Где посмотреть охранное обязательство на объект культурного наследия

Обновлено: 30.06.2024

Так с 22 января 2015 года отменен заявительный характер оформления охранных обязательств.

Согласно п. 7 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия утверждается приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Саратовской области (далее – Управление).

В силу п. 12 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ копия приказа Управления с копией утвержденного им охранного обязательства, оформленного в соответствии со ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, включенного в реестр не позднее трех рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.

Более подробная информация об охранных обязательствах изложена в ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.

Форма охранного обязательства, порядок подготовки и утверждения охранного обязательства, а также порядок подтверждения собственником или иным законным владельцем выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве, утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 № 1887.

Статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ установлен порядок государственной регистрации перехода права владения и (или) пользования недвижимым имуществом, являющимся объектом культурного наследия или его частью, установлен.

1. В случае если к моменту продажи объекта культурного наследия или его части, сдачи в аренду, передачи в хозяйственное ведение или оперативное управление, уполномоченным органом на объект культурного наследия оформлено охранное обязательство нового образца (в соответствии со ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ), то такое охранное обязательство является неотъемлемой частью договора о передаче права владения, пользования или распоряжения и обязательно для предоставления в Росреестр для регистрации перехода права.

2. В случае если к моменту регистрации перехода права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, на объект культурного наследия не оформлено охранное обязательство нового образца, то к договору о переходе права прикладывается любой иной охранный документ в отношении указанного объекта недвижимости вне зависимости от указанных в нем собственников или пользователей.

Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Все действующие охранные обязательства сохраняют свою силу в полном объеме вне зависимости от смены собственника (пользователя) и не требуют обращения в уполномоченный орган за их переоформлением.

При переходе права владения и (или) пользования объектом культурного наследия все обязанности, установленные охранным обязательством, в полном объеме переходят на нового собственника (пользователя).

При заключении договора, предусматривающего переход права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в нем в обязательном порядке должно быть указано, что сделка совершается в отношении объекта культурного наследия.

Отсутствие охранных документов на объект культурного наследия или его часть, а также отсутствие охранного обязательства нового образца, оформленного в соответствии с требования ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, не освобождает собственника или пользователя от необходимости соблюдения требований, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ, а также не создает препятствий для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа о продаже, передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании собственник или иной законный владелец может уведомить Управление о совершении такой сделки.

Также в соответствии с современными нормами законодательства не предусмотрено преимущественное право покупки объектов культурного наследия государством.

Статьей 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ не предусмотрено оформление охранных обязательств на выявленные объекты культурного наследия.

Охранное обязательство на объект культурного наследия

Сохранение объекта культурного наследия в неизменном виде является одной из обязанностей его правообладателя (пп. 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73-ФЗ; далее - Закона № 73-ФЗ).

С целью охраны объектов культурного наследия на такие объекты оформляется охранное обязательство.

1. Охранное обязательство на объект культурного наследия: понятие, порядок утверждения

Под охранным обязательством понимается документ, в котором определяются публичные обязанности собственника или иного законного владельца по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН), а также предусматриваются определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта культурного наследия (п. 1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Важно! В отличие от объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, на выявленные объекты культурного наследия охранное обязательство не оформляется.

Согласно действующему законодательству охранное обязательство утверждается актом федерального или регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).

До внесения изменений в Закон № 73-ФЗ оформление охранного обязательства осуществлялось в заявительном порядке.

В настоящее время указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Закону № 73-ФЗ.

Федеральным Законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ с 22 января 2015 года процедура оформления охранных обязательств была изменена, в том числе отменен заявительный характер оформления охранных обязательств. Процедура выдачи охранных обязательств возложена на органы охраны объектов культурного наследия.

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия вместе с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному владельцу объекта культурного наследия.

Кроме того копия такого акта направ ляется в орган регистрации прав для регистрации указанных ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными органом охраны объектов культурного наследия, он может обжаловать указанные требования в суд ( абз. 2 п. 3 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ) .

Охранное обязательство подлежит выполнению, как правообладателями, так и пользователями объекта культурного наследия.

Такое обязательство следует судьбе объекта культурного наследия. На практике это означает, что при переходе права на объект культурного наследия к новому владельцу обязанность по выполнению охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права.

Несоблюдение требований охранного обязательства может повлечь негативные последствия для нарушителя. В частности, явиться основанием для:

привлечения к административной ответственности (ст. 7.13 КоАП РФ);

оспаривания сделки по передаче прав в отношении объекта и/или отказа в государственной регистрации такой сделки (перехода права) и др.

2. Паспорт объекта культурного наследия как неотъемлемая часть охранного обязательства

Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия (ч. 1 ст. 21 Закона № 73-ФЗ).

Выдачу паспорта осуществляет соответствующий региональный орган охраны объектов культурного наследия по заявлению (запросу) собственника или иного законного владельца указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (п. 1 ст. 21 Закона № 73-ФЗ).


До 1 января 2017 года Законом № 73-ФЗ было предусмотрено, что паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) являлся одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве неотъемлемого приложения к охранному обязательству при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

Также данная норма утверждена в статье 47.3 Закона № 73-ФЗ, в соответствии с которой собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Исключение объектов из реестра осуществляется нормативным актом Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия (Минкультуры России) на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – согласованного с органом местного самоуправления).

Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия установлен статьей 22 Закона № 73-ФЗ и предусматривает согласование принятия решения об изменении категории памятника истории и культуры с тем органом охраны объектов культурного наследия, в чьих полномочиях находится его государственная охрана.

В соответствии со статьей 32 Закона № 73-ФЗ основанием для принятия решения регионального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, изменении статуса выявленного объекта культурного наследия, иных решений является заключение государственной историко-культурной экспертизы. Данная работа проводится государственными экспертами, лицензированными Минкультуры России, в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 и Порядком определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2010 № 393-п.

Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством все три категории памятников истории и культуры – федеральная, региональная и местная (муниципальная) – имеют одинаковую значимость с точки зрения административной, уголовной и иной ответственности за причинение им вреда. Закон № 73-ФЗ не разграничивает объекты культурного наследия с позиции большей или меньшей важности их сохранения, то есть объекты культурного наследия федеральной, региональной, местной (муниципальной) категорий, а также объекты культурного наследия, находящиеся в статусе выявленных объектов культурного наследия, охраняются государством в равной степени.

До внесения указанных изменений выдача охранного обязательства осуществлялась органом охраны объектов культурного наследия в рамках государственной услуги, носившей заявительный характер, в целях сохранения памятника истории и культуры, на условиях договорных отношений. В настоящее время в соответствии со статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ утверждение охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия является государственной функцией и не требует обращения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в орган охраны объектов культурного наследия и согласования им требований охранного обязательства.

Также в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона № 315-ФЗ до оформления в порядке, установленном статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ, охранного обязательства применяются действующие на день вступления в силу Закона № 315-ФЗ (22.01.2017) охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия. Процедуры признания указанных договоров, охранных обязательств утратившими силу действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии со статьей 56.4 Закона № 73-ФЗ особенностью государственной охраны достопримечательных мест является неприменение к ним требований, установленных статьями 47.2-47.4 Закона № 73-ФЗ, являющихся содержанием охранного обязательства. То есть собственник объекта недвижимости, входящего в состав выявленного объекта культурного наследия, представляющего ценность как фрагмент исторической планировки и застройки поселений или градостроительной планировки и застройки, должен осуществлять расходы на содержание указанного объекта недвижимости вне требований к проведению консервации, ремонта, реставрации и приспособления к современному использованию объекта культурного наследия.

Комитетом в плановом режиме ведется подготовка новых охранных обязательств на объекты культурного наследия, в отношении которых действуют охранные обязательства, выданные до вступления в силу Закона № 315-ФЗ.

При этом признать утратившим силу охранное обязательство на объект недвижимости (помещение в нем), входивший до 22.01.2015 в состав выявленного объекта культурного наследия – исторической застройки, которая впоследствии могла стать достопримечательным местом, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), возможно только путем подачи комитетом сведений в Росреестр для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости сведений об утрате данным объектом недвижимости статуса выявленного объекта культурного наследия. Подача этих сведений возможна только при наличии кадастрового номера объекта недвижимости и регистрационного номера, присвоенного достопримечательному месту, в реестре.

Таким образом, у комитета отсутствуют полномочия по согласованию гражданско-правовых договоров между собственником объекта культурного наследия и лицом, которому объект культурного наследия передан во владение или пользование.

10. Можно ли разместить рекламные конструкции на территории достопримечательного места, выявленной исторической застройки?

Установку вывесок на объектах культурного наследия федерального, регионального значения (памятниках, зданиях в составе ансамблей, достопримечательных мест), выявленных объектах культурного наследия необходимо согласовать с комитетом.

То есть установка вывесок среди прочих вопросов по утверждению правил благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа, регулирующих размещение информации на территории муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа.

Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 73-ФЗ порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.

Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178.

В связи с отсутствием правовой определенности в вопросе отнесения выявленных объектов культурного наследия к тому или иному виду до проведения экспертизы целесообразно руководствоваться частями 3, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, то есть: не проводить на здании работы, изменяющие облик выявленного объекта культурного наследия, так как предмет охраны его не определен; обеспечить сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 56.4 Закона № 73-ФЗ особенностью государственной охраны достопримечательных мест является неприменение к ним требований, установленных статьями 47.2 – 47.4 Закона № 73-ФЗ, являющихся содержанием охранного обязательства памятника и ансамбля. То есть собственник объекта недвижимости, входящего в состав достопримечательного места, должен осуществлять расходы на содержание указанного объекта недвижимости вне требований к проведению консервации, ремонта, приспособления для современного использования объекта культурного наследия. Таким образом, после проведения экспертизы выявленного объекта культурного наследия требования к сохранению объекта недвижимости, расположенного на территории достопримечательного места, предъявляются такие же, как к любому другому объекту недвижимости, с условием соблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места (статьи 5.1, 56.4 Закона № 73-ФЗ) и сохранением особенностей, послуживших включению его в реестр (предмета охраны).

Обнаружение объектов археологического наследия с помощью специальных технических средств поиска (металлоискатели, радары, магнитные приборы и т.п.) в соответствии со статьей 45.2 Закона № 73-ФЗ возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проведенных на основании разрешения (открытого листа). Нарушение данного требования в соответствии со статьей 7.15 Кодекса об административных правонарушениях влечет в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2,5 тыс. рублей или от 15 до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также использованных инструментов и оборудования.

В связи отсутствием в официальных источниках сведений о местонахождении объектов археологического наследия пребывание на их территориях граждан со специальными техническими средствами поиска без открытого листа расценивается как неправомерное. При должной осмотрительности хоббисту-поисковику с металлоискателем случайно оказаться на территории объекта археологического наследия практически невозможно. Для занятий поиском с металлоискателем необходимо выбирать заведомо безопасные территории, не связанные с возможностью обнаружения археологических предметов, повреждения культурного слоя и т.п., исключающие совершение неправомерных действий.

Так с 22 января 2015 года отменен заявительный характер оформления охранных обязательств.

Согласно п. 7 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия утверждается приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Саратовской области (далее – Управление).

В силу п. 12 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ копия приказа Управления с копией утвержденного им охранного обязательства, оформленного в соответствии со ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, включенного в реестр не позднее трех рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.

Более подробная информация об охранных обязательствах изложена в ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.

Форма охранного обязательства, порядок подготовки и утверждения охранного обязательства, а также порядок подтверждения собственником или иным законным владельцем выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве, утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 № 1887.

Статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ установлен порядок государственной регистрации перехода права владения и (или) пользования недвижимым имуществом, являющимся объектом культурного наследия или его частью, установлен.

1. В случае если к моменту продажи объекта культурного наследия или его части, сдачи в аренду, передачи в хозяйственное ведение или оперативное управление, уполномоченным органом на объект культурного наследия оформлено охранное обязательство нового образца (в соответствии со ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ), то такое охранное обязательство является неотъемлемой частью договора о передаче права владения, пользования или распоряжения и обязательно для предоставления в Росреестр для регистрации перехода права.

2. В случае если к моменту регистрации перехода права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, на объект культурного наследия не оформлено охранное обязательство нового образца, то к договору о переходе права прикладывается любой иной охранный документ в отношении указанного объекта недвижимости вне зависимости от указанных в нем собственников или пользователей.

Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Все действующие охранные обязательства сохраняют свою силу в полном объеме вне зависимости от смены собственника (пользователя) и не требуют обращения в уполномоченный орган за их переоформлением.

При переходе права владения и (или) пользования объектом культурного наследия все обязанности, установленные охранным обязательством, в полном объеме переходят на нового собственника (пользователя).

При заключении договора, предусматривающего переход права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в нем в обязательном порядке должно быть указано, что сделка совершается в отношении объекта культурного наследия.

Отсутствие охранных документов на объект культурного наследия или его часть, а также отсутствие охранного обязательства нового образца, оформленного в соответствии с требования ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, не освобождает собственника или пользователя от необходимости соблюдения требований, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ, а также не создает препятствий для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа о продаже, передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании собственник или иной законный владелец может уведомить Управление о совершении такой сделки.

Также в соответствии с современными нормами законодательства не предусмотрено преимущественное право покупки объектов культурного наследия государством.

Статьей 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ не предусмотрено оформление охранных обязательств на выявленные объекты культурного наследия.

Читайте также: