Правосудие как принцип конституционных прав и гарантии их реализации

Обновлено: 30.06.2024

Принципы гражданского процесса - это основополагающие идеи, положения, руководящие начала по вопросам осуществления судопроизводства по гражданским делам, закрепленные и раскрытые в нормах гражданского процессуального права.

Пока принципы не закреплены в нормах права, они являются научной доктриной. Принцип становится правовым после раскрытия его сути в норме права.

Принципы устанавливают содержание, структуру гражданского процессуального права. Они определяют цель процесса и методы достижения этой цели, характеризуют содержание деятельности субъектов гражданского процессуального права, определяют существенные черты, выражающие сущность процессуального права.

Принципы гражданского процессуального права представляют собой не просто группу принципов, а образуют определенную их совокупность, систему. Это обусловливается единством выраженных в них идей, устремленностью к выполнению единой цели, подчеркивает публичный характер гражданского процесса.

Каждый из принципов играет самостоятельную роль в стадиях процесса или его отдельных институтах.

Конституционные основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.

Содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями и другими участниками процесса, но и не могут не учитываться законодателями, для которых они служат ориентирами в их законотворческой деятельности.

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему, которая включает:

  1. принципы судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.);
  2. принципы судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы гражданского правосудия:

    • принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15;
    • осуществление правосудия только судом - ст. 118;
    • доступность судебной защиты - ст. 46;
    • осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом - ст. 19;
    • участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123;
    • состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123;
    • независимость судей и подчинение их только закону - ст. 120;
    • гласность в деятельности суда - ч. 1 ст. 123;
    • государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68, ч. 2 ст. 26.

    Принцип законности правосудия

    Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.

    Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности:

    1. правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов;
    2. при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением).

    Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников.

    По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

    В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права :

    1. только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка;
    2. именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

    Осуществление правосудия только судом

    Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции PФ.

    Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.

    Принцип отправления правосудия только судом действует и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве (процессе).

    В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

    • когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд;
    • на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
    • юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной;
    • решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

    Равенство всех перед законом и судом

    Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Равенство перед законом означает:

    1. одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам (не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений из-за социальных, имущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе);
    2. необходимость исключения в законотворческой деятельности возможности установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

    Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий.

    Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.

    Принцип участия граждан в отправлении правосудия

    Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.

    Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе

    В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Под сторонами в гражданском (арбитражном) процессе понимаются истец и ответчик.

    Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов . При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

    Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

    Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение гражданских и арбитражных дел. Так, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и создает условия для правильного применения законодательства.

    Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Прослеживается этот принцип и в вышестоящих инстанциях.

    Независимость судей и подчинение их только закону

    Судья Конституционного суда в отставке, профессор Высшей школы экономики Тамара Морщакова о независимости судей в России.

    Конституция РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120).

    Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществление правосудия и деятельности судов, в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

    Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

    В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

    Сама формула подчинения судей только Конституции РФ имеет основополагающее значение. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, является актом прямого действия и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию РФ, осуществлять контроль за законностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

    Законодательство предусматривает строгую ответственность за вмешательство в деятельность суда как органа судебной власти и не только при непосредственном отправлении правосудия, но и за попытку оказать незаконное воздействие на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей.

    Принцип гласности в деятельности суда

    Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы РФ рассмотрение конкретных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях.

    На судебные заседания допускаются все граждане (по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они - обвиняемые, потерпевшие или свидетели по делу).

    Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой - свидетельствуя о демократических началах судопроизводства, служит своего рода контролем населения за правосудием, дисциплинирует суд, обязывает носителей судебной власти строго относиться к выполнению установленных законом процедур.

    В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио- и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

    Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

    В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают:

    • гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле (гласность в узком смысле слова);
    • гласность для народа (или публичность).

    Публичность заключается в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении.

    Исключения из принципа гласности:

    1. ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания;
    2. ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.

    Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах

    В соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории Российской Федерации считается русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68). Признавая равноправие всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, с учетом ее национально-государственного устройства, Конституция РФ установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

    • судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных и всех военных судах ведется на русском языке;
    • судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах обшей юрисдикции - на русском или государственном языке республики, на территории которой находится суд;
    • в судах субъектов РФ: конституционных, уставных и у мировых судей - на государственном языке республики или русском языке.

    Из изложенного следует, что все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Это право не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи.

    Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

    «1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

    Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов.

    Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

    Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

    Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

    2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

    На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

    В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

    Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

    3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

    Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

    4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

    Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

    Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

    Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

    5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания - смертная казнь - может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

    Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

    В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

    Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

    Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.


    Дата публикации: 12.01.2015 г.
    Дата изменения: 14.12.2016 г.

    Конституционные гарантии правосудия представляют собой гарантии свободы личности, которые направлены на исключение произвола со стороны государственных органов в уголовном процессе. Выделяют следующие конституционные гарантии правосудия:

    • Гарантия подсудности. Основывается на статье 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде тем судьей, к подсудности которого рассмотрения данного дела отнесено законом. То есть любое дело должно быть направлено в суд той судебный инстанции, в ведении которой находится его рассмотрение.
    • Право на квалифицированную юридическую помощь. На основании статьи 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, причем в отдельных в случаях, оговоренных законом, она должна оказываться бесплатно. Кроме того, каждый заключенный под стражу человек, обвиняемый в совершении преступного деяния, задержанный, подозреваемый имеет право на помощь адвоката либо защитника непосредственно с момента его задержания, заключения его под стражу или предъявления ему обвинения. Данная гарантия важна для тех лиц, которые не обладают самостоятельными познаниями в области юриспруденции и не могут квалифицированно отстаивать свои права.
    • Презумпция невиновности. На основании статьи 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления является невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и определена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Кроме того, если имеются какие-то неустранимые сомнения в виновности лица, все они должны толковаться в пользу обвиняемого.
    • Не допускается повторное осуждение лица за одно и тоже преступление. Данный запрет регламентирован ч. 1 статьи 50 Конституции РФ.
    • Незаконно полученные доказательства недействительны. На основании ч. 2 статьи 50 Конституции РФ не допускается использование доказательств, которые получены с нарушением норм действующего законодательства, в частности УПК РФ. Так, недопустимо использование доказательств, которые получены в результате пыток, незаконного проникновения в жилище или иное помещение, незаконного прослушивания переговоров и т.д. Данный запрет защищает граждан от произвола правоохранительных органов, которые для достижения своих цели могут нарушать права и свободы человека и гражданина. Если доказательства получены с нарушением, суд не примет их.
    • Право на пересмотр приговора. Ч. 3 статьи 50 Конституции РФ устанавливает, что каждый осужденный имеет право на пересмотр его приговора вышестоящей инстанцией в порядке, который установлен нормами действующего законодательства. Каждый осужденный имеет право просить помиловать все его или смягчить наказание. Кроме того, пересмотр приговора – это гарантия выявление судебных ошибок.
    • Права потерпевших защищаются от злоупотребления властью на основании статьи 52 Конституции РФ. Государство должно обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного ущерба.
    • Запрет обратной силы закона. Закон обратной силы не имеет, особенно устанавливающий или отягчающий ответственность. Лицо также не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавались правонарушением.

    Рисунок 1. Конституционные гарантии правосудия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Назначение конституционных гарантий правосудия

    Гарантии правосудия представляют собой правовые средства, которые реализуют те или иные права и свободы человека и гражданина. Права могут быть реализованы только тогда, когда им соответствует чья-то обязанность их обеспечить. Поэтому гарантии – это обязанности некоторых государственных органов, а применительно к конституционным правам и свободам – это обязанность государства обеспечить гражданам реализацию их прав и свобод.

    Конституция РФ содержит специальные статьи, которые устанавливают гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Условно гарантии делятся на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охрана его прав, выступают в качестве принципов правового статуса человека и гражданина.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Специфические способы реализации конституционных гарантий правосудия

    В последние годы в качестве специфической конституционной гарантии правосудия выделяют право на международную защиту. Так, на основании ст. 46 конституции РФ каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в меж государственные организации по защите своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Например, граждане имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека, защищая нарушенные права.

    Защита прав и свобод человека и гражданина в ходе реализации правосудия в таком случае регламентируется не только нормами Конституции, но также и международными договорами, общепринятыми принципами и нормами международного права. Следует учитывать, что международный договор действует на территории Российской Федерации только в том случае, когда был ратифицирован в форме соответствующего федерального закона.

    Ст. 53 Конституции РФ также выделяет специфические конституционные гарантии реализации правосудия, как право на возмещение вреда, который был причинен преступлением или правонарушением. В том числе, подлежит возмещению вреда, который был причинен незаконными действиями или бездействия органов государственной власти или их должностных лиц, органами местного самоуправления.

    Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только нормами федерального закона и только в той степени, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества, обороны страны и безопасности государства.

    Лупенко Игорь Юрьевич, заведующий кафедрой государственного и муниципального права Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

    Статья посвящена анализу важнейшей составляющей гарантий прав и свобод человека и гражданина - конституционным гарантиям правосудия, к которым относятся положения статей 47 - 51 Конституции Российской Федерации, а именно гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, недопустимость незаконных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия от самообвинения.

    Ключевые слова: конституционные гарантии правосудия, гарантии прав и свобод человека и гражданина, правовой статус личности.

    Constitutional guarantees of justice in the system of guarantees of human rights and freedoms

    Lupenko Igor' Yur'evich, head, Chair of State and Municipal Law, Zabajkalsky State University, candidate of juridical sciences, assistant professor.

    The article deals with the analysis of the constitutional guarantees of justice, which are considered as the most important component of the rights and freedoms of man and citizen. They include the provisions of Articles 47 - 51 of the Constitution of the Russian Federation, namely guarantees of jurisdiction, the right to legal assistance, the presumption of innocence, the prohibition of reconviction, the inadmissibility of illegal evidence the right to review a sentence, the guarantee against self-incrimination.

    Key words: constitutional guarantees of justice, guarantees of the rights and freedoms of man and citizen, the legal status of the individual.

    Гарантии прав и свобод человека и гражданина - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям [6].

    В наиболее общем виде выделяются общие (социальные) и специальные (юридические или правовые) гарантии.

    Среди правовых гарантий, например, выделяются международно-правовые и внутригосударственные гарантии. Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляет Европейский суд по правам человека.

    Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.

    По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство); политико-правовые (механизм народовластия, разделение властей, многопартийность, политический и идеологический плюрализм и др.); социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования и др.); правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и др.). В другом варианте классификации "гарантии основ статуса личности также можно разделить на политические (определяют направленность политики государства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества); социально-экономические (материальная основа этих прав, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия); юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности и др.)" [9, с. 233].

    Учитывая большое количество подходов и определений понятия гарантий прав и свобод человека и гражданина, возможно взять за основу подход, предложенный Т.И. Мирской, в соответствии с которым "к определению понятия "гарантии прав и свобод личности" может быть два подхода - широкий и узкий. Гарантии прав и свобод личности в широком смысле представляют собой систему принципов, условий и средств реализации и защиты прав и свобод личности. В узком смысле гарантии прав и свобод личности - это законодательно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод личности" [7, с. 27].

    Именно исходя из понимания гарантий "в узком смысле" можно выделить так называемые гарантии правосудия, к которым относятся положения статей 47 - 51 Конституции Российской Федерации, а именно гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, недопустимость незаконных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия от самообвинения [5].

    Данную группу гарантий именуют также "конституционные гарантии судопроизводства", то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера)" [3]. С этим трудно не согласиться, тем более что рассматриваемые особые правовые гарантии актуальны именно для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления.

    Гарантия подсудности означает, что дело должно рассматриваться в том суде и тем судьей, который в соответствии с законом должен его рассматривать, о чем гражданин должен быть заранее извещен. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство. В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду [1, п. 8]. Также обвиняемый в случаях, предусмотренных законом, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных. "Особенностью суда присяжных является раздельное сосуществование в нем "судей права" (профессиональных юристов) и "судей факта" (жюри присяжных заседателей). Преимущество суда присяжных - в его большей коллегиальности, гарантии независимости присяжных, в привнесении в правосудие житейского здравого смысла и народного правосознания" [2].

    Гарантией получения квалифицированной юридической помощи каждому, кто в ней нуждается, является разветвленная сеть ассоциаций юристов-адвокатов, которые осуществляют защиту и представительство по уголовным, гражданским и административным делам, дают советы, составляют юридические документы, заключают договоры от имени своих клиентов и выполняют другие поручения правового характера. Квалифицированная правовая помощь обеспечивается высшим юридическим образованием, достаточным опытом работы и специализацией адвокатов.

    Адвокат не вправе разглашать доверенные ему клиентом сведения, не может быть допрошен о содержании этих сведений, он не может расходиться в позиции с обвиняемым, отрицающим свою вину. Это необходимые условия безбоязненного обращения граждан в адвокатуру.

    Право гражданина на оказание ему квалифицированной юридической помощи закреплено в отраслевом законодательстве. В уголовном процессе право пользоваться услугами защитника принадлежит подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному; услугами представителя - потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. Защищаемые и представляемые лица одновременно могут и сами осуществлять свои процессуальные права. В административном процессе адвокат может быть приглашен для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности.

    Предусмотрено оказание юридической помощи лицам, осужденным к лишению свободы. По письменному заявлению осужденных, их близких родственников или общественных организаций осужденным предоставляются свидания с адвокатами. По желанию осужденного или адвоката свидания могут предоставляться наедине.

    Орган дознания, предварительного следствия, прокурор, суд, в производстве которых находится дело, вправе освободить подозреваемого и обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи. В таком случае оплата труда защитника производится за счет государства. Это возможно в основном в случаях, когда у обвиняемого отсутствуют средства для оплаты труда защитника, а уголовное дело является достаточно сложным и имеет особую общественную значимость. В случаях, когда согласно закону участие защитника необязательно, органы дознания, следователи, прокуроры и суды такой возможностью практически не пользуются, склоняя подследственного к отказу от адвоката, что, конечно, вряд ли можно назвать законным.

    В случае, когда по закону участие защитника обязательно, обвиняемый может выбрать и оплатить труд защитника самостоятельно. Но если у него нет средств, то орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны назначить защитника, т.е. по своей инициативе определить его.

    Презумпция невиновности запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию или каким-либо иным ограничениям в правах, предусмотренных для осужденных.

    Запрет повторного осуждения означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело.

    Указанное "положение. статьи формулирует важнейший правовой принцип non bis in idem, получивший закрепление в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в Протоколе N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым "никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства" [4].

    Вместе с тем Конституционный Суд признал, что закрепленный в ч. 1 ст. 50 Конституции принцип non bis in idem не исключает пересмотра в процедуре возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств приговора и иных вступивших в законную силу судебных решений в сторону ухудшения положения оправданного или осужденного ввиду выявления возникших после вступления этих решений в законную силу таких фактических обстоятельств, которые свидетельствуют о преступном характере действий, за совершение которых лицо было оправдано, либо о наличии в его действиях состава более тяжкого преступления, нежели то, за которое данное лицо было осуждено (По делу о проверке конституционности положений статей 237, 413 и 418 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Курганского областного суда: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации [от 16 мая 2007 г. N 6-П] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 22. Ст. 2686) [4].

    Недопустимость незаконных доказательств означает, что на всех стадиях уголовного процесса недопустимо использовать доказательства, полученные в нарушение закона. Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т.д. "Доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами" [1, п. 16].

    Право на пересмотр приговора означает, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания. Помилование как юридический институт представляет собой освобождение от наказания или замену его другим, более мягким наказанием. Право осуществлять помилование принадлежит Президенту Российской Федерации.

    Статья 51 Конституции Российской Федерации содержит положение, согласно которому "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом".

    Право на отказ от изобличения самого себя и своих близких принадлежит человеку не только в случае его признания обвиняемым или подозреваемым. Этим правом он обладает и при участии в уголовном или гражданском деле в качестве свидетеля, потерпевшего, истца или ответчика. Лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний также в случае его допроса в качестве свидетеля или потерпевшего по делу, связанному с преступлением, в котором он подозревался или обвинялся.

    Свидетельский иммунитет не ограничивается рамками гражданского или уголовного производства. "Оперативные работники и другие должностные лица подчас предлагают человеку, оказавшемуся в их власти, рассказать все, что он знает, а потом обещают отпустить. Человеку в этом случае важно помнить: перед ним лицо, осуществляющее уголовное преследование, которому выгодно доложить о раскрытии преступления. Преступника (действительного или мнимого) придется искать, а здесь надо всего лишь получить "явку с повинной", "хорошо" составить протокол. Поэтому следует использовать свое право на молчание и на юридическую помощь (статья 48 Конституции). Соглашаться давать объяснения и показания имеет смысл только после свидания наедине с заслуживающим доверие адвокатом, а подписывать протокол - только после самого внимательного его изучения и осмысления" [8, с. 111].

    Целью нормы статьи 51 Конституции Российской Федерации является запрет любой формы принуждения и получения недобровольных показаний. Показания должны быть исключены из числа доказательств, если они получены под угрозой привлечения к уголовной ответственности или в результате неразъяснения человеку его прав.

    Статья 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прямо относит к недопустимым доказательствам "показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде".

    Представляется верной практика, в соответствии с которой, предлагая дать показания, лицо, производящее допрос (это может быть дознаватель, следователь, сотрудник полиции, действующий на основе поручения следователя), предварительно разъясняет допрашиваемому положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при производстве дознания или предварительного следствия не было разъяснено данное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться полученными с нарушением закона и не могут являться доказательством виновности обвиняемого [Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 - 1996. М., 1997. С. 18 - 19, 378].

    Согласно статье 5 Уголовно-процессуального кодекса близкими родственниками признаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

    Данный перечень является исчерпывающим, нельзя смешивать смежные понятия "близкие родственники", "родственники" и "близкие лица", определения которых приводятся в той же статье. Близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю, в силу сложившихся личных отношений. Родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве.

    Таким образом, конституционные гарантии правосудия, закрепленные в ст. 47 - 51 Конституции Российской Федерации, являются разновидностью гарантий прав личности, представляют собой конституционно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод.

    Литература

    Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

    Конституционные гарантии правосудия – это, прежде всего, гарантии свободы личности, направленные на исключение произвола государственных органов в уголовном процессе. К этим гарантиям относятся:

    Гарантии подсудности. В соответствие с ч. 1 ст. 47 Конституцииникто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. То есть дело должно быть направлено в ту судебную инстанцию, к ведению которой законом отнесено его рассмотрение. Дополнительная гарантия данного права установлена ч. 2 ст. 47 Конституции, согласно которойобвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции). Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

    Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

    Эта гарантия важна прежде всего для тех, кто не обладает познаниями в области юриспруденции и следовательно, без адвоката, не может квалифицированно отстаивать свои права.

    Презумпция невиновности. В соответствие со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

    Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Так же неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

    Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции).

    Недействительность незаконно полученных доказательств. Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

    Не могут использоваться доказательства, полученные в результате пыток, незаконного проникновения в жилище, незаконного прослушивания переговоров и т. д. Запрет использовать незаконно полученные доказательства защищает граждан от произвола правоохранительных органов, которые для достижения своей цели могут совершать нарушение прав человека. Эта гарантия должна возвращать правоохранителей в правовое поле, которые при сборе доказательств должны действовать строго по закону, в противном случае – суд не примет их доказательств.

    Право на пересмотр приговора. Ч. 3 ст. 50 Конституции устанавливает, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

    Пересмотр приговора – необходимая гарантия против судебных ошибок.

    Гарантии от самообвинения. Ч. 1 ст. 51 Конституции – никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (к примеру, тайна исповеди).

    Права потерпевших от злоупотребления властью. Ст. 52 Конституции гласит, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Эта гарантия перекликается с гарантией возмещения вреда, закрепленной ст. 53 Конституции.

    Запрет обратной силы закона. В соответствие со ст. 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое гарантии прав и свобод?

    2. Назовите общие гарантии прав и свобод человека.

    3. В чем важность права на самозащиту?

    4. Назовите конституционные гарантии правосудия?

    5. В чем смысл такой гарантии как недействительность незаконно полученных доказательств?

    Темы рефератов

    1. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

    2. Государственная защита прав и свобод и право на самозащиту.

    3. Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод.

    4. Роль межгосударственных органов в защите прав и свобод человека.

    5. Возмещение государством вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами.

    Литература

    5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в редакции от 24 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001. № 51 (ч. 1). Ст. 4921.

    6. Бондарь, Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации / Н. С. Бондарь. – М.: Юстиция, 2005 г. – 592 с.

    7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

    8. Гасанов, К. К. Конституционный механизм защиты основных прав человека / К. К. Гасанов. М., 2004.

    9. Глушкова, С. И. Права человека в России: учеб. Пособие / С. И. Глушкова. – М.: Юрист, 2005 г. - 494 с.

    10. Грудцына, Л. Ю, Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод и особенности их реализации в гражданском судопроизводстве / Л. Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. – 2005 г. - № 2.

    11. Матвеев, В Конституционные гарантии прав и свобод человека и их реализация в современной уголовной политике России / В. Матвеев // Право и жизнь. – 2009 г. - № 9.

    12. Петрушов, А. В. Уголовно-правовые гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина / А. В. Петрушов. – М.: Юстицинформ, 2006 г.

    13. Дудасов, К. А. Защита прав и свобод человека и гражданина – одна из главных задач конституционных (уставных) судов субъектов РФ / К. А. Дудасов // Конституционное и муниципальное право. 2009г. №5.

    15. Миронов, А. Взаимодействие права на получение квалифицированной юридической помощи с иными конституционными правами человека и гражданина / А. Миронов // Закон и право. 2008г. № 9.

    Читайте также: