Как осуществлялось правовое регулирование брачно семейных отношений по законам хаммурапи

Обновлено: 16.06.2024

Типические черты института семьи в Вавилоне. Отношения в семье были патриархальными. Статус женщин был ненамного выше положения домашних рабов. Тем не менее проявлялась тенденция к ослаблению власти мужа над женой, отца над детьми. Закон позволял рабу жениться на дочери свободного человека (175-176). Принято считать, что семья в Вавилоне была моногамной, но это не совсем так. Мужу не запрещалось иметь наложниц. В качестве наложниц выступали рабыни. Наложница не имела статуса жены, статус первой был гораздо ниже, но при этом муж мог признать детей, рожденных от рабыни, своими (170). Мужчина при определенных обстоятельствах имел право взять вторую жену. Например, в случае недостойного поведения жены (141), в случае женитьбы на женщине, которая не родила ему ребенка (145), в случае болезни жены (148). Семья была гетерогенной, в законах отсутствуют какие-либо сведения об однополых союзах. Ряд норм свидетельствует о случаях интимной связи между отцом и дочерью, матерью и сыном, уже в то время данные явления вызывали общественное порицание и законом рассматривались в качестве преступления, за которое следовало строгое наказание (154-158).

Условия расторжения брака. Брак может быть расторгнут по воле одной из сторон. Обстоятельства, которые являются основанием для расторжения брака, у мужа и жены были различными.

Строгое наказание предусматривалось за измену женой. Муж мог утопить неверную жену (129). Жена признавалась невиновной, если ее изнасиловали (130). Изнасилование определялось как преступление, за совершение которого преступника убивали.

Семья для жителя Вавилона имела большое значение. Семья давала возможность мужчине оставить после себя наследников, продолжателей рода. Положению детей в семье, их имущественным правам уделялось особое внимание в вавилонских законах.

Сыновья от разных браков, имеющие общего отца, наследовали приданное своих матерей, а имущество отца наследовали в равных частях (167). Сыновья от разных браков, имевшие общую мать, наследовали ее приданное в равных частях (173). Сыновья не наследовали имущество от отчима или от мачехи (174).

Законы Хаммурапи предусматривали такую форму принятия в семью детей как усыновление. Было два вида усыновления. Первый вид, когда усыновление осуществлялось семьей, которая не могла иметь детей, в этом случае целью усыновления было продолжение рода. Второй случай, когда усыновление осуществлялось человеком для приобретения рабочих рук, тогда за усыновляемым сохранялось право на получение обязательной доли в наследстве от того человека, который его усыновил. Обязательная доля составляла одну треть от движимого имущества усыновителя (191).

Закон устанавливает случаи, когда за ребенком сохранялось право вернуться в родную семью (185 - 190).

Особый порядок наследования был установлен для сыновей, рожденных рабыней. Если отец признавал этих детей своими и относил их к сыновьям супруги, то они наследовали имущество на общих основаниях, также как и сыновья, рожденные от супруги (170). Если отец не признавал сыновей, рожденных от рабыни своими, тогда они не наследовали имущества после смерти отца, но тем не менее рабыне и ее сыновьям предоставлялась свобода.

В Законах Хаммурапи есть определенная связь между дарением и наследованием имущества. Муж / отец мог подарить свое имущество жене / сыну / дочери, такое имущество не входило в состав наследства. Для того чтобы договор дарения был признан действительным его необходимо заключать в письменной форме. Если муж не дарил имущества жене, то она имела право на имущество, оставшееся после смерти мужа, наравне со своими сыновьями (172).

Супруги совместно отвечали по имущественным обязательствам, возникшим после заключения брака (152). Муж имел право отдать за долги свою жену / детей в рабство сроком на три года (117). Супруга еще до заключения брака могла получить от будущего мужа документ, содержащий правило о том, что ни один из супругов не отвечает по имущественным обязательствам друг друга, возникшим до заключения брака (151). Следует отметить, что Законы Хаммурапи не указывают конкретный момент, после которого брак считается заключенным.

Законы Хаммурапи, как один из наиболее значимых правовых памятников Древнего Востока, дают возможность сформировать нам представление о браке и семье на начальной стадии их развития. В настоящее время невозможно совершенно точно представить себе те брачно-семейные отношения, которые фактически существовали в Вавилоне в XVIII веке до н. э. Тем не менее в силу того, что Законы Хаммурапи были основаны на обычаях и юридической практике, которая сложилась к тому времени, имели казуистический характер, можно предположить, что данные законы не содержали лишь формальные нормы и являлись отражением реальных общественных отношений. Законы Хаммурапи сохранили для нас сведения о первых и самых трудных шагах на пути к правовому регулированию брачно-семейных отношений. Заметно влияние религии, общественных устоев на брак и семью. Нормы Законов Хаммурапи, регулирующие брачно-семейные отношения, имели либеральный характер. Об этом свидетельствует наличие у жены определенных прав и гарантий, которые обеспечивали данные жене права. Законы Хаммурапи установили более высокий правовой статус для жены и детей. В целом, несмотря на то, что семья того времени оставалась патриархальной, в Законы Хаммурапи был заложен принцип о том, что сильный должен уступать слабому. Данные законы повлияли на закрепление принципа справедливости в правовом регулировании, определили путь дальнейшего развития брака и семьи.

Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.

Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). "Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ".

Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).

В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.

Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 - п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 - п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: "Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать". Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.

Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

Наследственное право

Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства".

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы "Мои дети". И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою "вдовью долю " (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). "Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство ". Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества "для своих детей" (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не "детьми раба", но "ее детьми". Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.

Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 - п. 29, п. 31 - п. 32). Статья 31: "Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность". И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, "владением отцовского дома". Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п. 35 - п. 38). Статья 38: "Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг".

Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29). "Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его".

Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39) "Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг".

Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Цель работы – рассмотреть особенности семейного права по законам Хаммурапи.
Цель определила решение следующих задач:
1. Выявить обязательственную природу брака. Элементы брака.
2. Раскрыть особенности брачного сговора
3. Рассмотреть Имущество супругов, совместный правовой режим
4.Выявить особенности развода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1. Обязательственная природа брака. Элементы брака ………………………….6
2. Особенности брачного сговора…………………………………………………12
3. Имущество супругов. Совместный правовой режим…………………………15
4. Особенности развода……………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………………..22

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа Гражданский процесс.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

по дисциплине: Гражданский процесс

Тема: Особенности семейного права по законам Хаммурапи

1. Обязательственная природа брака. Элементы брака ………………………….6

2. Особенности брачного сговора…… ……………………………………………12

3. Имущество супругов. Совместный правовой режим…………………………15

Список использованной литературы……………………………………………..2 2

Брак представляет собой один из важнейших социальных и правовых институтов в современном мире. Он является основой семьи, обеспечивает законность межличностных отношений и укрепляет исконные представления людей о правильном общественном устройстве. Брак как супружеский союз налагает на человека существенные обязанности, дисциплинирует его волю, подчиняет его потребности разуму и порождает чувство ответственности перед ближними людьми. И, наконец, только брак способен обеспечить полноценное и всестороннее становление личности, давая возможность подрастающему поколению воспринять вечные ценности добра и справедливости.

В то же время брак, пожалуй, является и самым загадочным правовым институтом. Достаточно сказать, что в современном законодательстве, как российском, так и зарубежном, отсутствует четкое и ясное определение сущности брака1. Это, в свою очередь, породило различные взгляды на его природу. В современной доктрине можно выделить три основных концепции супружеского союза: брак как статус, брак как договор и брак как социальное партнерство. Для древнего же человека подобной проблемы не возникало. Свойственный ему синкретизм мышления заставлял его воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события в первоначальном, то есть беспредпосылочном суждении. Он был убежден в правильности установленного порядка вещей и не стремился его менять.

Семейное право древнего Вавилона представляется не только вполне сложившимся, но и достаточно развитым. Этим отношениям посвящены статьи с 128 по 161 Кодекса царя Хаммурапи.

Цель работы – рассмотреть особенности семейного права по законам Хаммурапи.

Цель определила решение следующих задач:

1. Выявить обязательственную природу брака. Элементы брака.

2. Раскрыть особенности брачного сговора

3. Рассмотреть Имущество супругов, совместный правовой режим

4.Выявить особенности развода.

1. Обязательственная природа брака. Элементы брака

Обязательственная природа брака свойственна многим древним народам.

Если брак представляет собой договор, то он должен содержать в себе ряд существенных элементов, которые придают ему юридическую силу и наделяют супружеский союз свойствами правового отношения. Прежде всего, у брака должна быть цель, для которой он совершается.

Семья в древности носила ярко выраженный хозяйственный характер. Она создавалась для укрепления и увеличения материального благополучия ее членов. Следовательно, появление потомства должно было рассматриваться как полезная мера, направленная на увеличение рабочей силы семьи и тем самым ее богатства.

Данное утверждение подкрепляется и рядом других статей памятника. Так, в ст. 145 и 146 бездетный брак со жрицей (надитум) мог вести к сожительству с наложницей. Причем такое сожительство признавалось не только законным, но и целесообразным. Ни о какой супружеской неверности здесь речи не идет. Из всего вышесказанного можно заключить, что рождение детей выступает каузой брачного договора. Мы видим, таким образом, что, несмотря на глубокую древность исследуемого периода, взгляд на брак у аморитов уже претерпел существенные изменения.

Супружеский союз не воспринимался ими как простое животное сожительство, а приобрел уже черты осмысленности и рациональности.

Следующим элементом брака являются стороны, то есть мужчина и женщина. Обязательственная природа брака предполагает наличие правосубъектности у обеих сторон супружеского союза, которая всегда проявляется в определенных действиях. И жених, и невеста должны ясно и недвусмысленно выразить свое желание. Волеизъявление, таким образом, становится существенным элементом процедуры заключения брака.

И естественно, что такое волеизъявление должно быть свободным и добровольным. Именно на это и указывает ст. 128, устанавливая общий принцип оформления семейных отношений. Требование заключить договор с самой женщиной делает невесту субъектом данного правоотношения. При этом, однако, речь идет не о равноправии, а о пропорционально распределенной дееспособности; жених, а позже муж обладает большим объемом прав и обязанностей.

В то же время правовое положение женщины позволяет ей довольно активно участвовать в семейной жизни. Прежде всего, будучи субъектом брачного договора, она должна дать свое согласие на установление супружеской связи. Каким именно образом должно было быть выражено согласие, нам неизвестно, но, понимая под браком договор, мы можем смело предположить, что таковое (согласие) могло быть дано любым способом, лишь бы желание стороны не вызывало сомнений. Значит, невеста могла выразить свое согласие не только словами, но и знаками, жестами и даже молчанием. Последний способ признается и современной цивилистикой.

Из этого положения вытекает и строго юридический вывод, а именно, что женщина находилась под властью своего отца вплоть до выхода замуж, после чего она поступала под власть мужа.

Тем самым полностью соблюдался принцип взаимности прав и обязанностей.

Несмотря на обладание рядом прав, деликтоспособность жены, по законам Хаммурапи, основана на презумпции виновности. Это отчетливо проявляется в поклепных делах о прелюбодействе.

Как указывает ст. 131, при обвинении со стороны мужа и при отсутствии улик жене надо дать очистительную присягу, и она считается невиновной.

В этом, конечно, проявляется зависимое, подчиненное положение женщины, но при этом отнюдь не рабское, поскольку ее свидетельству (пусть и сделанному в свою собственную пользу) придается безусловное юридическое значение. Она не должна ссылаться в свое оправдание на других лиц, что было бы естественным при недостаточности ее собственных показаний.

К личным обязанностям жены следует отнести прежде всего рождение и воспитание детей. Это явствует из ст. 138. По ее смыслу основанием для развода является отсутствие потомства. Однако не следует полагать, что жена в этом случае превращалась в бесправное существо, в некую машину по производству детей. Амориты эпохи Хаммурапи уже пережили тот период своей истории, когда на женщину смотрели как на вещь, как на источник пополнения семейного капитала. Мы видим, что муж обязан не только возвратить ей имущество, принесенное в общий дом, но и уплатить своеобразную пеню, дабы вознаградить ее за несостоявшуюся сделку.

Здесь наблюдается стремление законодателя не допустить дробления частной собственности и тем самым ослабления семьи.

Ограничение свободного оборота имущества всегда свидетельствует об активном вмешательстве государства в сферу частных интересов, но это вмешательство, как правило, является объективно благотворным, так как направлено на поддержание равновесия в самом обществе. Последнее остается сплоченным, в нем отсутствует резкий контраст между олигархией и люмпенами, что сильно облегчает для власти задачу управления.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его была бесплодна.

Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни – наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений: . против личности; имущественные; против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости.

Отдельно отмечается причинение побоев. Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний: смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол); членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.); штрафы; изгнание. Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому). Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние), членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца).

Судоустройство и судопроизводство по Законам Хаммурапи

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях.

Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии

Естественно, следует учитывать, что Законы Хаммурапи (как и вообще любые законы) рисуют идеализированную картину, так как реальные общественные отношения отражены в них лишь в преломлении через правовые взгляды того времени. Кроме того, эта картина неполная, потому что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не представляют свода всего действовавшего права. Тем не менее, Законы Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства.

Читайте также: