Сочинение на тему почему я хочу усыновить ребенка
Обновлено: 02.05.2024
Хочу усыновить ребенка… Это желание приходит тем, кто не имеет своих детей, кто уже никогда не сможет продолжить свой род. Куда идти, куда обратиться? Туда, куда и положено. Но, увы, там, где должны помочь, встречают неприветливо, строя море препон. Такое ощущение, что социальные работники только и делают все, лишь бы навредить будущим родителям. Стоит ли государству столь щепетильно проверять родителей?
Почему люди хотят усыновлять ребенка?
Разумеется, хочется верить, что только из благих намерений, а не из-за желания удовлетворить свое эго. В основном это случается, если люди:
- хотят детей, но их нет, а они приносят гармонию и счастье в семью;
- пожалели малыша, брошенного родителями или утратившего их по какой-то причине.
Все это хорошо. Но не всегда этого достаточно для этого важнейшего шага. Вам – хорошо, ведь вы удовлетворили свои чаяния. А будет ли ребенку хорошо? Ведь вы можете отправить его обратно…
Усыновление детей – что в реальности
Что ж, благодаря соцрекламе и другим факторам, людей, желающих усыновить ребенка, становится все больше. Радоваться бы. Но ведь и отказов от взятых в семью деток не меньше. Более того, процент увеличивается заметно.
Что происходит? Взяли родители малыша обездоленного в детдоме, собрав документы за месяц-полтора. И все. Они остаются один на один с ним. А их никто не научил жить с приемными детками. И, когда ребенок устроит вдруг истерику, папа-мама в шоке. Мол, им дали ненормального малыша. Вернув его обратно, они испытывают облегчение. А несчастное дитя?
Между тем, малыш, попав в новые условия, вполне может именно так реагировать – истериками и пр. Просто никто не сказал о такой реакции новоявленным папе-маме… Интересно, взяли бы они ребенка, знай, что отказ новой семьи от него может стать еще большей травмой, чем, если бы он так и оставался в детском доме?
А что происходит с теми, кто, приняв решение взять в семью ребенка, не возвращает его обратно? Счастливы? Хочется верить, что да. Ведь они, идя на этот шаг, не собирались поступать так жестоко. Знали, что дитя – не игрушка, его нельзя отнести в магазин и заменить на другое…
Как “выбирать” ребенка
Конечно, все хотят здоровенького малыша, особенно если это младенец. А вот когда ребенок постарше? Увы, все происходит некрасиво. Этот красив, этот — нет. Этот умный, а тот бестолковый. Словом, нравится-не нравится, вот так происходит выбор. В принципе, где-то понять родителей можно. Ведь они хотят, чтобы ребенок и симпатичен был, и учился хорошо, и пр. И даже строят планы на него. Мол, он будет тем-то, будет жить так-то.
Но, говорят специалисты, по внешности нельзя судить. Да и вообще, даже у маленького ребенка могут быть какие-то свои желания, состояния, потребности. И мир он видит не так, как взрослые. И многое другое у него совсем не так. Словом, у ребенка, приспособившегося к новым условиям, все сложилось более-менее. Поэтому он может даже не сразу подчиниться. Кто-то даже воровать начинает, другие обижаться, третьи вообще становятся неуправляемыми.
Потому, беря ребенка из детдома, надо знать, ЗАЧЕМ, с какой целью его берете – или чтобы вырастить человеком, или просто поиграться? Может, вы решили взять на себя ответственность по воспитанию приемного ребенка, посмотрев программу или социальную рекламу по телевизору, или последовали примеру друзей, либо мечтаете давно об этом.
Главное, не спешите, осмыслите момент, прежде чем мчаться в детдом и искать ребенка, который придется вам по душе. Ведь это ответственнейший момент в вашей и его жизни.
Итак, еще и еще спросите себя – зачем вы это делаете? Дитя ни виновато ни в чем, и дети не должны быть инструментом для решения чьих-то проблем. Вы одиноки? Потеряли родного ребеночка? Хотите заполнить эту пустоту? Не принимайте скоропалительных решений!
Помощь родителям: откуда ее ждать
Тут бы ответственным за детей устраивать что-то типа ликбеза для родителей, желающих усыновить ребенка. И объяснять, какие моменты могут появиться, как чего-то избежать. Например, что не на эмоциях и жалости надо действовать. Делать все так, чтобы обеим сторонам – и ребенку, и родителям – было комфортно во всех отношениях. Правда, у нас этим не занимаются. Почему? Это отдельный вопрос, и ответ на него хотелось бы услышать…
Безусловно, на настоящую любовь не все способны. Но ведь усыновлять детей надо. И не только иностранцам. А взяв ребенка в семью, сделать его жизнь счастливой, а не невыносимой. Этому могли бы учить и чиновники.
Очень важно в самом начале непростого пути к приемному родительству честно ответить самим себе на вопрос о том, почему же вам хочется стать опекуном или усыновителем. Почему вы хотите стать приемными родителями? Почему именно сейчас? На эти или подобные вопросы вам помогут ответить в школах приемных родителей, в которых проходят обучение те, кто хочет принять в свою семью ребенка, лишившегося родителей.
Чтобы этого не произошло, в самом начале необходимо тщательно проанализировать свои чувственные порывы и постараться избавиться от иллюзий. Попробуем разобраться в конструктивных и деструктивных мотивах приемного родительства.
Альтруистическая мотивация
Ведущее чувство у кандидатов с такой мотивацией — чувство ответственности за приемного ребенка перед собой и другими людьми. Когда они реализуют свой мотив, то испытывают позитивные чувства: моральное удовлетворение, самоуважение, гордость, повышение самооценки.
Те, для кого основной — мотив сочувствия, мысленно ставят себя на место ребенка, сопереживают ему.
Так как каждому ребенку из ЦССВ требуется та или иная помощь, возможно, потенциальным приемным родителям стоит для начала попробовать себя в роли волонтера или заняться благотворительной деятельностью, поскольку усыновление ребенка — серьезный шаг, а помощь сиротам в любом случае не будет иметь негативных последствий.
Прагматическая мотивация
Нормативная мотивация
Это — примеры рассуждений будущих приемных родителей с нормативной мотивацией.
Для такого человека семья представляется как социальный институт, где каждый выполняет свою роль, соответствующую определенным нормам или идеалам.
У приемных родителей с таким мотивом активно выражено стремление отвечать установленным в обществе социальным нормам и правилам: иметь семью, детей. Дети в данном случае выступают как элемент определенного социального статуса, престижа.
Часто в таких семьях у родителей повышена моральная ответственность, приемных детей заставляют выполнять чрезмерные учебные нагрузки. Родители могут перегружать своих детей дополнительными занятиями, не учитывая особенности их развития, что отрицательно будет сказываться на взаимоотношениях с детьми. Поэтому в таких семьях с трудом формируется психологическая близость между приемными родителями и детьми.
Кризисная мотивация
К сожалению, такое нередко слышат специалисты ШПР. У одиноких людей с кризисной мотивацией часто плохо сформированы навыки общения. Они рассматривают приемного ребенка как значимого партнера, с которым можно установить доверительные отношения, который станет для них опорой в старости. Но они не учитывают, что у детей, оказавшихся в социальных учреждениях, может быть стойкое нарушение привязанностей, и приемным родителям придется потратить много усилий на установление доверительных взаимоотношений.
У кандидатов в приемные родители с кризисной мотивацией на первый план выступают супружеские отношения, происходит обострение нерешенных проблем в браке. В таком случае ребенок выступает в первую очередь как средство разрешения конфликтов. Но часто он становится еще одним поводом для конфликта, а не для сплочения супругов.
Факторы риска в этих ситуациях — чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и так далее). Нерешенная психологическая проблема самого приемного родителя может стать причиной конфликтных взаимоотношений с ребенком.
В случае потери родного ребенка приемные родители как можно скорее хотят восполнить пустоту. Часто они стремятся найти приемного ребенка, максимально похожего на кровного. Постоянный возврат к прошлому и сравнение потерянного и приемного ребенка, даже на бессознательном уровне, часто приводит к неприятию и отвержению приемного ребенка. Родителям тяжело принять тот факт, что приемный ребенок — это отдельная личность со своими интересами, возможностями и жизненными задачами.
Существует ли верная мотивация?
Важно понять, сможет ли замещающий родитель принять ребенка со всей его непростой историей, хватит ли у родителя терпения и любви чтобы ребенок мог доверить ему самое сокровенное — свое будущее.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Очень важно в самом начале непростого пути к приёмному родительству честно ответить самим себе на вопрос о том, почему же вам хочется стать опекуном или усыновителем. Почему вы решили сделать это именно сейчас? На эти или подобные вопросы вам помогут ответить в школах приемных родителей, в которых проходят обучение те, кто хочет принять в свою семью ребенка, лишившегося родителей.
Чтобы этого не произошло, в самом начале необходимо тщательно проанализировать свои чувственные порывы и постараться избавиться от иллюзий. Попробуем разобраться в конструктивных и деструктивных мотивах приемного родительства.
Альтруизм
Ведущее чувство у кандидатов с такой мотивацией — чувство ответственности за приемного ребенка перед собой и другими людьми. Когда они реализуют свой мотив, то испытывают позитивные чувства: моральное удовлетворение, самоуважение, гордость, повышение самооценки.
Те, для кого основной — мотив сочувствия, мысленно ставят себя на место ребенка, сопереживают ему. С такой мотивацией есть опасность из самых благих намерений построить отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль потребителя. Очевидно, что при такой потворствующей гиперопеке ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен.
Так как каждому ребенку из ЦССВ требуется та или иная помощь, возможно, потенциальным приемным родителям стоит для начала попробовать себя в роли волонтера или заняться благотворительной деятельностью, поскольку усыновление ребенка — серьезный шаг, а помощь сиротам в любом случае не будет иметь негативных последствий.
Прагматизм
Когда такой мотив — основной, приёмный ребенок может не дополучать элементарного ухода, подчеркивается его особое положение в семье, преувеличивается значение допущенных ребёнком ошибок и так далее. Прагматичный человек может оказывать поддержку и заботу, не отдавая себе отчет в том, что оказывает их в надежде получить аналогичную ответную реакцию.
Нормативная мотивация
Приемный родитель подчеркивает важность ролевых отношений в семье, когда семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Однако кандидаты в приемные родители не учитывают, что у приемного ребенка может быть не сформирован образ родителя или образ себя как ребенка — из-за этого могут возникнуть конфликты.
У приемных родителей с таким мотивом активно выражено стремление отвечать установленным в обществе социальным нормам и правилам: иметь семью, детей.
Дети в данном случае выступают как элемент определенного социального статуса, престижа
Часто в таких семьях у родителей повышена моральная ответственность, приемных детей заставляют выполнять чрезмерные учебные нагрузки. Родители могут перегружать своих детей дополнительными занятиями, не учитывая особенности их развития. Поэтому в таких семьях с трудом формируется психологическая близость между приемными родителями и детьми.
Кризисная мотивация
У кандидатов в приемные родители с кризисной мотивацией на первый план выступают супружеские отношения, происходит обострение нерешенных проблем в браке.
В таком случае ребенок выступает в первую очередь как средство разрешения конфликтов
Но часто он становится еще одним поводом для конфликта, а не для сплочения супругов. Факторы риска в этих ситуациях — чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и так далее). Нерешенная психологическая проблема самого приемного родителя может стать причиной конфликтных взаимоотношений с ребенком.
В случае потери родного ребенка приемные родители как можно скорее хотят восполнить пустоту. Часто они стремятся найти приемного ребенка, максимально похожего на кровного. Постоянный возврат к прошлому и сравнение потерянного и приемного ребенка, даже на бессознательном уровне, часто приводит к неприятию и отвержению приемного ребенка. Родителям тяжело принять тот факт, что приемный ребенок — это отдельная личность со своими интересами, возможностями и жизненными задачами.
Существует ли верная мотивация?
Самое главное при принятии решения о возможности стать замещающей семьей — думать об интересах конкретного ребенка. Если приемные родители готовы полюбить и принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его проблемами и трудностями, достоинствами и желаниями, если готовы радоваться и с нетерпением ждать перемен в своей семье, то с большой вероятностью приемное родительство станет благоприятным и плодотворным.
Важно понять, сможет ли замещающий родитель принять ребенка со всей его непростой историей, хватит ли у родителя терпения и любви, чтобы ребенок мог доверить ему самое сокровенное — свое будущее.
Как определить, справитесь ли вы с ролью приемного родителя? Что нужно обдумать, понять, к чему прислушаться? А вдруг это ошибочный порыв души? Мы поговорили со специалистами и приемными мамами.
Часто потенциальными приемными родителями движут чувства. Конечно, невыносимо думать, что есть дети, у которых нет мамы и папы и которые живут в детском доме, не встречая в свой адрес ласки, родительской заботы. Однако уже опытные приемные семьи замечают: нужно очень ответственно подходить к решению взять ребенка из детского дома, ведь это ответственность и за него, и за себя и всех членов семьи.
Эмоции или разум?
Верно оценивайте вашу мотивацию
Роль Бэтмена невыполнима
Когда приемные родители настроены на то, что они вместе со своими детьми пройдут этот путь роста, изменений, а не хотят гнаться за амбициями, у них все получится.
А как настроены близкие?
Ведь важно, чтобы не только сама приемная мама или папа были готовы к приходу ребенка в семью, но и вся семья — а остальные члены семьи могут как раз оказаться не ресурсными и не справятся с новой ситуацией.
Есть ли собственный ресурс?
Поразмышляйте о себе — а насколько мощен ваш собственный ресурс? Что вы сможете дать приемному ребенку? Важно знать заранее: дети, приходящие из детского дома, забирают очень много эмоциональной энергии. Они требуют очень много тепла, заботы, внимания.
Ребенок из детского дома — ребенок обесточенный, резюмирует психолог. И такой ребенок требует рядом с собой стабильного взрослого. Это крайне важно.
Безусловное принятие
Очень важно быть готовым принять этого ребенка, принять безусловно. Со всеми его заморочками, болью, проблемами, характером.
Полюбить чужого
Не компенсируйте собственные травмы
Самый сложный этап — это вживание ребенка в семью. Та самая адаптация, которую боятся все приемные семьи.
Избавиться от прошлого не получится
Подумайте, готовы ли вы принять ребенка с его прошлым — а значит с его воспоминаниями, с его кровными родственниками, сможете ли вы наладить при необходимости, ради ребенка, отношения с этими людьми.
Готовы ли вы жертвовать собой?
Самому в себе разобраться сложно. Нужен посредник, и, скорее всего, это будет психолог, причем разбирающийся в теме. Вообще приемное родительство — глобальная и постоянная учеба.
Из детских домов приходят дети с расстройством привязанности, с травмами душевными, с физическими заболеваниями, пережившие жестокое обращение.
Подготовка будущих приемных родителей должна быть обязательной. В некоторых Школах приемных родителей (ШПР) она формальна, это нужно учесть. Часто психологическая терапия ведется с семьей не один год.
Конечно, семья настоящая, дружная, заботящаяся — это самое важное, что должно быть у каждого ребенка. Здесь он живет в любви — а это та самая питательная среда для наших детей.
Свой пример приводит Ольга Дербенева. Елизавета в ее семье уже шесть лет, Вячеслав — полтора года. Елизавету взяли в семью в год и десять месяцев: ее кровную маму лишили родительских прав, и малышка даже не успела побыть в детском доме.
А вот Вячеслав жил в детдоме до двух лет, потом пять лет в приемной семье, но его вернули, после этого он попал в семью Ольги. Для мальчика это была серьезная травма. На фоне травмы у ребенка даже выявилось психологическое заболевание. Он ощущает нестабильность. И у него был и до сих пор присутствует страх, что его снова вернут.
Читайте также:
- При каких условиях обращения гражданина какого либо государства
- Что не входит в рекомендованные печатные пособия для оснащения кабинета физики
- Что осуществляет политическую власть
- Имеет ли моральное право учитель проявлять чувство симпатии к одним ученикам в ущерб другим
- Что будет если просрочить страхование жизни по ипотеке