Сколько в россии неработающих женщин

Обновлено: 28.06.2024

По данным Росстата, в мае-июле этого года в РФ насчитывалось более 3,5 миллионов безработных. Это около 4,3% от числа трудоспособного населения страны. Ниже общемирового показателя, который составляет 6,5%, но это не преуменьшает значимости проблемы для отдельных граждан. Каковы причины безработицы в России и в каких регионах проблема трудоустройства выделяется ярче всего — расскажем в статье.

Причины безработицы

Экономика любого государства — это не нечто незыблемое: она меняется, растет и снижается, развивается в одним областях и деградирует в других. Вместе в ней колеблется и уровень безработицы. Причины могут быть разными: связанные как с общемировыми тенденциями, так и со спецификой политической, исторической и социальной ситуации в РФ. К числу основных причин эксперты относят:

  • Кризисное состояние экономики. Общий спрос падает, производство простаивает, соответственно необходимость в рабочих кадрах снижается;
  • Внедрение новых технологий. Этот фактор особенно актуален для высокотехнологичных отраслей, которые автоматизируются все сильнее с каждым годом. В таких сферах становятся нужны узкопрофильные специалисты в совсем небольшом количестве;
  • Низкая оплата труда. Практика последних лет показывает, что люди, даже не имея работы, редко соглашаются на вакансии с неадекватно низкой зарплатой и предпочитают ждать и искать более прибыльные варианты;
  • Демографический кризис. Сколько бы государство не предпринимало попытки стимулировать интерес граждан к деторождению, россияне не стремятся заводить больше 1-2 детей, так как не уверены в будущем. Как результат — внутреннему рынку не хватает покупателей, производства не расширяются.
  • Дисбаланс на рынке труда. Сложившиеся стереотипы о профессиях и их престижности заставляют абитуриентов поступать на невостребованные специальности и игнорировать те, на которые есть спрос.
  • Сезонные колебания. Такие отрасли как строительство, промыслы, сельское хозяйство, например, нуждаются в большом количестве работников с весны по осень, зимой же спрос на них резко падает.
  • Региональный дисбаланс. Неравномерное развитие субъектов РФ привело к тому, что на определенных территориях страны образовалась диспропорция спроса и предложения рабочей силы.

Изменение уровня безработицы в России по годам


Зарплата программиста в России

Российские 4,3% — довольно низкий показатель как по сравнению с остальными государствами, так и по сравнению с тем, что наблюдалось в российской экономике на протяжении большинства лет, начиная с 1992 года. За всю историю существования Российской федерации, максимальный процент безработицы был зафиксирован в 1999 году и составил 13%. С этого момента количество безработных снижалось до 2008 года включительно (в том году показатель был 6,2%). Затем в 2009 году снова произошел рост до 8,2%. Потом снова наступила фаза снижения и к 2019 году показатель упал до 4,6%.

Безработица в России

Среднегодовой показатель для 2021 года будет подсчитан в декабре.

В каких регионах России самый высокий уровень безработицы

Между разными субъектами РФ существует большая разница по количеству безработных трудоспособного возраста. В 2021 году хуже всего дела обстоят в Северо-Кавказском регионе, Тыве и Алтае:

Минимальный уровень безработицы, традиционно, зафиксирован с российских столицах — Москве (3%) и Санкт-Петербурге (2,5%), — а также в Татарстане (2,8%). Низкие показатели также фигурируют и в регионах с малой плотностью населения:

По данным Росстата за апрель текущего года, больше всего безработных числиться в категории от 30 до 34 лет.

А в целом, среднестатистический безработный в РФ — это 36 летний мужчина без профессионального образования. При этом, по словам экспертов, самой важной характеристикой является даже не пол или возраст, а наличие образования: именно этот критерий больше всего влияет на легкость трудоустройства.

Безработица в других странах СНГ

Рейтинг стран по количеству безработных ежегодно составляется на основе данных Всемирного банка и Международной организации труда. В настоящий момент доступен отчет за 2020 год. Аналитика не точна, так как не учитывает неработающих людей, не поставленных на учет. Но это касается чаще экономически неразвитых государств Африки в которых не существует пособий для тех, кто остался без работы, либо государственный аппарат вообще не работает в этом направлении.

Данные по республикам СНГ довольно объективны. Из таблицы ниже видно, что ситуация с трудоустройством в России лучше, чем в большинстве дружественных стран:

Страна Уровень безработицы в %
Азербайджан6,3
Армения20,2
Беларусь5,3
Казахстан6,1
Киргизия7,9
Молдова4,7
Россия5,8
Таджикистан7,5
Узбекистан6
Украина9,5
Туркменистан4,4

Если говорить об остальном мире, то хуже всего дела обстоят в ЮАР (28,7%), Палестине (27,4%) и Южно-Африканском королевстве Лесото (24,7%). Из стран Евросоюза первые места списка занимают Греция (16,9%), Испания (15,7%) и Италия (9,3%). Самые низкие значения отмечены в странах Юго-Восточной Азии: Камбоджа (0,3%), Лаосе и Таиланде (1%).

Численность принятых работников списочного состава на дополнительно введенные (созданные) рабочие места с 2017г.

Численность работников списочного состава, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника с 2017г.

Численность работников, работавших неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем с 2017г.

Численность работников списочного состава, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника с 2017г.

Численность требуемых работников списочного состава на вакантные рабочие места на конец отчетного квартала с 2017г.

Численность выбывших работников списочного состава в связи с сокращением численности работников с 2017г.

Занятое население в возрасте 15 лет и старше по полу и группам занятий на основной работе в 2017-2020 гг. (в соответствии с ОКЗ ОК 010-2014)

Структура занятого населения по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год

Уровень участия в рабочей силе населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации

Доля рабочей силы в возрасте 22 лет и старше, имеющей среднее профессиональное и высшее образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста

Трудоустройство выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования

Распределение выпускников, окончивших образовательные организации в 2017-2019 гг., по статусу участия в составе рабочей силы

Доля трудоустроенных выпускников 2017-2019 гг. выпуска в общей численности выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (уровень занятости)

Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2017-2019 гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации высшего образования

Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2017-2019 гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации среднего профессионального образования

Распределение выпускников образовательных организаций высшего образования 2017-2019 гг. выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по видам экономической деятельности на настоящей или последней работе

Распределение выпускников образовательных организаций высшего образования 2017-2019 гг. выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по занятиям на настоящей или последней работе

Распределение выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования 2017-2019 гг. выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по видам экономической деятельности на настоящей или последней работе

Распределение выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования 2017-2019 гг. выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по занятиям на настоящей или последней работе

Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2017-2019 гг. выпуска

Распределение выпускников, окончивших образовательные организации в 2015-2017 гг., по статусу участия в составе рабочей силы

Доля трудоустроенных выпускников 2015–2017 гг. в общей численности выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (уровень занятости)

Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2015-2017гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации высшего образования

Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2015-2017гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации среднего профессионального образования

Распределение выпускников образовательных организаций высшего образования 2015-2017 гг. выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по видам экономической деятельности на настоящей (или последней) работе"

Распределение выпускников образовательных организаций высшего образования 2015-2017 гг. выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по занятиям на настоящей (или последней) работе

Уровень безработицы выпускников 2015–2017 гг. образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования

Распределение выпускников, окончивших образовательные организации в 2016-2018 гг., по статусу участия в составе рабочей силы

Доля трудоустроенных выпускников 2016–2018 гг. в общей численности выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (уровень занятости)

Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2016-2018гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации высшего образования

Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2016-2018гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации среднего профессионального образования

Распределение выпускников образовательных организаций высшего образования 2016-2018 гг. выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по видам экономической деятельности на настоящей (или последней) работе

Распределение выпускников образовательных организаций высшего образования 2016-2018 гг. выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по занятиям на настоящей (или последней) работе

Уровень безработицы выпускников 2016–2018 гг. образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования

Распределение выпускников, окончивших образовательные организации, по статусу участия в составе рабочей силы

Доля трудоустроенных выпускников в общей численности выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (уровень занятости)

Соответствие работы трудоустроенных выпускников специальности, полученной в образовательной организации высшего образования

Соответствие работы трудоустроенных выпускников специальности, полученной в образовательной организации среднего профессионального образования

Распределение выпускников образовательных организаций высшего образования по статусу участия в составе рабочей силы и по видам экономической деятельности на настоящей (или последней) работе

Распределение выпускников образовательных организаций высшего образования по статусу участия в составе рабочей силы и по занятиям на настоящей (или последней) работе

Распределение выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по видам экономической деятельности на настоящей (или последней) работе

Распределение выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования выпуска по статусу участия в составе рабочей силы и по занятиям на настоящей (или последней) работе

Информация

О внесении изменений в основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования рабочей силы, утвержденные Приказом Росстата от 30 июня 2017 года № 445

Методологические положения по формированию выборочной совокупности домашних хозяйств по субъектам Российской Федерации для проведения ежемесячного выборочного обследования рабочей силы

Методика расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда, утвержденная приказом Росстата от 29 сентября 2017 г. № 647

Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования рабочей силы, утвержденные приказом Росстата от 30.06.2017 № 445

Официальная статистическая методология формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-ой Международной конференцией статистиков труда, утвержденая приказом Росстата от 31.12.2015г. №680

По официальным данным Росстата, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в России в июне 2020 года составил 6,2%, и это максимальное значение за последние восемь лет. При этом доля женщин в общей массе безработных составляет 47,7%. Впервые данные Росстата показали резкий рост безработицы чуть ранее — в мае 2020-го (6,1%). При этом тогда рост во многом был обязан именно женской (не)занятости: уровень безработицы среди женщин подскочил сразу до 6,1% с 5,4%, хотя среди мужчин за тот же период, наоборот, немного снизился (до 6% с 6,1%).

На деле все еще серьезнее. Нужно понимать, что официальные данные безработицы фиксируют только тех, кто активно ищет работу (то есть состоит на бирже труда). Согласно данным ОЭСР (международная Организация экономического сотрудничества и развития), в России среди мужчин до 64 лет оплачиваемую работу имеют около 76%, а среди женщин — только 66%. То есть больше трети российских женщин трудоспособного возраста официально не трудоустроены. Россия — единственная страна G20, в которой этот разрыв не меняется уже много лет.

При этом Россия — страна скрытого и домашнего женского труда. Это прискорбно, учитывая, что 95% женщин имеют хотя бы среднее образование. Велика доля домохозяек и женщин, привлекаемых к работе без оформления (как правило, это сдельная низкоквалифицированная работа или ручной труд).

На что могут рассчитывать нетрудоустроенные женщины?

Пособие по безработице

Пособие по безработице в России является временной выплатой, оно не рассчитано на то, чтобы быть постоянным источником дохода. Пособие выплачивается только тем, кто подтверждает себя как лицо, активно ищущее работу (отмечается в центре занятости, обучается по предложенным центром программам). При этом человек теряет право на выплату, если несколько раз отказывается от предложенной центром занятости работы.

Оплата отпуска по беременности и родам (в среднем это сумма в интервале от 55 000 до 322 000 рублей), а также поощрительная выплата за раннюю постановку на учет по беременности (около 700 рублей) неработающим женщинам не полагается, поскольку они не уплачивали взносы и не являются застрахованными лицами.

Материнский капитал

1)женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 01.01.2020;

2)женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007;

3)женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.

Размер материнского капитала составляет 466 617 — 616 617 рублей в зависимости от количества детей и года их рождения. Также в ряде субъектов есть дополнительные региональные выплаты. При этом материнский капитал может быть потрачен только на определенные программой цели, например на улучшение жилищных условий, получение детьми образования, формирование накопительной пенсии.

Помощь малоимущим

В особо критичных жизненных случаях — если доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума — есть право на получение государственной социальной помощи для малоимущих граждан. Это довольно скромные суммы, так как цель этого пособия — довести уровень дохода семьи до уровня регионального МРОТ. В среднем по стране МРОТ составляет 12 130 рублей: так, в Москве это 17 561 рубль, а в Республике Тыва — 7500 рублей. В данной категории также возможны дополнительные поддерживающие меры, в основном связанные с наличием детей.

Пенсия по старости лет

Она или иные лица могут добровольно оплачивать взносы в государственные или негосударственные пенсионные фонды в ее пользу, или женщине придется довольствоваться социальной пенсией. Социальная пенсия выплачивается не ранее достижения 65 лет (на 5 лет позже обычной) и составляет на 2020 год от 5606,15 рубля (с учетом региональной специфики может быть больше, но в среднем сумма не превышает 10 000 рублей).

Семейные отношения

Если рассчитывать на помощь от государства не приходится, можно ли требовать что-то от членов семьи? В общем случае да. Согласно п. 3 ст. 34 Семейного Кодекса РФ право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. Нужно понимать при этом, что вопрос раздела имущества довольно щепетилен на практике (найти, посчитать и поделить), а алименты редко составляют сумму, принципиально отличающуюся от того же МРОТ.

Вывод: Значимую поддержку от государства женщина получает только находясь в статусе матери (при этом такая поддержка носит почти исключительно разовый характер). Статусы жены/бывшей жены/матери взрослых детей дают женщине дополнительные шансы на финансирование от членов семьи (хотя иногда достаточно призрачные).


И как всегда граждане пенсионного возраста ждут дату 1 января. Это не только семейные встречи за новогодним столом под бой курантов. Это еще и повышение пенсии. Цены растут в течение года на всё. И пенсионеры хотят быть уверены в завтрашнем дне, в своем благосостоянии.

Минимальная пенсия 2022

С 1 января 2022 года правительство обещает поднять страховые пенсии на 5,9%. А тем пенсионерам, размер выплат у которых не дотягивает до установленного законом минимума (ПМП), государство доплачивает из бюджета.

Как считается минимальная пенсия?

Тем гражданам, у которых не хватает пенсионного стажа на получение полноценной пенсии, а также вообще не трудившимся по стечению обстоятельств, государство назначает социальную пенсию. В некоторых регионах РФ соцпенсия не дотягивает до величины прожиточного минимума (ПМ). В этом случае государство, в лице региональных властей, обязано доплатить до ПМ, чтобы обеспечить достойную жизнь.

Данная норма была принята еще в 1997 году. Документ гласит о том, что минимальная пенсия, которую получает неработающий пенсионер, не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в регионе для лиц пенсионного возраста. Так как в документе нет уточнения, какая конкретно пенсия (социальная или страховая), правительство обязано производить доплату независимо от вида назначенной выплаты.

Величина ПМ подсчитывается по каждому конкретному региону и включает 4 основные показателя.

  1. Показатель среднедушевого довольствия по стране.
  2. Величина довольствия, необходимая для пенсионеров.
  3. Минимальная месячная сумма, необходимая для трудоспособных граждан.
  4. Минимальная месячная сумма для детей.

Для установления необходимости доплаты пенсионеру до минимального показателя, учитываются все имеющиеся источники доходов. Сюда включают поступления, возникающие по договору аренды, если пенсионер сдает жилье, а также подобные законные (учитываемые налоговой) доходы.

Для получения доплаты нужно только лишь иметь гражданство. Выплата назначается автоматически в беззаявительном порядке.

Где самая низкая пенсия в России?

Сразу оговоримся, что показатель самой низкой пенсии не показывает фактического положения дел. Власти устанавливают минимальную выплату лицам пенсионного возраста, ниже которой они не могут получать. Это касается тех граждан, которые не выработали стаж выхода на пенсию, или не работали совсем, то есть получают социальную выплату.

Итак, самый низкий, установленный прожиточный минимум пенсионера в Чувашии. В 2022 году, после проведения индексации на 5,9%, его величина составит 8736 рублей.

В подсчете дохода правительство учитывает:

  • все компенсации (лекарства, отдых/лечение и проезд к месту, скидки по оплате ЖКУ);
  • саму пенсию;
  • выплаты по ЕДВ.

Если сумма будет меньше, чем установленный в регионе ПМП, будет доплата.

Прожиточный минимум по субъектам РФ

Для сравнения величины ПМП в каждом субъекте России, сведем данные в таблицу. Проанализируем цифры 2021 и плановые показатели на 2022год.

Доплата в 2022 году

Надбавка к пенсии может производиться региональными или федеральными властями.

На федеральном уровне доплата будет производиться, если региональная величина ПМП не выше, чем общая установленная по стране – 10227рублей.

Регионы же доплатят, если местный ПМП выше, чем общероссийские 10227рублей.

Если человек трудился на пенсии и решил уволиться, он должен оповестить об этом ПФР, чтобы произвели перерасчет пенсии и назначили (при необходимости) доплату. В случае, когда пенсионер получает доплату и решил устроиться на работу, тоже необходимо оповестить ПФР о прекращении надбавки. Если этого не сделать, ПФР может подать в суд.

Заключение

Доплата до ПМП назначается автоматически без подачи заявления. Кажется – это малость. Но для пенсионеров-инвалидов, которые не могут самостоятельно посетить ПФР – это большое подспорье. С 1января 2022 г. всем неработающим лицам на пенсии повысят выплаты на 5,9% ,что выше годовой инфляции на 0,1%.

Читайте также: