Какой из научных методов предусматривает изучение государственно правовых явлений на основе
Обновлено: 31.05.2024
а) Метод сравнительного правоведения (правовой компаративистики).
б) Синергетический метод.
в) Аналитический метод.
г) Кибернетический метод.
2. Теория государства и права выполняет следующие функции:
а) регулятивную, охранительную;
б) законотворческую, правоприменительную, охранительную;
в) историческую, теоретическую;
г) прогностическую, эвристическую, познавательную.
3. Метод науки – это:
а) логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в практическую плоскость;
б) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления;
в) система знаний о наиболее общих закономерностях развития государства и права;
г) способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука.
4. Теория государства и права является:
а) отраслевой юридической наукой, входящей в систему общественных наук;
б) теоретико-исторической, входящей в систему правоведения;
в) специальной юридической наукой, входящей в систему естественных наук;
г) исторической наукой.
5. К методам теории государства и права относятся следующие исследования государства и права:
а) сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-исторический;
б) общеправовой, конституционный, межотраслевой, индивидуальный;
в) научный, профессиональный, обыденный;
г) математический, социологический, кибернетический.
6. Какая юридическая наука является методологической основой для других юридических наук?
а) Наука административного права.
б) История государства и права.
в) Наука конституционного права.
г) Теория государства и права.
7. К какому понятию относится данное определение: "Система методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них"?
8. К какой категории юридических наук следует отнести судебную статистику?
а) К наукам, изучающим структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов.
б) К прикладным юридическим наукам.
в) К отраслевым юридическим наукам.
г) К уголовному праву.
9. Теория государства и права – это наука, изучающая:
а) становление, функционирование и развитие политической власти, ее взаимодействие с личностью и обществом;
б) политико-правовые взгляды, теории, институты и события в их хронологической последовательности и во взаимосвязи;
в) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
г) развитие конкретных государств и правовых систем.
10. Какое из определений правильно отражает предмет теории государства и права?
а) Предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства.
б) Предмет теории государства и права – общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных, органически взаимосвязанных между собой социальных институтов.
в) Предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческим своеобразии, включая случайные государственно-правовые явления и процессы.
г) Все перечисленное.
11. Какие из нижеперечисленных методов изучения своего предмета использует современная теория государства и права?
а) Статистический метод.
б) Метод сравнительного правоведения.
в) Правовой эксперимент.
г) Все перечисленное.
12. Какой принцип исследования предполагает, что государственно-правовые явления и процессы следует изучать в их развитии?
а) Принцип историзма.
б) Принцип историзма и партийности.
в) Принцип партийности.
г) Принцип научности в целом.
13. К характеристике какой юридической науки следует отнести данное определение: "Система объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними, сопутствующих им явлениях и процессах"?
а) Теория государства и права.
б) История государства и права.
в) Государственное право.
г) Гражданское право.
14. Для раскрытия целостности объекта, выявления его многосторонних связей используется …………………….. метод:
г) системный.
15. В чем проявляется идеологическая функция теории государства и права?
а) В утверждении общедемократических, гуманистических идеалов.
б) В утверждении идеалов, в познании и объяснении сущности и форм государства и права.
в) В использовании знаний, полученных теорией государства и права, для прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов.
г) В познании и объяснении сущности, содержания и форм государства и права, а также связанных с государством и правом явлений и процессов.
16. Семейное право:
а) прикладная юридическая наука;
б) правовой институт;
в) отрасль права;
г) отраслевая юридическая наука.
17. Для раскрытия целостности объекта, выявления его многосторонних связей используется … метод:
18. Для анализа сходства, различия и классификации правовой системы используется метод:
а) численного анализа;
б) статистического исследования;
19. Определите соответствие групп и видов юридической науки:
1) отраслевая коммерческое право
2) прикладная история политических и правовых учений
3) международное правосудебная медицина
4) теоретико-историческая конституционное право
5) специальная и комплексная международное публичное право
Раздел II
Общая теория государства
Тема 2.1. Происхождение государства. Общая характеристика теорий происхождения государства
Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека – совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник человек современного типа – "хомо сапиенс", он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было и как оно менялось?
Экономика первобытного общества была основана на общинной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в "общий котел") и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.
В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
– совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т. д.);
– совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т. д.).
Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.
Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда. Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.
г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
д) предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственно-правовые процессы и явления.
Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?
а) криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина;
б) уголовное право, конституционное право, гражданское право;
в) всеобщая история государства и права, теория государства и права;
г) криминология, бухгалтерский учет и экспертиза;
д) политология, культурология, логика.
Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственно-правовым?
а) обычаи, мораль, религия;
б) политическое сознание и политическая культура;
в) традиции, нравственность, культура;
г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;
Какие функции выполняет теория государства и права?
а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
г) политическую (идеологическую);
д) вcе перечисленные.
5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?
а) предмет определяет методы его исследования;
б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
г) ориентируясь на соответствующие методы, учёные определяют предмет теории государства и права.
6. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации различных государственных и правовых систем?
б) метод сравнительного правоведения;
в) метод формальной логики;
г) метод правового эксперимента.
Какой из научных методов, предусматривает изучение государственно-правовых явлений на основе условного разделения на отдельные части?
в) статистический метод;
г) сравнительный метод;
д) диалектический метод.
Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала главенствующее место в обществе?
Как называется устойчивая общность, организация людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании и совместной хозяйственной деятельности людей?
Чьи интересы выражает общественная власть первобытного строя?
а) интересы вождя;
б) интересы определенной части, социальной группы, класса;
в) интересы всего общества, рода;
г) не выражает ничьих интересов;
д) интересы отдельных личностей.
Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?
а) юридические нормы;
б) политические нормы;
в) родовые обычаи (мононормы);
г) технические нормы;
д) религиозные нормы.
а) механизм госудаpства;
б) госудаpственный оpган;
в) политическая оpганизация;
г) pелигиозное объединение;
д) госудаpственное пpедпpиятие.
Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа членов партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом?
а) конституционная монархия;
б) парламентская республика;
в) президентская республика;
г) монархия ограниченная;
д) абсолютная монархия.
Для какой формы правления характерны следующие признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института ответственности правительства перед парламентом; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?
а) для президентской республики;
б) для парламентской республики;
в) для абсолютной монархии;
г) для ограниченной монархии;
д) для всех перечисленных форм.
47. Подберите надлежащие понятия к данному определению: “Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью”.
а) унитарное государство;
Что такое федерация?
а) межгосударственное объединение, созданное для достижения определенных целей;
б) единое неделимое государство, члены которого не обладают государственным суверенитетом;
в) сложное государственное образование, члены которого в определенной мере обладают государственным суверенитетом;
г) временный союз государств, объединенный для решения военных целей;
д) международная организация, объединяющая несколько государств.
а) политико-правовой режим;
б) система государственного управления;
в) политическая система;
г) правовая система;
д) форма государства.
а) религиозное государство;
б) правовое государство;
в) светское государство;
г) унитарное государство;
д) президентская республика.
Что такое правовой обычай?
а) правило поведения, которое в силу многократного повторения стало привычкой и защищается принудительной силой государства;
б) вид и мера необходимого поведения (юридическая обязанность индивида);
в) вид и мера возможного поведения (субъективное право);
г) правило поведения, соответствующее представлению о справедливости;
д) привычное правило поведения.
Что такое публичное пpаво?
а) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
б) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
в) устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
г) совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
д) совокупность моральных требований.
Что такое частное право?
а) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
б) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
в) это устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
г) это совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
д) совокупность моральных требований.
Что такое институт права?
а) первичная клеточка права, т.е. правовая норма;
б) отpасль пpава;
в) пpаво в целом;
г) гpуппа пpавовых ноpм, pегулиpующих опpеделенную pазновидность общественных отношений;
д) функция права.
а) нравственные отношения;
б) правовые отношения;
в) религиозные отношения;
г) моральные отношения;
д) политические отношения.
а) к субъективному праву;
б) к объективному праву;
в) к естественному праву;
г) к юридической обязанности;
д) к юридической ответственности.
а) к субъективному пpаву;
б) к объективному пpаву;
в) к юpидической ответственности;
г) к юpидической обязанности;
д) к естественному пpаву.
Что такое пpобелы в пpаве?
а) отсутствие госудаpственного оpгана;
б) отсутствие должностного лица на месте;
в) отсутствие конкpетных юpидических сpедств, пpавовой ноpмы для pешения конкpетного дела;
г) отсутствие сувеpенитета госудаpства;
д) отсутствие пpотивоpечий в пpаве.
Методы исследования государственно-правовых явлений
Государственно-правовые явления - это различные материальные и духовные явления, которые непосредственно связаны с процессом формирования государства в целом и процессом установления законности в конкретном государстве.
В настоящее время все виды методов исследования государственно-правовых явлений делятся на следующие группы:
- общефилософские или идеологические методы;
- общенаучные методы (общие);
- частные научные методы (частные, специальные).
Общефилософские методы служат основой, почвой, на которой развивается наука теории государства и права. Исторический опыт обеспечил разнообразие политико-правовых подходов к изучению государства и права, различных научных школ, доктрин, которым в исследовании государства и правовой действительности следовали различные философские и идеологические основания. Итак, некоторые из школ основаны на метафизическом или материалистическом мире. Мировоззрение ученого всегда отражает его принадлежность к той или иной школе или научному направлению, а также определяет его отношение к конкретным проблемам, профессиональную ориентацию и позицию.
Диалектика - это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и его мировоззрения.
Диалектика предполагает изучение действительности в отношении тех или иных государственно-правовых явлений, их эволюции и дальнейшего развития.
Материализм - это философское направление, которое утверждает, что весь мир материален, существует объективно, независимо от человеческого сознания.
Общенаучные и частные научные методы исследования государственно-правовых явлений
Общенаучные методы - это методы, которые используются практически во всех областях научного знания, во всех общественных науках.
Принято различать следующие общенаучные методы:
- исторический;
- логический;
- функциональный.
Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, порядка его формирования в зависимости от времени. Исторический подход требует изучения государственно-правовых явлений не только в хронологическом развитии, но и в свете конкретных условий существования народов, стран, регионов, в том числе в свете исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, а также менталитета в целом.
Готовые работы на аналогичную тему
Логический метод относится к абстрактной теории и основан на использовании таких методов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.
Анализ представляет собой процесс психического или реального разложения общего на составные части, что позволяет выявить объект исследования, например, логическую структуру правового государства с разделением допущений, положений и наказаний в его составе.
Синтез, в свою очередь, включает в себя мысленный или реальный процесс воссоединения части (элементов) в одно целое. Например, объединение признаков права, государства, судебных отношений, элементов статуса личности и т. д.
Индукция как логический подход позволяет на основе частных знаний получить общие знания, например, изучая формы правления отдельных государств, можно сформулировать общую модель республиканских или монархических форм правления.
Дедукция - это логическая техника, которая, опираясь на общее знание, достигает какого-то конкретного знания. Таким образом, учитывая общие характеристики демократических и недемократических режимов, можно определить политический режим конкретного государства.
Функциональный метод позволяет выявить функции, социальные цели, методы и формы действия в государственных и судебных явлениях. Иными словами, все юрисдикционно-государственные явления рассматриваются не как статические, а как операциональные явления. Поэтому существуют различные функции государства, законы, судейское сознание и т. д.
Частные научные методы связаны с использованием теории государства и права, различных научных достижений, которые были получены в технических, естественных и смежных науках. Стоит отметить, что частные научные методы в основном имеют прикладное значение.
Частные научные методы включают в себя несколько форм исследования государственно-правовых явлений, которые будут рассмотрены ниже.
Метод конкретного социологического исследования, который заключается в анализе и отборе информации, необходимой для наиболее важных аспектов судебной практики. При использовании данного подхода используются различные методы: анализ документов, официальные коммуникации, устные и письменные опросы (интервью, анкетирование), изучение материалов судебной практики и арбитража, общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, архивных данных и др.
Метод моделирования является одним из основных методов изучения государственной и судебной действительности. Он заключается в изучении государственно-правовых процессов, институтов, именно через идеальное воспроизведение анализируемых явлений.
Статистический метод представляет собой получение количественных показателей государственных и судебных процессов. Чаще всего используется для характеристики массовых явлений, характеризующихся повторяемостью, например, для выявления динамики преступности.
Современная статистика позволяет, основываясь на количественных данных:
- получать доказательства наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями;
- производить анализ факторов, влияющих на конкретное явление.
Математический метод - это метод работы с количественными характеристиками, один из формализованных методов исследования государственно-правовых явлений. Он используется главным образом в юридической медицине, судебных расследованиях в период преступлений и т. д.
Сравнительно-правовой подход заключается в сопоставлении различных государственных и судебных систем, институтов, категорий с целью выявления признаков сходства или изменения между ними.
Поэтому методология теории государства обладает разнообразием, множеством приемов и методов для изучения государственных и правовых явлений. В зависимости от целей исследования могут быть реализованы определенные методы. В то же время одни методы не следует считать ключевыми, а другие - второстепенными. Каждый из этих методов полезен при изучении процессов или конкретных государственно-правовых явлений.
Людмила Александровна Морозова
Теория государства и права
В настоящее время общая теория государства и права существенно продвинулась вперед в исследовательском познании таких важных категорий, как сущность права, его источники, вина как основополагающий принцип юридической ответственности, механизм реализации права, юридическая техника, влияние процессов глобализации на функционирование государства и правовой системы России, многих других проблем. Наша наука дает немало новых интересных и самобытных идей. В настоящем издании учебника они нашли отражение.
Важно пробудить у студентов интерес к познанию конкретных проблем и обратить на них более пристальное внимание в процессе самостоятельной подготовки к семинарам, коллоквиумам и другим практическим занятиям, а также при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Общеизвестно, что теория государства и права является базовой, фундаментальной, исходной и ведущей учебной юридической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую основу для изучения отраслевых юридических дисциплин, а также для профессиональной деятельности юристов. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений теории государства и права – необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата юриспруденции. В настоящем учебнике поставлена именно такая задача.
Раскрывая современную концепцию теории государства и права, автор опирался на разработки как современных, так и дореволюционных русских юристов, стремясь представить самый широкий спектр государственно-правовых учений. Специальное внимание уделено различным мнениям и взглядам ученых на проблемы, возникающие в области теории государства и права. Это способствует творческому восприятию данного учебного курса, информирует обучающихся об отсутствии единых, унифицированных подходов к оценке тех или иных явлений государственно-правовой действительности, содействует выработке самостоятельного отношения к принципиальным юридическим проблемам, наиболее приемлемой и аргументированной позиции.
Стремясь предельно сократить объем учебника, автор опустил часть иллюстрирующего материала к теоретическим положениям, который обычно приводится при чтении лекций.
Многолетняя преподавательская работа автора в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина и других высших учебных заведениях России позволила учесть восприятие учебного материала студентами и соответствующим образом отреагировать в новом издании книги. Вместе с тем сохранены оправдавшие себя последовательность изложения курса теории государства и права и его структура.
Важно привлечь внимание еще к одному моменту. Безусловная необходимость осовременить систему юридического образования в нашей стране нередко подменяется стремлением включить в общую теорию государства и права конъюнктурные, ситуационные идеи и положения, а также малооправданные заимствования из смежных общественных наук.
Существует большой соблазн перенести в юридическую науку, в частности в теорию государства и права, философские, политические, экономические, социологические и даже технические понятия и категории. Нередко это аргументируется потребностями создания правовой теории XXI в., поиска интегративного правопонимания, познания государства и права как многоединства. Не отрицая права каждого ученого на свободу выбора собственного исследовательского пути, отметим, что в отечественной общетеоретической мысли сложились свои оригинальные, во многом оправданные национальные традиции и достижения, и было бы ошибочным отказываться от них даже в угоду идеям постмодернизма. Их следует умножать, развивать, совершенствовать, опираясь на классическое юридическое знание. Настоящий учебник основывается на таком знании, имеющем непреходящее значение.
Представляется справедливым утверждение: учитель – не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного курса теории государства и права, его усвоение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности педагога раскрыть ценность государства и права в жизни общества и каждого человека.
Автор выражает самую глубокую и искреннюю признательность коллегам, поддержавшим идею создания настоящего учебника и вдохновившим на продолжение работы над ним.
Неоценимой помощью в процессе подготовки настоящего издания стали рекомендации и критические замечания рецензентов – известных отечественных ученых: члена-корреспондента Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора Геннадия Васильевича Мальцева и заведующего кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ, доктора юридических наук, профессора Михаила Николаевича Марченко, которым автор учебника приносит самую глубокую благодарность.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Предмет и объект изучения теории государства и права
во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;
во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;
в-третьих, ее содержание изменяется с изменением предмета познания, условий существования и функционирования общественных и государственных явлений;
Читайте также: