Со скольки можно получить права в японии

Обновлено: 02.07.2024

Решила написать обобщенный пост по поводу получения водительских прав в Японии. Ко мне периодически обращаются с вопросами на эту тему. А мне так лень тяжело писать ответы в индивидуальном порядке. Так что здесь можно будет посмотреть основную информацию о том, какие есть варианты обучения, сдачи экзаменов и сколько это все стоит. Если будут еще вопросы (а охватить всего я, конечно, не смогла, то можно задавать прям здесь. Для тех, кто не застал период моего обучения в автошколе, все посты на эту тему можно найти по тэгу "автомобильное"

Легче всего получить японские права, если у вас уже есть российские. Сия процедура называется 外免切り替え, т.е. обмен прав. Для этого вы обращаетесь в ближайшее к вам российское консульство или в филиал организации JAF, где вам заверят перевод ваших прав и объяснят, какие еще документы вам нужны для сдачи экзамена. Затем вы с этим пакетом документов идете в ваш префектуральный центр по сдаче прав 運転免許試験所. Там вам необходимо сдать экзамен по теории, который включает в себя всего лишь 10 вопросов. Эти вопросы скорее не на знание правил, а на сообразительность в целом. Не видела еще ни одного человека, который бы его не сдал с первого раза. Есть вариант на русском языке. Далее вам назначают день экзамена по вождению. При обмене прав экзамен сдается только на автодроме. Даже если вы хорошо водите, я посоветовала бы взять хотя бы одно занятие в автошколе или у частного инструктора, который бы объяснил, какие требования предъявляются при сдаче. А нюансы там действительно есть. Так что советую все таки не пожалеть 100 долларов, иначе вы потом потратите больше времени и денег на пересдачи.
В среднем обмен прав, начиная от заверения документов до сдачи и получения экзаменов, обойдется вам около 200 долларов. Варианты с больше/меньше возможны.

*этот вариант обмена подойдет только тем, кто находился в России после получения российских прав более 3 месяцев. В некоторых префектурах требуют, чтобы это было непрерывное пребывание, в некоторых нет. Считают на основе вашего загранпаспорта со штампами о въезде/выезде.

Если вам не повезло, и вам сообщили, что ваши права не подлежат обмену из-за недостаточного количества дней, или у вас российских прав в принципе нет, то у вас остается еще 2 варианта.

Оба они заключаются в том, что вы должны сдавать все экзамены на общих основаниях вместе с японцами.
У японцев есть 3 вида прав:

1. Временные права (вы их должны получить для того, чтобы иметь возможность практиковаться в вождении на общих дорогах)
2. Права первой категории (как раз таки те, которые вы получите в итоге)
3. Права второй категории (нужны для тех, кто собирается заниматься пассажирскими перевозками, т.е. водителям такси, автобусов и т.д.)

Причем если в России по типу автотранспортных средств выделяют лишь 5 категорий, то в Японии их 11. Также есть деление на коробку и автомат. Если вы получили права на легковой автомобиль - автомат, а вас остановили за управление машиной на коробке, то это будет равнозначно вождению без прав.

Итак, варианты у вас следующие:
1. 学校卒業 (обучение в автошколе)
2. 飛び入り (экстерн)

Вне зависимости от того, что вы выбрали, вам придется сдать 4 экзамена:
1. Теория на временные права (50 вопросов)
2. Вождение на временные права (автодром)
3. Теория на права первой категории (95 вопросов)
4. Вождение на права первой категории (город + автодром)
*экзамены по теории можно сдавать лишь на японском и английском языках.

1. Если вы не умеете водить, у вас есть время и деньги, а главное вы хотите сдать все без лишней головной боли, то вам прямая дорога в автошколу. Обучение обойдется вам в 2500-3000 долларов (средняя цена без акций, но акции периодически проводятся, если это не сезон). Коробка обычно дороже автомата долларов на 100. Есть необходимый минимум по вождению, прежде чем вас допустят к экзамену: 12 часов по автодрому и 19 часов по городу, включая занятие на скоростной дороге.
Большое преимущество у автошколы в том, что все экзамены, за исключением теории на основные права, вы сдаете у них и чаще всего сдаете с первого раза, потому что для школы важен рейтинг.

2. Если вы считаете, что уже хорошо водите, у вас нет времени на полное обучение или просто жалко денег, вы можете сдавать все экзамены экстерном. Лично я училась в автошколе без получения свидетельства об окончании. Это обошлось мне в 2 раза дешевле, чем вариант 1, но при этом все экзамены сдаются в японском префектуральном ГИБДД, и требования там достаточно жесткие. Можете даже не мечтать сдать все 4 экзамена с первого раза. А там уж как повезет.
Можно договориться о занятиях по вождению с частными инструкторами. За час они берут меньше, чем в автошколе.
Вы также можете договориться с кем-то из своих друзей, которые могут учить вас безвозмездно. Для занятий по автодрому можно приехать на своей машине. Автошкола предоставляет услуги по аренде автодрома за некоторую плату. После получения временных прав, вы можете ездить по общим дорогам, но с вами всегда должен быть инструктор (или друг, у которого водительский стаж по правам более 3 лет), а также на машину прикрепляются специальные таблички.
Главное отличие от России тут в том, что вы можете ездить с временными правами (при наличие табличек и инструктора) по всей Японии. В России же для каждой автошколы есть лишь несколько установленных маршрутов.

Если вы хорошо водите и уверены в своих силах, то можете вообще никуда не обращаться. Вам нужно будет провести в автошколе 1 день, чтобы получить сертификат о том, что вы прошли занятие по вождению по хайвею (на скоростные дороги только с инструктором автошколы), а также получили базовые знания по оказанию неотложной медицинской помощи. На самом деле требуется еще план маршруты, где и как вы катались по городу те необходимые 19 часов, но написать там можно все что угодно и никто его не сможет проверить. Но опять таки я советую взять хотя бы 1 занятие перед сдачей на временные права и несколько перед сдачей по городу. Инструктор покажет вам основные маршруты и какие ловушки вас могут поджидать.

Вообще экзамен по вождению в городе интересен: на одного человека уходит 15-20 минут. Первую половину вы едете под указания принимающего, вторая половина - это своеобразное задание: вам дают карту района. Вам нужно приехать из пункта А в пункт Б. Вы сами составляете план, объясняете его принимающему, а потом у вас забирают карту, и вы едете по памяти. Если вы занимались с инструктором, то наверняка все эти маршруты будете уже хорошо знать, и это снимет напряжение от того, что вы едете по незнакомой местности и поможет сосредоточиться на чистоте вождения и соблюдении правил. Если после этого у вас все еще осталось более 70 баллов (из 100), то по возвращению в центр сдачи вас ждет еще задание на автодроме: параллельная парковка или "дворик".


ТАСС-ДОСЬЕ. 3 декабря стало известно, что ГИБДД России готовит ряд нормативно-правовых актов и с октября следующего года планирует исключить сдачу экзаменов на водительские права на закрытых площадках.

ТАСС подготовил материал о правилах подготовки и проведения экзаменов на получение водительских удостоверений в ряде стран.

Австралия

Минимальный возраст для управления автомобилем в Австралии составляет 17 или 18 лет в зависимости от штата. Будущий водитель должен пройти проверку зрения и тест на знание теоретической части. Затем ему нужно наездить с инструктором не менее 75 часов, из которых 15 - в ночное время, и сдать компьютерный тест на восприятие опасности. Практический экзамен, в который входят езда по городу и демонстрация пяти маневров на низкой скорости (заезд на холм, разворот, поворот и два вида парковки), длится 45 минут. В случае провала на экзамене, пересдача возможна через 14 дней. Если водитель успешно справился с испытаниями, то он получает временные права. Затраты на их получение варьируются в зависимости от штата (в среднем они обходятся в $130). При условии езды без нарушений постоянные права выдаются через 12 месяцев автоматически.

Аргентина

Бразилия

Германия

Индия

В Индии водительские права можно получить в 16 или 18 лет в зависимости от транспортного средства. Сначала необходимо сдать теоретический тест на знание правил дорожного движения (состоит из 15 вопросов), после чего выдается удостоверение ученика. Через месяц проводится практический экзамен по вождению. Он включает контролируемую остановку, поворот на перекрестке, параллельную парковку, маневрирование задним ходом. После его сдачи водители получают постоянное удостоверение. Затраты на получение водительских прав в Индии составляют около 200-300 рупий (около $2,7 - $4,2).

Канада

В Канаде водительские лицензии выдают власти провинций. Заявитель должен быть старше 16 лет (в провинции Альберта - старше 14 лет). Предварительно он должен пройти проверку на зрение, а также письменный тест на знания правил дорожного движения и знаков. После этого ему выдается лицензия G1, которая позволяет водить автомобиль только в сопровождении опытного водителя и в определенное время суток (с 5:00 до 0:00). Для приобретения полной лицензии G необходимо пройти два уровня обучения (G1 и G2, с интервалом 12 месяцев). На весь процесс отводится пять лет, если срок был превышен, необходимо начинать заново. Экзамены сдают в специальных центрах, подготовка к сдаче практического теста на вождение проходит на автодромах или непосредственно на дороге (под руководством опытного водителя с полной лицензией и стажем вождения четыре года). В средний срок от начала обучения до получения водительских прав составляет 20 месяцев. Стоимость обучения в канадской автошколе варьируется от 200 до 800 долларов. Оформление водительского удостоверения стоит около 160 долларов.

В США правила получения водительского удостоверения различаются в зависимости от штата. Они включают письменный экзамен на знание правил дорожного движения, практический тест на вождение и проверку зрения. В большинстве штатов заявители младше 18 лет и взрослые, ранее не имевшие опыта вождения, должны сначала получить удостоверение ученика (минимальный возраст для получения удостоверения ученика - 14-16 лет в зависимости от штата). По прошествии определенного срока (обычно от полугода до года) удостоверение ученика можно сменить на постоянное. Для получения постоянного удостоверения в большинстве штатов надо сдать письменный тест и практический экзамен на вождение. В некоторых штатах они сдаются одновременно. Затраты на получение водительских прав варьируются в зависимости от штата, в среднем сумма составляет $100-$200.

Турция

В Турции водительское удостоверение на право пользования автомобилем выдается гражданину не моложе 18 лет. Для получения водительских прав кандидату необходимо получить сертификат об окончании автошколы и успешно сдать экзамены: теоретическую и практическую часть (в 2019 году стоимость составляет 110 турецких лир или $19). После этого он должен предоставить (можно в электронной форме) документ удостоверения личности, медицинскую справку, справку о несудимости и квитанцию об оплате экзамена.

Франция

Во Франции права на вождение автомобиля разрешается получать с 18 лет (с 16 лет можно управлять в присутствии опытного водителя). Необходимым предварительным условием прохождения экзаменационных испытаний является минимум в 20 часов практики вождения в автошколе (готовность к сдаче экзамена определяет только инструктор). Экзамен по теории принимает специалист из дорожной полиции. Он длится 30 минут и состоит из 40 вопросов по девяти темам, среди которых проезд перекрестков, остановка и парковка, уличное движение, дорожные знаки. Каждое из заданий содержит четыре варианта ответа. Допускается совершить пять ошибок. В случае успешной сдачи теории в течение пяти лет необходимо сдать практическую часть экзамена (30 минут вождения по городу в присутствии инспектора полиции и специального государственного служащего). На это дается пять попыток. Если все они окажутся неудачными, необходимо проходить обучение заново. Обучение теории, практике в автошколе и сдача самого экзамена обходится примерно в €1200-€1700.

Япония

Осторожно: Иностранец за рулём!

Такого знака нет, я его выдумал, но при желании можете напечатать и наклеить его на заднее стекло сами :), я, правда, сомневаюсь, что японцы оценят юмор.

Машину в Японии, по возможности, приобрести, конечно, стоит. Такая покупка изрядно обогатит ваш жизненный опыт в стране восходящего солнца. Особенно если вы приехали на несколько лет. Частенько вождение автомобиля необходимо, по работе, а во всяких удалённых уголках так и вовсе без авто никуда. Иногда на ничего не подозревающего иностранца машина может свалиться как снег на голову, например её могут подарить продать за символическую сумму друзья-иностранцы, которым пришла пора возвращаться на родину, а от машины нужно срочно избавиться. И сразу возникает вопрос, а как быть с водительскими правами?

Может быть, можно водить в Японии по Российским правам?
Обычное русское водительское удостоверение в Японии недействительно, с его помощью не взять машину напрокат, да и рутинная проверка документов Японской полицией ничем хорошим не обернется, если у вас только русские права, а вы за рулём. Тут остаётся включать дурака, притворятся, что не говорите по японски и надеяться, что от вас отстанут.
Если с российскими корочками всё понятно, то, как обстоит дело с международными водительскими правами? Печальная истина заключается в том, что ни обычное, ни международное водительское удостоверение РФ в Японии недействительно, несмотря на наличие в серой книжице международного ВУ японского перевода и текста о том, что Данное ВУ позволяет управлять транспортным средством в Японии. На самом деле это не соответствует действительности. Так что если вы с такими правами попадёте в аварию, то быстро выясниться, что вы управляли автомобилем без должных на то оснований со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны если вас просто остановит патруль, то показать им международное удостоверение можно, так как они сами все нюансы до конца не знают. Поэтому вас никто не арестует, но настоятельно посоветуют переоформить права на Японские. Как долго по международным правам так можно водить в Японии - непонятно. Поэтому рано или поздно встанет вопрос о получении Японских водительских прав.

Как быть с водительскими правами?

Для иностранца есть 2 способа получить водительские права в Японии:
1. Пойти в автошколу на общих основаниях, и получить ВУ с нуля - для большинства иностранцев данный метод, не подходит. Заниматься и сдавать экзамены придётся на Японском, обучение займёт около 3 месяцев. Кроме, теоретического экзамена из 100 вопросов, придётся сдать как автодром, так и город. Отпугивает и цена, за те 3-4 тысячи долларов, в которые вам обойдётся автошкола, можно купить подержанную машину в хорошем состоянии. Из плюсов, вас действительно досконально научат водить на японских дорогах.

2. Сдать на японские права по упрощённой схеме - наиболее реальный для иностранца способ легально водить в Японии, о нём ниже.

Процедура получения водительского удостоверения
Права я получал в Саппоро, поэтому данная информация применима в основном для жителей Хоккайдо в других префектурах нюансы могут значительно отличаться, но в целом схема одна и та же. Итак, давайте посмотрим на исходные данные, главным условием для получения японских прав по упрощённой схеме - это наличие водительского удостоверения РФ (обычного, не международного) и наличия 90 дней пребывания в России после выдачи ВУ. Японские правила в этом отношении страдают идиотизмом щепетильны и проблему 90 дней если она вас коснулась, нельзя решить, скажем, дополнительными занятиями с инструктором, нет, вам придётся выехать на три месяца в из Японии в Россию. Будите вы при этом водить машину на протяжении этих увлекательных 3 месяцев или курить траву нет, никому не интересно. Важна печать в загранпаспорте. В разных префектурах к вопросу о 90 днях относятся по разному. Например, я слышал, что кое, где разрешается иметь 90 дней в совокупности, например, получил права, прожил в России 80 дней, уехал в Японию, потом вернулся на пару недель в Россию и всё отлично. На Хоккайдо от меня для верности потребовали непрерывных 90 дней. Ещё может быть дурная ситуация когда вы переоформили водительское удостоверение незадолго до въезда в Японию. Несмотря на штамп о стаже, от вас потребуют предъявить так же старые аннулированные водительские права и их перевод, которых с собой может и не быть.

Итак, может быть 3 основных ситуации:
1. У вас нет водительского удостоверения. – Самым разумным в этом случае будет вернуться на родину, научиться управлять автомобилем, потом выждать 3 месяца и вернуться обратно. Если такой возможности нет, или на родине, прав вас лишили, остается японская автошкола со всеми вытекающими затратами или идите в “Сумеречную зону” (см ниже) однако помните, водить машину вам всё-таки придётся по настоящему.

2. У вас есть водительское удостоверение, но от момента выдачи до отъезда в Японию прошло меньше 90 дней. – Опять же 3 варианта, выехать из Японии на 91 (для верности) день, пойти в Японскую автошколу и заново учиться с азов или обращаться к "Сумеркам".

3. У вас есть водительское удостоверение и непрерывный стаж вождения на территории РФ больше 90 дней. – Можете непосредственно приступать к процедуре оформления.

3. Звонок в Sapporo Untenmenkyou Shikenjo
Если вы знаете японский средне или плохо, советую дальнейшие действия проводить при содействии кого-нибудь, кто по-японски говорит хорошо. Звоним в Sapporo Untenmenkyou Shikenjo по телефону 011-683-5770 и договариваемся о дне визита, вам предложат несколько дат. Будьте готовы, что от момента звонка встреча может отстоять на несколько недель, а то и больше.
Вас так же попросят приготовить:
1. Загранпаспорт – если вы недавно получили новый загранпаспорт, в нём может не быть заветных отметок о пребывании в России, поэтому обязательно возьмите свой старый аннулированный загранпаспорт (Вы, ведь его сохранили?).
2. Удостоверение иностранца.
3. Оригинал водительского удостоверения РФ.
4. Заверенный перевод из консульства и, при необходимости, справку о написании имени.
3. Фотография 3x4 сантиметра. (Фотография нужна для вашего личного дела и на права не пойдет, поэтому можете напечатать её сами на цветном принтере)
4. Возьмите с собой ханко (личную печать) - можно обойтись без неё, но она сильно упростит вам жизнь при заполнении документов. Если вы решили сделать ханко, то помните, для иностранца печать должна состоять из его имени или фамилии на катакане или ромадзи и никак иначе составить странное красивое имя из иероглифов к сожалению нельзя.
Учтите, что процедура у вас займёт всё утро, так что отпроситесь на работе или выберете свободный день. Очень важно прийти раньше назначенного срока и не опаздывать.

Если вы водитель со стажем.
При желании перед практическим экзаменом можно потренироваться и на собственной машине, стоит это будет 1400 йен в час за аренду автодрома, но толку от этого мало, потому, что главный аспект экзамена это не вождение как таковое, а навык правильно вертеть головой по сторонам в нужных местах. Если вы чувствуете уверенность в своих силах, а возиться с инструктором вам лень и жалко денег, смотрите следующее руководство, но не говорите, потом что Вас не предупреждали.

Процедура сдачи практического экзамена на автодроме.

0. Говорите инструктору Ёросику онегаисимасу (обязательно!) внимательно слушаете его инструкции по прохождению теста, киваете там где нужно. Когда инструктор закончит объяснения можно задать вопросы.
1. Кладёте ваши вещи на заднее сидение с ЛЕВОЙ стороны.
2. Подходите к машине сзади и останавливаетесь, затем смотрите направо, затем налево подходите к переднему бамперу и заглядываете под него. (Вдруг там притаилась чупакабра маленькая девочка, а вы не посмотрите и её раздавите два раза).
3. Подходите к двери водителя и приоткрываете её.
4. Снова смотрите направо и направо открываете дверь садитесь, закрываете дверь.
5. Настраиваете кресло, спинку сидения, настраиваете зеркало заднего вида, смотрите в боковые зеркала (настраивать их не нужно, если только они совсем не сбиты), проверьте, тщательно ли вы закрыли дверь (не горит ли индикатор). На некоторых машинах можно отрегулировать высоту руля небольшой ручкой слева, если есть такая возможность советую ей воспользоваться.
6. Застёгиваете ремень. (Посмотрите на инструктора, застегнул ли он свой ремень, если нет, скажите ему об этом).
7. Положение ручки АКП должно, быть в положение P и ручной тормоз поднят.
8. Заводите машину.
9. Выжимаете тормоз
10. Переключаете рукоятку АКП в положение D
11. Снимаете машину с ручного тормоза.
12. Включаете правый сигнал поворота.
13. Смотрите НАЛЕВО в мёртвую зону. (Смотрим, это значит, поворачиваем голову, смотреть в зеркала недостаточно)
14. Смотрите направо.
15. Отпускаете тормоз и начинаете движение, выключаете правый сигнал поворота.
16. Поворачиваете направо, в момент пересечения с полосами “A” и “B” необходимо смотреть направо и сбросить скорость.
17. Доезжаем до знака разделительной полосы “C” снова смотрим направо.
18. После проезда знака включаем, правый поворотник, смотрим направо, перестраиваемся и выключаем правый повортник.
19. Доезжаем до перекрёстка включаем правый поворотник и пересекаем перекрёсток в крайнюю правую полосу, где на разметке указан знак поверните направо.
20. Смотрим направо, потом налево, проезжаем перекресток, уделяя внимание сигналам светофора (на жёлтый свет перекрёсток пересекать НЕЛЬЗЯ, при красном сигнале наезжать на пешеходный переход НЕЛЬЗЯ)
21. После прохождения едем к узкому Г образному повороту под номером “2” буква “D” на схеме это одно из самых сложных мест на экзамене, если вы дотронетесь до пластиковых палок или съедете с бордюра, экзамен будет считаться проваленным. Если вы явно не вписываетесь можно остановиться и сдать назад, однако после каждой смены режима автоматической коробки передач, перед началом движения нужно посмотреть налево и направо. Здесь можно потерять много балов и завалить экзамен, лучше проезжайте этот переулок с первого раза.
22. На выходе из Г образного поворота включите левый поворотник посмотрите направо потом налево, перед выходом из поворота советую взять немного вправо, иначе левое заднее колесо может соскочить с бордюра в месте “E” с соответствующим результатом.
22. После преодоления Г образного поворота включаем, правый поворотник и посмотрев по сторонам заезжаем на прямую змейку “6”, правила те же съехал с бордюра - экзамен не сдал, однако в отличие от Г образного поворота змейка элементарно проходится по боковым зеркалам.
23. Снова включаем, левый повортник смотрим по полосам направо и налево, поворачиваем налево и продолжаем движение.
24. Включаем, левый поворотник смотрим направо, перестраиваемся в полосу для движения прямо “F”
25. Смотрим по сторонам и НЕ ВКЛЮЧАЯ сигналы поворота двигаемся вперёд, когда передние колёса пересекают пешеходный переход, включаем правый сигнал поворота и перестраиваемся в правый ряд.
26. Не выключая правый сигнал поворота, подъезжаем к стоп линии “G” ВАЖНО! Полностью выжмите тормоз, чтобы обеспечить ПОЛНУЮ остановку машины, лёгкий рывок от торможения на ваши балы не повлияет, а вот пересечение стоп линии без полной остановки – провал на экзамене.
27. Смотрим по сторонам, поворачиваем налево в крайний левый ряд, впереди вы уже можете видеть камни огороженные заборчиками, едем к ним.
28. На полосе нанесены точки, когда первые две точки “H” закроет передний бампер, включаете правый сигнал светофора.
29. Смотрим направо, смотрим направо и смещаемся в сторону соседнего ряда, но полностью НЕ ПЕРЕСТРАИВАЕМСЯ.
30. Проезжаем препятствие, включаем левый сигнал поворота, смотрим направо, смотрим НАЛЕВО (вдруг там кто-то есть) и возвращаемся в свою полосу выключаем левый поворотник.
31. Притормаживаем перед крутым изгибом дороги направо (Сигнал поворота включать не нужно)
32. Проходим изгиб дороги.
33. Едем прямо.
34. Снова притормаживаем перед крутым изгибом дороги направо.
33. Проходим изгиб дороги.
34. Разгоняем машину до скорости в 40 километров до прохождения знака 50 км\ч
35. От момента прохождения знака разгоняем машину до 45-48 км час (при достижении скорости ровно 50 км в час экзамен будет считаться проваленным) и плавно тормозим так чтобы при прохождении следующего знака скорость была около 30 км час.
36. Ещё больше сбрасываем скорость, включаем ЛЕВЫЙ. сигнал поворота “I”.
37. Смотрим НАЛЕВО. в мёртвую зону.
38. Совершаем поворот НАПРАВО.
39. Не выключая, левый сигнал поворота продолжаем двигаться к началу маршрута: стоянке номер 1, прижимаясь по левому зеркалу к бордюру. Если там уже стоит машина, спросите инструктора, где остановиться.
40. Останавливаетесь и выключаете левый сигнал поворота.
41. Выжав тормоз, переводите АКП в режим P парковки.
42. Поднимаете ручной тормоз.
43. Выключите двигатель.
Обычно к этому моменту инструктор скажет, прошли вы экзамен или нет, и укажет на совершенные вами ошибки внутри машины. В любом случае скажите ему спасибо и, посмотрев налево и направо, покиньте автомобиль. После этого не забудьте свои вещи, отправляетесь к окошку номер 6.
На ручной коробке маршрут такой же, но нельзя глохнуть и есть нюансы на какой передаче пересекать перекрёсток, на ручной коробке я не сдавал, поэтому деталей не знаю.

Если вы сдали вождение, вас попросят заплатить ещё 2050 йен за оформление удостоверения, сделать фотографию и подождать 3 часа, после чего вам выдадут зелёные права “Новичка” и предупредят что необходимо как можно скорее приобрести знак 初心運転者Сёсин унтенся (Водитель-новичок). Знак продаётся в любом 100-йеннике. Знаков нужно купить 2, установить спереди и сзади автомобиля и носить их в течении года. Вождение без такого знака в первый год - повод для лишения прав. Положительный эффект знака в том, что другие машины открывают вам большую дистанцию и пропускают, на перекрёстках не торопят и вообще, относятся с опаской пониманием. Если не жмёт гордость, можете носить знак и после года, наказаний за его ношение более длительный срок не предусмотрено. Ещё один нюанс связан с очками, если будите получать права в очках и водить потом сможете только в очках, об этом будет стоять отметка в ВУ. Если вдруг забыли очки и вас остановил патруль, смело врите, что вы в контактных линзах, проверить это на глаз сложно, а вождение без очков повод для лишения прав. Патрулей на дорогах в Японии мало, но попадаются как фотокамеры на трассе (которые потом присылают письма счастья со шрафом), так и машины полиции замаскированные под обычные автомобили. Если вы нарушите правила у них на глазах, то вас остановят и вы получите штрафной балл. Три штрафных бала и придётся отправляться на курс лекций о безопасности на дорогах.
Года через два с половиной если вы ещё будите в Японии, на адрес указанный на момент получения прав придет открытка с уведомлением, что водительское удостоверение нужно переоформить, так на замену зелёных прав новичка вы получите обычные права с серым полем. А если вы умудритесь за пять лет не водить не совершить ни одного нарушения правил, вы получите золотые права, которых вроде как нельзя лишиться. Кроме этих отдалённых перспектив, наличие водительских прав изрядно упрощает процесс оформления контрактов на сотовый телефон и кредитные карты. Иногда немного помогает при трудоустройстве, по крайней мере в завявлении на работу можете указать, что права у вас есть.
Если хочется водить в других странах, прямо на месте по желанию можно оформить Японские международные водительские права, правда они в отличие от русских действительны всего год от момента выдачи и этим менее ценны.

Если же практический экзамен вы не прошли, то назначат дату переэкзаменовки при этом пересдавать можно сколько угодно раз пока не надоест до победного. Вам не придётся больше проходить проверку документов или сдавать теоретические вопросы. Зато каждый раз придётся заново проходить проверку остроты зрения, вдруг оно за прошедшие несколько дней резко снизилось.

"Сумеречная" зона

Как всегда на стыке бюрократии разных государств возникают лазейки и возможности, позволяющие сдать по упрощённой схеме в Японии вообще не имея Российских водительских прав.

Предупреждение: Приведённые ниже текст не более чем лишь теоретические выкладки, основанные на наблюдениях бюрократической процедуры переоформления Российского ВУ на Японское и описание выявленных уязвимостей. Всю моральную и уголовную ответственность за данные действия несёте вы сами.

Что такое "плюшевые" права?
По сути, это фальшивое водительское удостоверение. Всё дело в том, что ВУ РФ особенно старого образца имеет сравнительно низкий уровень защиты. Поэтому существуют умельцы, которые за сумму порядка 150-300$ готовые сделать дубликат. Где такие права взять? Гуглите “Права плюш” и “Водительское удостоверение плюш” только будьте внимательны, существует масса мошенников, которые спекулируют на этой теме продавая вместо "плюшек" дырки от бублика.
На самом деле нужно быть достаточно отчаянным человеком, чтобы водить по таким правам в России. Ведь любая экспертиза тут же выявит, что права поддельные (поверьте, достаточно хорошей лупы). Не будем забывать и о номере прав, который на любом полицейском посту можно пробить по базе данных. Один неверный шаг и вам грозит “Статья 327 Уголовного кодекса РФ”. К счастью нам плюшевые права нужны не для вождения. Я думаю, вы уже догадались как это работает. Оформляется плюш под нужные данные. Если у вас есть легальные права, но нет заветных 90 дней заказываете плюш с датой выдачи задним числом, но с тем же номером и всем остальным. Если прав нет совсем, просто, берёте произвольный номер (лучше всего взять номер чьих-то настоящих прав того же региона и изменить на несколько цифр, номер вроде 123456 может вызвать подозрения). Обычно авторы плюшек не готовы отправлять их за границу, так что находим посредника, который получит документ в России и привезёт или перешлёт вам. Дальше делаем перевод "плюшки" и несём заверять его в Консульство РФ.

Почему это работает?
Ни в Русском консульстве, ни тем более у Японцев нет возможности проверить номер прав по базе данных Российского ГИБДД у них просто нет таких полномочий и технической возможности. На самом деле консульство или посольство вообще самоустраняются от вопроса удостоверения подлинности прав, они ведь только “заверяют правильность перевода”. Японцы же наоборот, считают, что раз перевод заверен сотрудником консульства России, значит, и права настоящие и не проводят должной проверки ВУ на подлинность. Собственно они и не знают, как должны выглядят настоящие русские ВУ, максимум сличают общее соответствие внешнего вида, с цветной ксерокопией имеющегося у них образца без проверки на свечение в ультрафиолете и так далее. Таким образом, даже имея на руках достаточно грубо выполненную "плюшку" вы сможете получить японские права, потом вернуться в Россию и переоформить свои японские права на русские на основании японских прав, которые были получены по липовым русским. Всё, круг замкнулся. Без всякой автошколы и лишних финансовых и временных затрат. Не забудьте только положить сыгравшую свою роль плюшку в шреддер. Этот же метод поможет тем людям, которых лишили водительских прав в России, но хочется водить в Японии и всем тем, кто по той или иной причине не укладывается в 90 дневное правило и не имеет возможности выехать в Россию на 3 месяца в разумные сроки. Только помните, водительское удостоверение само по себе не научит вас водить машину.

Решила написать обобщенный пост по поводу получения водительских прав в Японии. Ко мне периодически обращаются с вопросами на эту тему. А мне так лень тяжело писать ответы в индивидуальном порядке. Так что здесь можно будет посмотреть основную информацию о том, какие есть варианты обучения, сдачи экзаменов и сколько это все стоит. Если будут еще вопросы (а охватить всего я, конечно, не смогла, то можно задавать прям здесь. Для тех, кто не застал период моего обучения в автошколе, все посты на эту тему можно найти по тэгу "автомобильное"

Легче всего получить японские права, если у вас уже есть российские. Сия процедура называется 外免切り替え, т.е. обмен прав. Для этого вы обращаетесь в ближайшее к вам российское консульство или в филиал организации JAF, где вам заверят перевод ваших прав и объяснят, какие еще документы вам нужны для сдачи экзамена. Затем вы с этим пакетом документов идете в ваш префектуральный центр по сдаче прав 運転免許試験所. Там вам необходимо сдать экзамен по теории, который включает в себя всего лишь 10 вопросов. Эти вопросы скорее не на знание правил, а на сообразительность в целом. Не видела еще ни одного человека, который бы его не сдал с первого раза. Есть вариант на русском языке. Далее вам назначают день экзамена по вождению. При обмене прав экзамен сдается только на автодроме. Даже если вы хорошо водите, я посоветовала бы взять хотя бы одно занятие в автошколе или у частного инструктора, который бы объяснил, какие требования предъявляются при сдаче. А нюансы там действительно есть. Так что советую все таки не пожалеть 100 долларов, иначе вы потом потратите больше времени и денег на пересдачи.
В среднем обмен прав, начиная от заверения документов до сдачи и получения экзаменов, обойдется вам около 200 долларов. Варианты с больше/меньше возможны.

*этот вариант обмена подойдет только тем, кто находился в России после получения российских прав более 3 месяцев. В некоторых префектурах требуют, чтобы это было непрерывное пребывание, в некоторых нет. Считают на основе вашего загранпаспорта со штампами о въезде/выезде.

Если вам не повезло, и вам сообщили, что ваши права не подлежат обмену из-за недостаточного количества дней, или у вас российских прав в принципе нет, то у вас остается еще 2 варианта.

Оба они заключаются в том, что вы должны сдавать все экзамены на общих основаниях вместе с японцами.
У японцев есть 3 вида прав:

1. Временные права (вы их должны получить для того, чтобы иметь возможность практиковаться в вождении на общих дорогах)
2. Права первой категории (как раз таки те, которые вы получите в итоге)
3. Права второй категории (нужны для тех, кто собирается заниматься пассажирскими перевозками, т.е. водителям такси, автобусов и т.д.)

Причем если в России по типу автотранспортных средств выделяют лишь 5 категорий, то в Японии их 11. Также есть деление на коробку и автомат. Если вы получили права на легковой автомобиль - автомат, а вас остановили за управление машиной на коробке, то это будет равнозначно вождению без прав.

Итак, варианты у вас следующие:
1. 学校卒業 (обучение в автошколе)
2. 飛び入り (экстерн)

Вне зависимости от того, что вы выбрали, вам придется сдать 4 экзамена:
1. Теория на временные права (50 вопросов)
2. Вождение на временные права (автодром)
3. Теория на права первой категории (95 вопросов)
4. Вождение на права первой категории (город + автодром)
*экзамены по теории можно сдавать лишь на японском и английском языках.

1. Если вы не умеете водить, у вас есть время и деньги, а главное вы хотите сдать все без лишней головной боли, то вам прямая дорога в автошколу. Обучение обойдется вам в 2500-3000 долларов (средняя цена без акций, но акции периодически проводятся, если это не сезон). Коробка обычно дороже автомата долларов на 100. Есть необходимый минимум по вождению, прежде чем вас допустят к экзамену: 12 часов по автодрому и 19 часов по городу, включая занятие на скоростной дороге.
Большое преимущество у автошколы в том, что все экзамены, за исключением теории на основные права, вы сдаете у них и чаще всего сдаете с первого раза, потому что для школы важен рейтинг.

2. Если вы считаете, что уже хорошо водите, у вас нет времени на полное обучение или просто жалко денег, вы можете сдавать все экзамены экстерном. Лично я училась в автошколе без получения свидетельства об окончании. Это обошлось мне в 2 раза дешевле, чем вариант 1, но при этом все экзамены сдаются в японском префектуральном ГИБДД, и требования там достаточно жесткие. Можете даже не мечтать сдать все 4 экзамена с первого раза. А там уж как повезет.
Можно договориться о занятиях по вождению с частными инструкторами. За час они берут меньше, чем в автошколе.
Вы также можете договориться с кем-то из своих друзей, которые могут учить вас безвозмездно. Для занятий по автодрому можно приехать на своей машине. Автошкола предоставляет услуги по аренде автодрома за некоторую плату. После получения временных прав, вы можете ездить по общим дорогам, но с вами всегда должен быть инструктор (или друг, у которого водительский стаж по правам более 3 лет), а также на машину прикрепляются специальные таблички.
Главное отличие от России тут в том, что вы можете ездить с временными правами (при наличие табличек и инструктора) по всей Японии. В России же для каждой автошколы есть лишь несколько установленных маршрутов.

Если вы хорошо водите и уверены в своих силах, то можете вообще никуда не обращаться. Вам нужно будет провести в автошколе 1 день, чтобы получить сертификат о том, что вы прошли занятие по вождению по хайвею (на скоростные дороги только с инструктором автошколы), а также получили базовые знания по оказанию неотложной медицинской помощи. На самом деле требуется еще план маршруты, где и как вы катались по городу те необходимые 19 часов, но написать там можно все что угодно и никто его не сможет проверить. Но опять таки я советую взять хотя бы 1 занятие перед сдачей на временные права и несколько перед сдачей по городу. Инструктор покажет вам основные маршруты и какие ловушки вас могут поджидать.

Вообще экзамен по вождению в городе интересен: на одного человека уходит 15-20 минут. Первую половину вы едете под указания принимающего, вторая половина - это своеобразное задание: вам дают карту района. Вам нужно приехать из пункта А в пункт Б. Вы сами составляете план, объясняете его принимающему, а потом у вас забирают карту, и вы едете по памяти. Если вы занимались с инструктором, то наверняка все эти маршруты будете уже хорошо знать, и это снимет напряжение от того, что вы едете по незнакомой местности и поможет сосредоточиться на чистоте вождения и соблюдении правил. Если после этого у вас все еще осталось более 70 баллов (из 100), то по возвращению в центр сдачи вас ждет еще задание на автодроме: параллельная парковка или "дворик".

Читайте также: