Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей

Обновлено: 13.06.2024

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:

  • жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)
  • знать своих родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ)
  • на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
  • на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
  • выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ)
  • на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ)
  • право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.

К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:

  • родители (один из них)
  • лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель)
  • органы опеки и попечительства
  • инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокурор
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Уполномоченный по правам человека
  • фактические воспитатели
  • лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка
  • иные лица и органы, на которых законом РФ возложена обязанность по участию в осуществлении, охране и защите прав ребенка.

При этом объем полномочий у лиц указанных выше различается.

К примеру, наиболее широким кругом полномочий обладают родители и усыновители. Данные лица вправе осуществить любое право ребенка, которое он не может самостоятельно реализовать.

В свою очередь объем полномочий опекунов, попечителей, приемных родителей меньше объема полномочий родителей и/или усыновителей.

Эти лица действуют в пределах законодательства и договора, заключенного с органами опеки и попечительства или учредителем доверительного управления.

Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:

  • при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
  • в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
  • в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
  • в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).

Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.

В частности существует ряд сделок, заключение которых невозможно без одобрения органов опеки и попечительства (ст. 53 ГК РФ, ст. 121 СК РФ), и которые направлены:

  • на отчуждение недвижимого имущества, совладельцем которого является ребенок
  • на изменение жилищных условий ребенка
  • на залог недвижимого имущества принадлежащего ребенку
  • на сдачу в аренду или наем, а также на предоставление в безвозмездное пользование третьим лицам жилья, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку
  • на отказ от наследства, принадлежащего несовершеннолетнему
  • на операции купли-продажи имущества, принадлежащего ребенку-сироте
  • на операции купли-продажи недвижимости, совладельцем которой является ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ
  • а также на иные действия, связанные с уменьшением имущества несовершеннолетнего.

Нарушение процедуры получения разрешения органов опеки и попечительства или игнорирование мнения данных органов со стороны родителей/опекунов, предоставляет право органам опеки или попечительства, либо прокурору обратиться в суд с требованием о признании данных сделок недействительными, с применением реституции, в виде возвращения отчужденного имущества в собственность несовершеннолетнего.

Кроме того органы опеки и попечительства и прокурор также наделены правом предъявления требования в суд о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:

  • об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
  • о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах
  • об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав
  • об установлении усыновления ребенка
  • об отмене усыновления ребенка.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание. Дети также имеют право на воспитание своими родителями, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства.

Подавляющее большинство родителей любит своих детей, заботится о них, стараясь хорошо воспитать, привить разнообразные жизненно необходимые навыки и дать наилучшее образование.

При этом, не задумываясь, что они исполняют обязанности родителей в соответствии с требованиями законодательства.

Забота о детях – конституционная обязанность папы и мамы.

Родительские обязанности регламентированы Семейным кодексом Российской Федерации, в котором разъясняется сущность прав и обязанностей родителей в разных жизненных обстоятельствах.

В России органами государственной власти уделяется большое внимание воспитанию молодого поколения, но, несмотря на принимаемые государством меры, вопрос ответственности родителей, осознания ими важности семейных ценностей в воспитании детей остается, по-прежнему, актуальным.

Вместе с тем, родитель обязан не только обеспечить получение детьми общего образования, но и соблюдение ими правил внутреннего распорядка школы, правил проживания детей в интернатах, установленных требований к режиму и порядку занятий в учебном заведении.

Законом также определена обязанность родителей по воспитанию ребенка. Поэтому семья рассматривается как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение детей навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя. Воспитание ребенка – задача непростая, требующая затрат времени, труда, души, но без этого желаемого результата просто не достичь.

Еще одна обязанность, подразумевающая обеспечение не достигших совершеннолетия детей их родителями – содержание детей. Это относится не только к питанию и одежде, но и к игрушкам, лечению, отдыху, образованию в соответствии с возрастными потребностями.

Большинство семей выполняют свои обязанности по отношению к детям в соответствии с собственными представлениями о воспитании и образовании детей. Поэтому иногда родительские обязанности выполняются ненадлежащим образом. Так, если ребенок не посещает школу, регулярное убегает из дома или совершает противоправные действия, то это серьезно грозит для родителей административно-правовой ответственностью.

Каковы же правовые последствия ненадлежащего исполнения мамами и папами родительских обязанностей?

Те из родителей, кто ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по отношению к детям, не достигшим 18 лет, подпадают под административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Это поначалу предупреждение или, как в указанном примере, наложение штрафа.

Если же неисполнение родительского долга отягощено жестокостью, то наступает уже более серьезная ответственность. В этом случае предусмотрено уголовное наказание в виде очень крупного штрафа, или отработкой обязательного срока до 440 часов, или до 2-х лет исправительных работ либо 3-х лет принудительных работ.

В отдельных ситуациях закон предусматривает даже лишение родителя свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или иного члена семьи.

Компетентными органами может быть принято решение об ограничении прав родителей, когда имеет место реальная угроза жизни или воспитанию несовершеннолетнего, исходящая от поведения мамы или папы.

Кто же в нашем государстве обеспечивает защиту прав ребенка и его законных интересов?

Прежде всего, это органы опеки и попечительства, которые следят за тем, как родителями исполняется их долг перед своими детьми, которым нет еще 18 лет. Сотрудники органа опеки имеют полномочия не только назначать опекунов, но и решают вопросы устройства несовершеннолетних в образовательные, медицинские и иные организации. В судебных разбирательствах работники органов опеки и попечительства стоят на страже интересов ребенка и имеют решающее право голоса на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, отстаивая их интересы.

Правоохранительные органы также контролируют соблюдение прав ребенка и выявляют очаги неблагополучия, где зачастую находятся дети, оставшиеся без родительского внимания.

Безусловно, большую роль в выявлении неблагополучных семей, где дети подвергаются насилию, не накормлены и не обеспечены самым необходимым, где родители пьют или ведут асоциальный образ жизни, играют общественность и образовательные организации.

Вовремя обратить внимание на такую семью, когда ребенок не успел окончательно потерять интерес к нормальной жизни, могут помочь и детские сады, и школы, и небезразличные соседи, и внимательный участковый полиции.

Профилактические меры могут дать положительные результаты только тогда, когда проблема еще не приобрела необратимый характер, тогда можно обойтись без жестких мер к родителям, отклонившимся от главного курса свой жизни – воспитания и обеспечения детей.

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.

Задачи:

довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;

пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Подготовка к собранию:

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Для начала возьмите, пожалуйста, чистый лист бумаги и ручку. Напишите, какие обязанности есть у вашего ребенка?

А теперь переверните лист на другую сторону и напишите, какие права, по вашему мнению, имеет сын или дочь.

Что было легче перечислять: права или обязанности? Сколько обязанностей вы перечислили? А сколько прав? Кто мог бы зачитать, что он написал об обязанностях?

А какие права вы предоставляете своему ребенку? Кто прочитает свою запись?

Получается, что прав у наших детей гораздо меньше, чем обязанностей. Почему? Мы не хотим признавать права за нашим ребенком? Или же мы их просто не знаем?

Наша встреча поможет ответить на этот вопрос.

«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы - права родителей. И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей.

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

1 цветок – права детей

2 цветок – обязанности родителей.

Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее подумайте, можно ли еще кое-что улучшить?

Мы много с вами сегодня говорили о наших правах и обязанностях, о том, что должны развивать в наших детях чувство ответственности, и начинать, конечно же, с самих себя.

Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 54 СК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию "ребенок", закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка.

Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Следует отметить, что понятие "ребенок" неоднозначно. Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. ст. 21, 26 - 28 ГК РФ и зависит от возраста ребенка, а также соответствующими статьями СК РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак - п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация - ст. 27 ГК РФ) не означает, что несовершеннолетнего нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе, например при прекращении алиментных обязательств родителей и детей (см., например, комментарий к ст. 120 СК РФ). Вместе с тем полагаем, что следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что понятия, применяемые в СК РФ и ГК РФ: "несовершеннолетний" и "ребенок", - не всегда следует рассматривать как тождественные, поскольку первое должно связываться только с возрастом субъекта, второе - указывать на отсутствие у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве .

См.: Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в РФ: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 18.

Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя .

См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 154.

Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:

- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

- право на защиту (ст. 56 СК РФ);

- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

2. Поскольку в семье закладываются предпосылки нормального развития ребенка как личности, его духовного и нравственного созревания, п. 2 комментируемой статьи закрепляет, что одним из важных прав, гарантированных ребенку, является право жить и воспитываться в семье. Предоставленное ребенку право означает, что ребенок может проживать вместе со своими родителями, что согласуется с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. По достижении 14-летнего возраста несовершеннолетние с согласия своих законных представителей вправе избирать место своего жительства. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей.

Если соглашение между родителями, с кем из них будет проживать ребенок, не достигнуто, данный спор разрешается в судебном порядке (см. комментарий к ст. 65 СК РФ). Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье также включает в себя право ребенка знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на совместное с ними проживание; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей гарантировано ст. 7 Конвенции о правах ребенка. Оно тесно связано с правом ребенка на заботу родителей и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 47 СК РФ). Однако в силу различных причин данное право может быть ограничено, например, если ребенок найден или подкинут. Исключением также являются: тайна усыновления (см. комментарий к ст. 139 СК РФ), тайна применения методов искусственной репродукции человека (см. комментарий к ст. 52 СК РФ).

Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связаны с правом детей на совместное проживание с родителем, создающим наиболее благоприятные условия для проявления надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Полагаем, что забота родителей ребенка заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей). Однако право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77 СК РФ), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих полноценное в физическом и нравственном аспектах развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.

Согласно п. 2 комментируемой статьи, при отсутствии родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании их недееспособными и в иных случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ. При этом согласно ст. 123 СК РФ предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, таким как передача ребенка на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

конфликт воспитателя и родителей

Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка. В статье обсудим как воспитателю наладить отношения с родителями.

Почему появляются конфликты

Чаще всего инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии. Критика может быть объективной в случае, если воспитатель действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада. Обсудим самые популярные причины конфликтов и способы их предотвращения.

Родители требуют особого отношения к их ребенку, игнорируя общие правила детского сада

  • Почему вы уделяете мало времени моему ребенку?
  • Почему вы заставляете его кушать или не следите, чтобы он все съел?
  • Почему вы так мало или так много гуляете с детьми?”

Претензии родителей часто противоречивы. Родители не знают четких правил детского сада, прав воспитателей и своих прав в воспитательном процессе. Поэтому они хотят, чтобы воспитатель относился к их детям также, как относятся родители. В одной семье ребенок полдня проводит на свежем воздухе. А в другой семье он чаще сидит дома, чтобы с ним ничего не приключилось. Конечно, воспитателю не нужно разрываться и пытаться угодить каждому.

Нужно просто донести и обосновать родителям единые правила, которые используются в детском саду. Для этого в начале знакомства проводят родительское собрание. Основная задача собрания - убрать искажения между ожиданиями родителей и реальной работой воспитателей. Воспитатель рассказывает, какую роль играет детский сад в воспитании ребенка, какие методы он использует, и какая роль отводится родителям. И если родителю не подходят правила детского сада, они просто ведут своего ребенка в другое место.

К примеру, некоторые родители хотят, чтобы ребенок развивался без вмешательства взрослых и сам выбирал для себя занятия и их продолжительность. Тогда есть смысл вести ребенка в детский сад, который работает по методике Монтессори.

Несмотря на общие правила, воспитателю следует учитывать личные особенности детей, принципы его воспитания в семье и семейные ценности. Общайтесь об этом с родителями. Задавайте открытые вопросы, прислушивайтесь к просьбам и жалобам родителей. В основе этого взаимодействия должно лежать уважение к родителям и их семейным принципам. Если в семье принят жестко авторитарный режим, то мягкие просьбы не будут иметь никакого влияния на такого ребенка. Если в семье ребенок может выйти из-за стола, не притронувшись к еде, не нужно его заставлять все съедать в садике.

Но бывают ситуации, когда воспитатели не могут учитывать некоторые особенности. К примеру в семье ребенку уделают много внимания и постоянно его развлекают. В садике он в любом случае будет получать меньше внимания, потому что есть еще и другие дети. Любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальным детям в группе. А любые вопросы касаемо семьи не должны пересекать грань педагогического процесса и вмешиваться в дела семьи.

Ребенок получил травму или царапину

Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе. Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Воспитателю не следует принимать слова родителей на личный счет, потому что невозможно уследить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка. Нужно спокойно объяснить родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.

Воспитатель не умеет давать обратную связь родителям

  • Ваш ребенок совершенно невоспитанный
  • Вы неправильно воспитываете ребенка, делайте вот так
  • Сколько можно опаздывать на завтрак?!
  • На вашем месте я бы. ”

В паре “воспитатель-родитель” работник детского сада должен выступать лидером в силу своего опыта. Лидерство не подразумевает наставничество и поучения. Оно подразумевает спокойную реакцию на претензии, и умение преподнести проблемы без негатива. У воспитателя тоже достаточно причин высказать свое недовольство по отношению к родителям за то, что они:

  • неуважительно разговаривают,
  • не кладут детям запасную одежду,
  • не воспитывают детей дома,
  • нарушают режим, когда с опозданием приводят и забирают детей из садика.

Не стоит игнорировать эти проблемы, но и не выражайте их с негативом. Некоторые родители агрессивно воспринимают обратную связь о своих действиях или о поведении детей. Особенно, если воспитатель откровенно жалуется на ребенка и ставит ему диагнозы типа “Он совершенно невоспитанный”. Чтобы уменьшить негативный эффект, можно использовать технику “Я-высказывания”, о ней мы поговорим ниже.

Как построить диалог с родителями

Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей. Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

Т ехника “Я-высказывания”

Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

  1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
  2. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.”
  3. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
  4. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  5. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия.

Алгоритм взаимодейс твия с семьей

Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка - в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом.

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.

На каждом этапе общения желательно применять технику “Я-высказываний”, чтобы сформировать конструктивное обсуждение без эмоциональных споров.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Читайте также: