Имеет ли моральное право учитель проявлять чувство симпатии к одним ученикам в ущерб другим

Обновлено: 02.07.2024

Прошу прощения за долгое отсутствие.

Нижеописанный кейс является поводом, чтобы осмыслить, в каких формах может явить себя толерантность по отношению к иному, каковы границы терпимого или непримиримого отношения к другому. В обществе существует опасность того, что толерантность может стать смирительной рубашкой, только явление толерантности в качестве поступка высвечивает действительное ее присутствие.

Толерантность основывается на ценности гуманизма, но вся проблема в определении границ толерантности состоит в том, что гуманизм бывает разный по своим базовым ценностям. Ими являются, например, такие ценности, как человеческая жизнь, или свобода человека, или человеческое достоинство (защита мира личных ценностей), или достойная человеческая жизнь (гуманизация и развитие общества), или совершенствование человеческой души (религиозные формы гуманизма) и т.п. Проблемой является и уместность той или иной формы толерантного поступка, понимания роли непримиримости к злу в этом поступке, нахождение меры терпимости и непримиримости.

Естественно, все нижеописанное – черновые наброски.

Ниже приводятся несколько оценочных суждений по этой ситуации, в том числе, и самого В. Старикова.

Примерные вопросы для обсуждения кейса таковы:

1. В каких из позиций присутствует нетерпимость, а в каких непримиримость?
2. Какие ценности лежат в основе непримиримых и терпимых высказываний?
3. Насколько уместны, адекватны предложенные формы непримиримости?

По искусству и морали:

1. Каковы могут быть критерии того, что есть пропаганда иного образа, а что – естественная реализация себя в творчестве?
2. Соотношение спроса и предложения в отношениях искусства и морали?
3. Истинное искусство - ответственная свобода или безответственный произвол?

Жду Ваших советов.

Ольга Зубец

Дорогая Наталия! Спасибо за ситуацию! Мне кажется, что обе затронутые темы перспективны и значимы. В последнее время произошел очевидный сдвиг в оценке терпимости (еще лет двадцать назад она была вне критики). На основе предложенной ситуации можно было бы столкнуть аргументы за и против терпимости в области нравов, не уходя в проблему сексуальных меньшинств. Возможно, чтобы избежать такого ухода, можно привлечь дополнительную ситуацию, поднимающую ту же проблему, но на другом ценностном материале. (Те же мусульманские платки во французских школах). Или еще какие-то ситуации, в которых сталкивается терпимость и несогласие с навязыванием иных (порой чуждых) ценностей и форм поведения. Но, возможно, моя идея и не верна, и лучше не выходить за рамки предложенной Вами ситуации, но сформулировав не три, а один вопрос, столкнуть прямо противоположные ответы на него. (Другие ситуации могут служить просто примерами для теоретических утверждений). Может - где предел терпимости, что задает этот предел?
Разработка кейса в рамках темы "Мораль и искусство" тоже, на мой взгляд, была бы интересна. Особенно - в контексте первого поставленного Вами вопроса. Почему гей на сцене должен не быть геем? Кем еще он не должен быть тогда? Как человек в творчестве может быть собой лишь частично, сообразуясь с чем? Или это не проблема индивидуального творца - а сообщества, осуществляющего единый морально-эстетический выбор? В общем, не хочу Вас запутывать, а лишь выражаю чувство нетерпеливого ожидания - когда Вы определитесь с главным, доминантным вопросом, в связи с которым мы сможем препарировать ситуацию и столкнуть желательно противоположные теоретические утверждения.

Ольга Артемьева

Елена Кундеревич

Наталия Хафизова

Методическое введение.

Ситуация (сюжет).

В среднеобразовательной школе работает учительница NN. Коллеги воспринимают её в качестве хорошего учителя, творчески относящегося к своей работе, умного собеседника, отзывчивого и чуткого человека. Ученики с большим уважением относятся к NN, отзываясь о ней как об добром и интересном человеке, друге, учителе, способном объяснить, донести знание до учеников. За годы работы в школе у неё с учениками не произошло ни одного деструктивного конфликта. Длительное время учительница NN была уверена, что учительство – это её призвание.

В этой же школе обучается ее сын. Ребенок умный, нестандартный, успешно обучающийся, с задатками лидерства. Но в течение нескольких лет обучения этот ребенок отличается еще и вызывающим поведением, постоянно нарушая дисциплину на уроках и перемене.

Мама-учительница все эти годы была в курсе происходящего, проводя со своим сыном беседы, но это лишь улучшало ситуацию на время, после чего все возвращалось в русло прежнего поведения. Поведение ребенка неоднократно разбиралось на педагогическом совете; на последнем из них последовало наказание – отстранение ребенка на месяц от учебных занятий с переводом его на самостоятельное обучение. Естественно, об этом стало известно параллели старших классов, в которых и преподает учительница NN (в том числе, в классе своего сына). Также, маме в комиссии по делам несовершеннолетних вынесено предупреждение за неудовлетворительное исполнение родительских обязанностей.

Это обстоятельство с непреодолимой силой высветило для NN давно вызревавший в ее душе вопрос: имеет она моральное право на учительствование?

Вопросы для обсуждения.

1. Предложите варианты разрешения этой проблемной ситуации. Приведите аргументацию названных вариантов решения. Выделите среди них моральные аргументы. Какие моральные ценности лежат в основании приведенной аргументации?
2. Имеет ли место конфликт ценностей в сознании учительницы NN? Имеет ли место конфликт моральных и неморальных мотивов принятия решения?
3. Помогите выстроить варианты иерархии ценностей в сознании учителя (на каких основаниях в конкретных вариантах одна ценность ставится выше другой?).

Вспомогательные материалы.

Какова та исходная ситуация, суть которой должна быть разыграна в движении категорий педагогической теории? Говоря коротко и попросту, — это фундаментальная оппозиция: мир незнания и темноты противостоит миру знания и света. Говоря более точно, — это граница логоса и немого забвения. В самом деле, педагогика есть теория того, как свет знания рассеивает темноту невежества, как звучащий логос делает немое существо говорящим и знающим. В этом смысле педагогическая теория есть теория внедрения логоса в мир.

Суть зафиксированного таким образом феномена в фигуре учителя — существе, стоящем на границе идей и вещей, мира духовных ценностей и наличной мирской усредненности, мира высокой культуры и мира отчужденного социума. Педагогическая теория раскрывает эту принципиальную пограничность феномена учительства.

…Чистая феноменальность этого существа определяется тем, что через него и посредством него в мир входит смысл, он и есть точка внедрения логоса в мир.

Всякое дело учительства и всякая педагогика предполагает наличие самой идеи знания, некой совокупной мудрости, того, что в немецкой философии именовали духом. Это сфера чистого смысла, воплощенного в символах, мифах, художественных образах, научных концепциях, совокупном человеческом языке, в освоенной человеком предметности. Эйдос культуры обладает мощной энергией притяжения. Это безусловная ценность, достичь, быть причастным, служить и слиться с которой является вожделенной целью. Но эйдос культуры трудно удержать в его живой, но все-таки слишком рафинированной чистоте. Он немедленно дробится, дифференцируется и предстает перед нами в виде эмпирического многообразия исторической традиции. В этом случае эйдос культуры переходит в логосферу.

Фигура учителя есть предельная локализация логоса культуры и, следовательно, предельная локализация топоса культуры. Там, где пребывает учитель, формируется специфическая среда – место возле учителя. Эта ситуация закодирована в слове упанишады, она же представлена в педагогике Сократа и плато¬новской академии. Место около учителя становится точкой внедрения логоса в мир. В месте-около-учителя логос культуры начинает течь, как течет время в любой конечной ситуации. Это время учения и время учительства. Учащая интеллигенция обладает склоняющей, манящей, притягивающей, внушающей мощью.

Учить — значит указывать путь. Учитель выхватывает ученика из мира и уносит его с собой. Учительство предполагает этот сущностный модус: забирание с собой. Учитель для ученика — проводник, который вводит его в место и время традиции.

Учитель и ученик – изначальные ипостаси человеческого бытия. Каждый является одновременно и учителем (утверждая себя в мире), и учеником (осваивая мир, усложняя свое внутреннее пространство). Педагог – это тот, кто не только профессионально учительствует, но и профессионально учится, саморазвивается, самоусложняется.

Миф – это консервативная, некритичная, замкнутая по характеру (подчас, даже агрессивная) часть сознания. Человек, находящийся внутри мифа, безусловно доверяет ему, не видя противоречий ни в самом мифе, ни между мифом и реальностью. Средством преодоления любых мифов, в том числе, и в учительском сознании является критическое осмысление основ своего мировоззрения, выявление противоречий, анализ проблем, порождаемых этими мифами, а также мужественное преодоление собственной замкнутости, ограниченности, усложнение своего внутреннего мира.

Дополнительные вопросы.

Методические комментарии.

Первое решение: смена профессии.
Аргументы за уход из учительства.
- Есть такое понятие как профессиональная компетентность, представляющая собой меру включенности в профессиональную деятельность. Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность знаний и способностей учить, воспитывать и развивать ребенка – т.е. образовывать. Учитель как профессионал должен знать психологические особенности разных возрастов и уметь оказывать влияние на детей в любом возрасте. Если ее собственный ребенок не освоил элементарные нормы поведения, то это показывает ее неспособность воспитывать.
- Учитель должен быть примером нравственной чистоты, демонстрируя приоритетность и возможность идеального существования в мире. Он должен быть не только хорошим профессионалом своего дела, но и идеальным родителем, доказывая свою профессиональную пригодность в воспитании собственного ребенка. Он должен быть честен. Лучший способ продемонстрировать это – признать свою некомпетентность. Он должен быть ответственен. Лучший способ продемонстрировать данную черту – ответить за свой промах, уйдя из системы образования.
- Видимо её ребенок пользуется тем, что мама работает в его школе, что её ценят, ему многое прощается из уважения к ней, позволяя себе вести себя произвольно. Так что ради блага своего ребенка ей стоит уйти, чтоб он стал на равных с другими.
- Глубокое переживание случившегося, что видно по поставленному ей вопросу, может усилить сомнения в том, имеет ли она право на воспитание и поучение других детей, если своего не воспитала. Это может породить усиленное самоедство, понижение самооценки, даже усиление агрессии, что недопустимо, или, наоборот, усиление нерешительности снисходительность, что также может навредить.

Рекомендуемая литература.

Наталия Хафизова

Теоретическое введение.

I. Для работы с данной ситуацией, прежде всего, следует определиться с кругом понятий, в рамках которого этот кейс может быть рассмотрен и обсужден:

Ситуация (сюжет).
В среднеобразовательной школе работает учительница NN. Коллеги воспринимают её в качестве хорошего учителя, творчески относящегося к своей работе, умного собеседника, отзывчивого и чуткого человека. Ученики с большим уважением относятся к NN, отзываясь о ней как об добром и интересном человеке, друге, учителе, способном объяснить, донести знание до учеников. За годы работы в школе у неё с учениками не произошло ни одного деструктивного конфликта. Длительное время учительница NN была уверена, что учительство – это её призвание.
В этой же школе обучается ее сын. Ребенок умный, нестандартный, успешно обучающийся, с задатками лидерства. Но в течение нескольких лет обучения этот ребенок отличается еще и вызывающим поведением, постоянно нарушая дисциплину на уроках и перемене.
Мама-учительница все эти годы была в курсе происходящего, проводя со своим сыном беседы, но это лишь улучшало ситуацию на время, после чего все возвращалось в русло прежнего поведения. Поведение ребенка неоднократно разбиралось на педагогическом совете; на последнем из них последовало наказание – отстранение ребенка на месяц от учебных занятий с переводом его на самостоятельное обучение. Естественно, об этом стало известно параллели старших классов, в которых и преподает учительница NN (в том числе, в классе своего сына). Также, маме в комиссии по делам несовершеннолетних вынесено предупреждение за неудовлетворительное исполнение родительских обязанностей.
Это обстоятельство с непреодолимой силой высветило для NN давно вызревавший в ее душе вопрос: имеет ли она моральное право на учительствование?

Вопросы для обсуждения.
1. Предложите варианты разрешения этой проблемной ситуации. Приведите аргументацию названных вариантов решения. Выделите среди них моральные аргументы. Какие моральные ценности лежат в основании приведенной аргументации?
2. Имеет ли место конфликт ценностей в сознании учительницы NN? Присутствует ли конфликт моральных и неморальных мотивов принятия решения?
3. Помогите выстроить варианты иерархии ценностей в сознании учителя, выделите основания иерархичности смоделированных ценностных систем.

Рекомендуемая литература.

(1) А.А. Гусейнов. Прикладная этика / Этика: энциклопедический словарь. М., Гардарики, 2001. – стр. 388

(3) И. Кант. О педагогике 1803. / И Кант. Трактаты и письма, М., 1980. – стр. 459

(4) Более подробно об этой дилемме см.: Этика образования./Назаров В.Н. Прикладная этика. М., Гардарики, 2005, - стр. 244-246

(5) Этический консилиум. Ведомости. Вып.29/ Под. ред. В.И. Бакштановского, Н.И. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2006. – стр.178

(6) Железняк В.Н. Пайдейя. Десять категорий теоретической педагогики. / Философия образования и реформа современной школы: материалы городской научно-практической конференции. Пермь, 2002 г. – стр. 16-21

Данное понятие психологи определяют как: Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского)

Основные Функции педагогического общения:

Информационная (передача информации вербальными невербальным способами)

Социально-перцептивная (умение педагога воспринимать и слушать ученика)

Самопрезентативная (презентация внутреннего мира педагога и воспитанника)

Интерактивная (обмен опытом, идеями, умение отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения)

Аффективная (эмоциональная стимуляция, психологический комфорт, контроль аффекта).

Функции способствующие общению

Моральные Принципы Педагогического общения

-принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);

-принцип паритетности взаимоотношений;

-принцип уважения труда познания ученика;

-принцип уважения неудач и слез ребенка;

-принцип уважения тяжелой работы роста;

-принцип уважения самобытности ученика;

-принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

-принцип оптимальной требовательности и уважения;

-принцип опоры на положительное в ребенке;

-принцип компромиссности спорных решений;

Основа общения (Чувства)

Эмпатия; Симпатия; Антипатия.

Стиль общения, есть совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В. С. Грехнев).

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса, - ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе, высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность, -интерес к познанию ребенка

Виды Стиля и его характерные особенности

Активно- положительный (эмоционально-положительная направленность;

Ситуативный (эмоциональная нестабильность, чередования дружелюбия и враждебности);

Пассивно- положительный (общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, но присуща некоторая замкнутость, сухость, категоричность, официальность,

Активно- отрицательный (явно выраженная эмоционально- негативная направленность, часто делает замечания, наказывает, резок, раздражителен);

Пассивно- отрицательный (не столь явно проявляет негативное отношение к воспитанникам, эмоционально вял, безучастен, равнодушен к успехам и неудачам воспитанников);

Диктат (строгая дисциплина, требования порядка и учебных успехов);

Нейтралитет (невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность педагогом своим предметом, эрудированность,

Опека (забота о воспитанниках, доходящая до навязчивости, боязнь дать ученикам любую самостоятельность, постоянный контакт с родителями);

Конфронтация (скрытая неприязнь к воспитанникам. постоянное недовольство работой по предмету; в общении – пренебрежительно – деловой тон,

Сотрудничество (соучастие во всех делах, интерес педагога к воспитанникам, оптимизм и взаимное доверие в общении).

Формирование педагогического стиля общения

-изучение своих личностных особенностей ;

-установление недостатков в личностном общении;

-работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения;

-овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей ;

-овладение технологией педагогического общения в соответствии со -сложившимся стилем педагогического общения.

-реальная педагогическая деятельность общения с воспитанниками – индивидуальный стиль общения.

Основные Правила Педагогического общения

-Проявление такта и уважения;

-Умение определять по внешнему виду состояние ребенка;

-Выслушивать внимательно, с уважением;

-Управление мимикой жестами.

Этическая защита в педагогическом общении

Этическая защита - это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинства. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что учащиеся плохо осознают наносимый ими (или им) морально-психологический урон.

Реализация педагогической защиты и ее функции

1. Сохранение педагогом собственного достоинства в общении;

2. Корректирование поведения воспитанника;

3. Сохранение достоинства ученика, нарушившего этические нормы поведения в общении.

Способы педагогической защиты (по Щурковой Н. Е.)

Является ли неэтичным поведение учителя, если он называет учащихся бессовестными за то, что они не помнят за что получили неудовлетворительную оценку.

Ответы на вопрос:

В данном случае высказывание учителя неэтичным или иным образом нарушающим права ученика не являются. Но если Вы не согласны с этим - пишите жалобу директору или в управление образования и Вам ответят. Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в "части 1.1" настоящей статьи.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 "статьи 10" настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Это не является неэтичным поведением учителя. Если ученики действительно не помнят. Между тем можно обратиться по данному вопросу к директору

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)

""Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

""1. Педагогические работники обязаны:

""1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

""2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

""8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

""9) проходить в соответствии с трудовым "законодательством" предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

" Открыть полный текст документа "

Это выражение его мнения.

Можно родителям учеников проверить, обратившись в суд о защите чести своих детей по ст. 152 ГК РФ.

Тогда узнаете, что нет нарушения этики.

Понятие "этика" - неправовое. Этично это или нет - вопрос спорный. Но однозначно в высказываниях учителя нет чего-то такого, за что можно привлечь к ответственности (ст. 151 ГК РФ). Достоинство учеников это не унижает.

Учитель в этом случае совершенно ничего не нарушает.

Не является. Не помнить за что получили неудовлетворительную оценку - неэтично, практически моральное издевательство над учителем.

Если родители считают, что их дети оскорблены словом "бессовестный", они праве пытаться привлечь учителя к административной ответственности. Полагаю, что суд не усмотрит в этом оскорбления. Пишите жалобу директору, разберется.

ФЗ "Об образовании в РФ", ст.5.61 КоАП РФ.

В соответствии со ст 48 ФЗ "Об образовании в РФ " педагогические работники обязаны, в т. ч. и соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Также в своей работе педагог руководствуется Профессиональным кодексом этики и служебного поведения учителя (законодательно не закреплен).

Взаимоотношения учителя с учениками

Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

Учесть все фразы, которые могут употреблять педагоги в общении с учениками, дать им оценку невозможно, каждой конкретной ситуации необходимо давать конкретную оценку.

Указанные действия (фразы) учителя нельзя считать неэтичными.

Если учитель не нарушает права учеников и справляется со своими должностными (трудовыми) обязанностями, то в его действиях нет нарушений трудовой дисциплины. Более того. Понятие этичности - спорная категория, которая к тому же не является правовой. Если есть конкретные претензии к учителю, пишите жалобу на имя директора или в департамент образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" также не содержит ответа на ваш вопрос. Существуют общие и специальные основания для увольнения учителя, но речь идет не об этичном поведении, а о применении психического насилия к обучающимся. Но в вашей ситуации ничего подобного не усматривается. Либо уточните ваш вопрос.

8. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.

11. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

12. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступными для общения, открытыми и доброжелательными.

В этом случае Модельный кодекс предусматривает:

15. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

16. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Определения "неэтичного поведения" в законодательстве не существует. Работодатель сам оценивает является ли поведение работника этичным или нет. В последнем случае работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, при этом в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Я вполне допускаю, что если вы подадите жалобу в школьную администрацию либо в главное управление образование г. Красноярска на "неэтичное поведение" учителя, то данного учителя возможно накажут. Но сделано это будет не потому, что действия учителя нарушают нормы морали или этики, а потому, что чиновникам от образования легче наказать учителя, чем отписываться по жалобам родителей.

Но если с точки зрения закона оценивать высказывание учителя об отсутствии совести у учеников, то данное суждение не будет считаться оскорбительным и неэтичным, а лишь оценочным суждением педагогического работника.

Другими словами, если вы попытаетесь обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства учащихся, то суд откажет в удовлетворении данного иска. Ознакомьтесь, например со следующим решение суда.

В настоящее время законодательством РФ не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога является его духовно-нравственная культура и этика.

Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т.д.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

- не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,

- не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,

- не оскорбляйте и не кричите на ученика – это разрушает его психику.

Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя – мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма – это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

1. Учитель должен уметь любить детей.

2. Учитель должен относиться к детям с уважением.

3. Ученик - имеет право на незнание.

4. Злой учитель - непрофессионал.

Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. В школу приходит шестилетний человек, у которого уже сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений.

Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

1) Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

2) Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.

3) Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.

4) Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. Смысл педагогической профессии, по словам профессора М.О. Кнебель , в том, что педагог вкладывает свою душу в учеников. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки.

Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.

Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.

Руководство

к действию, которое поможет учителям наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор человеческий:

- сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.),

- умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,

- педагогическая уравновешенность, наблюдательность,

- умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,

- терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,

- принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,

- умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,

- умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим,

- умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали, стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,

- поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,

- не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,

- нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,

- никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,

- нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,

- если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.

Памятка для педагогов

Уважайте людей. Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего собеседника.

Чаще улыбайтесь. Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей, повышает эффективность совместных дел.

Не нервничайте. Педагог не должен нервничать, раздражаться. Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.

Критикуйте умело. До того, как осудит коллег, родителя, ребенка, выслушайте их объяснение до конца. Возможно, этого будет достаточно для разрешения возникших вопросов. Не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно сделать еще лучше.

Будьте принципиальны. Будьте твердыми в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Не обладая твердостью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.

Не будьте упрямы. Не бойтесь извиниться перед ребенком, родителем, если Вы не правы. Тот, кто находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом.

Будьте добрым. Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Помните, что свои неудачи мы чаще всего преувеличиваем.

Пользуйтесь эффективным стилем управления. Универсального стиля управления для воспитания и обучения разных людей не существует. Более приемлемым считается стиль управления в духе уважения, исключения недоверия друг к другу.

Благодарите за совет. Когда дают совет, следует поблагодарить того, кто его дал, а уже потом решать, следовать ему или нет. Совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.

Нельзя высмеивать личность человека. Можно посмеяться лишь над отдельной чертой характера. В дискуссии необходимо отречься от личных симпатий и антипатий.

Важнейшим фактором нравственного воспитания является пример учителя. Категории морали, отражающие качества личности, которые формируются в процессе образования – это честь, достоинство, чувство долга, совестливость, доброта, человечность, уважительность и др. Формирование этих качеств – результат многих составляющих, среди которых немаловажное место занимает опыт постижения этих свойств личности в процессе общения, опыт обнаружения их в другом.

Действие механизма личного примера в формировании морали состоит в следующем:

1. Факт проявления морального чувств или качеств в поведении педагога.

2. Внутренняя (духовная) связь между учителем и учеником, человечность взаимоотношений на основе моральных качеств

3. Идентификация знаний или представлений ученика о морали с практикой морального поведения

В функционировании и формировании морали есть два уровня – чувственно-эмоциональных и рациональный. Зарождение нравственного сознания происходит на эмоциональном уровне, и нравственность выступает, прежде всего, как чувство. Уровень знания способствует осознанию и закреплению нравственных чувств личности.

Существуют нормы педагогической морали, определяющие отношения между учителем и учеником. К ним относятся:

1. Человечность отношения к ученику;

2. Уважение к личности ученика;

3. Терпимость, доброжелательность;

4. Нравственная требовательность к самому себе.

5. Чувство ответственности за собственный моральный облик и моральный облик ученика..

Рассмотрим некоторые из них.

Человечность взаимоотношений. Человеческое отношение к ребенку – это отношение к нему не только как к объекту труда, но как к человеку, с которым необходимо считаться. Процесс воспитания – это, прежде всего, воздействие личности на личность, а человечность можно воспитать только человечностью. Основной путь здесь – самораскрытие личности учителя, проявление его человечности, доброго, отзывчивого, дружеского отношения к ученикам, общение на уровне человеческих чувств и проблем. Однако здесь необходимо удержать тонкую грань между официальностью и неофициальностью (человечностью), сохранить дистанцию, чтобы дружеское отношение не переросло в панибратство. Мера дистанции зависит от учителя, но она существенно влияет на воспитательный процесс. Можно с уверенностью сказать, что фактором развития аморальности в личности является отчужденность (антипод человечности).

Отношение к учащемуся как к личности — дело трудное, предполагающее не только глубокое понимание ряда мировоз­зренческих вопросов, но и требующее затраты нервной энер­гии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит не­брежного, поверхностного отношения к человеку. Уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная ра­бота ума и сердца учителя.

Уважение учащихся — общее требование для учителя. Прак­тически оно реализуется в целой системе более конкретных нравственных требований, совокупность которых и дает нам представление о содержании и объеме его. К числу таких кон­кретных требований в первую очередь необходимо отнести сле­дующие:

— требовательность к учащемуся как выражение уважения к нему и как мера этого уважения;

— уважение мнения учащегося об учителе как требователь­ность учителя к самому себе;

— вера в добрые помыслы ученика, в его благородство, спо­собности и стремление стать хорошим человеком;

— внимание к каждому учащемуся как к человеку,к его по­ступкам и мыслям как к значимым фактам и др.

Остановимся на характеристике некоторых изних.

а) Требовательность к учащемуся как выражение уважения к нему и как мера этого уважения.

Требователь­ность — это умение учителя подходить к оценке личностных качеств, поступков и знаний учащихся с точки зрения самых высоких общественных критериев, постоянное сознание необхо­димости совершенствовать личность учащегося, поднимать уро­вень его культуры, добиваться претворения в жизнь всех тая­щихся в ней возможностей.

Мера требовательности учителя к учащемуся — это своеоб­разная мера уважения к нему. Чем больше требовательности выявляет учитель к учащемуся, тем выше и уважение к нему, и наоборот. Чтобы быть мерой и проявлением уважения учителя к уча­щемуся, требовательность, как норма педагогической морали, должна обладать рядом специальных признаков, среди которых в первую очередь необходимы такие.

— Требовательность должна быть объективно целесообраз­ной, продиктованной потребностями педагогического процесса, задачами обучения и воспитания. Она не должна угнетать, подавлять или ориентировать личность на одно­бокое развитие, например, путем непомерных домашних заданий по одному какому-нибудь предмету, что занимает время уча­щихся, необходимое для подготовки ими других предметов.

— Требовательность должна быть доброжелательной требо­вательностью человека, искренне заинтересованного в судьбе учащегося, требовательностью Друга, а не бездушного чиновни­ка, которому нет дела до учащегося и его судьбы.

— Требовательность должна быть понятной учащимся и восприниматься ими как необходимость, а не как личный ин­терес, чудачество или каприз учителя.

— Требовательность должна быть реалистичной, выполни­мой.

б) Уважение мнения учащегося об учителе как требователь­ность учителя к самому себе. Чтобы искренне уважать человека, надо считать его равным себе. Требовательность учителя к себе — это его от­ношение к своим ошибкам и промахам, к своей работе и по­ступкам, это оценка им своих качеств и достоинств с точки зрения их общественной ценности. Такая требовательность предполагает возможность выслушивать и учитывать замечания учащихся, сделанных в его адрес, уважение мнения своих вос­питанников о нем.

Если учитель не стремится узнать мнение учеников о своей работе или их мнение ему безразлично — вряд ли можно гово­рить о его уважении к учащимся, о доверии к их уму, наблюда­тельности и способности оценивать.

Доброжелательность и любовь к детям. Важное нравственное требование - уметь управлять своими чувствами, подавлять отрицательные эмоции и развивать положительные чувства к детям. Преодолеть трудности в нравственных отношениях с детьми, преодолеть неприязнь к ребенку, если он ведет себя неподобающим образом, - задача учителя.

Неприязнь к детям выражается иногда в культивировании у них страха перед учителем. Даже невинные шалости учеников кажутся иному учителю преступлением, он с удовольствием ставит учащимся двойки, а лучшим средством воспитания счи­тает наказание. За неприязнь учителя ученики платят ему тем же — идет своеобразное упражнение в ненависти и неуважении, на что растрачиваются душевные силы с обеих сторон. Взаимная не­приязнь вызывает разобщенность и напряженность во взаимо­отношениях, постоянное ожидание чего-то плохого. Сухость, жесткость, отчужденность — итог таких отношений.

Любовь к детям — не только педагогическая, но и обще­человеческая нравственная норма. Но любовь учителя к детям имеет специфическое содержание, не совпадающее с содержа­нием родительской или общечеловеческой любви, хотяихиногда и сравнивают между собой. Рассмотрим ату специфику подробнее.

Любовь учителя к детям — это любовь не к одному или не­многим детям, а к каждому и любому ребенку. Особен­ностью этой любви является ее педагогическая направлен­ность — любовь к проектирующемуся человеку способствующая развитию этого человека.

Любовь учителя к детям включает в себя:

радость влиять на детей, следить за становлением их ха­рактеров, созреванием ума и реализацией их лучших возмож­ностей;

— глубокую симпатию к свойственным детям душевной све­жести и нравственной чистоте детей, к их искренности и пря­моте, к их способности удивляться и стремлению ко всему новому;

постоянную заботу о физическом развитии детей и само­чувствии, проявляющуюся в использовании таких методов ра­боты с ними, которые оптимально развиваютих способности и творческую активность.

Учитель, который любит детей, всегда найдет и даст уче­нику возможность показать себя с лучшей стороны, проявить свои возможности, знания и способности, помочь поверить ему в свои силы. Любовь к детям — чувство динамическое, оно формируется под влиянием общения с детьми и сложившегося у учителя от­ношения с ними. С опытом это чувство меняется: у одного учи­теля — крепнет, у другого — мельчает, а то и исчезает совсем. Вдумчивый учитель со временем может более критично пере­смотреть и оценить свой опыт.

Любовь к детям — большая преобразующая сила. Она оказы­вает сильное воздействие на воспитанника и создает самую благоприятную атмосферу для педагогического влияния. Любовь учителя к детям вызывает у детей ответное чувство к учителю, порождает в душе ребенка чуткость, заботливость, человечность и приобщает его к нравственно-ценным формам поведения. Любимый учитель в душе ребенка занимает место рядом с самыми близкими ему людьми.

Любовь учителя к детям обладает и социальной целесообраз­ностью: она прививает детям чувство любви к людям, верность идеалам, которые нес любимый учитель, уважение к науке, ко­торую он преподавал, любовь к школе, в которой он учится, и к самому процессу учения, к труду. Любовь учителя к детям помогает воспитывать смелого, активного, уверенного в своих силах и деятельного человека, что соответствует целям и зада­чам коммунистического воспитания личности.

Практикум

Содержание и программа курса этической грамматики

1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспи­танности. Воспитанность охватывает ту группу социальных норм, которые, аккумулируя не только внешние формы поведения, но и внутреннее их содержание, преобразованы в привычку. Это нахо­дит выражение в различных формах проявления уважения к дру­гому человеку, доброжелательности в отношениях.

3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональ­ной отзывчивости на переживания другого человека, созданию ус­ловий для воспитания самоуважения, чувства собственного досто­инства, проявлению эмпатии, сопереживания.

4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе яв­ляется стремление влиять на другого, общаться со сверстниками.

Читайте также: