Что осуществляет политическую власть

Обновлено: 04.07.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

1. Власть как общественное явление. Политическая власть………………. 3

2. Основания политической власти, её легитимность…………. 7

3. Структура политической власти……………………………………. 9

4. Ресурсы политической власти………………………………………. 10

5. Основные функции и формы политической власти……………. 13

6. Новые тенденции в развитии политической власти……………. 15

7. Современные концепции власти………………………………………. 16

Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она даёт ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Целью данной работы является рассмотрение сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, её источников и ресурсов, форм, современных концепций политической власти, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых, современных тенденций в её развитии.

1. Власть как общественное явление. Политическая власть

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определённых целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчинённые. По своей природе власть представляет собой явление социальное, поскольку возникает в обществе. Трудно себе представить общество без власти. Это равносильно хаосу, дезорганизации, саморазрушению социальных отношений. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и, прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме этого, наличие власти вызвано объективной потребностью в упорядочении, регулировании социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей посредством принуждения. Главное состоит в многогранности самой власти как общественного феномена. Для понятия политической власти – это акцент на сущностной стороне политики как взаимоотношения больших социальных групп по поводу их общих интересов.

Первое. Она закономерно зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма выражения общественных отношений, прежде всего между большими социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями: отстаивающими их интересы. Политическая власть – свойство не индивидуальных и межличностных отношений между большими общественными группами, нациями, региональными или иными человеческими объединениями, наконец, между данным обществом и его членами. Власть – компонент общественной системы в целом. Она закрепляет приоритетность интересов и ценностей определённых социальных групп, классов или большинства населения как общих, обязательных для всех слоёв народа.

Второе. Политическая власть как общественное отношение в сущности своей содержит противоречие между субъектом и объектом властвований. Ведь речь идёт о подчинении воли одних воле других, о навязывании одними своей воли и ценностей другим, что вызывает сопротивление последних. Противоречие вытекает также из асимметричности властного отношения. А именно: из определённых преимуществ, каковыми обладает властвующий субъект (статус, влияние, авторитет, информированность и т.д.). В частности, на современном этапе цивилизации всевозрастающее значение приобретает знание. Власть становится всё больше действием и отношением, основанным на обладании знанием и его распределении.

Третье. Власть – это потенциал, возможность, осуществляемая в действии, во взаимоотношении субъектов, причём зависящих от условий. В этом смысле её нельзя присвоить. Захватив власть, передать её из одних рук в другие не означает ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определённую совокупность средств или право, которые обеспечивают формирование и реализацию способности одних навязывать свою волю другим, управлять их поведением и деятельностью. В том числе утверждать и закреплять определённые ценности и нормы, определяющие статус и социальную роль тех лиц, групп и организаций, которые в новой системе отношений обладают доступом к принятию общезначимых решений.

Следовательно, при анализе политической власти нужно иметь в виду, что за волевыми действиями людей всегда стоят объективные отношения, которые обусловливают непосредственно наблюдаемые взаимодействия индивидов и групп, за субъективно волевыми отношениями скрываются объективные взаимосвязи, потребности и интересы.

Пятое. Политическая власть, безусловно, связана с принуждением, что фиксировалось во всех историко-политических взглядах, и также отмечается в современных представлениях. Тем не менее, её нельзя отождествлять только с принуждением и, тем более, с физическим насилием. Если это делалось многими политическими теоретиками в прошлом, то имелись для того объективные причины. Например, однозначное определение классиками марксизма политической власти в эксплуататорском обществе как организованного насилия одного класса над другими, относилось к характеристике диктатуры буржуазии, свидетелями которой они были. Думается, что во многом такое определение применимо и к современности, что подтверждается господством в ряде стран мира диктаторских режимов. Тем не менее, в обществах, основанных на принципах демократии, политическая власть, не исключая возможности принуждения, выступает и в других формах доминирования властвующих субъектов. Главным образом как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и т.д. Сущность, идеал социалистического народовластия, о чём писали гуманисты-социалисты, конечно же, не сводится к принуждению, а предполагает также сознательное, добровольное участие масс в принятии политических решений.

Шестое. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т.д. Наиболее развитая из них – государственная власть. Отличие государственной власти от других видов политической власти в том, что первая предполагает существование особого аппарата с присущими ему материальными средствами воздействия на людей. Она опирается на узаконенные (легитимированные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений между людскими сообществами, поддерживается организованность и порядок, отрабатываются, принимаются и реализуются общественно-значимые, обязательные для всех решения. Политическая власть проявляется в различных формах общественных отношений: господство, руководство, управление, организация, контроль. Политическая власть в отличие от других форм власти имеет свою специфику. Её отличительными признаками являются:

- верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

- всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

- моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

- широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится основаниям политической власти, т.е. обоснованию её законности, признанию обществом её права на руководящую роль.

2. Основания политической власти, её легитимность

Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придаётся большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором её эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин её нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором её эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин её нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятие новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения поддержки и доверия народа.

В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является её гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система"

Говоря о государстве или о политике в целом, мы очень часто используем такой термин, как власть. Но согласитесь, что это очень широкое понятие, например, можно говорить о власти учителя над детьми в классе, руководителя над своими сотрудниками, родителей над детьми, офицера над рядовыми, ну а кто-то может попасть под власть вредных привычек или денег и так далее. Но сегодня мы будем говорить о власти как форме общественных отношений. Её основа – в неравенстве людей.

То есть власть – это право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле (вне зависимости от того, готова ли другая сторона к сотрудничеству и подчинению).

Власть – это не всегда принудительное подчинение. Но в отличие от влияния, всегда вынужденное. Подчиняться властям можно и добровольно, осознанно. Но при этом понимать, что неподчинение грозит применением санкций с их стороны.

Когда речь идёт о политической власти, то имеется в виду способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Сам же термин политика определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

А как вы думаете, политическая и государственная власть – это одно и тоже?

Имеются две точки зрения по этому вопросу:

Сторонники второй точки зрения говорят о том, что хоть это понятия не тождественные, однако всякая государственная власть является частью политической. То есть всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может быть двоевластие в России 1917 года – власть Временного правительства и власть Советов. Обладая политической властью, Советы в то время не имели самостоятельной государственной власти.

То есть мы можем говорить о том, что политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть обладает следующими признаками:

· распространяется на всё общество;

· действует на основе права от имени всего общества;

· опирается на принудительную силу для осуществления управления обществом (имеет законное право её использовать);

· существует единый общегосударственный центр принятия политических решений;

· использует разнообразные средства (экономические, социальные, принудительные и тому подобное).

С другой стороны, государственная власть – это форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм; способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

Когда мы говорим о государстве, то прежде всего имеем в виду способ организации политической власти (управления обществом), которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Основными признаками государства являются:

· Территориальная целостность – чётко ограниченная территория государства, на которой функционируют его органы власти и действуют его законы.

· Население – подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся. Обязательность членства в государстве (гражданство).

· Государственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти от какой-либо другой власти на всей территории страны. Сюда же попадает и независимость в отношениях с другими странами.

· Монополия на издание законов – исключительное право издавать общеобязательные для всех граждан законы, осуществлять правосудие.

· Исключительное право на сбор налогов и эмиссию денег.

· Наличие публичной власти – выделенной из общества и наделённой определёнными властными полномочиями группы людей (чиновников) для управления делами государства.

· Наличие органов принуждения (армия, полиция, службы правопорядка), наделённых соответствующими полномочиями.

· Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

· Символы государства – герб, флаг, гимн, девиз.

Дополнительными признаками государства могут быть:

· Язык как средство общения на территории того или иного государства.

· Единая оборонная и внешняя политика.

· Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и так далее.

В наши дни любое государство выполняет важные для всего общества функции. Их можно разделить на внутренние и внешние. При выполнении внутренних функций деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоёв и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Давайте познакомимся с ними более подробно.

Внутренние функции:

· Политическая – управление обществом через различные институты власти;

· Организационно-правовая – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

· Экономическая – регулирование экономических отношений и проведение необходимых реформ;

· Социальная – развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения населения;

· Идеологическая (культурно-воспитательная) – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные СМИ;

· Экологическая – охрана окружающей среды, обеспечение сохранения, восстановления и улучшения природных условий жизни человека.

К внешним функциям государства принято относить:

· обеспечение национальной безопасности;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

· отстаивание государственных интересов в международных отношениях;

· защита граждан, находящихся за пределами государства;

· участие в решении глобальных проблем человечества.

Государства по-разному осуществляют управление обществом. Устройство политической организации общества, призванное обеспечить его стабильность и нормальное функционирование, называют формой государства.

Это структура внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определённой государственной политики.

Для того чтобы описать форму государства, необходимо определить: форму правления, форму государственно-территориального устройства и форму политического режима.


Основные формы правления – это монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану), обычно получающему эту власть и передающему её в порядке наследования.

Монархии бывают абсолютными и ограниченными. При абсолютной монархии глава государства обладает неограниченной властью. В руках монарха сосредотачиваются все нити управления: он издаёт законы, вершит суд, назначает чиновников и так далее.

Часть абсолютных монархии одновременно являются и теократическими – это форма правления, где главой государства является главное должностное лицо господствующей религиозной организации (церкви), которое обладает неограниченной высшей государственной властью.


Например, в Ватикане это Папа Римский.

Когда в стране появляются органы, ограничивающие всевластие монарха, берущие в свои руки решение тех или иных вопросов, мы говорим о превращении абсолютной монархии в ограниченную (конституционную).

При конституционной монархии власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями.

Конституционные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные.

При дуалистической монархии власть монарха ограничивается следующим образом: все решения, принятые монархом, должны быть подтверждены специально назначенным министром. Без его резолюции ни одно решение правителя не вступит в действие. Ещё одно из отличий дуалистической монархии – вся исполнительная власть остаётся за монархом.

Республика – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти любо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Политологи выделяют парламентские, президентские и смешанные республики.

Парламентская республика – это разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Президент является координатором отношений между всеми ветками власти, считается Верховным главнокомандующим и имеет полное право представлять страну на международной арене. Также он формирует кабинет министров и может вносить проекты законов на рассмотрение в парламент.

Смешанная республика – это сочетание сильной власти президента и мощного влияния парламента. Главной чертой смешанной республики является взаимная подотчётность парламента и президента. Они контролируют действия друг друга. Парламент может предъявить главе правительства вотум недоверия, а тот, в свою очередь, имеет право распустить парламент.

Второй составляющей характеристики государства является форма государственно-территориального устройства – это отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

Выделяют унитарные, федеративные государства и конфедерации.

Унитарное государство – это единая политическая однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах, распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные органы государственной власти и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

Конфедерация – это форма межгосударственного объединения, при которой государства - субъекты конфедерации образуют постоянный союз в целях координации своей деятельности в тех или иных формах, полностью сохраняя свою независимость.

Третей составляющей характеристики государства является политический режим – это совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Выделяют три формы политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Демократия: разрешено всё, что не запрещено законом. Авторитаризм: разрешено всё, кроме политики. Тоталитаризм: запрещено всё, что не разрешено государством.

Давайте разберёмся, что собой представляет политическая система, какие элементы в неё входят и как они связаны между собой. Политологи выделяют следующие основные элементы политической системы общества:

· Политические организации: государство, партии, общественно-политические движения.

· Политические нормы, которые воплощены в конституциях, иных законах, уставах партий, а также в традициях и обычаях.

· Политические отношения и связи.

· Формы и способы деятельности, методы осуществления власти.

· Политическая культура: представления, идеалы, психология и так далее.

Также можно выделить следующие подсистемы политической системы:

· организационная (институциональная): государство, партии, группы давления, СМИ;

· нормативная: политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции;

· функциональная: средства и способы реализации власти (насилие, принуждение, согласие);

· коммуникативная: формы взаимодействия власти и общества (индивида);

· культурно-идеологическая: система ценностей, ментальность, политические идеи, идеалы.

Политическая система осуществляет следующие функции:

· определение целей, задач, путей развития общества;

· организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

· распределение материальных и духовных ценностей;

· формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

· согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

· обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

· разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

· контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Читайте также: