Личная жизнь граждан как социальная ценность

Обновлено: 24.05.2024

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

  • смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
  • универсальные ценности - жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
  • ценности межличностного общения - честность, бескорыстие, доброжелательность;
  • ценности общественного признания - трудолюбие, социальное положение;
  • демократические ценности - свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы - установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями 1.

Признаки социальных норм:

  • Являются общими правилами для членов общества.
  • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • Направлены на регулирование общественных отношений.
  • Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • Возникают в процессе исторического развития.
  • Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

  • Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • Предписание - указание на требуемое действие.
  • Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм

Социальные нормы многообразны по форме и содержанию, как и социальные отношения, которые они регулируют. Основные разновидности социальных норм:

Обычаи - Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.

Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе 2.

Правовые нормы - установленные или санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные общественными организациями.

Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами.

Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

Нормы этикета - формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества.

Эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей, повседневной социальной практике.

Выполнение норм, в зависимости от их вида, контролируется общественным мнением, соответствующими социальными институтами и официальными организациями, внутренними психологическими установками индивида.

По степени обязательности исполнения выделяют следующие виды норм:

  • побуждающие (стимулируют желательную для общества деятельность индивида);
  • запрещающие (указывают на действия, которые нельзя совершать, определяют границы дозволенного);
  • обязывающие (указывают на обязательные правила поведения и способы деятельности);
  • рекомендательные (указывают на желательные, но не обязательные варианты поведения).

По критерию формальности различают такие социальные нормы, как:

Писаные нормы формально зафиксированы в правовых актах (конституции, уголовном праве и др.), их соблюдение контролируется государством. Неписаные нормы представляют собой правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами 3.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные ценности – это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества.

Виды социальных ценностей.

  • жизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
  • универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
  • ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
  • ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
  • демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

Уровни социальных ценностей:

  • ценности отдельного человека
  • социальной группы
  • народа

Значение социальных ценностей:

  • являются ориентирами поведения,
  • являются основой критериев оценки поведения.

Общечеловеческие ценности – ценности всех народов, независимо от с страны, вероисповедания, традиций, являются общими для всего человечества.

Социальные ценности являются основой социальных норм.

Норма — правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как человек должен вести себя в данной ситуации. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе.

Социальные нормы

Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями.

Признаки социальных норм.

  • Являются общими правилами для членов общества.
  • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • Регулируют общественные отношения.
  • Возникают в ходе сознательной деятельности людей.
  • Возникают в процессе исторического развития.
  • Являются мерой общественно значимого поведения.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами.

  • Дозволение (ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ)– указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • Предписание (ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ) – указание на требуемое действие.
  • Запрет(ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ)– указание на действия, которые не следует совершать.

Функции социальных норм.

  • Регулятивная – нормы регулируют процесс социализации, освоение социальных ролей и ценностей.
  • Интегрирующая – нормы способствуют введению человека в социальную среду, окружение, объединяют членов общества.
  • Являются образцами, эталонам поведения.
  • Контролирующая – являются основой для санкций по отношению к тем, кто нарушает нормы.

Виды социальных норм

Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендует выполнять (обычай встречи Нового года).

Традиции — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников( например, встречи выпускников школы).

Правовые нормы – установленные и санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения (все официальные правила, законы).

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.

Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами. Находят отражение в законах, различного рода документах.

Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Обязательны для верующих, исповедующих ту или иную религию.

Нормы этикета – формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества. Они проявляются во внешних образцах поведения, например, поведение за столом, отношение к старшим, женщинам в общественных местах и т.д.

Эстетические нормы – представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей (красиво-некрасиво).

Мода – кратковременные нормы, возникающие под влиянием вкусов, господствующих в обществе или в его определённой группе (молодёжная мода, например).

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет.

Современные реалии и уровень развития России объективно нуждаются в осмыслении проблем ценностей в стране и обществе с точки зрения философии. Данная тема лежит на повестке дня и является серьёзной и важной для будущих юристов, для которых важно трезво оценивать ряд положений.

К примеру, вопрос о том, что есть благо для общества и отдельно для личности в современной России? Что именно должен оборонять каждый гражданин общества, каких целей должен достигать и к чему обязано устремляться общество в своём развитии? Какие блага закрепляются в законах страны и нужно ли их отстаивать в суде?

Ценности современного российского общества и человека

В нашей стране, так же, как и в других странах существует огромный накопленный потенциал ценностей. Они отражаются и фиксируются в традициях обычаях, укладе жизни многих этносов, народностей и наций. Но стоит понимать, что перемены, которые сопровождали и сопровождают нашу жизнь, становятся почвой для появления новых ценностей, которые утверждаются государственной властью, социальными институтами и пр. Это становится причиной, по которой необходимо осмысливать реальность с философской точки зрения и анализировать новые ценности, их взаимосвязь с традиционными и вновь утверждаемыми в жизни нашего общества и наших граждан. Более того, необходимо выявить вид их мышления, какое влияние оно оказывает на познавательно-преобразовательную деятельность граждан позитивное или негативное.

Исследования, которые проводились Институтом современного развития, свидетельствуют о том, что в обобщённом виде основные ценности, которые служат ориентиром для общества, не сформулированы в должном виде. По логике они должны содержаться в "Концепции социально-экономического развития до 2020 года", однако там они в размытом и достаточно скудном виде представлены. Также отсутствует в этом документе и чёткая идеология развития страны и общества. Но это скорее следствие отсутствия системы ценностей и приоритетов.

Из всего этого следует, что соединительная схема, которая свяжет замысел государственной концепции развития страны и общества с реальными потребностями бытия граждан отсутствует напрочь. Не существует и языка, с помощью которого можно объединить устремления государственной власти и граждан. Как вывод, данная ситуация должна быть осмыслена, учитывая все обстоятельства произошедших за последнее время изменений, но при этом граждане страны не должны менять свои основные черты, свою социальную структуру общества и сохранять собственную консервативность взглядов в процессе формирования политических, экономических, социальных и духовных ценностей, которые необходимы не только для оптимального существования, но и для позитивного развития, называющееся социальным прогрессом.

К слову сказать, некоторое время назад власть и народ были реально связаны между собой посредством патернализма. В современных реалиях произошёл переход от патернализма к либерализму. И сегодня Россию называют самым либертарианским государством. Если патернализм и присутствует в российском обществе, то исключительно в отдельных политических группах.

Все остальные получили призыв директора Института экономики Российской академии наук Р. Гринберга: "спасайся, кто может".

Вполне логично, что подобная ценность бытия нашего общества не может консолидировать государственную власть и граждан. Кроме всего прочего, для придания развитию человека и общества импульса, нужно, чтобы новая ценностная ориентация более действенным способом мотивировала людей на совершение творческих и изобретательных активностей. К сожалению, либерализм не справляется с данной задачей и никак не мотивирует граждан на действия.

Проблема утверждения бывших ценностей

В российском обществе существует проблема, которая связана с утверждением ценностей, которые уже были оформлены в обществе. Здесь мы говорим о ценностях рыночной экономики, которая в России имеет свои специфические формы. Она соединяет в себе не только ценности рыночных отношений, но и интересы представителей мафиозных групп, а также их форм и способов хозяйствования.

Стоит отметить, что ценностные изменения в экономической сфере существенным образом повлияли на систему социальных отношений. Следствием этого стало изменение образа жизни людей, мотиваций, которые управляли поведением граждан страны и всего процесса социализации личности в целом. В силу того, что суть рыночной экономики заключается не в конкурентной борьбе, а в получении прибыли, то с одной стороны это способствует пробуждению инициативы, активности и энергии людей, которые увеличивают возможности для развития способностей и творческого потенциала личности, а с другой – происходит развитие экономической либерализации и конкуренции, что становится причиной бытования двойной морали, всеобщего отчуждения, психической фрустрации, неврозов и т.д.

Интересно, что по своей природе, человек, пропуская ценности через призму рынка, начинает их больше ценить, но при этом они не включены в систему ценностей внутреннего мира. Как следствие, материальная и духовная жизнь начинает формироваться по принципу конкретного отчуждения внутреннего и внешнего бытия человека и общества. В данной ситуации человек может утратить ориентацию в системе личностных ценностей, не может определить, где приоритеты, ради которых следует жить.

Бытие теряет всякий смысл из-за включения человека в процесс самоутверждения, которое напрочь исключает возможность личной свободы, превращает его в раба установок, которые навязываются ему динамикой социально-экономического бытия. Государственные и негосударственные структуры, здесь в первую очередь имеются в виду СМИ, которые нам твердят, что единственная социально-личностная ценность каждого гражданина заключается в деньгах и личном благополучии.

Важен тот факт, что внедрение в сознание большинства наших граждан данной ценности происходит совершенно бесполезно. Тем более, если учитывать тот факт, что это действие не беспокоит никого, ни руководство страны, ни интеллигенцию. Итогом становится образование серьёзной угрозы как для отдельного человека, так и общества в целом.

Логика этого процесса проста. Человек – социальный объект. Для того, чтобы каждый родившейся мог стать человеком, ему необходимо находиться в сообществе людей. Исключительно там, в социальной среде, возможно формирование и развитие каждого отдельного представителя сообщества – человека, личности. В случае, когда на первые позиции выходит личное благополучие, то исчезает стержень самой человеческой жизни и самого человечества.

Утверждение, что многие страны живут таким образом уже десятилетия, требует глубокого осмысления, а не подражания. Необходимо установить причины, по которым люди в других странах могут так жить и какого курса придерживаются в своём развитии.

Очевидно лишь то, что многие государства живут за счёт использования ресурсов других государств и народов, указывая направление их потенциалу и энергии, силе и результатам их жизнедеятельности на благо собственного удовлетворения потребностей.

Важно обратить внимание и на то, что в современных условиях происходит перенаполнение множества ценностей бытия граждан иным содержанием, которое довольно сильно отличается от первоначального.

Свободу как важную ценность в развитии человека, общества и государства, стали интерпретировать как возможность человека вести себя так, как ему хочется, как возможность проявлять волю, которая ничем не ограничена.​​​​

Относительно демократии как форме ценности, можно сказать, что ей придали содержательное звучание. Демократия – это всё, что соответствует следующим выражениям:

  • Повышение уровня качества жизни человека.
  • Исключение социальных ограничений для личности.
  • Раскрытие перед человеком жизненных перспектив.
  • Обеспечение карьерного роста.

Из этого всего следует, что политическое содержание ценности на деле превращается в социально-экономическое.

Трудолюбие как ценность также подверглось изменению. Сегодня вполне логично говорить о том, что эта ценность перестала быть ценностью для человека и общества, а стала проблемой.

Быть успешным вовсе не означает быть трудолюбивым, это скорее признак успеха в карьере, высокая заработная плата и престижное имущество.

При этом часто можно услышать из СМИ, что эти "ценности", "упаковывают" их в социальную оболочку: семья, единство, вера, патриотизм и т.д.

Важно отметить появление ещё одной ценности – правовое государство. Объясняется она довольно противоречиво. Суть термина "правовое государство" заключается в утверждении принципа соблюдения верховенства закона. Содержание диалектики недоступно не только для граждан, но даже для представителей законодательной власти, которые не способны чётко обозначить, какой именно правовой акт считать подлинным, которым будут руководствоваться правоохранительные органы, чтобы обеспечить права человека и гражданина. Тот документ, на который будут ориентироваться при составлении нормативных актов и который будет отражать национальные особенности культуры наших граждан.

Касательно духовных ценностей, то они находятся в недрах нашего общества. Среди них добро, честь, долг, справедливость и многое другое.

В. Шукшин выразил это применительно к русскому народу так: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком".

Важно понимать, что на территории России не только русский народ участвовал в формировании, отсеивании и сохранении ценностей. Множество народов и народностей приложили к этому свои силы, передавали суть ценностей из поколения в поколение, даже не учитывая все специфические особенности национального характера. В этом исключительность российской государственной общности, которая населена разными нациями. Но несмотря на это смогла утвердиться единая система духовных ценностей, которые сегодня, к сожалению, размываются.

Формирование новой системы ценностей

Для современного российского общества характерно вынесения духовных ценностей за пределы собственного бытия. Причина на уровне страны кроется в отсутствии государственной идеологии. Тип социально-экономического развития не подталкивает людей к поиску и утверждению системы ценностей, которая смогла бы регулировать деятельность людей, ориентированную на создание позитивного развития страны. Сущность рыночной экономики не подразумевает ничего подобного.

В сложившейся ситуации стоит ещё учитывать тот факт, что активная часть населения страны, примерно до 26 лет, не может определиться с приоритетами в ценностях.

По результатам исследований, которые были проведены Институтом социологии Российской академии наук, в стране преобладают те граждане, которые самостоятельно не могут определиться со своей судьбой. При этом многие из них придерживаются мнения, что их роль в государственной жизни незначительна, что самое правильное в данных условиях – приспосабливаться к реалиям, поскольку в стране доминирует несправедливость и изменить ничего невозможно.

Здесь важно понять, что наиболее эффективным будет избавление людей, общества и страны от негативного мышления и использования мер по очищению общества от негативных ценностей. Это может быть решено с помощью принципов, норм и правил жизнедеятельности общества и человека, основанных на объективных законах развития человека и общества. Здесь такие:

  • Идеи становления и развития личности в российском обществе, а также развития общностей и общества в целом.
  • Реальная профессиограмма современной личности, те качества и особенности как личные ценности, способные обеспечить ей осуществление созидательного творческого труда.
  • Система образования и воспитания, которая отвечает требования позитивного развития человека и общества.
  • Система социальной работы, которая объективно соответствует социально-политической и экономической ситуации в стране.
  • Система социальной работы, анализа и оценки ценностей общества, а также соответствующие средства контроля их распространения в обществе.

Действенный способ в данной ситуации мог видиться также в изменении политических и экономических приоритетов, которые утверждены идеологическими ориентирами и предусматривают социальную справедливость, взаимоответственность личности и общества, гарантии всестороннего развития каждому человеку. Это привело бы к изменениям в системе образования и воспитания, тем самым изменив курс на позитивное развитие человека с высокими идеалами и ценностями. Огромное значение придало бы утверждение в экономической сфере паритета различных форм собственности с переориентацией их потом на государственную и общественную.

Существенным стало бы изменение деятельности социальных организаций и учреждений, которые ориентированы на отечественные, проверенные временем, духовные ценности, которые отвечают требованиям каждого человека и каждой личности.

Сегодня можно наблюдать за тем, как формируется новая система ценностей в России. Однако ответить на вопрос, какой она будет, однозначного ответа нет. Очевидно то, что она будет учитывать специфические особенности развития народов России, в ней будут отсутствовать готовые способы становления системы ценностей. Она будет предусматривать необходимость поиска новых способов связи ценностей разных поколений и культур. В этом и заключается самая главная сложность всего процесса создания новой системы ценностей. Но всё же стоит сказать, что в сегодняшней ситуации есть все предпосылки для проявления творческой активности для выявления потенциала позитивного развития в самом человеке и в стране.

Читайте также: