Со скольки лет можно отдать ребенка в школу по закону 2021 год

Обновлено: 02.07.2024

Современное поколение детей, несомненно, отличается от предыдущего. Вполне вероятно, что ваш малыш обладает удивительными способностями – уже в дошкольном возрасте он умеет читать, считать и даже писать. И кажется, что в детском саду (или дома) еще целый год ему будет скучно – пришло время учиться! Но есть одна загвоздка: вашему сыну или дочке еще нет 7 лет, а ведь именно этот возраст считается стандартным для поступления в 1 класс. Другая ситуация: ребенку почти 7, он много знает и умеет, но психологически еще явно не готов к учебе. А на будущий год ему будет уже почти 8. Не поздновато ли для зачисления в школу? Для родителей мальчиков завершение учебы в 18 лет кажется страшным сном – что, если ребенка заберут в армию прямо со школьной скамьи? С другой стороны, не хочется отбирать у малыша целый год беззаботного детства… Что же делать?

В каком возрасте ребенок должен идти в школу по закону?

Прежде чем размышлять о психологических аспектах начала учебной жизни, давайте разберемся, с какого возраста детей принимают в первый класс школы по российскому законодательству.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

! Таким образом, по закону дети должны идти в первый класс в возрасте 6,5-8 лет, поэтому родителям следует ориентироваться на эти возрастные рамки.

! Таким образом, у каждой семьи, независимо от того, в какое время года родился ребенок, по сути, есть право выбора между двумя вариантами: отдавать его в школу в 6,5-7,5 лет или в 7-8 лет. И решение порой принять бывает очень непросто.

Как понять, пора ли отдавать ребенка в школу?

На готовность к школе и последующую успешность в учебе влияет ряд факторов, которые следует оценить, принимая решение о возрасте для поступления в первый класс.

1. Интеллектуальное развитие – важный момент в деле подготовки к школе. Родителям следует обратить внимание на то, насколько развиты у ребенка речь, внимание, память и мышление, а также на уровень соответствия определенным дидактическим требованиям к первоклассникам.

Малышу легко будет учиться в первом классе, если он:

Уповать полностью на школу в деле обучения тоже не следует. Базовый уровень знаний позволит ребенку легче адаптироваться. Поэтому умение читать к первому классу – навык необязательный, но все-таки желательный.

Подробнее о школьных требованиях к знаниям ребенка читайте в нашей статье Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

2. Эмоциональная зрелость характеризует наличие у ребенка собранности, взвешенности в действиях, умения сначала подумать, а потом уже делать. Высокий уровень интеллектуальных способностей может стать для родителей причиной, чтобы отдать ребенка учиться как можно раньше. Но если он еще не дозрел до учебы эмоционально, в перспективе это может принести серьезные психологические проблемы.

4. Физиологическая зрелость и состояние здоровья. Перед тем, как отдавать ребенка в первый класс, необходимо оценить, насколько зрелой является его нервная система. В случае слишком раннего отправления в школу высидеть целый урок для малыша может быть просто невыполнимой задачей. Педиатры считают, что ребенок с точки зрения физиологии является достаточно зрелым для школы, если он:

  • легко дотягивается сзади рукой до верхушки противоположного уха;
  • имеет сформированные коленные чашечки и суставы пальцев, хорошо выраженную арку стопы;
  • начал терять молочные зубы;
  • умеет прыгать на одной ноге;
  • с легкостью ловит и бросает мяч;
  • отводит большой палец при рукопожатии.

В отношении развития следует также учитывать уровень развития мелкой моторики: умение резать ножницами, работать с пластилином, выполнять движения пальчиковых игр, застегивать молнию и шнуровать ботинки.

Важным фактором является и общее состояние здоровья. Часто ли ребенок болеет (часто – это 8 и более раз в году)? Есть ли у него хронические заболевания? Ваш лечащий врач посоветует, стоит ли повременить с учебой, если есть такая возможность. Каким бы не было здоровье ребенка, перед началом школьной жизни займитесь его укреплением: проведите лето на природе, съездите на море, внимательнее отнеситесь к качеству питания, вплотную займитесь лечением хронических болезней, если они имеются.

5. Коммуникативные навыки . Для первоклассника важно не только желание общаться, налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, дружить, но и обладание определенными умениями в этом отношении и адекватная самооценка. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя комфортно вне привычной домашней обстановки.

6. Самостоятельность в школе, очевидно, является необходимостью. Школьник должен уметь сам справляться со своей одеждой и обувью: одеваться, раздеваться, застегивать молнии и пуговицы, переобуваться, завязывать шнурки. Посещение общественного туалета тоже не должно быть для него стрессом.

7. Пол ребенка оказывает существенное влияние на легкость и комфортность погружения ребенка в школьную среду. Многие родители при принятии решения о школе руководствуются вполне понятными мотивами: мальчиков хотят отдать учиться пораньше, чтобы они смогли потом поступить в институт, а девочек жалеют и оставляют им еще один год детства. Хотя в реальности девочки созревают для учебы (ответственности, дисциплины и спокойного нахождения на одном месте в течение 40 минут) намного раньше мальчиков. И это притом, что активность, важная в учебе, и стремление к новому – а школа в общем-то и является таким вот новым и интересным местом – в принципе больше в стиле мальчишек.

Девочки обычно лучше, чем мальчики, готовы к школе в интеллектуальном и эмоциональном плане: они более податливы, контактны, послушны, общительны, способны подстраиваться под ситуацию и меняться сами.

Немаловажным фактором отличия детей в плане учебы является разная скорость созревания полушарий. Считается, что у девочек быстрее, чем у мальчиков, развивается левое полушарие, связанное с речью и появляющимися на ее фоне психическими функциями. В начальной и средней школе девочкам учиться чаще всего легче. У мальчиков раньше формируется правое полушарие, ответственное за пространственно-временную ориентацию, но это не столь важная функция в условиях школы.

В связи со столь разными психофизиологическими особенностями не является удивительным тот факт, что мальчики к концу первого класса утомлены в 6 раз больше, чем девочки.

8. Тревожность ребенка – личностная особенность, которая напрямую влияет на школьную успеваемость. Причем неодинаково на мальчиков и на девочек. Мальчики, чья тревожность несколько выше средней (но не граничит с постоянной паникой и смятением), всерьез переживают об оценках, о своем статусе школьника, почти взрослого человека. Они не хотят подорвать доверие родителей и получить замечание от учителя. Всё это стимулирует их к хорошей учебе. А с девочками ситуация другая. Лучшие ученицы имеют тревожность ниже средней. Объясняется это следующим образом: девочка, которая склонна к переживаниям, больше всего озабочена отношениями с другими учениками, а на учебу моральных сил у нее остается меньше, чем необходимо.

9. Темперамент первоклассника во многом определяет успешность школьного обучения. Как показывает практика, сложнее всего в школе приходится девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Эти дети зачастую не соответствуют стереотипным представлениям учителей о том, как надо себя вести, будучи представителем определенного пола.

Девочкам-холерикам в силу собственной бойкости, беспокойности и непоседливости бывает крайне сложно выдерживать целых 40 минут на одном месте. А активное отстаивание своей правоты в детских ссорах, причем иногда даже в драке, в школе, как вы сами понимаете, не слишком одобряется.

Самый легкий в обучении темперамент – это сангвиник, особенно удачен он для мальчиков. Таких детей любят учителя, потому что они практически не доставляют проблем. Любознательные и общительные, не слишком тревожные, дети-сангвиники легко вписываются в школьную жизнь.

Тип темперамента особенно важен в начальной школе. Впоследствии он перестает быть существенным фактором успешности в учебе – определяющими становятся другие качества.

Оценить готовность ребенка к школе вам помогут специалисты. Обсудите с врачом здоровье малыша и физиологическую зрелость. Детский психолог и воспитатель в детском саду (или учитель подготовительного класса) охарактеризуют степень интеллектуальной и эмоциональной зрелости, коммуникативные способности и уровень мотивации к учебе. И конечно, никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы сами – окончательное решение о приеме в школу остается за родителями.

С детьми, которым исполнилось 7 лет в июле-августе, кажется, проще всего: пора в школу, какие могут быть сомнения. Но если специалисты указывают вам на какие-то причины, по которым учебу лучше пока отложить, возможно, стоит подумать об альтернативных вариантах (например, обучение дома).

В каких случаях лучше повременить с поступлением в школу?

  • отсутствие мотивации к учебе, явное предпочтение игры обучению;
  • появление в доме новорожденного одновременно с поступлением ребенка в 1 класс;
  • тяжелый период в жизни семьи (ссоры, развод, безденежье и др.).
  • большое количество взрослых, участвующих в жизни ребенка (это чревато излишним прессингом на малыша);
  • выбор родителями для обучения гимназии, частной школы или лицея с высокими требованиями программы, необходимостью ежедневных (возможно, длительных) поездок туда и обратно.
  • психические заболевания;
  • недавно перенесенные травмы головного мозга, позвоночника;
  • хронические болезни;
  • слабый иммунитет.

А что, если ребенок пойдет в школу в 8 лет?

Возраст 6,5-7 лет не зря считается идеальным для начала школьной жизни. Специалисты по детскому развитию утверждают, что именно в этом возрасте ребенок начинает постепенно менять свой круг интересов с игровой деятельности на познавательную.

Когда нужно задумываться о готовности ребенка к поступлению в 1 класс?

! Таким образом, общение со специалистом желательно наметить на ноябрь-декабрь. Раньше – вряд ли имеет смысл: дети в этом возрасте быстро развиваются, и несколько месяцев могут менять их радикально. Если вы спохватитесь уже весной, есть вероятность, что психолог скажет о необходимости работы в каком-то направлении, а времени на это уже будет недостаточно. К тому же, подача документов в школы начинается уже 1 апреля, и это тоже является стимулом раньше задуматься о готовности ребенка к учебе.

Решение о возрасте, в котором ребенок отправится в первый класс – очень серьезное и ответственное. Если вы решили, что время пришло, сделайте первый учебный день малыша настоящим праздником! Украсьте комнату, приготовьте торт и отметьте важное событие всей семьей. В жизни ребенка начинается важный этап ответственной, самостоятельной жизни, полной побед и достижений.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

2. Действовать по образцу.

4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.

5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).

7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.

9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

11. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

12. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

13. Ориентироваться во времени.

14. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха.

! Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.


Образование

Многих родителей волнует вопрос: во сколько лет лучше всего отдавать ребенка в школу? Согласно законодательства, родители обязаны отдать малыша в школу до исполнения ему 8 лет. Однако, с шести или с семи лет отдавать ребенка в первый класс, решают родители и педагогическая комиссия, которая беседует с детьми в школе при подаче заявления о приеме. Мам и пап заботит аспект готовности ребенка переносить повышенные нагрузки: справится ли он морально и физически. Выдержит ли организм ребенка, не произойдет ли нервный срыв – зависит как от родителей, так и от педагогов.

ребенок в школе

Время оформления родителями ребенка в школу

Существуют временные рамки подачи заявления в школу родителями. Чаще всего детей желают отдать в школу, находящуюся недалеко от дома. Но, иногда родителями двигают другие моменты: выбор престижной школы, недалеко от работы, чтобы контролировать малыша и прочие.

Если ребенка решили отдать в школу по месту прописки и проживания, то о подаче заявления следует побеспокоиться еще в марте, но не позднее июня, пока начнут формировать классы. В случае поступления первоклашки в школу не по месту прописки, его будут записывать в августе.

Вместе с заявлением необходимо собрать пакет документов, куда войдут:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорта обоих родителей;
  • справка или отметка в паспорте о гражданстве родителей;
  • ксерокопия медицинского полиса;
  • справка о прививках, сделанных ребенку в поликлинике;
  • медицинская карточка первоклашки.

В настоящее время можно оформить ребенка в школу через интернет. Но, все же родители должны посетить школу, чтобы окончательно выяснить все нюансы приема и требования к ребенку и родителям.

ребенок в школе

Оптимальный возраст ребенка, чтобы отдать его в школу

Считается, что ребенок вполне подготовлен к школе, если:

  • выучил алфавит и составляет слова;
  • может считать и решать самые элементарные примеры;
  • говорит внятно, без дефектов;
  • владеет информацией о своей семье и ее членах;
  • может назвать адрес проживания;
  • знаком с правилами дорожного движения;
  • обладает приличными манерами в общении с людьми;
  • проявляет самостоятельность и усидчивость.

ребенок в школе

Если ребенок слаб здоровьем

Иммунитет ребенка должен позволять бороться с вирусными и инфекционными заболеваниями. Если у него ослабленный иммунитет, то малыш будет постоянно болеть и может отставать в учебе. В таких случаях, родители рекомендуют мама отдавать ребенка не в раннем детстве, а хотя бы с 7 лет, закаляя его организм.

Какой уровень развития ребенка говорит о его готовности к школе

Тестируя ребенка на готовность к поступлению в первый класс, учителя рассматривают следующие аспекты его поведения:

  • легкость в общении со сверстниками и взрослыми, коммуникабельность;
  • умение использовать в разговоре синонимы;
  • усидчивость малыша;
  • наличие богатого словарного запаса;
  • скорость чтения составляет не менее 8 слов в минуту;
  • концентрация внимания на учителе;
  • умение сочинять небольшие рассказы, глядя на предложенные картинки.

ребенок в школе

Причины, чтобы не отдавать ребенка в школу в 7 лет

Хоть и общепризнанно, что оптимальный возраст отдавать ребенка в садик – 7 лет, но каждый ребенок развивается индивидуально. Кто-то в возрасте 6 лет знает и умеет значительно больше, чем восьмилетние дети. Но, есть категория детей, которых не следует торопиться отдавать в школу. Для них возраст в 8 лет станет наиболее подходящим.

Причинами к такому позднему оформлению детей в школу могут стать следующие:

  • повышенная активность;
  • невнятная речь;
  • отставание в психическом развитии;
  • эмоциональная неготовность;
  • ослабленный иммунитет.

ребенок в школе

Когда можно отдать ребенка в школу: мнение врачей

Составить представление о развитии ребенка и написать заключение о его готовности к учебе врачи могут при условии:

  • ребенка не обескураживает просьба достать правое ухо пальцами левой руки, заведя ее над головой;
  • здороваясь за руку, он поднимает большой палец руки вверх;
  • устойчиво стоит на одной ножке;
  • прыгает через скакалку;
  • бросает мяч и ловит его;
  • хорошо координирует свои движения.

Когда лучше отдать ребенка в школу: мнение психологов

Детские психологи выдвигают свои параметры готовности малыша для оформления его в первый класс:

  • навыки свободного общения, как с взрослыми людьми, так и с детьми;
  • умение самостоятельно одеваться, кушать, причесывать волосы;
  • свободное ориентирование в пространстве.

ребенок в школе

Малыши любознательны от природы, поэтому они будут с упоением изучать здание школы: входы, выходы из него, наличие кабинетов, залов для физкультуры, мастерских по труду и прочее. Их умение ориентироваться в пространстве поможет им не теряться в просторной школе, а быстро находить выход из здания.

Навыки свободного общения со взрослыми помогут узнавать интересующую их информацию. Коммуникабельность и доброжелательность позволяют подружиться с одноклассниками, найти общие интересы.

Дети должны, отправляясь в школу, научиться быть самостоятельными, а не зависеть от мам и бабушек. Ведь перед началом урока физкультуры они должны переодеваться в спортивную форму, а после урока вновь облачаться в школьную форму. А это делается в условиях ограниченного времени.

дети занятия

Психологи предупреждают мам и пап, что они не должны первоклассников постоянно ругать за невыполненные задания, плохие отметки или рассеянность. Так вы нанесете непоправимую травму детской психике, которую трудно будет вылечить.

Взрослым, проживающим в одном доме с первоклассником, нужно набраться терпения и помочь малышу влиться в новый коллектив и новый уклад жизни.

Можно ли трехлетнего карапуза научить грамоте, музыке и хореографии (а попутно он еще должен выучить несколько иностранных языков)? Что там еще в планах у родителей на будущее ребенка (заметьте не на свое)? Все ли дети талантливы, чтобы в 5 лет идти в первый класс? Что их ожидает при таких переменах? Постараемся сегодня найти ответы на эти вопросы.

С какого возраста отдавать ребенка в школу?

Начальная школа за год для не вундеркинда – это реально?

Конечно, есть науки, для которых нужен только талант. Невозможно сделать из ребенка пианиста, фигуриста, художника, если у него нет для этого особенных способностей. Но каждый человек способен освоить базовый уровень знаний по математике, чтению, письму и т.д.

Обучение с семилетнего возраста было введено 90 лет назад – в 1930 году, когда РСФСР была не самой образованной страной в мире, пережившей с начала прошлого века несколько революций, первую мировую и гражданскую войну. В то время мало кто из взрослых умел читать и писать. Сегодня в России остались только единицы неграмотных людей. В распоряжении молодых все средства современной коммуникации, технологий и, самое главное – обязательное среднее образование. А в первый класс, по-прежнему, дети идут с шести-семи лет. При этом многие первоклашки уже умеют очень пристойно читать, писать и считать. То есть, основная задача начальной школы уже осилена без помощи школы.


Но правила установлены не нами, и пока их никто менять не планирует. Попробуем изменить то, что в наших силах. Обучение детей раннего возраста возможно, с учетом возрастных особенностей психики:

Суммируем: внимание трехлетнего ребенка непроизвольно, память непосредственна, мышление – наглядно-действенное, а воображение только начинает развиваться, в игре.

Кроме опоры на возрастные психологические особенности, как основы организации обучения, необходимо руководствоваться знаниями о структуре и механизмах работы человеческой памяти.

В соединении, знания возрастных особенностей и функционирования памяти обеспечивают успешное обучение детей дошкольного возраста.


Важно помнить, что в этот период, несмотря на желание ребенка подражать взрослым, нельзя перегружать его. Умственная работа даже у взрослого человека требует расхода 25% всей энергии, необходимой для обеспечения жизнедеятельности организма. У малышей этот показатель намного выше, так как им, кроме физиологических потребностей, дополнительно необходимо расходовать энергию на социализацию, приобретение навыков самообслуживания, правил поведения, развитие моторики, знакомство с окружающим миром. В этой связи, переутомление малыша может привести к крайне отрицательным последствиям, физическим и психологическим.

В большинстве стран мира обучение в школе начинается с 6 лет, и давно не вызывает вопросов, с какого возраста обучать ребенка. А на туманном Альбионе и в бывшей колонии англичан – Индии, обучение начинается с 3-4 лет. Правда, в Англии столь раннее начало школьной жизни проходит в специализированных частных школах.

Выходит, что в раннем обучении детей нет ничего особенного.

Дети взрослым – не игрушка


Теперь – другие возможные варианты дальнейшего развития событий в жизни малыша.

  • Раннее обучение дается ребенку легко и естественно: он окружен близкими людьми, обучается в игре, на сплошном позитиве, в отличие от школьных уроков, где ему придется усваивать новые правила поведения, привыкать к дисциплине и требованиям, к новому окружению и т.д.
  • В 3 года начинается формирование личности, и этому способствуют индивидуальные занятия, при которых все внимание взрослых сосредоточено на одном ребенке.
  • Он учится в комфортной среде, под одобрительными взглядами любящих взрослых, что упрощает запоминание, стимулирует к дальнейшему усвоению знаний. В классе личностные качества, в какой-то степени, подавляются, чтобы обеспечить порядок и дисциплину на уроке. На перемене, в общении со сверстниками свобода проявления личностных качеств – тоже относительна, так как малыш учится взаимодействию с коллективом, что значительно увеличивает эмоциональную нагрузку, одновременно отвлекая от учебного процесса.
  • В первом классе освобождается время на выполнение домашних заданий, поскольку программа начальной школы уже усвоена, и ребенка можно обучать дополнительно в музыкальной, художественной, спортивной школе.

Читайте также: