Кто имеет право преподавать ментальную арифметику

Обновлено: 24.05.2024

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России.

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Ментальная арифметика - это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов - абакус (соробан). Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию, внимание и логику. Помогает значительно увеличить скорость мышления и способность к творческим дисциплинам. Подходит детям и взрослым

Результатом занятий является способность быстро вычислять в уме многозначные цифры без использования калькулятора. Часто занятия по ментальной арифметике называет ментальной математикой.

КАК ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ

включает в себя несколько этапов:

Работа со счетами абакус. При тренировочных упражнениях на счетах развивается мелкая моторика, стимулируется развитие межполушарных связей. Благодаря техническим упражнениям на абакусе увеличивается скорость мышления, усидчивость, развивается концентрация. На первом этапе обучения ребенок учится правильной технике выполнения счета на абакусе и осваивает все операции первоначально на абакусе.

Вычисления в уме или ментальный счет. Это результат работы системы упражнений на абакусе, когда ребенок уже готов к образному вычислению. Основой ментального счета считается визуализация ментальной карты в уме и операции бусинами без представления цифр.

После правильного выполнения упражнений видимым результатом станет поразительно быстрое вычисление примеров. Хотя развитие интеллекта благодаря занятиям ментальной арифметикой происходит гораздо глубже и эффективнее. Нейронные связи, сформированные благодаря упражнениям на занятиях, остаются с ребенком на всю жизнь. А это значит, что ребенок научился быстро концентрироваться, визуализировать информацию и быстро оперировать данными.

ПОЛЬЗА МЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Развивает творческие способности

В школе предметы преимущественно заточены на развитие левого полушария мозга и, практически исключают развитие правого полушария, которое в общем отвечает за реализацию творческого потенциала. Благодаря занятиям ментальной арифметикой мозг ребенка включает программу гармоничного развития - работают аналитические способности левого полушария и визуально-пространственные способности правого, что способствует более быстрому развитию всего интеллекта.

Улучшает понимание математики

Ментальная арифметика помогает подружить ребенка с цифрами. Вместо того, чтобы зубрить скучные правила, ребенок начинает играть. Настольные игры, логические упражнения и элементы квеста на занятиях делают обучение полноценным.

Убирает рассеянность и невнимательность

Ментальный счет требует высокой степени концентрации. Сначала дети развивают усидчивость и концентрацию на счетах абакус, при помощи флеш-карт, а затем при выполнении операций в уме. Освоив технику один раз, дети используют ее не только при решении математических заданий, но и в других школьных предметах.

Развивает визуально-пространственного мышление

Когда ребенок вычисляет ментально, ему приходится держать в голове не только определенные образы, а также правила вычислений. За счет упрощенного вида - образа абакуса - эти вычисления не являются громоздкими и тяжелыми, а наоборот, помогают ребенку играть воображением и, таким образом развивать визуально-пространственное мышление, например, такое необходимое для решения геометрических задач.

Тренирует память (в том числе и зрительную)

В процессе обучения ребенок постоянно работает с образами, запоминает много картинок и действий и, при чем это делает в совершенно непринужденной обстановке. Когда родители жалуются, что у его ребенка "в одно ухо влетело, в другое вылетело" - это проблема запоминаемости (зрительной и краткосрочной, оперативной памяти). Эту проблема перестает существовать у тех, кто постоянно тренируется на занятиях.

Умение быстро ориентироваться

Выполняя упражнения, ребенок учится быстро ориентироваться и выполнять несколько действий одновременно, сохраняя при этом концентрацию и внимание. Такая согласованность действий поможет на контрольных и экзаменах, где часто ребенок теряется из-за стрессового состояния.

Развивает нематематические навыки

Хотя предмет ментальной арифметики и основные упражнения в своей основе содержат арифметику, тем не менее, занятия развивают очень полезные социальные навыки - умение достигать результата и побеждать, доводить начатое до конца, общению среди сверстников, выдавать готовый результат и многое другое. Дети становятся увереннее в своих достижениях, снимают психологическое напряжение.

С помощью этой методики ребенок сможет одинаково успешно считать, рисовать, изучать иностранные языки и осваивать точные науки. Родители откроют в своем ребенке не только способности "технаря", но и "гуманитария" и наоборот - те, кто ранее сомневался в своих математических способностях, смогут показать лучшие результаты. Более того, ребенок легче сможет переключаться между предметами в течение всего дня и не испытывать усталости.

Доказывает, что учеба может быть веселой

Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

А теперь подытожим всё, о чем было рассказано и выделим основные достоинства и нюансы методики.

ПЛЮСЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

Развитие памяти, внимания, концентрации.

Потенциал ко многим наукам и гибкость мышления.

Раскрытие талантов ребенка.

Легкое обучение счету, действиям с числами.

Тренировка образного мышления.

Усидчивость и собранность.

Интерес к учебе и новым знаниям.

Открытие творческих способностей.

Уверенность в себе.

Развитие способности не пасовать перед сложными задачами, а разбираться в них.

Да, методика ментальной арифметики имеет гораздо более широкую направленность и не совпадает со российской школьной программой по математике. Но данная методика подтверждена исследованиями психологов и преподавателей детей, где программа реализуется в начальных классах - Китае, Сингапуре, Японии и др.

Главное дать возможность ребенку раскрыть свой потенциал, привить любовь к процессу обучения, усидчивость, разработать мышление, укрепить его память и убрать страх перед любыми уроками и познанием нового!

Поспешность и ошибки.

Некоторые дети и их родители слишком спешат с выполнением заданий и допускают ошибки. Этого можно избежать, если процесс обучения будет под руководством опытного педагога. Кроме того, ошибок становится гораздо меньше с повышением уровня знаний ребенка.

Перегрузка и обратный эффект.

Организация работы с родителями в современном ДОУ

Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Диплом

Пройдя профессиональную переподготовку, вы получаете отличную возможность получить новую квалификацию и сменить сферу деятельности. Пройти обучение могут выпускники высших с средне-специальных учебных заведений. По окончании обучение выдается диплом установленного образца.

Сегодня у вас уникальная возможность пройти обучение в дистанционном формате и попробовать себя в новой профессии.

2 месяца (260 часов)

Длительность обучения: 2 месяца (260 часов)

На изучение каждой дисциплины и темы отводится определенное количество часов. В каждой программе вы также найдете домашние задания, выполнение которых обязательно. Домашние задания проверяются преподавателем.

Заявленный срок обучения предполагает обучение в свободном графике, что дает возможность обучаться без отрыва от работы или учебы.

Условия оплаты

Условия оплаты: предоплата, возможна рассрочка платежей

Обсудить возможность рассрочки вы можете со специалистом приёмной комиссии НЦРДО после оформления заявки на обучение.

По возможности вам будет предоставлен индивидуальный график платежей в рамках продолжительности обучения по выбранной программе.

Рассрочка предоставляется Центром (не банком), нет комиссий и процентов.

Оплата производится на расчетный счет Центра по квитанции в любом удобном банке

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Форма обучения: заочная, с применением дистанционных образовательных технологий

Дистанционное образование – самый удобный способ получить знания, не выходя из дома.

После оформления документов на зачисление вы получите доступ в систему дистанционного обучения, где для вас будет создан личный кабинет. Здесь вы сможете знакомиться с материалами курса, выполнять домашние задания, получать обратную связь от преподавателя, общаться на форуме с другими обучающимися. Материалы курса доступны 24 часа в сутки, система работает без выходных.

Итоговый экзамен или итоговое тестирование сдаются также в дистанционном формате, а документ об образовании вы получите по почте или с помощью курьерской службы.

январь 2022, февраль 2022

Дистанционный формат обучения – удобный способ получить новую профессию, не выходя из дома, поэтому группы на курсы набираются достаточно быстро.

Документы на обучение вы сможете подать онлайн или офисе.

16 200 ₽

Акция ограничена по времени!

Если вы оставите заявку сейчас, то сможете получить образование не только в удобном формате, но и по выгодной цене.

Нет возможности начать обучение сейчас или остались сомнения?

Мы зафиксируем для вас выгодную цену на курс. Позвоните нам или закажите звонок и сообщите менеджеру Центра, что готовы начать обучение позднее, но указанной на сайте цене.

Мы всегда готовы идти навстречу нашим клиентам и их стремлению к новым знаниям.

Заявка на обучение/консультацию

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Описание

Учебный план

Программа

Отзывы

Диплом

Цель программы:

Умение быстро считать в уме – отличный навык, который не только пригодится в дальнейшей учебе, но и способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, повышению способности воспринимать, усваивать и обрабатывать большое количество информации. В процессе занятий ментальной арифметикой возникают и укрепляются новые нейронные связи в головном мозге, что является благоприятной базой для развития креативных способностей, усвоения всего нового. Благодаря дополнительному обучению по ментальной арифметике, дети учатся решать более сложные задачи в уме, тренируют память, воображение и логические способности, концентрацию внимания, упорство и сосредоточенность – качества, необходимые для успешного достижения многих целей.

Цель дистанционной программы профессиональной переподготовки – познакомить слушателей с новейшими методиками преподавания ментальной арифметики, техниками работы с использованием тренажера, рассмотреть особенности преподавания ее для разных возрастных групп, дать ответы на возникающие вопросы у родителей по занятиям ментальной арифметикой.

Основные задачи программы:

1. Изучение особенностей обучения детей в зависимости от возраста.

2. Изучение возникновения ментальной арифметики.

3. Освоение работы на абакусе.

4. Изучение простейших вычислений первой ступени ментальной арифметики.

5. Освоение второй ступени ментальной арифметики: сложение и вычитание с использованием состава числа 5.

6. Освоение третьей ступени: простейшие вычисления с использованием состава числа 10.

7. Изучение сложения и вычитания с переходом через 100.

9. Знакомство с упражнениями для проведения разминки на абакусе.

10. Изучение использования тренажера в дополнительных заданиях по ментальной арифметике.

11. Подготовка и проведение соревнований по ментальной арифметике.

12. Знакомство с методикой проведения открытого занятия для родителей по ментальной арифметике.

13. Формирование мотивации обучающихся к занятиям ментальной арифметикой.

14. Изучение алгоритма проведения пробного занятия.

15. Изучение специфики занятий по ментальной арифметике с детьми разных возрастов.

Методы обучения

1. Программа профессиональной переподготовки разработана так, чтобы обучение чтобы процесс обучения был максимально легким и без потери качества, а слушатели проходили обучение до конца, не бросая его из-за огромного объема информации и сложных заданий, а также могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.

Курс сжатый, но качественный. В лекциях и вебинарах педагогами собрана самая важная информация, соответствующая требованиям профессиональных стандартов и ФГОС.

Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачеты можно в удобное время в пределах учебного графика.

Для сдачи итогового междисциплинарного экзамена дается 3 попытки. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.

2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию, имеют доступ к библиотеке вебинаров, после просмотра которых можно получить сертификат в электронном виде. Для скачивания доступны методички, лекции, дополнительная учебная литература.

3. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в работе.

Результат обучения

Вы владеете приемами ментального счета на абакусе, умеете применять формулы, знаете, как проводить дополнительные занятия, развивающие умственные способности учеников, мелкую моторику, активизирующие зрительную память.

Вы можете применять полученные знания, работая педагогом дополнительного образования в школах, детских садах, центрах развития, кружках и секциях, заниматься частной практикой.

Вы получаете диплом установленного образца о профессиональной переподготовке, дающий вам право на ведение профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования.

Требования к слушателям

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Автор: Цветкова Анна Александровна

Организация: МКОУ Писцовская СШ

Населенный пункт: Ивановская область, Комсомольский район, с. Писцово

Математическому образованию сегодня уделяется огромное внимание со стороны государства и правительства, которое приняло Концепцию развития математического образования в РФ и эта тема остается одной из актуальных в системе образования в целом.

В каждом классе есть обучающиеся, испытывающие трудности при устных вычислениях.

Возникла проблема – выявление путей совершенствования процесса формирования устных счетно-вычислительных навыков у школьников.

Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования.

На сегодняшний день все большую известность приобретает система обучения счету – ментальная арифметика, рекомендованная к применению в школе за рубежом . По данной методической системе формируются творческие и интеллектуальные возможности детей более чем в 50 странах: от Канады до Великобритании. Она приобрела такую популярность, благодаря возможности многостороннего развития детей: их интеллектуального совершенствования, выявления творческих задатков, общественного и психоэмоционального воспитания.

ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

Цель методики - гармоничное формирование обоих полушарий мозга за счёт мысленной визуализации арифметических вычислений на счётах абакус.

Ментальная арифметика позволяет визуализировать вычисления, создавая мыслительные образы, что способствует развитию образного и пространственного мышления, воображения, а вместе с этим, осуществляется личностный рост ребенка.

  • развить концентрацию внимания;
  • развить фотографическую память;
  • развить творческое мышление;
  • развить слух и наблюдательность;
  • развить воображение;
  • развить логику;
  • развить аналитическое мышление.

Когда дети тренируются в устном счете, их головной мозг стремительно функционирует, в его коре возникают множество новейших нейронных связей. Благодаря ментальному счету у ребят выявляются интеллектуальные возможности, коммуникативные и познавательные навыки, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области формирования универсальных учебных действий.

С помощью технологии ментальной арифметики можно улучшить скорость восприятия, переработки информации и ее обмена за счет активной работы левого и правого полушария Как известно, левое полушарие отвечает за логическое, а правое – за творческое мышление. При использовании левой руки во время проведения вычислений на счетах начинает работать правое полушарие, если задействовать правую руку, начинает функционировать левое.

Применяя обе руки при вычислениях по методике, развиваются оба полушария головного мозга, что способствует значимому развитию ребенка. Таким образом, обучение быстрому счету заключается в активной работе учащихся на счетах – абакус.

Специально заостренные края косточек также способствуют развитию мелкой моторики детей.

Для овладения действиями устного счета специалисты рекомендуют заниматься ментальной арифметикой 2-3 раза в неделю с учетом выполнения 15-20 минутного домашнего задания. Усвоение программы происходит в форме игры, здесь используется не просто сухой счет, каждое занятие сопровождается подвижными разминками и тренировками, направленными на использование обеих рук.

Программа по математике начальной школы существенно расширилась в последние годы. Тем не менее, арифметические навыки остаются фундаментом школьного математического образования. Способность производить быстрые вычисления в уме может быть полезной всю жизнь, начиная с младших классов вплоть до трудовой деятельности.

Высокий уровень владения вычислительными операциями необходим и при решении задач выпускных государственных экзаменов по математике. Все это становится значительно проще и приятнее выполнять совместно с ментальной арифметикой.

Ментальная арифметика: за и против

Ментальная арифметика ориентирована на быстрое достижение целей и задач, а, значит, ребенок, овладевший основами ментальной арифметики, может улучшить свою успеваемость в школе не только по математике, но и по другим предметам.

Однако не стоит забывать, что система ментальной арифметики – одна из методик, которая имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, поэтому не может рассматриваться как панацея в процессе обучения арифметическим действия Минусы ментальной арифметики

привычка быстро считать у детей может превратиться в поспешность. Поэтому при выполнении домашних заданий школьники могут допускать ошибки из-за невнимательности;

механический счет формирует не вполне правильные математические представления.

Обучение ментальной арифметике педагогов дополнительного образования и учителей, работающих с детьми возраста от 4-12 лет на некоммерческой основе и внедрение, по аналогу с Японией, в образовательную систему данной методики в качестве внеурочной деятельности, будет способствовать подъему одаренности и раскрытию талантов юных граждан. Качественные изменения в интеллектуальном развитии обучающихся важны не только для развития личности, но и всего государства в целом.


Ментальная арифметика стала модной. Родители наперебой рассказывают о детях, которые умножают в уме трехзначные числа. Но пригодится ли этот навык в будущем, развивает ли менар творческое мышление или, наоборот, мешает развивать логику и мыслить свободно, размышляет математик, ментор международной олимпиады Яна Полянских.

Ментальная арифметика — это программа развития умственных и творческих способностей, основанная на системе устного счета. Освоив ее, ребенок сможет решать арифметические задачи в уме всего за несколько секунд. Программа обещает улучшение памяти и внимания, воображения и творческого мышления. Но как все обстоит на самом деле?

Методика без научного обоснования


Давно доказано, что любая наша деятельность (даже простое лежание, глядя в потолок) задействует оба полушария: неврологи из США провели исследования на довольно репрезентативной выборке и доказали, что ни у одного из подопытных не удалось выявить ведущее полушарие. Конечно, есть задачи, связанные больше с левым или правым полушарием, но второе в эти задачи тоже существенно вовлечено.

Взаимодействие полушарий — основа всех психических функций. Но распределение задач, которые решают оба полушария, не статично, оно меняется с возрастом. И вообще, даже если вдруг ментальная арифметика и развивает чудесным образом мозг, не стоит забывать, что он пластичен. Сохранятся ли результаты через год-два?

Единственное научное исследование, которое мне удалось найти, это исследование К. Васуки. В городе Ченнай (Индия) были взяты две выборки детей: 160 человек из экспериментальной группы и 160 человек контроля (задания не выполняли). Ни в одну из групп не включили участников из малообеспеченных семей и детей, родители которых не окончили школу (какие осознанные критерии отбора, правда?).

По результатам предварительного тестирования видно, что выборки, в целом, статистически однородны, уровень концентрации, памяти, творчества и пространственного восприятия у всех был примерно одинаковым.

Беда в том, что контрольная группа была какой-то странной… и такой подход статистику обычно не устраивает: дети из нее не занимались вообще ничем. Не занимались по другой, доказанной методике, например. Они вообще не развивались на протяжении этих двух лет эксперимента. И это очень заметно по представленным данным — уровень их развития существенно упал за это время. Если честно, то вот какую методику ни возьми, а дети, занимающиеся хоть чем-то, будут показывать результаты лучше. Но почему-то исследователи решили, что этот прорыв относится именно к ментальной арифметике. А еще, что странно, я не смогла найти эту статью в рецензируемых научных журналах. Наверное, именно потому, что рецензенты в курсе, что такое статистика.

А вот реальное научное исследование профессоров из департаментов психологии университетов Калифорнии, Стенфорда и Пенсильвании показало весьма интересные вещи. Они в течение года изучали рандомную выборку учащихся из 1-х и 2-х классов начальной школы и выяснили, что ни одна из возрастных групп не показала значительного улучшения когнитивных функций или математических способностей, по сравнению с контрольной группой. Причем школа, в которой проводились исследования, была этнически и социально-экономически разнообразной. В группы были включены как дети с нарушениями в развитии, так и высокоинтеллектуальные ученики. Некоторые из детей так и не смогли в течение года освоить эту методику, а те, кто освоили, в реальном математическом тестировании не показали значительных успехов.

Дрессировка, натаскивание и заучивание

Есть гораздо более удобные способы умножения. Почему бы не научить им, причем за пару занятий? Почему нужна эта адская последовательность действий?

В рекламах центров по ментальной арифметике написано, что эти действия развивают творческое мышление. Нет, ребята, это просто дрессировка, натаскивание и заучивание.

Причем, чтобы полностью освоить методику, необходимо 2-3 года! Это правда интересно детям на протяжении двух лет? Ведь там одни и те же действия каждое занятие и они не так разнообразны. Поделитесь своим опытом.

Готовые ответы вместо творческих решений

На ребенка с потенциально хорошим математическим мышлением эта система может оказать даже пагубное воздействие. Ведь думающему ученику сложно понять, а почему надо делать именно это действие? Можно ли попробовать по-другому?

В менаре — нельзя. Но непонятно, почему. Им бы лучше дать попробовать настоящую математику, где логические связи, интересные задачи про волшебников и гномов, вспомогательные раскраски… Где можно попробовать и самому понять. А не просто месяцами выполнять действия, которые показал учитель.

Математика учит мыслить рационально, анализировать ситуации, представлять в уме картинки задач. Математические модели отлично подходят для современного мира, и ребенку важно научиться ими оперировать.

К сожалению, все мои ученики, которые ранее занимались менаром, показывали плохие результаты. Вместо того, чтобы вдумчиво прочитать задачу, попробовать ее нарисовать, предположить — они начинали говорить ответы: 256, 712… На вопрос о том, что это за числа, они ответить не могли. Зато быстро посчитали. Сложили и умножили. Непонятно, зачем.

Ведь методика сложных вычислений в уме тренирует память, внимание, да, но не имеет никакого отношения к пониманию алгоритмов и причинно-следственных связей.

У меня была ученица пятого класса, год ходила на менар, участвовала в международных соревнованиях, даже занимала призовые места… и занималась со мной подготовкой к обычным школьным контрольным. Успехов в математике у нее не было.

Непосильное развитие без цели

На мой взгляд, менар представляет собой именно ту категорию задач, которая немыслима без помощи взрослого. А значит, рано или поздно она повлияет на мотивацию ребенка. И ладно бы только на мотивацию.

Мои коллеги-психологи в один голос утверждают, что такое непосильное развитие без понятной цели негативно отражается и на физическом, и на психологическом здоровье. Новомодные неизученные занятия в сочетании с высокими нагрузками для неокрепшей детской психики могут оказаться весьма опасными.

А современные дети, между тем, не умеют дружить и общаться, не могут без манипуляции и истерики попросить что-то, они не умеют честно играть и проигрывать, практически у всех младших школьников начисто отсутствует мелкая моторика… А мы развиваем им быстрый устный счет. Ну да, это ж показатель развития.

Что такое ментальная арифметика и откуда она взялась

Использование счётов при вычислениях в уме — важная часть мировой и особенно китайской культуры. Впервые инструмент для операций с числами суаньпань был упомянут Li, Qi and Shu: An Introduction to Science and Civilization in China в 190 году нашей эры в письменных источниках Китая. Приблизительно с 1200 Neural Plasticity following Abacus Training in Humans: A Review and Future Directions года он активно использовался для быстрых и точных расчётов в Японии, Корее и Индии. В 2013 году ЮНЕСКО включил Chinese Zhusuan, knowledge and practices of mathematical calculation through the abacus этот способ вычисления в список Всемирного нематериального культурного наследия.

Какие способности развивает ментальная арифметика

Учёные провели довольно много исследований, чтобы доказать положительный эффект от обучения ментальной арифметике. Но однозначный вывод, что она что-то улучшает, был сделан только в отношении умения быстро вычислять в уме. Главное, в чём сходятся когнитивные психологи и нейробиологи, — нужно больше исследований. А выводы из уже полученных экспериментов следует делать с осторожностью.

Разумеется Мнение Татьяны Черниговской о пользе ментальной арифметики и влиянии её на развитие ребенка , ментальная арифметика влияет на развивающийся мозг. Но это звучит банальнее, чем на самом деле, потому что на мозг влияет всё — даже то, что вы пьёте зелёный чай. Ментальная арифметика — это, конечно, специфическая вещь, она рано развивает у ребёнка функции тех частей мозга, которые без неё не были бы развиты, включая даже эмоциональный интеллект, стремление быть успешным и добиваться поставленной цели.

Но исследования обучения ментальной арифметике — это не короткое дело. Этих детей — одних и тех же — нужно исследовать много лет, чтобы в итоге увидеть, что из этого получилось. Потому что вундеркиндов много, а вот куда потом они исчезают, неизвестно.

Учит быстро считать и, возможно, развивает другие математические способности

По крайней мере два исследования также указывают, что вычисления на воображаемых счётах могут развивать способность мыслить объёмными картинками Abacus Training Affects Math and Task Switching Abilities and Modulates Their Relationships in Chinese Children и чётко представлять в уме геометрические формы The Effects of Long-term Abacus Training on Topological Properties of Brain Functional Networks .

Возможно, увеличивает рабочую память

Рабочая (или кратковременная) память — это тип памяти, который помогает удержать в уме информацию, которая нам нужна прямо сейчас. Например, если попросить ребёнка запомнить телефонный номер, он фиксирует в своей рабочей памяти минимум 5–7 цифр — это средний предел для такого вида памяти. Если этими цифрами воспользоваться немедленно — например, позвонить по номеру — информация в краткосрочной памяти не сохранится. Если же цифры нужны для применения в будущем, то они переходят в долгосрочную память. Таким образом, рабочая память помогает нам воспринимать речь, принимать решения и совершать математические операции.

Позитивно влияет на подвижный интеллект, но это неточно

Подвижный интеллект — это способность воспринимать новое и решать непривычные проблемы. Учёные обнаружили A Review of the Effects of Abacus Training on Cognitive Functions and Neural Systems in Humans , что развитие математических способностей улучшает и подвижный интеллект. Они предположили, что ментальная арифметика тоже может положительно на него влиять. В одном исследовании EFFECTS OF ABACUS TRAINING ON THE INTELLIGENCE OF SUDANESE CHILDREN после курса ментальной арифметики дети набрали высокие баллы в тесте на подвижный интеллект. Но другим учёным не удалось Training on Abacus-Based Mental Calculation Enhances Visuospatial Working Memory in Children обнаружить таких же позитивных изменений.

Вызывает изменения в мозге, которые, возможно, развивают познавательные способности

С какого возраста можно приступать к занятиям

Ребёнку начинать занятия ментальной арифметикой рекомендуется с 5–6 лет. К этому времени он обычно имеет представление о цифрах и способен не только считать, но и связывать их между собой с помощью арифметических действий. Приступить к обучению можно и позже: новые нейронные связи в детском мозгу интенсивно формируются Take Advantage of the Periods of Peak Neuroplasticity — до 18–24 лет.

К сожалению, взрослый мозг уже не так пластичен, поэтому методика преподавания ментального счёта несколько отличается от детской. Главное отличие Ментальная арифметика для взрослых — взрослому понадобится больше тренировок и упражнений для достижения результата. Зато люди старшего возраста чётко знают, чего хотят добиться, они лучше мотивированы.

Сколько времени занимает обучение ментальной арифметике

Образовательные центры или частные сертифицированные преподаватели обычно имеют свои адаптированные методики обучения ментальной арифметике. Но, как правило, полная программа рассчитана на 2–2,5 года. Первые результаты — умение обращаться с абакусом и выполнять на нём несложные вычисления — заметны через 2–3 месяца после начала учёбы.

В центрах предлагают минимум 1–2 занятия в неделю. Обычно один урок длится от 45 минут. С частными преподавателями условия и интенсивность прохождения курса обговариваются индивидуально.

При самостоятельных занятиях можно выбрать удобный для себя темп.

Как обычно проходят занятия

Каким образом будут проходить занятия, зависит от выбранной формы обучения. В целом процесс выглядит так Neural Plasticity following Abacus Training in Humans: A Review and Future Directions .

Вначале следует научиться правильно располагать руки на абакусе.

Два пальца правой руки — большой и указательный — вытянуты. Левая рука держит абакус за край, не закрывая обзор. Фото: Iana Alter / Shutterstock

Потом нужно запомнить, как набирать числа на счётах. Чтобы это сделать, учатся правильно сдвигать косточки абакуса: большой палец поднимает их, указательный — опускает. В некоторых методиках задействуют и средний палец правой руки.

Позже можно приступать к арифметическим действиям по определённым правилам.

На следующем этапе потребуется отложить реальный абакус и производить те же операции в уме — на воображаемых счётах.

Заключительная ступень включает закрепление навыка. Можно просто решать задачи или выполнять два действия одновременно (например, читать вслух стихотворение и вычислять в уме). Можно использовать онлайн-тренажёры. Главное — делать это как можно чаще.

Стоит ли тратить время и деньги на ментальную арифметику

Ментальная арифметика может вам пригодиться, если:

  • Вы или ваш ребёнок хотите научиться быстро вычислять в уме, а вероятное развитие других когнитивных способностей считаете приятным бонусом к занятиям.
  • Вы не ждёте, что ментальная арифметика решит какие-то специфические проблемы с обучением или концентрацией. В противном случае вместо занятий лучше обратиться к специалисту (нейрофизиологу, психоневрологу) и после консультации с ним определиться, нужен ли вам быстрый счёт.
  • Вы готовы тратить деньги на дополнительное образование. Цена одного занятия по ментальной арифметике разнится в зависимости от региона и формы обучения. 45 минут стоят от 500 рублей.
  • Вы вполне уверены в надёжности образовательного центра или преподавателя. Проверьте, есть ли у специалиста диплом о высшем педагогическом образовании, можно ли попасть на бесплатное пробное занятие, каковы условия возврата денег в случае форс-мажора при плате за длительный период.
  • Вы готовы много практиковаться дома. На последующих этапах это станет необходимым.

Можно ли заниматься дома

В теории да. По крайней мере, можно попробовать. Так вы поймёте, подходит ли эта методика вам или вашему ребёнку. Скорее всего, заниматься будет сложнее, чем с преподавателем. Придётся самостоятельно разбираться в тонкостях и самому контролировать правильность счёта и движения пальцев.

Эти советы Лайфхакера помогут начать обучение.

Для начала купите абакус

Если вы планируете заниматься с ребёнком, вероятно, нужны будут два инструмента: один для ученика, другой — демонстрационный.

Дополнительные материалы при обучении ребёнка сделают занятие более увлекательным.

Определитесь, будет ли вам удобнее заниматься по учебникам или по видеоурокам

Вполне возможно использовать и то и другое. Видео нагляднее, а в книге подробнее указана последовательность действий и приведены упражнения для закрепления.

Если вы сомневаетесь, стоит ли тратить деньги на пособия, то попробуйте скачать бесплатный вариант для ознакомления. Такую возможность предлагает, например, Абакус-центр.

Некоторые видеоуроки вы можете найти на YouTube.

Постоянно тренируйтесь

После того как вы усвоите основные правила вычислений на абакусе, нужно будет очень много упражняться, постепенно усложняя примеры. Бесплатные онлайн-тренажёры дают хорошую возможность практиковаться:

Приложения для обучения ментальной арифметике на телефоне тоже есть. К сожалению, многие из них не русифицированы.

Читайте также: