Сколько наиболее известных подходов к пониманию коррупции

Обновлено: 02.07.2024

1. Основные подходы к исследованию коррупции

2. Причины коррупции

Экономические причины – низкие заработные платы чиновников и в тоже
время их высокие полномочия и возможности влиять на деятельность граждан и
фирм;
Институциональные причины - основываются на отсутствии прозрачности,
закрытости деятельности государственных ведомств, на громоздкой, обширной
системе отчетности, неоднозначной системе законотворчества, а так же на слабой
кадровой политике страны, которая допускает возможность продвижения по
службе не основываясь на рабочих качествах сотрудника;
Социально-культурные причины - происходят от деморализации граждан,
недостаточной их информированности, организованности и пассивности.

3. Признаки коррупции

7. В Федеральном законе №273 коррупция это:

злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное
незаконное использование физическим лицом своего должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства в целях
получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному
лицу другими физическими лицами;
совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от
имени или в интересах юридического лица.

8. Основные подходы к исследованию коррупции:

1. Бихевиористская модель;
2. Принципиал-агентская модель;
3. Функциональная модель;
4. Институциональная модель.

9. Бихевиористская модель

Коррупция представляется как злоупотребление должностным статусом,
полномочиями, ресурсами общества и государства с целью получения
преимуществ (как материальных, так нематериальных).
Дж. Ван Клаверен считает, что коррумпированный чиновник
рассматривает свою службу как частное предприятие, прибыльность
которого следует максимально повысить.
Акт коррупции нарушает ответственность по отношению к системе
общественного или гражданского порядка и, следовательно, разрушителен
для этих систем.
Согласно учению бихевиоризма, попадая в коллектив, человек
перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты.

10. Принципиал-агентская модель

Предполагается, что в отношения вступают два действующих лица:
принципал (доверитель) и агент.
1. Принципал и агент заключают контракт (не всегда этот контракт формален,
т.е. обличен в форму заверенного сторонами документа).
2. Принципал формулирует цели, которые должен реализовывать агент;
передает часть своих ресурсов для достижения указанных целей;
устанавливает вознаграждение за работу агента по достижению своих целей;
назначает санкции за нарушение агентом контракта.
3. Агент обязуется работать на достижение целей принципала; использовать
переданные ему и принадлежащие принципалу ресурсы исключительно для
достижения установленных принципалом целей.
Признаки коррупционного поведения – нарушение контракта,
предательство, корыстное использование ресурсов принципала.

11. Опосредованная коррупция характеризуется следующими особенностями:

Получаемое чиновником вознаграждение предназначено не лично ему, а
используется для достижения политических целей и само по себе вовсе не
наказуемо, как при обычной коррупции;
Непристойно не только вознаграждение само по себе, а то, как чиновник
его обеспечивает (то же относится и к выгоде частного лица);
Связь между вознаграждением и выгодой непристойна еще и потому, что
она наносит ущерб демократическому процессу.

12. Функциональная модель

13. Институциональная модель

14. Ценностно-нормативный подход:

С его помощью мы можем соотнести коррупцию как использование
публичного статуса в корыстных целях с нормами закона и общественной
морали;
В какой мере исполнение законов и соблюдение морально-этических
норм является ценностью не только чиновников, но и граждан;
Именно ценностная оценка коррупции как явления не только
разлагающего аппарат управления, но и подрывающего доверие людей к
власти является определяющим фактором борьбы с коррупцией.

15. Формула коррупции американского профессора Клиитгарда:

К=М+П-О
К – коррупция,
М – монопольное положение должностного
лица в системе властных отношений,
П – произвольность в выборе решений,
О – отсутствие ответственности.

16. Также можно представить формулу коррупции в виде:

К = Б + ВНО – ОК - О
К – коррупция,
Б – бюрократизм,
ВНО – возможность незаконного обогащения,
ОК – отсутствие контроля,
О – отсутствие ответственности перед руководством.

17. Факторы, усиливающие коррупционные проявления:

Низкую заработную плату сотрудников низшего звена управления;
низкий уровень социальной защищенности служащих;
кадровый протекционизм (прием на работу родственников,
друзей);
сращивание власти и бизнеса;
отсутствие ротации кадров;
безнаказанность.

18. Измерение уровня коррупции

19. Индекс восприятия коррупции (CPI)

20. Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции

21. Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции (продолжение)

22. Индекс контроля коррупции

Данный показатель позволяет оценить и измерить состояние коррупции в
различных государствах.
Определяется Всемирным банком, акционерами которого являются 187
государств.
Определяется по данным из 24 источников, которыми служат
межгосударственные, государственные, неправительственные и
коммерческие организации. Из этих источников 15 предоставляют
экспертные оценки, а девять – опросы представителей фирм и
домохозяйств. При этом из всех 24 источников учитываются только девять.

23. Индекс непрозрачности


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих


Несмотря на различные подходы, в целом, коррупция на протяжении веков рассматривается как явление, парализующее государственную власть и подрывающее ее основы на протяжении многих тысячелетий. Современное международное уголовное право не ограничивает понятие коррупции злоупотреблением государственной властью, но включает в неё неправомерные действия должностных лиц коммерческих организаций, а также относит к коррупционным преступлениям, кроме взяточничества (подкупа), ряд преступных деяний, связанных со злоупотреблением служебным положением [7]

То, в свою очередь, политическая наука подходит к определению коррупции, прежде всего, как к фактору, деформирующему политическую организацию общества. Политологическое исследование коррупции предполагает определение причинно-следственных связей данного феномена с системой политических отношений, властью, политическими институтами и процессами. Взаимосвязь коррупции с другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств, превратило коррупцию в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Политологи Барис В.В. и Модестов С.А. первостепенное внимание обращают на такие формы коррупции, как незаконное финансирование политических партий, парламентские злоупотребления, торговля влиянием.

Таким образом, характерным признаком коррупции с политологической точки зрения является конфликт между действиями продажного должностного лица и интересами государства, либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Ю.О. Народицкий определяет коррупцию, как социальное явление, выражающееся в противоправном использовании должностными (уполномоченными) лицами предоставленных им полномочий в своих частных (в том числе личных) интересах и целях и против интересов уполномочивших их лиц (юридических и физических) [11, с. 27].

Каждое из приведенных выше определений понятия коррупции является ограниченным, но все они содержат те или иные существенные признаки современной коррупции и потому в совокупности довольно полно описывают ее проявление. Тем не менее, несмотря на международный опыт и отечественную практику, к настоящему времени не выработано какого-либо универсального определения коррупции. Рассмотренные выше виды и формы коррупции: кумовство, фаворитизм, взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, позволяют отметить, что как зарубежные, так и отечественные классификации видов и форм коррупции не являются завершенными. Это объясняется тем, что в условиях постоянно меняющейся социальноэкономической, политической ситуации в мире могут появляться новые виды и формы коррупционных отношений, что, в свою очередь, предполагает необходимость постоянного мониторинга состояния и эволюции данного явления в целях выработки эффективных антикоррупционных мер. Таким образом, термин коррупции имеет достаточно глубокие исторические корни, обусловлен социальными, экономическими и политическими факторами, а также характеризуется специфическими национально-государственными формами воплощения. Коррупция, будучи непосредственно связана с механизмами государственного управления, встречается практически в любой политической и экономической системе

1. Аристотель. Политика / пер. С.А. Жебелева // Соч. в 4 т. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4.

3. Геосид. Полное собрание текстов / пер. В. Вересаева, О.П. Цыбенко. Вступительная статья В.Н. Ярхо. Комментарии О.П. Цыбенко и В.Н. Ярхо. – Лабиринт, 2001. – 256 с.

Запись создана: Понедельник, 10 Сентябрь 2018 в 4:00 и находится в рубриках Современность.

Работа содержит 1 файл

под раздел 2 Грибков М.А.docx

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОРРУПЦИИ

Грибков Максим Александрович

Ассистент кафедры Государственного и муниципального управления

Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

В условиях модернизации системы государственного и муниципального управления, перехода российской экономики к инновационному типу развития возникает опасность разрастания коррупционных проявлений.

Вот уже много лет отечественные и зарубежные исследователи изучают коррупцию, однако, в научной среде до сих пор отсутствует единый подход к определению её понятия. Это связано со сложностью и многогранностью этого явления, ведь коррупция - это и экономическая, и правовая, и социальная проблема. Между тем, для активного, системного, а главное - результативного противодействия коррупции необходимо скрупулезно изучить её сущность.

За время своего существования понятие коррупции меняло смысловую нагрузку в зависимости от развитости государств, доминирующей идеологии, этики и ряда других факторов, поэтому чтобы глубже проникнуть в сущность коррупции обратимся к её истории.

По мнению ряда исследователей, первые упоминания о коррупции содержаться в знаменитых Законах вавилонского царя Хаммурапи:

«§ 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

Изучению коррупции серьезное внимание уделяли великие мыслители XV-XVII вв.

Так, итальянский философ Никколо Макиавелли (1469-1527) сравнивал коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легко лечить, а позже — уже легко распознать, но почти невозможно лечить 5 .

Таким образом, мы можем предположить, что именно в XV-XVII вв. понятие коррупции начало приобретать современный смысл.

В ХХ веке на международном уровне велась активная работа по исследованию коррупционных проявлений. Результатом такой работы стал ряд международных правовых актов, направленных на противодействие коррупции.

Следует отметить, что законодатель осторожно подходит к определению коррупции в международном контексте, поскольку ему необходимо создать термин, обобщающий всё разнообразие коррупционных проявлений в мире.

Тогда как уже в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 13 коррупция определяется как умышленные уголовно наказуемые деяния, которые включают:

а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Такое узкое толкование коррупции обусловлено, на наш взгляд, тем, что Конвенция посвящена, прежде всего, борьбе с транснациональной организованной преступностью, а не с конкретными проявлениями преступности.

Россия на протяжении многих лет оставалась без легального определения одного из самых общественно опасных явлений в российском обществе, потому что, во-первых, отсутствовала политическая воля, направленная на борьбу с коррупцией, а во-вторых, в отечественной науке не было единого подхода к пониманию коррупции.

Однако если вглядеться в структуру российского легального определения, мы можем заметить, что в его основе лежит международное определение коррупции, и поэтому все слабые места международного определения проецируются на российское определение коррупции.

На наш взгляд, таким определением законодатель хотел привязать закон о противодействии коррупции к уголовному кодексу, чтобы избежать создания дополнительной, параллельной уголовной, антикоррупционной отрасли права.

Правоохранительные органы в апреле 2010 года опубликовали перечень преступлений коррупционной направленности 21 , который включает в себя 7 составов преступлений: ст. 141.1 (нарушение порядка финансирования избирательной кампании), ст. 184 (подкуп участников и организаторов спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), п. "б" ч. 3. ст. 188 (контрабанда, совершенная должностным лицом), ст. 204 (коммерческий подкуп), ст. 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), ст. 290 и 291 (получение и дача взятки) Уголовного кодекса РФ 22 . Кроме того, законоприменители называют также 37 составов преступлений, которые при определенных условиях также могут стать коррупционными, в частности служебный подлог, превышение полномочий и мошенничество. Такое понимание коррупции по своей форме несколько противоречит легальному определению, хотя в своем этимологическом значении и соответствует сути этого явления.

Существующая неопределённость в понимании коррупции чревата не только злоупотреблениями при проведении статистических показателей, но и препятствиями в выработке адекватных мер, направленных на минимизацию коррупционных проявлений. Поэтому основываясь на проведенном анализе различных понятий и основных признаков коррупции, по мнению автора, наиболее соответствующим современным требованиям является следующее определение: под коррупцией следует понимать способ взаимодействия субъектов правоотношений, при котором один из субъектов (чаще оба) нарушают установленный законом порядок в целях извлечения личной выгоды.

1 Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ Д. Медведевым 31 июля 2008 года Пр-1568)

2 Хрестоматия по истории Древнего Востока. // T. 1. Перевод В.А. Якобсона в частичной обработке А.А. Немировского. М., 1980.

3 Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. // Монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008.

4 Памятники римского права. М.: Зерцало, 1997.

5 Machiavelli N. Opere. Milano, 1954.

6 Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // М., 1936.

АВ 2001г. Выпуск 44 Сущность коррупции. Условия возникновения и последствия (часть I)

Слово коррупция сложилось из сочетания латинских слов согеi - несколько участников в обязательном правоотношении по поводу единственного предмета спора и rum- реге - нарушить что-либо, в частности, рассматривается нарушение индивидами сложившихся этических норм для получения выгоды. Как социально-негативное явление в обществе коррупция известна очень давно. С древних времен, однако, его содержание толковали по- разному. Например, определение согиmреге в римском праве понималось как портить, фальсифицировать, подкупать и обозначало в целом противоправное действие, предпринятое в первую очередь против судьи.
По Никколо Макиавелли, коррупция - это использование публичных возможностей в личных интересах. В работе Государь , характеризуя советников государей, т.е. должностных лиц, он, в частности, писал: Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться .
Данное понятие по разному раскрывается и в словарях и энциклопедиях. В частности, в Словаре русского языка коррупция определяется как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей .
В Политическом словаре понятие коррупция - обозначает разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей .
В Большой советской энциклопедии слово коррупция толкуется как прямое использование должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения, а также подкуп должностных лиц, их продажность .
В Российской юридической энциклопедии коррупция определяется как использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения , получения материальных и иных благ и преимуществ как в личных, так и групповых интересах.
В политике понятие коррупция используется для характеристики морального состояния общества в целом. В этом контексте коррупция рассматривается как социальная болезнь, преграда на пути экономического прогресса или угроза легитимной политике, обусловленная доступом к власти преступных элементов.
В науке также нет единого понимания феномена коррупции.
М. Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития.
Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения".
Определенный вклад в дело прояснения феномена коррупции внес итальянский ученый Д. Делла Порта, который ввел понятие политический бизнесмен . Он приходит к выводу, что в настоящее время расширение коррупции обусловлено кризисом традиционных политических партий, в результате которого происходит понижение барьеров нелегального поведения, а также замещение политического класса, руководствовавшегося преимущественно идеологией, индивидами, рассматривающими политику прежде всего как бизнес.
Среди нелиберальных теорий следует назвать теорию поручения, теорию прав собственности и теорию общественного выбора. Сторонники теории общественного выбора строят модель коррупционного рынка, опираясь на теории поиска ренты и поручения, и рассматривают коррупцию как особую форму ренты. Они объясняют индивидуальные неблаговидные действия стремлением индивида к достижению главной цели - максимализации благосостояния в мире ограниченных ресурсов. При этом ни моральные соображения, ни общественное давление не оказывают никакого влияния на его поведение, а единственным существенным фактором является страх наказания.
Американский ученый С. Рауз-Аккерман подразделяет коррупцию на политическую, связанную с процессом принятия закона, и на административную, обусловленную их применением. Источником политической коррупции, распространившейся в выборных органах, является поддержка законов в парламенте. Коррупционное поведение законодателей объясняется временной природой их политических мандатов. Автор предлагает ряд политико-экономических моделей, в которых на основе экономического расчета анализируется стратегия политических деятелей, стремящихся максимизировать число подаваемых за них голосов. Рациональность политики состоит в том, чтобы просчитать различные соотношения расходования своих коррупционных доходов на личные и политические цели. Ученый отмечает, что для предотвращения коррупции должна применяться система адекватных наказаний: наказание для фирмы должно соотноситься с размером ее прибыли, а для бюрократов - с размером полученной взятки. По его мнению, эффективность антикоррупционной политики определяется не только тяжестью санкций, но и структурой рынка фирм, организованными формами администрации, а также точностью распоряжений правительств.
Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные по- следствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет:
а) стимулирование экономического роста; б) содействие политическому развитию.
Стимулирование экономического роста предполагает: 1) накопление капитала; 2) предприимчивость; 3) проникновение делового подхода в бюрократическую среду и т.д.
В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации стремления к получению при- были.
Под влиянием коррупции здесь возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такой рынок позволяет выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена.
Содействие политическому развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя формированию политических партий, участвующих в выборах стимулирует массовое участие в политическом процессе.
Что касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет следующие: а) препятствие экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции.
Пытаясь разобраться в многообразии формулировок коррупции, многие исследователи предлагают различные схемы классификации существующих определений. Так, профессор Ж. Картье-Брессон разделяет все используемые в социальных науках термины на три категории.
В первую входят определения, опирающиеся на понятие обязанностей администрации; во вторую - на понятие общественного интереса; в третью включаются экономические определения, базирующиеся на неолиберальных макроэкономических теориях.
М. Джонстон выделяет три группы определений коррупции: бихевиористские , основывающиеся на объективных или субъективных критериях; вписывающиеся в модель шеф - агент - клиент и неоклассические.
В соответствии с бихевиористским определением коррупция - это злоупотребление общественной должностью, полномочиями или ресурсами в целях получения личной выгоды. В связи с этим возникает вопрос о поиске объективных критериев для определения понятий злоупотребление , общественное и личное . Сторонники этого направления (т.е. бихевиористского ) ссылаются либо на то, что такие критерии содержатся в конкретных законах или инструкциях, либо на понятие общественный интерес . В качестве одного из способов оценки масштабов коррупции они предлагают критерии, связанные с общественным мнением или культурными нормами и стандартами, т.е. пытаются исходить из того, в какой степени тот или иной акт коррупции вызывает реакцию общества или отдельных его слоев.
Большинство из имеющихся объективных определений коррупции концентрируется вокруг одной из трех категорий: бюрократический аппарат, рынок и общественный интерес. Примером определения первой категории служит толкование коррупции, предложенное Дж. С. Наемом: Коррупция - это поведение, отклоняющееся от того, которое предписано должностному лицу имеющимися правилами, и обусловленное желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающие ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций .
К определениям, ориентированным на специфику рыночного механизма, относится формулировка, предложенная Дж. Ван Клавереном, писавшим, что коррумпированный чиновник рассматривает свою службу как частное предприятие, прибыльность которого следует максимально повысить. Должность становится, таким образом, орудием извлечения максимальной прибыли. Ее размеры зависят . от рыночной конъюнктуры и его (чиновника) способностей найти оптимальную точку на кривой общественного спроса .
К бихевиористским определениям, основанным на понятии общественный интерес , относится, например, определение А. Рогоу и Д. Лассвелла, которые пишут, что акт коррупции нарушает ответственность по отношению к системе общественного или гражданского порядка и, следовательно, разрушителен для этих систем. Поскольку для последних общественный интерес выше частного, нарушение общественного интереса для извлечения личной выгоды представляет собой акт коррупции.
Определения коррупции, опирающиеся на схему шеф - агент - клиент , концентрируют внимание не на предварительном составлении каталога коррупционных нарушений, а дают ей косвенное толкование через анализ внутренних взаимодействий бюрократического аппарата. Здесь чиновник, исполняющий оперативные функции (агент), фигурирует не сам по себе, а в системе рабочих отношений между лицом, облеченным властными полномочиями (шефом), и частным лицом, с которым он общается (клиент).
Одно из первых определений коррупции в рамках модели шеф - агент - клиент принадлежит Э.К.Бэнфилду, считающему, что коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, уполномочивающий и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы уполномочивающего в жертву собственным, нарушая при этом закон .
Однако хотя определения, опирающиеся на эту модель, достаточно полно описывают коррупцию в бюрократической среде, они практически неприменимы к формам коррупции, выходящим за ее рамки (коррупция в рыночном обращении, блат). В неоклассическом варианте коррупция определяется как злоупотребление такого рода, которое воспринимается в этом качестве на основании нормативов правового и общественного характера, составляющих систему общественного порядка.
Попыткой актуализировать представление о коррупции, предложенное еще классической политической доктриной, как о свойстве политического действия особого рода является также концепция опосредованной коррупции Д. Томпсона. Опосредованная коррупция характеризуется следующими особенностями: 1) получаемое чиновником вознаграждение предназначено не лично ему, а используется для достижения политических целей, и само по себе вовсе не наказуемо, как при обычной коррупции; 2) непристойно не вознаграждение само по себе, а то, как чиновник его обеспечивает (то же относится и к выгоде частного лица); 3) связь между вознаграждением и выгодой непристойна потому, что она наносит ущерб демократическому процессу, а не потому, что чиновник руководствуется коррупционными мотивами. Таким образом, устанавливая связь между действиями отдельных чиновников и качеством демократического процесса, концепция опосредованной коррупции частично соединяет современное понятие обычной коррупции с понятием системной коррупции, с которым имеет дело традиционная политическая теория.
В докладе межрегионального семинара по коррупции в правительстве, организованного ООН в 1989 г., коррупция определяется как злоупотребление государственной властью и полномочиями в целях получения личной и групповой выгоды
В отчете Всемирного банка, посвященном роли государства в современном мире, коррупция определяется как злоупотребление государственной властью ради личной выгоды .
В проекте Закона РФ О борьбе с коррупцией , под правонарушениями, связанными с коррупцией, понимается противоправное деяние, совершенное лицом, обеспечивающим исполнение полномочий государственного органа или полномочий органа местного самоуправления, либо приравненным к нему лицом, заключающееся в незаконном получении материальных благ и преимуществ с использованием своего должностного положения или статуса органа (учреждения), в котором оно замещает государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, выборную муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы, либо статуса иных органов (учреждений). .
Анализ международно-правовых актов показывает, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Данное понятие включает в себя и взяточничество, и покровительство на основе личных связей, и незаконное присвоение государственных средств для личного использования.
В рамках Совета Европы принято более широкое понятие коррупции. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений. Другими словами, субъектом коррупционных деяний может быть не только должностное лицо. Понятие охватывает и лиц, занятых в частном секторе.
Несмотря на вполне объяснимое отсутствие надежных статистических данных о масштабах коррупции и какого-либо базового эталона, позволяющего их точно измерить, большинство аналитиков отмечают ее резкий рост в последние два десятилетия.
Различают верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

© Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, 2008
© Правовое управление, Информационно-аналитическое управление 2000-2008

Читайте также: