Сколько приемов пищи должен осуществлять школьник

Обновлено: 07.07.2024

Огромную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играет организация горячего питания.

Организация питания осуществляется собственной столовой, общая площадь которой 630,6 кв.м., обеденный зал рассчитан на 100 посадочных мест. Столовая оснащена всем необходимым оборудованием. Работа пищеблока обеспечивается штатным персоналом. Услуга питания сертифицирована.

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Министерства просвещения Российской Федерации

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Министерства образования и молодежной политики Свердловской области

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8 (3439) 373 - 249

Сертификат соответствия на оказания услуг общественного питания (действителен по 08.04.2024 г.).pdf (скачать) (посмотреть)

Законодательные и нормативно - правовые акты федерального , регионального уровня

Перечень категории обучающихся, которые получают горячее питание за счет средств бюджета

Категория обучающихся

Кратность

приема пищи

Основание

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды (без проживания в школе-интернате)

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды (с проживанием в школе-интернате)

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды, получающие образование по индивидуальной форме обучения на дому

Положение о предоставлении мер социальной поддержки обучающимся ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат.pdf (скачать) (посмотреть)

Письмо Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 24.04.2020г. № 02-01-81-4612 Разъяснения-270-ПП (1).pdf (скачать) (посмотреть)

Положение об организации горячего питания обучающихся ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат.pdf (скачать) (посмотреть)

Примерное десятидневное меню для организации питания обучающихся

Примерное десятидневное меню для организации питания обучающихся ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат, возрастная категория 11 лет и старше.pdf (скачать) (посмотреть)

Примерное десятидневное меню для организации питания обучающихся ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат, возрастная категория 7-10 лет.pdf (скачать) (посмотреть)

График приема пищи обучающимися

В период работы образовательного учреждения в ОСОБЫХ условиях питание обучающихся осуществляется в соответствии со специально разработанным графиком приема пищи обучающимися, с целью минимизации контактов обучающихся.

Приказ от 06.08.2021г. №150 Об утверждении графика приема пищи обучающимися на период 01.09.2021г. по 31.12.2021 в ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат.pdf (скачать) (посмотреть)

Информация о лицах, ответственных за организацию горячего питания

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8 (3439) 373 - 249

Лица, ответственные за организацию питания в ГБОУ СО "Колчеданская школа - интернат"

Панкратова Н.А. - медицинская сестра, Рычков В.В. - специалист по ОТ

Приказ от 31.08.2021г. №167 О назначении лиц, ответственных за организацию питания обучающихся в ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат.pdf (скачать) (посмотреть)

Организация питания обучающихся в особом режиме

Локальные нормативные акты ГБОУ СО "Колчеданская школа-интернат" по организации горячего питания обучающихся

Приказ от 15.04.2021 №73 О внесении изменений в состав бракеражной комиссии ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат на 2020-2021 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)

Инструкция по профилактике и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции для работников пищеблока (Приложение 5).docx (скачать)

Приказ от 6.08.2021г. №157 Об организации питьевого режима в ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат.pdf (скачать) (посмотреть)

Методические материалы для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников образовательного учреждения

Электронные ресурсы посвященные принципам здорового питания

Целью дорожной карты является обеспечение внедрения и реализации научно-обоснованных адресных обучающих (просветительских) программ
по гигиеническому обучению и воспитанию граждан по вопросам здорового питания, способствующих созданию у населения привычки к осознанному отношению к своему здоровью, развитию культуры питания.

По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее – Роспотребнадзор), в структуре ежегодного продуктового набора населения Свердловской области доля продуктов растительного происхождения ниже рекомендуемой на 34%. Наибольший недостаток отмечается по потреблению картофеля (-53%), овощей (-37,2%), фруктов (-28,6%). Негативным фактором, влияющим на состояние здоровья населения, является избыточное потребление мясных продуктов, а также сахара и кондитерских изделий, которые превышают нормы на 1,3% и 34% соответственно.

В сравнении со среднероссийскими показателями население в Свердловской области меньше использует в своих рационах питания рыбы на 19%,
овощей на 15,6%, фруктов на 3,2%. Также отмечается недостаточное поступление с продуктами питания минеральных веществ, микроэлементов (например, кальция, фосфора, железа, йода, фтора, селена) и дефицит витаминов А и С,
группы В, РР и Е.

Тематические сайты:

Родительский контроль

МР 2.4.0180-20 Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях .pdf (скачать) (посмотреть)

Приказ от 01.04.2021г. О создании комиссии по осуществлению родительского контроля за питание обучающихся ГБОУ СО Колчеданская школа-интернат.pdf (скачать) (посмотреть)

Методические рекомендации Создание условий для участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания обучающихся в общеобразовательных организациях.pdf (скачать) (посмотреть)

Полноценное и правильно организованное питание - необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

Правила здорового Питания:

рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 - 20% из белков, на 20 - 30% из жиров на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

пища плохо усваивается (нельзя принимать):


  • когда нет чувства голода.
  • при сильной усталости.
  • при болезни.
  • при отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
  • перед началом тяжёлой физической работы.
  • при перегреве и сильном ознобе.
  • когда торопитесь.
  • нельзя никакую пищу запивать.
  • нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.

рекомендации:

  • в питании всё должно быть в меру;
  • пища должна быть разнообразной;
  • еда должна быть тёплой;
  • тщательно пережёвывать пищу;
  • есть овощи и фрукты;
  • есть3—4 раза в день;
  • не есть перед сном;
  • не есть копчёного, жареное и острого;
  • не есть всухомятку;
  • меньше есть сладостей;
  • не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

Здоровое питание – это
ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.

а также…
- умеренность.
- четырехразовый приём пищи.
- разнообразие.
- биологическая полноценность.

Будьте здоровы.

Чем питаться подростку?

Что такое рациональное питание?

Под рациональным питанием понимается такое питание, когда пища полностью удовлетворяет повышенные пластические, энергетические и другие потребности развивающегося организма ребёнка.

Для чего нужно правильное питание?

Правильное питание является одним из важнейших условий гармоничного развития организма. С пищей человек получает большинство веществ, необходимых для роста и развития, пополнения энергии, затрачиваемой на умственную и физическую работу. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).

Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами.

Каковы принципы здорового питания?

1. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.


2. Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.


Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал
  • 14-17лет – 2600-3000ккал
  • если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

В основе рационального питания лежит условный рефлекс. Если подросток питается в одно и то же время, организм привыкает к этому и когда наступает время обеда, повышается возбудимость пищевого центра, в желудке начинают выделяться пищеварительные соки, повышается обмен веществ. В результате улучшается пищеварение, усваиваемость пищи. При беспорядочности питания условный рефлекс не вырабатывается, организм к приему пищи не готовится и как результат — ухудшается усваиваемость пищи, нарушается пищеварение, что может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Подросткам следует питаться в течение дня 4 раза с интервалами в 3,5-—4 ч между приемами пищи. Это вызвано тем, что при 4-разовом питании улучшается переваривание пищи и ее усвоение. Длительные перерывы в приёме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе).

Если ребёнок, находясь в школе 4 -5часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается.

Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.

Какие продукты необходимы для полноценного питания школьников?

Белки. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
Ежедневно школьник должен получать 75- 90 г белка, из них 40- 55 г животного происхождения.



В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

Углеводы.
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна.
Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.
Необходимые продукты в меню школьника:

Витамины и минералы.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А:


  • морковь ;
  • сладкий перец;
  • зеленый лук;
  • щавель;
  • шпинат;
  • зелень ;
  • плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.

Продукты-источники витамина С:

  • зелень петрушки и укропа ;
  • помидоры ;
  • черная и красная смородина ;
  • красный болгарский перец;
  • цитрусовые;
  • картофель .

Витамин Е содержится в следующих продуктах:

  • печень ;
  • яйца ;
  • пророщенные зерна пшеницы;
  • овсяная и гречневая крупы .

Продукты, богатые витаминами группы В:

В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Как выбрать правильный режим питания?

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.

Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, должны вставать и завтракать в одно и тоже время.

Утром организм ребёнка усиленно расходует энергию, так как в это время он наиболее активно работает, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо - творожное, яичное, мясное, крупяное. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, чай с молоком. Хорошим дополнением к утреннему завтраку являются свежие фрукты или овощи.

Очень важно, чтобы ребёнок получал в школе завтрак, который организуется обычно во время второй перемены и состоит из какого-либо горячего или молочно-фруктового блюда. Учащиеся, получающие в школе завтрак, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой

Перед обедом детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Горькие овощи: редьку, чеснок, лук – целесообразно употреблять в умеренных количествах. Они способствуют выделению пищеварительных соков. На обед ребёнок обязательно должен получить первое горячее блюдо (но не слишком объёмное) и полноценное высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - лучше фруктовый сок, свежие фрукты, компоты из свежих или сухих фруктов.

Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, творожных и яичных блюд. Очень хорошо в состав ужина также включать свежие овощи и фрукты, значительно повышающие биологическую ценность питания. Перед сном не рекомендуются блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребёнка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.

Ребёнок должен есть не торопясь, тщательно пережёвывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 10 – 15 минут, для обеда – 15 – 20 минут, для полдника 5-8 минут. Распределение приема пищи выглядит следующим образом: завтрак 30—35 %; обед 35—40 %; второй завтрак или полдник 10—15 % и ужин 15—20 %.


Питание школьников, занимающихся спортом.

Для подростков, занимающихся физическими упражнениями, прием пищи должен быть не позже, чем за 1,5 ч до тренировки и начинаться не ранее, чем через час после ее окончания. Это вызвано тем, что во время еды и примерно в течение 1,5 ч после ее окончания большая часть крови притекает к органам пищеварения — желудку, кишечнику, пищеварительным железам, обеспечивая их нормальное функционирование. Кровоснабжение мышц в это время уменьшается. Если сразу после еды приступить к тренировке, кровь отольет к мышцам. Недостаточное кровоснабжение пищеварительных органов ухудшает их работу, затрудняет всасывание в кровь питательных веществ. В результате снизится снабжение работающих мышц. Указанное выше время нужно для перераспределения крови от органов пищеварения к мышцам или наоборот.

К чему приводит неправильное питание?

Нарушения питания в детском возрасте служат одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы. Рак, болезни сердца, диабет и самые современные болезни в будущем могут быть вызваны тем, что вы едите. Старайтесь есть здоровую пищу, это поможет вам обойти проблемы со здоровьем, которые могут быть вызваны в будущем, в случае употребления нездоровой пищи.

Употребляя нездоровую пищу, вы рубите годы своего здоровья. Задумайтесь, сколько лет вы хотели бы прожить? А сколько из них вы хотели бы быть здоровым человеком? Употребляя здоровую пищу, вы не только продлеваете срок своей жизни, но и обеспечиваете себе здоровую старость.

Нездоровая пища оказывает влияние и на ваш внешний вид, тут и проблемы с весом и более раннее появление признаков старения. Здоровая пища может упростить поддержание нормального веса вашего тела, а также замедлить признаки старения. Более здоровый внешний вид вашего тела это ещё один плюс употребления здоровой пищи.

ПОМНИТЕ! От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, а также взаимоотношения со школой и родителями!

Про Фаст-Фуд

Что такое фаст-фуд?

Чем опасен фаст-фуд?

- Фастфуд, высококалориен, что приводит к ожирению и связанным с этим болезням.

- Фастфуд зачастую богат канцерогенными транс-насыщенными жирами ( маргарин , комбижир ), фастфуд содержит множество жареных продуктов (картофель фри и т. п.), также богатых канцерогенами ( акриламид и т. д.).

- Высокое содержание сахара в прохладительных напитках, булках и т. п. опасно не только своей калорийностью, но и повышением риска развития диабета и прочих болезней.

- Фастфуд опасен для нервной системы человека: богатая сахаром и насыщенными жирами, (а также пищевыми разрыхлителями красителями, ароматизаторами) диета приводит к повреждению структуры мозга, разрушают нервные ткани и запускают воспалительные процессы.

- Полуфабрикаты, широко используемые в фастфудах, могут содержать множество химических пищевых добавок, в больших количествах соль, которые препятствует порче продуктов, а также способны скрыть настоящий вкус подпорченной пищи.

Фаст-фуд не должен заменить вам здоровую пищу, стать единственным видом спасения от голода. Цена за увлечение подобной пищей слишком высока - на кон поставлено ваше собственное здоровье. Берегите его!

В школе организованно питание обучающихся. Осуществление этой деятельности требует реализации продукции с очень высоким уровнем качества, потребительских свойств, строгим соблюдением санитарных норм и широким ассортиментом.

В столовой помещения распределены следующим образом:
✪ буфетно-раздаточный зал,
✪ обеденный зал на 40 посадочных места,
✪ моечная кухонной и столовой посуды.

Столовая школы работает в буфетно-раздаточном режиме. Списочная численность работающих 3 человека.

С целью осуществления контроля за организацией питания и качеством готовой продукции создана бракеражная комиссия, которая проводит следующие мероприятия:

✪ ежедневный контроль качества;
✪ регулярный контроль и количественный анализ горячим питанием учащихся;
✪ социологические опросы и анкетирование учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.

Важную роль в организации контроля за качеством питания школьников играет медицинский работник. Он осуществляет постоянный (ежедневный) контроль за качеством питания, а также поступающего сырья и продуктов, следит за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию школьной столовой, участвует в проведении витаминизации блюд, входит в состав бракеражной комиссии наряду с заведующей производством (повар-бригадир) столовой, представителем администрации школы, членами родительского и ученического комитетов. Без бракеража не поступает в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовую продукцию проверяют по мере ее изготовления, и результаты проверки записывают в бракеражном журнале.

Ежедневно контролируется медицинским работником школы и соблюдение норм хранения готовой продукции.

Периодический контроль за работой школьной столовой осуществляется представителями органов управления образованием, а также работниками Роспотребнадзора.

II. Охват питанием школьников

В школе ежемесячно анализируется охват питанием учащихся по классам по предоставлению соответствующей отчетности от классных руководителей.

III. Показатели культуры обслуживания

В столовой за каждым классом закреплены столы. Питание школьников организуют в соответствии с графиком, который разработан исходя из режима учебных занятий. Соблюдение посещения столовой контролирует дежурный педагог, дежурный администратор.

Контроль за работой школьной столовой осуществляется медицинским работником, администрацией школы, Попечительским советом.

Прием пищи обучающиеся осуществляют под присмотром классных руководителей.

Характеризуя уровень соблюдения профессиональной этики, необходимо отметить, что по результатам проверок в прошлом учебном году не было отмечено фактов нарушения санитарно-гигиенических требований.

IV. Показатели условий обслуживания

В школе уделено большое внимание укреплению и обновлению материально-технической базы школьной столовой.

В рамках реализации комплекса мер модернизации образования в 2008 году произведен капитальный ремонт буфетно-раздаточного зала, моечной, заменено все технологическое и холодильное оборудование.

Обеденный зал школьной столовой имеет удобную конфигурацию, эстетически оформлен, оборудован мебелью.

Столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. В школе работает посудомоечная машина, обеспечивающая мытье и ошпаривание посуды.

В помещении столовой для мытья рук учащимся организовано специальное место.

V. Информированность родителей и учащихся об организации питания

С целью улучшения организации питания учащихся в школе проводятся мероприятия по следующим направлениям:
✪ подготовка и утверждение документов по организации питания;
✪ инструктивные совещания для классных руководителей;
✪ совещания при директоре;
✪ родительские собрания;
✪ сайт школы.

В школе проводятся опросы и анкетирования учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.


Типовая форма 10-дневного меню для учащихся 1-4 классов, обучающихся в 1-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Типовое 10-дневное меню для учащихся 1-4-х классов, обучающихся во 2-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Рекомендации по питанию школьников

Нормы питания школьников

1 января 2021 появились новые СанПиН 2.3/2.4.3590-20, которые включили в полезное меню для школьника:

  • белковую пищу: мясо, яйца, творог, молоко;
  • 30% жиров растительного происхождения;
  • пищевые волокна, 10–20 граммов в сутки: сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, муку, бобовые и овощи;
  • витамины и микроэлементы, сбалансированные по составу;
  • йодированную соль.

Меню разрабатывает или юридическое лицо (чаще всего это комбинат, но бывает ИП или фирма), которое поставляет еду в школу, или заведующая столовой, если всё готовится на кухне в образовательном учреждении. В обоих случаях оно согласовывается с директором, а потом — с Роспотребнадзором. Меню разрабатывают на две недели вперёд, где учитывается калорийность, белки, жиры и углеводы (КБЖУ): завтрак — 25%, обед — 35% от суточной потребности.

Почему меню в школе не всегда правильное

Школы ориентируются на специальные документы, в которых прописаны требования к поставкам, организации питания и санитарно-гигиенические нормы. За качеством еды следит администрация школы.

Но несмотря на все стандарты, питание школьников бывает довольно сомнительным. Меню не всегда соответствует рекомендациям ВОЗ и других научно-медицинских объединений, а санитарно-гигиенические нормы зачастую нарушаются — почти у каждого школьника есть история про таракана в столовой. Так происходит потому, что комиссия не осуществляет должный надзор, а просто заполняет документы. Получается, что деятельность столовой не контролируют.

Каким должно быть питание школьника

Есть основные рекомендации по здоровому питанию от Всемирной организации здравоохранения, Роспотребнадзора, Минздрава и других научных сообществ.

Соблюдать БЖУ

Правильное питание школьника — это в первую очередь баланс белков, жиров и углеводов. Недостаток этих веществ плохо сказывается на здоровье. Так, белки — строительный материал организма, который отвечает за генерацию тканей и обмен веществ. Больше всего его содержится в бобовых.

Насыщенные жиры обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме и выработку нужных гормонов. Их больше всего в рыбе и орехах.

Углеводы — источник энергии. Они бывают простые и сложные: если первые чаще содержатся в хлебобулочных изделиях и сладостях, то вторые можно найти в цельнозерновых продуктах, бобовых и крупах.

Пить воду ежедневно

Часто встречается утверждение о двух литрах в день, но это условно. Проще всего ориентироваться на чувство жажды и пить тогда, когда хочется. Но у некоторых людей естественное чувство жажды притуплено — чтобы сделать воду привычкой, нужно механически выпивать несколько стаканов в течение дня. Можно скачать ребёнку приложение для соблюдения водного баланса — на телефон будут приходить напоминалки.

Включить в рацион овощи, фрукты, орехи и бобовые

По предписаниям ВОЗ овощи и фрукты — основной компонент правильного питания. Рекомендуется есть не менее 400 граммов в день — это норма, которую часто недобирают. Потом идут бобовые — по 50 граммов 1–2 раза в неделю, орехи — до 40 граммов в день, цельные злаки — около 50 граммов в сутки.

ВОЗ не выделяет мясо как обязательный продукт — более полезной альтернативой являются бобовые, так как содержат больше белка и клетчатки. По рекомендациям Роспотребнадзора с 2021 года в программе питания школьников 30% белка будет растительного происхождения, а не животного.

Ограничить соль и сахар

По рекомендациям ВОЗ важно следить за размером порций и ограничить потребление соли до примерно половины чайной ложки в день. То же самое призывают сделать и с сахаром — лучше употреблять фрукты.

Учитывайте, что 50–75% потребляемой соли уже содержится в продуктах. Избыток соли и сахара приводит к задерживанию жидкости в организме и повышению веса. А ещё ребёнок привыкает к усилителям вкуса и не получает удовольствия от еды без добавок.

Ограничить молочные продукты

Принято считать, что молочные продукты — источник кальция. На самом деле кальция гораздо больше в других продуктах — овощах, зелени и орехах. Лучше почаще есть шпинат, чем пить больше одного стакана молока в день — так считает и Минздрав.

Сбалансировать режим питания школьника

В суете между кружками, уроками и секциями у ребёнка не остаётся времени поесть — а для поддержания энергии нужно есть не менее трёх раз в день.

Частая проблема, особенно среди старших классов, — отсутствие завтрака. Если младшеклассника мама усадит и накормит кашей, то подросток пулей вылетит из дома, в лучшем случае выпив чаю. Но горячий полноценный завтрак — одна из рекомендаций Роспотребнадзора по питанию школьника.

За ним должны следовать обед и ужин — желательно каждый день в одно и то же время.

Режим питания зависит от того, в какую смену учится ребёнок. Если в первую, то:

  • завтрак в 07:00–08:00,
  • перекус в школе в 10:00–11:00,
  • обед в 13:00–14:00,
  • ужин в 18:00–19:00.

Если во вторую смену, то:

  • завтрак в 08:00–09:00,
  • обед перед школой в 12:00–13:00,
  • перекус в школе в 15:00–16:00,
  • ужин в 18:00–19:00.

Если ребёнок учится в традиционной школе, он всё равно будет есть пиццы в школьной столовой и запивать сладкой газировкой — на это сложно повлиять. Попробуйте компенсировать это дома: кормите полноценной домашней едой и добавляйте полезные продукты. Лайфхак: приносите фрукты и овощи нарезанными в комнату ребёнку, пока тот сидит за домашкой или компьютером. Школьник сам не заметит, как съест их.

Питание школьников

Что делать, если вы недовольны питанием ребёнка в школе

Роспотребнадзор разработал рекомендации, которые позволяют родителям контролировать, чем питаются их дети в школе. Желающие могут входить в состав комиссии вместе с директором, но это должно быть закреплено приказом.

Если вы хотите, чтобы ребёнок не пропускал приёмы пищи, ел горячую домашнюю еду, в качестве которой вы всегда уверены, присмотритесь к семейному обучению.

Забрать ребёнка из школы можно по желанию семьи — никакие специальные причины не требуются. А учиться дома может быть даже эффективнее, чем в школе, потому что это экономит время. Режим питания школьника не нарушается — ребёнок ест качественную и вкусную домашнюю еду.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Сколько раз в день должен есть школьник?

Роспотребнадзор считает оптимальным три основных приема пищи и два перекуса: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Также рекомендуется организовывать приемы пищи в определенное время: это способствует лучшему усвоению пищи и профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Школьникам, учащимся в первую смену, следует питаться по следующему графику: первый завтрак дома в 7:00, второй завтрак в школе в 10:30-11:00, обед в 13:00-14:00, полдник в 16:30-17:00, ужин в 19:00-20:00 (не позднее чем за полтора часа до сна). Обучающимся во вторую смену стоит придерживаться несколько иного графика: завтрак в 7:00-8:00, обед в 12:00-12:30, полдник в 15:00, ужин в 20:00-20:30. При этом необходимо выделять достаточное количество времени для потребления пищи: 20-30 минут для основного приема пищи и 10-15 минут — для перекуса.


Каким должен быть рацион школьника?

Энергетическая ценность рациона должна быть подобрана с учетом возраста, пола, физической конституции, физической и интеллектуальной нагрузки школьника. Она должна компенсировать энергозатраты учащегося, но не превышать их. Роспотребнадзор указывает усредненные значения рекомендованной энергетической ценности для нескольких возрастных групп: от 7 до 11 лет — 2300 ккал в день, от 11 до 14 лет — 2500 ккал в день, от 14 до 18 лет — до 3000 ккал в день.

Также рацион школьника должен быть сбалансирован по всем пищевым компонентам. Рекомендуется поддержать соотношение белков, жиров и углеводов как 1:1:4. Содержание растительных и животных белков следует поддерживать в соотношении 2:3. Жиры же должны быть преимущественно растительного происхождения.

Не стоит забывать о разнообразии рациона. Школы должны избегать однотипности блюд. В питании детей обязательно должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи и растительные масла. Особое внимание нужно уделять и кулинарной обработке: школьным кухням необходимо исключить жарение и фритюр, отдавать предпочтение запеканию, варке и приготовлению на пару. Блюда должны готовиться преимущественно из свежих продуктов, однако с учетом сезонности допускается использование свежезамороженных ингредиентов.


Какой перекус можно дать школьнику с собой?

Если система питания в школе не одобряется родителями, они могут давать ребенку перекус с собой, чтобы компенсировать недостающий прием пищи. Важно продумать упаковку перекуса и его состав. Упаковка должна сохранять свежесть продуктов в течение как минимум 4-5 часов, в качестве оптимального варианта Роспотребнадзор называет пластиковый контейнер. Что касается самого перекуса, предпочтение стоит отдавать нескоропортящимся продуктам. Рекомендуемый перекус выглядит так: фрукт, 30-40 г орехов, бутерброд с сыром или запеченным мясом (бутерброд должен быть без масла и майонеза — они сокращают срок хранения блюда), свежий огурец или брусочки моркови. Также следует дать ребенку напиток: оптимально — холодный чай, морс или негазированную воду.

Какие ошибки встречаются в организации питания школьников?

Одной из наиболее распространенных ошибок в организации питания учащегося является отказ от завтрака. Отсутствие аппетита утром объясняется нарушением режима дня или питания: либо у ребенка был плотный поздний ужин, либо же он лег спать слишком поздно и завтраку предпочитает несколько дополнительных минут сна.

Другая популярная ошибка — употребление преимущественно полуфабрикатов. Несмотря на удобство полуфабрикатов, в них содержится избыточное количество соли, животных жиров, ароматизаторов. Такая пища не является здоровой ни для детей, ни для взрослых. Полностью исключать полуфабрикаты из рациона необязательно, однако его основу должна составлять свежеприготовленная пища.


Еще одной распространенной ошибкой является неправильный перекус: шоколадки, конфеты, вафли, печенье и другие высокоуглеводистые продукты. Как правило, самостоятельно выбирая перекус, дети отдают предпочтение именно таким продуктам. Поэтому важно объяснить ребенку, почему такие продукты вредны, и предложить полезную альтернативу — например, сухофрукты и орехи.

Среди других популярных ошибок в питании школьника Роспотребнадзор называет недостаточное употребление рыбы (рекомендуется есть рыбу минимум два раза в неделю), недостаточное употребление овощей и фруктов (рекомендуемая ежедневная норма — 300 г фруктов и 400 г овощей), употребление энергетических напитков, содержащих кофеин (негативно влияют на слизистую желудка, могут стать причиной возникновения гастрита или язвы).

Читайте также: