учет в настоящее время ведется в автоматизированном режиме с применением специальных компьютерных программ.

В п. 11 Инструкции N 157н сказано: по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются.

Однако обязанность подбирать и подшивать к соответствующим журналам операций документы, сформированные в электронном виде (подписанные электронной подписью), законодательством не предусмотрена. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 30.09.2013 N 02-06-10/40454.

Кроме того, стоит отметить, что некоторые разъяснения по порядку применения электронных документов содержатся в Инструкции N 157н. Они внесены Приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н и в общем содержат тот же вывод: распечатывать электронные документы и подшивать их к журналу операций нет необходимости.

Что делать в случае ошибки при начислении компенсации?

Если ошибка связана с занижением выплат, необходимо провести доначисления в следующем периоде.

В тех случаях, когда ошибка связана с завышением выплат, необходимо уведомить получателя о необходимости вернуть переплату. Если данный вопрос в региональном законодательстве не урегулирован, необходимо учитывать следующее: провести удержание из последующих выплат можно, только если получатель подаст в учреждение заявление об этом.

При сопротивлении получателя и его нежелании вернуть переплату учреждению следует обратиться в суд.

С точки зрения гражданского законодательства в данном случае речь идет о неосновательном обогащении (неосновательно приобретенном или сбереженном имуществе). Неосновательное обогащение в любом случае подлежит возврату. Исключения составляют только случаи, предусмотренные ст. 1109 ГК РФ.

Так, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

  1. имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
  2. имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
  3. заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
  4. денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Ни один из указанных случаев не относится к рассматриваемой ситуации - переплаты по компенсации родительской платы.

В судебной практике имеется довольно много решений, принятых в аналогичных ситуациях в пользу учреждений (см., например, заочное решение Мирового судьи судебного участка N 1 Стрежевского судебного района Томской области от 25.09.2012 N 2-1025/12-2).

Управления бюджетного учета и отчетности

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Галичевская Е. Н.

Помимо выплат, гарантированных государством, при рождении ребенка сотрудник может получить некоторую сумму от работодателя как меру поддержки. Но такая выплата - это право работодателя, а не обязанность. В статье расскажем, как оформить матпомощь в 2018 году и порядок ее налогообложения.

Материальная помощь при рождении ребнка выплачивается только в том случае, если предусмотрена трудовым, коллективным договором или иным локально-нормативным актом организации. Данная выплата не зависит от квалификации работников, не связана с достижением работником каких-либо производственных результатов, так же нельзя ее назвать стимулирующей. Поэтому матпомощь при рождении ребенка не является частью оплаты труда — это выплата социального характера.

Как оформить выдачу материальной помощи

Как правило, начисление матпомощи оформляется так:

  • Работник пишет личное заявление, в котором указывает основание для выплаты ему материальной помощи — в данном случае это рождение ребенка. Заявление может быть составлено в произвольной форме;
  • Работник прилагает документы, подтверждающие необходимость получения такой помощи: например, копию свидетельства о рождении. Ее нужно передать в бухгалтерию вместе с заявлением.
  • Если руководство организации принимает положительное решение, издается приказ об оказании материальной помощи. Унифицированной формы такого документа нет, организация вправе разработать ее самостоятельно. В приказе указывается сумма получаемой сотрудником материальной помощи, и срок, в который она должна быть выплачена.

Налогообложение материальной помощи при рождении ребенка

Недавно Минфин изменил мнение относительно обложения НДФЛ сумм материальной помощи при рождении ребенка. Прежняя позиция финансового ведомства была такова: не облагается НДФЛ единовременная матпомощь, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 рублей, одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 рублей. То есть, финансовое ведомство считало, что необлагаемый лимит нужно делить между родителями. Ранее в Письме от 15.07.2016 № 03-04-06/41390 финансовое ведомство рекомендовало при выплате работнику материальной помощи при рождении ребенка запрашивать у этого работника справку о доходах супруга. Но Минфин РФ отозвал это письмо.

Новую точку зрения на вопрос об обложении НДФЛ доходов в виде материальной помощи, оказываемой работодателем работникам при рождении ребенка, Минфин озвучил в письмах от 12.07.2017 № 03-04-06/44336 и от 07.08.17 № 03-04-06/50382. В соответствии с абзацем 7 пункта 8 статьи 217 НК не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат работникам (в том числе матпомощи) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка. При этом должны выполняться следующие условия:

  • матпомощь выплачивается единовременно в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка;
  • размер матпомощи не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Теперь эта точка зрения объявлена единственной верной, так как все старые, противоречащие новому мнению ведомства разъяснения, признаны неактуальными, и ФНС предписала инспекциям применять в работе именно ее.

Кстати, стоит обратить внимание на Постановление арбитражного суда Уральского округа от 29.07.2016 № Ф09-6902/16, где суд отметил, что суть выплаты при рождении ребенка не изменилась в связи с реализацией права на нее по истечении года. А НК РФ не содержит нормы, предусматривающей, что спустя год льгота не применяется. То есть, по мнению арбитров, матпомощь при рождении ребенка и через год не должна облагаться НДФЛ.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами являются, в частности, выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в статье 422 НК РФ. Здесь сказано, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), установления опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка (пп. 3 пункта 1 статьи 422 НК РФ).

Минфин в письме от 16 мая 2017 № 03-15-06/29546 заявил, что материальная помощь, выплачиваемая при рождении ребенка, не облагается страховыми взносами в пределах лимита (50 тысяч рублей). Причем этот необлагаемый лимит применятся к выплатам, начисленным каждому из новоиспеченных родителей. Т.е. если и папа, и мама малыша получили каждый по 50 тыс. руб. такой родительской матпомощи, страховые взносы с этих сумм начислять не нужно. В том числе в случае, когда оба родителя трудятся у одного работодателя.

Таким образом, получается, что в отношении материальной помощи при рождении ребенка теперь действуют одинаковые правила обложения и НДФЛ, и страховыми взносами.

Бухгалтерский учет материальной помощи при рождении ребенка

Пример 1

Сотруднице начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка в размере 50 000 руб. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Дт 91 Кт 73 — 50 000 — Начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка

Дт 73 Кт 51 — 50 000 — Выплачена материальная помощь с расчетного счета

Дт 99 Кт 68 — 10 000 — Отражено ПНО с расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (50 000 руб. х 20%)

Пример 2

Изменим условия примера 1. Выплата работнице единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка составила 70 000 руб.

В нашем примере сумма страховых взносов рассчитывается исходя из общего тарифа (на обязательное пенсионное страхование — 22%, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%, обязательное медицинское страхование — 5,1%). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны с применением тарифа 0,2%. Согласно пп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК РФ страховые взносы включаются в состав расходов в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 20.03.2013 № 03-04-06/8592, от 03.09.2012 № 03-03-06/1/457).

В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:

Дт 91 Кт 73 — 50 000 — Начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка

Дт 91 Кт 69 — 6040 — Начислены страховые взносы на облагаемую ими сумму материальной помощи ((70 000 — 50 000) руб. х 30,2%)

Дт 73 Кт 68 — 2 600 — Удержан НДФЛ с налогооблагаемой суммы материальной помощи ((70 000 — 50 000) руб. х 13%)

Дт 73 Кт 51 — 67 400 — Выплачена материальная помощь из кассы (70 000 — 2 600) руб.

Дт 99 Кт 68 — 14 000 — Отражено ПНО с расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (70 000 руб. х 20%)

Отражение в 6-НФДЛ

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета справку по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ.

Поэтому обратимся к письму ФНС России в от 15.12.2016 № БС-4-11/24064@. Налоговая инспекция на основании п. 8 ст. 217 НК РФ пришла к выводу, что работодатель вправе не отражать в расчете по форме 6-НДФЛ доход работника в виде единовременной материальной помощи при рождении ребенка в течение первого года после рождения ребенка в размере, не превышающем 50 000 руб. В случае если размер указанного дохода, выплачиваемого в налоговом периоде, превысит 50 000 руб., данный доход подлежит отражению в расчете по форме 6-НДФЛ.

Если организация, выплачивающая работнику материальную помощь при рождении ребенка в течение первого года после рождения ребенка в размере 50 000 руб., все же отразила данный доход в расчете по форме 6-НДФЛ, то организация должна отразить такой доход в сведениях по форме 2-НДФЛ за указанный налоговый период. В таком случае данные по строке 020 расчета по форме 6-НДФЛ и общая сумма дохода, указанного в п. 5 представляемых по всем налогоплательщикам справок по форме 2-НДФЛ, будут идентичны, что соответствует Контрольным соотношениям ФНС России.

Дело в том, что если налоговый агент отразит соответствующую выплату в расчете по форме 6-НДФЛ, но не отразит ее в форме 2-НДФЛ, это приведет к нарушению Контрольных соотношений, что может повлечь за собой процедуру истребования от налогового агента соответствующих пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).


Почти сто лет назад распахнули детям свои двери первые пионерские лагеря. С тех пор каждое лето школьников ждал отдых в лагерях, которые были расположены повсеместно: от Москвы до самых отдалённых уголков нашей родины. Для многих из нас они стали счастливыми воспоминаниями детства с пионерскими кострами, походами, конкурсами и зарницами. Больше ни в одной стране мира организованный детский отдых не был таким доступным и не получил такого размаха. Несомненно, это было огромным достижением советской социальной политики, которое не утратило своей актуальности и сегодня.

Современные лагеря летнего отдыха отдалённо напоминают своих советских предшественников. Они тоже учат дружбе и взаимовыручке, но главная их направленность — это оздоровление и всестороннее развитие школьников. При этом, они могут быть нацелены только на оздоровление детей, а могут иметь программы, направленные на развитие детей в определённых направлениях: спортивный лагерь, творческий лагерь, лагерь с изучением иностранного языка, православный лагерь и т.д.

Разумеется, условия проживания и техническая оснащённость современных лагерей отличаются в лучшую сторону по сравнению с прошлым. Таким образом, сегодня детские лагеря, следуя лучшим советским традициям, предлагают отдых для школьников на любой вкус и родительский кошелёк.

В рамках проводимой в организации социальной политики работодатели приобретают путевки в летние лагеря для детей своих сотрудников, которые затем выдают работникам на безвозмездной основе или за часть стоимости путёвки.

Будут ли облагаться выданные путёвки НДФЛ и страховыми взносами?

Нет, стоимость таких путёвок не является объектом обложения НДФЛ и страховыми взносами.

Давайте разберёмся почему. В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признаются доходы, полученные физическими лицами, как от источников в Российской Федерации, так и от источников, находящихся за её пределами.

При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ). При этом в ст. 217 НК РФ перечислены доходы, освобождаемые от обложения НДФЛ. К ним, в том числе, относятся и:

Такой же позиции придерживаются и специалисты налогового ведомства (письма Минфина России от 21.08.2019 № 03-03-07/63999, от 01.08.2017 № 03-04-06/48824, ФНС России от 18.12.2012 № ЕД-4-3/21567, от 05.12.2011 № ЕД-3-3/4001).

Обращу Ваше внимание на то, что суммы компенсации (оплаты) стоимости путёвок детям, не достигшим возраста 16 лет, на основании которых им будут предоставлены услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 9 ст. 217 НК РФ, независимо от наличия трудовых отношений между организацией, производящей указанную оплату (возмещение), и родителями детей (письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-04-05/24690).

Чтобы сумма стоимости путёвки не облагалась НДФЛ, предприятия, оказывающие соответствующие услуги, должны быть отнесены к санаторно-курортным или оздоровительным организациям (письма Минфина России от 19.12.2017 № 03-04-05/84723, от 03.07.2016 N 03-04-06/32361).

Такими организациями могут быть санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря (абз. 6 п. 9 ст. 217 НК РФ).

Вопрос отнесения организации к санаторно-курортным или же к оздоровительным всецело относится к компетенции Минздравсоцразвития России. На это в своих письмах прямо указывают представители финансового и налогового ведомства. К числу документов, которыми организация может подтвердить, что она является санаторно-курортной или оздоровительной можно отнести лицензии, а также учредительные документы, содержащие ссылку на её вид деятельности (письма ФНС России от 11.08.2014 № ПА-4-11/15746, Минфина России от 21.02.2012 № 03-04-06/6-40).

В свою очередь, организация, купившая путёвки, может подтвердить обоснованность освобождения от обложения НДФЛ сумм оплаты этих путёвок в санаторно-курортные и оздоровительные лагеря, представив договор, заключённый с перечисленными организациями, а также платёжные документы, показывающие целевое назначение указанной оплаты (письмо Минфина России от 19.09.2014 N 03-04-06/46990).

Что же касается обложения стоимости путёвки, выданной работнику, страховыми взносами, здесь, исходя из п. 1 ст. 421 НК РФ, база для расчёта страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

При этом законом не уточняется, какие именно доходы следует отнести к доходам, полученным в рамках трудовых отношений. Так, в ст. 422 НК РФ (а также в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ) перечислены суммы выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами. Сразу скажу, что данный перечень является исчерпывающим, и санаторно-курортные путёвки, приобретаемые для сотрудников, в нём не поименованы.

Исходя из вышесказанного, специалисты финансового и налогового ведомств на протяжении длительного времени занимали позицию, обязывающую работодателя облагать страховыми взносами стоимость путёвок на санаторно-курортное лечение работников. Такие разъяснения приводятся в письмах Минфина России от 30.04.2019 № 03-04-05/32077, от 23.04.2019 № 03-15-06/29511, от 15.01.2019 № 03-04-06/1107, ФНС России от 23.03.2020 N СД-4-3/4938, от 26.02.2020 N БС-4-11/3209.

А вот суды по этому вопросу, как правило, занимают позицию, прямо противоположную разъяснениям, данным Минфином и ФНС. По мнению судей сам факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является свидетельством, что все доходы, начисляемые работнику, это и есть оплата труда.

Приобретение санаторно-курортных путёвок для сотрудников и членов их семей не является поощрением за труд, а имеет вполне определённую цель — оздоровление работников и членов их семей, которое никаким образом не зависит от трудовых успехов каждого конкретного сотрудника.

Таким образом, приобретение путёвок не может носить ни стимулирующий, ни компенсационный характер. Т.к. санаторно-курортная путёвка не является платой за труд, ее стоимость не может включаться в базу для обложения страховыми взносами.

Приобретая путёвки для членов семей своих работников, работодатель производит оплату за физических лиц, которые с ним в трудовых отношениях вообще не состоят, в этом случае, однозначно, сумма оплаты путёвок не является объектом налогообложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ). Причём выводы судей не противоречат целому ряду разъяснений, данных Минфином и ФНС в соответствующих письмах (письмах Минфина России от 20.09.2019 № 03-03-06/1/72557, от 30.04.2019 № 03-04-05/32077, от 23.04.2019 № 03-15-06/29511, от 24.01.2019 № 03-03-06/1/3880, от 15.01.2019, ФНС России от 07.10.2019 № БС-4-11/20417, от 30.10.2017 № ГД-4-11/22062).

Что же касается обложения стоимости путёвок страховыми взносами от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, они также не являются объектом обложения (п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

Таким образом, при выдаче путёвок в летние лагеря для детей сотрудников, которые были приобретены организацией, объект обложения НДФЛ, страховыми взносами, а также взносами от несчастных случаев и профессиональных заболеваний не возникает.

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более 3 лет. Доступно рассказывает сложные вещи на простом языке.

Сегодня речь пойдет о двух видах выплат: о возмещении работникам, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера, стоимости проезда от места жительства, указанного в паспорте, к месту нахождения центрального офиса и обратно, а также о суммах выплат, направленных на содержание детей работников в детских дошкольных учреждениях.
Эти выплаты были предметом спора между организацией (которая посчитала, что на сумму таких выплат страховые взносы не начисляются) и управлением ПФР (которое придерживалось противоположной точки зрения). Спор рассматривался в нескольких судебных инстанциях и дошел до Президиума ВАС. Что по данному поводу думают высшие арбитры? Об этом вы узнаете из статьи.

Оплата вахтовикам проезда от места жительства к месту сбора

В силу пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе с переездом на работу в другую местность.
--------------------------------
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ст. 297 ТК РФ).
Суть спора, о котором мы собираемся рассказать, заключалась в следующем.
В соответствии с коллективным договором и локальными актами работодатель оплачивал один раз в год работникам, работающим вахтовым методом и проживающим за пределами города, где находился пункт сбора, проезд от места жительства, указанного в паспорте, к месту работы и обратно.
Так, в соответствии с локальным нормативным актом (положением о порядке возмещения стоимости проезда) компенсация стоимости проезда оплачивается (возмещается) от места жительства, указанного в паспорте работника, к месту сбора (месту нахождения центрального офиса) и обратно кратчайшим путем. Иностранным гражданам производится компенсация расходов по проезду от таможенной границы РФ до места сбора и обратно.
Возмещение стоимости проезда от места жительства к месту сбора и обратно производится, если работник отработал на производственных участках не менее 183 дней. При отработке не менее 90 дней возмещению подлежит 50% стоимости проезда (в одну сторону). При отработке менее 90 дней проезд не оплачивается.
Данным локальным нормативным актом также предусмотрено, что работодатель за счет собственных средств производит доставку работников, прибывших для работы на производственных участках, расположенных в районах Крайнего Севера, один раз в 183 дня от места сбора до места работы и обратно.
Чтобы было понятно, в чем заключается проблема, рассмотрим на схеме, как выглядит маршрут "северного" работника, отправляющегося на вахту.

А - место жительства, указанное в паспорте;
Б - место сбора (место нахождения центрального офиса);
В - место работы.

Таким образом, организация:
- возмещала работникам стоимость проезда от места жительства, указанного в паспорте, к месту сбора (от точки А к точке Б) и обратно;
- производила за счет собственных средств доставку работников на производственные участки от места сбора к месту работы (от точки Б к точке В) и обратно.
При этом организация не начисляла страховые взносы на стоимость возмещения расходов работников на проезд из пункта А в пункт Б, за что и была привлечена к ответственности по результатам проверки учреждением ПФР.
Организация обратилась в суд и проиграла спор в первых трех инстанциях. Вот на что указали арбитры (см. Постановление ФАС ДВО от 09.08.2013 N Ф03-3244/2013).
В соответствии с п. 2.5 Основных положений N 794/33-82 доставка работников на вахту осуществляется организованно от места нахождения предприятия или от пункта сбора (устанавливается администрацией предприятия) до места работы (от точки Б к точке В) и обратно.
--------------------------------
Основные положения о вахтовом методе организации работ, утв. Секретариатом ВЦСПС и Минздравом СССР от 31.12.1987 N 794/33-82.

Эта норма, посчитали арбитры, позволяет сделать вывод, что оплата организацией проезда работникам, работающим вахтовым методом, может быть отнесена к числу компенсационных выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, лишь в том случае, когда администрация предприятия локальным актом устанавливает пункт сбора и от него осуществляется организованно доставка работников к месту осуществления деятельности общества, в данном случае - в вахтовые поселки.
При таких обстоятельствах арбитры пришли к выводу, что проезд от места жительства (согласно прописке) до пункта места сбора (от точки А к точке Б) и обратно не относится к законодательно установленным компенсационным выплатам и подлежит обложению страховыми взносами.
Организация с таким решением не согласилась и обратилась с заявлением в Высший Арбитражный Суд. Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 16954/13 решения нижестоящих судов по этому эпизоду были отменены. Вот какие аргументы были приведены высшими арбитрами.
Статьей 313 ТК РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.
В силу ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
В силу изложенного, считает Президиум ВАС, определенные коллективным договором выплаты по возмещению оплаты проезда работников от места жительства до пункта сбора и обратно являются компенсационными и установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, не входят в систему оплаты труда и, следовательно, не должны облагаться страховыми взносами.

Компенсация платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях

Нередко внебюджетные фонды привлекают организации к ответственности по причине того, что последние неправомерно, по мнению фондов, не включают в базу для начисления и уплаты страховых взносов суммы, направленные на компенсацию за содержание детей своих работников в дошкольных учреждениях. Подлежат ли указанные выплаты обложению страховыми взносами? Попробуем разобраться все на том же примере из арбитражной практики, который рассматривался в предыдущем разделе, - на примере Постановления ФАС ДВО N Ф03-3244/2013.
В результате проверки учреждением ПФР было выявлено занижение организацией базы для начисления страховых взносов за проверяемый период в связи с невключением выплат за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
По мнению организации, плата за содержание детей в дошкольных учреждениях не являлась выплатой и иным вознаграждением, начисляемым в пользу физических лиц по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а представляла собой финансовую поддержку обеспечения содержания детей в детских садах. Согласно договорам, заключенным между организацией и дошкольными образовательными учреждениями, финансовая поддержка перечислялась непосредственно этим учреждениям. В договорах и счетах на оплату не указаны работники, не приведены фамилии, имена детей.
Однако, когда дело дошло до судебного разбирательства, суд отклонил доводы организации, что непосредственно работники указанные денежные средства не получали.
Согласно коллективному договору работодатель компенсирует 50% расходов работника на содержание его детей в детских дошкольных учреждениях. При этом максимальный размер компенсации - 5000 руб. в месяц на одного ребенка.
Таким образом, в коллективных договорах прямо указан получатель финансовой помощи на содержание детей в детских дошкольных учреждениях - работник организации.
В связи с этим выбранный организацией способ выплаты данной финансовой помощи в виде перечисления указанных денежных средств непосредственно на счета дошкольных учреждений на основании заключенных договоров не свидетельствует о том, что указанные выплаты производились плательщиком страховых взносов не в пользу своих работников.
Исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен ст. 9 Закона N 212-ФЗ. В силу положений п. 2 ч. 1 указанной статьи, а также ст. 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" возмещение содержания детей в дошкольных учреждениях не облагается страховыми взносами только в случае выплаты указанного возмещения за счет средств бюджета.
--------------------------------
Данный Закон действовал в период, указанный в рассматриваемом Постановлении ФАС ДВО, и утратил силу с 01.01.2013. В ст. 65 действующего Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержится то же правило, что и в ст. 52.2 старого Закона: финансирование расходов, связанных с выплатой компенсации на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, осуществляется за счет бюджета субъектов РФ.

Спорные выплаты к указанным выплатам не относятся и в перечне, установленном ст. 9 Закона N 212-ФЗ, не поименованы.
Кроме того, под заработной платой, выплачиваемой работодателем работникам по трудовым договорам, в силу ст. 129 ТК РФ следует понимать вознаграждение за труд, компенсационные выплаты (доплаты, надбавки и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом под компенсациями, которые не входят в систему оплаты труда и не подлежат обложению страховыми взносами, в силу пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и ст. 164 ТК РФ понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Таким образом, посчитали судьи ФАС ДВО, исходя из смысла приведенных норм спорные выплаты по своей сути являются элементами оплаты труда и, соответственно, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Однако в данном конкретном случае Президиум ВАС не согласился с таким подходом. Он отменил решение ФАС ДВО (как и двух других нижестоящих судов) в части отказа в удовлетворении требования организации.
В Постановлении N 16954/13 Президиум ВАС РФ отметил следующее. Суды исходили из того, что выплаты, направленные на содержание детей работников в детских дошкольных учреждениях, не относятся к законодательно установленным компенсационным выплатам, являются элементом оплаты труда, предусмотрены коллективным договором и должны облагаться страховыми взносами.
Между тем в силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с возмещением иных расходов.
В рассматриваемой ситуации постановлением главы краевой администрации было поручено привлекать юридических лиц к долевому содержанию сети дошкольных образовательных учреждений. В целях реализации данного постановления городское управление образования уполномочило детские сады заключать с предприятиями договоры о долевом участии в содержании детских мест. В решении городского совета народных депутатов также указано на необходимость заключения договоров с предприятиями и организациями о финансовой поддержке муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
При этом родительская плата компенсирует лишь часть расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях. Оставшаяся часть расходов компенсируется из соответствующих бюджетов, а также предприятиями и организациями в порядке оказания финансовой поддержки.
Учреждением ПФР не опровергнуты доводы организации, что фактически родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях ею не возмещалась, а исполнялись положения, установленные законодательным органом субъекта РФ и представительными органами местного самоуправления, путем перечисления денежных средств в соответствии с заключенными между детскими дошкольными учреждениями и организацией договорами об оплате той части расходов на содержание детей, которая не покрывается родительской платой.
Таким образом, как отметил Президиум ВАС, в данном случае указанные денежные средства объектом обложения страховыми взносами не являются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Содержание

Содержание

  • В каких случаях предоставляется компенсация части родительской платы?
  • Кто является плательщиком страховых взносов?
  • Какие выплаты облагаются страховыми взносами?
  • Какие выплаты не облагаются страховыми взносами?
  • Страховые взносы на компенсацию части родительской платы
  • Вопросы и ответы

В целях поддержки семей родителям предоставляется компенсация части родительской платы при оплате содержания детей в образовательных организациях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Облагаются ли выплаты компенсации части родительской платы страховыми взносами? Именно этому вопросу будет посвящена данная статья.

В каких случаях предоставляется компенсация части родительской платы?

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер.

Размер компенсации определён законодательно:

Размер компенсации (%)* Комментарий
20 На первого ребенка
50 На второго ребенка
70 На третьего ребенка и последующих детей

* Размер компенсации исчисляется из среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В г. Екатеринбурге размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях составляет 2980 рублей в месяц. Средний размер родительской платы в Свердловской области составляет 1231 рубль (Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 934-ПП).

Таким образом, размер компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях всем родителям (законным представителям) Свердловской области составляет:

  • на первого ребёнка – 246,20 рублей
  • на второго ребёнка – 615,50 рублей
  • на третьего и последующих детей – 861,70 рубль.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

Кто является плательщиком страховых взносов?

Согласно ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются:

· нотариусы, занимающиеся частной практикой;

В случае, если плательщик выступает в нескольких категориях одновременно, – уплата страховых взносов производится раздельно по каждому основанию.

Какие выплаты облагаются страховыми взносами?

Согласно ст. 420 НК РФ страховыми взносами облагаются выплаты или иные вознаграждения в пользу физических лиц:

  • в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений (предмет договора – оказание услуг, выполнение работ);
  • авторов произведений (договор авторского заказа);
  • по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Какие выплаты не облагаются страховыми взносами?

Законодательством РФ (ст.420 НК РФ) предусмотрены выплаты в пользу физического лица, не подлежащие обложению страховыми взносами:

· в рамках договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа;

Страховые взносы на компенсацию части родительской платы

Статьей 422 Налогового Кодекса установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Суммы компенсаций за содержание в дошкольном учреждении детей работников, в статье 422 Кодекса не поименованы.

Таким образом, учитывая, что на упомянутые выплаты действие статьи 422 Кодекса не распространяется, следовательно, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Вопросы и ответы

  1. Каким образом будет начисляться компенсация на моих детей, если один посещает детский сад, второй посещает школу?
  1. Почему в 2014 году, когда в детский сад ходил мой первый ребёнок, страховыми взносами компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не облагалась, а сейчас, когда в детский сад пошёл второй ребёнок, ситуация изменилась?

Читайте также: