Обязано ли юридическое лицо обладать информацией о своих бенефициарных владельцах

Обновлено: 25.06.2024

Перспектива

  • обязанность юридических лиц устанавливать своих бенефициарных владельцев;
  • обязанность регулярно обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать эту информацию;
  • обязанность предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах по запросам Росфинмониторинга и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ.

Таким образом, после вступления закона в силу налоговики смогут получать информацию непосредственно от проверяемых организаций.

Зачем ищут

Практика показывает, что в ходе налоговых проверок повышенный интерес вызывают сделки налогоплательщика с контрагентами, которые тем или иным образом связаны с плательщиком. При описании подобных ситуаций налоговые органы и суды используют самые различные термины – аффилированные/взаимозависимые лица, подконтрольные организации, группы компаний и т.п. Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о том, что одна сторона сделки может прямо или косвенно контролировать действия другой, либо существует еще одно лицо, которое может контролировать (прямо или косвенно) действия обеих сторон. В российском налоговом законодательстве пороговое значение для признания наличия такого контроля установлено в размере 25% участия в капитале соответствующей организации (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Значит, если физическое прямо или косвенно владеет более 25% капитала организации, то это физическое лицо и есть конечный бенефициар этой организации.

Если налоговый орган установит конечного бенефициара, он сможет определить, являются ли плательщик и его контрагент взаимозависимыми лицами. А это в свою очередь расширяет возможности налоговых органов при доказывании получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Как ищут

В некоторых случаях, следуя по цепочке участников, налоговые органы могут увидеть, что в ЕГРЮЛ внесены сведения об иностранном юридическом лице. А о его участниках ничего не известно. В связи с этим при поиске конечного бенефициара возникает вопрос о получении необходимой информации от иностранных государственных органов.

Роль соглашений

Органы иностранного государства предоставят информацию, интересующую российских налоговиков, только при наличии соответствующего международного договора между РФ и соответствующим иностранным государством, который предусматривает такой обмен. Статья об обмене налоговой информацией есть в каждом соглашении об избежании двойного налогообложения.

Значение Конвенции

Получить информацию наша налоговая служба также может с помощью Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Действие Конвенции распространяется и на некоторые территории, подконтрольные Великобритании и Нидерландам, в частности, такие как: Ангилья, Аруба, Британские Виргинские острова, острова Кайман, Кюрасао и Сен-Мартен, Гибралтар, острова Гернси и Джерси, остров Мэн, острова Теркс и Кайокс. Все эти территории включены в Перечень офшорных зон (утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н). Понятно, что вопрос о получении российскими налоговыми органами информации из этих офшорных зон требует дополнительного анализа в каждом конкретном случае (какую информацию они будут представлять, в отношении каких налогов, за какие периоды и т.д.).

Конвенция предусматривает различные формы налоговой помощи, включая обмен информацией. Общий принцип состоит в том, что стороны обмениваются любыми сведениями, которые предположительно являются важными для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (ст. 4 Конвенции). В Конвенции сказано: если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого государства, недостаточно для удовлетворения запроса, это государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего государства запрашиваемой информацией.

У налоговиков теперь есть мощный инструмент, позволяющий получать информацию от иностранных налоговых органов по самому широкому кругу вопросов, имеющих значение для налогообложения в РФ. В том числе по конечным бенефициарам российских компаний.

Можете ли вы без подсказок ответить, кто такой бенефициар? Опрос среди людей, далеких от бизнеса и финансов, показал, что лишь 26 человек из 100 знают, кто это, хотя многие утверждают: слово им знакомо. Где вы могли о нем слышать, узнаете в нашей статье.

Русский язык изобилует заимствованными иностранными словами. Некоторые довольно быстро укореняются в повседневной речи и не вызывают вопросов, но в экономике и бизнесе существует много терминов, которые слышал каждый обыватель, но что они означают – знают далеко не все. Конечно, если не брать в расчет специалистов в этих областях.

Какие бывают бенефициары

Марина сдает квартиру в аренду за 20 тысяч рублей в месяц.

Алексей получил 800 тысяч рублей по завещанию двоюродной тети.

Кирилл открыл брокерский счет, купил акции на Московской Бирже, и теперь получает небольшие дивиденды каждые полгода.

Отметив свой восемнадцатый день рождения, Яна получила хорошую выплату по накопительному страхованию жизни.

А отец Есении открыл трастовый счет в банке, указав дочь в качестве получателя средств.

Что объединяет этих людей? Верно, все они – бенефициары.

  • сдающим в аренду имущество за деньги;
  • получающим выплату по договору страхования;
  • указанным банком-эмитентом в качестве получателя аккредитива;
  • получающим доход от ценных бумаг и долей в коммерческих организациях.

Этот список можно дополнить, записав в него всех, кто получает прибыль по договорам, долговым документам и т. д. Если вы откроете вклад в Совкомбанке на имя своего ребенка, он тоже будет выгодоприобретателем, а вы – вносителем.

Но чаще подразумевают реального собственника компании – того, кто фактически владеет бизнесом и влияет на принятие ключевых решений. При этом официально право собственности может принадлежать другому лицу (физическому или юридическому).

По степени прав на получение прибыли бенефициар может быть:

  • основным (иначе – бенефициарный владелец),
  • условным,
  • отзывным,
  • безотзывным.

Основной бенефициар – тот, под чьим контролем прямо или косвенно (через третьих лиц) находится от 25% активов компании. Также считается физическое или юридическое лицо, которое напрямую влияет на принятие решений в организации – выбор направления деятельности, вложения средств и т. д.

Он может быть привлечен к ответственности за решения руководства компании (например, к субсидиарной – во время процедуры банкротства).

Условный бенефициар – тот, кто становится получателем выгоды при наступлении условий, указанных в завещании, договоре страхования или по пенсионному счету, если основной владелец имущества пропал, умер или отказался от прибыли.

Отзывной – тот, кто указан в документах как выгодоприобретатель, но условиями предусмотрена возможность смены получателя платежа без его согласия.

Безотзывной – тот, кто указан в документах как выгодоприобретатель, без возможности изменения получателя прибыли без его согласия.

Как стать бенефициаром

В широком смысле бенефициаром является конечный получатель какой-либо прибыли. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.

К примеру, вы станете бенефициаром, если кто-то укажет вас как наследника в завещании или в качестве получателя выплат по договору страхования.

В инвестировании каждый акционер, обладающий пакетом ценных бумаг, – выгодоприобретатель. Откройте брокерский или индивидуальный инвестиционный счет, вложите деньги в ценные бумаги – теперь вы бенефициар.

Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет крупной долей активов компании

Если говорить о бизнесе, то выгодоприобретатель или учредитель не всегда будет бенефициаром, ведь под этим понятием обычно подразумевают владельца крупной доли компании (от 25%) или физическое лицо, которое имеет решающий голос при принятии ключевых решений. Причем конечный бенефициар может вообще не фигурировать, как акционер организации.

Как определить бенефициарного владельца

В нашем законодательстве это понятие зачастую используется в контексте налогового контроля и борьбы с отмыванием доходов.

В соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ юридическое лицо обязано идентифицировать бенефициарных владельцев бизнеса и хранить информацию о них в течение пяти лет.

Это не освобождает от необходимости установления и сбора данных о конечном владельце. Для этого организации направляют соответствующие запросы учредителям и акционерам, которые в ответ должны предоставить всю имеющуюся у них информацию.

В законе есть информация о том, что в такой ситуации это не считается нарушением законодательства о персональных данных. В случае, если основной бенефициар не будет установлен, им могут признать руководителя компании.

Если организации не известен конечный выгодоприобретатель, должны быть проведены мероприятия по установке личности бенефициара

Сведения о бенефициарных владельцах необходимо обновлять не реже одного раза в год. По запросу ФНС и Росфинмониторинга (в том числе их территориальных подразделений) организация обязана в течение пяти рабочих дней предоставить:

  • ФИО, гражданство и дату рождения бенефициара;
  • реквизиты паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты и вида на жительство, если бенефициар является гражданином другой страны;
  • адрес регистрации или пребывания;
  • ИНН (при наличии).

В противном случае организация будет привлечена к административной ответственности с наложением штрафа.

Информация о конечных бенефициарах публичных компаний должна содержаться в финансовой отчетности на сайте организации и специальных ресурсах.

При этом для получения прибыли могут заключаться различные соглашения. В качестве бенефициара может выступать физическое и юридическое лицо, которое в результате деятельности компании должно получить деньги или прибыль (выгоду, доходы). В частности, получение доходов возможно при владении акциями фирмы.

Информация о бенефициарах компании

Бенефициар, владеющий компанией, обязан представлять информацию о себе по запросам, направленным контролирующими органами, а также при заключении договоров и контрактов с предприятиями, собственником которых является государство.

Сбор этой информации необходим для получения сведений, касающихся наибольшей прозрачности деятельности самой компании и установления ее законных собственников. Справка, содержащая информацию о бенефициарах, также должна предоставляться банкам.

Обязанность по предоставлению указанной информации возложена на собственников компаний с 2013 года.

При непредоставлении этой информации компании могут отказать в сотрудничестве. Тогда возникнет больше сложностей, связанных с репутацией и гарантией прозрачности деятельности организации.

Наделение собственника лишь правом подписания документов будет служить основанием для возникновения особых подозрений. Поскольку в этом случае владелец будет считаться номинальным, а не истинным бенефициаром. При этом поиск настоящего конечного собственника не составит труда, так как для этого достаточно изучить цепочку владельцев счетов.

Предоставление в справках заведомо ложной информации — наказуемо.

При подписании компанией контрактов с государственными организациями или банками потребуется предоставление следующих сведений о собственниках (в том числе конечных бенефициарах):

фактический адрес, по которому проживает бенефициар;

индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

полная анкета лица.

В случае непредоставления необходимых сведений о конечных бенефициарах, требуемых справок договор заключить невозможно.

Права бенефициара

Кто такой бенефициар?

В соответствии с законодательством РФ бенефициары имеют право обратиться в суд при ущемлении их интересов и нарушении прав. Противоправные действия в отношении данных лиц могут совершаться руководством компаний и выражаться в:

несоблюдении условий договора;

незаконном ведении деятельности или отсутствии лицензии;

ограничении прав на осуществление контроля за работой компании;

сокрытии руководством компании факта ущемления интересов бенефициара в процессе работы;

возникновении других обстоятельств, при которых создаются препятствия для получения прибыли в соответствии с условиями договора.

При заключении соглашения доверительного управления бенефициар может защитить себя от незаконных действий номинальных руководителей и прекратить сотрудничество.

При правильном составлении контракта руководители будут обязаны возместить ущерб, который ими был нанесен намерено или в результате их непрофессиональных действий.

Контрагент и бенефициар

Правоотношения между бенефициаром и контрагентом формируются с учетом интересов каждой из сторон. Цепочка сотрудничества такова, что в случае неисполнения обязательств контрагентом, выступающим в качестве должника перед кредитором, они возлагаются на третью сторону, принимающую на себя его обязательства.

Банковскую гарантию в виде письменного обязательства выдает банк или другое кредитное учреждение.

Также по просьбе контрагента предоставить защиту может страховая организация, когда необходимо уплатить бенефициару денежную сумму в соответствии с условиями обязательства. В таком случае, чтобы цепочка правоотношений между сторонами замкнулась, для получения денег кредитор должен предоставить соответствующее требование в письменном виде. Образцы таких требований и порядок их предъявления, как правило, предварительно согласуются сторонами.

Условия предоставления банковской гарантии заключаются в:

невозможности отзыва (если не предусмотрено другое условие);

возмездности (выплата вознаграждения);

Банковская гарантия выгодна для каждой из сторон. В случае невыплаты кредитных средств контрагентом они выплачиваются кредитным учреждением.

При невозможности выполнения обязательств контрагентом им может использоваться дополнительная страховка для полного или частичного погашения его долгов.

Обычно гарантия оформляется по инициативе контрагента, который в соответствии с основным договором выступает в качестве должника. На него возлагаются обязательства, в соответствии с которыми он должен выполнить условия договора в установленные сроки, включая требования, предъявляемые к качеству оказания услуг.

Участвуя в сделке, бенефициар получает компенсацию на основании заключенного основного договора, образец которого утверждается до подписания.

По закону брать на себя гарантийные обязательства может только коммерческая компания. Контрагентом-должником и кредитором могут быть не только компании, но также индивидуальные предприниматели и даже физические лица, которые выполняют работу или оказывают услугу на основании договора подряда.

Цепочка обязательств контрагента-должника перед кредитным учреждением и бенефициаром

Стороны взаимоотношений связаны между собой договором, который предусматривает выполнение работ или оказание определенных услуг. Обеспечением выполнения соглашения будет гарантия банка.

Контрагент бенефициара обязан банку следующим:

выплатить вознаграждение за оказанные услуги в виде дополнительной комиссии;

возместить сумму, которую в конечном итоге банк выплатит бенефициару, если это не будет противоречить действующему законодательству.

Обязательства бенефициара перед контрагентом

Выполняя по поручению кредитора работу или оказывая услугу, контрагент вправе претендовать на возмещение своих убытков, которые возникли по вине бенефициара по причине:

предоставления недостоверной информации, находящейся в документах, в том числе справках;

необоснованных требований, которые были предъявлены к кредитному учреждению об уплате денежной суммы по договору банковской гарантии.

В некоторых случаях недобросовестное лицо, получившее надлежащее исполнение по основному обязательству, может с целью собственного обогащения потребовать от кредитного учреждения произвести выплаты по банковской гарантии.

В этом случае действия бенефициара будут направлены на причинение вреда банку и своему контрагенту, что может быть оспорено заинтересованными сторонами сделки в судебном порядке.

Получатель выгоды отвечает вместе с банком перед контрагентом бенефициара в случае необоснованного невыполнения установленных соглашением условий.

Резюме

Бенефициар предоставляет возможность второй стороне — контрагенту — выполнить по его поручению работу или оказать за его деньги услугу. При неисполнении порученных обязательств они покрываются гарантией банковского учреждения.

Бенефициар по запросу банка или контролирующих органов обязан предоставлять справки о себе и других участниках сделки.

В случае нарушения обязательств он несет ответственность своими средствами. Если в процессе выполнения договора бенефициар нарушил ваши права, помощь в этой ситуации окажет квалифицированный юрист нашей компании.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

от 4 декабря 2018 года N 57

Методические рекомендации по установлению сведений о бенефициарных владельцах (далее - Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации и осуществлению ими внутреннего контроля.

Задача Методических рекомендаций - повышение эффективности процедур идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, действующем на момент их опубликования.

В случае изменения требований законодательства Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.

Методические рекомендации по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов

Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, перечисленными в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Банк России) в целях эффективного выявления бенефициарных владельцев своих клиентов.

Лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске играх, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - субъекты, субъекты первичного финансового мониторинга);

Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторами при работе с клиентами, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, а также при выявлении операций, в отношении которых имеются основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

I. Международно-правовые основы

Рекомендации ФАТФ

В соответствии с Рекомендацией ФАТФ 10 "Надлежащая проверка клиента", Рекомендацией ФАТФ 22 "УНФПП - надлежащая проверка клиента", Рекомендацией ФАТФ 23 "УНФПП - иные меры" финансовые учреждения и УНФПП обязаны устанавливать бенефициарного владельца и принимать такие разумные меры по проверке личности бенефициарного владельца, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является бенефициарным владельцем. Для юридических лиц и образований это должно включать в себя получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента. При этом проверка личности бенефициарного владельца должна проводиться до или в ходе установления деловых отношений или совершения операций (сделок) с разовыми клиентами.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

Установленные нефинансовые предприятия и профессии;

Термин бенефициарный владелец относится к 1) физическому лицу (лицам), которое, в конечном счете владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или 2) физическому лицу, от имени которого проводится операция (сделка). Это также включает тех лиц, которые, в конечном счете, осуществляют эффективный контроль над юридическим лицом или образованием. Ссылка на выражения "в конечном счете, владеет или осуществляет контроль" и "в конечном счете, осуществляют эффективный контроль" относится к ситуациям, когда владение/управление осуществляется через цепочку владения или иной контроль, кроме контроля напрямую.

Глоссарий Рекомендаций ФАТФ;

Требования законодательства Российской Федерации

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ субъекты первичного финансового мониторинга обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении них сведений, в объеме как в отношении клиента - физического лица.

Согласно абзацу 13 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ бенефициарный владелец - в целях указанного Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Например, учитывая положения Главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, бенефициарными владельцами граждан, относящихся к категориям малолетних, несовершеннолетних, недееспособных либо ограниченно дееспособных будут являться родители, усыновители, опекуны или попечители (в зависимости от жизненных обстоятельств);

Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ клиент обязан предоставлять субъекту первичного финансового мониторинга информацию, необходимую для исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе информацию о своих бенефициарных владельцах.

В случае, если по результатам реализации мер по выявлению бенефициарного владельца клиента у субъекта первичного финансового мониторинга имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем клиента, в том числе физического лица, является иное лицо, а также в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициаре, субъекту первичного финансового мониторинга, руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, следует реализовать комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля для самостоятельного выявления и идентификации бенефициарного владельца клиента.

Примеры физических лиц, которые могли бы рассматриваться как бенефициарные владельцы:

а) физическое лицо (лица), которое прямо или косвенно владеет минимальным процентом доли в собственности юридического лица (пороговый подход).

Участие в капитале более 25 процентов;

б) акционеры, осуществляющие управление единолично или совместно с другими акционерами на основании имеющихся у них гражданско-правовых отношений.


По закону компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах или хотя бы принимать меры по установлению информации о них. Причем штрафы за невыполнение этих обязанностей более чем серьезные. Узнаем, кто считается бенефициарным владельцем, как его установить, какую информацию о нем должна знать компания и главное – кому и как ее нужно сообщить.

Кто такой бенефициарный владелец?

В абз. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ дано четкое определение бенефициара. Когда речь идет о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие) более 25% в капитале организации либо имеет возможность контролировать действия клиента другими способами.

Контроль над капиталом

Бенефициарное владение может быть прямым или косвенным.

С косвенным контролем дела обстоят несколько сложнее. Здесь вариантов может быть гораздо больше.

Возможны и более сложные вариации опосредованного владения, например, родителей или опекунов через несовершеннолетнего или недееспособного опекаемого.

Бенефициарами может быть признана группа родственников, притом что доля каждого из них может быть меньше контрольной величины. Логика в этом случае достаточно проста - родственники имеют влияние друг на друга, а значит, могут совместно реализовывать свои права.

Другие способы контроля


Кстати, именно по этому пути пошел и законодатель. Если организация по какой-то причине не может выявить бенефициара, им может быть признан ее генеральный директор (подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Во-вторых, бенефициаром можно признать лицо, которое может использовать свои полномочия для давления на формальных владельцев компании. Например, бенефициаром может быть признан руководитель организации, в которой работают лица, на бумаге являющиеся владельцами компании. Многие предприниматели считают, что если оформить бизнес на водителя или охранника, это поможет оставаться в тени. На самом деле такой подход - далеко не панацея.

В-третьих, бенефициарным владельцем может быть лицо, которое способно влиять на принятие решений в силу родственных либо дружеских отношений с формальными руководителями либо владельцами долей в уставном капитале организации.

Кто обязан устанавливать бенефициаров?

Требование об установлении бенефициарных владельцев распространяется почти на все компании, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Более того, закон в этом случае не различает коммерческие и некоммерческие организации. Что само по себе странно. Ведь по определению бенефициар - это выгодополучатель. То есть тот, кому бизнес приносит доход. Поэтому в отношении некоммерческих организаций подобный подход представляется странным. Так, учредители благотворительных организаций в силу целей их создания теоретически не должны получать выгоду от их деятельности. Однако закон в данном случае различий не делает. Информацию должны собирать все юридические лица, за некоторыми незначительными исключениями.

Не нужно устанавливать бенефициарных владельцев (абз. 2-5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ):

Кому сообщать?

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Правила представления информации утверждены постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913 (далее - Правила).

Запрос может поступить в организацию на бумаге либо электронно. При этом Росфинмониторинг для направления запросов в электронной форме использует ресурсы налоговой службы. На практике запросы обычно направляются в электронной форме по каналам обмена информацией с налоговыми органами.

Компания должна представить сведения о бенефициарных владельцах в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Информация представляется по состоянию на дату, указанную в запросе. Ответ должен направляться по тем же каналам, по которым был получен запрос. При получении электронного запроса ответ может быть не только по каналам взаимодействия с налоговыми органами, но и на материальном носителе (флешка или диск). В последнем случае понадобится сопроводительное письмо с подписью генерального директора. Такое письмо надо приложить к носителю информации и представить нарочным либо переслать по почте заказным письмом.

Ответ не будет принят, если:

Что сообщать?

  • располагать информацией о своих бенефициарах;
  • регулярно (не реже одного раза в год) обновлять эту информацию;
  • хранить информацию о бенефициарах не менее пяти лет со дня ее получения;
  • раскрывать информацию о бенефициарах в отчетности (когда это необходимо по закону).

Перечень сведений о бенефициарах, которыми должна располагать компания, приведен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Как минимум должны быть установлены следующие данные о бенефициаре:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство, ИНН;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты;
  • данные документа, подтверждающего право иностранца или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

Порядок хранения и порядок направления запросов бенефициарам законодательство не регламентирует. Поэтому его можно утвердить внутренними документами компании. Так же необходимо определить ответственных за эту работу.

Поиск бенефициара

Итак, организация обязана принять все меры для установления своего бенефициара, а после установления - хранить информацию о нем и регулярно обновлять данные. Рассмотрим, как это сделать, на примере хозяйственных обществ.

Бенефициар контролирует капитал

Компания должна выявить:

  • физических лиц, которые прямо владеют более 25% долей (акций);
  • всех(!) юридических лиц, являющихся ее участниками (акционерами).



Стоит отметить, что обязанность представлять информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, лежит только на компаниях первого звена. То есть на юридических лицах - участниках данной компании, а также на лицах, иным образом контролирующих ее (п. 5 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ). А значит, участник участника может с чистой совестью проигнорировать запрос, если он не является лицом, контролирующим компанию.

Бенефициар использует другие способы контроля

А теперь зададим себе вопрос - какой генеральный директор (наемный работник) будет идти против воли лица, фактически контролирующего компанию? То есть против воли того, кто платит ему зарплату?

Нашли. Что дальше?

Информацию необходимо не только выявлять, но и хранить. Делать это проще всего в реестре выявленных бенефициаров (Пример 8). Форму такого реестра диктует сам перечень данных о бенефициаре, которыми должна располагать компания (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).


При этом документы, на основании которых было установлено бенефициарное владение, также нужно формировать в архивное дело. Хранить их необходимо в течение пяти лет (подп. 2 п. 3 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Не нашли. Накажут?

Статья 14.25.1. КоАП РФ

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Избежать ответственности просто. Надо лишь в срок предоставить ответ на запрос Росфинмониторинга или ФНС России. Но что делать, если компания не смогла получить информацию о собственных бенефициарах? Как быть в этом случае?

Главное - показать контролирующим органам, что компания старалась собрать необходимые сведения. Действительно, закон устанавливает обязанность собирать и хранить такие сведения, но при этом не устанавливает ответственность за отказ других лиц их предоставить. Более того, даже теоретическая обязанность (п. 5 ст. 6.1 ФЗ Закона № 115-ФЗ) распространяется только на собственных участников организации и лиц, ее прямо контролирующих, но совершенно не касается учредителей ваших учредителей.

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.

Таким образом, если организация не смогла собрать данные о своих бенефициарах не по своей вине, штрафа можно не бояться. Однако нужно будет подтвердить, что компания сделала все от нее зависящее. Как указал Росфинмониторинг, по сути, единственный способ это сделать - приложить почтовые квитанции и описи вложений, подтверждающих, что запросы в адрес возможных бенефициаров были направлены.

Заключение

Практику привлечения к ответственности за отсутствие данных о бенефициаре пока нельзя назвать массовой. И это не удивительно, ведь подзаконные акты, определяющие порядок взаимодействия контролирующих органов с юридическими лицами, вступили в силу только 18 августа 2017 г. (дата вступления в силу Правил). Поэтому, вероятно, с массовыми запросами бизнес столкнется уже в следующем году. И к этому необходимо готовиться заранее, ведь после получения запроса оперативно (за пять рабочих дней) собрать информацию о бенефициарах организация просто не успеет.

Читайте также: