Платит ли уфсин страховые взносы

Обновлено: 17.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Калькулятор страховых взносов:

Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, то ежегодно обязаны вносить фиксированные платежи в Пенсионный фонд России (он же ПФР) и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (он же ФФОМС).

Платёж этот фиксируется ежегодно и каждый год индексируется. Чаще всего, разумеется, — в бОльшую сторону.

Год МРОТ ПФР ФФОМС Итого
2023 Не важен 36 723 руб. 9 119 руб. 45 842 руб.
2022 Не важен 34 445 руб. 8 766 руб. 43 211 руб.
2021 Не важен 32 448 руб. 8 426 руб. 40 874 руб.
2020 Не важен 32 448 руб. 8 426 руб. 40 874 руб.
2019 Не важен 29 354 руб. 6 884 руб. 36 238 руб.
2018 Не важен 26 545 руб. 5 840 руб. 32 385 руб.
2017 7 500 руб. 23 400 руб. 4 590 руб. 27 990 руб.
2016 6 204 руб. 19 356,48 руб. 3 796,85 руб. 23 153,33 руб.

Расчёт страховых взносов ИП в ПФР и ФФОМС за месяц

С 2018 года при расчете страховых взносов ИП размер минимального размера оплаты труда не играет роли. Вместо него, согласно статье 430 НК РФ на 2018, 2019 и 2020 года установлены фиксированные суммы взносов (смотри таблицу выше). Чтобы узнать сумму в месяц нужно эти суммы просто разделить на 12.

СПРАВКА: до 2018 года сумма страховых взносов зависела от значения МРОТ и формула расчёта страховых и медицинских взносов ИП была такова:
ПФР = МРОТ х 26% х 12 мес.
ФФОМС = МРОТ х 5,1% х 12 мес.

Если вам нужно было рассчитать, сколько платить в месяц в ПФР и ФФОМС до 2018 года, просто размер МРОТ, утвержденного на определенный год, умножаете на 0,26 и 0,051 соответственно.

Когда платить взносы ИП

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно вспомнить очень важную информацию:
ИП, работающие без оформленных сотрудников имеют возможность вычесть 100% страховых взносов в ПФР и ФФОМС из налогового бремени, возлагаемого на них той или иной системой налогообложения.

Пример.
Вы занимаетесь оказанием услуг по мыловарению. За первый квартал вы наварили мыла на 30 тыс. рублей. Работаете на УСН, платите 6% налог. От 30 тыс. руб. 6% это 1800 рублей. Так вот, вы эти 1800 в конце квартала платите не налоговой, а в ПФР!
Итого получается, вам за 3 оставшихся квартала необходимо внести в ПФР и ФФОМС: (Общая сумма страхового взноса — 1800 руб.).

Фиксированные страховые взносы вы можете платить раз в месяц, раз в квартал, раз в полугодие или раз в год — хоть когда! Тут важно перекрыть страховым взносом авансовый платёж, который ИП должны платить ежеквартально в обязательном порядке!

Если вы не заплатили в ПФР, а деньги отправили налоговикам, а в конце года оказалось, что страховые взносы полностью перекрывают налог (ибо вычитается из налога все 100% взносов), то придётся изымать эти деньги у налоговиков назад, что будет достаточно проблематично.

Как правильно оплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС

Внимание! Рассмотрим на примере взносов за 2018 год. Общая сумма их была 32 385,00 рублей.

Совет: не оплачивайте их каждый месяц. Смысла нет.
Поработали первый квартал, посчитали налог, получился 10 тыс. рублей. Так и оплатите в ПФР и ФФОМС эти 10 тыс, причём сначала на КБК ПФР.

Налоговикам — ничего, ибо взносы прошли взачёт налогу. Осталось 22 385,00 рублей, из которых 5 840,00 — в ФФОМС.

За второй квартал вышло ещё 10 тыс. налога. Снова не платим налог, а платим в ПФР. Осталось 12 385,00 руб., из которых 5 840,000 — в ФФОМС.

За третий квартал вышло ещё 10 тыс. налога. Снова не платим налог, а платим в ПФР.

НО! Отправляем уже не 10 тыс. в ПФР, а остаток от общего взноса (от 26545,00), т.е. 6 545,00. И этим траншем мы закрываем свои обязательства перед ПФР.
Но налог у нас был 10 тыс., а заплатили мы 6 545,00. Остальные 3 455,00 отправляем в ФФОМС. Осталось заплатить на мед. страхование: 5 840 — 3 455 = 2 385 рублей.

Так вот уже за четвертый квартал, когда у вас налог снова выйдет 10 тыс.руб., остаток 2 385 отправляем в ФФОМС, а остальные 7 615,00 — на реквизиты налоговых органов!

Важно! Отправка в ПФР или ФФОМС означает использование КБК для таких платежей, но получателем является ИФНС.

Разумеется, это лишь пример, и налог у вас уже за первый квартал может составить сумму, превышающую страховые взносы в ПФР и ФФОМС. Тогда лучше всё оплатить сразу в первом квартале, а дальше уже придётся поквартально вносить авансовые платежи.

По этой вышеизложенной схеме вы снимаете с себя бремя ежемесячных платежей и всякий риск наложения пеней и других санкций со стороны налоговой.

1 процент в ПФР с доходов, превышающих 300 тыс. рублей

На следующий год, после того, как вы внесли фиксированный взнос во внебюджетные фонды, в случае, если ваш доход превысил 300 тыс. рублей, будьте любезны оплатить 1% от той суммы, которая эти 300 тысяч превысила.

Пример для чайников.
Доход за год у вас составил 487000 рублей. Из этой суммы 187 тыс. — это превышение 300 тыс. и именно со 187 тыс. вы должны оплатить 1%. Это будет 1870 рублей.

Будьте внимательны! Оплатить нужно на реквизиты ПФР, а не ФФОМС! Срок — до 1 июля следующего за отчётным года. С марта 2018 г. взносы 1% нужно перечислять на КБК, как и для фиксированных взносов — 182 1 02 02140 06 1110 160 (Приказ Минфина РФ от 28.02.2018 г. № 35н) с указанием в платежке реквизитов ИФНС.

Если у вас доход превысил 300 тысяч уже в текущем году, можете не ждать июля следующего и уже смело оплачивать 1% от превышения на соответствующий этому платежу КБК ПФР.

Нужно ли платить страховые взносы при закрытии ИП

В том случае, если вы закрываете ИП, налоговый инспектор, принимая у вас документы на закрытие, может потребовать квитанции, подтверждающие факт оплаты в ПФР всех взносов за тот год, в котором совершается процедура закрытия. Помните — вы не обязаны оплачивать страховые взносы при подаче документов на закрытие! Читаем ст. 432 НК РФ, исходя из которой это можно сделать в течение 15 дней после закрытия ИП.

С другой стороны, страховой взнос можно вычесть из налога, как мы уже знаем, что будет невозможно, если вы в ПФР деньги понесёте уже после закрытия, а не до. Поэтому перед закрытием ИП, заплатите все взносы в ПФР и ФФОМС, согласно расчётам за месяц, приведённым выше.

Квитанция на оплату страховых взносов в ПФР

Самый удобный способ оплатить страховые взносы — сформировать самостоятельно квитанцию на официальном сайте Пенсионного фонда.

Страховые взносы в ИП в ПФР: на первом шаге

Страховые взносы ИП в ПФР: выбор нужного пункта

Вам откроется окно с реквизитам для уплаты:

Страховые взносы ИП в ПФР: реквизиты

Внимание! В сервисе еще не ввели изменения в части КБК.

Страховые взносы ИП в ПФР: ввод своих данных

После ввода данных можно либо распечатать квитанцию, либо скачать ее в формате PDF. Вот так вот она должна выглядеть:

Квитанция на взносы ИП в ПФР

Такая квитанция не подойдет непосредственно для оплаты в банке из-за неверного КБК. Однако оплатить страховые взносы можно через Интернет-банк, тот же Сбербанк-Онлайн, выполнив заполнение электронного платёжного поручения на основании сформированной квитанции. Или со своего расчётного счёта. Главное, чтобы деньги на вас им пришли, а откуда пришли, из какого банка и счёта — без разницы.

Выплачивая страховые взносы, работодатель должен соблюдать общий порядок их расчета, учитывать изменения законодательства. Значительных изменений в части уплаты страховых взносов в 2021 г. нет, однако ряд послаблений получили индивидуальные предприниматели и представители среднего и малого бизнеса.

В статье расскажем о нюансах расчета страховых взносов в 2021 г. на примере конкретной организации.

КТО ОБЯЗАН УПЛАЧИВАТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

– физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • издательским лицензионным договорам;
  • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Для плательщиков устанавливают предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2021 г. — 2,3).

Размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливает Правительство РФ.

НУЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ В БАЗУ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ СУММЫ ЗАРПЛАТЫ ПО ПРЕДЫДУЩЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ

В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

КАКИЕ СУММЫ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
  • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказаниемедицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и др.;

7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, и др.;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам;

13) суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и т. д.;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

16) суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 %;

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

  • на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 %;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1 %.

Тарифы страховых взносов, действующие в 2021 г., представлены в табл. 1.

Таблица 1. Действующие тарифы страховых взносов

База для исчисления страховых взносов

Тарифы страховых взносов

на ОПС

на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

на ОМС

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

в отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины

Свыше установленной предельной величины

* В целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское образование предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

После вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ ст. 426 НК РФ утратила силу, а совокупный тариф в 30 % стал постоянным.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ БАЗ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2021 ГОДУ?

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

  • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
  • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Вид взносов

Предельная величина облагаемой базы, руб.

2020 г.

2021 г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

Нет предельной величины

ПРИМЕР

Таблица 3. Расчет страховых взносов в 2021 г. для Сидорова С. С., руб.

Месяц

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов нарастающим итогом

При этом Суд предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания оспариваемых норм применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав данной категории лиц


28 января Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 5-П/2020 по делу о проверке конституционности ряда законодательных норм, касающихся пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования граждан.

Поводом к рассмотрению стала жалоба адвоката Московской окружной коллегии адвокатов Ольги Морозовой, получающей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ и их семей (далее – Закон о военных пенсиях).

Суды поддержали позицию налоговиков по вопросу уплаты взносов на ОПС

Ольга Морозова занимала должность заместителя начальника следственного департамента ФСКН. В июле 2014 г. она вышла в отставку по болезни в возрасте 45 лет. Ей была назначена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом о военных пенсиях.

В апреле 2017 г. она получила статус адвоката и в июне того же года обратилась в межрайонную инспекцию ФНС России с просьбой не ставить ее на учет как плательщика взносов на ОПС, поскольку их уплата не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения по достижении пенсионного возраста в 2029 г. – к этому моменту она не сможет выработать требуемый 15-летний страховой стаж и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент, равный 30.

Получив отказ инспекции, Ольга Морозова обратилась в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении административного иска о признании решения налогового органа незаконным. При этом со ссылкой на Закон о военных пенсиях они указали, что военные пенсионеры обязаны встать на учет в качестве страхователей по обязательному пенсионному обеспечению и уплачивать взносы в ПФР, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе осуществляют адвокатскую деятельность).

Это, отметили суды, обусловлено предоставлением таким лицам права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий ее назначения, установленных Законом о страховых пенсиях. При этом, подчеркнули они, возможность отказа от участия в системе ОПС законодательством для таких лиц не предусмотрена.

Доводы жалобы в КС

Обращаясь с жалобой в Конституционный Суд, Ольга Морозова указала, что нормы законодательства (ч. 4 ст. 7 Закона о военных пенсиях; подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 22 ст. 22 и п. 1 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании; подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, а также ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Закона о страховых пенсиях) не соответствуют Конституции РФ в той мере, в которой обязуют адвокатов из числа военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС без закрепления надлежащих гарантий получения ими пенсии по старости. Кроме того, они предусматривают уплату страховых взносов по солидарной части тарифа, при том что фиксированная выплата к пенсии по старости им не устанавливается.

Заявительница указала, что для военных пенсионеров, являющихся адвокатами, возложение обязанности по уплате взносов на ОПС в фиксированном размере, предусмотренной оспариваемыми нормами, неразрывно связано с гарантированным обеспечением реализации права на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к ней), поскольку обжалуемая норма Закона о военных пенсиях не предоставляет им иной возможности увеличить соцобеспечение по возрасту, гарантированное ч. 1 ст. 39 Конституции.

Также она обратила внимание Суда на неопределенность в вопросе реализации права военных пенсионеров на получение соцобеспечения за счет пенсионных накоплений от трудовой деятельности при получении отказа страховщика назначить страховую пенсию по старости (кроме фиксированной выплаты). Заявительница подчеркнула, что лица, проходившие военную и приравненную к ней службу, подвергаются дискриминации в системе ОПС, так как обязаны отработать 35 лет, чтобы получить право на страховое обеспечение. Кроме того, они лишены права получать выплаты, финансируемые за счет солидарной части тарифа страховых взносов. При этом данная часть не учитывается в ИЛС застрахованного лица, а значит, не участвует в накоплении пенсионных прав за трудовую деятельность военного пенсионера.

КС подтвердил конституционность оспариваемых норм, но указал на неопределенность нормативного содержания

Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд со ссылкой на ранее высказанные правовые позиции напомнил, что отнесение лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, к числу плательщиков взносов на ОПС и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов направлены на реализацию конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения, тем более что самозанятые подвержены такому же социальному риску в связи с наступлением страхового случая, как и работающие по трудовому договору, а уплата ими страховых взносов обеспечивает формирование пенсионных прав, приобретение права на трудовую пенсию (определения КС от 12 апреля 2005 г. 164-О и № 165-О; от 29 сентября 2011 г. № 1179-О-О; от 25 января 2012 г. № 226-О-О и др.).

Распространяя эту позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, КС со ссылкой на Определение от 24 мая 2005 г. № 223-О подчеркнул, что их обязанность уплачивать взносы в ПФР должна гарантировать возможность реализации пенсионных прав в рамках системы ОПС на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате взносов в ПФР, подчеркивается в постановлении, конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.

КС добавил, что соответствующий правовой механизм был установлен поправками в законодательство по вопросам пенсионного обеспечения (Закон от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ), согласно которым военным, служившим по контракту, и приравненным к ним при назначении трудовой пенсии по старости было закреплено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности.

Так, пенсионные права адвокатов из числа военных пенсионеров формируются за счет страховых взносов на ОПС и распределяются на солидарную и индивидуальную части с применением общеустановленного тарифа. При определении ИПК учитываются только страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части и учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного.

Конституционный Суд подчеркнул, что правовое регулирование с учетом позиций, выраженных в определениях № 223-О и от 11 мая 2006 г. № 187-О, не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение ст. 35 Конституции к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанных денежных средств.

Поскольку правовой механизм участия самозанятых граждан из числа военных пенсионеров в системе ОПС был сохранен в законодательстве, оспариваемые нормы, указал Суд, не противоречат Конституции в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов с целью обеспечения права на получение обязательного страхового обеспечения.

Вместе с тем, подчеркивается в документе, предоставляя военным, служившим по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам право на получение в дополнение к пенсии за выслугу лет или по инвалидности, трудовой пенсии по старости, законодатель исключил из состава последней базовую часть. Принимая такое решение, он исходил из необходимости достичь соотносимости размера обеспечения по ОПС и уплаченных взносов, а также учитывал получение ими пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Между тем, в отличие от базовой части трудовой пенсии финансовым источником, за счет которого производится фиксированная выплата к страховой пенсии, являются взносы на ОПС, уплаченные по солидарной части тарифа. В то же время застрахованным из числа военных пенсионеров, у которых при достижении пенсионного возраста соблюдены прочие условия назначения пенсии по старости (страховой стаж не менее 15 лет и ИПК не менее 30), она устанавливается без фиксированной выплаты к ней, несмотря на то, что взносы по солидарной части тарифа уплачиваются ими на общих основаниях.

Таким образом, указал КС, оспариваемые положения характеризуются неопределенностью нормативного содержания, поскольку обязывая адвокатов – военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС по солидарной части тарифа и не предоставляя им – в исключение из общего правила – права на получение страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты, не позволяют выявить волю законодателя касательно цели уплаты указанными лицами взносов по солидарной части тарифа и ее влияния на объем обязательного обеспечения по ОПС, которое должно быть им предоставлено по достижении пенсионного возраста.

Отмечается, что предусмотренный законодательством порядок формирования самозанятыми лицами, включая адвокатов, пенсионных прав не позволяет (по крайней мере, без уплаты страховых взносов сверх фиксированного размера) синхронизировать процессы формирования ИПК заданной величины (не менее 30) и приобретения требуемого страхового стажа (не менее 15 лет), поскольку для этого требовалось бы ежегодное формирование ИПК в размере не менее 2. В результате к моменту достижения пенсионного возраста указанные процессы могут быть не завершены, и тогда, несмотря на наступление страхового случая, застрахованный будет вынужден либо продолжить формирование пенсионных прав, либо отказаться от притязаний на обязательное страховое обеспечение.

Однако для застрахованных лиц из числа военных пенсионеров, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включая адвокатов, эта возможность, как правило, отсутствует. С учетом условий назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о военных пенсиях самозанятые лица, которым назначена такая пенсия, начинают осуществлять соответствующие виды деятельности и формировать свои пенсионные права в системе ОПС после прекращения военной и (или) иной приравненной к ней службы – т.е. в более позднем возрасте по сравнению с другими застрахованными лицами из числа самостоятельно обеспечивающих себя работой. При этом для них не предусматривается возможность назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа.

По итогам рассмотрения жалобы КС признал дело заявительницы не подлежащим пересмотру. Оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС, возлагают на них обязанность по уплате взносов с целью обеспечения права на получение обязательного страхового обеспечения по ОПС.

При этом КС предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания оспариваемых норм применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, по мнению адвоката, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера.

Обязанности уплаты взносов должна соответствовать реальная возможность получать пенсионное обеспечение

Как отметил вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев, в рассматриваемом постановлении, помимо прочего, КС обобщил ранее высказывавшиеся им правовые позиции и еще раз подчеркнул, что нормативное регулирование сферы пенсионного обеспечения должно гарантировать гражданам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы ОПС, на равных условиях с иными застрахованными лицами.

Михаил Толчеев добавил, что применение подхода, при котором учитываются не только формально определенные нормы закона, но и их сущностное наполнение, представляется правильным и способным оказать существенное влияние на судебную практику не только по спорам данной категории, но и по смежным.

По мнению ведущего юрисконсульта ФБК Право Валентины Поляковой, в данном постановлении КС сформулировал две позиции. Во-первых, в очередной раз подтвердил, что отнесение самозанятых (адвокатов, нотариусов и др.) к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов соответствуют Конституции.

Взносы за работников в 2020 году — это обязательные отчисления в пользу страхового обеспечения граждан России. Бюджетные организации обязаны уплачивать страховое обеспечение, как и все остальные экономические субъекты. Разберемся, что изменилось при исчислении и уплате таких отчислений, определим, нужно ли округлять страховые взносы в 2020 году.

После отмены закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ у большинства страхователей возникают вопросы, как перечислять страховые взносы в 2020 году. Теперь порядок исчисления, уплаты, сроки и ставки регламентирует новая 34 глава Налогового кодекса. Изменения коснулись обязательного пенсионного и медицинского обеспечения (ОПС, ОМС), а также отчислений на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ).

Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний следует уплачивать по старым правилам (закон № 125-ФЗ от 24.07.1998), то есть перечислять средства в пользу Фонда социального страхования. Причем платежи перечислять в ФСС надо с копейками. Округление до целых чисел не требуется.

Что изменилось

Администрирование страховых взносов с заработной платы в 2017 году передали Федеральной налоговой службе. Это означает, что налоговики:

  • контролируют своевременность и полноту перечислений страхового обеспечения;
  • принимают и проверяют отчетность по страховым взносам за работников в 2020 году;
  • взыскивают недоимки и пени, выписывают штрафы.

Оплата взносов в 2020 году поступает в территориальные отделения ФНС. Подробнее читайте в статье о том, кому теперь платить страховые отчисления.

Прошлые периоды (до 31.12.2016) вправе проверить ПФР и ФСС, а вот прошлогоднюю задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд в 2020 году перечислять не нужно. Долги оплачиваем по новым КБК.

Как оплачивать страховые взносы в 2020 году: изменения

Порядок начисления не изменен (ст. 52 НК РФ): как и в прошлом календарном периоде, налогооблагаемая база умножается на установленный тариф. Порядок определения налогооблагаемой базы теперь устанавливает ст. 420 - 421 НК РФ. Страховые выплаты, которые не следует включать в базу для расчета СВ, закреплены в ст. 422 НК РФ. В сравнении с нормами закона № 212-ФЗ, перечень страховых выплат видоизменен в части суточных, выплат опекунам и платы работодателя на добровольное соцобеспечение.

Размер ставки или тарифа устанавливается в соответствии со ст. 425 - 429 НК РФ. Установлен ряд льготных категорий страхователей, которые вправе осуществлять платежи по страховым взносам в 2020 году по пониженным тарифам.

Порядок уплаты страховых взносов в 2020 году закреплен в статье 431 НК РФ. Основные положения:

  1. Страхователь обязан рассчитаться по платежам до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. То есть за август следует перечислить СВ до 15 сентября.
  2. Перечисления осуществляются в разрезе видов страхового обеспечения (ОПС, ОМС, ВНиМ).
  3. При уплате ВНиМ действует новый порядок зачета расходов работодателя (ч. 2 Письма ФНС России от 01.02.2017 № БС-4-11/2748). Участники пилотного проекта зачет расходов при оплате ВНиМ не производят.

Перечисление страховых взносов в 2020 году: с копейками или без

Любые нововведения провоцируют большое количество вопросов у работников бухгалтерии. Так, споры, как округлять страховые взносы в 2020 году, не утихают и по сей день.

Чтобы исключить ошибки в расчетах и не допустить штрафных санкций от контролирующих органов, определимся с ответом на актуальный вопрос: как платить страховые взносы: с копейками или без в 2020 году.

Следовательно, уплата страховых взносов (с копейками или без в 2020 году) зависит от конкретного значения платежа. Чтобы было понятнее, разберемся на конкретном примере.

Примеры: страховые взносы платить с копейками или без 2020

  • ОПС: 1 500 000 × 22 % = 330 000,00 рублей;
  • ОМС: 1 500 000 × 5,1 % = 76 500,00 рублей;
  • ВНиМ: 1 500 000 × 2,9 % = 43 500,00 рублей;
  • ФСС НС и ПЗ = 1 500 000 × 0,2 % = 3 000,00 рублей.
  • ОПС: 102 653 × 22 % = 22 583,66 руб.;
  • ОМС: 102 653 × 5,1 % = 5235,30 руб.;
  • ВНиМ: 102 653 × 2,9 % = 2976,94 руб.;
  • НС и ПЗ: 102 653 × 0,2 % = 205,31 руб.

В результате за август бюджетное учреждение обязано рассчитаться с бюджетом в рублях и копейках. Исключений в данном случае не предусмотрено.

Платежи в ПФР в 2020 году можно ли округлять? Можно, но только в большую сторону. К примеру, при расчете за август бюджетное учреждение перечислит не 22 583 рубля и 66 копеек, а ровно 22 584 рубля. В итоге образуется переплата в 34 копейки. Такой способ расчетов не возбраняется, однако округлять платежи в большую сторону не обязательно.

Округлять сумму по СВ в меньшую сторону нельзя! Это приведет к образованию задолженностей, начислению пеней и штрафов.

Подведем итог. Компания, решая вопрос, как уплачивать страховые взносы в ПФР — с копейками или без 2020, либо в пользу других видов страхового обеспечения, могут производить расчеты без копеек, округляя платежи в большую сторону. Однако представители ФНС такой способ расчетов не поощряют.

Предельная величина базы для расчета

На весь календарный период устанавливаются конкретные тарифы страховых взносов в 2020 году. Изменения наступают в момент превышения установленного законодательством лимита (ПП РФ от 29.11.2016 № 1255):

  • для ОПС установлен предел 755 000 рублей на одно застрахованное лицо;
  • для ВНиМ — 876 000 рублей;
  • для ОМС не установлено.

Размер предельной величины устанавливается в полных тысячах. Например, в августе начислено 754 400 рублей, округляем до 754 000 ровно. Если сумма 875 550 рублей, то 876 000.

Читайте также: