Правовая идентичность личности как неотъемлемый компонент гражданственности

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность темы. Формирование гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования все более рельефно выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. В этих условиях Александр Григорьевич Асмолов выделяет семь основных задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, (не буду все их перечислять, они доступны в Интернете) Одной из этих задач является целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.

В своем выступлении я попытаюсь ответить на четыре вопроса:

1. Что такое гражданская идентичность?

2. Какова структура гражданской идентичности?

3. Гражданская идентичность как предполагаемый результат личностного развития в Федеральных государственных образовательных стандартах.

4. Как формируется гражданская идентичность у подростков? (направления, формы).

Чаще всего гражданская идентичность в педагогической науке понимается так:

- осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;

- тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства;

Сегодня в основе стандарта общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений

  • когнитивный (познавательный);
  • аксиологический (ценностно-ориентировочный);
  • коннотативный (эмоционально-оценочный);
  • поведенческий (деятельностный).

Когнитивный компонент образует знания о том, кто такой гражданин, о гражданской общности, о государственной символике; знания и представления по истории Отечества и его культурных традициях, о политических событиях, происходящих в государстве, о партиях и общественных движениях в стране, о законах и другое. Я согласна с А А Логиновой, что именно когнитивный компонент является базой для развития мотивов действий и поступков, содержание которых составляют отношения, адекватные явлению гражданской идентичности.

Эмоционально-оценочный компонент гражданской идентичности личности – это принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства; он отражает рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения.

Деятельностный компонент – это реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность; участие в социально значимой деятельности. Содержание деятельностного компонента образуют действия и поступки гражданского содержания: участие в гражданских акциях, митингах, социальных проектах, в субботниках по благоустройству города, соблюдение общественного порядка и другое.

Федеральные Государственные Образовательные стандарты направлены на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствуют реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.

В результате внедрения федерального государственного образовательного стандарта учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: сформированность гражданской позиции, патриотизма и любви к своей стране, уважения к Родине, знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности, знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества. У учеников должно быть сформированно уважительное, осознанное и доброжелательного отношения не только к другому гражданину своей страны, но и к любому другому индивиду, к его жизненной позиции, мировоззрению, ценностям, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми, уметь выслушать мнения другого человека и сформулировать свою обоснованную точку зрения.

Выпускники образовательных учреждений, обучающиеся по новым стандартам, должны выступать как сознательные, активные и ответственные члены российского общества, осознающие и принимающие свою ответственность за благосостояние своей страны уважающего законы и правопорядок, обладающие чувством ответственности и собственного достоинства, и ориентированы на усовершенствование и модернизацию российского гражданского общества в контексте развивающихся мировых процессов, способных противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни и готовых защищать и отстаивать интересы своей страны.

1. Мы пытаемся решать проблему гражданской инициативы и активности, формирования гражданской идентичности личности обучающихся, поддерживая детское самоуправление, используя возможности профильных (судоводительских, судоремонтных, шлюпочных) и трудовых лагерей. В отделе уже в течение четырнадцати лет действует орган ученического самоуправления – Совет старшин. В него входят старшины групп 1-4 курса, избранные собранием группы и педагоги отдела. Совет старшин планирует и координирует организационно-массовую деятельность отдела, анализирует деятельность курсов, групп и каждого курсанта в отдельности, координирует и контролирует работу старшин курсов, ходатайствует перед педагогическим советом ДМЦ о поощрении отличившихся курсантов. В условиях судоводительской и судоремонтной практики в компетенции Совета входит составление расписания стояночных и ходовых вахт, распределение экипажей по определенным видам работ, назначение старшин временных трудовых формирований (вахтенная служба, камбузный наряд, трудовая или строительная бригада, шлюпочный экипаж). Здесь каждому курсанту предоставляется возможность проявить свои лидерские, организаторские качества. Ведь любой старшина группы или председатель Совета старшин время от времени становится простым членом камбузного наряда или ремонтной бригады шлюпок, а любой из курсантов – старшиной трудовой бригады, вахты или наряда. Для них это уже не игра – это жизнь. Они остро осознают ответственность за порученное дело, за результат работы всего экипажа. В этих условиях проявляются лучшие качества курсантов: точность, аккуратность, деловитость, собранность, исполнительность в содружестве с инициативностью.

5. Трудовое (профессионально-деятельностное) воспитание – формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека; формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.

7. Экологическое воспитание. Связь задач экологического воспитания обучающихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование осознания высокой ценности жизни, потребности обучающихся сохранять и улучшать окружающую природную среду своей малой родины, обучение экологически сообразному поведению. Наши юнги принимают деятельное участие в санитарных субботниках по очистке улиц города, берегов рек Кама, Зырянка, Яйва в местах традиционного отдыха горожан, пляжей, через разработку и распространение информационно-агитационных материалов экологического содержания, участие в озеленении территории учреждения и базы стоянки теплохода.

общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых.

Наша работа по формированию основ гражданской идентичности

направлена на воспитание детей, обладающих духовно-нравственными

ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающих

культурное, историческое прошлое России. Любая педагогическая

деятельность строится на взаимосвязанных этапах

Цель – формирование первичных представлений, обеспечивающих

гражданскую идентичность у детей старшего дошкольного возраста, через

все виды деятельности.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Формировать:

представления о себе, других людях, о малой Родине и

представления о том, что Россия – многонациональное

уважительное отношение к родному языку, как языку нации;

представления о культурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках.

толерантность и уважение к другим народам через овладение

информацией о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран

развитие нравственных качеств личности ребенка через русскую

национальную культуру, фольклор, народные и государственные праздники.

Важным моментом выступает именно влияние окружающей среды на

формирование личности дошкольника, усвоения им социокультурных норм и

национальных традиций. Такой средой выступает дошкольное учреждение.

Дошкольнику, имеющему небольшой жизненный и практический опыт,

очень сложно установить определенные ценностные отношения с миром.

Огромное значение имеет развивающая предметно пространственная среда, –

все, что окружает ребенка, формирует его психику, мировоззрение, служит

источником знаний и социального опыта ребенка, а значит, является

значимым фактором в восприятии основ гражданской идентичности. В своей

работе мы определили следующие приоритетные области:

Социально – коммуникативное развитие

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

формирование позитивных установок к различным видам труда и

освоение и усвоение правил и норм общения на правильном

Формированиепервичных представлений:

о себе, других людях, объектах окружающего мира;

о малой родине и Отечестве;

о социокультурных ценностях нашего народа;

об отечественных традициях и праздниках;

о планете Земля как общем доме людей;

об особенностях ее природы, многообразии стран и народов

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и

становление эстетического отношения к окружающему миру;

стимулирование сопереживания персонажам художественных

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны

между собой логически и вместе представляют целостную картину. План

обеспечивает содержательность, определенность, управляемость. Мы

считаем, что работа по формированию основ гражданской идентичности

будет результативной, если ее реализация осуществляется через календарно-

тематическое планирование, таким образом, она будет систематической и

максимально эффективной. В разработанном нами календарно-тематическом

планировании мы охватываем все виды детской деятельности.

Взаимодействие с семьей.

Успешность любой деятельности связана с определением всех

участников процесса. Семья является социальным институтом воспитания, в

ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В

семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся

общаться. Тесное сотрудничество на доверительной основе

поможет достичь максимальных результатов. Чтобы работа с родителями не

ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы,

консультации, необходимо вовлечь их в процесс формирования основ

гражданской идентичностис помощью взаимодействия: включение

родителей и детей в общее дело – участие в спектаклях, играх, проектах,

конкурсах. В своей работе мы старались использовать различные формы.

В таких совместных видах деятельности укрепляются внутрисемейные

и детско-родительские отношения. Также одной из интересных форм

взаимодействия стала презентация семейных профессий, семейных традиций

в выборе профессий. Такой опыт формирует более глубокое представление о

мире профессий и уважения к чужому труду, труду взрослых, понимание

того, что каждая профессия важна для страны.

В современных условиях социальным и государственным приоритетом

становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданственности

у детей старшего дошкольного возраста включает в себя передачу им знаний,

формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту

деятельности.

что под ней понимаются способности человека убежденно и ответственно

сознавать свои права и обязанности, руководствуясь ими, действовать на

пользу Родине и народу. Следовательно, гражданственность – это наивысшая

ступень развития нравственного сознания личности, которое формируется в

ходе накопления социально – нравственного опыта и является ориентиром

гражданского поведения. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность

и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее

богатства начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность

в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и

культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть

патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и

берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате

целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут

быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Начальным школам необходимы эффективные методы, помогающие формировать гражданскую идентичность, и ее руководство сегодня находится в поисках подходящих вариантов.

Современные преподаватели ставят перед собой важную задачу – увеличить духовный потенциал молодого поколения, сформировать понимание нравственности, эстетики посредством искреннего интереса к прошлому своей нации, к разным видам культуры: отечественной, национальной, мировой.

Школа как социальный институт воспитания ребёнка

Процесс воспитания реализовывается через все социальные институты, однако, главная роль отводится именно общеобразовательным учреждениям.

Школа, являясь институтом социализации и воспитания может использовать технологии, средства, способы воспитания, но определить ценности человеку, сформировать его основы можно лишь в социальном пространстве, включающем больше возможностей и предложений.

Понятие гражданственности

Гражданская идентичность — это…

Идентичностью человека считается осознание собственной принадлежности к конкретной позиции в социальных ролях и эго состояниях.

Под гражда́нской иденти́чностью подразумевается индивидуальное ощущение принадлежности к обществу конкретной страны, которое дает возможность гражданскому обществу действовать как коллективный субъект.

А.А. Логинова выдвигает свое мнение о том, что гражданская идентичность школьника представляет собой процесс отождествления себя с гражданской общностью, нормами, ценностями, выводящими его на понимание себя как гражданина своего государства и как члена гражданского общества, понимание собственной принадлежности к гражданскому обществу, понимание обязанностей и прав, реализуемых в ходе активного участия в жизнедеятельности гражданского общества.

В жизни общественно-политические события оцениваются по ценностям общества, которые мотивируют его поведение и всю деятельность.

Формирование гражданской идентичности младшего школьника

Для младших школьников формирование идентичности является регулярной, многоплановой, целенаправленной деятельностью преподавателей и учащихся по формированию патриотических качеств.

Среди этих качеств можно выделить:

  • способность к жизни в рыночных условиях, достижение экономической самостоятельности соответственно своим навыкам и нуждам;
  • умение интегрироваться в сформировавшуюся систему взаимоотношений, контактировать с другими гражданами;
  • готовность всегда объединиться для решения проблем личностного и общественного характера, готовность сотрудничать, быть с согласии;
  • неприятие озлобления, насилия над личностью; любовь к Родине, попытки стать полезным в своем семействе, обществе, школе, стране.

В ФГОС НОО проект по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся начальной ступени общеобразовательного процесса должен предполагать приобщение к культуре своей этнической группы, основным ценностям российского общества, общим ценностям человека плане формирования гражданской идентичности, кроме того, обеспечивать:

  • планирование обучающих мероприятий, дающих возможность осваивать знания и применять их на практике;
  • формирование основательной образовательной среды, состоящей из урочной, внеурочной и внешкольной работы, которая берет во внимание историко-культурные, религиозные особенности;
  • формирование у учащегося активной позиции.

Задачи формирования гражданской идентичности

Под формированием гражданской идентичности подразумевается:

а) усовершенствование когнитивной составляющей (получение информации o принадлежности к гражданскому обществу; присутствие знаний об идентифицирующих показателях, основах и принципах конкретного общества, o гражданстве, характере отношений между человеком и государством, взаимоотношениях между гражданами; интерпретацию разных ситуаций согласно личным представлениям o себе как россиянине);

в) усовершенствование эмоциональной составляющей (гордости за собственный край, государство, семью).

Проектная деятельность в формировании гражданской идентичности

Проект представляет собой ряд реальных действий, основой которых является актуальная проблема социума, нуждающаяся в разрешении. Если ее реализовать, улучшится ситуация в определенном социуме. Этот способ считается одним из самых действенных в процессе участия в социальной жизни и решения актуальных задач.

Вовлечение школьников в данный проект будет развивать в них следующие навыки: анализировать ситуацию, искать и отбирать нужную информацию, моделировать свое поведение, рассматривать стратегии и модели поведения во время конфликта, принимать осознанное решение проявляя ответственность, коммуницировать, разделять факты и личное мнение.

Технология организации проектной деятельности

В технологию организации проектной работы среди школьников входят поисковые, исследовательские и проблемные методы, имеющие творческое начало, нацеленные на реализацию школьниками ожидаемого результата самостоятельно.

Есть специальные условия организации такой деятельности, и они заключаются в следующем:

Проектная деятельность в начальном школьном учреждении несет особое значение, заключающееся в том, что учащиеся обретают социальные практические навыки за пределами заведения, приспосабливаясь к современным жизненным условиям. Она влияет на развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, целеустремленности, инициативности, толерантности, настойчивости.

Педагогические условия формирования гражданской идентичности

Педагогические условия, в которых проектная деятельность играет роль средства формирования основ идентичности младших школьников:

  1. Любой проект должен включать проблему, решение которой способствует развитию национального самосознания.
  2. Усовершенствование ценностных ориентаций, эмоциональная отзывчивость по отношению к собственной малой Родине, событиям, происходящим в общественной жизни.
  3. Обязателен подбор заданий, способствующих усовершенствованию составляющих системы знаний у младших школьников, являющихся базой гражданской идентичности.

Подобные проекты могут быть эффективными, и это зависит от выбранных преподавателем средств, способов, норм. В ходе воспитательного процесса младших школьников следует уделять время этой деятельности. Использование методов, способов и норм позволяет оптимизировать эффективное усвоение правил поведения.

Из опыта работы формирования гражданской идентичности

Во время работы школьниками была основательно изучена государственная символика, расширены ранее полученные знания о геральдике, появилось чувство гордости за собственную державу, республику, школу. Дети смогли ощутить свою прямую причастность к гражданскому обществу.

Герб учреждения, как непосредственный итог проектной деятельности, презентованный на районной научно-практической конференции, на сегодняшний момент являет собой один из ярких символов Калининской школы. Таким образом, представлен предметный результат описываемой деятельности. Можно считать, что выполненная работа стала подтверждением эффективности проектной деятельности в процессе формирования у школьников младшего возраста гражданской идентичности.

1.Сущность, трактовка и понятие гражданственности.
Гражданственность - феномен общественной жизни и
общественного сознания, который никогда не теряет своей
актуальности, особенно в кризисные переходные периоды
жизни общества.

Этимология слова как в русском, так и в других языках
связана с принадлежностью к самоуправляющей общности
(полис, государство, цивис), т.е. имеет 2 аспекта:
1.Формально-юридический статус (человек знающий и
соблюдающий законы государства, обладающий правами и
обязанностями, принимающий участие в общественной
жизни;
2.Нравственный (общегуманитарный) человек, обладающий
определенными ценностями, активной нравственной
позицией, желающий служить всему обществу)

Очевидно, что, давая определение гражданственности,
следует учитывать ряд ее характерных черт:
1)комплекс субъективных качеств личности, связанных с
осознанной законопослушностью;
2)в то же время гражданственность не может быть только
индивидуальным качеством, имеет ценностно-правовую
связь с государством;
3)имеет
очень
широкий
диапазон
от
простой
законопослушности до гражданской активности, иногда
деструктивного характера.

Гражданственность – интегративное качество, позволяющее
личности реализовать свою юридическую, социальную, политическую
и нравственную дееспособность.
Гражданственность проявляется в трех аспектах:
1. форма идентичности – отождествление личности с какой-либо
общностью;
2. политическая позиция, т.е. готовность личности решать общественные
и государственные проблемы;
3. качественное состояние общества, которое базируется на свободном
выражении интересов, и готовность соблюдать интересы других. В
данном аспекте, гражданственность – неотъемлемое составляющее
гражданского общества.
Таким образом, гражданственность – отражение высокого уровня
личности и фактор формирования гражданского общества.

1. Элементы и уровни гражданственности
Элементы гражданственности:
1. знание и понимание гражданином своих прав и умение реализовать их
на практике;
2. уважение прав и свобод другого гражданина;
3. личная ответственность за свое поведение и свой выбор;
4. осознание юридических и моральных обязательств перед
государством;
5. критическое и действенное отношение к социальной реальности;
6. способность вести конструктивный и позитивный диалог с другими
гражданами общества и государством;
осознание своей гражданской идентичности

Уровни гражданственности:
1.гражданские качества;
2.гражданская позиция (определенное отношение к
конкретным событиям в стране);
3.гражданская компетенция (механизм, который
обеспечивает реализацию прав и исполнение
обязанностей,
обусловленных
статусом
гражданина).

Аспекты гражданской компетенции:
- когнитивный (познавательный) – готовность овладеть
знаниями о современной политической системе;
- аффективный – воспитание в себе чувства гражданина;
- процедурный – способности, необходимые для
реализации гражданских прав и обязанностей.

Иная трактовка уровней гражданственности: низкий,
средний, высокий.
Порог
недостатка:
гражданская
инертность,
замкнутость на частных проблемах, отчужденность от
социальных процессов.
Порог избытка: аффективный патриотизм, приоритет
групповых ценностей над общественными.

Функции гражданственности:
1. мобилизующая

формирует
активное
отношение
к
происходящему и способствует формированию гражданского
общества;
2. направляющая – основа для планирования и объединения любой
общности.

1. Соотношение гражданственности и патриотизма
Понятия тесно связаны, особенно в российской традиции, но не
тождественны (по форме выражения).

Патриотизм
Эмоционально-психическое
отношение к стране и
государству,
часто
выражается в символической
форме
Установление неформальных
отношений
личности,
общества, государства
Гражданственность
Мотивировано рационально
Связана
с
системой
формальных
отношений
личности,
общества,
государства
(Конституция,
права, обязанности)
Базируется на традиционных Базируется
на
ценностях
модернизационных ценностях

Задания:
1.Записать в словарь понятия: гражданственность,
гражданин,
гражданская
позиция,
гражданская
компетенция.
2. Переписать лекцию в тетрадь

Культурные ценности
Культурные ценности — это незаменимые
материальные и нематериальные предметы и
произведения культуры, имеющие
художественную и имущественную ценность,
универсальную значимость, а также оказывание
эстетического, научного, и исторического
воздействия на человека.

Личные или персональные ценности
Персональные ценности – это осознанные и принятые человеком
общие компоненты смысла его жизни.
Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым,
эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением
к жизни.

Читайте также: