Социальное обслуживание и социальное обеспечение в чем разница

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" приказываю:

1. Утвердить национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" с датой введения в действие с 1 января 2007 г.

2. Закрепить национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" за Управлением технического регулирования и стандартизации.

(Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст "Об утверждении национального стандарта")

агентства по техническому

регулированию и метрологии

от 30 декабря 2005 г. N 532-ст

1 января 2007 года

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

SOCIAL SERVICE OF THE POPULATION. TERMS AND DEFINITIONS

ГОСТ Р 52495-2005

Цепи и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий" (ФГУП "РОСОБОРОНСТАНДАРТ"; до 8 июля 2005 г. ФГУП "ВНИИстандарт").

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст.

4. В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов:

от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

5. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

Установленные стандартом термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области социального обслуживания населения.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

В алфавитном указателе термины приведены с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.

При разработке стандарта использована терминология, применяемая в Федеральных законах Российской Федерации, указанных в пункте 4 предисловия.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по социальному обслуживанию населения, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

2. Термины и определения

2.1. Общие понятия

2.2. Виды социальных услуг

2.3. Учреждения социального обслуживания

2.3.2. Типы учреждений социального обслуживания

2.3.3. Виды учреждений социального обслуживания

2.4. Категории клиентов социальной службы

Алфавитный указатель терминов

адаптация социальная 2.1.7

гостиница социальная 2.3.3.26

гражданин без определенного места жительства 2.4.11

гражданин одинокий 2.4.6

гражданин пожилого возраста 2.4.23

гражданин, привлекавшийся к уголовной ответственности 2.4.15

дискомфорт психический 2.1.18

дом для одиноких престарелых специальный 2.3.3.3

дом-интернат для ветеранов войны и труда 2.3.3.18

дом-интернат детский для умственно отсталых детей 2.3.3.23

дом-интернат детский для детей с физическими недостатками 2.3.3.22

дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов 2.3.3.20

дом-интернат для престарелых и инвалидов 2.3.3.1

дом-интернат специальный 2.3.3.2

интернат психоневрологический 2.3.3.19

качество социальной услуги 2.1.21

клиент социальной службы 2.1.4

консультирование психологическое 2.2.4.2

консультирование социально-психологическое 2.2.4.1

конфликт межличностный 2.1.14

корзина потребительская 2.1.9

коррекция психологическая 2.2.4.4

мать несовершеннолетняя 2.4.12

минимум прожиточный 2.1.10

недостаточность социальная 2.1.16

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении 2.4.20

обслуживание социальное 2.1.1

объем социальных услуг 2.1.22

отделение учреждения социального обслуживания 2.3.3.24

патронаж социально-медицинский 2.2.3.1

патронаж социально-педагогический 2.2.5.1

патронаж социально-правовой 2.2.7.1

патронаж социально-психологический 2.2.4.8

патронаж социальный 2.2.10

переселенец вынужденный 2.4.14

помощь материальная 2.2.2.1

помощь психотерапевтическая 2.2.4.5

предприятие социального обслуживания 2.3.3.25

привычка вредная 2.1.11

приют для детей социальный 2.3.3.6

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2.1.13

психодиагностика и обследование личности 2.2.4.3

работа профилактическая индивидуальная 2.1.12

работа психопрофилактическая и психологическая 2.2.4.6

работник социальной службы 2.1.3

реабилитация социальная 2.1.8

ребенок, оставшийся без попечения родителей 2.4.8

ребенок с ограниченными умственными или физическими 2.4.18

семья группы риска 2.4.5

семья малообеспеченная 2.4.1

семья многодетная 2.4.3

семья неполная 2.4.2

семья, находящаяся в социально опасном положении 2.4.4

ситуация жизненная трудная 2.1.5

служба социальная 2.1.2

стандарт социального обслуживания государственный 2.1.23

тренинг психологический 2.2.4.7

услуга социальная 2.2.1

услуга социальная срочная 2.2.8

услуга социально-бытовая 2.2.6

услуга социально-медицинская 2.2.3

услуга социально-педагогическая 2.2.5

услуга социально-правовая 2.2.7

услуга социально-психологическая 2.2.4

услуга социально-экономическая 2.2.2

учреждение социального обслуживания 2.3.1

учреждение социального обслуживания на дому 2.3.2.4

учреждение социального обслуживания нестационарное 2.3.2.3

учреждение социального обслуживания полустационарное 2.3.2.2

учреждение социального обслуживания стационарное 2.3.2.1

учреждение социальной помощи для лиц без определенного места 2.3.3.17

жительства и занятий

форма социальной услуги 2.1.20

центр временного проживания граждан пожилого возраста и 2.3.3.28

центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов 2.3.3.27

центр по оказанию помощи лицам без определенного места 2.3.3.33

жительства и занятий комплексный

центр консультативный 2.3.3.32

центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста 2.3.3.29

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1) Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2) Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1. В зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице.

2. По субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации.

3. В зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона.

4. В зависимости от степени охвата субъектов получателей: общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций); специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам); исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, напр., защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.[13]

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия.

Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством.[14]

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) государственное социальное обеспечение;

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации.

Как видно из таблицы, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий:

- пенсия по государственному пенсионному обеспечению;

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.3

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.4

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[16] К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд.руб., что составило 6,1% от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд.руб.), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд.руб. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

[1] Шамова Л.Г. Социальное государство. История. Современность с. 387// Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). – М.: Научный эксперт, 2008. – 1008 с.

[2] Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Большой толковый социологических словарь. – М.: Вече. Аст., 1999. – Т.1: А-О. – С 139- 140.

[3] Володин А. Г. Политическая экономическая демократия. – М.: Гуманитарий, 2008. С. 119.

[4] Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 8

[6] Л.С.Мамут. Социальное государство с точки зрения права//Государство и права, 2001г. №7, с.4-15

[7] См.: ч.2 ст. 7 Конституции РФ.

[8] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2003. – с. 182-183

[12] Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.11

[13] Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.8

[15] Буянова М.О., .Гусов К.Н Право социального обеспечения России: Учебник.//М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с.11

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов и осуществление деятельности общественной . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Данные резервы могут создаваться . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, всю запланированную по программе . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в . включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности .

. ). Основание : Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.11.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.11.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.10.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 9.11. 2018 . проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении порядка .

. 160 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2019 . времени продолжится Министерство труда и социальной защиты РФ направило в Правительство доклад . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.09. 2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3.10.2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.09.2019 . -6492. Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ: вправе ли работодатель самостоятельно .

. -инвалидом; 2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с . прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с . труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не .

. работой ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2020 . деятельности ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 . -150 , Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2020 . ; утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 .

. учреждения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, а также МФЦ, музеи, библиотеки . ) образование, летний оздоровительный отдых, здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание; 4) культурные . оздоровительные учреждения стационарного типа; 3) социальная защита и соцобслуживание населения; 4) МФЦ .

. и органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения формируют бюджетную смету, в . и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан .

. . Согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты, изложенных в письме от 26 . в рекомендациях Министерства труда и социальной защиты в эту группу также включены .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта . Наука, образование, здравоохранение, культура, СМИ, социальная защита, занятость населения, физкультура и спорт .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта .

. и автономных учреждениях в сфере социальной защиты населения, утвержденного правительством Архангельской области .

. образования; обновление кадрового резерва; обеспечение социальной защиты; медицинское страхование; распределение льгот; пенсионное .

. целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному .

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Принципы социального обслуживания:

  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

  1. гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

  • гражданина;
  • его опекуна, попечителя, другого законного представителя;
  • органа государственной власти;
  • органа местного самоуправления;
  • общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

  1. материальная помощь;
  2. социальное обслуживание на дому;
  3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  4. временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
  5. консультативная помощь;
  6. реабилитационные услуги;
  7. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:
· денежных средств;
· продуктов питания;
· средств санитарии и гигиены;
· средств ухода за детьми;
· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
· топлива;
· специальных транспортных средств;
· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:
· детям сиротам;
· детям, оставшимся без попечения родителей;
· безнадзорным несовершеннолетним;
· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Читайте также: