Сколько законопроектов было внесено в государственную думу

Обновлено: 30.06.2024

Государственная Дума РФ – это нижняя палата парламента РФ, представительного законодательного органа РФ – Федерального Собрания.

2.Сколько всего депутатов Государственной Думы?

3.На какой срок избирается Государственная дума?

4.Каковы требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы?

Депутатом Государственной Думы может быть избран:

  • гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации,
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
  • депутатам Государственной Думы запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

5.Как формируется Государственная Дума?

Государственная Дума избирается:

  • 225 человек – по пропорциональной системе,
  • 250 – по мажоритарной системе.

6.Может ли депутат Государственной Думы занимать иные должности во власти?

Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

7.Является и деятельность депутатов Государственной Думы профессиональной?

Да, депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

8.Могут ли депутатов Государственной Думы находиться на государственной службе?

Нет, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Депутаты Государственной Думы могут заниматься:

  • преподавательской,
  • научной.
  • иной творческой деятельностью.

8.Обладают ли депутаты Государственной Думы личной неприкосновенностью?

Да, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

9.Когда Государственная Дума собирается на первое заседание и кто его открывает?

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

10.Когда прекращаются полномочия прежнего состава Государственной Думы?

Полномочия прежнего состава Государственной Думы прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

11.Как заседают палаты Федерального Собрания?

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно:

для заслушивания посланий Президента Российской Федерации

12.Какова структура Государственной Думы?

Структура Государственной Думы:

  • Председателя Государственной Думы — ведает внутренним распорядком палаты,
  • заместители Председателя Государственной Думы — ведают внутренним распорядком палаты,
  • комитеты и комиссии — проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Государственная Дума принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

13.Что относится к ведению Государственной Думы?

Статья 103.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РоссийскойФедерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности;
  • Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

14.Имеет ли Государственная Дума право на законодательную инициативу?

Да, имеет.

15.Каков порядок принятия законов в РФ?

  • Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  • Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
  • Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
  • Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
  • В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
  • В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

16.Какие законопроекты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации?

Следующие законопроекты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации:

  • о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты,
  • о выпуске государственных займов,
  • об изменении финансовых обязательств государства,
  • другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

17.Какие законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?

Это следующие федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира.

Какова процедура утверждения федерального закона?

  • Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
  • Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
  • Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.
  • Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
  • Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации.
  • Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения.
  • Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

18.В каких случаях Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации?

Статьи 111, 112, 117.

  • После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент РФ вправе распустить Государственную Думу (статья 111).
  • После трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу (статья 112).
  • Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (статья 117).

19.В каких случаях Государственная Дума НЕ может быть распущена Президентом Российской Федерации?

Статья 117.

Государственная Дума НЕ может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях:

  • в течение года после ее избрания;
  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
  • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

20.Как избирается новая Государственная Дума в случае роспуска прежнего состава?

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Федеральное Собрание (ФС) — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Одной из основных функций ГД является законодательная деятельность. Проекты законов вносятся именно в Государственную Думу. Важно помнить, что не каждая инициатива становится законом.

Кто может стать автором законодательной инициативы?

Список тех, кто может внести законодательную инициативу, и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены в ст. 104 Конституции РФ.

Законопроект поступил в ГД. Что дальше?

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему (об этих документах подробнее — в ст. 105 Регламента ГД ) направляются на имя Председателя ГД. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота ГД. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе.

Одновременно в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления документа, список тех, кто его внес, сведения о прохождении законопроекта в ГД, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом. То есть в СОЗД можно отследить прохождение законопроектом всех этапов.

Поступившие документы Председатель ГД направляет в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям (ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД).

Затем прошедший проверку документ направляется в Совет Государственной Думы . В состав Совета входят: Председатель ГД, Первые заместители Председателя ГД, заместители Председателя ГД, руководители фракций.

Совет может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, но если все в порядке, Совет назначает ответственными за документ один или несколько комитетов ГД и включает его в примерную программу работы Государственной Думы.

Далее основная работа над законопроектом идет в ответственном комитете. При этом для работы над документом могут привлекаться эксперты, представители профессиональных и научных сообществ, создаваться различные рабочие группы, в которых ведется анализ предложений по совершенствованию законопроекта, проводиться парламентские слушания, круглые столы и т. д.

После того как ответственный комитет проведет заседание и рекомендует депутатам поддержать или отклонить законопроект, начинается рассмотрение документа на пленарных заседаниях.

В Государственной Думе законопроект проходит три чтения.

В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции. Обычно во время пленарного заседания с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета.

Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейшему рассмотрению не подлежит.

После того как ответственный комитет на заседании вновь обсудит документ и поступившие к нему поправки, приходит время второго чтения. На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок. Их ответственный комитет представляет в виде таблиц:

таблица поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта; таблица поправок, рекомендуемых к отклонению; таблица поправок, по которым не было принято решений.

Принятый во втором чтении документ направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта. После этого проект вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД. Тот включает его в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.

В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.

В третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы лишь редакционные уточнения. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета. Перед голосованием допускаются выступления представителей фракций.

В исключительных случаях по требованию фракций председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение в Совете Федерации

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:

федеральные конституционные законы; законы о поправках в Конституцию; финансовые законы; законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ; законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Остальные законы, поступившие из ГД, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с принятием закона.

Подписание закона Президентом

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, и в течение 14 дней глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент в течение двух недель с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самими законами не установлено другое.

Госдума шестого и седьмого созыва получила прозвище "бешеный принтер" – за рекордное количество принятых законов, а также репрессивный характер многих из них: "закон Димы Яковлева", запрещающий иностранные усыновления; пакет Яровой, приравнивающий к терроризму его "оправдание"; закон о "пропаганде гомосексуализма несовершеннолетним". Позже – законы об "иноагентах", закон, регулирующий просвещение, закон о "суверенном интернете". Однако все эти годы в Госдуме без движения лежат законопроекты, которые, по мнению правозащитников, могут действительно улучшить жизнь россиян.

Настоящее Время с помощью Московской Хельсинкской группы (МХГ), которая подготовила перечень таких проектов и законодательных предложений, рассказывает, чем свежеизбранным депутатам следует заняться в первую очередь.

Борьба с семейным насилием

Законопроект о "профилактике семейно-бытового насилия" в 2019 году был опубликован на сайте Совета Федерации для общественного обсуждения, и с тех пор никаких изменений с ним не происходило.

Правозащитники объясняют, что сейчас в России нет правовых механизмов, позволяющих женщинам, столкнувшимся с домашним насилием, обезопасить себя. 40% россиян утверждают, что случаи домашнего насилия случались в знакомых им семьях. Согласно исследованию "Медиазоны" и "Новой газеты", большинство женщин, осужденных за убийство, защищались от агрессии со стороны своих родных или партнеров. Во время пандемии проблемы, связанные с домашним насилием, только усугубились.

Несмотря на усилия и просветительскую деятельность активистов и различных НКО, в стране не только не принят закон о профилактике домашнего и гендерного насилия, но в 2017 году Госдума декриминализовала побои в отношении членов семьи. По данным исследования СПбГУ для Госдумы, около 75% пострадавших от насилия в семье – женщины. Согласно данным центра "Анна", каждое третье убийство в России происходит в сфере семейно-бытовых отношений, около 70% пострадавших не обращаются за помощью в правоохранительные органы, а если и обращаются, то лишь в 3% случаев эти дела доходят до суда.

"Попытка разрушить семью и Россию". Кто и почему выступает против закона о домашнем насилии

Одним из самых громких дел, связанных с домашним насилием, стало дело Маргариты Грачевой. 15 ноября 2018 года суд подмосковного Серпухова приговорил к 14 годам колонии строгого режима Дмитрия Грачева, который отрубил кисти рук своей бывшей жене Маргарите. Пострадавшая, пока шло следствие и судебные слушания, три раза пыталась лишить бывшего мужа родительских прав на их общих детей, но Грачев каждый раз оспаривал это решение: наличие детей суды рассматривают как смягчающее обстоятельство.


"Прикрываю голову и жду, что сейчас будет убивать". Как пожилые люди страдают от домашнего насилия в России и какая помощь им нужна

Первоначальную версию законопроекта против домашнего насилия разработали адвокаты Мари Давтян, Алексей Паршин, активистка Алена Попова и депутат Оксана Пушкина. В ней говорилось обо всех видах насилия, в том числе сексуальном и экономическом. В финальной версии закона, которую опубликовал Совет Федерации, к домашнему насилию относится только физическое, психологическое насилие и насилие, которое причиняет имущественный вред. Он также вводит понятие "защитного предписания" и механизм введения такого запрета без возбуждения уголовного дела полицейскими (на короткий срок) или судом (на длительный). Адвокат Анастасия Тюняева рассказывала Настоящему Времени, что защитное предписание имеет общие черты с "охранным ордером", который есть в американском штате Калифорния.

"Одна из особенностей охранного ордера заключается в том, что суд имеет право выселить нарушителя из квартиры, где он проживал с потерпевшим, даже если нарушитель является собственником. Такое право было предусмотрено в первоначальной версии закона о домашнем насилии в России. Однако в итоговой версии [на сайте Совета Федерации] суд может обязать нарушителя покинуть место совместного проживания только в случаях, если у него есть где жить", – объясняла Тюняева.

Несмотря на критику законопроекта, правозащитники МХГ отмечают его положительные стороны, например, он обязывает региональные власти создать систему убежищ для пострадавших.

Жилье для сирот, пока они ждут квартиру

"Сейчас закончила работу Госдума. Они там тысячи законов приняли. Если разложим эту тысячу, то большинство из них внесено правительством, не законодательным органом. Мы выбираем людей, которые должны формировать законодательную базу, чтобы она помогала жить людям комфортно и удобно. Мы рассчитываем, что они избираются в наших интересах. Потом выясняется, что инициатором законодательных проектов является правительство, а законодатели только их одобряют или нет. Уже в привычку вошло это. Момент законодательной инициативы, человекоориентированной, постепенно выхолащивается с каждым созывом", – делится своими мыслями исполнительный директор МХГ Светлана Астраханцева, которая разрабатывала вместе с коллегами подборку "человекоориентированных" законопроектов.

Один из них, отложенный депутатами на неизвестный срок в феврале 2021 года, предлагает предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо "временные жилые помещения", либо "компенсацию расходов по аренде жилых помещений (с момента выпуска из интернатов и до момента обеспечения их постоянным жильем)". Сейчас сироты выходят из интернатов и ждут собственных квартир, которые им положены по закону, годами.

"По данным на 1 января 2020 года, общая численность детей-сирот, включенных в список на получение жилых помещений, составляет 277 445 человек. Эта очередь растет ежегодно. Предпринимаемые государством меры не влияют на ситуацию
и не решают проблему накопившейся задолженности", – пишут правозащитники о проблеме обеспечения детей-сирот жильем.


"Снежный ком увеличивается и несется прямо на них". Как российские сироты получают в наследство долги за "коммуналку" и кредиты

Закон о распределенной опеке: помощь узникам психоневрологических интернатов

Правозащитники предлагают депутатам вспомнить о законопроекте о распределенной опеке, который Госдума приняла в первом чтении в 2016 году. До второго он так и не дошел. Суть закона в том, чтобы ввести возможность быть опекунами для недееспособного или частично недееспособного человека одновременно для нескольких физических и юридических лиц (в том числе и НКО). Сейчас, если человека лишают дееспособности и он попадает в ПНИ – психоневрологический интернат, его единственным опекуном становится директор этого интерната. "Что приводит к монополизации власти в очень закрытом от внешних глаз заведении", – отмечает МХГ. Глава фонда "Вера" Нюта Федермессер назвала эти интернаты "современным ГУЛАГом для престарелых и инвалидов".

"А потом я увидел карцер". Что происходит в психоневрологических интернатах в России

Настоящее Время рассказывало историю Оксаны Ищенко и ее 22-летнего недееспособного сына Марка. Женщина воспользовалась местной программой от управления социальной защиты "Передышка", которая предполагала, что ее сын будет проходить программу реабилитации в местном ПНИ. В реальности Ищенко столкнулась с тем, что с Марком практически не занимались, были проблемы с обеспечением его водой и необходимыми лекарствами, также у него появилась чесотка за время пребывания в учреждении. Когда Оксана решила забрать Марка, выяснилось, что органы опеки сняли с нее опекунские обязанности и теперь они принадлежат Борисовскому ПНИ. Когда о ситуации с Оксаной и ее сыном рассказала благотворительная организация "Каждый особенный", интернат подал на нее в суд за распространение "заведомо ложных сведений" – и выиграл.

Как интернат забрал у матери недееспособного юноши право на опеку и подал в суд на благотворительный фонд: история из Белгородской области

Распределенная опека позволит принимать решения о жизни и здоровье людей не единолично, а коллегиально – и контролировать эти решения. А значит, и качество жизни людей в интернатах, и их состояние, объясняют правозащитники: "Они перестают находиться во власти единственного лица и могут рассчитывать на большую защищенность своих прав. Демонополизирующая функция закона о распределенной опеке позволит разрушить закрытость, безответственность и неподотчетность в системе ПНИ, которые являются пространством для всевозможных злоупотреблений".

Кстати, без движения лежит еще один законопроект – о создании службы защиты прав пациентов ПНИ. Его рассмотрел профильный совет при вице-премьере правительства РФ, но так и не был внесен в Госдуму. Сейчас, отмечает МХГ, пациент может пожаловаться на условия в интернате только его директору. В законе "О психиатрической помощи" еще в 1992 году прописали, что нужна независимая служба защиты прав пациентов в психиатрических стационарах – но почти за тридцать лет закон о такой службе так и не приняли.

Жилье для детей ГУЛАГа

В 2019 году Конституционный суд (КС) принял решение по заявлению трех немолодых женщин, чьи родители были репрессированы в 30-40-е годы XX века. Суд указал на то, что родственники репрессированных долгие годы не могут получить жилье в том городе, откуда их семья была выслана, и вынуждены стоять в многолетних общих очередях. Это происходит потому, что распределение квартир подчинено региональным законам и условиям, в которых "дети ГУЛАГа" не выделяются в отдельную категорию. Поэтому в Москве родственники репрессированных вовсе лишаются права на компенсацию жилья, если не живут в столице. КС потребовал решить проблему и обеспечить пострадавших бесплатным жильем.


"Сколько папа просидел ни за что, столько длятся эти суды". Разговор с дочерью репрессированного, которой снова отказали в праве на жилье

Летом 2020 года правительство РФ одобрило законопроект Минстроя, в котором полномочия распределять жилье оставили регионам. Юрист Григорий Вайпан, который представлял интерес троих заявительниц в КС, указывал, что законопроект не изменит ситуацию и не выполнит решение КС: в нем нет механизма финансирования, он предлагает детям репрессированных ждать улучшения жилищных условий в общей очереди. В ноябре 2020 года Госдума приняла законопроект Минстроя в первом чтении.

"Помните, я за вас всех отсидела". Потомки репрессированных требуют вернуть им отнятые квартиры в Москве

Депутат от "Справедливой России" Галина Хованская разработала поправки к статье 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" – они предлагают механизм, который позволит родственникам репрессированных компенсацию из федерального бюджета на покупку жилья так, чтобы уже в течение года после подачи документов у них это жилье появилось. Поправки к существующему закону внесены в Государственную Думу, но до сих пор не рассмотрены во втором чтении.

"Полторы тысячи "детей ГУЛАГа" продолжают жить в ссылке, затянувшейся с советских времен", – описывают ситуацию правозащитники. Если будет принят закон в том виде, в каком он предложен Минстроем, решение Конституционного суда "полностью обесценивается", говорят в МХГ: "Пожилые жертвы репрессий попадут в общую очередь на жилье и не доживут до возвращения из ссылки".

Кстати, Галина Хованская снова попала в Госдуму и имеет шанс продолжить борьбу за принятие поправок.

Отмена "дадинской" статьи и пересмотр антиэкстремистского законодательства

Законопроект об отмене так называемой дадинской статьи внесли в Госдуму в июле 2020 года, но он не прошел и первое чтение. Эта статья – под номером 212.1 в Уголовном кодексе – предусматривает уголовное наказание за неоднократные нарушения проведения митингов, демонстраций, шествий или пикетирования. Ее приняли в новой редакции в 2014 году, а широкую известность статья получила в январе 2015 года, когда по ней приговорили к трем годам колонии общего режима активиста Ильдара Дадина (максимальное наказание по статье – до пяти лет тюрьмы). Дадина отправили в колонию в Сегеже, откуда через несколько месяцев он сообщил о пытках. В конце февраля 2017 года Дадин вышел на свободу, а позже Верховный суд отменил его приговор, сочтя, что решение о реальном сроке в колонии было принято с нарушениями. Однако Верховный суд признал при этом законной саму статью 212.1​ УК.

Правозащитники настаивают, что эта статья прямо нарушает Конституцию: позволяет судить дважды – сначала по административной, а потом по уголовной статье – за одно и то же действие. МХГ пишет, что в 2021 году по "дадинской статье" было возбуждено не менее восьми дел, в том числе против активистов, протестовавших в регионах зимой и весной 2021 года против ареста и заключения в колонию Алексея Навального.

Как и "дадинскую статью", против активистов часто используют антиэкстремистское законодательство. Один из последних примеров – запрет Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) и штабов Навального. Правозащитники предлагают депутатам обратить внимание на законопроекты, реформирующее антиэкстремистские законы. В частности, отказаться от терминов "социальная группа" и "унижение достоинства", так как они слишком размытые – и это создает "опасность чрезмерно широкой трактовки закона".

В России за последние полтора года количество "экстремистов" выросло на четверть, если судить по перечню Росфинмониторинга. Если в феврале 2020-го на минимуме значений в списке значилось 1205 "экстремистов", то за последующие полтора года он увеличился на 23% – до 1570 (сейчас в списке уже 1581 человек), это самый значительный рост за все время наблюдений.

Глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков подчеркивал, что в перечень "экстремистов и террористов" Росфинмониторинг включают подозреваемых, обвиняемых и осужденных по террористическим и экстремистским статьям Уголовного кодекса. То есть попасть туда можно и до приговора, будучи даже формально юридически невиновным. В нем свыше 11,3 тысячи россиян и свыше 400 иностранцев.


"С Навальным дружите, против Путина выступаете, на митинги ходили". Яшин рассказал, как его не пустили на выборы за связь с "экстремистами"

Защита от произвола силовиков

Помимо уже перечисленных законопроектов и инициатив, правозащитники предлагают новой Госдуме вплотную заняться проблемой злоупотреблений со стороны полиции, следствия и судов, от которых в России страдают не только политические активисты. Одна из самых проблемных сфер – уголовное правосудие, "которое зачастую воспринимается как избирательное, политически мотивированное, чрезмерно суровое, носящее обвинительный уклон", подчеркивают в МХГ.

Вот лишь некоторые из их предложений коротко:

  • полный запрет на помещение подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в клетки и "аквариумы" в залах судов, а также запрет на использование иных конструкций, препятствующих общению с адвокатом или защитником;
  • внесение в УПК изменений, которые позволят рассматривать во время судебного процесса все собранные защитой доказательства, а не только те, которые согласилось рассмотреть следствие: "Фактически адвокатам подсудимых позволяется только принимать участие в исследовании доказательств, представленных другими участниками разбирательства", – оценивают правозащитники нынешнее положение вещей;
  • изменения в Гражданский кодекс, которые установят процедуру и размер возмещение вреда для пострадавших от силовиков. Согласно статистике "Комитета против пыток", пострадавшие от пыток в среднем сталкиваются с шестью постановлениями об отказе в возбуждения уголовного дела. Также согласно докладу организации, в 77% случаев Следственный комитет отказывает в возбуждении дела после первичной проверки по жалобе пострадавшего, в 51% случаев дело так никогда и не возбуждается;
  • МХГ предлагает обратить внимание депутатов на законопроект, который закрепит в УПК право на адвоката во время обыска. Сейчас размытые формулировки позволяют начинать следственные действия, не дожидаясь защитника, часто адвоката не пускают в квартиру, где проходит обыск;
  • ужесточить наказание для полицейских и следователей за фальсификацию доказательств. После громкого дела Ивана Голунова и сам журналист "Медузы", и другие его коллеги много писали о фальсификациях, в частности, дел о наркотиках – вот, например, подробный путеводитель "Медиазоны" на эту тему. Фальсифицируя дела, полицейские улучшают статистику либо вымогают деньги, чтобы их закрыть;
  • обязать не только полицейских, но и росгвардейцев носить на форме "хорошо различимый идентификационный номер". Поправки в законы "О полиции" и Росгвардии предусматривают, что без такого номера (либо если он частично или полностью скрыт) силовики не смогут "нести службу" в общественных местах;
  • реализовать инициативу Верховного суда, который еще в 2019 году предложил передать дела о преступлениях особой тяжести и дела, связанные с предпринимательством, в суды присяжных. Инициатива поступила после поручения Путина провести судебную реформу, но соответствующий проект закона о расширении полномочий суда присяжных так и не был внесен. В феврале 2020 года стало известно, что присяжные в районных судах Москвы в 2019 году оправдали 62% обвиняемых, участвуя в 36 уголовных делах. Всего за 2019 год в московских районных судах осудили 18109 человек, оправдали – 57;
  • обязать судей мотивировать отказы на жалобы. Сейчас судьи никак не обосновывают свои отказы. "Например, ходатайствует мать двоих детей-аутистов о том, чтобы ее выпустили из СИЗО под домашний арест, а судья встает на сторону следствия и просто отклоняет. Где мотив? Мы настаиваем на том, что любое решение, которое ухудшает положение гражданина, должно быть мотивированным", – объясняет исполнительный директор МХГ Светлана Астраханцева.

"Мы не питали иллюзий о том, что эта повестка исправит все недостатки. Мы не замахивались на глобальную отмену целого ряда несправедливых и неправовых законодательных актов. Мы ориентировались на позитивную повестку, что реально в сложившихся условиях. Понятно, что Госдума не изменит кардинально свой состав в результате этих выборов. Но с учетом того, что эти законопроекты получали поддержку внутри системы, при наличии политической воли даже со стороны одного депутата реально их продвинуть", – говорит член совета МХГ Дмитрий Макаров.

Светлана Астраханцева отмечает, что, как только начнет работать Госдума нового созыва, правозащитники отправят все перечисленные ими законопроекты поименно каждому депутату и будут просить инициировать их рассмотрение.

"Мы подчеркиваем, что это не исчерпывающий список. Гражданское общество в целом, не только правозащитники, но и другие представители гражданских инициатив могут добавлять важные для них запросы. При условии, что по ним есть разработанные проекты, – говорит Дмитрий Макаров. – Мы рассматриваем это как шаг к консолидации разных неполитических гражданских объединений. Нам в этом смысле все равно, какая партия или депутат возьмет на вооружение что-то из предложенного. Нам важно, чтобы такая возможность была".

В Госдуму внесен законопроект о развитии местного самоуправления.

Внесенный законопроект подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в государстве.

"Внесенный законопроект посвящен организации местного самоуправления и является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране. Законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях ее приведения в соответствие с правовой природой местного самоуправления", — пояснил один из авторов законопроекта, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

По его словам, это будет способствовать устранению путаницы при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законопроектом также подчеркивается правовая природа местного самоуправления — целью самоорганизации граждан признается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Кроме того, одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

Также законопроект закрепляет за городскими и муниципальными округами одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач. При этом в целях наиболее оптимального обеспечения интересов населения регион может принять решение о перераспределении ряда полномочий в конкретном муниципальном образовании (которые не отнесены к неотъемлемым) и осуществлении их на региональном уровне. Общая структура органов местного самоуправления остается неизменной.

Муниципальные выборы и ответственность глав муниципалитетов

Законопроектом предлагается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования — муниципальных выборов.

Глава муниципального образования в соответствии с региональным законом и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, представленных главой региона.

Усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами президента РФ. С соответствующей инициативой глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.

Укрепляется и статус главы местной администрации. Законопроект предусматривает, что он замещает муниципальную должность.

Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.

Единство публичной власти

Павел Крашенинников отметил, что положения законопроекта базируются на конституционных основах единства публичной власти в Российской Федерации и направлены на создание условий для комплексного устойчивого социально-экономического развития страны в интересах граждан, общества и государства.

Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.

Кроме того, глава субъекта вправе вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.

Законопроектом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа, со сроком полномочий этого органа. В этом случае при досрочном прекращении полномочий представительного органа полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.

Кроме того, в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, руководящий местной администрацией, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

Читайте также: