Сколько раз осуществляется проверка наличия осужденных в иу

Обновлено: 02.07.2024

Друзья, жду Ваших дополнений и поправок

Проект
17 марта 2017 года

Решение ПК № 10 СПЧ

Обсудив Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России № 295 от 16.12.16 (далее - Правила, ПВР), Постоянная Комиссия по содействию деятельности ОНК, пенитенциарной реформе и профилактике реформе приходит к следующим выводам :

1) Важным шагом, направленным на обеспечение прав человека при исполнении уголовного наказания, являются нормы Правил внутреннего распорядка, согласно которым:
- личный обыск осужденного должен проводиться в корректной форме, исключающей причинение вреда здоровью осужденного, в пределах, необходимых для обнаружения запрещенных предметов и веществ (п. 7);
- уточнение ряда действовавших ранее норм, относящихся, например, к моменту, с которого при смене режима отбывания наказания отсчитывать следующее свидание или посылку;
- лицам, сдающим передачу, вручается копия их заявления о передаче;
- выдача скоропортящихся продуктов, поступивших в посылках осужденным, которые содержатся в ШИЗО или ПКТ, после окончания пребывания в них производится под контролем медицинского работника;
- Правила содержат образец правильной заправки кровати, что снижает опасность злоупотреблений со стороны сотрудников под предлогом того, что кровать заправлена неправильно;
- специальный раздел Правил о реализации прав осужденных-инвалидов
- запрет на применение строевого шага при перемещении инвалидов;
- предусмотрено составление акта о каждом случае применения наручников к осужденным к пожизненному лишению свободы (ПЛС);
- запрет цензуры ответа Общественной наблюдательной комиссии осужденному (п. 58);
- не предусмотрен личный досмотр прибывших на долгосрочное свидание в отличие от досмотра их одежды и вещей;
- конкретизировано право членов ОНК получать жалобы осужденных на личном приеме, регистрируя их в специальном журнале; определено место хранения такого журнала, как в рабочие, так и в выходные дни (пп. 34-35);
- при принятии от осужденного предложений, заявлений, ходатайств и жалоб установлена выдача ему расписка от имени администрации с указанием даты передачи обращения представителю ИУ (п. 58).

2) Анализ показывает, что ряд новых либо остающихся норм прежних Правил могут способствовать нарушению прав осужденных.
Среди них:

- не предусмотрено вручение осужденным копии акта об изъятых у них вещах (п. 6). Предложение: предусмотреть вручение осужденному копию такого акта;


- составление акта о телесных повреждениях поступившего в ИУ осужденного медицинским работником производится только по поручению начальника, на которого возлагается организация проверки их наличия (п. 8);
Предложение: предусмотреть ответственность медработника за составление акта о телесных повреждениях, а на начальника учреждения возложить обязанность организовать получение от осужденного объяснений и направление собранных материалов в органы прокуратуры.

- обязанность осужденных, изложенную в п. 16 следует записать таким образом, чтобы дача объяснения была правом, а не обязанностью осужденного, корреспондирующуюся со ст. 51 Конституции РФ;
- Предлагается записать данное положение в следующей редакции: являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора; при этом осужденный имеет право давать письменные объяснения по вмененному ему нарушению установленного порядка отбывания наказания, либо воспользоваться правом не свидетельствовать против себя (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу ).

- избыточен запрет на межкамерную связь (п.168): если в СИЗО такая норма обоснована, то непонятно, для чего она нужна в ИУ.
Предложение: исключить эту норму.

- не устранено противоречие между весом вещей, которые осужденные вправе иметь при себе по прибытии (такой вес установлен в 50 кг.), и установленным весом вещей в 36 кг., которые осужденные вправе иметь при себе внутри учреждения;
- введен запрет на курение в камерах ШИЗО и ПКТ, а также курение во время прогулок лиц, водворенных в ШИЗО (п. 156);
Предложение : данный запрет следует отменить, как не связанный с целью взыскания.

- не предусмотрено право осужденного на хранение медицинских документов и индивидуальной программы реабилитации инвалидов (ИПРАИ) в п. 18 приложения № 1;
Предложение : ввести данную норму.

- отсутствует (п.п. 77 и 79) указание на право защитника проносить телефон, фото, аудио, видеозаписывающие устройства, которое имелось в ПВР 2005 года;
Предложение : включить соответствующие дополнения в указанные пункты ПВР.

- не предусмотрен запрет на подчинение одних осужденных другим для обеспечения дисциплинарного режима, как это предусмотрено п. 62 Европейских пенитенциарных правил;
Предложение : внести норму о запрете наделения одних осужденных по отношению к другим осужденным полномочиями требовать исполнение их распоряжений, если за отказ от этого предусматривается дисциплинарное наказание подчиненных.

- отсутствует норма (п. 83) о праве защитника получать свидания с осужденными в период от подъема до отбоя, что создает опасность того, что такие свидания предоставляться не будут после окончания рабочего дня в 18.00;
Предложение : внести подобную норму в данной редакции.

- отсутствуют (п. 71) ранее имевшаяся норма о том, что при отказе в предоставлении свидания при отказе в нем на заявлении о свидания ставится письменная отметка о причинах такого отказа (см. п. 68 ПВР ИК от 2005 года);
Предложение : восстановить данную норму.

- не предусмотрено получение психологической помощи со стороны лиц, имеющих право на ее оказание, но не являющихся сотрудниками ФСИН России;
Предложение: внести такое положение и дополнить его указанием на конфиденциальность психологической помощи лицами, имеющими право на ее оказание;

- вызывает сомнение обоснованность норм п. 17 о запрете осужденным находиться без разрешения администрации в общежитиях, в которых они не проживают (даже в пределах одного локального участка), отчуждать вещи в пользу других осужденных;
Предложение: отменить данный запрет или указать обстоятельства, при которых он осуществляется, поскольку данный запрет порождает больше злоупотреблений со стороны актива и администрации, чем предотвращает нарушений со стороны осужденных.

- вызывает сомнение обоснованность как явно избыточных норм п. 17 о запрете причинять вред своему здоровью, под которую может подпадать курение, употребление ряда пищевых продуктов (например, сахара);
Предложение: отменить данный запрет или указать обстоятельства, при которых он осуществляется, поскольку данный запрет порождает больше злоупотреблений, чем предотвращает нарушений со стороны осужденных .

- избыточность нормы (п. 35) об обязанности осужденного представиться, назвав не только свои ФИО, но и дату рождения, статьи осуждения, начало и конец срока, номер отряда; встать и построиться при входе представителей администрации ИУ не только в камеру, но и локальный участок;
Предлагается: отменить избыточные сведения при представлении осужденного, во всяком случае их не должно быть при представлении членам ОНК (п.18).
Изложить данную ному в следующей редакции «Осужденные обязаны здороваться при встрече с сотрудниками ИУ и другими лицами, посещающими ИУ, вставая, обращаясь к ним, используя слово "Вы" или имя и отчество.
При входе в служебное помещение (кабинеты) либо при обращении к администрации ИУ осужденные обязаны представиться, назвать свою фамилию, имя, отчество, номер своего отряда (камеры).
При входе сотрудников администрации ИУ в общежитие осужденные обязаны по их команде встать и построиться в указанном месте.

- правовая неопределенность нормы о праве инвалида приобретать средства реабилитации (п.195) в соотношении с обязанностью администрации обеспечивать их этими средствами;
Предложение: предусмотреть, что самостоятельное приобретение инвалидом средств реабилитации не освобождает администрацию учреждения от обязанности в приобретении или содействии в приобретении средств реабилитации инвалидов.
При этом в Приложении № 1 необходимо указать, что ограничения, установленные Перечнем, не распространяются на средства реабилитации инвалидов, а также на лиц со стойким расстройством здоровья.

- в разделе Правил, относящимся к положению инвалидов, не урегулирован статус лиц, оказывающих помощь инвалидам 1-й группы, нуждающихся в постороннем уходе;
Предложение: дополнить данным положением указанный раздел ПВР ИУ.

- избыточный характер носит обязанность осужденных давать обязательно письменные объяснения по допущенным ими нарушениям Правил;
Предложение: предусмотреть, что это должно быть не обязанностью осужденного, а правом выбора, в каком виде он представляет объяснения или отказывается их давать.


- не предусмотрена запись на видеорегистратор отказа осужденного поставить свою подпись под документами, которые объявляются под роспись;
Предложение: предусмотреть обязательный характер изготовления и хранения такой видеозаписи;


- в ПВР ИУ отсутствует (по сравнению с ПВР СИЗО) положение об участии осужденных в оформлении документации, относящейся к семейных отношениях и гражданско-правовых сделкам, в частности путем заверении доверенности начальником учреждения;
Предложение: предусмотреть подобные нормы в ПВР ИУ.

- избыточен запрет на вынос продуктов из столовой, поскольку осужденным разрешен прием пищи в комнатах приема пищи в отрядах хотя бы один раз в неделю;
Предложение: отменить данный запрет вообще либо разрешить вынос из столовой индивидуальных порций не скоропортящихся продуктов (в т.ч. хлеб).

- неправомерен запрет длительных свиданий осужденных, находящихся в ЛПУ, т.к. это ограничение не вытекает ни из требований режима отбытия наказания, ни целей лечения;
Предложение: отменить норму в целом, сохранив такой запрет только для лиц, заболевание которых находится в острой стадии;

- необходимо изменить норму об определенных размерах прически и бороды на право их ношения обязанность осужденного содержать их в аккуратном состоянии, которое должно определяться по медицинским показателям, а не по оценкам сотрудников учреждения.
Предложение: заменить эту норму как минимум прежней формулировкой Правил.

- избыточно велик 3-хдневный срок на вручение осужденному ответа, поступившего на его обращение к членам ОНК;
Предложение: изменить данное положение на обязанность администрации передавать поступающую в адрес осужденных корреспонденцию от ОНК не позже следующего рабочего дня после его поступления в учреждение.


- в норме п. 58 , относящейся к проверке содержания писем осужденных перепутаны друг с другом цензура и контроль почтовых отправлений, который может применяться только в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности;
Предложение: переформулировать данную норму положением о цензуре писем осужденным и от них только по результатам оперативно-розыскной деятельности, а не исходя из общих соображений о приговоре осужденного или иных данных о его личности, при этом для связи с органами прокуратуры, Уполномоченным по правам человека, Европейским судом по правам человека и вышестоящими органами ФСИН разрешить только контроль почтовых отправлений (их регистрация).

- не оправданы ограничение на чтение книг в ШИЗО за рамками личного времени (п. 153), а также отсутствие в перечне разрешенных предметов (пп. 152 и 157) юридической литературы, что ограничивает возможности осужденных в ШИЗО и ПКТ обжаловать наложение взыскания в кратчайшие сроки.
Предложение: отменить первое положение и добавить в п.п. 152, 157 слова “юридическую литературу без ограничения по количеству”.

- неоправдан запрет на то, что при проживании лицо, отбывающее наказание в колонии–поселении, за пределами колонии-поселении, не вправе пользоваться средствами мобильной связи;
Предложение: отменить данное положение, как избыточную, не направленную на достижение целей наказание.

- внести изменения в запрет на получение остроконечных предметов (п. 14 Перечня запрещенных предметов), к числу которых относятся и т.ч. карандаши, ручки и иные предметы, которые неизбежно попадают в руки осужденных;
Предложение: изменить данное положение, предусмотрев особый порядок хранения канцелярским принадлежностей и предметов личной гигиены.

- избыточна и трудновыполнима обязанность осужденного вести опись личных вещей, хранящихся в отряде;
Предложение: изменить данное положение, предусмотрев это как право осужденного.

- в Правилах не определен порядок выдачи работающим осужденным спецодежды.
Предложение: внести положение об этом, указав при этом на требования правил безопасности соответствующих производств и иные требования по охране труда.

Правила не предусматривают достаточных мер по охране здоровья и созданию безбарьерной среды для осужденных из числа инвалидов.
Предлагается изложить п. 162 Правил в следующей редакции: «Администрация ИУ размещает осужденных-инвалидов первой и второй групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, специально оборудованных пандусами, поручными, с круглосуточным обеспечением горячей и холодной водой, с обеспечением инвалидов только одноярусными спальными местами, при необходимости - специальными ортопедическими кроватями с подъемниками. Оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Администрация приобретает индивидуальные средства передвижения для инвалидов первой группы. Обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время

Некоторые ограничения, установленные для осужденных, находящихся в запираемых помещениях являются избыточными и нарушают их права.
В связи с этим предлагается норму п. 168 Правил о том, что осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, ЕПТКТ, одиночных камерах запрещается вести переговоры, осуществлять передачу каких либо предметов, лицам, содержащимся в других камерах, или иных помещениях ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, перестукиваться и перекрикиваться с ними исключить.


4) Ряд норм вторгается в иные сферы законодательства, не имеющие отношения к полномочиям Минюста и ФСИН России:

- п. 95 Правил устанавливает вес бандеролей в 5 кг., однако Правила почтовой связи предусматривают максимальный вес бандероли в 2, 5 кг.

Комиссия считает необходимым:
1. Обратить внимание Министра Юстиции России А.В. Коновалова на необходимость широкого обсуждения проектов документов такого значения, как Правила внутреннего порядка ИУ, с институтами гражданского общества;
2. Внесение изменений в принятые 16 декабря 2016 года Правила с учетом вышеизложенной критики в целях учета судебной практики и выводов Общественных наблюдательны комиссий;
3. Мониторинг соблюдения прав человека в ИУ в связи с положительными и отрицательными положениями рассматриваемых Правил со стороны ОНК и общественных Советов территориальных органов ФСИН.


Разъяснение порядка отбывания условной меры наказания

Уго­лов­ное на­ка­за­ние - это ме­ра го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния, ко­то­рая яв­ля­ет­ся од­ной из форм ре­а­ли­за­ции уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти. С по­мо­щью на­ка­за­ния го­су­дар­ство при­нуж­да­ет ли­цо, со­вер­шив­шее пре­ступ­ле­ние, к за­ко­но­по­слуш­но­му по­ве­де­нию, со­блю­де­нию уго­лов­но-пра­во­вых за­пре­тов.

Си­сте­ма на­ка­за­ний пред­став­ля­ет со­бой уста­нов­лен­ный уго­лов­ным за­ко­ном обя­за­тель­ный для за­ко­но­да­те­ля и су­да внут­ренне упо­ря­до­чен­ный, ис­чер­пы­ва­ю­щий пе­ре­чень ви­дов на­ка­за­ний. При­ве­ден­ный в ст. 44 УК РФ пе­ре­чень ви­дов на­ка­за­ний яв­ля­ет­ся пол­ным, т.е. суд не впра­ве на­зна­чить на­ка­за­ние, не ука­зан­ное в этом пе­речне.

В чис­ле преду­смот­рен­ных рос­сий­ским за­ко­но­да­тель­ством мер уго­лов­но-пра­во­во­го воз­дей­ствия важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет услов­ное осуж­де­ние, при­зван­ное мак­си­маль­но спо­соб­ство­вать до­сти­же­нию це­лей уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти в от­но­ше­нии срав­ни­тель­но ме­нее опас­ных пре­ступ­ни­ков без изо­ля­ции их от об­ще­ства.

Услов­ное осуж­де­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что суд, вы­но­ся об­ви­ни­тель­ный при­го­вор, на­зна­чая осуж­ден­но­му кон­крет­ный вид на­ка­за­ния и опре­де­ляя его раз­мер, по­ста­нов­ля­ет счи­тать на­зна­чен­ное на­ка­за­ние услов­ным, т.е. не при­во­дит его в ис­пол­не­ние под усло­ви­ем вы­пол­не­ния осуж­ден­ным опре­де­лен­ных тре­бо­ва­ний.

Воз­мож­ность при­ме­не­ния услов­но­го осуж­де­ния огра­ни­че­на, во-пер­вых, опре­де­лен­ны­ми ви­да­ми на­ка­за­ния: ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты, огра­ни­че­ния по во­ен­ной служ­бе, со­дер­жа­ние в дис­ци­пли­нар­ной во­ин­ской ча­сти и ли­ше­ние сво­бо­ды; во-вто­рых, опре­де­лен­ным сро­ком на­ка­за­ния: услов­ное осуж­де­ние при на­зна­че­нии ли­ше­ния сво­бо­ды воз­мож­но при усло­вии, что его срок не пре­вы­ша­ет вось­ми лет (ч. 1 ст. 73 УК); в-тре­тьих, кон­крет­ны­ми ви­да­ми пре­ступ­ле­ний: оно не при­ме­ня­ет­ся к осуж­ден­ным про­тив по­ло­вой не­при­кос­но­вен­но­сти не­со­вер­шен­но­лет­них, не до­стиг­ших 14-лет­не­го воз­рас­та (ст. 131-135, 240-242.2 УК).

Ос­но­ва­ни­ем при­ме­не­ния услов­но­го осуж­де­ния слу­жит уста­нов­лен­ная су­дом воз­мож­ность ис­прав­ле­ния осуж­ден­но­го без ре­аль­но­го от­бы­ва­ния на­зна­чен­но­го на­ка­за­ния. Вы­вод о на­ли­чии та­кой воз­мож­но­сти ос­но­вы­ва­ет­ся на уче­те ха­рак­те­ра и сте­пе­ни об­ще­ствен­ной опас­но­сти со­вер­шен­но­го пре­ступ­ле­ния, лич­но­сти ви­нов­но­го, а так­же об­сто­я­тельств, смяг­ча­ю­щих и отяг­ча­ю­щих на­ка­за­ние. Уго­лов­ный за­кон не со­дер­жит пря­мо­го за­пре­та при­ме­не­ния услов­но­го осуж­де­ния в от­но­ше­нии ли­ца, со­вер­шив­ше­го тяж­кое или осо­бо тяж­кое пре­ступ­ле­ние. Од­на­ко сло­жив­ша­я­ся су­деб­ная прак­ти­ка все­гда ис­хо­дит из то­го, что услов­ное осуж­де­ние мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цам, со­вер­шив­шим та­кие пре­ступ­ле­ния, в ви­де ис­клю­че­ния. Суд мо­жет при­ме­нять услов­ное осуж­де­ние к от­дель­ным участ­ни­кам та­ких пре­ступ­ле­ний лишь в тех слу­ча­ях, ко­гда уста­нов­ле­на вто­ро­сте­пен­ная роль этих лиц, а так­же ес­ли дан­ные, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие лич­ность ви­нов­но­го, и об­сто­я­тель­ства, при ко­то­рых со­вер­ше­но пре­ступ­ле­ние, да­ют ос­но­ва­ние счи­тать не­це­ле­со­об­раз­ным изо­ля­цию осуж­ден­но­го от об­ще­ства. Этим и обу­слов­ле­но уста­нов­ле­ние в за­коне пре­дель­но­го сро­ка ли­ше­ния сво­бо­ды, ко­то­рый мо­жет на­зна­чать­ся услов­но.

При услов­ном осуж­де­нии в об­ви­ни­тель­ном при­го­во­ре ука­зы­ва­ют­ся два сро­ка: срок на­ка­за­ния и ис­пы­та­тель­ный срок.

Ис­пы­та­тель­ный срок - это кон­троль­ный пе­ри­од вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го осуж­ден­ный дол­жен до­ка­зать свое ис­прав­ле­ние. Его про­дол­жи­тель­ность за­ви­сит от ви­да и сро­ка на­зна­чен­но­го на­ка­за­ния. При на­зна­че­нии на­ка­за­ния в ви­де ли­ше­ния сво­бо­ды на срок до од­но­го го­да или бо­лее мяг­ко­го ви­да на­ка­за­ния ис­пы­та­тель­ный срок дол­жен быть не ме­нее ше­сти ме­ся­цев и не бо­лее трех лет, а в слу­чае на­зна­че­ния ли­ше­ния сво­бо­ды на срок свы­ше од­но­го го­да - не ме­нее ше­сти ме­ся­цев и не бо­лее пя­ти лет.

Ис­пы­та­тель­ный срок ис­чис­ля­ет­ся с мо­мен­та вступ­ле­ния при­го­во­ра в за­кон­ную си­лу; в не­го за­счи­ты­ва­ет­ся вре­мя, про­шед­шее со дня про­воз­гла­ше­ния при­го­во­ра.

При услов­ном осуж­де­нии мо­гут на­зна­чать­ся лю­бые до­пол­ни­тель­ные ви­ды на­ка­за­ния, ко­то­рые ис­пол­ня­ют­ся ре­аль­но.

Кон­троль за по­ве­де­ни­ем услов­но осуж­ден­ных в те­че­ние ис­пы­та­тель­но­го сро­ка осу­ществ­ля­ет­ся уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ны­ми ин­спек­ци­я­ми по ме­сту жи­тель­ства услов­но осуж­ден­ных, а в от­но­ше­нии услов­но осуж­ден­ных во­ен­но­слу­жа­щих - ко­ман­до­ва­ни­ем во­ин­ских ча­стей (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). По­ве­де­ние услов­но осуж­ден­ных не­со­вер­шен­но­лет­них кон­тро­ли­ру­ет­ся ин­спек­ци­ей по де­лам не­со­вер­шен­но­лет­них.

От по­ве­де­ния услов­но осуж­ден­но­го во вре­мя ис­пы­та­тель­но­го сро­ка и его от­но­ше­ния к воз­ло­жен­ным на не­го обя­зан­но­стям за­ви­сит, бу­дут ли эти обя­зан­но­сти су­дом, по пред­став­ле­нию ор­га­на, осу­ществ­ля­ю­ще­го кон­троль за по­ве­де­ни­ем осуж­ден­но­го, пол­но­стью или ча­стич­но от­ме­не­ны ли­бо, на­обо­рот, до­пол­не­ны но­вы­ми, ко­то­рые смо­гут по­вы­сить эф­фек­тив­ность его ис­прав­ле­ния.

По ис­те­че­нии ис­пы­та­тель­но­го сро­ка, ес­ли услов­но осуж­ден­ный вы­пол­нил пред­пи­са­ния при­го­во­ра су­да, его су­ди­мость за дан­ное пре­ступ­ле­ние (за ко­то­рое ли­цо бы­ло осуж­де­но услов­но) по­га­ша­ет­ся (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК).

В ка­че­стве ме­ры по­ощ­ре­ния преду­смат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность до­сроч­ной от­ме­ны су­дом услов­но­го осуж­де­ния со сня­ти­ем с осуж­ден­но­го су­ди­мо­сти. Для ее при­ме­не­ния не­об­хо­ди­мо на­ли­чие двух усло­вий:

1) ис­прав­ле­ние услов­но осуж­ден­но­го до ис­те­че­ния ис­пы­та­тель­но­го сро­ка. Об этом
мо­жет сви­де­тель­ство­вать: доб­ро­со­вест­ное от­но­ше­ние к ис­пол­не­нию воз­ло­жен­ных су­дом
обя­зан­но­стей в те­че­ние ис­пы­та­тель­но­го сро­ка; его тру­до­устрой­ство; не­со­вер­ше­ние
пре­ступ­ле­ний или пра­во­на­ру­ше­ний; со­блю­де­ние об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка и т.д.;

2) ис­те­че­ние не ме­нее 1/2 уста­нов­лен­но­го при­го­во­ром ис­пы­та­тель­но­го сро­ка.
Ме­ра­ми взыс­ка­ния за на­ру­ше­ние услов­но осуж­ден­ным предъ­яв­ля­е­мых к не­му

тре­бо­ва­ний яв­ля­ют­ся про­дле­ние и от­ме­на ис­пы­та­тель­но­го сро­ка.

Про­дле­ние ис­пы­та­тель­но­го сро­ка воз­мож­но по лю­бо­му из двух ос­но­ва­ний:

1) укло­не­ние от ис­пол­не­ния воз­ло­жен­ных на осуж­ден­но­го обя­зан­но­стей, т.е.
на­ме­рен­ное, при на­ли­чии для то­го ре­аль­ной воз­мож­но­сти, не­ис­пол­не­ние лю­бой из
воз­ло­жен­ных су­дом обя­зан­но­стей;

2) на­ру­ше­ние об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка, за ко­то­рое услов­но осуж­ден­ный при­вле­чен к
адми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти.

Уста­нов­лен­ный при­го­во­ром ис­пы­та­тель­ный срок мо­жет быть про­длен не бо­лее чем на один год. По­втор­ное про­дле­ние ис­пы­та­тель­но­го сро­ка за­ко­ном не преду­смот­ре­но.

От­ме­на услов­но­го осуж­де­ния озна­ча­ет об­ра­ще­ние к ре­аль­но­му ис­пол­не­нию на­ка­за­ния, на­зна­чен­но­го услов­но. Ос­но­ва­ни­я­ми та­кой от­ме­ны яв­ля­ют­ся:

1) си­сте­ма­ти­че­ское на­ру­ше­ние об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка, за ко­то­рое услов­но
осуж­ден­ный при­вле­кал­ся к адми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти;

2)си­сте­ма­ти­че­ское не­ис­пол­не­ние воз­ло­жен­ных су­дом обя­зан­но­стей;

3)укло­не­ние услов­но осуж­ден­но­го от кон­тро­ля;

4)со­вер­ше­ние в те­че­ние ис­пы­та­тель­но­го сро­ка пре­ступ­ле­ния не­боль­шой или сред­ней тя­же­сти;

5) со­вер­ше­ние в те­че­ние ис­пы­та­тель­но­го сро­ка тяж­ко­го или осо­бо тяж­ко­го
пре­ступ­ле­ния.

Си­сте­ма­ти­че­ским на­ру­ше­ни­ем об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка яв­ля­ет­ся со­вер­ше­ние услов­но осуж­ден­ным в те­че­ние од­но­го го­да двух на­ру­ше­ний об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка и бо­лее, за ко­то­рые он при­вле­кал­ся к адми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти. Си­сте­ма­ти­че­ским не­ис­пол­не­ни­ем обя­зан­но­стей яв­ля­ет­ся со­вер­ше­ние за­пре­щен­ных или не­вы­пол­не­ние пред­пи­сан­ных услов­но осуж­ден­но­му дей­ствий бо­лее двух раз в те­че­ние од­но­го го­да ли­бо про­дол­жи­тель­ное (бо­лее 30 дней) не­ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей, воз­ло­жен­ных на не­го су­дом (ч. 5 ст. 190 УИК РФ).

Скры­ва­ю­щим­ся от кон­тро­ля при­зна­ет­ся услов­но осуж­ден­ный, ме­сто на­хож­де­ния ко­то­ро­го не уста­нов­ле­но в те­че­ние бо­лее 30 дней (ч. 6 ст. 190 УИК РФ).

При укло­не­нии услов­но осуж­ден­но­го от ис­пол­не­ния воз­ло­жен­ных на не­го су­дом обя­зан­но­стей ли­бо при на­ру­ше­нии им об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка, за ко­то­рое он при­вле­кал­ся к адми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти, уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ная ин­спек­ция или ко­ман­до­ва­ние во­ин­ской ча­сти пре­ду­пре­жда­ет его в пись­мен­ной фор­ме о воз­мож­но­сти от­ме­ны услов­но­го осуж­де­ния.

В слу­чае от­ме­ны услов­но­го осуж­де­ния на­ка­за­ние на­зна­ча­ет­ся по со­во­куп­но­сти при­го­во­ров (ст. 70 УК): к на­ка­за­нию, на­зна­чен­но­му за но­вое пре­ступ­ле­ние, пол­но­стью или ча­стич­но при­со­еди­ня­ет­ся на­ка­за­ние, на­зна­чен­ное услов­но по пер­во­му при­го­во­ру (ч. 5 ст. 74 УК).

По­мощ­ник про­ку­ро­ра Бур­лин­ско­го рай­о­на
юрист 2 клас­са
А.М.Пруд­ни­ко­ва

Каков порядок приема осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения?

Согласно ст. 79 УИК РФ, прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Во время приема осужденных работники учреждения проверяют наличие личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным. Медицинский работник проводит наружный осмотр осужденных, результаты, а также особые приметы записываются в медицинскую амбулаторную карту осматриваемого.

Прибывшие в исправительное учреждение осужденные подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи - досмотру. Вещи и предметы, продукты питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, изымаются в установленном порядке, передаются на хранение либо уничтожаются по решению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.

После полного обыска осужденные проходят комплексную санитарную обработку в соответствии с требованиямиПравил внутреннего распорядка исправительных учреждений и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинский осмотр, и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. При выявлении в этот период инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинской части, больнице, и в учреждении проводится комплекс противоэпидемических мероприятий.

Во время нахождения в карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и настоящимиПравилами, проходят вводный инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ИУ. Они информируются о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия, а также под расписку уведомляются о применении в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

Решение о распределении осужденных по отрядам (камерам) с учетом их личностных особенностей, привлечении их к труду, обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители служб - оперативной, безопасности (в тюрьме - режима и охраны), воспитательной, психологической, социальной, медицинской, производственной и других. Состав комиссии и ее решение объявляются приказом за подписью начальника учреждения.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в ИУ по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы ИУ, свиданий, телефонных разговоров.

О прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших до ареста за границей, уведомления, кроме того, направляются в посольства или консульства, представляющие интересы этих лиц в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 УИК РФ основанием для приема осужденных в исправительные учреждения являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Основанием для приема осужденных являются также указания (наряды) соответствующих подразделений ФСИН России, приказы или указания последней.

Отсутствие в приговоре суда указания на вид исправительного учреждения, где осужденный должен отбывать наказание, является основанием для отказа в приеме осужденного. О наличии подобного факта немедленно ставится в известность прокурор, осуществляющий надзор за законностью исполнения уголовных наказаний.

Одновременно с приговором суда и другими документами, являющимися основанием приема осужденного в исправительное учреждение, туда должно поступить и личное дело осужденного. Оно заводится в следственном изоляторе на каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, а также и на осужденного. Личное дело подлежит изучению.

В случае отсутствия в личном деле необходимых документов, неправильного их оформления, отсутствия в документах необходимых сведений администрация исправительного учреждения принимает меры к устранению выявленных недостатков. Для этого она может запросить документы или их копии из суда, вынесшего приговор. Если в деле осужденного имеется несколько приговоров, которые не приведены в исполнение, и отсутствует определение окончательного наказания, дело осужденного должно быть направлено в суд для устранения данного пробела.

1. Постоянное наблюдение за поведением осужденных. Закон допускает использование аудиовизуальных и иных технических средств надзора.

2. Пропускной режим, в первую очередь между жилой и производственной зонами.

3. Контроль за порядком передвижения.

4. Проверки осужденных (их наличие) 2 раза в сутки – утром и вечером (количественный пересчет и пофамильная перекличка). В колониях-поселениях такая проверка проводится не чаще 4 раз в месяц, путем явки осужденных для регистрации.

5. Обыски с целью обнаружения и изъятия запрещенных предметов. Различают следующие виды обыска:

а) личный обыск осужденных (полный – с раздеванием и неполный – без раздевания);

б) обыск помещений, т. е. осмотр жилой зоны, производственных объектов. Они проводятся не реже 1 раза в месяц;

в) общий обыск, при котором производится обыск всех осужденных и помещений.

6. Контроль за поведением осужденных, находящихся вне колонии или убывающих из нее.

7. Контроль за свиданиями осуществляет специальный инспектор. Ему сдают вещи, которые нельзя проносить на территорию зоны. Инспектор может подвергать досмотру осужденного и тех, кто прибыл на свидание.

8. Контроль за посылками, передачами и бандеролями: их досматривают на предмет содержания запрещенных к передаче на территорию колонии вещей.

9. Контроль за телефонными переговорами и почтой.

10. Сопровождение транспортных средств на территории колонии, контроль за погрузочно-разгрузочными способами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 18. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Глава 18. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения 18.1. Режим в исправительных учреждениях и его основные требованияРежим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими ему нормативно-правовыми актами порядок исполнения и

Глава 19. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Глава 19. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях 19.1. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободыВ пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях,

Глава 22. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

Глава 22. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов 22.1. Исправительные колонии общего режима1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данные

54. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда

54. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда Изначально отрядная система была внедрена в колониях для несовершеннолетних. В колониях для взрослых ее стали применять с 1957 г. В отряд входит 50–100 человек, в зависимости от вида

58. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы

58. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы Надзор – это система мер, направленных на обеспечение порядка исполнения наказания путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы. Порядок осуществления

71. Режим особых условий в исправительных учреждениях

71. Режим особых условий в исправительных учреждениях В исправительном учреждении может быть введен режим особых условий в следующих случаях:1. В случае стихийного бедствия (явления природного характера: землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и

51. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях

51. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Основное предназначение этих специализированных прокуратур – надзор на соблюдением законов в исправительных и воспитательных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Этими

Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда

Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда Изначально отрядная система была внедрена в колониях для несовершеннолетних. В колониях для взрослых ее стали применять с 1957 г. В отряд входит 50-100 человек, в зависимости от вида режима

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий в исправительных учреждениях В исправительном учреждении может быть введен режим особых условий в следующих случаях:1. В случае стихийного бедствия (явления природного характера: землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т. п.).2. Введение

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению

4. Формы государства, основные форма правления

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

Понятие народного суверенитета. Основные формы народовластия

Понятие народного суверенитета. Основные формы народовластия В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию.Представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных полномочных

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией Основными формами участия работников в управлении организацией являются:учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным

9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обеспечение личной безопасности осужденных – это организационно-правовой комплекс, функционирующий в целях обеспечения права осужденного на

Читайте также: