Сколько учредителей в чуп

Обновлено: 30.06.2024

Перед тем, как открывать бизнес, выберите форму собственности.

В Беларуси самые распространенные формы бизнеса — ИП, ЧУП и ООО. Между ними масса отличий. Но ключевое из них — это правовой статус бизнеса.


  • ИП – это физическое лицо. Открываете ИП вы. Поэтому вы и отвечаете за бизнес личным имуществом.
  • ЧУП – это юридическое лицо, но со многими ограничениями. Подробнее о них смотрите ниже.
  • ООО – юридическое лицо. Таким хозяйственным обществом управлять проще всего: продавать, привлекать инвесторов и так далее.

Основные отличия ИП от ООО и ЧУП

ИП вы регистрируете в исполнительном комитете по месту жительства. Для вас мы составили пошаговую инструкцию по тому, как открыть ИП в Гродно.

ЧУП и ООО регистрирует исполком, к которому относится юридический адрес вашей будущей фирмы. Смотрите пошаговую инструкцию как открыть ООО в Беларуси.

Для ИП юридический адрес не нужен. Для ЧУП и ООО юридический адрес обязателен.

Уставной фонд нужен только для открытия юридического лица. Учредители могут вкладывать в бизнес материальные средства, недвижимость и другое имущество. Как правило, доли в бизнесе пропорциональны участию учредителей в формировании уставного фонда.

Налоги и учет

  • уплата раз в месяц единого налога фиксированной величины;
  • общая система налогообложения с уплатой подоходного налога;
  • упрощенная система налогообложения.

Если вы используете УСН/единый налог и не нанимаете людей, то подоходный налог вы не платите. Если у вас есть наемные работники, то вы платите подоходный налог с фонда заработной платы — 13 %.

В РБ индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет.

  • общая система налогообложения с уплатой подоходного налога;
  • упрощенная система налогообложения с уплатой НДС или без уплаты НДС.

Для ООО ведение бухгалтерского учета обязательно!

ФСЗН и страховая

Если у вас ИП и вы работаете одни, то в фонд социальной защиты платите раз в год 35% от минимальной заработной платы по РБ. Если вы нанимаете сотрудников, то отчисляете 34% с зарплаты каждого в ФСЗН. 1% платит сам сотрудник.

ЧУП и ООО отчисляют 35% с зарплаты сотрудников в социальные фонды. Работодатель оплачивает 34% и 1% платит сам работник. Если в фирме работает меньше 100 человек, то отчисления в ФСЗН вы можете платить раз в квартал.

ИП и юридические лица платят взносы в Белгосстах только при наличии наемных работников.

Количество наемных работников

На ваше ИП вы можете нанять до 3 человек.

Для ООО и ЧУП ограничения по числу работников действуют только при УСН – до 100 человек. Если вы используете УСН с уплатой НДС – то можете нанять до 50 человек.

Прибыль

С ИП вы можете использовать на личные цели всю прибыль после уплаты налогов.

Для юридического лица все траты должны идти на развитие фирмы. Свободно вы можете распоряжаться только дивидендами. Частоту выплат по дивидендам вы прописываете в уставе. Порядок снятия дивидендов регулирует закон.

Чем отличается ООО от ЧУП в Беларуси

ЧУП может учредить только 1 человек. В ООО допускается от 1 до 50 учредителей.

ООО вы можете зарегистрировать только в нежилом помещении. ЧУП юридически может располагать в жилом доме или квартире. Но оказывать услуги и заниматься производством в жилом помещении нельзя.

Руководство

Исполнять обязанности директора может один из учредителей или наемный работник со стороны. Контролировать наемного руководителя проще в ООО при помощи институтов крупной сделки и аффилированных лиц.

В ООО директор не имеет права проводить сделки на заведомо невыгодных для фирмы условиях.

Привлечение инвесторов и продажа

Чтобы воспользоваться поддержкой инвестора, вам придется преобразовать ваше ЧУП в ООО.

То же с продажей. ЧУП вы можете продать как имущественный комплекс. Но перед продажей вам нужно будет провести инвентаризацию. А это сложно, долго и дорого.

Поэтому проще сначала реорганизовать ЧУП в ООО и только потом продать. После продажи вам останется только поменять состав учредителей компании и получить новое свидетельство и печать.

На вопрос, что лучше — ИП или ЧУП в Беларуси — сегодня ответ простой. В раздумьях над формой хозяйствования учитывайте ваши возможности и амбиции.

Если у вас небольшой бизнес, с которым вы управляетесь сами, то открывайте ИП. Если ваш бизнес пойдет в гору, то можно его перерегистрировать. Сегодня если есть ИП, можно открыть ООО. Причем, ООО можно открыть и в одиночку, став единственным учредителем.

Если вы планируете строить компанию вместе с партнерами, хотите предусмотреть продажу вашего бизнеса, лучше сразу выбирайте ООО.

Хорошая новость для юридических лиц! Планируете открыть или недавно открыли бизнес? Специально для вас мы подготовили подарок — 2 месяца бухгалтерского обслуживания со скидкой 50%.

Успейте заключить договор с Консалт! Предложение действует до конца июня.

Свяжитесь с нашим специалистом и получите бесплатную консультацию по интересующей вас услуге.

Консалт

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

4 апреля 2017 / Аналитика

Какую лучше открыть фирму в Беларуси: ООО, ЧУП или ЗАО. Обзор организационно-правовых форм


Осуществление предпринимательства в Беларуси возможно посредством создания фирмы либо приобретения гражданином статуса индивидуального предпринимателя (ИП). В этом материале мы расскажем об особенностях самых распространенных организационно-правовых форм компаний, через которые можно вести бизнес в Беларуси, а также освятим особенности работы через ИП.

ИП (Индивидуальный предприниматель). В качестве ИП имеют право регистрироваться граждане Беларуси, а также иностранцы, имеющие вид на жительство. Не вправе открыть ИП гражданин, в отношении которого установлены ограничения для регистрации. Регистрацию ИП осуществляют исполкомы по месту жительства гражданина. Открыв ИП, Вы вправе нанимать по трудовым договорам и договорам подряда как родственников, так и сторонних лиц, но не более трех человек. Устава (как и уставного фонда) у ИП нет. По своим обязательствам перед контрагентами ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом. ИП вправе применять упрощенную систему налогообложения (5% от валовой выручки без НДС либо 3% с НДС) по тем видам деятельности, на которые не установлены ставки единого налога.

ООО (Общество с ограниченной ответственностью). В ООО может быть от 1 до 50 учредителей. Учредителями ООО могут быть как граждане Беларуси, так и иностранцы. Вопреки бытующему мнению следует сказать, что отсутствие у учредителей ООО высшего (либо иного другого) образования не препятствует созданию ООО. По своим долгам ООО отвечает исключительно принадлежащим ему имуществом. Учредители не отвечают своим имуществом по долгам ООО. Уставный фонд ООО может состоять из денежных и неденежных вкладов учредителей абсолютно любого размера. В качестве руководящего органа в ООО может быть директор (в т.ч. из числа учредителей) либо ИП-управляющий. В качестве налогообложения в ООО может применяться общая система (18% — налог на прибыль и 20% — НДС) либо упрощенная система (5% от валовой выручки без НДС либо 3% с НДС). В ООО, штат которого не превышает 15 работников, функции по ведению бухгалтерского учета и отчетности может исполнять директор, образование и опыт работы которого соответствуют требованиям законодательства. Неоспоримым преимуществом ООО является простота выхода из состава участников с получением фактической стоимости доли либо продажа своей доли другому лицу. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество (т.е. ООО, ЗАО, ОДО, ОАО), состоящее из одного участника.

ЗАО (Закрытое акционерное общество). Уставный фонд ЗАО разделен на акции. Минимальный размер уставного фонда должен составлять 100 базовых величин, что на сегодняшний день составляет примерно 1 210 долларов США. Следует отметить, что ЗАО вправе скрыть сведения о составе акционеров для третьих лиц. Акционер ЗАО может выйти из состава акционеров не иначе как через отчуждение (продажа и т.д.) своих акций. Акционеры ЗАО имеют право голоса в зависимости от категорий принадлежащих им акций, в то время как участники ООО имеют равные права. В остальном ЗАО схоже с ООО.

ЧУП (Частное унитарное предприятие). ЧУП учреждается одним лицом: гражданином Беларуси/иностранным гражданином либо организацией резидентом/нерезидентом. Все имущество, находящееся на балансе ЧУП, является собственностью учредителя. Учредитель не отвечает по долгам ЧУП. Учредитель ЧУП вправе исполнять функции директора. В ЧУП, состоящем не более чем из 15 штатных единиц, бухгалтерию может вести директор (при соблюдении требований законодательства), штатный бухгалтер либо индивидуальный предприниматель по договору бухгалтерского обслуживания. Юридическим адресом ЧУП может быть жилое помещение учредителя при соблюдении условий, установленных законодательством. Уставный фонд ЧУП формируется в течение 12 месяцев после регистрации и может состоять из денежных и неденежных вкладов учредителя любого размера. ЧУП вправе применять режимы налогообложения по аналогии с ООО.

— Если человек понимает, что для ведения дел он может справляться один, то для него индивидуальное предпринимательство — это оптимальный вариант, — объясняет руководитель субпрактики корпоративных процедур компании Revera Екатерина Педо. — Эта форма деятельности по своей сути предполагает, что человек работает индивидуально, а те три работника, которых он может нанять по закону, — это лишь помощники.


Как стать индивидуальным предпринимателем, мы уже подробно рассказывали. Но что если с ИП уже тесно? Какую форму выбрать? Среди многообразия всех форм для малого и среднего бизнеса эксперты выделяют две — общество с ограниченной ответственностью (ООО) и унитарное предприятие (УП).

— Если выбирать между унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, то мы советуем клиентам открывать ООО. Сейчас это одна из самых популярных форм коммерческих организаций, — объясняет Екатерина. — Эта форма наиболее понятна и законодательно урегулирована.


Плюсы ООО, по словам экспертов, в том, что в нем даже на уровне устава можно прописать детальные отношения партнеров (вплоть до того, что будет с долей партнера в случае его развода с женой, например), правила покупки или продажи бизнеса, обращение долей и так далее. При этом если бизнесу вдруг потребуется новый партнер или дополнительное финансирование, то в ООО сделать это гораздо проще.

Основное же отличие унитарного предприятия от ООО в том, что все имущество УП не находится в собственности предприятия. УП владеет имуществом на праве хозяйственного ведения. А сам учредитель (физлицо или юрлицо) контролирует, как унитарное предприятие использует его имущество и нет ли нарушений.


— В целом же унитарное предприятие удобно лишь в том случае, когда собственник один, — добавляет Екатерина. — Поэтому такую форму рассматривают, как правило, только в случае, если хотят единолично вести бизнес. Но с 2016 года законодательство позволяет создавать ООО с одним учредителем. Поэтому сейчас УП объективно проигрывает ООО.

Механика открытия

Схема открытия и УП, и ООО одинаковая. Разница лишь в том, что унитарное предприятие в некоторых случаях можно регистрировать по адресу жилого помещения — например, в своей собственной квартире. Чего нельзя сделать при открытии ООО.


Что обязательно сделать до регистрации?

Для примера возьмем ООО с несколькими участниками. Первое, что рекомендуют юристы в таком случае, — обсудить все детали с будущим партнером.

Но есть нюансы. Партнерское соглашение не может быть заключено между всеми участниками, то есть если учредителей всего два, то такое соглашение подписывать нельзя. Выход, который по общему правилу используется на практике, — включение в состав ООО третьего лица на небольшую долю (она может быть меньше 1%). В таком случае каждый из участников может заключить друг с другом партнерское соглашение.

Кто не может быть учредителем?

Во-первых, владелец или совладелец компании, которая на данный момент находится в процедуре ликвидации. Во-вторых, человек, который был последним руководителем юрлица, находящегося в стадии ликвидации или банкротства.

В-третьих, человек, у которого есть непогашенная или неснятая судимость за экономические преступления (более детально этот вопрос можно изучить здесь, а проверить, нет ли компании вашего будущего партнера в списках банкротов, — здесь).

Что будет, если у человека есть ограничения, но он не знал об этом или же намеренно утаил и стал учредителем нового юрлица? В течение трех лет с момента регистрации такого юрлица госорганы могут подать иск в суд о признании этой регистрации недействительной. В итоге с компании взыщут весь доход, полученный за все время ее деятельности.

Устав и что в нем можно прописать

Основной документ хозяйственного общества как ООО, так и УП — это устав. Это тот документ, по которому будет жить компания (посмотреть, как выглядит образец устава, можно здесь).

— Устав должен определять наименование общества, местонахождение, цели деятельности, размер уставного фонда, права, обязанности и ответственность участников, структуру органов управления, их компетенцию и функционирование, порядок и объем предоставления участникам общества информации о его деятельности, объясняет Екатерина. — Это ключевые вопросы, которые по закону обязательно должны быть включены в устав. Также в уставе закрепляется порядок обращения долей. Например, мы можем установить запрет на передачу доли третьему лицу или же указать, что подобные действия можно осуществлять только с согласия участников. Да и то единогласного.


Екатерина говорит, что с некоторых пор советует клиентам прописать в уставе моменты расторжения брака или наследования доли в уставном фонде. К примеру, что будет с долей партнера, когда тот разведется и бывшие супруги начнут делить имущество.

Уставный фонд и протоколы собрания учредителей

Для создания ООО по законодательству требуется проведение собрания учредителей по учреждению хозяйственного общества и учредительного собрания. Но просто собраться в кафе и поговорить не выйдет, по итогам собрания нужны протоколы — протокол собрания об учреждении и протокол учредительного собрания.

В них прописывается порядок совместных действий учредителей по учреждению юрлица, например, кто пойдет в исполком согласовывать наименование, в каком размере и порядке будет формироваться уставный фонд.

— Минимального размера уставного фонда нет, он может составлять даже один рубль, — говорит Екатерина.


Можем ли регистрировать ООО без директора?

— С директором желательно определиться на старте, — объясняет юрист. — Так, регистрационная форма предполагает включение информации о директоре при обращении за госрегистрацией. Тем не менее отсутствие кандидатуры директора на момент подачи документов в исполком не является основанием для отказа в регистрации. Поля о директоре можно оставить открытыми. Подать уведомление о назначении директора можно после регистрации.

Директором ООО может быть физлицо, в том числе и учредитель, может быть юрлицо или даже ИП.

Даем название: с чем могут возникнуть проблемы

Очень важно дать название вашему ООО. Для этого нужно идти в исполком, где вы собираетесь находиться (в Минске — это горисполком). В исполкоме нужно согласовать наименование, или, проще говоря, название вашей компании. Для этого необходимо написать заявление (все нюансы можно посмотреть здесь), в котором можно указать ориентировочное название на русском и белорусском языках.


Как только название компании согласовали, вам выдадут справку о согласовании наименования. Данные этой справки указываются в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

Юридический адрес

— На момент регистрации не обязательно у вас на руках должен быть некий договор. Как правило, мы рекомендуем клиентам получить от собственника помещения (будущего арендодателя) письмо, в котором будет указано, что они гарантируют помещение такому-то физическому лицу для создания юрлица,— объясняет эксперт. — Бывает так, что после регистрации учредители не договариваются с арендодателем по коммерческим условиям сотрудничества и принимают решение использовать под юридический адрес другое помещение. В таком случае заявление при регистрации иного адреса не является нарушением. Но в течение 10 рабочих дней после смены местонахождения вам нужно проинформировать исполком об этом.


Момент регистрации

Как только получили гарантийное письмо, согласовали наименование и одобрили устав, уже можно идти в исполком по месту регистрации. Туда нужно отнести следующий комплект документов: заявление о госрегистрации, устав в двух экземплярах и электронную версию, а также квитанцию об уплате госпошлины (она равняется 1 базовой, что на сегодня составляет 24,5 рубля). Также учредители должны предъявить документы, удостоверяющие личность.

— Важно, что при регистрации в исполкоме обязательно личное присутствие обоих участников. Они должны в присутствии госрегистратора поставить свои подписи, — подчеркивает Екатерина. — К слову, такую же процедуру госрегистрации сейчас могут осуществить и нотариусы по той же схеме, что и исполкомы.


Сколько ждать?

Компании присваивается регистрационный номер, который потом будет и учетным номером налогоплательщика. Дальше никуда не нужно бежать — ни в налоговую, ни в ФСЗН, — исполком сам ставит вас на учет в этих организациях. Спустя пять дней вы получите извещение о постановке на учет с уже присвоенными номерами. Правда, в налоговую стоит заехать, чтобы получить ключи электронной цифровой подписи (более подробная информация — здесь).

Сразу с момента создания, буквально после выхода из исполкома, можно заказать печать (если вы решили, что будете ею пользоваться, так как закон не обязывает этого делать), поехать в банк и открыть расчетный счет (для этого уже нужен директор).

— Договоры можно заключать практически сразу же после выхода из исполкома, также можно сразу же брать на работу людей. Компания считается созданной, и препятствий для деятельности никаких нет, — заключает Катерина.


Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский, Максим Тарналицкий, фото носят иллюстративный характер

Основные отличия между УП, ООО, ЗАО.
Основные организационно-правовая формы юридического лица в Республике Беларусь.

Основными организационно правовыми формами в Республике Беларусь являются:

  1. УП — Унитарное предприятие
  2. ООО — Общество с ограниченной ответственностью
  3. ЗАО — Закрытое акционерное общество

Если брать по статистке регистрации фирм в Беларуси, то подавляющее большинство приходится на регистрацию ООО. Еще до недавнего времени ООО делило свое первенство с УП. Дело в том, что ранее зарегистрировать ООО можно было только с составом не менее 2-х учредителей. Соответственно если учредитель был один, то последний мог регистрировать только ЧУП.

порядок взыскания дебиторской задолженности

Дмитрий Заблоцко-Горький

Сравнительная таблица наиболее распространенных
организационно-правовых форм в Республике Беларусь (2019 г.)

Минимальный размер уставного фонда

100 базовых величин

Порядок формирования уставного фонда

Должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами либо если уставом не предусмотрен меньший срок

Является собственностью учредителя, предприятию принадлежит на праве хозяйственного ведения

Является собственностью самого ООО, участники имеют обязательственные права по отношению к обществу

Является собственностью самого ЗАО, акционеры имеют право собственности на акции

Изменение состава участников (продажа бизнеса)

Необходимо зарегистрировать предприятие как имущественный комплекс, после чего совершать сделку купли-продажи предприятия

1. Купля-продажа доли в уставном фонде ООО и государственная регистрация изменений в устав.

2. Нового участника можно принять на основании заявления, путем внесения им вклада в уставный фонд ООО и государственной регистрации изменений в устав

Оформляется договором купли-продажи акций и регистрируется у профучастника рынка ценных бумаг.

Государственная регистрация не обязательна

Возможность выхода из состава участников на основании заявления

В любое время вне зависимости от согласия других участников

Акционер не может выйти на основании заявления

Особые преимущества / недостатки

1. Возможность передачи имущества в пределах одного собственника.

2. Сложность процесса замены учредителя (продажи бизнеса)

1. Решение принимается на Общем собрании участников / акционеров (далее — Собрание) при наличии кворума.

Собрание имеет кворум, если его участники обладают в совокупности более чем 50% голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам, если уставом ООО, ЗАО не предусмотрено для кворума большее число голосов

1. Возможно непропорциональное распределение прибыли, если такая возможность оговорена в Уставе.

2. Исключение участника осуществляется только в судебном порядке по требованию иных участников, доли которых в совокупности составляют не менее 10% уставного фонда этого общества, в случае если такой участник грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) препятствует деятельности общества

1. Организационно-правовая форма выгодна для мажоритариев, т.к. есть возможность контроля над обществом при наличии 75% акций ЗАО.

2. Ограничение выхода из состава акционеров

Порядок распределения прибыли

Предприятие выплачивает учредителю прибыль в порядке и сроки, определенные учредителем

Распределение прибыли осуществляется на годовом Собрании после уплаты налогов и иных обязательных платежей, отчислений в фонды ООО, покрытия убытков, образовавшихся по вине ООО

По общему правилу выплата дивидендов является правом ЗАО, в случаях и порядке, установленных законодательством, ЗАО обязано выплачивать дивиденды

Обязанность по ведению бухгалтерского учета могут осуществлять

1. Директор (в организации с численностью не более 15 человек и при наличии наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет)

2. Главный бухгалтер

4. Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета

Читайте также: