Чем занимается отдел дознания рк

Обновлено: 28.06.2024

Следователи проводят расследования по уголовному делу. Кроме них, заниматься этим могут также дознаватели - это должностные лица, которые уполномочены проводить следственные действия. Но полномочия дознавателей и следователей отличаются, поэтому необходимо выяснить, какие права имеют сотрудники органов дознания.

Кто такие дознаватели?

Дознаватели, так же как и следователи, имеют право на проведение следственных действий во время расследования уголовного дела. Но при его проведении в форме дознания процедура по привлечению подозреваемого в качестве обвиняемого обычно не выполняется. По окончании расследования составляется обвинительный акт.

Дознаватели имеют право:

Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:

- осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;

- применять меры принуждения, которые разрешены законом;

- действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;

- осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.

Кто уполномочен проводить дознание:

- сотрудники органов пограничной службы.

дознаватели это

Статус дознавателя приобретается либо по должности, либо по возложении соответствующих полномочий начальником органа дознания.

Разрешения и указания прокурора

Дознаватели – это должностные лица, которые должны получить разрешение прокурора на проведение некоторых действий, необходимых для расследования. Указания начальника органа дознания или прокурора должны выполняться в обязательном порядке, даже если дознаватель не согласен с тем, что они необходимы для дела. Он имеет право обжаловать указания, но должен иметь в виду, что это не приостанавливает их выполнения до принятия решения.

В чём отличие следователей и дознавателей?

Дознаватели – это сотрудники органов дознания, которые уполномочены проводить следственные действия при расследовании уголовного дела. Они не могут самостоятельно возбудить его и отказаться от выполнения указаний прокурора. Следователи занимаются более сложными уголовными делами. Также они могут давать дознавателям письменные поручения, касающиеся оперативно-розыскных мероприятий, которые должны быть выполнены в обязательном порядке. Следователи имеют больше прав и полномочий, а также расследуют уголовные дела с более сложным составом преступления.

отдел полиции

Процессуальная самостоятельность следователя намного больше, чем дознавателя, так как последний зависит от всех решений начальника органа дознания и прокурора, потому что обязан выполнять их независимо от своего мнения.

Дознаватель несёт ответственность за свои действия и решения так же, как и следователь.

Досудебное расследование

Перед судебным заседанием проводится предварительное расследование – дознание. В органах внутренних дел уголовные дела могут находиться в сокращённой форме дознания. Это значит, что по окончании расследования будет составлено обвинительное постановление.

деятельность органов дознания

Дознаватели – это тонкие психологи, которые обладают умениями и знаниями в проведении досудебного расследования. Они должны проводить следственные действия, которые помогут уголовному делу, в форме дознания.

Деятельность органов дознания

Они проводят предварительное расследование, следственные действия, обеспечивают правильное применение закона, а также помогают быстро раскрыть преступление. Это является нелёгкой задачей, которую сотрудники органов дознания должны выполнить максимально верно.

Дознаватели не имеют права выносить постановление о привлечении подозреваемого как обвиняемого. Они могут поддерживать государственное обвинение, которое проводилось в форме дознания. Нужно отметить, что дознаватель не может отказаться от выполнения указаний прокурора, но имеет право на то, чтобы обжаловать их вышестоящему прокурору. Также важно, что он не имеет права обжаловать решение, которое принято прокурором по делу.

дознание в органах внутренних дел

Любой отдел полиции включает в себя отдел дознания, который проводит досудебное расследование. Они взаимодействуют между собой, вследствие чего работа становится намного эффективнее. Отдел полиции и дознания руководствуется Конституцией Российской Федерации, нормами права, договорами, законами, а также актами.

Дознаватель – это сотрудник органов дознания. Он проводит досудебное расследование в соответствии с законом. Его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной. Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Предварительное расследование уголовного дела – самостоятельная часть уголовного судопроизводства, осуществление которой возможно двумя способами, одним из которых является дознание (УПК РФ, часть 1, ст.150).

Дознание есть одна из разновидностей уголовно-процессуальной деятельности (форма предварительного расследования), направленная на установление обстоятельств, значимых для поиска истины в расследуемом уголовном деле, и применяемая уполномоченными лицами в случаях, когда производство предварительного следствия по рассматриваемому уголовному делу не является необходимостью.

Дознание в уголовном процессе можно назвать дополнительным инструментом предварительного расследования, который используется для расследования преступных деяний небольшой и средней тяжести. УПК подобные преступления определяет как те, мера пресечения по которым не превышает пяти лет.

Полномочием осуществлять дознание наделены:

  • следователи Следственного комитета РФ в установленных законом случаях;
  • ОВД РФ;
  • пограничные органы ФСБ;
  • органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ;
  • таможенные органы;
  • органы Государственного пожарного надзора;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • капитаны морских и речных судов в рамках расследования дел на подотчетной им территории;
  • лица, возглавляющие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

На стадии разработки проекта Уголовно-Процессуального Кодекса дознание вводилось в уголовно-процессуальный процесс как упрощенная версия предварительного следствия. Вводимые далее в УПК изменения постепенно нивелировали значимую разницу между предварительным следствием и дознанием, что стало основой появления некой разновидности дознания – дознания в сокращенной форме.

Виды дознания

На сегодняшний день юридическая практика подразумевает возможность применения одного из следующих видов дознания:

  • дознание в полной форме общего порядка;
  • дознание в сокращенной форме.

Полная форма дознания общего порядка

Общий порядок дознания аналогичен порядку, установленному УПК РФ для предварительного следствия, но, в то же время, подразумевает некоторые исключения.

Стандартный регламент отводит на производство дознания с момента возбуждения уголовного дела 30 суток. В этот срок не входит время ознакомления с актом обвинения и материалами по рассматриваемому делу обвиняемым, потерпевшим, защитником обвиняемого, представителем потерпевшего. Закон предусматривает возможность продления указанного срока:

  • на усмотрение прокурора – на 30 суток;
  • на усмотрение прокурора, военного прокурора и их заместителей – на срок до 6 месяцев (в ситуациях необходимости произвести судебную экспертизу);
  • на усмотрение районного судьи, военного судьи на основании ходатайства дознавателя и согласия прокурора или военного прокурора – на срок до 6 месяцев в ситуации невозможности завершить дознание в стандартный срок, при отсутствии причин изменить/отменить меру пресечения (заключение под стражу, домашний арест);

Заключение суда, исключающее возможность отменить или изменить меру пресечения, не должно быть голословным: необходимо подкрепить его соответствующей информацией от дознавателя. Эти сведения должны указывать на те обстоятельства рассматриваемого преступного деяния (включая личные характеристики обвиняемого), которые явно будут указывать на нецелесообразность изменения меры пресечения (например, обвиняемый, выпущенный на свободу, может скрыться от следственных органов, будет чинить препятствия в расследовании дела и пр.).

  • на усмотрение прокурора субъекта РФ или военного прокурора – на срок до 12 месяцев (в исключительных ситуациях, когда необходимо дополнительное время на исполнение запроса о правовой помощи);
  • продление указанного срока (и возобновление дознания в случае его приостановки) также может производиться на усмотрение руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, когда в его производстве находится рассматриваемое дело.

Лицо, осуществляющее дознание, составляет уведомление о подозрении в совершении преступления в ситуации, когда дело об уголовном преступлении возбуждается по факту его совершения, а процедура дознания стала источником достаточных и достоверных сведений, на основании которых возможно подозревать некое лицо в совершении рассматриваемого преступления.

Такое уведомление должно содержать: личные данные лица, подозреваемого в совершении рассматриваемого преступного деяния (полное имя, дата и место рождения); описание обстоятельств самого преступного деяния (место, время, способ и прочие характеристики); описание ущерба, нанесенного преступным деянием (характер и объем); положения Уголовного Кодекса, закрепляющие меру ответственности за рассматриваемое преступление (часть, статья, пункт).

В случае подозрения некого лица в совершении нескольких преступных деяний уведомление должно содержать отсылку на все положения Уголовного Кодекса (часть, статья, пункт), соответствующие каждому из этих преступлений.

Также закон устанавливает срок, в который дознаватель обязан осуществить допрос подозреваемого/подозреваемых по существу дела – 3 суток с момента, когда подозреваемому/подозреваемым передано уведомление о подозрении в совершении преступного деяния.

Общее правило гласит, что до составления обвинительного акта в завершение расследования лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния, остается в этом статусе, не становясь обвиняемым. Таким образом, на протяжении всего периода, отведенного на процедуру дознания, фигура обвиняемого отсутствует.

Если подозреваемое лицо было заключено под стражу, с этого момента у должностного лица, согласно исключительному порядку УПК, есть 10 дней, чтобы:

  • завершить производство дознания составлением акта обвинения, или
  • вынести заключение об отмене примененной меры пресечения и прекращении уголовного судопроизводства в отношении подозреваемого, или
  • вынести постановление о привлечении ранее подозреваемого лица в качестве обвиняемого (порядок предъявления обвинения определен УПК, ст.171-172).

Результатом процедуры дознания является обвинительный акт, представляющий собой симбиоз постановления о привлечении ранее подозреваемого в качестве обвиняемого и заключения, содержащего окончательную формулировку обвинения, с которой рассматриваемое дело будет отправлено в следующие по регламенту инстанции.

Для случаев, когда расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом данных, нормы УПК предусмотрели возможность осуществления дознания группой дознавателей.

Полномочием назначать проведение дознания указанным выше способом наделен начальник органа дознания. Пометка о применении такой формы дознания проставляется в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в принципе составляется отдельное самостоятельное постановление. И в том и в другом случае должен быть приведен перечень всех лиц (полные имена), уполномоченных на производство дознания по рассматриваемому делу, и указано, кому из группы поручается руководство группой. В состав группы дознавателей могут входить также представители органов, функцией которых является оперативно-розыскная деятельность.

Регламент функционирования группы дознавателей закреплен в УПК (ст. 223.2). В частности, лицо, руководящее работой группы дознавателей, должно выполнять следующие функции: общая организация работы группы, руководство деятельности членов группы, формирование акта обвинения.

Обвинительный акт

Обвинительный акт представляет собой процессуальный документ, являющийся итогом произведенной процедуры дознания и содержащий обвинение, основанное на фактах, выявленных в ходе расследования.

Акт обвинения составляется дознавателем на основании его заключения о том, что все необходимые следственные действия по рассматриваемому делу произведены, а установленных фактов достаточно, чтобы сформулировать обвинение. Обвинительный акт является основанием для прокурора передать рассматриваемое уголовное дело в суд.

Помимо основной функции (изложение формулировки обвинения) акт обвинения призван решить следующие задачи:

  • подвести итог процедуры дознания;
  • собрать в единую систему, упорядочить все собранные факты и доказательства, что существенно облегчает дальнейшее судопроизводство в плане ознакомления с материалами по делу, оперирования ими;
  • привести логическое обоснование вывода о виновности подозреваемого, основанное на собранных доказательствах;
  • квалифицировать с юридической точки зрения действия подозреваемого;
  • сформулировать юридические выводы по рассматриваемому делу;
  • установить границы обвинения, в пределах которых суд может определить приговор.

В ситуации, когда подозреваемый находится под стражей, дознаватель должен сформировать акт обвинения в течение 10 суток с момента взятия подозреваемого под стражу. Если указанный срок не соблюден, дознаватель предъявляет обвинение, процедура дознания продолжается или мера пресечения относительно подозреваемого изменяется/отменяется.

Когда дознание не удается завершить в пределах 30 суток с момента задержания подозреваемого, при этом причины для изменения/отмены его меры пресечения отсутствуют, указанный срок может быть увеличен на срок до 6 месяцев на усмотрение судьи на основании ходатайства дознавателя и соответствующего согласования с прокурором.

Обвинительный акт содержит следующие данные:

  • сведения о факте его составления: место, дата;
  • сведения о лице, сформировавшем акт: фамилия, инициалы, должность;
  • сведения о подозреваемом;
  • описание обстоятельств преступного деяния: место, время, способ, цели и прочие характеристики, могущие иметь значение в рассмотрении конкретного дела;
  • собственно обвинительная формулировка с отсылкой к соответствующим положениям УК;
  • краткое, но емкое описание собранных в ходе дознания фактов и доказательств, являющихся основанием обвинения;
  • изложение доказательств, на которые опирается сторона защиты;
  • перечень обстоятельств как отягчающих наказание, так и тех, что его могут смягчить;
  • сведения о лице, которому был нанесен вред, а также о характере этого вреда и его объеме;
  • перечень лиц, которых необходимо вызвать для участия в судебном заседании.

Обязательным приложением к обвинительному акту является справка по делу, содержащая информацию о собственно процедуре произведенного дознания с отсылками к листам уголовного дела:

  • сроки процедуры;
  • принятые меры пресечения (заключение под стражу, домашний арест) с указанием соответствующих временных периодов;
  • характеристики вещественных доказательств;
  • сведения о гражданском иске и реализованных мерах по его обеспечению;
  • данные касательно конфискации имущества, если таковое имело место;
  • сведения о процессуальных издержках;
  • данные о принятых мерах относительно обеспечения прав иждивенцев, если таковые имеются у подозреваемого или потерпевшего.

Особенностью обвинительного акта, отличающей его от обвинительного заключения, является то, что после составления с актом обвинения согласно процессуальным нормам необходимо ознакомить всех лиц, имеющих заинтересованность в рассматриваемом деле.

Ознакомление с обвинительным актом обязательно для обвиняемого и его защитника, а потерпевший или лицо, представляющее его интересы, могут ознакомиться с актом обвинения и материалами по делу только на основании ходатайства. Также на основании ходатайства могут ознакомиться с материалами дела гражданский истец, гражданский ответчик и их представители (статьи 44,45,54,55 УПК).

Составленный обвинительный акт заверяется подписью начальника органа дознания, после чего совокупно с материалами уголовного дела акт передается прокурору. Прокурор, в свою очередь, изучая поступившие документы, осуществляет проверку:

  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта материалам дела;
  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта уголовно-процессуальным требованиям;
  • в полной ли мере произведено расследование;
  • соблюдены ли права субъектов уголовного процесса;
  • приняты ли при необходимости меры по нивелированию обстоятельств, повлекших за собой преступное деяние.

Время рассмотрения прокурором уголовного дела и поступивших по нему документов – 2 суток, после чего им должно быть принято одно из возможных решений:

  • утвердить поступивший обвинительный акт и передать рассматриваемое дело в судебную инстанцию;
  • вернуть уголовное дело с целью осуществления дополнительных мер дознания (на срок до 10 суток) или внесению в обвинительный акт корректив (если он не отвечает соответствующим требованиям ст. 225 УПК, на срок до 3 суток);
  • прекратить уголовное судопроизводство;
  • передать уголовное дело для осуществления предварительного следствия.

В процессе рассмотрения поступившего уголовного дела прокурор уполномочен на свое усмотрение изъять из обвинительного акта некоторые пункты обвинения или изменить квалификацию преступного деяния.

Также прокурор несет ответственность за ознакомление с обвинительным актом и материалами дела заинтересованных лиц. Как уже было сказано выше, ознакомление с документами по делу обвиняемого и его защитника является обязательным. Если обвиняемый отказался принять копию акта обвинения, не явился по вызову прокурора, прокурор передает рассматриваемое дело в судебную инстанцию с соответствующей пометкой о причинах, по которым не произошла передача обвиняемому копии обвинительного акта.

Нами не преследуется цель описания истории следственных органов; в данной работе мы раскрываем отдельные узловые этапы их становления и развития с тем, чтобы проследить путь, который привел к созданию Государственного следственного комитета Республики Казахстан (далее — ГСК). Заметим, что в течение десятилетий в соответствующие периоды, вплоть до образования суверенного государства — Республики Казахстан, реорганизация следственного аппарата в Казахстане осуществ­лялась на основе уголовно-процессуального законодательства РСФСР, СССР либо с учетом этого, а также нормативных ак­тов правоохранительных органов.

Как известно, создание советской системы судопроизвод­ства сопровождалось становлением и последующими реорганизациями следственного аппарата. Однако его основной функ­цией всегда оставалось расследование и предотвращение преотуплений; ведомственная принадлежность аппарата, его на­именование, структура периодически изменялись, особенно в первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г., сло­мавшей систему судопроизводства бывшей царской России.

Следственная комиссия при Советах рабочих и солдатских депутатов, Военно-революционных комитетах, революционных трибуналах, следственные судьи, единоличное следствие при судах, отделах юстиции, наркоматах юстиции, на следственных участках, предварительное следствие при уголовном розыске — вот далеко не полный перечень различных наименований след­ственных аппаратов, занимавшихся не только производством предварительного следствия, но и осуществлявших также су­дебные, а нередко и административные функции.

В 1928 г. аппарат предварительного следствия передан в ве­дение органов прокуратуры. Такой порядок просуществовал в СССР до 25 декабря 1958 г. и, в частности, в Казахстане до 1 января 1960 г.

С принятием 22 июля 1959 г. первого в истории Казахстана УПК, введенного в действие с 1 января 1960 г., право производ­ства предварительного следствия возлагалось на органы про­куратуры и государственной безопасности 2 .

15 июня 1963 г. данное право предоставлено органам охра­ны общественного порядка Казахской ССР. Очередная реформа предварительного следствия в Казахста­не пришлась на 1995 г. В этом году 30 августа была принята но­вая Конституция Республики Казахстан, установившая осуще­ствление дознания, предварительного расследования по уголов­ным делам специальными органами, отделенными от суда и прокуратуры.

С его образованием упразднены аппараты следствия в про­куратуре и органах внутренних дел. На ГСК возложено осуще­ствление производства дознания, предварительного следствия по уголовным делам и оперативно-розыскная деятельность. Для обеспечения дознания и оперативно-розыскной деятельности ГСК передана штатная численность оперативных и иных вспо­могательных служб органов внутренних дел.

Созданный на основе достижений уголовно-процессуальной и криминалистической науки, учета практики применения дей­ствовавшего ранее на территории Казахстана УПК РСФСР от 15 февраля 1923 г., а также всего положительного опыта борь­бы с преступностью УПК Казахстана от 22 июля 1959 г. был динамичным законом. В него вносились изменения и дополне­ния, продиктованные изменениями в общесоюзном законода­тельстве и потребностями судебной и следственной практики. УПК Казахстана изменялся и дополнялся 63 раза.

При этом, с точки зрения структуры и содержания, УПК 1959 г. стал завершенным правовым явлением и до сих пор вы­полняет стоящие перед ним задачи. Характерная деталь, которая отражает самостоятельность Казахстана и в то же время желание как можно быстрее при­нять собственный УПК, — он принят на территории СССР вто­рым после УПК Узбекистана (21 мая 1959 г.) и раньше, чем УПК РСФСР (27 октября 1960 г.).

Трудно переоценить опыт работы, нормируемый УПК 1959 г., нельзя не учитывать положительные и отрицательные момен­ты, имевшие место в его применении. Согласно ст. 116 УПК КазССР расследование в полном объеме, а это 78 составов пре­ступлений, относилось к подследственности органов дознания. Но уже тогда возникла потребность предварительного следствия иным, помимо органов прокуратуры и государственной безо­пасности, аппаратом, необходимость развития и совершенство­вания оперативно-розыскной функции органов дознания и ис­пользования ее результатов в уголовном процессе. Фактически делалась ставка на создание органа предварительного следствия в системе дознания (в то время — органов охраны обществен­ного порядка). Объективные предпосылки для этого имелись.

Подобное положение стало отрицательно сказываться и на качестве оперативно-розыскной и следственной работы орга­нов охраны общественного порядка. В милицию для расследо­вания передавались во многом сложные, с точки зрения рас­следования и объема процессуальной деятельности, уголовные дела. Подобная практика привела к образованию следственных подразделений в милиции.

Так, в августе 1939 г. приказом по НКВД СССР за счет пе­рераспределения штатной численности аппаратов уголовного розыска и БХСС в составе этих служб были организованы след­ственные группы, которые в 1947 г. стали самостоятельными отделами, отделениями в системе органов милиции. В них име­лись должности следователей, старших следователей и следо­вателей по особо важным делам. Работой следственных подраз­делений руководили соответствующие начальники. Они обес­печивали надлежащую организацию следственной работы, ру­ководили деятельностью следователей, контролировали ход расследования преступлений, т.е., по существу, выполняли ад­министративные и процессуальные функции, хотя их полномо­чия, как и следователя милиции, не были регламентированы УПК 1923 г. В 1952 г. аппарат предварительного следствия ми­лиции увеличился за счет упразднения аппаратов дознания его отраслевых служб.

В эти годы много внимания уделялось использованию мате­риалов оперативно-розыскной деятельности милиции в уголов­ном процессе. Даже при представлении отчетов о следственной работе было обязательным приведение в докладных записках в инстанции конкретных примеров использования возможностей оперативных аппаратов.

Затем в 1958 г. в принятых Основах уголовного судопроиз­водства СССР и союзных республик милиция была определена как орган дознания в уголовном процессе без права производ­ства предварительного следствия.

Затем следственные подразделения органов охраны обще-ственного порядка были реорганизованы в отделы, отделения дознания.

Практика применения нового законодательства показала несостоятельность подобного решения проблемы: органы про­куратуры по-прежнему не справлялись с расследованием уго­ловных дел своей подследственности. В это время подразделе­ния дознания по указаниям прокуроров выполняли не только неотложные следственные действия, но и занимались предва­рительным следствием (вплоть до предъявления обвинения и составления обвинительного заключения), т.е. были перегру­жены.

В эти годы в органах дознания сложился опыт законченно­го цикла расследования преступлений в режиме предваритель­ного следствия, но исполняемого не следователем, а органом дознания. Наделение правом предварительного следствия ор­ганов милиции было делом времени и не могло изменить в худ­шую сторону уголовно-процессуальные взаимоотношения органов дознания с органами предварительного следствия проку­ратуры.

С 15 июня 1963 г. начался последовательный процесс ста­новления, укрепления предварительного следствия в системе органов охраны общественного порядка. Регламентация пред­варительного следствия в этих органах, как показал опыт, име­ла положительные последствия.

С этого времени прокуроры совершенствовали и обогаща­ли опыт надзора за предварительным следствием, которое только в органах внутренних дел тогда (и до реформы предваритель­ного следствия в 1995 г.) в основном обеспечивало расследова­ние основной массы преступлений. Одновременно накапливал­ся опыт прокурорского надзора, так как он осуществлялся в отношении не подчиненного прокурору аппарата предваритель­ного следствия.

Анализ полномочий (право проверять уголовные дела, да­вать указания следователям по ним, участвовать в производстве предварительного следствия и лично его производить и т.д.) дает основания утверждать, что в 1966 г. наметилась правомерная (к сожалению, не получившая немедленного развития на прак­тике и в законодательстве об уголовном процессе) тенденция дальнейшего расширения функций начальника следственного отдела по управлению процессами раскрытия и расследования преступлений.

Мы разделяем мнение М.С. Нарикбаева в том, что недостат­ки в осуществлении контрольных функций начальниками след­ственных подразделений органов ГСК есть проблемы станов­ления нового аппарата, кадровые проблемы, но не ошибка за­конодателя.

Наши аргументы по поводу наделения начальника следствен­ного отдела такими процессуальными правами сводятся к сле­дующему. Считаем, что введение процессуальной фигуры на­чальника следственного отдела в уголовный процесс, наделе­ние его процессуальными полномочиями обеспечили лучшую организацию следственной работы, повысили ответственность за ее состояние, создали условия для профессионального роста следователей органов внутренних дел, становления и укрепле­ния их кадрового состава, оградили от давления со стороны руководителей дознания и других лиц. Поэтому длительный опыт применения процессуальных полномочий начальника следственного отдела, пожалуй, основной неопровержимый до­вод его положительной роли в совершенствовании управления процессами расследования преступлений. И в самом деле: дей­ственный, неослабный контроль за работой подчиненных следователей позволяет начальникам следственных отделов оперативно, на ранних стадиях расследования, пресекать любые нарушения, не доводя их до официальной отмены. К тому же прокуроры стали проявлять большую активность в вопросах надзора за предварительным следствием, что надо приветствовать; подобной активности у них не наблюдалось до тех пор, пока они имели собственный следственный аппарат.

Далеко не каждый из тех, кто знаком с основами юриспруденции, может с уверенностью сказать, в чем отличие дознавателя от следователя. А ведь умение разбираться в таких вопросах поможет сэкономить время уже на стадии подачи заявления в органы правопорядка.

Содержание статьи

Дознаватель: определение, функции и обязанности

  • Дознаватель: определение, функции и обязанности
  • Что входит в обязанности полицейского
  • Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности

Кто такой дознаватель?

Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории. Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику. Главное требование – чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Функции дознавателя

Основные функции дознавателя:

  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение дознания по делу;
  • производство неотложных следственных действий в рамках ведения дела;
  • направление дела руководителю органа для производства предварительного следствия;
  • составление обвинительного акта.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

Права дознавателя

Дознаватель имеет право выполнять неотложные действия, находящиеся в компетенции следователя. Речь здесь может идти о тех мероприятиях, которые в случае промедления неизбежно приведут к потере улик, информации, следов, свидетельствующих о совершении преступления.

Дознаватель может вести полное расследование в виде дознания в границах своих полномочий. Проводя мероприятия, дознаватель имеет право принимать ответственные процессуальные решения самостоятельно. К исключениям здесь относятся те случаи, когда по закону для принятия решений требуется согласование с начальником органа дознания, санкция прокурора либо решение суда.

Полномочия дознавателя дают ему право вызывать граждан для допроса, приглашать компетентных специалистов, проводить осмотр, освидетельствование, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Дознаватель имеет право производить выемку документации и предметов. Если есть необходимость, дознаватель может назначить экспертизу по делу.

Среди иных полномочий, которыми обладает дознаватель, – обеспечение возмещения материального вреда, если он нанесен преступлением. Дознаватель имеет право признать гражданина потерпевшим, истцом либо гражданским ответчиком.

Лица, участвующие в производстве по конкретному делу, имеют право заявить отвод дознавателю, а также обжаловать его действия или принятые им решения. Это, впрочем, не ведет автоматически к прекращению выполнения им своих обязанностей в рамках производства. Дознаватель руководствуется в своей деятельности указаниями прокурора, которые обязательны для выполнения. Если сотрудник органа дознания не согласен с такими указаниями, он может их оспорить, направив прокурору обоснованные возражения в письменном виде. В отдельных случаях дознаватель имеет право добровольно отказаться от ведения конкретного дела.

Чем дознаватель отличается от следователя?

Следователи рассматривают дела о более серьезных и сложных преступлениях. В ведении дознавателя находятся дела по преимуществу небольшой и средней тяжести. В конечном итоге дознаватели освобождают следователя в его работе от массы самых разных мелочей. В компетенцию сотрудников, проводящих дознание, входят составы преступлений, имеющих сравнительно небольшую общественную опасность. Требования к уровню подготовки следователя более серьезные. Его функции в полном объеме не могут выполнять участковый или оперуполномоченный.

Особенности деятельности дознавателя

Предусмотренные законодательством обязанности дознаватель выполняет в полном объеме и без ограничений. Некоторые действия в рамках проводимых мероприятий он проводит самостоятельно, основываясь на своих убеждениях. Но нередко при выполнении каких-либо действий ему приходится опираться на ведомственные положения, на прямые указания своего начальника или прокурора.

Проверяя уголовные дела и находящиеся в его производстве предварительные материалы, дознаватель руководствуется только указаниями тех должностных лиц, которые уполномочены на то законом.

Закон запрещает дознавателю рассматривать уголовное дело, если он прямым либо косвенным образом заинтересован в его исходе.

Профилактическая работа в деятельности дознавателя

Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.

Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.

Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:

Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.

Читайте также: