Принцип территориального верховенства как основа определения правового статуса

Обновлено: 19.05.2024

К международным территориям относят территории, которые никому не принадлежат. В настоящее время статус международных территорий определяется соглашениями меж­ду государствами, поскольку все территории нашей планеты уже поделены между странами и лишь международный дого­вор может удержать государства от присвоения любого еще не присвоенного клочка суши.

Международных территорий совсем немного (уч. схема 8.1). Это – Антарктика, открытое море, воздушное пространство над Антарктикой и открытым морем, дно морей и океанов за пределами континентального шельфа и космическое простран­ство, Луна и другие небесные тела.

Статус международных территорий характеризуется следу­ющими признаками:

а) такие территории не подлежат присво­ению;

б) они свободны для доступа с целью осуществления любой деятельности, не противоречащей принципам Устава ООН и не причиняющей ущерба экологической системе;

в) они являются демилитаризованными и нейтрализованными.

Что касается демилитаризованных территорий, то к ним относят такие, на которых запрещено размещение вооружений и вооруженных сил. Нейтрализованными являются территории, на которых зап­рещено ведение военных действий. Нейтрализации подверга­ются зоны вдоль временных демаркационных линий, зоны ка­налов (Суэцкого, Панамского и др.),

В ст. 13 Конституции Украины установлено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресур­сы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, исключительной морской экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа.

Как объект права собственности территория государства может быть объектом купли-продажи, наследования, дарения, мены и иных гражданско-правовых сделок.

Что касается верховенства, то территориальное верховен­ство (территориальный суверенитет) является составной ча­стью государственного суверенитета. В ст. 2 Конституции Украины провозглашается, что суверенитет Украины распро­страняется на всю ее территорию. В международном праве по определению Международного Суда это называется терри­ториальным суверенитетом. Территориальный суверенитет можно определить как право государства осуществлять свою исключительную юрисдикцию относительно всех лиц и пред­метов на своей территории, а также право не допускать на своей территории деятельность какого-либо иного госу­дарства или организации. Правда, в ряде случаев государ­ство вправе осуществлять юрисдикцию относительно лиц и действий, совершенных за пределами своей территории. И. И. Лукашук различает юрисдикцию предписывающую, т.е. право издавать обязывающие нормы, правоприменительную – право осуществлять судебные или административные санк­ции к физическим и юридическим лицам, юрисдикцию прину­дительного воздействия, – право применения мер прину­дительного воздействия для обеспечения реализации норм права.

Государственная территория состоит из сухопутной, мор­ской и воздушной (уч. схема 8.2).

К сухопутной территории относится вся суша в пределах государственных границ. К морской – внутренние воды и тер­риториальное море. К воздушной территории – столб воздуха определенной высоты над сухопутной и морской территорией государства. Теперь рассмотрим все виды государственной тер­ритории подробнее.

Остров – это часть государственной территории, естественное (или искусственное) образование суши, окруженное водой (имеющее круговой бе­рег).

Анклав – часть территории одного государства, расположен­ная за его пределами и окруженная со всех сторон территорией другого или других государств. В настоящее время анклавов не много. В Европе это испанский город Ливия, расположенный на территории Франции, Барле-Нассау и Барле-Хортог, анклавы Бельгии на территории Нидерландов. В свою очередь на терри­тории Бельгии имеется небольшой Нидерландский анклав Вар-ле-Дус (в департаменте Антверпен). На территории Швейцарии расположен анклав ФРГ Бюзинген и итальянский Кампионед Италия. Наличие анклава влечет за собой необходимость до­говариваться со страной расположения анклава об обеспечении доступа к нему. Иногда эта проблема настолько обостряется, что влечет поглощение анклава, как это было с португальскими анклавами Гоа и Диу на территории Индии. Когда анклав имеет выход к морю (как например, Калининград) говорят о полу анклавах.

Водная территория состоит из внутренних морских вод и территориального моря (ранее было принято — территориаль­ные воды).

В соответствии с указанными законодательными актами Украины к территориальным водам Украины относятся мор­ские воды шириной 12 морских миль, которые отсчитываются от линии наибольшего отлива как на материке, так и на остро­вах, принадлежащих Украине, либо от прямых исходных ли­ний, соединяющих соответствующие точки. Географические ко­ординаты таких точек утверждаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В отдельных случаях иная ширина территориального моря Украины может устанавли­ваться международными договорами Украины, а при их отсут­ствии – в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 5).

Воздушная территория государства – столб воздуха над сухопутной и морской территориями этого государства в пре­делах его государственных границ. Проблема верхней границы воздушного пространства возникла в последние десятилетия в связи с развитием авиации, которая оказалась недоступной для средств противовоздушной обороны. Кроме того это свя­зано с появлением спутников и космических кораблей, орбита которых носит трансграничный характер и которую изменить невозможно. Критерием для установления верхней границы воздушного пространства (воздушной территории государ­ства) стало размежевание воздушного и космического про­странства, исходя из того, что в воздушном пространстве космические корабли сгорают. Таким образом граница между космическим и воздушным пространством была установлена на высоте 100-110 км.

Территории со смешанным режимом (уч. схема 8.3) – это континенталь­ный шельф, исключительная экономическая зона, международные реки и международные каналы и проливы.. Статус этих территорий в большей мере регламентирован Конвенцией по морскому праву. Они не находятся под суверенитетом государ­ства, но прибрежные государства на этих территориях облада­ют преимущественными экономическими интересами на нахо­дящиеся в них природные ресурсы. Это право защищается не только внутренним законодательством, но и международным правом.

элемент государственного суверенитета РФ, характеризующий исключительность государственной власти в пределах границ государства. Согласно международному праву, Т.в. государства означает, во-первых, что его власть является высшей по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, во-вторых, что на территории данного государства исключается действие публичной власти иностранного государства. Т.в. предполагает возможность государства применять к своим гражданам и иностранцам все законные средства властного принуждения. Принцип Т.в. нашел прямое закрепление в Конституции РФ: суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4). Как и государственный суверенитет, Т.в. государства не является юридически неограниченным. Власть над своей территорией государство обязано осуществлять исключительно в интересах проживающего на ней населения. (В.Ч.)

Смотреть что такое ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО в других словарях:

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

- осуществление государством в пределах своей территории верховенства; означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории. Т. в. предполагает, что над государственной властью нет и не может быть никакой другой власти, и, кроме того, на территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства. Высшая власть государства в пределах его территории осуществляется системой государственных органов в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а тж.лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Т.в. не исключает, если государство на это согласно, некоторых изъятии из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всей государственной территории или в некоторых районах этой территории. Такое согласие государства должно быть выражено в его законах или заключенных им международных договорах. Т.в. выражается тж. в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие его законам средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Однако, хотя действие законов государства может распространяться за пределы его территории, в т. ч. на его граждан, находящихся на иностранной территории, тем не менее, применение средств властного принуждения на иностранной территории не может иметь место, если международным договором в порядке исключения не установлено иное. Понятие "Т.в." шире понятия "юрисдикция государства" , поскольку, охватывая последнее, оно выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах.
. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

осуществление государством в пределах своей территории верховенства; означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории. Т. в. предполагает, что над государственной властью нет и не может быть никакой другой власти, и, кроме того, на территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства. Высшая власть государства в пределах его территории осуществляется системой государственных органов в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а тж. лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Т.в. не исключает, если государство на это согласно, некоторых изъятии из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всей государственной территории или в некоторых районах этой территории. Такое согласие государства должно быть выражено в его законах или заключенных им международных договорах. Т.в. выражается тж. в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие его законам средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Однако, хотя действие законов государства может распространяться за пределы его территории, в т. ч. на его граждан, находящихся на иностранной территории, тем не менее, применение средств властного принуждения на иностранной территории не может иметь место, если международным договором в порядке исключения не установлено иное. Понятие *Т.в.* шире понятия *юрисдикция государства* , поскольку, охватывая последнее, оно выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

составная часть принципа государственного суверенитета, означающая, что власть, осуществляемая государством в пределах своей территории, является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории, где исключается деятельность публичной власти др. государства. Высшая власть государства в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также лиц без гражданства, находящихся в пределах территорий данного государства. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

осуществление государством в пределах своей высшей власти по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории, независимо от граж. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО — осуществление государством в пределах своей высшей власти по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории, независимо от гражданства (национальности юридического лица). Понятие Т.в. шире понятия юрисдикция государства-, поскольку (охватывая последнее) выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах (законодательной, исполнительной, административной и судебной).

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО -осуществление государством в пределах своей высшей власти по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории, независимо от гражданства (национальности юридического лица). Понятие "Т.в." шире понятия "юрисдикция государства-", поскольку (охватывая последнее) выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах (законодательной, исполнительной, административной и судебной).
. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

невозможность изменения территории государства или субъекта федерации без их согласия. В Конституции РФ принцип Т. в. отражен в ст. 4, согласно которой. смотреть

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Комментарий к Ст. 4 Конституции Российской Федерации

Государственный суверенитет является необходимым признаком и условием существования государства как такового и выступает в качестве конституционного принципа, обеспечивающего функционирование всех конституционных институтов.

Его значение состоит в том, что власть государства распространяется на всю его территорию, и никакое другое государство не обладает в его отношении какими-либо полномочиями.

Юридический аспект государственного суверенитета Российской Федерации выражается в установлении принципа верховенства федерального законодательства на всей территории страны.

Часть 1. Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией в качестве одной из основ конституционного строя.

В Постановлении КС РФ от 07.06.2000 N 10-П дано нормативное определение этого конституционного понятия: суверенитет, предполагающий, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Демократизация общества, государственных и общественных институтов привнесла существенные новации в представление о суверенитете. С демократическим видением организации социума несовместима доктрина так называемого абсолютного суверенитета, по которой суверен не ответствен и не несет никаких обязанностей.

Фундаментальный принцип конституционного статуса законодательной, исполнительной и судебной власти заключается в признании и конституционном закреплении доминирующего положения в обществе и государстве народа, выступающего в качестве особой юридической личности, которая стоит над всеми властями и обладает первоначальным и неотчуждаемым верховенством, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (см. комментарий к ст. 3).

В силу этого источником государственного суверенитета является суверенитет многонационального народа России, который, принимая Конституцию и сохраняя за собой учредительную власть, определяет пределы учреждаемой ею государственной власти, возлагаемые на государство обязанности перед народом, различными социальными структурами, личностью и пр.

Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти РФ. Территориальное верховенство государственной власти выражается в том, что в пределах территории РФ не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля.

Данное положение означает также неделимость суверенитета РФ. Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета помимо суверенитета РФ.

Суверенитет РФ, в силу Конституции, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ.

Именно Российская Федерация выступает в качестве единого и единственного суверена, обладающего неотчуждаемым верховенством на всей территории РФ, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (см. комментарий к ст. 67).

Таким образом, государственный суверенитет не делится между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе претендующими на суверенный статус.

Конституция связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.

Содержащееся в Конституции решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации.

Федеративное устройство России, с одной стороны, служит сохранению многообразия различных регионов, включая национальную государственность различных этносов, при безусловном характере общефедерального единства, с другой - выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий по вертикали - между Федерацией и ее субъектами.

Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию является основой независимости России в международных отношениях. Территориальное верховенство государства проявляется по отношению к остальным государствам и иным субъектам международно-правовых отношений в пределах принадлежащей каждому суверенному государству сферы свободной деятельности.

Суверенитет государств выражается также в том, что в рамках международного права все государства имеют равные права и обязанности. В связи с этим на государства накладывается обязанность уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и другим общепризнанным принципам и нормам.

Важной качественной характеристикой государственного суверенитета является то, что границы государств могут изменяться в соответствии с международным правом мирным путем и по договоренности. Государственный суверенитет характеризуется также правом государств по своему усмотрению принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками союзных договоров.

Принцип территориальности определяется международно-правовым принципом территориального верховенства государства над своей территорией. Территориальное верховенство - неотъемлемая часть государственного суверенитета, его материальное воплощение, которое означает, во-первых, что власть государства, в том числе в сфере налогообложения, является высшей властью по отношению ко всем лицам, находящимся на его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства. [4]

В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами. [5]

Неограниченное властвование гос-ва над определенной территорией ( территориальное верховенство ) составляет часть гос. Нарушение или изменение границ гос-ва вопреки его воле представляет собой аннексию, нарушение принципа самоопределения народа. [6]

Советское государство, регулируя земельные отношения, выступает одновременно и как политический суверен власти, осуществляя территориальное верховенство , и как носитель права собственности на землю, осуществляя свои правомочия собственника. Территория - земля в Советском государстве является не только пространственным пределом политической власти, но и базой коммунистического строительства. Выступая как полновластный хозяин территории - земли, Советское государство в плановом порядке распоряжается ею в общенародных интересах, в интересах расширенного социалистического воспроизводства. Однако не следует смешивать, а тем более отождествлять, правомочия Советского государства как суверена политической власти и как собственника земли. [7]

УВАЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА ПРИНЦИП - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориального верховенства и территориальной целостности, равноправия с др. государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, обязанности уважать суверенитет др. государств и строить отношения с ними в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. [8]

Принцип территориальности определяется международно-правовым принципом территориального верховенства государства над своей территорией. Территориальное верховенство - неотъемлемая часть государственного суверенитета, его материальное воплощение, которое означает, во-первых, что власть государства, в том числе в сфере налогообложения, является высшей властью по отношению ко всем лицам, находящимся на его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства. [9]

Переходя теперь к вопросу о действии закона в отношении к лицам, мы замечаем, что и в этом случае действие закона определяется теми же началами, какие были указаны по отношению к месту. Это, с одной стороны, принцип территориального верховенства государства , с другой - ограничивающие этот принцип требования международного общения. Обязанность эта распространяется как на подданных, так и на иностранцев. Последние, пользуясь защитой закона того государства, в котором они проживают, тем самым как бы берут на себя обязанность подчиняться государственным предписаниям. [10]

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - часть земного шара, включая сушу, воды и воздушное пространство над ними, находящаяся в границах государства и под его суверенитетом. Исключительное господство государства над своей территорией называется, территориальным верховенством , которое составляет органическую часть государственного суверенитета. [11]

Любые изменения линии границы могут происходить лишь по договоренности сопредельных государств и в соответствии с международным правом. В силу своего суверенитета и, в частности, территориального верховенства каждое государство самостоятельно устанавливает порядок пересечения его границы гражданами, транспортом и грузами или такой порядок устанавливается по соглашению заинтересованных государств с учетом принципов и норм международного права. [12]

Внешние пределы Т.г. обозначаются линией границы государственной, устанавливаемой в соответствии с заключаемыми между сопредельными странами соглашениями либо на основе исторически сложившихся традиций. Государство обладает верховенством в отношении принадлежащей ему территории ( см. Территориальное верховенство ); использование Т.г. иностранными лицами невозможно без согласия данного территориального суверена. [13]

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства , государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. [14]

Империалистические державы добились тогда от Китая обязательства, что квартал, занятый миссиями, будет рассматриваться как специально предоставленный для их пользования и подчиненный их собственной полиции; китайские граждане не имели права там проживать. За каждой миссией было признано право содержать в этом квартале свою стражу для обороны. Эта привилегия служила источником многочисленных злоупотреблений и в конце концов исчезла из международного обихода, как противоречащая принципу территориального верховенства государства . СССР был первой страной, отказавшейся от прав и привилегий К. [15]

Читайте также: