Сколько получает директор автосервиса

Обновлено: 04.05.2024

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

В 1999 году я поступал в техникум и выбирал одну из возможных будущих специальностей.

Выбор стоял между ремонтом радиоэлектроники и ремонтом автотранспорта. Моя мама очень хотела, чтобы я остановился на втором варианте: по ее мнению, авторемонтники всегда были в цене и при деньгах. Но в 15 лет мне больше нравилось паять проводки за столом, чем крутить гайки в яме, и потому после девятого класса я пошел учиться на радиотехника.

Курс о больших делах

Как я полюбил ремонт автомобилей

Работать я начал еще в 13 лет — подметал улицу. С тех пор сменил много разных занятий, но по большей части это была работа руками. Я штукатурил, выпекал хлеб, крутил подвесные потолки, прибивал провода гвоздями к потолку и все такое. После техникума я работал электромонтажником на разных стройках, а потом меня призвали служить на 2 года.

В армии я научился массе всего интересного и полюбил писать письма. Это превратилось в увлечение, и после демобилизации я поступил на отделение журналистики филологического факультета, где заочно проучился 5 лет. Однако журналиста из меня, к большому счастью, не вышло. Не мое. Хотя писать я не перестал.

В конце нулевых у меня появились водительские права и первая машина, которая через некоторое время сломалась. Я обратился на СТО, с меня взяли много денег, но ничего не отремонтировали. Я пошел в другое место, и ситуация повторилась, да еще и с неприятными последствиями: на зимней дороге у машины заклинило ступичный подшипник, а вместе с ним и правое переднее колесо.

За 4 года я набрался опыта и внезапно осознал, что мне нравится ремонтировать машины. В тот момент я работал монтажником, лазил по чердакам и крышам с бухтой кабеля в руках. Начальник угорел по саентологии, дела в фирме пошли плохо, и я уволился. В поисках новой работы решил попробовать себя в ремонте автомобилей за деньги. Я помнил, как чинили мою машину, и решил, что точно смогу делать это лучше.

Что требуется от сотрудника сервиса по ремонту автомобилей

Я пришел строить карьеру автослесаря с багажом в виде вынужденного ремонта нескольких собственных машин и прочитанной книжки. Но главное — я обожал машины, работа с ними приводила меня в восторг. Всего этого оказалось вполне достаточно, чтобы меня приняли.

Когда я пришел на собеседование, меня первым делом попросили поднять правую руку, так как авторемонтники не всегда различают право и лево, а в автосервисе это один из ключевых навыков. У каждой машины есть передняя, задняя, правая и левая стороны, и если с передом и задом особых вопросов не возникает, то с правой и левой сторонами бывает всякое.

Во вторую очередь на подобных собеседованиях спрашивают об отношениях с различными вредными привычками, такими как употребление табака, алкоголя и наркотических веществ. Курить на работе обычно разрешают, а за все остальное ругают. Один мой коллега закрылся в туалете, укололся какой-то гадостью и чуть не умер. После этого его уволили, а он так и не вернул мне 300 Р , которые занимал на что-то неотложное. В автосервисе никому нельзя давать деньги в долг.

Третьим пунктом идут вопросы о трудовой дисциплине. Желательно, чтобы сотрудник автосервиса приезжал на работу раньше первых клиентов и уходил позже последних.

Как я уже писал, образование не является главным критерием при трудоустройстве. В автосервисе я встречал работников самых разных специальностей: повара, помощника машиниста, менеджера по туризму, учителя русского языка и литературы, геодезиста и многих других. По моим наблюдениям, в сфере автомобильного ремонта очень много случайных людей.

Поэтому, если у вас есть определенные навыки, найти работу в автосервисе очень просто. Нужно составить резюме и написать, грубо говоря, что вы не пьете, не употребляете ничего запрещенного, не опаздываете и не имеете прочих пагубных привычек. А еще отличаете стойку стабилизатора от стойки амортизатора. После публикации резюме вас завалят предложениями.

Я не ищу работу уже несколько лет, но все равно иногда кто-нибудь находит мое резюме столетней давности и звонит с предложением. В отрасли кадровый голод. У нас в городе даже висят билборды с обещанием зарплаты в 90 000 Р . Привирают, конечно, но для Новосибирска 90 000 Р — это очень хорошее обещание.

Какие бывают автосервисы

В сетевые автосервисы берут работать всех подряд, а клиентам оказывают самые тривиальные услуги, такие как замена масел, антифриза, тормозных колодок, ремней, лампочек, свечей, фильтров и прочих расходников. Они готовы ремонтировать любые автомобили — от Жигулей до Мерседеса, — держат полторы-две смены народа и работают чаще посменно и без выходных.

Специализированные сервисы, как правило, фокусируются на одной услуге вроде капитального ремонта двигателей и\или трансмиссий. Либо ремонтируют машины определенной марки. Такие сервисы могут позволить себе постоянный штат сотрудников и шестидневную рабочую неделю. А то и пятидневную.

По какому графику работают в автомастерских

Обычно клиенты автомастерских работают стандартную пятидневку, а машинами решают заняться к выходным. Поэтому в автосервисах больше всего работы по пятницам, субботам и воскресеньям. В понедельник до обеда мастера доделывают воскресные машины, а потом убираются, ищут потерянный инструмент и играют в карты. Со вторника по четверг клиентов обычно немного. В эти дни работается лучше всего, так как никто не торопит и не отвлекает.

Большую часть своей карьеры я трудился 12 часов в день по графику 4/2 , где 2 — это выходные. Несколько раз на работе приходилось оставаться до поздней ночи. На то бывали разные причины, чаще всего — организационного характера.

В ситуации посменной работы по графику каждый старается закончить дела так, чтобы не доделывать их в свой выходной. Но иногда за день до отдыха могут подбросить работы нормо-часов на 30, которую за один вечер просто не сделать. Вот и приходится ночевать.

Как оплачивают работу

Во всех автосервисах, где я работал, официальное трудоустройство не приветствовалось. Немногочисленным официально устроенным сотрудникам платят черно-белую зарплату. Белая часть — это МРОТ на карточку, а черная формируется из выработки за вычетом МРОТ и налоговой нагрузки работодателя. Официально трудоустроенный автослесарь при одинаковой выработке получает меньше своего коллеги, который работает неофициально. В конце месяца на станции подсчитывают все наработанное, а еще через пару недель выдают зарплату. Две недели между этими событиями выжидают с расчетом на удержание людей.

В сфере авторемонта, особенно в сетевых мастерских, большая текучка и некому работать. За год коллектив может смениться два раза, и управляющие предпочитают не переводить бумагу почем зря. Поэтому, если человек вдруг захочет уволиться, он сообщит об этом только после того, как получит зарплату. К тому времени он отработает уже половину следующего месяца. С зарплатой, кстати, часто кидают, придумывая какие-то формальные поводы, и увольняющийся прекрасно понимает, что денег за две отработанные недели ему не видать. И тогда он решает остаться еще на месяц, а потом все повторяется.

Заработная плата, как правило, сдельная. Выработку измеряют в нормо-часах, у каждого сотрудника есть своя ставка за эту единицу. Например, поменять масло — это 0,4 нормо-часа при ставке 300 Р . То есть 0,4 умножаем на 300 Р — вот заработанные кровные. Автослесарь средней руки делает в месяц 120—150 нормо -часов. Обычно работники стараются не рвать пуп в погоне за выработкой, так как это часто приводит к понижению ставки. По моему опыту, в автосервисах не любят платить большие зарплаты.

У меня нет актуальных данных, но до пандемии начинающий слесарь мог рассчитывать на 30 000—35 000 Р в месяц при 240—260 часах работы.

Кто идет работать в автосервис

Работа в сфере авторемонта — это постоянный поиск компромисса между совестью и планом продаж запчастей и услуг. С точки зрения начальства, идеальный сервисмен должен уметь отключать совесть при работе с клиентом. А при работе с начальством — включать обратно. Такие сотрудники — очень большая редкость, и потому те, кто приносит в контору много клиентских денег, часто уносят в своих карманах часть конторских. Таких выгоняют за воровство.

Функционеры авторемонтных предприятий преследуют разные цели, которые могут не иметь ничего общего с ремонтом клиентского автомобиля. Лучше всего такую ситуацию иллюстрирует басня Крылова про лебедя, рака и щуку, где лебедь — это управляющий, щука — менеджер, а рак — автослесарь. И все они пытаются стронуть с места клиентский автомобиль, который отчего-то не едет.

Как я уже говорил, в этой сфере много случайных людей. Часто они видят мир через призму своего бэкграунда, который может не иметь ничего общего с авторемонтом и процессами его организации.

Например, бывшие военные или какие-нибудь полицейские на руководящих должностях. Им может быть безразлично качество ремонта клиентского автомобиля, но при этом такие начальники могут устроить скандал из-за того, что в тумбе с инструментом гаечные ключи лежат не так, как бы того хотелось проверяющему лицу.

Или, например, эффективные менеджеры со своими делегированиями и правилами трех гвоздей. Лопнет у слесаря головка на 21, без которой колесо не открутить, и он идет к эффективному менеджеру клянчить новую. Вместо того чтобы достать необходимый инструмент, менеджер мысленно вешает задачу на первый гвоздь. Чуть позже слесарь приходит еще раз, мол, где головка-то , как работать? Менеджер вешает задачу на второй гвоздь: его же так научили. А слесарь понимает, что на обеспечение условий его работы всем плевать, и больше ничего не просит. Вместо этого он начинает ровно так же наплевательски относиться к своей работе.

Кого-то в ремонт приводит неофициальное трудоустройство и возможность уклоняться от алиментов и прочих исполнительных листов. Кого-то зовут друзья — сперва на подхват, а потом уже берут работать наравне со всеми. Бывают случаи, когда парень трудится в такси, разбивает машину по своей вине и таким образом попадает на деньги. Если на такого водителя нельзя оформить кредит или еще как-то взыскать с него ущерб, то его загоняют в яму ремонтной зоны таксопарка менять масло и тормозные колодки. Человек втягивается, через несколько месяцев вылезает из этой ямы с какой-никакой квалификацией и идет работать слесарем на станцию, где его бэкграунд никому не известен.

Итоги и планы

Автосервис — хорошая школа жизни, которую нужно оканчивать в молодом возрасте и не оставаться на второй год. Если у вас есть совесть и семья, то в этой сфере вы не заработаете больше средней зарплаты по региону. А если при виде открытого капота у вас чешутся руки, то лучше купите Ладу, снимите капитальный гараж и развлекайтесь в свое удовольствие.

Я ушел из сферы авторемонта еще в 2017 году. Сейчас работаю лаборантом в институте ядерной физики. Наша лаборатория проводит эксперименты по бор-нейтронозахватной терапии злокачественных опухолей. Метод основан на реакции нейтрона с ядром атома бора, в ходе которой выделяется большое количество энергии в радиусе, сопоставимом с размером клетки млекопитающего. Моя часть работы заключается в обслуживании и ремонте источника нейтронов, выполненном на базе протонного ускорителя тандемного типа с литиевой нейтроногенерирующей мишенью, а также в участии в физических экспериментах. Об этом можно написать отдельную статью. В общем, теперь я кручу гайки на научной установке.

Мои планы больше похожи на мечты: я хочу писать сценарии и пьесы. Будет круто, если получится сделать это источником дохода. Но, как вы понимаете, все это никак не связано с авторемонтом, и я надеюсь, что мне больше не придется работать в автосервисе.

Но от таких вещей не зарекаются, жизнь — непредсказуемая штука.

Автовладельцев с каждым днем становится все больше. В любом автомобиле в процессе эксплуатации возникают различные технические неисправности. Для исправления этих неисправностей необходим качественный автосервис с хорошими мастерами, которые смогут провести диагностики и ремонт автомобиля. Это всегда актуально и востребовано. Следовательно, открытие автосервиса — выгодное предприятие с высоким потенциалом.

Типы СТО

Авторизированные сервисы — мастерские, нацеленные на ремонт автомобилей конкретной марки. Как правило, они имеют официальный договор с дилерами.

По профилю оказываемых услуг можно выделить мастерские, оказывающие кузовной ремонт и слесарный сервис. Определившись с тем, какой тип услуг вы намерены оказывать, будете принимать решение о форме организации своего бизнеса, требуемого оборудования и необходимых площадей.

В виде дополнительных услуг можно организовать при мастерской магазин по реализации запчастей и автомобильных аксессуаров, услуг по страхованию, прохождению Технического осмотра и сервисного обслуживания автомобилей.

Плюсы и минусы бизнеса

Положительные стороны бизнеса:

  • Востребованность услуги.
  • Сравнительно невысокие затраты на обустройство.
  • Ежегодное увеличение количества автомобилей.

Отрицательные стороны бизнеса:

  • Высокая зависимость от персонала
  • Высокая травмоопасность бизнеса
  • Высокая конкуренция.

Примерные стартовые затраты

Большая часть первоначальных средств уйдет на закупку оборудования для мастерской. В зависимости от того, какого производителя оборудования вы выберите, расходы составят примерно от 500 тыс. рублей до нескольких миллионов рублей. Затраты на аренду помещения так же будут зависеть от типа мастерской.

В среднем, открытие СТО обойдется примерно в 3-5 млн. рублей. При приобретении оборудования, необходимо учесть, что вам нужно гидравлическое оборудование для подъема автомобилей, компрессионное для монтажа/демонтажа и мойки в труднодоступных местах, кузовное для проведения кузовных работ и диагностическое для определения состояния автомобиля и выявления проблемных узлов.


Какие услуги может оказывать СТО

Среднестатистическая СТО может оказывать услуги по:

  1. Ремонту ходовой части автомобиля.
  2. Ремонту кузова.
  3. Ремонту силовых агрегатов и частей.
  4. Ремонту и установке новых узлов и деталей.
  5. Компьютерную диагностику автомобиля.
  6. Шиномонтажу.
  7. Плановую замену масел и фильтров.
  8. Предпродажную подготовку автомобиля.
  9. Автотюнингу.
  10. Плановому техническому осмотру автомобиля.

В качестве дополнительных услуг можно предлагать:

  • Продажу запасных частей.
  • Услуги автострахования.
  • Продажу автомобильных аксессуаров.

Факторы, оказывающие влияние на доходность автосервиса

Первый фактор, который влияет на размер заработка СТО — это сезонность. Осенью и весной количество заказов вырастает в два раза. При этом возникает спрос на ремонт подвески, замену масла и антифриза, на шиномонтаж. Зимой вырастает спрос на кузовные работы.


Третий фактор — локация, или месторасположения вашего автосервиса. Расположенная в спальном районе мастерская, оказывающая качественные услуги по ремонту, будет пользоваться большим спросом, нежели одна из нескольких, расположенных в промышленной зоне. Удачным может быть решение открыть СТО вблизи АЗС, парковкой или автостоянкой.

Четвертый фактор — Дополнительные услуги. Не забывайте, что вы всегда можете предложить клиенту дополнительные услуги. При этом, если ваша деятельность будет финансово прозрачна для клиента, то он всегда вернется к вам.


Требования к персоналу

Если общаться с клиентом придется мастерам, то не исключены конфликтные ситуации. Недовольный клиент — это худшее, что может произойти. Ведь это не только антиреклама, но и возмещение немалого ущерба недовольному клиенту. Поэтому кроме команды классным мастеров автосервиса, найдите хорошего администратора, который возьмет весь переговорный процесс на себя. Это избавит вас от множества проблем.


А по поводу команды, следует заметить, что лучше всего, если рядом с молодым неопытным сотрудником будет работать опытный мастер. Ну и конечно нельзя забывать о регулярном обучении персонала.

Для работы вам потребуются:

  • Автомеханики.
  • Мотористы
  • Сварщики
  • Кузовщики
  • Маляры
  • Шиномонтажники
  • Электрики
  • Подсобные рабочие
  • Администратор для работы с клиентами
  • Директор
  • Бухгалтер

Важный момент – охрана труда

Необходимо помнить о том, что СТО — место повышенной опасности, где любой сотрудник может получить серьезную травму. Владелец и руководитель предприятия обязан обеспечить высокий уровень соблюдения правил безопасности для своих сотрудников. Горючие жидкости должны храниться в отдельном помещении в соответствии со специальными требованиями. Сотрудники должны быть обеспечены спецодеждой, очками, перчатками, спецобувью.

Регулярно должен проводится инструктаж по ТБ, обучение вновь прибывших сотрудников. Помещение для общения с клиентами должно быть отделено от основного помещения мастерской. Для клиентов должна быть оборудована специальная парковка. Утилизация использованных горючих жидкостей должна производиться в соответствии с санитарными нормами, требованиями по ТБ и нормами экологической безопасности.

Перспективы в развитии бизнеса

Анализируя рынок СТО, можно выделить два основных фактора в развитии:

Это факторы ведут к тому, что происходит укрупнение станций, создаются федеральные сети, которые могут поглотить большую часть индивидуальных мастерских уже к концу следующего года. В сложившейся ситуации, выгоднее всего, если и открывать бизнес, то открывать его по франшизе. Сегодня на российском рынке достаточно предложений, предлагающих франшизу в этой сфере активности.

Владельцы СТО о доходе и окупаемости

ВВладелец автосервиса "АвтоЦентр-2" Сергей Журавлёв
Во-первых, знайте, что прибыль в СТО (особенно в шиномонтажках) преимущественно сезонная, однако, не переживайте сильно, затраты окупятся уже через 5-6 месяцев, а это для современного бизнеса приемлемый результат. Во-вторых, учтите, что хороший автомеханик не всегда равно хороший предприниматель. Эта ошибка свойственная всем новичкам — считать, что чем больше он знает о машинах, тем больше понимает в бизнесе. Это далеко не так, и даже наоборот. Шансов на успех у опытного частника, видавшего виды, всегда выше, чем у механика, знающего авто как свои пять пальцев.

ООлег Владимирович, владелец индивидуального автосервиса
Я думал, это бизнес моей жизни, потом детям передам, но приходится от него избавляться. Потому что устал бороться с постоянными сюрпризами от государства. Я давал людям рабочие места, исправно платил налоги. Сейчас я мечтаю о том, о чем еще несколько лет назад и не помышлял, — продать автосервис.

Вывод

Если вы все же решились открывать автосервис, учтите несколько советов от специалистов.

Сколько зарабатывают автосервисы

Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда необходим срочный ремонт автомобиля, но все автосервисы отказываются Вам помочь в момент обращения и предлагают стать в очередь, которая может растягиваться на несколько дней. Владельцы автосервисов объясняют это явление тем, что для них важнее постоянные клиенты, которые, кстати, тоже стоят в очередях.

По мнению владельца одной из техстанций- Николая Матвиенко, количество СТО в Украине вырастет примерно в полтора раза в течение ближайших пяти лет.

На данный момент СТО интересуют владельцы грузовых и легковых авто, возраст которых не старше 12 лет. Именно они, по мнению продавцов, приносят два с лишним миллиарда долларов прибыли техстанциям.

По некоторым подсчетам, более 400 тыс. автомобилей потребуют ремонта. Учитывая, что средняя стоимость мелкого послеаварийного ремонта составляет около $1 тыс., по итогам года на восстановление машин украинцы тратят не меньше $500 млн. При том что в Украине застрахована только десятая часть всего автопарка (около 800-900 тыс. авто), выплаты по полисам КАСКО в 2007 году составили около $300 млн. С учетом стоимости замены узлов ходовой, перекраски корпуса или капитального ремонта двигателей машин старше 12 лет годовой оборот рынка автосервиса составляет как минимум $3 млрд.

Из-за высокого спроса владельцы автосервисов могут позволить себе выбирать клиентов. По мнению Александра Соколова (начальник аналитического отдела компании Pro-Consulting), в следствие автомобильного бума подобный спрос не удовлетворен минимум на 20%.

Украинский автопарк вырос в прошлом году примерно до 600 тыс. (с учетом серого ввоза) и, по прогнозам дилеров, будет продолжать расти до 2010 года. А для того чтобы сохранить свою рыночную долю, многие продавцы будут развивать и фирменный автосервис.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Николай Матвиенко считает, что появление дефицита дилерских станций в Украине закономерно. При открытии автосалона с небольшим офисом и открытой площадкой, понадобится примерно $100 тыс. (при условии аренды). В то время как открытие фирменного СТО с полным набором диагностического и ремонтного оборудования, обойдется приблизительно в $4 млн.

Лишь 25% автовладельцев Украины пользуются услугами дилерских сервисных центров, то есть около 5-7 млн. обслуживаются в независимых СТО. В Германии, к примеру, на авторизованных станциях обслуживается 48% клиентов.

Постоянными клиентами дилерских техцентров являются собственники новых автомобилей (в противном случает они теряют гарантию) и состоятельные клиенты. Так же, к фирменным автосервисам прикреплены практически все владельцы машин, приобретенных в кредит- обязательное КАСКО привязывает их к партнерской СТО. Около 60-70% автомобилей сейчас приобретается в кредит.

Зачастую автосалоны прикрепляют владельцев новых машин к своим техстанциям опираясь на долгосрочные гарантийные обязательства – 3-6 лет, не уточняя при этом, что они распространяются только на сквозную коррозию, а на основные узлы и агрегаты дается лишь год гарантии.

Оплата планового техобслуживание автомобиля стоимостью $20-30тыс. после 20 тыс. пробега в среднем составит $150-300 – в фирменных СТО, $150-200 - в независимой автостанции, $100 - у частника.

Почувствовав разницу в прибыльности автопродаж и авторсервиса, дилерские СТО значительно расширили свою сеть за последние 10 лет, но всё равно очереди на техстанция сохранились. Самая дорогая и прибыльная услуга здесь – кузовные работы. Ее рентабельность доходит до 60%.

Незастрахованный автомобиль после серьезного ДТП или с ржавыми дырами на станции дилеров редкое явление. Владельцы таких авто — клиенты независимых техстанций или мастеров-частников.

Фирменные сервисные центры зарабатывают на продаже запчастей и материалов, независимые СТО – на продаже услуг. Рентабельность последних -в среднем 25%. Но при этом они могут дать гарантию на свои работы максимум на пол года.

Многие эксперты считают, что годовой оборот неавторизованных СТО превышает $1 млрд., даже с учетом двукратной разницы в стоимости услуг независимых и дилерских СТО.

Мнения экспертов разделяются в вопросе о том, кто будет пользоваться большим спросом в ближайшее время: дилерские центры или независимые техстанции.

Фирменные СТО развиваются медленно из-за недостатка квалифицированных кадров, необходимости больших капиталовложений и длительных сроков на строительство полноценных станций. Так, например, затраты на создание подобного техцентра составят $1,5-4 млн., без учета стоимости земли и строительства, время затраченное на строительство – около 3 лет, а окупаемость 5-8 лет.

Мнение экспертов:

А вот владелец неавторизованной станции Николай Матвиенко считает, что низкое качество на небрендовых станциях уже в далеком прошлом. Сейчас здесь трудятся мастера с опытом работы на фирменных автосервисах, используя те же материалы и запчасти, что и на авторизованных СТО. Конечно, существует некоторый перечень работ, которые неавторизованные СТО отказываются делать, но они могут себе это позволить, т.к. к хорошим мастерам всегда очередь и они имеют возможность выбирать наиболее выгодные виды работ.
В настоящее время независимые автостанции приобретают дорогостоящее оборудование, диагностическую аппаратуру, покрасочные камеры и т.д.

soft franchise

Такая система приводит к тому, что автопроизводители получают дополнительный доход от продажи комплектующих, предоставления технической информации и обучения персонала; СТО – новых клиентов и доступ к фирменным технологиям; автолюбители – возможность провести дешевый несложный ремонт в любой точке Европы.
Очередь Украины в построении soft franchise наступит лишь тогда, когда на рынке автосервиса будет достаточно авторизованных техстанций. Пока же владельцы автопредприятий заняты только строительством дилерских сервисных центров.

По материалам статьи Елены Середа для Деловой еженедельник Контракты

Десять лет назад Олег Владимирович открыл свой собственный автосервис. До этого у него уже был опыт ведения бизнеса: в конце девяностых, к примеру, он организовал небольшое предприятие по производству бильярдной фурнитуры. Но мечтой его жизни было автодело. Наконец в 2005 году мечта осуществилась. Мужчина приобрел помещение с боксами, набрал штат опытных работников, при этом в промежутках между бумажно-хозяйственной волокитой руководителя и сам не гнушался залезть под капот. Трудился семь дней в неделю — и в праздники, и в выходные. Но финансовые и моральные инвестиции себя не оправдали. Сегодня предприниматель мечтает об одном — продать свой бизнес. О том, как планы и мечты разбиваются о реальность нашей жизни, читайте в репортаже Onliner.by.

В 15 километрах от Гомеля расположена деревня Лопатино.







Владимировича ценят за редкую отзывчивость и готовность прийти на помощь в любое время. Случись беда на дороге, знакомому автодоктору можно набрать даже ночью — по телефону он даст консультацию, поможет советом, а в тяжелых случаях приедет и на собственной машине отбуксирует заглохшее авто, в считаные дни отремонтирует и вернет уже выздоровевшего железного друга его владельцу. Причем денег возьмет ровно столько, сколько стоит услуга по ремонту. Не придется платить ни за срочность, ни за буксировку, ни за ночные часы…

Нужно ли говорить, что за десять лет работы в книге замечаний и предложений предприятия Олега Владимировича лишь одна запись? Да и та появилась в дни, которые психиатры обычно называют днями сезонных аффективных расстройств.

— Вот твоя порядочность тебя же и губит, — пеняет Владимировичу сын Антон. Он вместе с отцом уже несколько лет работает в автосервисе.


— Ну вот вам наглядный пример, — продолжает мысль автослесарь. — Приехала к нам девушка, ей нужно было поменять лямбда-зонд. Ребята потратили десять минут — взяли с нее 30 тыс. Она чуть не расплакалась, говорит, в одном городском сервисе с нее за работу просили $100. Видно, подумали, что блондинка, не разбирается, вот и решили нагреться. Отец же — тот всегда старается войти в положение человека. Часто в долг просят работу выполнить, он не отказывает.



В лучшие времена в автомастерской у Владимировича трудились десять человек, были свои электрик и кузовщик. Теперь людей в два раза меньше. Коллектив пришлось распустить.



Как же так получилось, что когда-то прибыльное дело перестало приносить доход? Причин множество. И каждая из них сыграла свою особую роль в текущем положении дел.






Бесконечные поборы и распоряжения, говорит Владимирович, душили давно:



Но с этими бедами, признается директор автосервиса, можно было худо-бедно мириться. Пока как снежный ком не посыпались другие:

— В 2013 году налогами стала облагаться выполненная работа независимо от того, оплачен ремонт вовремя или нет. Мой автосервис оказывает услуги многим предприятиям, в том числе сельскохозяйственным, которые часто рассчитываются не вовремя. С ноября одно из хозяйств задолжало 30 млн. Отдали только в феврале. Но что такое эти деньги в ноябре и что такое сейчас? А от некоторых обанкротившихся оплаты не будет уже никогда, но налоги уплачены.



— Кто-то умный подсчитал, что каждый работник автосервиса ежемесячно может приносить предприятию 26 млн рублей выручки. С этой суммы и берется 5%-ный налог. Вот смотрите. У меня был коллектив из десяти человек. Из них четыре работника (это я (директор), бухгалтер, приемщик-кассир и снабженец, занимавшийся подбором и заказом запчастей), по сути, не приносили прибыли, не говоря уже о двух учениках, но, согласно документу, их тоже считают. В итоге за месяц десять работников, по подсчетам министерства, могли принести моему автосервису 260 млн. Могли?! Но таких сумм у нас сроду не было и не будет. Даже в лучшие времена общая выручка сервиса не превышала 120 млн в месяц, и это вместе со стоимостью запасных частей. Но никого это не волнует. От этих призрачных 260 млн я должен был исправно отстегивать 5%. В итоге моим приемщику-кассиру и снабженцу пришлось пойти на биржу труда. Уволить директора и главного бухгалтера за то, что они не приносят выручки, я не могу, в ООО должны быть и директор, и бухгалтер, — объясняет Владимирович. — Самое странное, что налог этот нужно платить, даже если работник в отпуске или на больничном. У меня молодой работник собрался в армию: два месяца проходил медкомиссию, клали в больницы на разные обследования — не работал ни дня. Какую выручку он принес предприятию? Но никого это не волнует — плати! А ведь еще есть платежи за свет, за газ, налоги на имущество, на землю, в ФСЗН и прочие расходы.


Начались проблемы с кадрами. Поработав пару лет и набравшись опыта, автослесари увольнялись и шли работать в гаражи. Там — свобода! Ни тебе налогов, ни проверок. Вместо уволившихся приходили новые неопытные ученики.

Читайте также: